Главная страница

Дисциплине Истории и философия науки


Скачать 1.88 Mb.
НазваниеДисциплине Истории и философия науки
Дата06.06.2018
Размер1.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаstepin.pdf
ТипКнига
#46192
страница10 из 30
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   30
ГЛАВА 2
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации
Наука является культурно-историческим феноменом. Она возникла в контексте исторического развития цивилизации и культуры, на опре- деленных стадиях этого развития.
Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуж- даться вне анализа современных тенденций развития науки и ее пер- спектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентист- ские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.
Однако так было не всегда, и не во всех культурах наука занимала столь высокое место в шкале ценностных приоритетов. В этой связи возникает вопрос об особенностях того типа цивилизационного раз- вития, который стимулировал широкое применение в человеческой деятельности научных знаний.
Традиционные и техногенные цивилизации
В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию вар- варства и дикости, существовало множество цивилизаций — конкрет- ных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную ис- торию. Известный философ и историк А. Тойнби выделил и описал
21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два больших клас- са, соответственно типам цивилизационного развития, — на традици- онные и техногенную цивилизации.
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как вза- имодействие традиционных обществ. Лишь в XV—XVII столетиях в

92
Глава 2. Научное познание в социокультурном измерении европейском регионе сформировался особый тип развития, связан- ный с появлением техногенных обществ, их последующей экспанси- ей на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. Некоторые из этих традиционных обществ были просто-на- просто поглощены техногенной цивилизацией; пройдя через этапы модернизации, они превращались затем в типичные техногенные об- щества. Другие, испытав на себе прививки западной технологии и культуры, тем не менее сохраняли многие традиционные черты, пре- вратившись в своего рода гибридные образования.
Различия традиционной и техногенной цивилизаций носят ради- кальный характер.
Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Конечно, в них также возникают инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отно- шений, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. В традиционных обществах мо- жет смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следую- щему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут столе- тиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответ- ственно, в культуре этих обществ приоритет отдается традициям,
образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизирован- ным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не вос- принимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограни- чения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций.
Древняя Индия и Древний Китай, Египет, государства мусульманско- го Востока эпохи Средневековья и т.д. — все это традиционные обще- ства. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней:
многие государства «третьего мира» сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техноген- ной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным транс- формациям традиционной культуры и образа жизни.
Что же касается техногенной цивилизации, которую часто обозна- чают расплывчатым понятием «западная цивилизация», имея в виду регион ее возникновения, то это особый тип социального развития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой в извест- ной степени противоположны характеристикам традиционных об- ществ. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относи- тельно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать, что экстенсивное развитие ис- тории здесь заменяется интенсивным; пространственное сушествова-
Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации
93
ние — временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расшире- ния культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно эпохальное, всемир- но-историческое изменение, связанное с переходом от традиционно- го общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация,
оригинальность, вообще новое. В известном смысле символом техно- генного общества может считаться Книга рекордов Гиннесса, в отли- чие, скажем, от семи чудес света. Книга Гиннесса наглядно свидетель- ствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде,
достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому; семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже свершилось.
Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров и да- же задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать раз- витие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих открытия — демократию и теоре- тическую науку, образцом которой была евклидова геометрия. Эти два открытия — в сфере регуляции социальных связей и в способе позна- ния мира — стали важными предпосылками для будущего, принципи- ально нового типа цивилизационного прогресса.
Второй и очень важной вехой стало европейское Средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога;
с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу, к
Христу; с культом человеческого разума, способного понять и пости- гнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, ко- торые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Последнее обстоя- тельство необходимо отметить особо: целью познания как раз и считалась расшифровка промысла Божьего, плана божественного творения, реализованного в мире. Но это все — преддверие.
Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII в. Она проходит три ста- дии: сначала предындустриальную, потом индустриальную и наконец постиндустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности ста- новится прежде всего развитие техники, технологии, причем не толь- ко путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производ-

94
Глава 2. Научное познание в социокультурном измерении ства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, ос- нованный на ускоряющемся изменении природной среды, предметно- го мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет спосо- бы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных об- ществ характерно представление о необратимом историческом време- ни, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. Отметим для сравнения, что в большинстве традиционных культур доминиро- вали иные понимания: время чаще всего воспринималось как цикли- ческое, когда мир периодически возвращается к исходному состоя- нию. В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали об- разцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация. В них идея социального про- гресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а буду- щее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечиваю- щих все более счастливое мироустройство.
Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но оказа- лась весьма динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подав- ляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традици- онные общества и их культуры — это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всему миру. Такое активное взаимодей- ствие техногенной цивилизации и традиционных обществ, как прави- ло, оказывается столкновением, которое приводит к гибели послед- них, уничтожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостностей. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чаще всего эти культуры со- храняются только фрагментарно, в качестве исторических рудимен- тов. Так произошло и происходит с традиционными культурами вос- точных стран, осуществивших индустриальное развитие; то же можно сказать и о народах Южной Америки, Африки, вставших на путь мо- дернизации, — везде культурная матрица техногенной цивилизации трансформирует традиционные культуры, преобразуя их смысложиз- ненные установки, заменяя их новыми мировоззренческими доми- нантами.
Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации
95
Эти мировоззренческие доминанты складывались в культуре тех- ногенной цивилизации еще на предындустриальной стадии ее разви- тия, в эпоху Ренессанса, а затем и европейского Просвещения.
Они выражали кардинальные мировоззренческие смыслы: пони- мания человека, мира, целей и предназначения человеческой жизне- деятельности.
Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего ми- ра, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе. В свою очередь, внешний мир рассматривался как арена дея- тельности человека, как если бы мир и был предназначен для того,
чтобы человек получал необходимые для себя блага, удовлетворял свои потребности. Конечно, это не означает, что в новоевропейской культурной традиции не возникают другие, в том числе и альтерна- тивные, мировоззренческие идеи.
Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут ре- ализовываться в сегодняшней действительности, а остальные пред- стают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адре- сованные грядущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтерна- тивные доминирующим ценностям. Но в реальной жизнедеятельнос- ти общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей.
Идея преобразования мира и подчинения человеком природы бы- ла доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Если угодно, эта идея была важ- нейшей составляющей того «генетического кода», который определял само существование и эволюцию техногенных обществ. Что же каса- ется традиционных обществ, то здесь деятельностное отношение к миру, которое выступает родовым признаком человека, понималось и оценивалось с принципиально иных позиций.
Нам долгое время казалась очевидной активистская мировоззрен- ческая установка. Однако ее трудно отыскать в традиционных культу- рах. Свойственный традиционным обществам консерватизм видов
Деятельности, медленные темпы их эволюции, господство регламен- тирующих традиций постоянно ограничивали проявление деятельно-

96
Глава 2. Научное познание в социокультурном измерении стно-преобразуюшей активности человека. Поэтому сама эта актив- ность осмысливалась скорее не как направленная вовне, на измене- ние внешних предметов, а как ориентированная вовнутрь человека,
на самосозерцание и самоконтроль, которые обеспечивают следова- ние традиции
1
Принципу преобразующего деяния, сформулированному в евро- пейской культуре в эпоху Ренессанса и Просвещения, можно проти- вопоставить в качестве альтернативного образца принцип древнеки- тайской культуры «у-вэй», предполагающий невмешательство в протекание природного процесса и адаптацию индивида к сложив- шейся социальной среде. Этот принцип исключал стремление к ее целенаправленному преобразованию, требовал самоконтроля и са- модисциплины индивида, включающегося в ту или иную корпора- тивную структуру. Принцип «у-вэй» охватывал практически все глав- ные аспекты жизнедеятельности человека. В нем было выражено определенное осмысление специфики и ценностей земледельческого труда, в котором многое зависело от внешних, природных условий и который постоянно требовал приноравливаться к этим условиям.
Но принцип «у-вэй» был и особым способом включения индивида в сложившийся традиционный порядок общественных связей, ориен- тируя человека на такое вписывание в социальную среду, при котором свобода и самореализация личности достигаются в основном в сфере самоизменения, но не изменения сложившихся социальных структур.
Ценности техногенной культуры задают принципиально иной век- тор человеческой активности. Преобразующая деятельность рассмат- ривается здесь как главное предназначение человека. Деятельностно- активный идеал отношения человека к природе распространяется затем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан культ борьбы, революций как локомотивов истории. Стоит отметить,
что марксистская концепция классовой борьбы, социальных револю- ций и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры.
С пониманием деятельности и предназначения человека тесно свя- зан второй важный аспект ценностных и мировоззренческих ориента- ции, который характерен для культуры техногенного мира, — понима- ние природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, по- ставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию,
Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации
97
чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять че- ловеческие потребности во все расширяющихся масштабах.
Что же касается традиционных культур, то в них мы не встретим подобных представлений о природе. Природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек. Само поня- тие закона природы, отличного от законов, которые регулируют со- циальную жизнь, было чуждо традиционным культурам.
В свое время известный философ и науковед М.К. Петров предло- жил своеобразный мысленный эксперимент: как посмотрел бы чело- век, воспитанный в системе ценностей традиционной цивилизации,
на идеалы новоевропейской культуры. Ссылаясь на работу С. Поуэла
«Роль теоретической науки в европейской цивилизации», он приво- дил свидетельства миссионеров о реакции китайских мудрецов на описания европейской науки. «Мудрецы нашли саму идею науки аб- сурдной, поскольку, хотя повелителю Поднебесной и дано устанавли- вать законы и требовать их исполнения под угрозой наказания, ис- полнять законы и подчиняться им дано лишь тем, кто способен эти законы «понять», а «дерево, вода и камни», о которых толкуют мисти- фикаторы-европейцы, очевидно этим свойством «понятливости» не обладают: им нельзя предписывать законы и от них нельзя требовать их исполнения»^.
Характерный для техногенной цивилизации пафос покорения при- роды и преобразования мира порождал особое отношение к идеям гос- подства силы и власти. В традиционных культурах они понимались прежде всего как непосредственная власть одного человека над другим.
В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство не только распространялись на подданных государя, но и осуществля- лись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император — телами и душами своих подданных.
В техногенном мире также можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного при- нуждения и власти одного человека над другим. Однако отношения личной зависимости перестают здесь доминировать и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обме- ном результатами деятельности, приобретающими форму товара.
Власть и господство в этой системе отношений предполагают вла- дение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, ин- формации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент).
В результате в культуре техногенной цивилизации происходит сво- еобразное смещение акцентов в понимании предметов господства си-
7-959

Глава 2. Научное познание в социокультурном измерении лы и власти — от человека к произведенной им вещи. В свою очередь,
эти новые смыслы легко соединяются с идеалом деятельностно-пре- образующего предназначения человека.
Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обес- печивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе.
Человек должен из раба природных и общественных обстоятельств превратиться в их господина, и сам процесс этого превращения пони- мался как овладение силами природы и силами социального разви- тия. Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы
(«производительные силы», «сила знания» и т.п.) выражала установку на обретение человеком все новых возможностей, позволяющих рас- ширять горизонт его преобразующей деятельности.
Изменяя путем приложения освоенных сил не только природную,
но и социальную среду, человек реализует свое предназначение твор- ца, преобразователя мира.
Идеал творческой, суверенной, автономной личности занимает одно из приоритетных мест в системе ценностей техногенной циви- лизации. Мы, родившиеся и живущие в мире техногенной культуры,
воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся. Но человек традиционного общества не принял бы этих ценностей. В традицион- ном обществе личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не вклю- чен в какую-нибудь корпорацию, он не личность.
В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жест- ко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои от- ношения с людьми, включаться в разные социальные общности, а ча- сто и в разные культурные традиции.
Как подчеркивал М.К. Петров, поскольку индивид, формирую- щийся в лоне новоевропейской культуры и социальности, жестко не связан с семейно-корпоративной традицией передачи профессио- нального и социального опыта, то это было бы воспринято человеком традиционного общества как признак явной ущербности европейца,
которому с детства «прививают вздорную мысль о том, что он спосо- бен стать всем, и, когда европеец взрослеет, включается в специализи- рованную деятельность, он до конца жизни остается разочарованным человеком, носителем несбыточных и, естественно, несбывшихся на- дежд, озлобления и зависти к ближним, которые, по его мнению, за- няты как раз тем, чем лучше их мог бы заняться он сам. Ни в юности,
Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации
99
ни в зрелые годы европеец не знает ориентиров собственной жизни,
не в состоянии понять ее цели, безрассудно мечется от одной специ- альности к другой, всю жизнь что-то осваивает...»
3
Этот мысленный эксперимент, предложенный М.К. Петровым,
можно продолжить, но уже поменяв систему отсчета, и посмотреть на систему ценностей традиционных культур глазами человека техноген- ной культуры. Тогда привязанность человека традиционного обще- ства к строго определенным, консервативно воспроизводящимся ви- дам деятельности и его жесткая принадлежность от рождения до смерти к некой корпорации, клану или касте будет восприниматься людьми, воспитанными в новоевропейской культуре, как признак не- свободы, отсутствие выбора, растворения индивидуальности в корпо- ративных отношениях, подавления в человеке творческих, индивиду- альных начал. Может быть, это отношение в несколько обостренной форме выразил А.И. Герцен, написав о традиционных восточных об- ществах, что человек здесь не знал свободы и «не понимал своего до- стоинства: оттого он был или в прахе валяющийся раб, или необуз- данный деспот»
4
Стабильность жизни традиционных обществ с позиций системы жизненных смыслов техногенной структуры оценивается как застой и отсутствие прогресса, которым противостоит динамизм западного об- раза жизни. Вся культура техногенных обществ, ориентированная на инновации и трансформацию традиций, формирует и поддерживает идеал творческой индивидуальности.
Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропей- ской культурной традиции способствуют формированию у него значи- тельно более гибкого и динамичного мышления, чем у человека тради- ционных обществ. Это проявляется и в более сильной рефлексивности обыденного сознания, его ориентации на идеалы доказательности и обоснования суждений, и в традиции языковых игр, лежащих в осно- вании европейского юмора, и в насыщенности обыденного мышления догадками, прогнозами, предвосхищениями будущего как возможны- ми состояниями социальной жизни, и в его пронизанности абстракт- но-логическими структурами, организующими рассуждение.
Все эти особенности функционирования сознания в разных типах культур детерминированы свойственными данным культурам глубин- ными жизненными смыслами и ценностями.
В культуре техногенных обществ система этих ценностей базирует- ся на идеалах креативной деятельности и творческой активности су- веренной личности. И только в этой системе ценностей научная раци- ональность и научная деятельность обретают приоритетный статус.

100
Глава 2. Научное познание в социокультурном измерении
Особый статус научной рациональности в системе ценностей тех- ногенной цивилизации и особая значимость научно-технического взгляда на мир определены тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями.
Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое усло- вие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становятся характерным признаком жизни техногенных обществ.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   30


написать администратору сайта