Еникеев Анатолий Анатольевич кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии кубгау, г. КраснодарРедакционная коллегия Авазов Комил Холлиевич
Скачать 2.91 Mb.
|
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Научный журнал № 1(193) Январь 2022 г. Часть 1 Издается с марта 2017 года Москва 2022 УДК 08 ББК 97 С Председатель редакционной коллегии Еникеев Анатолий Анатольевич - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии КУбГАУ, г. Краснодар Редакционная коллегия Авазов Комил Холлиевич - доктор философии (PhD) по политическим наукам Бабаева Фатима Адхамовна – канд. пед. наук Беляева Наталия Валерьевна – др с.-х. наук Беспалова Ольга Евгеньевна – канд. филол. наук Богданов Александр Васильевич – канд. физмат. наук, доц Большакова Галина Ивановна – др ист. наук Виштак Ольга Васильевна – др пед. наук, канд. тех. наук Голованов Роман Сергеевич – канд. полит. наук, канд. юрид. наук, МА Дейкина Алевтина Дмитриевна – др пед. наук Добротин Дмитрий Юрьевич – канд. пед. наук Землякова Галина Михайловна – канд. пед. наук, доц Канокова Фатима Юрьевна – канд. искусствоведения Кернесюк Николай Леонтьевич – др мед. наук Китиева Малика Ибрагимовна – канд. экон. наук Кобулов Хотамжон Абдукаримович – канд. экон. наук Коренева Марьям Рашидовна – канд. мед. наук, доц Кадиров Умарали Дусткабилович - доктор психологических наук; Напалков Сергей Васильевич – канд. пед. наук Понькина Антонина Михайловна – канд. искусствоведения Савин Валерий Викторович – канд. филос. наук Тагиев Урфан Тофиг оглы – канд. техн. наук Харчук Олег Андреевич – канд. биол. наук Хох Ирина Рудольфовна – канд. психол. наук, доц. ВАК Шевцов Владимир Викторович – др экон. наук Щербаков Андрей Викторович – канд. культурологии. С Студенческий вестник научный журнал. – № 1(193). Часть 1. Москва, Изд. «Интернаука», 2022. – 104 с. – Электрон. версия. печ. публ. – https://studvestnik.ru/journal/stud/herald/193 ББК 97 ISSN 2686-9810 © ООО «Интернаука», 2022 Содержание Статьи на русском языке 6 Гуманитарные науки 6 Рубрика 1. Искусствоведение 6 ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СОВРЕМЕННОЙ АНИМАЦИИ Нурмаганбетова Дана Шапагаткызы Еспенова Айгерим Турсыновна 6 АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОМОНГОЛЬСКИХ ХРАМОВ СМОЛЕНСКА Поконова Ксения Андреевна 9 Рубрика 2. Краеведение 14 ОРГАНИЗАЦИЯ БОТАНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ НА ПРИМЕРЕ САДА ПАРКА) ИМ. МИ. ГЛИНКИ, В ГОРОДЕ СМОЛЕНСК Бобров Владислав Олегович 14 МУЗЕЙ КАК ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Холмова Ольга Яковлевна 20 Рубрика 3. Лингвистика 22 ПАРОНИМЫ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ Зайцева Анна Юрьевна 22 КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПОРКИ Иналова Заира Саид-Селимовна 24 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И МЕНТАЛЬНОСТЬ МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ Логутова Анастасия Александровна 26 ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Селеметова Виктория Викторовна 29 ПРИЧИНЫ ЗАИМСТВОВАНИЯ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Урусханова Айшат Абдулахрвна 33 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Чигирева Анастасия Николаевна 35 Рубрика 4. Педагогика 37 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВОВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Акопян Анжела Масисовна Шабанова Екатерина Владимировна Шарлай Валерия Валерьевна 37 ОСВОЕНИЕ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАВИРНЫХ СОНАТ Й. ГАЙДНА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА В ВУЗЕ Алексеева Анна Алексеевна Данилова Анна Викторовна 40 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ВОКАЛА Алексеева Анна Алексеевна Акбари Юлия Борисовна 44 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА И ПРОТИВ Антонова Ангелина Викторовна 46 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Атонен Оксана Александровна Василькова Валерия Алексеевна Шарлай Валерия Валерьевна 48 НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ В ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ Ашурова Дилфуза Набиевна Низомова Бибифотима Aсламовна 53 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Валиахметова Диляра Рустамовна 56 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Воробьёва Татьяна Андреевна 58 ИНКЛЮЗИЯ: ЗА И ПРОТИВ Горина Мария Валерьевна 62 КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Гришаева Ульяна Витальевна 64 PBL ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Денберген Дариға Нұрланқызы 66 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Джелилова Лилия Решатовна Андрусева Ирина Владимировна 76 ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Зайцева Анна Юрьевна 78 ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Закирова Рамиля Ирековна 80 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ИЛИ ПРОТИВ Занчурина Диляра Руслановна 82 ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ Зыкова Елена Александровна Сысоев Олег Александрович Цепинь Мария Игоревна 84 ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Зыкова Елена Александровна Сысоев Олег Александрович Цепинь Мария Игоревна 86 ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Зыкова Елена Александровна Сысоев Олег Александрович Цепинь Мария Игоревна 88 КИБЕРСПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Илишев Ильгиз Кадымович Айдушев Минилвали Айметович Лисаченко Олег Васильевич 90 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К РОДНОМУ ГОРОДУ Кис Ульяна Юрьевна Киреева Ксения Андреевна 92 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ Корбмахер Лилия Константиновна Шаляпин Олег Васильевич 95 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Кочурова Наталья Сергеевна Козлова Наталья Александровна 97 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Кочурова Наталья Сергеевна Козлова Наталья Александровна 99 МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР Кочурова Наталья Сергеевна Козлова Наталья Александровна 101 Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ РУБРИКА 1. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СОВРЕМЕННОЙ АНИМАЦИИ Нурмаганбетова Дана Шапагаткызы магистрант Казахской Национальной Академии Искусств им. Т. Жургенова, Республика Казахстан, г. Алматы Еспенова Айгерим Турсыновна научный руководитель, доктор PhD, Республика Казахстан, г. Алматы THE POSSIBILITY OF APPLYING GRAPHICAL METHODS IN MODERN ANIMATION Dana Nurmaganbetova Graduate of the Kazakh National Academy of Arts named after T. Zhurgenov, Kazakhstan, Almaty Aigerim Espenova Supervisor, PhD, Kazakhstan, Almaty АННОТАЦИЯ В статье рассмотрены такие аспекты как анимационный процесс в общих чертах, применение определенных техники их приемлемость в конкретном кадре. Анализ того, в каких ситуациях наименее выгодного применения может быть сработана эффектно и почему избегается в повседневном визуальном анимационном продукте. ABSTRACT This article examines such aspects as the animation process in general terms, the application of certain techniques and their acceptability in a particular frame. Analysis of in which situations the least advantageous application can be worked spectacularly and why it is avoided in the everyday visual animation product. Ключевые слова анимация, графика, экранный продукт, текстуры, покадровая работа animation, graphics, screen product, textures, frame work. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. Касательно упоминания в этой статье традиционных методов графики, хотелось бы сделать предварительную оговорку, и сначала пройтись по тем методам графики, которых можно причислить к данному виду искусства, нона сегодняшний день. А именно тому, который мы можем видеть и наблюдать в анимации на телевидении. Сама работа в анимации подразумевает применение способов, которые смогли бы оптимизировать работу и по большей части передать правильно движение. И, как правило, это оптимизация заключается в том, что аниматор делает сначала черновую анимацию (она может быть прерывисто исполнена, с неточностями, как и любой черновик-рисунок). Затем, делается чистовая анимация с очищением шероховатостей рисунка на новом слое. На этом этапе обычно добавляются промежуточные фазы между ключевыми кадрами. Однако, они могут быть добавлены еще на этапе черновой анимации, этот вопрос является непринципиальным. И только потом, в конечном ключевом этапе, делается «контуринг» всей анимации. Этот этап характеризуется детальной и тщательной прорисовкой, но даже больше несколько к прорисовке новых деталей, сколько к более детальному вычищению всех предыдущих кадров. Я описала эти этапы работы для того, чтобы продемонстрировать такой пункт, что, в принципе, характерная особенность графических материалов, заключающаяся в их текстуре или проработке деталей, в самой анимации не совсем помогает работе и от нее стараются избавляться в самом начале. Но также в противовес можно сказать, что все виды анимации не ограничиваются только лишь способами передачи визуального материала с помощью вышеприведенных оптимизирующих этапов работы. Есть и другой способ визуальной передачи, который очень часто показывается в различных фестивалях ив принципе является в какой-то характерной чертой самих фестивальных мультфильмов. Справедливо ли будет сказать, что обычно за более графические методы берутся охотно новички в этой области. Так говорить, возможно, не совсем объективно, но можно это компенсировать выражением, что если уж аниматор берется за исполнение анимации, желая выполнить это с сохранением текстур или графичности, то он, возможно, либо любительски это исполнит, либо же будет высший профессионализм, и о легком путине будет идти и речи. Говоря о последнем, обычно в качестве таких мультфильмов выступают различные авторские мультфильмы. Мне вспомнился пример из нашей же отечественной анимации, где была применена очень дотошная техника исполнения, похожая на рисунки карандашом с соблюдением всех светотеневых сочетаний, каждый кадр был прорисован именно так, а если учитывать, что один кадр вмещает в себя традиционно 24 кадра, то можно представить насколько большой и кропотливый объем работы был исполнен. К сожалению, я не могу привести название этой короткометражки, поскольку Казахфильм удалил с платформы youtube все отечественные мультфильмы, сделанные в самом начале зарождения этой отрасли у нас. Причина неизвестна. Но точно известно, что именно этот анимационный ролик не был доделан до конца, история осталась незавершенной. Однако, даже ориентируясь на то малое количество времени, благодаря которому можно было оценить всю красоту детально исполненных кадров, можно сказать, что визуальная красота такого произведения будет равно пропорциональна тяжкому объему труда, который будет приложен для исполнения этого. Лично я не считаю, что это в анимации можно считать некоей целью или высшим олимпом, к которому нужно стремиться, потому что все-таки анимация сама по себе подразумевает движение. Один кадр проскользнет быстро, нов совокупности пролистываемых кадров будет учитываться то, насколько красиво и правильно было исполнено это самое действие. Приведу наглядное объяснение того, почему графический метод исполнения анимации не является удобным. Впрочем, сложное в простом. Самое графическое исполнение чего-либо, пусть это будет рисунком, нацелено на то, чтобы передать весь возможный посыл с применением изощренных способов всего водном экземпляре рисунка. И подобная изощренность совсем не ценится, если можно так сказать, и не преследуется ведущими специалистами в этой области, поскольку их способы передачи совсем другие. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. В том, что я хочу сказать дальше, будет выявлено много противоречий, а именно профессионал аниматор может себе поставить задачу исполнить анимацию в дотошном графическом стиле, но при этом он не может пренебречь основополагающей красотой и правильностью движения, это очень трудная работа. Можно ли назвать ее двойной, не знаю, однако это словосочетание лично у меня напрашивается в данном случае. К любительским же причисляются такие работы, где были использованы в полной мере графические методы, но былине соблюдены основные принципы, по котором может работать анимация. Например, не было такого, чтобы соблюдалась плавность движений у изображаемых рисунков или же правильная последовательность действий. Некоторые люди склонны не замечать таких нюансов, где резкая анимация, а где она исполнена как нужно. Но если специально поставить перед собой такую задачу, чтобы именно отследить сей момент, то человеческий глаз точно подметит разницу таких исполнений. Хочется заметить, что если есть посыл в любительски выполненном мультфильме, то присущая ему резкость или гротеск может наоборот сыграть усиливающий эффект. Нередко именно в таких мультфильмах, при наличии должной смысловой нагрузки, значение оных усиливаются в стократ в отличие от