Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия и термины: арабески, медресе, ме-четь, минарет, мавританское искусство, фарси.

  • Ход урока Проверка домашнего задания

  • 1. Исторические условия развития культуры стран Араб-ского халифата.

  • Мавританское искусство

  • Литература и книжная миниатюра

  • {фарси).

  • 5. Значение культуры стран Арабского халифата.

  • III. Закрепление изученного на уроке материала и про-верка знаний по теме «Культура Византии».

  • IV. Итог урока. Домашнее задание

  • Урок 14. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК НА ТЕМУ«РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» Цели

  • Оборудование

  • урока Урок можно провести по-разному. Предлагаем несколько вариантов.I

  • Век/

  • Центральная

  • Вариант

  • Поурочные планы по Истории Средних веков 6 класс (АгибаловаЕ.В. Е. В. Агибаловой г. М. Донского 6 класс введение


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеЕ. В. Агибаловой г. М. Донского 6 класс введение
    Дата25.07.2021
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПоурочные планы по Истории Средних веков 6 класс (АгибаловаЕ.В.,.doc
    ТипТематическое планирование
    #225297
    страница8 из 16
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    Урок 13. КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА
    Цел и:

    1. Продолжить выяснение исторических условий, которые
      благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского ха-
      лифата.

    2. Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата
      в развитие мировой культуры.

    3. Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабско-
      го халифата.

    4. Создать представление о мавританском стиле в архитекту-
      ре и арабской книжной миниатюре.

    5. Продолжить развитие умения анализировать произведения
      искусства.

    Основные понятия и термины: арабески, медресе, ме-
    четь, минарет, мавританское искусство, фарси.


    Оборудование: иллюстрации «Соборная мечеть в Кордо-
    ве» (интерьер); «Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия»; «Льви-
    ный двор в Альгамбре. XIII-XIV вв. Гранада, Испания».

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания переносится в пункт «За-
      крепление».

    2. Изучение нового материала.

    ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Исторические условия развития культуры стран Арабского
    халифата.

    1. Образование.

    2. Научные знания.

    3. Искусство.

    4. Значение культуры Арабского халифата.

    1. Исторические условия развития культуры стран Араб-
    ского халифата.


    Изучение нового материала начинается с определения историче-
    ских условий развития культуры стран Арабского халифата: /
    - высокий уровень развития ремесла и торговли;

    76

    • наличие крупных городов;

    • наличие сильной центральной власти;

    • сохранение памятников древней культуры;

    - сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками.

    Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из
    культуры восточных стран - Сирии, Египта, Междуречья, и многое
    из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран
    Арабского халифата оказали народы Средней Азии.

    Широкое распространение получает арабский язык. Арабский язык становится государственным в странах халифата, языком
    литературы и науки.

    Учитель обращает внимание учащихся на хозяйство стран халифата, именно оно обеспечивает расцвет культуры.

    В сельском хозяйстве:

    • развивается земледелие с искусственным орошением;

    • шелководство в Сирии;

    • разведение сахарного тростника, хлопчатника, риса.

    Ремесла:

    • обработка металлов;

    • выделка тканей;

    • изготовление стеклянной посуды.

    Развивается торговля.

    Выясняя связь между развитием хозяйства и научными знаниями, учащиеся приходят к выводу: развитие получали те отрасли
    знаний, которые были связаны с практическими потребностями
    ремесла и торговли: география, математика, астрономия.

    Учитель поясняет, что начальные школы были частными,
    образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы
    знатоков Корана, Сунны и шариата.

    В отдельных городах открывались высшие мусульманские
    школы - медресе. К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите
    как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана.

    2. Образование.

    Учитель переходит к изучению вопроса о развитии научных
    знаний. Приводятся арабские пословицы:

    «Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика»;
    «Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»;
    «Важнейшее упражнение человека - знание»;


    «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются
    двери рая».


    => О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к
    научным знаниям, научной деятельности.)


    Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии
    и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены
    труды иранских, индийских ученых.

    В Багдаде при правлении Харуна ар-Рашида был основан
    «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и пере-
    писывали книги.

    3. Научные знания.


    Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, можно предложить
    учащимся составить таблицу «Научные знания в странах Арабского
    халифата».

    4. Искусство.

    Рассматривая следующий вопрос, учитель уточняет, что ислам
    осуждал изображение человека и животных. Живопись и скульптура
    практически не развивались. Главным искусством в то время была архи-
    тектура.


