Большой конфликт. Берт Хеллингер dergrobekonflikt большой конфликт
Скачать 0.65 Mb.
|
Поле Причинно-следственные связи легче понять, если воспользоваться образом поля. Рупперт Шелдрейк говорит о духовном поле или о коллективном разуме, по-английски extended mind. Из его наблюдений следует, что между живыми существами имеется особенная коммуникация, которую можно понять, только допустив существование духовного поля, внутри которого они находятся и передвигаются. Как иначе объяснить факт того, что зверь находит растение, необходимое для избавления от телесного симптома, или что собака знает, когда хозяин возвращается домой. Некоторые феномены, происходящие в семейных расстановках, также можно объяснить, только допустив существование общего поля. Например, расставленные в пространстве по отношению друг к другу заместители определенных членов семьи неожиданным образом испытывают чувства людей, которых они замещают, хотя они ничего раньше о них не знали. В этом поле все пребывает в резонансе. Никого и ничего нельзя исключить из поля. В нем также присутствуют и продолжают жить мертвые и прошлое. Поэтому всякая попытка кого-либо исключить, от кого-либо избавиться обречена на неуспех. И наоборот, исключенное, обесчещенное, вымаранное становится весомым благодаря попыткам избавиться от него. Чем больше стараешься избавиться от него, тем больше его сила. В поле будут царить беспокойство и беспорядок, пока не признается вытесненное и пока оно не займет причитающееся ему в поле место. Поле и совесть Как работает совесть можно понять, взглянув на нее через призму духовных полей. Разумеется, мы передвигаемся сразу в нескольких полях, значит в разных полях у нас разные совести. По реакциям совести можно сказать, как данное поле работает, кто в нем находится, или кого или что оно исключает или вытесняет. Под влиянием чистой совести происходит поляризация поля. Значит только часть поля или, если говорить о человеческих отношениях, только часть людей, принадлежащих к полю, имеет право на данную принадлежность. На языке совести те, кто имеют право на принадлежность к данному полю, называются хорошими. Хорошие в категориях совести — это те, кто не принимает и исключает других. Но отвергнутое и вытесненное невозможно исключить из поля — наоборот, оно приобретает особую значимость и все больше беспокоит так называемых хороших людей. Это проявляется в постоянной борьбе против мнимого зла в их душах и в их окружении. Борьба с тенью света изнуряет их, наконец силы иссякают, и они уступают злу в себе или погрязают в нем. Но без трепета, с чувством поражения и нечистой совестью. Итак, что же такое большой конфликт? Это конфликт между чистой и нечистой совестью. Из-за совести возникают самые непримиримые конфликты между социальными группами и в собственной душе. Безумие Под влиянием чистой совести и неудержимого стремления принадлежать к системе возникает динамика со слепым рвением. С одной стороны, эта динамика вызывает в человеке возвышенные чувства, чувство невинности, чистой совести и сопричастности, а с другой — направляет слепой гнев против других. Она вызывает готовность умереть, усиленную волей к уничтожению, и не признает других за людей. Их анонимно приносят в жертву ради воодушевления, словно отдают на смерть прожорливому идолу. Отсюда черпает силы большой и в то же время бессмысленный конфликт. Конечно, существуют разные степени безумия, но динамика сохраняется. В ней собственное я растворяется в коллективе в общем-то анонимной группы, которая благодаря чистой совести возносится над другими. Одновременно это воодушевляющая динамика. В этом воодушевлении восприятие притупляется или совсем пропадает, принимая черты безумия. Тот, кто выходит из толпы воодушевленных, чтобы прийти в себя, уже не годится для большого конфликта. Его уже так просто не соблазнить. И тут возникает опасность, что воодушевленные обратятся против него, словно он их предал, и он может пасть жертвой конфликта. Почему? Потому что у него больше нет пресловутой чистой совести, как у других. Резюме Большие конфликты возникают в душах под воздействием чистой совести. Нередко в жертву такому конфликту приносится как собственная жизнь, так и жизни других людей. Таким образом, большие конфликты воспринимаются в душе как нечто священное, даже божественное, раз ради него с готовностью жертвуешь самым главным и единственным, что у тебя есть. Но жертвуешь только к своему богу. Поэтому большие конфликты ведутся во имя этого бога. Он затевает конфликт и вознаграждает за него. Как? Прежде всего, в посмертии. Жизнь все новых жертв — его пища — возвышает его над группой и гарантирует его власть. Есть ли выход из такой ситуации? Я попробую найти его в следующей главе. Большое перемирие Любовь Помимо