профессионально прорисованных мультфильмов, которые под собой не имеют должным образом ничего, что они хотели бы передать. Это очень похоже на аналогию в моде, в выражении напоказ. Те же современные мощные столпы студий как Disney или Hollywood злоупотребляют тем, что преподносят зрителю очень большой объем впрыскиваемой красивой картинки, выполненной в таких программах и визуальных эффектах, которые свидетельствуют о технологическом прогрессе всего человечества. Но какой же смысл становится это все смотреть и зрительно поглощать, если человек не может в смысловом контексте подчерпнуть для себя что-то новое, даже не что-то новое, а что-то, что заставило бы его задуматься о выдвигаемой проблеме, благодаря которой решили снять какое-либо произведение. Возможно это свидетельствует о том, что способы передачи ушли далеко вперед оттого же смысла зачем и почему это делается. То есть используется принцип уже незачем, не задаются подобные вопросы. Это скорее просто делается, как отработка навыка вхолостую. Что ж, я думаю, что это тоже имеет место быть. Возможно, если бы мы думали только лишь о смысле, и ставили превыше простого движения в сторону развития самих навыков лишь изощренный продуманный смысл, то пришли бы, условно говоря, к философскому заключению, что в принципе, уже нет возможности изобретать что-то новое. Список литературы 1. Орлов A.M. Духи компьютерной анимации. Мир электронных образов и уровни сознания. М МИРТ, 1993. 106 с. года анимационное пространство, виртуальное пространство и виртуальная реальность. 2. Ерохин СВ. Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства дис. докт. филос. Наук. Мс. Познин В.Ф. Аудиовизуальный продукт технология плюс творчество монография. СПб.: СПбГУКиТ, 2006. 256 с. 4. Теракопян МЛ. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс: дисс. канд. искусствоведения. Мс. Разлогов К.Э. Искусство экрана от синематографа до Интернета. М РОССПЭН, 2010.287 с. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОМОНГОЛЬСКИХ ХРАМОВ СМОЛЕНСКА Поконова Ксения Андреевна студент, Российская академия живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова, РФ, г. Москва АННОТАЦИЯ На территории Смоленска сохранились уникальные храмы XII в церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и собор Михаила Архангела, позволяющие частично восстановить историю смоленской архитектуры. В статье поставлена задача выделить основные черты домонгольской архитектуры храмов Смоленка. При помощи стилистического анализа рассмотрено развитие типологии позакомарного храма на Смоленской земле и выделено два типа домонгольского смоленского храма (четырехстолпный и шестистолпный c нарфиком). Архитектурные традиции вначале в. в Смоленке были заимствованы из южнорусской архитектуры (Киев, Чернигова в конце столетия из соседнего Полоцкого княжества. На протяжении XII в. типология храма постепенно усложняется одновременно с позакомарными завершениями появляется трехлопастное покрытие, четырехстолпные соборы обстраиваются галереями. ABSTRACT Unique temples of the XII century have been preserved on the territory of Smolensk: the churches of Peter and Paul, John the Theologian and the Cathedral of Michael the Archangel, which partially restore the history of Smolensk architecture. The article aims to identify the main features of the pre-Mongol architecture of the temples of Smolensk. With the help of stylistic analysis, the development of the typology of the posacomar temple on the Smolensk land is considered and two types of the pre-Mongol Smolensk temple (four-column and six-column with narfik) are distinguished. Architectural traditions at the beginning of the XII century . in Smolensk, they were borrowed from South Russian architecture (Kiev, Chernigov), and at the end of the century from the neighboring Principality of Polotsk. During the XII century. the typology of the temple gradually becomes more complicated: simultaneously with the post-sacrarium completions, a three-bladed covering appears, four-column cathedrals are built up with galleries. Ключевые слова домонгольская архитектура, Смоленск, храм Петра и Павла, архитектура XII в, собор на Протоке, церковь Иоанна Богослова. Keywords: pre-Mongol architecture, Smolensk, the Church of Peter and Paul, architecture of the XII century, the Cathedral on the Bayou, the Church of St. John the Theologian. В настоящее время на территории России осталось мало церквей домонгольского периода (988—1237), поэтому уникальные смоленские памятники XII в церковь Петра и Павла, храм Иоанна Богослова, собор Михаила Архангела, – позволяют частично восстановить историю домонгольской архитектуры и определить ее специфические черты. Смоленская летопись, являющаяся важным историческим источником по городской архитектуре, к сожалению, была утрачена в XV в. В XIX в. обзор всех уцелевших памятников Смоленска был сделан П.П. Свиньиным [17 С. 301— 324], однако без их стилистического описания. В советский период ИМ. Хозеров вовремя реставрации храма Петра и Павла и смоленской крепостной стены сделал обмеры всех памятников, открыл особенности плана наличие приделов) и предположил, что в XII—XIII вв. на территории Смоленска было воздвигнуто не менее 27 каменных сооружений. С помощью метода стилистического анализа автор сделал заключение о привлечении к строительству западных мастеров [18]. Н.Н. Воронин рассмотрел специфику смоленского зодчества, как одной из школ периода феодальной раздробленности, отметив быстрое развитие архитектурных форм и важную роль смоленской школы для русского зодчества в целом, а также предложив периодизацию Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. развития архитектуры Смоленска первый этап — середина XII в, второй — начало XIII в. [5] Н.