Методология. А. М. Новиков д. А. Новиков методология
Скачать 3.22 Mb.
|
Принцип единства отражения и выражения [231]. Еще в литературе фигурирует выражение «изображение и выра- жение» [94, 137 и др.]. Однако в данном случае понятие ху- дожественного отражения шире и глубже, чем художествен- ное изображение. Действительно, искусство, как форма общественного сознания, не может не отражать объективную реальность. Отражательная природа искусства очевидна в тех его видах, художественный образ в которых строится на изображении жизненных явлений (живопись, скульптура, графика, художественная литература; кино- и телеискусство; театр). Но и в тех видах художественного творчества, в кото- рых образ не строится на изображении, воспроизведении явлений действительности (музыка, декоративно-прикладные искусства, архитектура, хореография и т.д.), также осуществ- ляется отражение мира те только субъективного, но и объек- тивного. Архитектура не стремится изображать какие-либо явле- ния. Однако, не изображая конкретных явлений, архитектур- ное сооружение отражает действительность. И.В. Жолтовский писал, что «архитектура правдива и жиз- ненна не только тогда, когда она обслуживает наши бытовые нужды, но и тогда, когда она, как и другие виды искусства, создает живой образ, образ жизни» [140]. Сама эмоциональ- ность архитектурных сооружений, без которой они не могут быть произведениями искусства, имеет своим истоком отра- жение жизни, человека, общества. Музыка тоже не является изобразительным искусством. Однако, по словам композитора и музыковеда Б.В. Асафьева, «как всякая познавательная и перестраивающая действитель- ность деятельность человека, музыка руководится сознанием и представляет собою разумную деятельность. Чувственный, то есть эмоциональный тонус, неизбежно присущий музыке, не является ее причиной, ибо музыка – искусство интонируе- Введение в методологию художественной деятельности 385 мого смысла. Оно обусловлено природой и процессом инто- нирования человека: человек в этом процессе не мыслит себя вне отношения к действительности …». Б.В. Асафьев опреде- лял музыку как искусство «образно-звукового отображения действительности средствами голосового аппарата человека и музыкального инструментария, в значительной степени вос- производящего человеческий процесс интонирования, осо- бенно в становлении мелодии» [11]. Таким образом, понятие «отражение» шире понятия «изображение». Изображение предполагает ту или иную степень внешнего подобия с объектом изображения. Это воспроизведение внешних форм отражаемых явлений. Отра- жение же может осуществляться не только в виде изображе- ний даже в тех видах искусства, в которых художественный образ строится на принципе изображения. Так, К. Маркс отмечал, что произведения английских романистов XIX века: Диккенса, Теккерея, Бронте, Гаскелл «в ярких и красноречи- вых книгах раскрыли миру больше истин, чем все профес- сиональные политики, публицисты и моралисты вместе взя- тые …» [135, Т. 37, С. 36]. В то же время, в художественном произведении – худо- жественном образе – художник одновременно выражает свой субъективно-личностный мир и передает свое духовное со- держание реципиенту – «потребителю». В художественном произведении выражается внутренний мир – субъективная реальность – как персонажей, изображаемых художником, так и самого художника как неповторимой личности. Самый наглядный пример можно видеть в учебных художественных мастерских, когда 10-15 студентов пишут одну и ту же поста- новку, но в результате получается ровно столько совершенно разных картин (эскизов), сколько было в мастерской студен- тов. Художник не только получает информацию о явлениях действительности, но и оценивает их. Оценка является духов- ным отношением субъективной реальности к объективной, отражением явлений действительности с позиции духовного мира, интересов и потребностей личности художника. Однако 386 Глава 4 духовный мир художника несет в себе наряду с личностной психологией и общественную психологию, выражая в произ- ведениях искусства общественные идеи, общественные на- строения, проблемы, потребности и идеалы – но, опять же, через призму личностного выражения. В этой диалектике личностно-индивидуального и соци- ально-общественного заключена суть искусства как процесса творческой деятельности и его результата. В научной дея- тельности тоже важна индивидуальность ученого, но она скрыта в общезначимых результатах научного исследования. В художественном же творчестве индивидуально-личностное начало выдвигается на первый план и является самоценным. Единство отражения и выражения образует суть художе- ственного моделирования действительности, поскольку вся- кая модель является отражением объекта и, в то же время, воссозданием его некоторых существенных связей [231]. Принцип единства отражения и преображения. Отра- жая действительность, художник одновременно и