    Строители возводили для халифов дворцы, крепости и
    гробницы.

    Учитель демонстрирует особенности мавританского архитек-
    турного стиля на нескольких образцах.

    Мавританское искусство - условное название художест-
    венного стиля, который сложился и процветал в Северной Африке
    и Южной Испании.

    Самым выдающимся памятником гражданской архитектуры
    этого стиля является Альгамбра - резиденция гранадских правите-
    лей. Построена она в XIII-XIV вв. В основе композиции лежит сис-
    тема дворов, расположенных на разных уровнях.

    Но наивысшего расцвета этот стиль достигает в создании му-
    сульманских храмов - мечетей (от араб, «масдшид» - место покло-
    нения).

    Обряды мусульман первоначально не требовали специаль-
    ных зданий для молитв. Арабским отрядам в далеких походах в
    качестве места поклонения служила очерченная на песке террито-
    рия, а направление к Каабе (священному камню) определяли по
    тени воткнутого в землю копья. Следовательно, самые первые ме-
    чети были «нарисованными».

    В 665-670 гг. появляются первые построенные мечети. Они
    представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на
    столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили
    пять или больше колонн, которые создавали открытый во двор мо-
    литвенный зал. Это тип колонной мечети.

    Со временем мечети стали различаться по своему назначению:

    • небольшая мечеть, масдшид - место индивидуальной мо-
      литвы;

    • соборная (пятничная) мечеть - место для коллективной мо-
      литвы;

    • муссалло - загородная мечеть, куда горожане отправлялись
      в дни больших праздников.

    Иногда над мечетью возвышался купол. Множество колонн,
    изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

    Во время молитвы все становились лицом к специальной
    нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли
    движения священнослужителя - муллы, или имама.

    Около каждой мечети возводили один или несколько мина-
    ретов - высоких башен, с которых 5 раз в день созывали верующих
    на молитву.

    Убранство мечети по сравнению с христианским храмом
    очень простое:

    - нет мебели;

    - нет музыкальных инструментов;

    - нет дорогой утвари.

    Пол застлан коврами, на которых располагаются молящиеся.

    Образцами церковной архитектуры мавританского стиля мо-
    гут служить: мечеть Омейядов 705-715 гг., Дамаск, Сирия и Кор-
    довская мечеть VI1I-IX вв.

    Учащиеся обращают внимание на позолоченный купол мечети
    Омейядов, мозаичный узор в основной части здания, орнамент на бараба-
    не под куполом.

    При рассматривании учащимися интерьера мечети Кордовы нужно
    привлечь их внимание к множеству мраморных колонн с нарядными ка-
    пителями, двухъярусным подковообразным аркам, выложенным из крас-
    ных и белых камней.

    Арабская архитектура отличается грациозностью, гармонич-
    ностью и легкостью.

    Постройки богато украшались резьбой по камню, мозаикой,
    изразцами на стенах и на полу. Особенно популярной была техника
    арабески (от франц. «арабский») - так европейцы называли харак-
    терный для арабского и иранского искусства сложный узор, соз-
    данный на основе точного математического расчета. Арабеска по-
    строена на повторении одного или нескольких элементов узора -
    растительных мотивов и геометрических фигур. Могут вплетаться
    надписи (изречения из Корана), изображения птиц, людей, животных.
    Один узор вписан в другой. Арабеску можно размещать практически
    везде: на ковре, стене здания, переплете книги, керамическом или
    ювелирном изделии.

    Литература и книжная миниатюра

    Учитель в рамках учебника рассказывает о направлениях арабской
    литературы, о развитии арабской поэзии и арабских сказках.

    В Средней Азии и Иране активно развивается поэзия на тад-
    жикско-персидском языке {фарси).

    Самый знаменитый поэт, писавший на фарси, - Фирдоуси,
    более 30 лет работал над поэмой «Шах-наме» (Книга царей).

    Идея книги - призыв прекратить междоусобные войны и
    объединиться для борьбы с внешними врагами, заботиться о благо-
    получии народа и процветании страны.

    Как и в Европе этого времени, книги были рукописными. Ру-
    кописная книга высоко ценилась в мусульманском мире. Она была
    как драгоценность, святыня, произведение искусства.

    Рукописная книга была плодом совместных усилий калли-
    графа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика.