Н. Воронин и ПА. Раппопорт проанализировали конструктивные и стилистические особенности памятников (специфику декоративных элементов) и ввели смоленскую школу в контекст русского зодчества [7]. До сих пор недостаточно исследована проблема происхождения мастеров и появления строительной традиции – четырехстолпного храма с галереями, достроенными позже. К памятникам данного типа относится церковь Петра и Павла в Смоленске середины XII в, которая имеет высокую степень сохранности, а также церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела и остатки Успенского собора. Для классификации построек и выявления типологического ряда домонгольских храмов необходимо провести сравнительный анализ с церквями из других регионов России, имеющими схожие стилистические и конструктивные черты. Смоленский собор Петра и Павла имеет строгие пропорции, подчеркнутые сдержанным декором. «Четырехстолпный одноглавый храм черниговского пошиба. Отсутствие штукатурки раскрывает взору подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен. Нарядный декор аркатурный пояс, бегунец на угловых лопатках, выложенные из кирпичей рельефные кресты. На барабане — полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Галереи-усыпальницы пристроены ближе к концу века не сохранились [7. с. 66]. Важную функцию в общем облике храма выполняла светло-розовая затирка, смягчающая контрастность кладки, что придавало плоскости фасада большую монолитность. Вероятно, затирка не покрывала декоративные элементы. Таким образом, храм должен быть светлым с обнаженным краснокирпичным декором. У храма Иоанна Богослова, датируемого ми годами, отв. уцелела только коробка стен, остальное — перестройка XVIII в, однако на материале фундамента можно выделить ряд общих черт с церковью Петра и Павла храмы четырехстолпные одноглавые стремя апсидами, идентичное устройство вертикальных тяг — по углам широкие плоские лопатки, в середине полуколонны, придающие фасаду выраженную пластичность. Внешние членения фасада соответствуют организации внутреннего пространства. Двухуступчатые порталы и удлиненные, узкие оконные проемы создают впечатление строгости. Подобен внешний облик церквей стены были покрыты затиркой, обнажая декор. В церкви Иоанна Богослова на уровне пят закомар тянулся поясок аркатуры. На северо-восточной лопатке уцелел от перестройки большой шестиконечный крест на ступенчатой Голгофе. Однако на апсиде было принято решение отказаться от слепой аркатуры, в отличие от церкви Петра и Павла. Церковь Иоанна Богослова, по сравнению с храмом Петра и Павла, имеет более узкие окна и более высокие ниши, развивается мотив Петропавловской церкви о стремлении ввысь. Пропорции храма Иоанна Богослова более стройные. Церковь Иоанна Богослова и Петропавловский собор представляют один тип домонгольского смоленского храма (четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный; без галереи в плане снаружи стены покрыты затиркой, обнажая лишь строгий декор узкие окна мотив стремления ввысь. Церкви четырехстолпного типа появились не сразу, вначале в. преобладал тип шестистолпного позакомарного храма (храма с нарфиком). В Смоленске полностью не сохранилось ни одного храма шестистолпного типа, в 60-ых гг. XX в. был реконструирован Успенский собор, заложенный в 1101 г. Владимиром Мономахом и достроенный уже при внуке Мономаха, князе Ростиславе Мстиславиче. Не сохранился даже фундамент храма, но археологи, включая Н.Н. Воронина, обнаружили фрагменты плинфы двух типов. Для первого типа характерно тесто темно-красного цвета и раковистый излом. Плинфы второго типа имеют более четкую форму и сделаны из хорошо перемешанной глины. Плинф второго типа обнаружено больше, чем первого, вторая группа очень схожа с плинфами Борисоглебского собора на Смядыни, который заложен князем Ростиславом. Из этого следует, что плинфы второй группы относятся к достройке собора при Ростиславе, тогда темно-красные плинфы, вероятно, относятся к первому этапу строительства при Мономахе. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. Наиболее близкая аналогия Успенскому собору Смоленска — собор Рождества Богородицы в Суздале, возведенный Владимиром Мономахом. Храм Рождества Богородицы выполнен из кирпича, повторяя киевскую кладку. Из Киевского патерика известно, что Владимир Мономах присутствовал на закладке собора Киево-Печерской Лавры, по подобию киевского Успенского храма князь построил соборы в Ростове и Суздале. Успенский собор Киево-Печерской Лавры — шестистолпный трехапсидный храм, уже не имеет лестничной башни, которая присутствовала в более ранней киевской архитектуре. Зодчие отказываются от колонн и ставят крещатые столбы. Именно Успенский собор закрепил этот типологический образ за другими храмами эпохи последней трети XI — начала XII в. К середине XII в. преобладает тип четырехстолпного храма, к которому и относится смоленская церковь Петра и Павла. Подобный памятник мы находим в архитектуре Чернигова. Борисоглебский собор старше рассмотренных нами смоленских церквей и датируется ми гг. Несмотря на то, что храм имеет нартекс, визуальное сходство с храмом Петра и Павла, собором Иоанна Богослова позволяет допустить, что подобное решение было заимствовано из черниговской архитектуры. Важно помнить, что в XII в. расхождение на региональные школы еще отсутствует, и необходимо рассматривать все три памятника как пример южнорусской архитектуры домонгольского периода. Фасад Борисоглебского храма расчленен вертикальными тягами на плоскости, по углам находятся широкие лопатки, а посередине, как ив смоленских церквях, приставлены полу- колонны, однако их три, а не две, так как у собора имеется нарфик, присутствует традиционный принцип соответствия членения фасада внутреннему устройству храма. Оконная композиция аналогична смоленским храмам в центральные закомары вписано потри окна, в боковых же прорублено лишь одно. Объединяют эти памятники в один тип и приемы декорирования аркатурные пояски проходят по пятам закомар, подчеркивают верхние грани апсид и барабана. Активно используется мотив слепой ниши, как в соборе Петра и Павла, нов Борисоглебском храме ниши находятся и на пряслах между окнами закомар и среднего яруса. На основании стилистического анализа можно предположить северо-итальянское происхождение храма. Доказательством служат археологические находки — фрагменты рельефных капителей с изображением хищников, птиц, дракона, а также плетеный орнамент. Оригинальная белокаменная резьба была выполнена ломбардскими мастерами. Церковь Петра и Павла и Борисоглебский собор в Смоленске имеют общую конструктивную концепцию, но разное декоративное убранство. Черниговский храм скрывает свой материал, хочет казаться каменным. Смоленский же, наоборот, использует обнаженную местами кирпичную кладку декора, оживляя поверхность стены. В е гг. XII в. архитектурные традиции меняются. В Смоленске, с одной стороны, наблюдается отход от позакомарного перекрытия и применение трехлопастного решения, с другой стороны, – начинается строительство сложных храмовых построек позакомарного типа. Главным примером позакомарного типа является собор на Протоке, который не уцелел, однако останки имеют высокую сохранность. Большой четырехстолпный собор, в