Главная страница
Навигация по странице:

  • Хеллингер Берт X 36 Большой конфликт.

  • Содержание Предисловие 9 Введение и обзор 11

  • Принципы работы совести 47

  • Послесловие. О сознании 146 Предисловие

  • ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР Большой конфликт Воля к уничтожению

  • Перенос воли к уничтожению

  • Большой конфликт. Берт Хеллингер dergrobekonflikt большой конфликт


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеБерт Хеллингер dergrobekonflikt большой конфликт
    АнкорБольшой конфликт.doc
    Дата05.03.2018
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБольшой конфликт.doc
    ТипДокументы
    #16271
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Bert Hellinger
    Берт Хеллингер
    DERGROBEKONFLIKT
    БОЛЬШОЙ КОНФЛИКТ

    DieAntwort
    Ответ

    Goldmann

    Munchen

    2005
    Институт консультирования и системных решений

    Москва

    2009
    УДК 159.9

    6БК88

    Х36

    Перевод с немецкого: Елена Гурская

    Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев

    Редакторы: Мария Хащанская и Людмила Карпенко

    Хеллингер Берт

    X 36 Большой конфликт. Ответ. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 148 с.

    ISBN 978-5-91160-022-8

    В народе говорят, что с чистой совестью спится спокойно. Как бы не так, утверждает Берт Хеллингер. С чистой совестью немцы убивали евреев, а европейцы поработили Африку. Анализируя «большие конфликты», Берт Хеллингер показывает, как семейные расстановки могут помочь найти пути их решения.

    В этой книге Берт Хеллингер представляет свое мировоззрение в целом и, в частности, уделяет особое внимание душевным механизмам, приводящим к большим конфликтам и войнам между народами и религиями.

    Конфликты — это наши будни. Маленькие повседневные конфликты нам хорошо знакомы. Они необходимы для расширения рамок и, в конечном итоге, для личностного роста. А еще есть большие конфликты, столкновения между народами и этническими группами. В них действует воля к уничтожению. В убийственной динамике подобных конфликтов виноваты, по мнению автора, идеологические убеждения и основанная на них чистая совесть обеих сторон. Коллективная чистая совесть работает по черно-белому принципу. Она видит в противнике только зло, а в крайнем случае, вообще не признает за ним ничего человеческого.

    Метод Б. Хеллингера приобретает в данной книге политический масштаб. Он говорит о том, что насильники — тоже люди. Признать этот факт и увидеть в убийце человека (вплоть до христианской заповеди «возлюби врага своего») — для Хеллингера не только этическое, но и прагматическое требование — ведь это единственный путь к исцелению.

