Поурочные планы по Истории Средних веков 6 класс (АгибаловаЕ.В. Е. В. Агибаловой г. М. Донского 6 класс введение
Скачать 1.66 Mb.
|
4. Деятельность Кирилла и Мефодия. Учитель рассказывает о братьях-монахах Кирилле и Мефодии. Кирилл (до принятия монашества - Константин) и его стар- ший брат Мефодий родились в г. Фессалоники в семье военачаль- ника. Кирилл был образованным человеком, знал несколько язы- ков, преподавал философию, много путешествовал. Мефодий был управляющим одной из византийских областей в течение 10 лет, был хорошим организатором, а затем оставил светскую жизнь, ушел в монастырь, став его основателем. В 863 году византийский император выполняет просьбу мо- равского князя и направляет Кирилла и Мефодия в Великоморав- скую державу в качестве миссионеров. Их цель - распространение христианства. Кирилл незадолго перед отъездом создал славян- скую письменность, в основу которой лег греческий алфавит. Бра- тья перевели на славянский язык богослужебные книги. Прибыв в Моравию, братья занимаются организацией строительства хра- мов, открывают школу для подготовки священников. Главная их заслуга - им удалось создать независимую от немецких еписко- пов церковь. Ученики, последователи Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии немецким духовенством, обосновались в Болгарии, где и продолжили преподавать христианство на славянском языке. Учащиеся делают вывод: самая главная заслуга Кирилла и Мефодия заключается в составлении ими славянской азбуки. III. Закрепление изученного материала. => Что было общего в занятиях и образе жизни германцев и славян в первые века нашей эры? Ответ на этот вопрос рекомендуется представить в виде таблицы.
=>■ С какими средневековыми государствами была связана история славянских государств? Ответ: с Византией; с Германией. IV. Итог урока. Домашнее задание: § 8; ответить письменно на вопросы 1-3, с. 73. * Подготовить сообщение: «Кирилл и Мефодий - создатели сла- вянской азбуки». Урок 12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД Цели: Дать представление о возникновении, ценностях и особен- ностях исламской цивилизации. Выяснить роль ислама в объединении арабских племен; ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке. 3. Продолжить формирование умения работы с картой. 4. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла Великого и Арабского халифата). ♦ Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия. 68 Оборудование: карта «Арабский халифат в VII-XI вв.», карты в атласе «Завоевания арабов в VII-IX вв.», «Распад Арабского халифата». Ход урока I. Проверка домашнего задания. Рекомендуется провести дифференцированно по вопросам: => Раскрыть причины распада Римской империи на Западную и Восточную и укрепления ее восточной части. => Раскрыть особенности развития Византии. => Рассказать о системе управления в Византийской империи. => Сравнить законы франков и законы византийцев (общее и особенное). => Деятельность (внутренняя политика) Юстиниана I. => Власть императора и церковь. => Внешняя политика Юстиниана I. => Личность Юстиниана I. Обязательно проверить знание понятий и терминов. П. Изучение нового материала. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения). Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные походы арабов. Арабский халифат и его распад. 1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия на- селения.). Изучение данной темы рекомендуется связать с современностью. Учитель отмечает, что в наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв. на этой огромной территории существовало могущественное государст- во - Арабский халифат. Учащимся предстоит узнать, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу. [Т]Работа с картой: Далее на карте учитель показывает Аравийский полуост- ров, границы Арабского халифата в период его могущества и упадка, и сообщает, что родиной арабов был Аравийский полуостров. 69 => Найдите в атласе и покажите государства, которые были соседями арабов к началу VII века. (Византия, Франкское государ- ство, Хазарское царство). => Найдите и покажите моря, которыми омывается полуост- ров. (Красное море, Аравийское море, Средиземное море, Каспий- ское море). От характеристики географического положения Аравийского полу- острова необходимо перейти к характеристике природных условий. => Как природа и географическое положение Аравии повлия- ли на занятия ее населения? Рассказ учителя. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Оседлые арабы жили в оазисах на юге и западе Ара- вии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградни- ки, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб. Кочевые арабы - степняки, или бедуины - занимались коче- вым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов. Самым крупным городом была Мекка. Учитель обращает внимание учащихся на рисунок в учебнике (с. 75) «Караван-Сарай на торговом пути». Мекка расположена в узкой котловине между горами. Бога- тые горожане жили в каменных домах, бедняки - в лачугах. Богачи Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали караваны в Сирию и Йемен. Купцы нанимали бедуинов погонщи- ками верблюдов. Это приносило бедноте небольшие заработки. Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации на с. 74. Мекка превращается в центр караванной торговли. Весной здесь проводились ярмарки. Во время проведения ярмарок в Мекке и ее окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столк- новения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и об- менивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярма- рок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки рас- полагался храм Кааба - святое место для всех арабов. Далее учитель привлекает учащихся к работе с текстом учебника (п. 2). Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт- разложения родового строя у арабов. 70 К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения: - выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными. - появляется очень много бедняков. Постепенно среди арабов возникает стремление к объедине- нию. Этому способствовали следующие причины: Прекращение вражды племен между собой. Борьба с внешними врагами. Упадок торговли. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран. 2. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Учитель продолжает свое объяснение. Вопрос о возникновении ис- лама - важнейший вопрос темы. Рассказ учителя строится на основе учебника или дополнительной литературы. Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда. Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался кара- ванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого куп- ца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие. Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Ал^- лахом (верховным богом арабов), после чего начал публично про- поведовать открывшиеся ему истины - Коран. Коран (от араб, «ал-куран» - чтение вслух наизусть) - про- поведь от имени Аллаха. Ислам - «покорный Аллаху». Мусульманин (от араб, «муслин») — уверовавший. Провозглашается вера в единого бога - Аллаха, который сотворил мир. Главные ценности новой религии: покорность богу; частная собственность; нравственные заповеди. Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Мои- сея, Иисуса Христа. Мусульманство оказалось последней по времени возникно- вения мировой религией, а Мухаммед - последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным». Ислам - единая религия, средство объединения арабов. Основные положения ислама: разделение общества на богатых и бедных общинников; терпение и покорность властям и знати; власть мужчин над женщинами; отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества; призыв к «священной войне» против неверных; идея бессилия человека перед всемогущим Аллахом. Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объе- диниться, приняв одну веру - ислам. В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближе- нии Страшного суда и наказании грешников - муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам - в раю, с водой и садами (мечта всех кочевников). Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов. У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нем посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьез. Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближай- ший оазис, позже названный Мединой, или «городом Пророка». Этот год, называемый Хиджра (от араб, «переселение»), стал нача- лом мусульманской эры. В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. На- чалась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последовате- ли Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину было отбито. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, во- рота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена при- няли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульман- ской церкви. Сообщив дату объединения арабов и образования у них государства (около 630 года), учитель сопоставляет ее с другими фактами: => Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков? (На 130 лет.) => Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.) Делается вывод: В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей и военачальником. На Аравийском полуострове образовалось арабское государство. 3. Завоевательные походы арабов. Изучая вопрос об арабских завоеваниях, учителю необходимо раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с со- седними государствами - Византией и Ираном. Причины военных успехов арабов Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом. Многочисленность арабских войск. U Образование Арабского халифата Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с другом. Население этих стран не оказывало сопротивления арабам. Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить свою жизнь, свое имущество, своих детей и с условием оплачивать поголовный налог». Византийские войска неизменно терпели поражение в битвах с арабами, после чего укрывались за стенами больших городов. Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречия не достигли такой остроты и конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния. К концу VII века, использовав недовольство византийским владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку. Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и приняли ислам. Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись во Франкское королевство и стали продвигаться на север. В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского государства. На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю Азию и северо-западную часть Индии. 4. Арабский халифат и его распад. Приступая к изложению материала о феодальном строе в халифате, учитель дает проблемное задание: => Установить, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними? Установление феодального строя в халифате было ускорено завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального строя в халифате состояла в том, что почти все земли были собственностью главы государства - халифа. Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том, что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Все покоренное население в завоеванных странах было обложено тяжелым поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались только сами завоеватели - арабы. Распад халифата рекомендуется изучать с помощью карты «Распад халифата» к § 9. Учащиеся находят на ней территории, отделившиеся от халифата. Учитель помогает учащимся определить одну из причин распада. • Народные восстания ослабляли силу завоевателей. Чтобы выяснить вторую причину, учитель предлагает вспомнить, почему распалась империя Карла Великого. Вместе с учащимися учитель проводит сопоставление и отмечает следующее. В халифате было объединено много стран и народов, кото- рые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые связи между различными частями халифата хотя и существовали, но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя крупные феодалы становились все более могущественными и неза- висимыми. Каждый наместник провинции (эмир) стремился пере- дать свою должность сыну, а вместе с ней и земли, полученные на срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры, превратились в наследственные владения их семей, а затем стали отделяться от халифата. Проверяя выполнение проблемного задания, учитель вместе с учащимися выясняет черты сходства процессов раз- вития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке: образование крупного землевладения; эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным хозяйством; усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства. III. Закрепление изученного материала. Вопросы и задания: Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов. => Объяснить объединяющую роль ислама. => Выявить причины распада Арабского Халифата. IV. Итог урока. Домашнее задание: § 9, ответить на вопросы 1-9, с. 83. * Творческое задание: «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман». |