плане немного вытянут по оси восток-запад. С трех сторон к нему примыкает галерея, западная часть образовывает нартекс, с пристроенным с запада притвором. Фасадные членения храма типичны широкие плоские лопатки четко обозначают границу основного объема. Оси столбов на фасаде акцентируют сложнопрофилированные пилястры их верхняя часть распадается на плоскости со скругленными углами. Порталы собора имеют ступенчатую амбразуру, необычна форма апсид прямоугольные, углы фиксируют плоские лопатки, внутри же углы скруглены. Посреди апсиды, вероятно, находилось большое окно, которое было смысловым источником освещения. В средней апсиде сохранились остатки кирпичной коробки престола. Собор на Протоке выделяется своей структурой среди других построек этого периода. Борисоглебский храм следует традиции соборов с галереями, включая церковь Петра и Павла как показали раскопки, она имела пристройки. Галереи выполняли функцию гробниц найдено большое количество погребений. В храме на Протоке просматривается перекличка с типом трехлопастных храмов, но менее выражена ярусность и ступенчатость композиции. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. Изучение одного из сохранившихся трехлопастных храмов XII в. собора Михаила Архангела — завершит типологический ряди объяснит, имеет ли связь трехлопастной тип с позакомарным и откуда приходят в Смоленск эти традиции. Определение количества столпов вызвало у исследователей затруднения. НИ. Брунов считает его шестистолпным [4.], М.К. Каргер – четырехстолпным [8.], ввиду того, что восточная пара столбов совпадает с восточной стеной, имеющей три апсиды. Купол занимает центральное положение в композиции. В пропорциях храма заметно выражен вертикализм, чему способствует и новый тип перекрытия (можно предположить, что восходит к позакомарному, так как центральная закомара обретает главенствующую роль, выдвигается выше, а боковые сокращаются до половины и понижаются. Принципиально иные апсиды боковые становятся прямоугольными, а центральная сильно выступает вперед. С трех сторон храм имеет приделы, образуя в плане форму византийского креста. Декорирование фасада становится сложнее, вместо плоских лопаток появляются пучковые пилястры, но оконная композиция остается прежней. Шестистолпная архитектура проникает в Смоленск из соседнего Полоцкого княжества, которое существовало несколько обособленно, однако смоленская школа не становится подражательной. Смоляне переработали формы полоцкой архитектуры в своих традициях, которые развивались на протяжении всего XII в, создав самостоятельную архитектурную школу, способную оказывать влияние и на другие земли (в Пскове главный Троицкий собор имел смоленские черты. Типология смоленского домонгольского храма трансформируется на протяжении XII — XIII вв.: в х гг. XII в. тяготеет к южнорусским памятникам Киева и Чернигова. От шестистолпного храма с нарфиком осуществляется переход к четырехстолпному храму, известному по церкви Петра и Павла, которая в х гг. претерпевает второй этап обстройки при помощи добавления галерей. Одновременно храмы становятся стилистически разнообразнее, происходит отход от позакомарной системы в пользу трехлопастной, пришедшей из Полоцка, но переосмысленной в Смоленске. Начинается распад общерусского стиля, и выделяются самостоятельные региональные школы, включая смоленскую, примеры влияния которой сохранились не только в Смоленске, но ив других крупных центрах, например, в Новгороде церковь Параскевы Пятницы на Торгу, в Пскове (Троицкий собор. Список литературы 1. Авдусин ДА. Возникновение Смоленска. — Смоленск Кн. изд-во, 1957. — 55 с. 2. Алексеев Л.В. О древнем Смоленске (к проблеме происхождения, начальной истории и топографии) // Советская археология. — 1977. — № 1. — С. 83—103. 3. Белогорцев И.Д. Кирпичные постройки XII в. в Смоленске // Материалы по изучению Смоленской области. — 1963. — Вып. 5. — С. 137. 4. Брунов НИ. Мастера древнерусского зодчества. — М Государственное изд-во литературы по строительству и архитектуре. —1953. — 80 с. 5. Воронин Н.Н. Раппопорт ПА. Смоленский детинец и его памятники // Советская археология. — 1967. — № 3 — С. 287 6. Воронин Н.Н. Раппопорт ПА. Древний Смоленск // Советская археология. — 1979. — № 1 – С. 63—73. 7. Воронин Н.Н., Раппопорт ПА. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. — Л Наука, 1979. — 413 с. 8. Каргер М.К. Зодчество древнего Смоленска ХII—ХIII вв. — Л Изд-во Ленингр. унта, 1964. — 138 с. 9. Мурзакевич НА. История губернского города Смоленска от древнейших времен дог Смоленск При Губернском Правлении, 1804. — 307 с. 10. Мурзакевич Н.Н. Достопамятности города Смоленска. — Смоленск, 1844. — 18 с. 11. Орловский И.И. Борисоглебский монастырь в Смоленске на Смядыни и раскопки его развалин // Смоленская старина. — 1909. — Вып. 1 С. 197—312. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. 13 12. Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. — Смоленск Тип. ПА. Силина, 1905. — 80 с. 13. Писарев С.П. Княжеская местность и храм князей в Смоленске. — Смоленск Типо-лит. Ф.В. Зельдович, 1894. — 295 с. 14. Писарев С.П. Памятная книга г. Смоленска. — Смоленск изд. Смолен. губ. стат. ком. 1898. — 208 с. 15. Раппопорт ПА. Смирнова АТ. Архитектурные достопримечательности Смоленска. — М Московский рабочий, 1976. — 96 с. 16. Сапожников Н.В. Памятники архитектуры и древняя топография Смоленска. // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. — 1979. — № 5 — С. 54—67. 17. Свиньин П.П. Взгляд на достопримечательные здания в г. Смоленске и урочищах, находящихся в Смоленской губернии // Отечественные записки. 1826. — Ч. 27. — № 77. — С. 301—324. 18. Хозеров ИМ. Археологическое изучение памятников зодчества древнего Смоленска // К содержанию го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры. — 1945. — С. 20—26. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. РУБРИКА 2. КРАЕВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ БОТАНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ НА ПРИМЕРЕ САДА ПАРКА) ИМ. МИ. ГЛИНКИ, В ГОРОДЕ СМОЛЕНСК Бобров Владислав Олегович студент, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск Ботаническая экскурсия имеет огромное значение для изучения окружающей нас природы. В рамках изучения предмета биология, экскурсии позволяют установить связь теории с практикой. Учащиеся видят живые объекты в естественной среде, получая представление о целостности природы в определенное время года. Экскурсии в лес или ландшафтного типа парк могут проводиться с одинаковым успехом и пользой как весной, летом и осенью, таки зимой. Среди экскурсий по естественнонаучному направлению ботанические экскурсии наиболее распространены. Вовремя их, проводится изучение, как травянистых растений, таки древесных. Проведение отдельных дендрологических экскурсий является редким явлением. Хотя получение знаний о многообразии древесных растений и их жизненных формах, онтогенезе, будет интересно с разных точек. Во-первых, это возможность проведения экскурсий в любое время года. Во-вторых, такие экскурсии, в случае сбора личных гербариев нанесёт меньший вред природе, так как достаточно будет собрать несколько листьев, не срезая часть растения. В-третьих, изучение дендрологического состава ближайшего леса, или ландшафтного типа парка, даст обобщенное понятие о ассортименте древесных в данном городе, так как зачастую высаживаются или произрастают наиболее типичные виды данной местности. Сегодня более или менее нетронутая природа так далеко отодвинулась от городов, что для нас – городских жителей – изучение жизни растений стало затруднительно чисто технически. Поэтому, становятся наиболее интересны экскурсии в черте города. Сейчас при знакомстве совсем разнообразием живого мира нельзя обойтись без изучения его особой формы, которая сложилась в городах – городской природы. Основной метод обучения на экскурсии – наблюдение. Метод наблюдения на экскурсии чаще всего сочетается с рассказом или беседой, в процессе которых экскурсовод направляет внимание обучающихся на изучение конкретных объектов и явлений. В качестве примера, для разработки ботанической экскурсии был выбран сад (парким. МИ. Глинки (Блонье). Находится он в центральной части г. Смоленска. Восточнее сада проходит улица Глинки, западнее - ул. Октябрьской революции, севернее – Ленина, южнее Коммунистическая. Площадь сада – 4,2 га. Форма прямоугольная. Сад имеет регулярную планировку. В центре имеется округлая площадка с фонтаном, откуда в разные стороны идут дорожки. В восточной части сада установлен памятник композитору МИ. Глинке. В XII-XIII в. территория нынешнего сада находилась за пределами города и представляла собой луг, использовавшийся как пастбище. Позднее она вошла в черту города, и здесь был высажен сад. B XVI-XVII в. территория Блонье застраивается домами бояр и стрельцов. В конце XVIII века все постройки сносят, и создает плацпарадную площадь, обсаженная березовыми аллеями. В 1830 г. площадь была перенесена на территорию Лопатинского сада, а Блонье было распланировано под общественный сад. Таким образом, возраст нынешнего сада имени МИ. Глинки (Блонье) составляет 191 год. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. В литературе имеются данные о породном составе древесной и кустарниковой растительности, произрастающей в парке в 1960 г, интересным аспектом экскурсии является сравнение этих данных с современными. Так в 1960 г. в саду произрастало 2414 деревьев и 215 кустарников, разного возраста (573 дерева возрастом 50-100 лети более) что отражено в таблице 1, а в таблице 2 представлен современный видовой состав растений [1]. Таблица 1. Список растений на 1960 год [1] Деревья Деревья Кустарники Клен остролистный Ясень обыкновенный Клен ясенелистный Липа мелколистная Конский каштан Осина Яблоня лесная Дуб летний Ольха серая Слива садовая Тополь бальзамический Тополь черный Береза бородавчатая Береза пушистая Черемуха обыкновенная Ель обыкновенная (высокая) Лиственница сибирская Рябина обыкновенная Вяз обыкновенный Тополь серебристый Акация желтая Орешник (лещина) Бузина красная Таблица 2. Список растений на 2021 год Деревья Деревья Кустарники Береза бородавчатая Вяз гладкий Вяз шершавый Дуб черешчатый Ель колючая Ель обыкновенная Каштан конский Клён платанолистный Клён полевой Клён ясенелистный Липа крупнолистная Липа мелколистная Орешник или Лещина Рябина обыкновенная Тополь бальзамический и чёрный Туя западная Ясень обыкновенный Ясень пенсильванский Барбарис обыкновенный Боярышник сомнительный Жимолость обыкновенная Кизильник блестящий Снежноягодник белый Смородина альпийская Сравнивая эти данные, мы видим, что количество деревьев и кустарников сократилось вдвое, а ассортимент претерпел большие изменения. На сегодня было подсчитано 974 деревьев и 850 кустарников. Деревья и кустарники разных породи разного возраста. Наблюдаются молодые посадки деревьев в возрасте от 5 до 10 лет, их число составляет 70 экземпляров. Посадки кустарников в основном представлены в виде живой изгороди из кизильника блестящего и жимолости обыкновенной. Также, как ив году, в саду имени МИ. Глинки мало встречаются породы деревьев, характерных для наших лесов ели, сосны, дуба, вяза. Итак же совсем незаметны кустарники, в частности такие, как бересклет, сирень, спирея, калина, жасмин, шиповник. Количество деревьев, возрастом более 100 лет, не более двух десятков. Яркими примерами являются Ясень Обыкновенный, который хорошо чувствует себя в данных условиях. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. Небыли обнаружены следующие растения Лиственница сибирская, ольха серая, осина, слива садовая, тополь серебристый, черёмуха обыкновенная, яблоня лесная. Преобладающей древесной породой является липа мелколистная, клён платанолистный, ясень обыкновенный. Единичными посадками представлены лещина, боярышник сомнительный, туя западная и ель колючая. На территории сада имени МИ. Глинки можно встреть искусственные посадки деревьев, и самосев растений, что даёт возможность изучения онтогенеза многих древесных пород, нетипичных для нашей местности. Ботаническая экскурсия начинается с северо-восточного входа в парк, напротив гостиницы «Смоленскотель». Объект №1 по обе стороны от входа находятся посадки Ели Колючей, высотой 3 метра, которая является культурным растением для нашей местности. Ель колючая (лат. Picea púngens Engelm ) вечнозелёное хвойное дерево высотой 25-30 м, редко дом. Диаметр ствола – дом. Кора тонкая, чешуйчатая. Крона узкоконическая у молодых деревьев, у старых деревьев становится цилиндрической. Хвоя жесткая четырёхгранная в сечении, длиной 15-30 мм. Цвет иголок от серовато-зелёного до ярко-голубого. Шишки слабо цилиндрические, длиной 6-11 см и шириной в закрытом состоянии 2 см, в раскрытом состоянии до 4 см. Цвет шишек от красноватого до фиолетового, зрелая шишка светло-коричневая [2]. Объект №2 в 15 мот входа находится памятник Оленю и два бронзовых льва. Слева от оленя находится живая изгородь, высотой около 1 м, из Смородины альпийской, с группой снежноягодника обыкновенного, данные виды являются культурным видом и хорошо поддаются стрижке. Смородина альпийская (лат. Ribes alpinum L.) выращивается как декоративный вид. Кустарник около 1,5 м высотой, с плотно облиственёнными густыми компактно расположенными ветвями. Листья трёхлопастные тёмно-зелёные блестящие, шириной до 4 см, сверху покрытые жёсткими железистыми щетинками. Обратная сторона листа светлая, гладкая, голая. Плоды – мучнистые на вкус, розовые ягоды размером 6-8 мм [2]. Снежноягодник белый (лат. Symphoricarpos albus (L.) S.F.Blake) кустарник высотой дом с тонкими побегами. Листья супротивные, яйцевидные или овальные, цельнокрайние, длиной до 2-5 см. С верхней стороны зелёные, голые, с нижней – сизые и слегка опушённые [2]. Объект №3. Далее экскурсия продвигается по правую сторону от входа, вдоль улицы Ленина. На данном отрезке маршрута встречаются посадки рябины обыкновенной, Каштана конского, берёзы повислой, ясеня обыкновенного. Вовремя прохождения данного участка, будут возможны гербарные сборы рябины обыкновенной и берёзы повислой. Рябина Обыкновенная (Sorbus aucuparia L.) это дерево высотой дом. Листья до 20 см длиной, очерёдные, непарноперистосложные, состоят из 7-15 почти сидячих ланцетных или вытянутых, заострённых, зубчатых по краю листочков, цельнокрайних в нижней части и пильчатых в верхней, сверху зелёных, обычно матовых, снизу заметно более бледных, опушённых. Побеги голые, красновато-бурые, покрытые блестящей сероватого цвета пленкой, легко стирающейся. Кора взрослых деревьев гладкая светло-серо-коричневая или жёлто-серая, блестящая [5]. Берёза повислаая (Betula pendula Roth) дерево высотой дом высотой. Листья 5-7 см длиной и 3,5-6 см шириной [3], заостренные на вершине и прями или ширококлиновидные при основании, с двух сторон голые снизу слабосмолисто-точечные. Побеги коричневато- или красно-бурые, продольно-ребристые, со следами опушения и с мелкими черноватыми чечевичками (так называемыми бородавками, что является главной отличительной чертой. Объект №4. вход в парк на пересечение улиц Ленина и Октябрьской революции. Тут располагаются крупные посадки двух видов елей, таких как ель обыкновенная и ель колючая. Также тут возможно знакомство с древесными породами ясень обыкновенный, клён американский. Ель Обыкновенная (Picea abies (L.) Karst.) и Ель Колючая (Picea pungens Egelm.) будут различаться цветом хвои, у первого вида она зелёная, ау второго голубовато-зелёная. такой цвет придаёт налёт, который зависит от интенсивности освещения. также будут отличаться хвоинки по форме и длине. уели обыкновенной хвоя тупо- четырёхгранная, 5-10 мм длинной, Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 га уели колючей тонкозаостренная четырёхгранная, длинной мм [2]. Клён американский и ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior L.) очень часто путают между собой. Главной отличительной чертой будут являться листья. у ясеня обыкновенного простые листья в группе из 5-9 листочков на длинном черешке (40 см, продолговатоэллиптические, ланцетные, 5—10 см длиной и 2-7 см шириной, сверху зеленые, блестящие, без опушения, снизу светло-зеленые, со слабым опушением по жилкам, короткочерешковые, заостренные на вершине, с клиновидным цельнокрайним основанием (выше край листочка неравномерно-пильчатый) [5]. А вот у клёна американского (Acer negundo L.) Лист сложный непарноперистый, имеют 3, 5, 7 листочков, каждый из которых 15-18 см длиной в верхней части светло-зелёные, снизу бледные серебристо-белые, обычно гладкие на ощупь на черешках длиной до 8 см [4], напоминают по форме лист ясеня – отсюда и русское видовое название. Листья на краях шероховато пильчатые или лопастные. Формалиста различается, но отдельные листики напоминают классический кленовый лист. Осенняя окраска листьев – преимущественно жёлтая. Объект № 5. Далее продвигаясь к центру парка, высажена живая изгородь из кизильника блестящего высотой около 50 см. данный вид кустарника является самым многочисленным в наблюдаемом парке, так как является декоративным оформлением, их насчитывается около 750 экземпляров. Кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus Schltdl) Пряморастущий листопадный кустарник дом высотой, с густо опушёнными молодыми побегами текущего года. Крона по диаметру больше высоты в 1,5 раза, образована прямыми побегами, растущими вовсе стороны. Листья эллиптические до яйцевидных, заострённые, длиной 1,7-5 см, шириной 0,8-3,5 см, сверху тёмно-зелёные, блестящие, голые снизу сначала опушённые, желтовато- войлочные, позже почти голые, желтоватые. С наступлением осени окраска листьев становится тёмно-коричневато-красноватой. Имеются плоды черные, блестящие, шарообразные [5]. По правую сторону от дорожки, можно провести изучение лещины, вяза гладкого, молодых посадок каштана конского. Лещину или орешник (Corylus avellana (L.) H.Karst.) можно будет узнать по групповой посадке на светлом лугу. Кустарник 4 м высотой. Листья широкояйце- видные или округлые, на вершине равномерно суженные, острые, при основании слегка неравнобокие, округлые или ширококлиновидные, 5-10 см длиной и 3-7 см шириной, с 8-10 парами боковых жилок. Край листовой пластинки (просто- или дважды) мелкоостисто- зубчатый [5]. Вяз Гладкий (Ulmus laevis Pall.) дерево дом высотой. Отличительной чертой среди рода вяз является то что неравнобокость листовой пластинки выражена слабее. листья сравнительно мелкие, 3-7 см длиной, эллиптические, ланцетные или яйцевидные, на вершине остроконечные, с почти равнобоким основанием, сверху мягкие, голые, по краю дважды- пильчато-зубчатые [5]. Каштан конский (Aesculus L.) в последнее время поражается различными бактериями и вредителями, из-за чего теряет декоративность. Для изучения лучше всего подходят здоровые листья, их можно встретить только в конце весны, начале лета. Позже листва ржавеет. Листья на длинных черешках, пальчато-сложные из 5-7 крупных сидячих листочков до 20 см длинной и 10 см шириной. Обратнояйцевидные с клиновидным основанием и резко заострённой верхушкой, по краю острогородчатые или пильчатые [4]. Объект № 6. В центре парка находится фонтан, вокруг него можно встретить групповые посадки туи западной. Туя западная (Thuja occidentalis L.) имеет много сортов, которые отличаются формой, размерами, и окрасом хвои. Высота дом. хвоя Чешуевидная, мелкая, вытянуто-ромбическая, с овальной смоляной железкой на спинке, темно-зеленая, тусклая или несколько блестящая, приросшая почти на всем протяжении к стеблю и плотно прижатые к нему. Главным отличием от туи восточной будут шишки. Шишки яйцевидные, мелкие (7-12 мм, состоящие из тонких чешуй, семенные чешуи деревянистые, на конце крючковидно загнуты наружу, темно-бурые с синеватым налетом. У закрытой шишки отдельные чешуи трудно различимы и узнаются только по крючковидным выростам. Объект №7. Двигаясь через кафе Русский двор, ко входу на пересечение улиц Октябрьской революции и Коммунистическая, встречаются посадки живой изгороди из различных пород кустарников, таких как барбарис обыкновенный (Berberis vulgaris L.) – это кустарник высотой дом, чаще всего подвергается стрижке. Кора снаружи светло-бурая, Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. внутри тёмно-жёлтая. Побеги гранистые, прямостоящие, желтовато-пурпурные, позднее беловато-серые. На укороченных побегах развиваются нормальные листья, на удлинённых вместо листьев – колючки. Листья – очерёдные тонкие, обратнояйцевидные или эллиптические, длиной до 4 см, шириной 2 см, к основанию клиновидно суженные, с закруглённой, реже несколько заострённой верхушкой, мелко- и остро-зубчато-пильчатые по краю. Плод – ягода, продолговато-эллиптическая, ярко-красная или пурпурная, длиной до 12 мм, имеет кислый вкуса также жимолость обыкновенная (Lonicera xylosteum L.) Кустарник дом. Молодые побеги зелёного или красноватого цвета, на старых, кора серая или буровато-серая. Листья округло-эллиптические, обратнояйцевидные, 3-7 см длинной и 2-5 см шириной, с притупленной или острой вершиной и с закруглённым или округло-клиновидным основанием. С верхней стороны зелёные, с нижней сизовато-зелёные, густо опушённые. Центральная жилка фиолетовая. Плоды шарообразные темно-красного цвета [5]. Далее маршрут проходит вдоль улицы Коммунистическая до входа в парк на пресечение улиц Коммунистическая и Глинки, откуда маршрут продолжается до объекта №8, конечной точки у памятника МИ. Глинки. На протяжение данного маршрута, возможны несколько остановок для ознакомления с такими видами клёна, как клён полевой, клён платанолистный и клён американский. Клён полевой (Acer campestre L.) достаточно редкое растение в городе Смоленск. Имеет высоту дом. Ствол прямой или слегка изогнутый, покрытый тонкой, буровато-серой корой с продольными трещинками. Молодые побеги желтовато-бурые, тонкие, иногда крылатые от пробковых наростов. Листья супротивные, обычно пятилопастные, редко трёхпальчатолопастные, плотные, сидят на черешке длиной 5-13 см. Лопасти тупые, цельнокрайние или с немногими притупленными зубцами. Размеры листовой пластины 4-17 см в длину и 4,5-10 см в ширину. Верхняя сторона листа тёмно- зелёная или светло-зелёная, слегка блестящая, а нижняя более светлая, светло-зелёная, мелкоопушённая [5]. Клён платанолистный (Acer platanoides L.) всем известное дерево, оно имеет высоту 25 м. листья трёхлопастные, яйцевидные или треугольно-яйцевидные, на вершине заостренные и оттянутые, со слабосерцевидным усечённым основанием. Размеры листовой пластины 4-15 см длинной, 3-12 см шириной [2]. Клён Американский (Acer negundo L.), уже встречался на объекте №4, он будет, хорошо отличим от остальных представителей рода Клён в данном парке. Также на данном отрезке встречаются деревья с возрастом более 100 лет, такими являются ясень обыкновенный, и приближенные к такому возрасту тополь бальзамический и чёрный. Они имеют внушительные размеры, с толщиной ствола около полутора метров и высотой в 30 метров. Тополь бальзамический (Populus balsamifera L.) часто встречаемое дерево в окрестностях города Смоленск. Листья обратнояйцевидные, обратно ланцетные, округлые или округло-яйцевидные, с коротко оттянутой вершиной и округлым основанием, по краю слабогородчато зубчато-пильчатые (или цельнокрайние, 2-7 см длиной и 1,5-2,5 см шириной, сверху темно-зеленые блестящие, снизу тусклые светло-зеленые, молодые опушенные, вызревшие голые. Высотой дом. Тополь чёрный (Populus nigra L.) имеет листья простые, черешковые, цельные, очерёдно расположенные, ежегодно опадающие. Листовые пластинки голые, длиной 4-11 см, шириной 3-9 см, ромбовидные либо овально- треугольные, сверху зелёные, снизу бледнее, с оттянутой верхушкой, реже с коротким заострением, при основании широколиновидные или прямосрезанные. Край листовой пластинки, за исключением основания и оттянутой верхушки, пильчатый, иногда острогородчатый, с железистыми зубцами [5]. Возле памятника МИ. Глинки, имеется небольшая площадка для близкого изучения древесных растений. При проведении ботанической экскурсии посаду (парку) им. МИ. Глинки, возможно изучение следующих тем древесные растения местной флоры. Создание гербариев. Морфология растений. Деревья и кустарники зимой. Древесные растения интродуценты. Подлесок и подросток, ярусность. Мозаичность и требовательность к свету. История парка. Возрасти продолжительность жизни древесных растений. композиции из древесных растений. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. Приведенный выше маршрут, по нашим наблюдениям является наиболее насыщенным для изучения растений. Создание личных гербариев возможно в любой точке парка, так как в шаговой доступности можно найти весь древесный ассортимент. Стоит только помнить, что при сборе гербария, стоит использовать только листья растений. Таким образом, нами было изучено современное состояние посадок, которые произрастают в саду (парке) им. МИ. Глинки (Блонье). Изучая возможность проведения здесь ботанических экскурсий, мы отдали предпочтение изучению деревьев и кустарников на Блонье. Расположение в центральной части города, хорошая транспортная доступность позволяют проводить экскурсий в любое время года, определяя деревья не только по листьям, но и по побегами почкам. Рисунок 1. Схема расположения объектов экскурсии в парке Блонье Список литературы 1. Погуляев Д.И. Природа Смоленска и его окрестностей / Д.И. Погуляев, Б.В. Гроздов; ред Е.И. Аникеев. – Смоленск, 1965. 240 с. 2. Определитель деревьев и кустарников. / Чепик ФА. –Агропромиздат, 1985. 232 с. 3. Флора средней полосы европейской части России. / Маевский ПФ. / е изд. – М, 2006. 4. Общедоступная интернет-энциклопедия со свободным контентом. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 17.10.2021). 5. Энциклопедия декоративных садовых растений. URL: http://flower.onego.ru/ (дата обращения 20.10.2021).5. Журнал Студенческий вестник № 1 (193), часть 1, 2022 г. МУЗЕЙ КАК ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ |