Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
13. Общественные группы, группы интересов, социальные движения 3 5 1 пустила в ход все свое «очарование», чтобы добиться расположения большого бизнеса. Совершенно иную картину мы видим у групп, стремящихся действовать на правитель ство не прямо, а косвенно: через СМИ и мо билизацию общественного мнения. Тактика здесь самая разнообразная — от петиций, про тестов и демонстраций до кампаний граждан ского неповиновения и даже отдельных на сильственных актов. Все это чаще всего про исходит в двух случаях: когда группа являет собой явного аутсайдера, не имеющего шан сов добиться прямого доступа к властным структурам, или когда она сознательно изби рает такую линию поведения. В прежние вре мена чаще всего к подобного рода методам прибегали профсоюзы, демонстрировавшие свои «рабочие мускулы» в забастовках, пике тах и маршах. Бурное развитие всевозможных обще ственных объединений в последние десятилетия принесло с собой и необыкновен ное разнообразие форм, методов и стилей политической деятельности в обществе, как это мы видим у движения за мир, экологических объединений, групп по борьбе за права животных, кампаний против строительства скоростных магистралей и так далее. Общий метод у таких групп — привлечь к себе внимание СМИ, вызвать симпатии общества, донести до населения свои идеи. Особо неистощимую фанта зию в изобретении форм протеста демонстрируют «Гринпис» и «Друзья Земли», то и дело выступающие с новыми акциями против ядерных испытаний, загрязнения атмосферы и воды, вырубки лесов и использования источников энергии. Деятельность такого рода в ее связи с новыми общественными движени ями мы более подробно рассмотрим в следующем разделе настоящей главы. Наконец, с недавних времен группы интересов испытывают на себе воздей ствие глобализации и развития наднациональных структур — и со своей стороны стремятся влиять на эти процессы. Лучше всего это удается благотворительным организациям и экологическим группам вроде «Гринпис» и «Друзей Земли», кото рые уже выстроили собственные транснациональные структуры и имеют филиалы во многих странах. Скажем, «Гринпис» с момента своего возникновения в 1971 г. учредил отделения более чем в 30 странах и сегодня имеет годовой доход свыше 50 млн долл. Многие из групп такого рода были официально представлены в каче стве неправительственных организаций (НПО) на Конференции ООН по окружа ющей среде и развитию в 1992 г. в Бразилии. Те из НПО, которые располагают достаточно солидными источниками финансирования, имеют офисы в Вашингтоне и Брюсселе, осуществляя своеобразный мониторинг в отношении ООН и ЕС и зани маясь лоббированием. К понятийному аппарату Общественное движение — особая фор ма коллективного поведения, охватывающая людей с близкими убеждениями и, как пра вило, имеющая невысокий уровень органи зованности. От участников общественного движения требуются лишь приверженность делу и политическая активность: здесь нет какой-либо постоянной «нагрузки», предпо лагающей регистрацию членов. От спонтан ных массовых акций (беспорядков, возму щений, восстаний) общественные движения отличаются тем, что у них всегда есть ясная цель; кроме того, движения невозможны без определенной координации и даже плани рования. Движения могут вбирать в себя множество групп интересов и даже стано виться основой для политических партий: так, профсоюзные и социалистические партии вполне можно рассматривать как часть бо лее широких лейбористских движений. 352 III. Политическое взаимодействие понятийному аппарату «Новые левые» — движение интеллектуалов, имевшее своим пиком 1970-х годов и стремившееся оживить социалистическую мысль на основе радикальной критики развитого инду стриального общества. Движение при этом выступило и с критикой как «старой» социалистичес кой мысли, так и практики «социалистического строительства» в СССР. Вдохновляясь работами раннего Маркса, мыслителями анархистской ориентации и философией экзистенциализма, «но вые левые» не дали сколько-нибудь систематической теории. Тем не менее у многих представите лей движения можно обнаружить общие темы — неприятие традиционного капиталистического общества («системы») как общества угнетения, приверженность принципам свободы личности и «самоосвобождения», разочарование в рабочем классе как революционной силе, обоснование новых форм демократии — демократии участия и децентрализации. В странах Европейского Союза общественные