Методология. А. М. Новиков д. А. Новиков методология
Скачать 3.22 Mb.
|
Математические средства. Художники с древности стремились к математической точности отражения действи- тельности. Вспомним пушкинское «… поверил я алгеброй гармонию». С древности известны пропорции «золотого сечения», пропорции человеческого тела были измерены и выверены Б. Микеланджело, геометрические фигуры всегда использовались и используются в живописи и архитектуре – вспомним хотя бы «черный квадрат» К.С. Малевича или круги В.В. Кандинского, строгий вид египетских пирамид; «магию чисел» в китайском искусстве; математические соот- ношения частот звуков в музыке и основанные на них спосо- бы сведения квинтового круга; прекрасные орнаменты, полу- чаемые при графическом изображении решений дифференциальных уравнений и т.д. В то же время можно констатировать, что проникновение математических средств в искусство пока что весьма ограничено. Подводя итог этому краткому подразделу о средствах ху- дожественной деятельности, необходимо отметить сущест- венную специфическую особенность применения средств в художественной деятельности по сравнению с практической и научной деятельностями. В этих двух последних примене- ние тех или иных средств, во-первых, утилитарно и прямоли- нейно. Во-вторых, если средства применяются в какой-либо совокупности, то эти совокупности, комплексы не образуют ничего принципиально нового. Поясним на примерах, что имеется в виду. Допустим, комплекс средств у рабочего- токаря состоит из токарного станка, набора резцов, набора инструментов и набора приспособлений. Каждый из этих Введение в методологию художественной деятельности 395 «наборов» существует сам по себе: можно заменить станок, все остальное останется на месте, можно заменить набор резцов … и т.д. Ничего принципиально не изменится. То же самое в науке. Допустим, применение микроскопа и фотоаппарата или синхрофазотрона и компьютеров не образуют новое качество. Фотоаппарат можно заменить, например, телекамерой, компьютеры заменить на какие-то другие средства обработки информации, например, счетчики совпадений и т.п. В искусстве иное. Сочетание средств поро- ждает новое, качественно иное «комплексное» средство, неповторимое в его своеобразии. Так, А. Гордон вспоминает процесс озвучивания фильмов А. Тарковского: «Технически процесс озвучивания фильмов состоит из многократного повторения одного и того же кадра или небольшой сцены. И ты, зная каждый кадр, открываешь еще и еще его смысл, его значение, связь слов и действий, изображения, молчания и звука. В какой-то момент ты поражаешься – тебе открывается громадный мир, – такой знакомый уже и, тем не менее, по- стоянно углубляющейся до бездонности» [178, С. 54]. Или возьмем другой наглядный пример – пауза. В прак- тической, в научной деятельности пауза означает отсутствие действия, отсутствие поступления информации и т.д. Пауза же в искусстве, например, в музыке обретает глубокий смысл, тоже являясь художественным средством. Так же, как и ста- тический кадр в кино. Следующими компонентами логической структуры ху- дожественной деятельности, которые нам необходимо рас- смотреть, будут ее методы. Методы художественной деятельности. Начиная разго- вор о методах художественной деятельности, сделаем предварительный экскурс назад, в главы о методологии прак- тической деятельности (см. раздел 3.2) и научной деятельно- сти (см. раздел 2.2). Там мы рассмотрели иерархию методов: нижний уровень – методы-операции; второй уровень – мето- ды-действия. Кроме того, в главе о методологии научной деятельности в качестве надметодов или сверхметодов мы 396 Глава 4 выделили исследовательские подходы как позиции, «плат- формы», с которых ученый исследует свой объект (см. под- раздел 3.3.1) 75 В эстетике категория «метод» используется в единст- венном значении. В [136] приводятся следующие два опреде- ления метода: «В целом художественный метод можно определить следующим образом: это та или иная объективно- историческая закономерность в непосредственных, конкрет- но-чувственных отношениях человека с окружающим его миром, преломленная специфически художественным обра- зом в определенном, исторически сложившемся типе общест- венного сознания и деятельности и ставшая основным прин- ципом, орудием, методом художественно-творческого 75 Кроме того, в этих главах мы рассматривали деление методов на теоретические и эмпирические, что соответствует, как бы разделению научного знания на эмпирическое знание и теоретическое знание. В литературе по эстетике, искусствоведению, теории литературы такое разделение методов художественной деятельности не просматривает- ся. И непонятно – почему. Ведь теоретическими методами-операциями (анализ, синтез, аналогия и т.д.) пользуется практически каждый ху- дожник. Кроме того, например, писатель пользуется наверняка теоре- тическими методами-действиями: диалектическим методом, анализом систем знаний и т.д. Далее, вполне очевидна апелляция к тому, что художник пользуется преимущественно образным мышлением. Но психо- логи выделяют три иерархии образного мышления: наглядно- действенное, наглядно-образное и визуальное мышление. В процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных свойств и связей. Наглядно-образное мышление направляется на абстра- гирование отражения и на построение образно-концептуальной модели. Средствами визуального мышления производится дальнейшее абстраги- рование из концептуальной модели обобщенных элементов и определение сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения (см. [209, С. 211]). Таким образом, получается, что в этом отношении проблема иерархии методов художественной деятельности не исследо- вана, остается открытой. Введение в методологию художественной деятельности 397 освоения всего конкретного многообразия реальной действи- тельности». «… метод в искусстве можно определить и как принципы художественно-творческого освоения реальной характери- стики жизни, реальных характеров и обстоятельств». Но оба этих определения не выдерживают никакой кри- тики. Метод определяется через метод?! Метод определяется через другую категорию деятельности – принцип и т.д. В целом же по смыслу, когда специалисты по эстетике, искус- ствоведы, теоретики литературы говорят о методе, то подра- зумеваются, по сути дела, «универсальные» художественные системы: метод классицизма, метод романтизма и т.д. Но в этом смысле метод в художественной деятельности аналоги- чен исследовательскому подходу в научной деятельности – он отражает общественно-историческую (в данном случае) позицию художника точно так же, как исследовательский подход отражает позицию исследователя в научной деятель- ности. Метод художественной деятельности реализуется в сти- лях. Стиль – это многоаспектная и многоуровневая категория эстетики. Категорией «стиль» определяются, во-первых, крупные этапы развития искусства, направления: барокко, рококо, сентиментализм, импрессионизм, конструктивизм, формализм и т. Во-вторых, категорией «стиль» выражаются определенные художественные школы или группы художни- ков: например, школа Рубенса, школа Вахтангова, в музыке – венская классическая школа, русская «могучая кучка» и т.д. В-третьих, категорией «стиль» выражаются национальные или региональные особенности художественного отражения и выражения: славянский стиль, скандинавский, восточный стиль и т.д. Причем, национальные различия в искусстве весьма существенны. Так, можно взять в качестве примера изображения мадонн художниками Возрождения: юную Сикстинскую мадонну Рафаэля; тревожно, почти обреченно смотрящих в наши глаза, сумрачно-скорбных мадонн 398 Глава 4 Эль Греко или полнокровных, жизнерадостных фламандских мадонн. Наконец, в четвертых, категорией «стиль» выражается индивидуальная творческая манера художника. Например, моцартовский стиль, шаляпинский исполнительский стиль в музыкальном искусстве, стиль В. Маяковского в поэзии и т.д. Формирование индивидуального стиля художника опо- средовано множеством общественных и художественных явлений. Эти связи могут быть чрезвычайно разнообразными, меняющимися. Поэтому в стиле данного художника всегда есть индивидуальные и неиндивидуальные моменты. Первые характеризуют личность данного художника. Последние представляют собой проекцию элементов исторического, национального стиля, стиля направления, кружка. В совокуп- ности же и те, и другие составляют неповторимый индивиду- альный стиль мастера. Явление индивидуального стиля – итог сложного перекрещивания и опосредования множества фак- торов, как эстетических, так и внеэстетических (моральных, исторических, биографических и т.д.). Индивидуальный стиль – это система выражения харак- терных для мастера творческих особенностей, что зависит от специфичности индивидуального художественного видения и осмысления мира, от свойств личности и таланта мастера, от неповторимости его жизненного видения и осмысления мира, от свойств личности и таланта мастера, от неповторимости его жизненного и творческого опыта, от характера самой исторической реальности. Очевидно, что наиболее ориги- нальное зрелое выражение индивидуальный стиль получает в творчестве крупного мастера-новатора, оказавшего глубокое воздействие на искусство своей и последующих эпох – на- пример, стиль В. Шекспира, стиль А.