конфликтов, возникающих по большей части из-за чистой совести и воли к выживанию, между людьми существует взаимное притяжение, стремление соединиться и любопытство, желание познакомиться поближе. Динамика берет начало в любви между мужчиной и женщиной из разных семей. Новая пара сближает семьи, из них составляется клан, в границах которого царит мир. Обмен Другой способ для различных семей и кланов сблизиться и избавиться от страха друг перед другом — это обмен между давать и брать. Он выгоден обеим сторонам и крепко связывает их. Иногда со временем стороны объединяют силы перед лицом угрозы со стороны других групп и умножают таким образом свои шансы на выживание. Если в конфликте требуются союзники, они объединяются перед лицом общей опасности. Так они укрепляют обмен и все больше сплачиваются. Таким образом, внешняя угроза и общий враг служат миру между сторонами. Совесть Одновременно в такой группе возникает общая совесть, и под ее влиянием члены группы отграничиваются от других групп. Совесть заставляет их считать себя лучше других и умалять достоинство других. Все, что служит благу группы и является необходимым условием для принадлежности к ней, совесть вознаграждает чувством «я хороший» или «я лучше других». Вообще все усилия, направленные на защиту границ группы от ее не-членов, приветствуются и поощряются совестью, даже агрессивные чувства, толкающие на конфликт и борьбу с другими людьми. Внутренний мир и обеспечивающая безопасность чистая совесть являются необходимым и достаточным условием для успешного преодоления внешнего конфликта, Бессилие Когда водворяется мир между находящимися в конфликте группами? Как правило, когда силы обеих сторон иссякают — разумеется, если они равные противники и осознают, что дальнейшее ведение конфликта принесет только новые потери. Тогда они заключают мир. Они устанавливают новые границы, со временем снова принимаются за обмен между давать и брать и, быть может, даже объединятся и составят общее целое. Триумф А что, если одна группа побеждает и порабощает другую, или даже пытается ее уничтожить? Победившая группа теряет после победы сплоченность. А проигравшая группа после поражения снова оправляется. С триумфом начинается упадок и разложение группы победителей. Инсайт Я описал инсайт здесь в широком смысле и лишь в общих чертах. Но обобщение не может передать всей полноты конкретных оттенков. Со стороны кажется, что войны, мира и их поочередной смены не избежать как судьбы. Так и есть — пока глубинные причинно-следственные связи между войной и миром не осознаются душой, их суть нельзя постичь. Постижение состоит в том, что каждый большой конфликт в итоге терпит фиаско. Почему он обречен на провал? Потому что он отрицает очевидное, и потому что он переносит вовне то, что возможно разрешить только в собственной душе. Я не имею в виду, что все конфликты можно решить в душе и обойтись вообще без конфликтов. Конфликты необходимы для роста личности и для развития группы. Но постигнув суть конфликтов, их можно решать иначе — осмотрительнее, учитывая различные потребности и рамки, установленные для нахождения общих решений. Ведь, в конце концов, решение каждого конфликта состоит в уступке. Внутренний покой Индивид постоянно пребывает в конфликте между разными чувствами, потребностями и инстинктами. Они не все одинаково важны, но им удается пробиться, достичь своей цели, только уступая друг другу и договариваясь друг с другом. Тогда они выгадывают что-то, и в то же время им приходится от чего-то в общем целом отказаться. Если они находятся в равновесии, нам хорошо и спокойно. Но пока они ведут борьбу между собой и их границы и возможности еще не определились, мы нервничаем, нам плохо, а подчас чувствуем себя больными и вымотанными. Возникает вопрос: идет ли речь о внутреннем конфликте или о перенесенном вовнутрь внешнем конфликте? Речь идет о перенесенном вовне внутреннем конфликте. Чтобы лучше понять взаимодействие между внутри и вовне, обратимся еще раз к духовным полям. Необходимое условие для мира в духовном поле требует признания принадлежности всех его членов в равной степени. Это возможно только если так называемые хорошие признали зло и опасные стороны своей совести. Только тогда им удастся выйти за рамки чистой совести, пусть даже с чувством вины или нечистой совестью. Только тогда они смогут дать отвергнутому равноправное место в данном поле. Восприятие В рамках поля восприятие его членов ограничено. В нем повторяются различные паттерны, в том числе паттерны человеческого поведения. Прежде всего потому, что отвергнутые сами отвергают тех, кто их отверг, и тоже с чистой совестью; и конфликт между ними не что иное, как конфликт двух чистых совестей. Обе ограничены в восприятии, и обе в безумстве полагают, что