объединения также привыкают и приспосабливаются к тому, что по целому кругу вопросов — в сельском хозяйстве, торговле, правилах конкуренции, сфере социальных и трудовых прав — ключевые решения принимаются не национальными институтами, а институтами ЕС. Самы ми мощными группами интересов здесь, разумеется, выступают деловые круги. Свое влияние они проводят по самым разным каналам — через прямое лоббирова ние, национальные торговые организации и через такие «пиковые» ассоциации, как Европейский круглый стол промышленников и Союз конфедераций промыш ленников и работодателей Европы. В последние годы даже британское профсоюз ное движение осуществляет свою деятельность по защите социальных прав и прав работников через институты ЕС. • Общественные движения Интерес политологов к проблематике общественных движении сегодня во мно гом идет от того, что в последние десятилетия все более широкий размах набирают так называемые «новые» социальные движения — женское движение, движение «зеленых», движение за мир и др. Вообще говоря, истоки общественных движений относятся к началу XIX в. Исторически раньше всего сложилось рабочее движение, выступавшее за улучшение условий жизни рабочего класса; затем силу набрали национальные движения, стремившиеся освободить свои народы из-под власти многонациональных европейских империй; XX в. принес с собой фашистские дви жения и движения правового толка (их и в самом деле лучше всего понимать имен но как движения, а не партии). Новые социальные движения Какое именно «новое» содержание заложено в тех движениях, что сложились в последние десятилетия XX в.? Начать здесь нужно вот с чего. В то время как традици онные движения выражали интересы угнетенных и обездоленных слоев общества, современные движения вбирают в себя, как правило, молодых, хорошо образованных и вполне благополучных людей. Отсюда вытекает и второй момент: новейшие движе- 13. Общественные группы, группы интересов, социальные движения 3 5 3 Кляйн (род. в 1970) Канадская журналистка, писательница, активная участница антикорпора тивного движения. Работы Кляйн стали настоящим манифестом движения антиглобалистов, как отмечали критики, — «неотъемлемой частью этого движения». Одна из главных тем ее журналистской деятельности — крити ка потребительского капитализма и засилья массовой культуры. У Кляйн также репутация влиятельного комментатора в различных средствах мас совой информации. Живет в Торонто, но часто путешествует по Северной Америке, Азии, Латинской Америке и Европе, принимая самое деятельное участие в антикорпоративном движении. несут в себе по преимуществу постматериалистическую ориентацию на мир, их участников больше интересует «качество жизни», нежели «жизненный успех». Хотя женские движения и выступают под такими, казалось бы, «материалистическими» лозунгами, как равенство возможностей и равная оплата за равный труд, на самом деле и они ставят перед собой куда более широкие цели — утвердить всестороннее равенство между мужчиной и женщиной и наконец-то покончить с пережитками пат риархата в общественной жизни. Третий момент: в то время как традиционные движе ния имели между собой весьма мало общего и не сотрудничали, новые социальные движения следуют одной, хотя подчас и не вполне ясной, идеологии. В общем и целом эта идеология связана с социальной философией «новых левых»: она не принимает сложившегося социального и политического порядка и следует идеалам свободы, самовыражения и самоосуществления личности. Нет по этому ничего удивительного в том, что сторонники одного движения этого типа принимают участие в акциях другого, как мы это и видим в женском и экологичес ком движении, движениях за права животных и против строительства автострад, у «антикапиталистов» и «антиглобалистов». Последнее различие проистекает из того, что организационно современные дви жения стоят на принципах децентрализации и склоняются к совершенно новым формам политической деятельности — к принципиально «новой политике», не при знающей сложившихся партий и традиционных механизмов политического предста вительства. На место всего этого приходят совершенно оригинальные, до театраль ности, формы политического процесса. Наиболее красочными примерами этого были так называемая «битва при Сиэттле» в 1999 г., когда демонстрации против саммита Всемирной торговой организации вылились в ожесточеннейшие схватки с полици ей, и другие акции «антиглобалистов» — в Праге в 2000 г. и