    Миниатюры XII-XIV вв., созданные в мастерских городов
    Ирака, Ирана, Сирии, Египта, унаследовали традиции сирийской
    и византийской живописи. Наиболее популярными были изо-
    бражения:

    • сцен царских приемов;

    • сцен охоты, пиров, сражений;

    • портреты правителей на коне или на троне.

    Миниатюры со страниц рукописей переносились на керами-
    ческие сосуды, на ковры и другие изделия. Расцвет искусства ми-
    ниатюры пришелся на XII век.

    5. Значение культуры стран Арабского халифата.

    Вопрос о значении культуры стран халифата изучается учащимися
    самостоятельно по п. 5 (с. 89). Учащиеся должны отметить:

    1. Европейцы заимствовали у арабов научные знания в области ма-
      тематики, астрономии, географии, медицины; а также достижения в на-
      родном хозяйстве.

    2. Арабская культура явилась своеобразным посредником в переда-
      че средневековой Европе многих достижений античной культуры.


    III. Закрепление изученного на уроке материала и про-
    верка знаний по теме «Культура Византии».


    ?! 1 Вопросы и задания:

    => Сопоставьте достижения науки и искусства в странах ха-
    лифата и в Византии: чем можно объяснить некоторое сходство?

    81

    => Каково различие в назначении христианских и мусуль-
    манских храмов? Как это различие отразилось в их устройстве и
    украшении?

    => Охарактеризуйте и сравните влияние культуры Византии
    и стран Арабского халифата на другие страны.
    IV. Итог урока.

    Домашнее задание: § 10, письменно ответить на вопросы 1, 2,
    4, 5, с. 90.

    * Подготовить сообщения:

    «Авиценна - великий ученый Арабского халифата»;
    «Аль-Бируни - великий ученый Арабского халифата»;
    «Альгамбра - жемчужина мавританского зодчества».

    Подготовиться к обобщающему уроку (§ 1-10).

    Урок 14. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК НА ТЕМУ
    «РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»


    Цели: на основе повторения, обобщения и систематизации
    пройденного материала

    1. повторить пути установления феодального строя;

    2. обобщить признаки феодального строя в Византии, в стра-
      нах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе.

    Оборудование: карты:

    «Франкское государство в V - середине IX вв.»,
    «Византийская империя IX века и славяне в VI-XI вв.»,
    «Арабы в VII-XI вв.».

    Ход урока

    Урок можно провести по-разному. Предлагаем несколько вариантов.
    I ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

    Класс делится на несколько творческих групп (по 4 человека). Ка-
    ждой группе предлагается в течение определенного времени (за 2 недели
    до урока) подготовить творческое задание и на данном уроке это задание
    представить.

    Задание 1. Раскрыть роль религии в жизни общества и госу-
    дарства:

    западное христианство (Западная Европа),
    православие (Византия),
    ислам (Арабский халифат).

    Задание 2. Показать процесс образования государств, функ-
    ции государства:

    в Западной и Центральной Европе,

    в Византии,

    в Арабском халифате.

    Задание 3. Объяснить причины феодальной раздробленности
    империи Карла I Великого и Арабского халифата.

    Задание 4. Показать роль личности в истории на примере:

    • Карла I Великого,

    • Юстиниана I,

    • Мухаммеда,

    • Ибн-Сины,

    • Короля Артура,

    • Кирилла и Мефодия.

    Задание 5. Подобрать интересные факты о культурном раз-
    витии Западной Европы, Византии, стран Арабского халифата.

    Выводом урока могут служить таблицы. Эти таблицы также
    заранее составляют учащиеся с помощью § 1-10, систематически кон-
    сультируясь с учителем.

    А для обобщающего урока представляются таблицы, выполненные
    на ватманах.

    Задание 1. Хронологическая таблица.


    Век/

    Западная и

    Византийская

    Арабский

    дата

    Центральная Европа

    империя

    халифат




    События

    VI










    VII










    VIII










    IX










    X










    XI










    Указать в таблице (красным цветом) время установления
    феодального строя.


    ?? 1 Вопросы к таблице:

    => Чем объясняется упадок культуры в Западной Европе по
    сравнению с античным миром?

    => Какие условия жизни благоприятствовали развитию куль-
    туры в Византии и Арабском халифате в период раннего Средневе-
    ковья?

    II ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

    Контрольная работа по теме «Раннее Средневековье».