могут, в конце концов, победить и устранить противника. Поэтому колесо конфликта вертится таким образом, что попеременно бывшие хорошие становятся плохими, а бывшие плохие становятся хорошими. Рупперт Шелдрейк в результате наблюдений пришел к выводу, что поле может измениться только с появлением нового внешнего импульса. Этот импульс — нечто духовное, значит, он рождается из нового инсайта. Сначала поле противится постижению, пытается подавить его. Но стоит новой идее охватить достаточное количество членов поля, и оно как единое целое поколеблется. И откроется навстречу новым постижениям, оставит изжившее себя в прошлом и начнет действовать по-новому. Таким новым постижением могло бы стать, например, открытие, что большие конфликты коренятся в чистой совести и черпают из нее агрессивную энергию. Другое открытие — техника движения души — произошло в дальнейшей разработке семейных расстановок. Выяснилось: если дать заместителям в расстановке достаточно времени и не мешать им сосредоточиться, вмешиваясь извне, внезапно их охватывает движение, идущее всегда в одном направлении. Оно снова объединяет разделенное, но уже на более высоком уровне. Так движения души выводят нас на путь познания, а в конце пути большие конфликты теряют притягательность и смысл. Ведь эти движения выводят нас за пределы чистой совести, а значит за пределы собственной группы. Разделенное снова объединяется в общее целое, обогащающее и развивающее обе стороны. Другая совесть На уровне движений души работает другая совесть. Как и совесть, которую мы ощущаем как чувство вины или невинности, совесть более высокого порядка, выводящую нас за рамки собственной группы, мы также воспринимаем на эмоциональном уровне. Последняя устанавливает баланс с общим целым и на более высоком уровне объединяет разделенное. Но это происходит, только если мы вышли за пределы старой совести и уже прошли часть пути. Новая совесть проявляется в спокойствии или беспокойстве, в сосредоточенной невозмутимости или в чувстве бесцельности, загнанности и беспомощности, как быть дальше. А кроме того, стоит потерять концентрацию, и снова окажешься на орбите чистой или нечистой совести. Ведь гармония означает, что ты со многим и, в конечном итоге, со всем находишься в согласии и не являешься ничьим врагом. На орбите же чистой совести, напротив, пребываешь в единении с одной стороной и в конфликте с другой, вплоть до воли к уничтожению. Перейти к другой совести означает оставить образы врагов в прошлом. На этом уровне тоже бывают конфликты — они необходимы для роста и дальнейшего развития личности — но без образов врагов и без воли к уничтожению. А главное — без воодушевления и слепого усердия. Но где начинается большое перемирие? Там, где кончается воля к уничтожению, как бы ее ни оправдывали, и там, где индивид признает, что нет ни хороших, ни плохих людей. У всех свои хитросплетения судеб, все несвободны, не больше и не меньше нас. В этом смысле мы все равны. Если увидеть и признать, что все мы невольники нашей совести, станет возможным обходиться друг с другом без чувства превосходства. Уважая и не нарушая указанные нам рамки, можно выйти за границы своей прежней чистой совести и обрести общее целое. Тут и начинается большое перемирие. Другая любовь Миру расчищает путь любовь, любовь, выводящая нас за рамки совести. Об этом пути говорил Иисус: «Будьте милосердны, как отец мой небесный. Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Любовь для всех как они есть — это другая большая любовь, по ту сторону добра и зла и по ту сторону больших конфликтов. УЗЫ СУДЬБЫ Вступительное слово Когда в курсах по семейным расстановкам происходило нечто необычное, участники ждали от меня подробных объяснений — чем я руководствовался, и какой следует сделать вывод. Так возникли лирические отступления на многие темы. В данной главе я поделюсь своими размышлениями на тему судьбы и приведу несколько примеров. Лирические отступления заполняли паузы, в которых мы переводили дух после одной расстановки и собирались с силами для следующей. В них находит отголосок пройденное и намечается новое. Эти рассуждения не готовятся заранее. Они рождаются сами собой из происходящего. Они текут и изменяются, иногда повторяя что-то, остаются недосказанными и, поскольку многие вещи в них лишь намечены, особенно поэтичны. Они имеют иногда прямое, а иногда косвенное отношение к теме данной книги. Но каждый раз в них звучит нечто новое и по-новому трогает душу. Чужая судьба Каждый человек на твоем пути становится частью твоей судьбы, и ты становишься его судьбой. Этого не избежать ни ему, ни тебе. Мы вплетены в такое количество отношений, что вынуждены перемещаться в сети личностных судеб. Иногда, если кто-то пытается убежать от своей судьбы или