    Все права защищены

    Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором

    ISBN 978-5-91160-022-8 © Институт консультирования

    и системных решений, 2009 © Bert Heltinger, 2005
    Содержание

    Предисловие 9

    Введение и обзор 11

    Большой конфликт 13

    Валя к уничтожению13

    Перенос вали к уничтожению14

    Справедливость14

    Совесть15

    Угроза нового15

    Отторжение и перенос16

    Поле16

    Поле и совесть17

    Безумие18

    Резюмеv 18

    Большое перемирие 19

    Любовь19

    Обмен19

    Совесть19

    Бессилие19

    Триумф20

    Инсайт20

    Внутренний покой20

    Восприятие21

    Другая совесть22

    Другая любовь22

    Узы судьбы 23

    Вступительное слово 25

    Чужая судьба 25

    Пример. Мать и ребенок 26

    Решение27

    Душа28

    Кто виноват или в чем причина?28

    Пример. Детские жертвы 29

    Отрицание несправедливости30

    Экскурс. Любовь32

    Движения души32

    Терапия и политика33

    Выжившие солдаты33
    По большому счету, все мы жертвы34

    Пример. Чехи и немцы 35

    Добро и зло 38

    Пример. Беспокойный мальчик,его дед служил в войсках СС ....39

    Алгоритм42

    Другая мораль 43

    Другой бог 44

    Насильники и жертвы44

    Судьба и ее благосклонность '.45

    Экскурс. Свобода45

    Принципы работы совести 47

    Вступительное слово 49

    Совесть как судьба 49

    Узы совести49

    Разные виды совести50

    Совесть и равновесие 51

    Коллективная совесть51

    Никого нельзя исключить из системы 52

    Мораль53

    Преимущество рожденных раньше53

    Конец трагедий 53

    Совесть и душа 54

    Конфликт совестей54

    Движения души54

    Пример, ВИЧ.55

    Совесть и болезнь 56

    Здоровье и совесть56

    Болезнь и совесть 56

    Болезнь и чистая совесть56

    Слепая любовь 57

    Счастье58

    Спасибо, я передам дальше59

    Два рода невинности59

    Совесть и конфликты 61

    Чистая и нечистая совести61

    Мифы61

    Совесть и группа62

    Страх совести 62

    Неосознанная совесть63

    Право на принадлежность к системе 63

    Бывшие и настоящие64

    Трагика 64

    Выходы65

    Гармония65

    Дальнейшее развитие совести; 66
    Духовная совесть66

    Зло 67

    Силы-антагонисты67

    Добро 68

    Великое добро68

    Евреи и немцы 69

    Вступительное слово 71

    Еврейство в наших душах 71

    Избранные и изгнанные 71

    Иисус и Христос73

    Тотже^бог74

    Немцы и евреи 75

    Искупление77

    Экскурс. Возвращение77

    Общее горе 78

    Прощение 78

    Достоинство79

    Израиль и палестинцы79

    Примирение80

    Возвращение изгнанников 80

    Пример. Общая скорбь по убитым детям 81

    Образы бога 82

    Страстная пятница в Буэнос-Айресе 83

    Пример. Я один из вас 85

    Священный Иерусалим 87

    Русские и немцы 89

    Вступительное слово 91

    Пример. Чти погибших 91

    Пример. Теперь я русская 93

    Доклад в Москве 96

    Что разъединяет и что примиряет нас96

    Научная и феноменологическая психотерапия96

    Экскурс. Двуликое знание98

    Уровни совести 99

    Разные виды совести100

    Мир в семье101

    Мир между народами102

    Экскурс. КругЮЗ

    Пример. Я русский 104

    СудьбыЮ6

    Настоящее 107

    Вступительное слово 109

    Любовь к людям 109

    Мир начинается в душах 110
    Я как ты 111

    Очищение 112

    Поклон ИЗ

    Пример. Мама, я иду к тебе 114

    Внутренний рост 115

    Счастливые дети 116

    Новый взгляд 118

    Своё118

    Чужое119

    Источник жизни119

    Травма 120

    Пример. Агрессивный мальчик 122

    Что такое психоз?123

    Насильники и жертвы 124

    Принять и отпустить124

    Примирение125

    Поле боя 126

    Мир 127

    Полнота 127

    Странная религия 127

    Вина127

    Жертва129

    Баланс129

    Искупление и возмещение 129

    Простить и забыть 131

    Пример. Инки и испанцы 133

    Прощание134

    Свобода 135

    Сердечный покой 136

    Спокойствие 137

    Пример. Поляки и украинцы 137

    Влияние неразрешенных конфликтов народов

    на семейные судьбы139

    Мысли о мире 140

    Покой мертвых140

    Благословение и проклятие141

    Любовь к насильникам142

    Конец мести144

    Дух и духовность144

    Последнее место145

    Послесловие. О сознании 146
    Предисловие

    Конфликты — это наши будни. Они возникают, когда нам нужно пробиться. Они необходимы для личностного роста, нахождения наилучшего решения, расширения рамок и, в конечном итоге, для защищенности и мира. Это маленькие конфликты. Они нам хорошо знакомы. Кроме того, есть конфликты другого рода. В них действует воля к уничтожению, идет борьба не на жизнь, а на смерть, борьба за выживание, до самого конца. Это большие конфликты.

    В этой книге речь пойдет, в основном, о больших конфликтах. Кто-то может полагать, что такие конфликты его не касаются — они происходят далеко и не с нами. Но стоит только заглянуть внутрь себя, и становится очевидным, как часто мы хотим так называемой справедливой кары для преступников, или просто чтобы нашим обидчикам было плохо. Мы от всего сердца желаем им зла. Значит, в душе действует та же разрушающая сила, которая в более широком контексте приводит к войнам и распрям и наносит вред другим. Итак, большие конфликты не так далеки от нас, как нам бы хотелось.