преобразу- ет ее: материально или идеально, преобразует реальную дей- ствительность или создает вымышленную, воображаемую. Преобразование (преображение) действительности искусст- вом имеет несколько аспектов. Во-первых, в чисто элемен- тарном материальном аспекте – живописец в процессе напи- сания картины использует кисти, краски, холст и создает то, чего раньше в материальном мире не существовало – новую картину. Далее, в этом же аспекте в результате соединения преобразовательной и художественной деятельности образу- ются все плоды скрещения техники и искусства: архитектура, прикладные искусства, дизайн, оформительское искусство и искусство рекламы, то есть все проявления художественно- конструкторской, как она точно именуется, деятельности. В этом их ряду мы встречаемся с разными соотношениями художественной и конструктивной активности. В создавае- мых здесь вещах и сооружениях утилитарно-техническая сторона может резко преобладать над художественно- эстетической (скажем, в промышленной архитектуре или в Введение в методологию художественной деятельности 387 дизайне станков). Или, напротив, преобладать может художе- ственная сторона (как это имеет место во многих ювелирных изделиях, в посуде декоративного назначения и тому подоб- ных вещах, рассчитанных в первую очередь на удовлетворе- ние эстетических потребностей людей). А может наблюдать- ся относительное равновесие утилитарно-эстетических начал. Это то, что касается художественно-материального пре- образования действительности искусством. Во-вторых, не менее, а, очевидно, более важными аспектами является роль искусства в духовном преобразовании человека и общества. Так, внушающая сила искусства вызывает переживания, не менее подлинные, чем переживания, вызванные самой жизнью. «Над вымыслом слезами обольюсь», – писал А.С.Пушкин. Но ведь слезы, порожденные вымыслом, – настоящие слезы! Искусство способно быть источником подлинных переживаний, благодаря чему оно может идеаль- но восполнять то, что необходимо человеку для удовлетворе- ния его потребностей. Катарсис очищения снимает духовное напряжение личности. Катарсис предполагает своеобразное удовольствие даже при восприятии трагического (речь идет об эстетическом восприятии именно трагического, а не про- сто ужасного). Доставляя наслаждение, художественное произведение может быть средством отдыха и развлечения. Но «хитрость» искусства заключается в том, что оно, развле- кая человека и доставляя ему наслаждение, пробуждает к активности все его высшие способности и силы, побуждая его к активности, к творчеству, к самосовершенствованию, к стремлению стать лучше. Искусство формирует идеалы, к воплощению которых человек начинает стремиться. Так, к примеру, дети, молодежь, а нередко и взрослые люди зачас- тую стремятся «копировать» понравившихся им героев книг и кинофильмов. Далее, художественное творчество обладает огромной социальной действенностью. Произведения художественного творчества могут объединять людей общностью вызываемых ими идей и переживаний, то, что сами эти произведения в 388 Глава 4 известной мере символизируют единение той или другой общности людей, – все это делает искусство способным ока- зывать воздействие на политическую сферу общественной жизни, на область отношений между различными социаль- ными группами, государствами, нациями. Государственный гимн – это искусство, переходящее в жизнь, которая тем самым обретает новую эстетическую ценность. Конечно, можно привести множество фактов, сви- детельствующих о социально-организаторской роли песенно- го творчества, художественной литературы и музыки. Твор- чество таких поэтов, как Данте, Гете, Пушкин стало синонимом национального самосознания целых народов. Огромно социальное воздействие таких произведений лите- ратуры, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «На смерть по- эта» М.Ю. Лермонтова, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Овод» Э.Л. Войнич, или таких произведений музыки как Девятая симфония Бетховена и Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича. А сколько театральных спектаклей и кинофильмов заряжали людей энергией социального дейст- вия! Большое социально-организующее воздействие способно оказывать и изобразительное искусство. Свидетельство тому – политический плакат времен Великой Отечественной вой- ны. Архитектура своим пространством не только организует совместную деятельность людей, но и символизирует целые эпохи, государства, национальные общности и социальные преобразования, как, например, египетские пирамиды, Пар- фенон, Кельнский собор, здание Парламента в Лондоне, Смольный институт в Петербурге, Московский Кремль. По- литические символы (гербы, знамена, эмблемы) – это произ- ведения декоративно-прикладного искусства. Как видим, социально-организаторской функцией обла- дают произведения различных видов художественного твор- чества. Таким образом, художественная деятельность направ- Введение в методологию художественной деятельности 389 лена на преобразование, преображение и человека, и общест- ва. В том числе, доказано, что искусство может непосредст- венно влиять на профессиональную деятельность людей. Так в США был проведен своеобразный эксперимент. Группа администраторов одной телефонной компании, в течение 10 месяцев отключенная от профессиональной деятельности, осуществляла обширную гуманитарную программу, в кото- рой большое место было отведено чтению книг, посещению театров, музеев, выставок, концертов. И оказалось, что после всего этого не только возросла их профессиональная актив- ность, но решения стоящих перед ними проблем и задач стали более самостоятельными и нестандартными, творче- скими [25]. В-третьих, искусство может создавать другую реальность – вымышленную, создавать то, чего нет в мире, не было, а, подчас и не может быть – скажем, в сказочно-фантастических жанрах или в микрообразах типа метафоры, гиперболы и т.п. 4.2. Средства, методы и формы художественной дея- тельности В эстетике, искусствоведении, теории литературы сло- жилась традиция, по сути дела, неразличения методов и средств художественной деятельности. При этом в качестве метода выделяются, в основном, лишь определенные течения: романтизм, реализм и т.д. (см. ниже). Все остальное принято считать средствами художественной деятельности. Такая точка зрения тоже правомерна. В общем случае такая интер- претация средства деятельности означает, что под средством понимается все то, что человек помещает между собой и предметом труда для получения продукта труда в соответст- вии с поставленной целью. При таком понимании средствами деятельности становятся и ее содержание, и формы, и методы и собственно средства. 390 Глава 4 В нашей же работе, поскольку мы с единых позиций опи- сываем основы организации разных видов деятельности, попробуем все же разделить средства и методы художествен- ной деятельности, исходя из того, что средства определяются как то, с помощью чего, посредством чего делается, а методы определяются как способы деятельности, иначе говоря, как делается. Как и в любом виде деятельности, если говорить в самом общем смысле, средства художественной деятельности могут быть выделены в те же классы: материально-технические средства, информационные, языковые средства, логические, математические средства. Однако в художественной деятель- ности они приобретают совсем иное звучание, удивляя своим богатством и разнообразием, своей выразительностью по сравнению с довольно-таки скудно-утилитарным набором средств практической и научной деятельности. Материально-технические средства. Материал в ху- дожественной деятельности – это вещественная «плоть» искусства, которая необходима художнику в процессе твор- чества: гранит, сангина, театральный реквизит, сценическая или съемочная площадка и т.д. Когда строитель обтесывает глыбу гранита или мрамора, он заставляет эти куски природы удовлетворять потребности человека. Когда ученый выявляет свойства этих же материа- лов, он заставляет их заговорить о себе как об объектах, неза- висящих от человека. Прикосновение художника к этому же мрамору, граниту заставляет его заговорить о том, что волну- ет человека, и что последний считает своей собственной подлинно человеческой сущностью. Материал увлекает, обещает, манит художника, возбуж- дает его воображение и творческий импульс по его пересоз- данию. Но ставит определенные границы, связанные с его возможностями. Эта связь материала и условностей, накла- дываемых искусством, оценивалась художниками диалектич- но: и как мучительное ограничение, сковывающее воображе- Введение в методологию художественной деятельности 391 ние, и как источник радости мастера, одержавшего победу над неподатливостью материала. Выбор материала определяется индивидуальными осо- бенностями художника и конкретным замыслом, а также уровнем общих видовых формально-технических возможно- стей и стилевых устремлений искусства в ту или иную эпоху. Начиная с конца XIX – начала XX века искусство начи- нает стремительно осваивать технические средства: фото- графия, кино, радио, телевидение, в последнее время – ин- формационные технологии и компьютеры, в частности компьютерная графика и анимация. Эти технические средства неизмеримо раздвигают границы возможностей художест- венной деятельности. Логические средства в художественной деятельности играют такие весьма существенную роль: логика сюжетной линии романа, логика театральной постановки, логика по- строения симфонии и т.