С. Пушкина. Как и категория художественного метода, категория ху- дожественного стиля во всей ее многоаспектности и много- уровневости по сути является прямым аналогом исследова- тельского подхода в методологии научной деятельности. Действительно, художественный стиль во всех смыслах от- Введение в методологию художественной деятельности 399 ражает исходную авторскую позицию, убеждения автора, что также можно отнести, как и исследовательские подходы в науке, к методам. Но к методам особого рода – надметодам или сверхметодам. В обычном же понимании метод – сино- ним способа действия, то есть отражает, как осуществляются те или иные действия. Каждый вид искусства своеобразно видоизменяет факту- ру однородных стилевых явлений. Одни виды искусства требуют преимущественно индивидуальных форм стиля – таковы литература, живопись, где соавторство или коллек- тивное творчество являют собой исключение. Напротив, такой древнейший вид искусства, как театр, почти всегда стоится на коллективном творчестве. Стилевые явления в театре приобретают особенно сложный характер: они отражают и определенный репертуарный выбор драма- тургического материала, и образ режиссерского решения целого, и индивидуальное творчество актеров, художников, и уровень ансамблевности; причем все это преломляется в соответствии с характером творческой традиции данного театра и т.п. Не менее сложны стилевые линии в произведениях кине- матографии, включающего, помимо всего, еще и творчество оператора, композитора и др. Тем не менее, определяющим в кинематографии является индивидуальный стиль режиссер- ского мышления или видения (в этом смысле говорят о стиле С. Эйзенштейна, стиле Ч. Чаплина и т.д.). Стилевая картина искусства ХХ века и начала ХХI века особенно сложна, многообразна, динамична. Средства массо- вой коммуникации играют роль интенсивных каналов рас- пространения, популяризации и затем быстрой смены модных стилевых явлений, особенно в наиболее «подвижных» жанрах искусства – эстрадной музыке, кинематографии, графике и живописи, а также дизайне. Таким образом, стиль – это общее наименование для обо- значения исторически и функционально формирующихся в искусстве своеобразных систем, в которых определенные 400 Глава 4 художественные средства и приемы служат для выражения художественной характерности произведения или всего твор- чества данного мастера, а также и групп мастеров данной эпохи, народа, направления в искусстве. И вот в этом традиционном понимании методов изложить в систематизированном виде всю совокупность методов ху- дожественной деятельности пока не представляется возмож- ным в силу неразработанности проблемы. В живописи, например, такие образования как рисунок, цвет, колорит (как сочетание цветов, цветоделение), воздуш- ная и линейные перспективы, светотени и т.д. могут быть отнесены, наверное, к методам-действиям. В то же время техника живописи как совокупность приемов, в том числе мазки – либо густые, пастозные, либо «спокойная», гладкая живопись, выполняемая, как правило, лессировками, либо раздельные мазки у импрессионистов – могут быть отнесены к методам-операциям. Совокупность методов-действий и методов-операций вместе образуют такое явление как индивидуальный почерк художника. В то же время, повторяем, проблема методов художест- венной деятельности в традиционном (не для эстетики) по- нимании методов практически не разработана и представляет интереснейшее поле для дальнейших исследований. Ряд методов-действий, связанных с проектированием ху- дожественного образа мы рассмотрим ниже в соответствую- щем разделе. Формы художественной деятельности. Категория фор- мы в эстетике может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, формы организации художественной деятельно- сти: индивидуальные (живопись, скульптура, литература и т.д.), и коллективные (театр, балет, кино и т.д.). Кроме того, к коллективным формам организации художественной дея- тельности могут быть отнесены творческие союзы: писате- лей, кинематографистов, художников и т.п. В известном смысле коллективными формами организации художествен- Введение в методологию художественной деятельности 401 ной деятельности являются художественные школы и тече- ния: школа В.Э. Мейерхольда, школа К.С. Станиславского и т.