    Книга посвящена, прежде всего, душевным динамикам, скрытым в больших конфликтах. Как ни странно, эти динамики принято считать хорошими и полезными. Ведь причина больших конфликтов — чувство справедливости или, говоря другими словами, чистая совесть. Насколько опасна чистая совесть, легко судить по смертоносным войнам, которые обе стороны ведут с чистой совестью, черпая силы из этой совести.

    Как хорошие, так и опасные стороны чистой совести я постарался изложить в данной книге, руководствуясь опытом и постижениями из семейных расстановок. Они показывают, как можно шаг за шагом освободиться из западни, куда нас нередко заводит чистая совесть. Эта книга — напутствие для людей, испытывающих на себе влияние таких конфликтов, да и мне они знакомы. Она помогает сохранить или вновь обрести душевный покой. Душевный покой делает нас по-настоящему человечными, открытыми и позволяет обращаться с другими с уважением и любовью. Душевный покой помогает нам в конце концов обрести истинное, глубинное и чистое счастье.
    ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР

    Большой конфликт

    Воля к уничтожению

    Каждый большой конфликт хочет убрать и, в конечном итоге, уничтожить с дороги препятствие. Конфликт зиждется на воле к уничтожению. Какие силы или страхи ее питают? Прежде всего, стремление к выживанию. Когда наша жизнь в опасности, мы либо обращаемся в бегство, т.е. убегаем от уничтожения другим человеком, либо нападаем, т.е. сами пытаемся кого-то уничтожить или хотя бы прогнать. Задача воли к уничтожению — расчистить путь от кого-либо или чего-либо.

    Притом, как правило, недостаточно просто убить человека — важно завладеть им и его имуществом. И все это в целях выживания. Казалось бы, мы боимся каннибализма, но только на первый взгляд. И сегодня найдется немало ситуаций, когда люди выживают за счет других. Нередко завладеть уничтоженным необходимо для выживания. Отчасти мы питаемся тем, что природа нам дарит сама, например, плодами растений, но чтобы овладеть животным, приходится его сначала убить.

    Означает ли это, что конфликты — прежде всего смертоносные — бесчеловечны? Если мы в безвыходной ситуации, они неизбежны. Поскольку конфликты, с одной стороны, служат выживанию, а с другой, подвергают жизнь других опасности, люди испокон веков пытаются находить мирное решение конфликтов, например, с помощью договоров, четких границ, объединения в небольшие группы с общим вожаком и законами. Правовая структура удерживает смертоносные конфликты в рамках, прежде всего, за счет монополии на насилие вожака — последняя сдерживает силовое решение между отдельными личностями или группами.

    Правовой порядок определяет рамки индивидуальной воли к уничтожению и защищает индивида и группы от насилия. А если рамки стираются, скажем, в ходе войны, или порядок рушится, например, в революцию, стихийная воля к уничтожению высвобождается с ужасными последствиями.
    Перенос воли к уничтожению

    В группах, в которых правовой порядок защищает индивида от воли к уничтожению других членов, иногда происходит перенос воли к уничтожению на другой уровень. Например, в сферу политики или в научные и идеологические дискуссии. Заметить волю к уничтожению можно по потере конструктивности диалога. Вместо того, чтобы вместе заниматься поиском наилучшего решения, рассмотрением и проверкой фактов, люди порочат представителей другой партии, нередко пуская в ход клевету. Агрессия, которая в таких ситуациях высвобождается, не намного отличается от физической воли к уничтожению, ее цель — на эмоциональном уровне и намеренно — уничтожить другого человека, по меньшей мере, морально, сделав его врагом группы, со всеми вытекающими последствиями.

    Может ли индивид себя защитить? Нет. Он втянут в конфликт без собственного вмешательства. Однако существует опасность, что в нем в ответ на агрессию проснется подобная воля к уничтожению, с которой не так просто справиться.

    Справедливость

    Столкновения подпитываются не только за счет воли к уничтожению, но и за счет общей потребности всех людей в балансе между давать и брать и между выгодой и потерей. Нам это знакомо как потребность в справедливости. Мы успокаиваемся, когда баланс восстановлен. Поэтому справедливость для нас — высшее благо.