д. Даже в архитектуре каждое соору- жение имеет свою определенную логику. Вместе с тем, применение логических средств в искусст- ве, в отличие от практической и научной деятельности, спе- цифично. В науке, в практике считается, что чем логичнее высказаны мысли, чем логичнее написано научное произве- дение, тем лучше – в обход даже вошло выражение «железная логика». В искусстве же иначе. В искусстве важна еще и определенная недосказанность. Произведение искусства, выстроенное в «железной логике» становится примитивным, сухим и неинтересным. «Произведение литератора, – писал М. Горький, – лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда читатель видит все, что показывает ему литератор, когда литератор дает ему возможность тоже «вообразить» – допол- нить, добавить – картины, образы, фигуры, характеры, дан- ные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний» [51, С.116]. Слушание музыки, созерцание произведений живописи, скульптуры и киноискусства, чтение художественной литера- 392 Глава 4 туры дает возможность каждому человеку привносить в вос- производимое произведения свой жизненный опыт, свое видение мира, свои переживания, свою оценку. Так что логи- ка художественного произведения задает лишь определенные ориентиры, построенные художником. Языковые средства художественной деятельности обра- зуют иерархические структуры. Можно говорить в целом о языке искусства вообще. Языку искусства присуща специфи- ческая знаковость, знак есть чувственно воспринимаемый предмет, обозначающий другой предмет и замещающий его в целях коммуникации. В произведении искусства материаль- но-изобразительная сторона представляет не только самое себя: она отсылает к иным предметам и явлениям, сущест- вующим помимо материализованного плана. Кроме того, как всякий знак, художественный знак предполагает понимание, коммуникабельность между художником и реципиентом. Признак семиотической системы заключается в том, что в ней вычленяется элементарная знаковая единица, имеющая более или менее постоянное значение, а также осуществляет- ся взаимосвязь этих единиц, основанная на определенных правилах (синтаксис). Так, например, каноническое искусство действительно характеризуется относительно стабильной связью между знаком и значением, а также наличием более или менее четко выявленного синтаксиса, согласно которому один элемент требует другого, одно отношение влечет за собой другое. Так, исследуя жанр волшебной сказки, В.Я. Пропп [206] делает вывод, что в ней строго соблюдаются нормативность жанра, определенный алфавит и синтаксис: 7 сказочных ролей и 31 их функция. Однако попытки приме- нить методику такого анализа к европейскому роману потер- пели неудачу – в нем совершенно иное художественное по- строение. Таким образом, если признаки строгой семиотической системности в искусстве имеют отнюдь не универсальный, а локальный характер (единицы со строго фиксированным значением существуют лишь в определенных художествен- Введение в методологию художественной деятельности 393 ных системах), то признаки знаковости в широком смысле слова присутствуют в любом художественном языке [137]. Эту мысль просто и точно выразил Л.Н.Толстой: «Искус- ство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» [236, Т. 15, С. 87] Далее, второй уровень иерархии – каждый вид искусства имеет свой специфический художественный язык. Можно говорить о специфическом художественном языке живописи: колорит, фактура, линейная конструкция, способ организации глубины на двухмерной плоскости; о языке графики: линия, штрих, пятно в соотношении с белой поверхностью листа; о языке поэзии: интонационно-мелодические средства; метр (размер), рифма, строфика, фонические звучание; о языке музыки: мелодия, ритм, гармония и т.д. Третий уровень иерархии языковых средств – индивиду- альный язык художника. Каждый художник имеет свой осо- бый изобразительный язык. И чем он оригинальнее, чем больше отличается от изобразительного языка других худож- ников, тем большую ценность представляют его произведе- ния. Каждый художник – это личность с характерной только для него совокупностью чувств, темперамента, поэтому, чем полнее «раскроет» себя художник посредством своих произ- ведений, тем полнее зритель, слушатель и т.д. воспримет созданное художником в его искусстве. Естественно, что это «раскрытие» личности художника всегда есть раскрытие индивидуальных черт и качеств личности художника. Поэто- му, несмотря на то, что многие художники изображают одни и те же объекты, явления, события действительности, у каж- дого из них будет индивидуальная выразительность художе- ственного языка. Наконец, четвертый уровень иерархии языковых средств – это средства самих художественных языков, их структур- ные составляющие. Так, средствами музыкального языка 394 Глава 4 являются: музыкальные звуки, интервалы, созвучия, лады, тональность, метры, ритмы, тембры и т.д. При этом средства художественных языков сами могут находиться в иерархиче- ских отношениях. Так, в той же музыке тот же метр включает в себя временные доли, которые объединяются в группы – такты, которые в свою очередь объединяются в группы выс- шего порядка – музыкальные фразы, предложения, периоды [269, С. 309]. |