    Вариант I

    I. Соотнесите даты и события:

    I.IV-VIbb. а) первая проповедь Мухаммеда;

    1. 486 г. б) битва у г. Суассона;

    2. 800 г. в) провозглашение Карла I императором;

    3. 610 г. г) переселение германцев.

    Ответы: 1—г; 2-6; 3-е; 4—а.

    П. Соотнесите понятия и их значение:

    1. Средние века а) местопребывание монахов, комплекс

    зданий, обнесенных высокой стеной;

    2. Монастырь б) эпоха в истории человечества между

    древним миром и новым временем,
    длилась с V по XV вв.;

    3. Халиф в) кельтские племена, населявшие

    Британию до прихода германцев;

    1. Бритты г) глава государства у арабов;

    2. Фреска д) система власти католической церкви;

    3. Папство е) роспись, выполненная на стене или

    потолке храма по сырой штукатурке.

    Ответы: 1-6; 2

    а; 3-г; 4-в; 5-е; б—д.

    III. Вопросы, требующие развернутого ответа.

    На «5>>: Определите роль религии в становлении средневеко-
    вых государств (на примере одной из стран):

    • западно-христианской,

    • восточно-христианской,

    • мусульманской.

    На «4»: Какие государства в период раннего Средневековья
    пытались стать наследниками Римской империи?
    Удались ли эти попытки в полной мере? Почему?

    На «3»: Расскажите о любом историческом деятеле раннего
    Средневековья.

    Вариант II

    I. Соотнесите даты и события.

    1. 630 г. а) Верденский договор о разделе импе-

    рии Карла I;

    1. 962 г. б) образование арабского государства;

    2. 476 г. в) образование Священной Римской

    империи;

    4. 843 г. г) падение Западной Римской империи.
    Ответы: 1-6; 2-е; 3-г; 4-а.

    П. Соотнесите понятия и их значение:

    1. Исторические а) лицо, занимающее одну из высших
      источники должностей в христианской церкви;

    2. Епископ б) религия многих народов Востока,

    связанная с верой в Аллаха и его
    пророка Мухаммеда;

    3. Ислам в) вещественные, устные или письмен-

    ные

    свидетельства, или памятники эпохи;

    4. Графство г) северные германцы - норвежцы,

    шведы, датчане;

    5. Норманны д) изображение Иисуса Христа,

    Богоматери, святых;

    6. Икона е) область, провинция в империи Карла I

    Великого, во главе с графом,
    назначенным императором.

    ///. Вопросы, требующие развернутого ответа.

    На «5»: Общее и особенное в системе управления Франкско-
    го королевства, Арабского халифата и Византийской
    империи.

    На «4»: Почему развитие культуры и религии в раннем Сред-
    невековье были тесно связаны? В чем проявлялась эта
    связь?

    На «3»: Расскажите об одном из раннесредневековых госу-
    дарств.

    Вариант III

    I. Соотнесите даты и события:

    1. 630 г. а) падение Западной Римской империи;

    2. 863 г. б) образование арабского государства;

    3. 800 г. в) создание Кириллом и Мефодием

    славянской письменности;

    4. 476 г. г) провозглашение Карла I императором.

    Ответы: 1-6; 2-е; 3-г; 4-а.

    II. Соотнесите понятия и их значение:

    1. Феодализм а) глава мужского монастыря;

    2. Аббат б) римляне;

    3. Ромеи в) общественный строй народов в сред-

    ние века;

    1. Мусульманин г) сподвижники короля Артура, рыцари;

    2. «Круглый стол» д) эпоха в истории человечества между

    древним миром и новым временем;

    6. Средневековье е) человек, принявший ислам.

    Ответы: 1-е; 2—а; З-б; 4-е; 5-г; 6-д.

    III. Вопросы, требующие развернутого ответа.

    На «5»: Объясните, почему норманнам, дошедшим в своих
    походах даже до Америки, не удалось создать собст-
    венного обширного государства?

    На «4»: Обозначьте отличительные черты управления госу-
    дарством в Византии и в империи Карла Великого.

    На «3»: Охарактеризуйте один из видов искусства (литерату-
    ру, иконопись, архитектуру, миниатюру) раннего
    Средневековья.

    Ill ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

    Тестирование по теме «Раннее Средневековье».

    1. Толчком к переселению послужило вторжение из глубин
    Азии кочевников:


    а) вандалов; б) остготов; в) вестготов;

    г) франков; д) гуннов.

    2. Кто такие лангобарды?

    а) коренные жители Апеннинского полуострова;
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    написать администратору сайта