от вины, они достаются другому, словно это его судьба. Его судьба переплетается с чужой судьбой. Когда переплетение становится явным, например, в ходе семейной расстановки, можно до определенной степени освободиться от него. Процесс сопровождается чувством облегчения. Избежать сплетения судеб невозможно. Некоторые люди остаются пленниками чужих судеб на всю жизнь. Нас всех настигают чужие судьбы, а некоторых особенно трагическим образом. Возникает вопрос: проживать чужие судьбы — это плохо? Кто сказал, что у нас есть право разрешать сплетения судеб? А если мы освободимся от чужих судеб, что тогда? Мы в самом деле станем свободнее? Или сразу попадем в новую зависимость? Но стоит принять переплетения судеб как данность и предаться им, словно повинуясь великим силам, и обретаешь внутреннюю свободу. Судьба — это то, что по непонятной нам причине нас настигает. Особенная судьба одной женщины заключалась в том, что ее сестра-близнец умерла при рождении. Она не виновата. Но этот факт определяет всю ее жизнь. Ей не удалось убежать от судьбы. Смерть сестры определила и судьбу ее сына. И ему не удалось убежать от судьбы. В ходе семейных расстановок иногда можно наглядно увидеть действие судьбы. Когда судьба проявляется, можно с ней примириться. Нередко тогда судьба смягчается. Она не обязательно станет легче, но когда принимаешь судьбу, вверяешься ей, как бы тяжело тебе ни было, появляются силы, как у других людей. Приведу пример. Пример. Мать и ребенок (из курса в Мехико, 2003 г.) Один мальчик четырнадцати лет больше не хотел учиться в школе. Учительница забеспокоилась и пошла к его родителям, чтобы обсудить проблему. Они тоже не знали, что предпринять и решили сделать семейную расстановку. Итак, они с мальчиком пришли ко мне на группу для родителей и учителей сложных детей. Я расставил семью. Мальчика я поставил рядом с учительницей, а родителей напротив. Взглянув на мальчика, я понял, что у него горе. Я сказал ему: «Ты очень горюешь». Он заплакал. И мама заплакала. Уже в ходе этой короткой интервенции стало ясно, что проблема мальчика связана с мамой. Не столько с ней лично, сколько, как мне показалось, с событиями в ее родительской семье. Поэтому я спросил маму: «Что произошло в семье твоих родителей?» Она ответила: «У меня была сестра-близнец, она умерла при рождении». Тогда я ввел в расстановку заместительницу сестры-близнеца. Она стояла в некотором отдалении и смотрела вовне. Было видно, что маму тянуло к умершей сестре. Я поставил клиентку за спиной сестры и спросил, как она себя там чувствует. Она сказала: «Мне здесь хорошо». Данная динамика показала, что мама хочет умереть вслед за сестрой-близнецом. Затем я снова подвел маму к мужу и поставил мальчика вместо нее за сестрой. На вопрос, как он себя там чувствует, он ответил: «Здесь мне хорошо». Итак, вторая динамика показала, что мальчик вместо мамы хотел последовать за ее сестрой-близнецом, он был готов умереть вместо мамы. Ничего удивительного, что он грустил и не хотел учиться. Решение Прежде чем вернуться к примеру, хочу подробнее описать, что произошло за короткое время в расстановке и какие последствия имеют события в семье для позже рожденных ее членов. Наши судьбы переплетаются с судьбами других членов семьи, мы этого не осознаем и никак не можем этому воспротивиться. На наши чувства и поведение нередко оказывают влияние былые судьбы семьи. Семья как единое целое управляется некой силой, которая использует всех членов семейной системы в целях поддержания определенных порядков. Важнейший порядок, который оберегает данная сила, гласит: ни одного члена нельзя исключить из семейной системы. Если все-таки это происходит, скажем, если кого-то забыли или не хотят вспоминать, например, потому, что воспоминания причиняют горе и боль, последствия будут значительными, как вы видите на примере с умершей сестрой-близнецом. Первое следствие заключается в том, что мать хотела умереть вслед за сестрой. Ее тянуло к сестре, она тосковала, словно говоря: «Я следую за тобой». И тем не менее, она этого факта и всех последствий не осознавала. Второе следствие заключается в том, что сын почувствовал мамину тягу и сказал про себя: «Лучше я, чем ты». И тоже сам того не осознавая. Возникает очевидный вопрос: как освободить мать и сына из переплетения судеб? Решение пришло само собой, когда я поставил умершую сестру-близнеца рядом с мамой. Они посмотрели друг другу в глаза и нежно обнялись. Так умершую сестру снова с любовью приняли в семью. Ей больше не нужно стоять в стороне. И все в семье изменилось. Мама смогла повернуться к мужу со словами «Теперь я останусь с вами». И смогла обратиться к сыну: «Я останусь, и теперь ты тоже можешь остаться среди живых». Тотчас лицо мальчика просветлело. И горе улетучилось. |