д. Во-вторых, формы эстетической коммуникации: выстав- ки, музей, спектакли, концерты и т.д. В-третьих, о чем имеет смысл поговорить подробнее – формы организации художественного образа, которые обра- зуют своеобразную и сложную иерархию. К формам органи- зации художественных произведений можно отнести виды искусств, которые классифицируются следующим образом [137] – см. Табл. 13. Табл. 13 Виды искусства Прикладные («трудовые») искусства Архитектура Декоративно- прикладное искус- ство Пространственные искусства Изобразительные искусства Скульптура Живопись Графика Художественная фотография Искусство слова Искусство звука Литература Музыка Временные искусства Зрелищные («игровые») искусства Хореография Театр Кино Телевидение Эстрада Цирк Пространственно- временные искусства 402 Глава 4 Искусство реально существует как система его отдель- ных видов, находящихся между собой во взаимосвязи и под- чиненных общим целям художественной деятельности. Каж- дый вид искусства обладает неповторимой художественной ценностью, так как разные виды искусства не только по- разному рассказывают об одном и том же, но и рассказывают о нем разное. В рамках каждого конкретного вида искусства формами организации художественных произведений выступают жан- ры. Жанр – исторически сложившиеся формы, типы произве- дений, относительно устойчивые, повторяющиеся художест- венные структуры. Жанровые объединения классифицируют- ся: по основанию предметно-тематической близости (батальный, исторический, бытовой жанры, портрет, пейзаж, натюрморт, плутовской роман, роман воспитания); по осно- ванию особенностей композиции (симфония, соната, рондо, сонет), в связи с различными функциями (станковая, парко- вая, монументальная скульптура, мелкая пластика), по харак- терному эстетическому признаку (трагедия, комедия, сатира, фарс, элегия). Тематические, эмоционально-эстетические признаки чаще всего создают между собой системную взаи- мосвязь. Так, монументальная скульптура и мелкая пластика отличаются по тематическим, эстетико-эмоциональным, композиционным признакам, а также по материалу. Жанровое развитие искусства характеризуют две тенден- ции: устремленность к дифференциации, к обособлению жанров друг от друга, с одной стороны, и к взаимодействию, взаимопроникновению, вплоть до синтеза, – с другой. Жанр развивается в постоянном взаимодействии нормы и отклоне- ния от нее, относительной стабильности и изменчивости. Иногда он принимает самые неожиданные облики, смешива- ясь с другими жанрами и распадаясь. Новое произведение, внешне написанное в русле нормы жанра, в действительности может ее разрушать. В русской литературе, по словам Л.Н. Толстого, нет ни одного художественного произведения, Введение в методологию художественной деятельности 403 хотя бы немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести. Однако отступление от правил возможно лишь на их основе. Следующий уровень форм (возможно содержащих также несколько уровней) – элементарные формы. Так, в живописи к ним можно отнести формат картины. В одном случае художники применяют квадрат, в другом – прямоугольник, вытянутый по горизонтали, в третьем – пря- моугольник, вытянутый по вертикали. Если художник пока- зывает какое-либо событие, явление, раскрывающее борьбу двух противоположных сил, идей, или какие-либо события, требующие ярко выраженного «зрительного центра», то фор- мат картины обычно приближается к квадрату. Но если ху- дожнику надо показать просторы в пейзаже или важное исто- рическое событие с огромной массой людей, то в этом случае он применяет вытянутые форматы. Портреты нередко выпол- няются в круге или овале [115]. Можно говорить о формате художественного фильма – в двух смыслах. Во-первых, «обычный экран» или «широкий экран». Во-вторых, формат в смысле продолжительности фильма: короткометражный, полнометражный фильм, много- серийный, сериал. В музыке элементарными формами являются мотив, фра- за, предложение, период. Сопоставление различных периодов образует двух или трехчастную форму – песню, романс, та- нец, марш. Повторность, контрастность и видоизменение (переработка) образуют более сложную, сонатную форму, и так далее [269]. Таким образом, выстраивается целая иерар- хия форм организации художественного произведения. Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели в пер- вом приближении составляющие компоненты логической структуры художественной деятельности: средства, методы и формы. Теперь перейдем к вопросам организации процесса художественной деятельности (ее временнóй структуре). |