Генуе в 2001 г. Идеоло гическая палитра таких акций бесконечно разнообразна: здесь ставятся вопросы эко логии и развития, равенства наций и этносов, действуют анархисты и революционе ры — и все это связывается воедино и средствами мобильной связи. Основательный анализ идей складывающегося антиглобалистского движения можно найти в работах таких известных авторов, как Наум Хомски и Наоми Кляйн (2000) 1 См. например, изданную на русском языке книгу: Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. — М.: «Добрая книга», 2003. (Прим. пер.) 3 5 4 HI. Политическое взаимодействие Бетти Фриден (род. в — одна из лидеров феминистского движения в США и во всем мире, «мать» современного движения за освобождение женщины. Считается, что книга Фриден «Мистика женской судьбы» (1963) заложила интеллектуальные основы «второй волны» феминизма. В этой кни ге она подвергла анализу «проблему без названия» — чувство фрустрации, разочарования и отчаяния, постигающее многих женщин США. В 1966 г. при ее деятельном участии была основана Национальная организация женщин; сама она стала первым ее президентом. В книге «Вторая стадия» (1983) Фриден писала уже на другую тему — о том, что в поисках «собственной личности» женщине грозит опасность ослабления связей с детьми, семьей и домом. В 1993 г. вышла ее книга «Фонтан возраста». Важно отметить еще то, что феномен новых социальных движений заставил политологов во многом по-новому взглянуть на общественные движения как тако вые. Было время, когда такие влиятельные критики массового общества (mass society), как Эрих Фромм (1900 — 1980) и Ханна Арендт (см. с. 10), в свете печального опыта тоталитаризма времен между двумя мировыми войнами толковали обще ственные движения сугубо отрицательно: для них это было «бегством от свободы» (Фромм, 1941), проявлением извечного стремления одинокого человека найти бе зопасность и чувство общности с другими людьми в каком-то важном для всех деле и в подчинении лидеру (на практике лидеру фашистского типа). Новые же обще ственные движения как небо от земли далеки от целей такого рода: задачи здесь всегда носят ясный и конкретный характер, вполне сообразующийся с имеющими ся средствами (МакКарти и Зальд, 1973). Сами общественные движения многими политологами воспринимаются как свидетельство того, что власть в постиндустри альном обществе носит рассредоточенный и фрагментированный характер. Пре жние политические модели, основывавшиеся на противостоянии классов, уступи ли место новой политике, в основе которой лежит то, что политологи называют «демократическим плюрализмом». Противостоя бюрократии, практикуя спонтан ные, «эмоциональные» и децентрализованные способы организации, новые движе ния, собственно, и выступают фактором все более глубокого рассредоточения вла сти в современном обществе. Однако дать сколько-нибудь адекватную оценку того воздействия, которое об щественные движения оказывают на общество, весьма непросто: с политическими партиями и группами интересов это гораздо про ще. Все дело в широте этих движений и в том, что их влияние всегда проявляется в менее яв ных формах. С определенностью можно гово рить о политической силе лишь женского и эко логического движений: они явно изменили цен ностные и этические ориентации общества. Фе министское движение в его нынешнем виде на чалось с горстки групп, основавших в 1960-х го дах Женское освободительное движение: во гла ве этой «второй волны феминизма» встали та кие лидеры и теоретики, как Бетти Фриден (Betty Friedan), Жермена Греер Greer, Массовое общество — общество, ко торому присущ атомизм, разъединен ность между людьми, отсутствие куль турных и политических корней; концеп ция, указывающая на негативные тенден ции современной цивилизации. Постиндустриальное общество — об щество, преодолевшее традиционную зависимость от материального произ водства и функционирующее на основе производства информации и знаний; «информационное общество». 13. Общественные группы, группы интересов, социальные движения 3 5 5 род. 1939) и Кейт (Kate род. 1934). И хотя сегодня это движение во многих странах достигло вполне осязаемых результатов, главным все же было не это: важнее то, что все общество осознало тендерную проблему и, возможно, нача ло отказываться от каких-то своих патриархальных предрассудков. Произошел, сле довательно, настоящий, хотя и не поддающийся никаким измерениям, культурный Аналогичных результатов добилось экологическое движение. Такие группы, как «Гринпис», «Друзья Земли», «Всемирный фонд природы», в конце концов застави ли задуматься над природоохранными проблемами и правительства и широкую общественность: их воздействие, следовательно, вышло далеко за пределы всех и всяких формальных показателей вроде численности сторонников и количества филиалов. С начала 1970-х годов к процессу подключились так называемые «зеле ные» партии — еще один феномен «новой политики». Влияние «зеленых» в конце концов распространилось и на обычные («серые») партии, многие из которых, осоз навая насущность экологической проблемы, сегодня заявляют о своей готовности подписаться под целями «зеленых». В отличие от этого, «антикапиталистическое» движение, точнее сказать, внутренне не связанный конгломерат всевозможных групп и группок, объединенных разве что неприятием глобализации, потребительства и идеологии свободной торговли, особых успехов пока не добилось. Результат их деятельности пока что один — стало все труднее проводить международные встре чи на высшем уровне: признаков же того, что правительства готовы изменить свои позиции по вопросам свободной торговли и дерегулирования экономической дея тельности, пока что не видно. • • Понятия «группа интересов» и «группа давления» относятся к организованным ассоциациям, ставящим перед собой задачи воздействовать на политику или отдельные действия правительства. Такие группы можно подразделять на секторальные и общесо циальные: первые отстаивают интересы (преимущественно материальные) своих чле нов, вторые — общие ценности, идеалы и принципы. Группы также делятся на внутрен ние (группы-инсайдеры), обладающие привилегированным доступом к властным струк турам, и внешние (группы-аутсайдеры), у которых такого доступа нет и которые поэто му вынуждены апеллировать к обществу в целом. • В политологии сложилось несколько подходов к проблеме участия общественных групп в политике. Теории, тяготеющие к принципам плюрализма, акцентируют боль шую роль групп в рассредоточении политической власти и демократизации общества. Сторонники и критики корпоративизма особое внимание уделяют тому, что какие-то группы обладают привилегированным доступом к властным структурам. Теоретики «но вых правых» указывают на негативные аспекты и последствия деятельности групп инте ресов — чрезмерное вмешательство государства в жизнь общества и падение эффектив ности общественного производства. • Можно говорить как о позитивном, так и негативном воздействии групп на по литическую систему. Позитивный аспект проявляется в том, что группы усиливают механизмы политического представительства, обогащают общественную дискуссию, 3 5 6 Политическое взаимодействие расширяют участие общества в политической жизни и в определенной степени осуще ствляют контроль в отношении правительства. Негативной стороной в данном случае является то, что их деятельность может оборачиваться усугублением политического и социального неравенства в обществе, ослаблением механизмов демократического кон троля, большей закрытостью политического процесса. • Общественные объединения проводят свои интересы и воздействуют на полити ческий процесс через разные каналы — государственное чиновничество, законодатель ное собрание, суды, средства массовой информации, партии, международные институ ты. Уровень влиятельности групп находится в прямой зависимости от того, в какой степени тому благоприятствует политическая система в целом, какими «входами» в ко ридоры власти располагают группы, как в обществе распределена власть в целом. • Общественные объединения имеют в своем распоряжении широкий спектр так тических приемов и политических стратегий, опираясь при этом на такие ресурсы, как симпатии со стороны общества, численность сторонников, финансовые источники, организационные возможности, способность группы тем или иным образом «наказы вать» правительство, ее связи с политическими партиями и властными структурами. • Общественное движение — это широкая ассоциация людей, объединенных при верженностью общим целям, но не обязательно организованных традиционными фор мальными отношениями. Специфика новых социальных движений заключается в их способности привлекать к себе более молодые, хорошо образованные и в материальном отношении благополучные слои общества; в их постматериалистической ориентации на общественную жизнь и приверженности новым формам и способам политической дея тельности, иногда называемым «новой политикой». |