    Но всегда ли? Или только в конкретном контексте, когда речь идет о хорошем балансе? Ведь если речь заходит о возмещении потери или ущерба, потребность в справедливости имеет совсем другие последствия. Приведу пример. Если другой человек нам что-то причинил, мы жаждем мести. Значит, в целях восстановления равновесия и мы хотим ему причинить зло. С одной стороны, из чувства справедливости, с другой, побуждаемые волей к уничтожению. Мы хотим предотвратить, чтобы другой человек снова причинил нам боль или нанес ущерб. Поэтому в делах мести мы заходим дальше, чем того требует потребность в восстановлении баланса и в справедливости, и причиняем обидчику больше боли и ущерба, чем он нам. Теперь и он жаждет справедливости и мести, и так конфликт будет длиться бесконечно. Справедливость в таком случае становится поводом для мести. Воля к уничтожению действует во имя справедливости.
    Совесть

    Есть кое-что еще, что разжигает конфликт. Хоть мы и называем это «чистой совестью», оно причиняет немало зла. Как и справедливость, чистую совесть нередко впрягают в повозку воли к уничтожению. Если кто-то считает себя лучше других, а значит и вправе поступать с ними по-своему, «с чистой совестью», он руководствуется своей совестью.

    Действительно ли своей? На самом деле, совестью семьи и социальной группы, которые позволили ему выжить. Совестью группы, которая смогла выжить в конфликте с другими группами благодаря воле к уничтожению. Поскольку в представлении многих людей совесть — это нечто святое, войны с инакомыслящими и даже их уничтожение считаются священными. Отсюда пошли «священные войны» — на поле боя и в рамках одной группы, когда инакомыслящий и по-другому поступающий человек воспринимается как угроза для сплоченности группы. Как и на войне, цель — чистая совесть — здесь оправдывает средства. Поэтому призывы к совестливости и справедливости обидчиков бесполезны и не найдут отголоска. Нет, они не стали вдруг злыми — просто в них проснулась совесть, и они верят, что сражаются за правое дело.

    И наоборот, если считаешь правильным взывать к совести других, руководствуешься другой совестью — своей чистой совестью — и рискуешь под влиянием чистой совести пустить в ход те же средства, что и обидчик. Поэтому на уровне справедливости и чистой совести бесполезно искать решения для больших конфликтов.

    Угроза нового

    Все, что расшатывает достигнутое, воспринимается совестью как угроза — как совестью отдельного индивида, так и коллективной совестью, если их вообще следует различать. В конечном итоге каждая совесть — это совесть социальной группы. Новое угрожает целостности и выживанию группы в ее настоящей форме. Стоит только допустить новое, и группа распадется, или ей придется перестроиться на новый лад.

    Поэтому многие политические идеологии со временем потерпели крах — они не смогли выдержать испытание действительностью, как например, идеология коммунизма, правда, только после того, как много говоривших о его иллюзорности людей были устранены или умерли от голода, разразившегося вследствие этой идеологии. Только после того, как группы с новыми взглядами достаточно окрепнут, чтобы защищать своих членов от воли к уничтожению старыми группами, их сторонники могут не опасаться за свои жизни.

    Но разве люди, публично распинавшие и сжигавшие на кострах еретиков, были злыми? Они боролись за выживание своей группы и за собственное выживание. Их воля к уничтожению служила целям выживания, они следовали своей чистой совести.

    Отторжение и перенос

    Если отвергнуть человека под влиянием совести — неважно по какой причине — придется под давлением другой душевной инстанции все же найти в душе место отвергнутому. Это проявляется следующим образом: если не признаешь в другом человеке, скажем, агрессию, неожиданно обнаруживаешь ее в себе. Только теперь изменился объект агрессии, и она направлена уже не на самого насильника, а на других людей, которые ассоциируются с насильником, хотя возможно, между ними нет связи. Поэтому человек не понимает, что дело здесь в переносе, притом что импульс тот же.

    Но загадочным образом в целях восстановления равновесия невидимая внутренняя инстанция толкает чистую совесть в ею же вырытую яму. В данном контексте существует еще один перенос. То, что мы в себе лично не принимаем и отрицаем, становится для нас объектом борьбы в другом человеке, как описано у Фрейда в рассуждениях о проекциях.

    Другой перенос имеет место, когда дети в поведении воплощают отвергнутое одним из родителей. Пример тому — многие правые радикалы. Нередко их радикализм выражает уважение отвергнутому и презираемому матерью отцу. Другой пример — это те, кто борются с правыми радикалами. Они ведут борьбу с такой же ожесточенностью и теми же средствами. Но совесть и у тех, и у других чиста.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта