Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность проблемы.

  • Еникеев Анатолий Анатольевич кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии кубгау, г. КраснодарРедакционная коллегия Авазов Комил Холлиевич


    Скачать 2.91 Mb.
    НазваниеЕникеев Анатолий Анатольевич кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии кубгау, г. КраснодарРедакционная коллегия Авазов Комил Холлиевич
    Дата12.05.2022
    Размер2.91 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1(193_1).pdf
    ТипДокументы
    #523917
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К РОДНОМУ ГОРОДУ Кис Ульяна Юрьевна студент, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск
    Киреева Ксения Андреевна студент, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск АННОТАЦИЯ В статье описываются современные технологии формирования у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к родному городу. Определяется важность восприятия детьми архитектуры города, в котором они живут. Автор раскрывает способы развития интереса к культурно-исторической значимости по собственному педагогическому опыту. Описаны цель, задачи и технологии работы с детьми, способствующие формированию эмоционально-ценностного отношения к родному городу.
    ABSTRACT
    The article describes modern technologies of forming an emotional and value attitude to their hometown among preschoolers. The importance of children's perception of the architecture of the city in which they live is determined. The author reveals the ways of developing interest in cultural and historical significance based on his own pedagogical experience. The purpose, tasks and technologies of working with children that contribute to the formation of an emotional and value attitude to their hometown are Ключевые слова технология, дошкольное образование, ценность, патриотизм, воспитание. Постановка проблемы На современном этапе среди особенно значимых проблем перед образованием выступает проблема формирования эмоционально-ценностного отношение дошкольников к родному городу. Решение данной проблемы важно именно в период дошкольного возраста, в котором идёт становление личности ребёнка, формируются основы для развития моральных и нравственных качеств. Основная задача формирования представлений о родном городе в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников чувство ценности и уважения к природе, дому, семье, детскому саду, к истории и культуре малой родины. Цель раскрыть возможности образовательной деятельности для формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к родному городу.
    Актуальность проблемы. Эмоционально-ценностное отношение ребёнка к родному городу зависит от нравственного воспитания – основы будущего гражданина. Воспитать дух патриотизма довольно трудно. Он не возникает просто так, ниоткуда. Это результат длительного целенаправленного воспитания человека с самого раннего детства. К.Д. Ушинский считал, что если не заниматься патриотическим воспитание с ребёнком в дошкольном возрасте, то сделать это позже уже не получится никогда. Всё самое важное закладывается в детстве [1]. Материальная и духовная культура народа формирует из обычного человека личность.
    Журнал Студенческий вестник
    № 1 (193), часть 1, 2022 г. Изложение основного материала Разработка содержания и организации образовательного процесса по теме Формирования эмоционально-ценностного отношения дошкольников к родному городу способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста. Любить свой родной город – это значит любить свою Родину, свой дом, свою семью. Всё начинается с малого. Поэтому изначально необходимо воспитать эту любовь к тому, что тебя окружает, необходимо ребёнку помочь видеть прекрасное в обыденных вещах. Постепенно расширяясь, любовь от чего-то родного, близкого, давно знакомого переходит к большой любви чего-то необъятного, малоизученного. Так от осознания ценности своего дома к осознанию ценности своей страны, к её истории, к культуре, к значимости прошлого [2]. Огромную роль в воспитании у ребёнка чувства патриотизма к Родине играют родители и окружающие его взрослые. Ребёнок всё видит и понимает, как они относятся к родным местам. Педагоги дошкольного образовательного учреждения ставят перед собой ряд значимых задач
     развитие у детей интереса к традициями обычаям родного края, развитие чувства гордости за важные достижения края, содействие в организации культурных мероприятий
     формирование у детей бережного и заботливого отношения к окружающей природе
     воспитание привязанности к родному городу, улице, дому, детскому саду
     расширение знаний по истории родного края, знаний о достопримечательностях и символах города. Для этого воспитатель предпринимает различные средства прогулки, экскурсии, игры, беседы, поучительные сказки. Технологии развития эмоционально-ценностного отношения дошкольников к родному городу
    1. самостоятельная деятельность детей в развивающей среде и участие в совместной деятельности со взрослыми (организация выставок, праздники, театральные постановки, беседы, экскурсии, игры, проекты
    2. установление педагогом интегративных связей
    3. создание благоприятного климата, который характеризуется с одной стороны организацией оптимальной социальной среды, ас другой стороны введением материально- технических средств
    4. отбор педагогом интересного, полезного и доступного материала поучительного для детей с опорой на их жизненный опыт и уже полученные знания
    5. прогулки по памятным местам
    6. использование дидактических игр, заданий, упражнений для закрепления изученного материала
    7. встречи с деятелями культуры города, с ветеранами
    8. просмотр кинофильмов, презентаций огороде, его формировании, достопримечательностях. рассматривание иллюстраций, вырезок из газет, книг, посвящённых родному городу, краю
    10. сотрудничество с родителями воспитанников. Например, в Саранске можно посетить Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Музей мордовской народной культуры, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг., Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей им. И.Д. Воронина, Музей им. АИ. Полежаева. В данных музеях дети могут познакомиться с историей родного города и с известными людьми, которые внесли значительный вклад в развитие республики. Развитию интереса к родному краю могут поспособствовать прогулки по памятным местам Саранска Советская площадь, Площадь Тысячелетия, Парким. АС. Пушкина. Входе прогулки учащиеся могут узнать об особенностях и культуре города.
    Журнал Студенческий вестник
    № 1 (193), часть 1, 2022 г. Рассматривание и чтение статей из газет и журналов, выпускаемых в Республике Мордовия Известия Мордовии, Республика молодая, Диагональ, журналы Странники «Мокша», которые расширяют кругозор ребёнка, знакомят его с событиями новостями родного края. Культурному просвещению может помочь организация просмотра кинофильмов и видеороликов, например, Земля моя, Мордовия, «Куйгорож», Мы живём в России - Мордовия, Волшебный мир мордовской сказки. Выводы Самой серьёзной проблемой в образовании в настоящее время является проблема становления эмоционально-ценностного отношения дошкольников к родному городу. Важной педагогической задачей работы воспитателя в процессе формирования знаний о своём крае - это показать детям всё многообразие истории родного места. Продуктивными технологиями работы по достижению успехов в данной сфере будут являться самостоятельная деятельность детей, дидактические игры, тематические выставки, обсуждение книг, экскурсии, прогулки по достопримечательностям города, просмотр фильмов, встречи с ветеранами, театрализованная деятельность, участие в тематических мероприятиях. Таким образом, сформировать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к родному городу не так-то просто. Нужно соблюдать определённые правила и требования, постоянно взаимодействуя с детьми и расширяя их кругозор. Список литературы

    1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования Детство / Т.И. Бабаева,
    А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПБ.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
    2016. – 352 с.
    2. Микляева Н.В. Экспресс-конструктор образовательной программы Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы / Под ред. Т.В. Цветковой – М
    ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
    3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. НЕ. Вераксы, Т.С. Комаровой, МА. Васильевой. – е изд. испр. и доп. – М МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
    Журнал Студенческий вестник
    № 1 (193), часть 1, 2022 г. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

    Корбмахер Лилия Константиновна магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
    Шаляпин Олег Васильевич научный руководитель, др пед. наук, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
    Композиция имеет прочную взаимосвязь с остальными учебными дисциплинами в детской школе искусств, но её также можно назвать и базовой сточки зрения принадлежности в создании художественного образа, формирования и воплощения композиционного замыла в произведении. Выявление качества освоения учебного материала, те. реальное оценивание результатов обучения, позволяет корректировать учебную программу с учетом имеющихся возможностей учащихся. Учебный процесс строится таким образом, чтобы повышать уровень образовательных потребностей личности. Итак, наблюдение за деятельностью учащихся над творческими заданиями показало, что частой композиционной ошибкой в рисунке является неправильно выбранный формат и масштаб изображения. Ученики сосредотачивают внимание на изображении конкретного объекта, забывая о его окружении или наоборот, изображают объекты слишком маленькими из-за чего они теряются в композиции. Процесс выбора формата и масштаба – это один из первых наиважнейших этапов поискового процесса будущей композиции. Выбирая неправильный формат композиции, на листе образуется пустое ненужное пространство или не вмещаются элементы задуманной композиции. Распространенной ошибкой является и неумение построения композиционного единства, выделение в ней главного и обобщение второстепенного. Часто учащиеся не могут выделить центр композиции, неспособны разобраться с планами, что приводит к дробности в изображении. Входе анализа типичных ошибок, также был сделан вывод, что учащиеся неправильно ведут работу над композицией, не видят рисунок в целом. Это может быть связанно с еще недостаточно развитым уровнем целостного восприятия картины. Необходимо, чтобы обучение композиции строилось на логической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований. Также, параллельно с предметом композиция требуется взаимосвязь и с другими учебными предметами, такие как рисунок, живопись и история искусства. Работа над самой композицией должна быть систематической, способствовать развитию композиционного мышления учащихся и приводить к изменениям в мыслительной деятельности. Именно структурная взаимосвязь теоретического материала с выполнением практического задания позволяет учащимся комплексно усваивать материал. Прежде чем перейти непосредственно к практическим занятиям, крайне важно ознакомиться и с теоретическими основами данного предмета. Преподаватель объясняет про значение последовательности ведения этапов работы над композицией, важность использования разнообразных материалов и техник на этапе композиционного поиска. Каждый этап развития замысла, который фиксируется в набросках или эскизах, предназначен для решения определенной композиционной и образной задачи, поэтому иногда требуется и применение разнообразных изобразительных средств. Рассматривая репродукции, преподаватель совместно с учащимися, анализируют работы художников, при этом обращают пристальное внимание на композиционное решение, замысел художника, значение ритма и контрастов в композиции.
    Журнал Студенческий вестник
    № 1 (193), часть 1, 2022 г. Теоретические знания учащиеся должны закрепить выполнением практического задания по теме. В качестве примера одного из такого задания предлагается творческое упражнение, которое направлено на формирование понимания у учащихся термина композиция, а именно, составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Перед выполнением упражнения необходимо объяснить учащимся возможности расположения предметов композиции в заданном формате, научить компоновать на листе, познакомить учащихся с жанром натюрморт и материалами, которыми выполняется станковая композиция. Практическое задание для учащихся Натюрморт в технике аппликация. Учащимся необходимо собрать натюрморт из отдельно нарисованных предметов в единую композицию, которая гармонично вписывается в заданный формат. Для выполнения данного задания учащимся понадобятся материалы 2 листа формата А, гуашевые краски, синтетические кисти разного размера, пластиковая палитра, баночка для воды, ножницы, клей-карандаш. Данное упражнение требует строгой методической последовательности
    1. Необходимо изобразить предметы будущего натюрморта, гармонично сочетающиеся между собой по стилистике и цвету
    2. Вырезать и композиционно разместить элементы. Для этого понадобится чистый лист формата А. Размещение элементов композиции – самая важная часть данного упражнения. На стадии композиционного размещения элементов на формате листа происходит поиск возможных вариантов размещения (горизонтально, вертикально. Композиционный поиск длится до тех пор, пока не создастся целостный образ натюрморта на изобразительной плоскости
    3. После того, как все части композиции закомпонованы в заданном формате максимально гармонично – учащийся точно и аккуратно приклеивает все части композиции на лист Рисунок 1). Общая продолжительность выполнения данного задания – 6 академических часов. Рисунок 1. Последовательность выполнения практического задания Натюрморт в технике аппликация (выполнил учащийся ДШИ №22) Список литературы

    1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М Изд-во Искусство, 1977. – 524 с.
    2. Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция Хрестоматия. - М Просвещение,
    1989. 207 с.
    3. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. - Москва Просвещение, 1977. - 112 с.
    Журнал Студенческий вестник
    № 1 (193), часть 1, 2022 г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Кочурова Наталья Сергеевна студент магистрант,
    Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
    Козлова Наталья Александровна научный руководитель, канд. пед. наук,
    Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются аспекты организации игры, как средства социализации младших школьников раскрываются виды и социальные функции игры в воспитании и развитии ребенка младшего школьного возраста.
    ABSTRACT
    The article examines the aspects of the organization of the game as a means of socialization of younger students; the types and social functions of play in the upbringing and development of a child of primary school age are revealed. Ключевые слова:
    игра, функции игры, младший школьник, социализация младших школьников.
    Keywords: game, game functions, junior schoolchildren, socialization of junior schoolchildren. Игра является одним из видов деятельности, под которой обычно понимается определенный способ бытия человека и общества в целом и характеризующийся такими существенными признаками, как продуктивность, социальность и сознательное целеполагание. Результаты игры, ее продуктивность воплощаются в нравственных ценностях, в качествах и способностях людей, которые также приобретаются, формируются ив этом виде деятельности
    [1, с. 15]. На этот же признак указывал в свое время Л.С. Выготский, отмечая, что игра есть арифметика социальных отношений. Он дал набросок своих взглядов назначение игры. Игра ребенка направлена, главным образом, на деятельность социального характера. Разработке проблем психологии игры посвятил свои труды С.Л. Рубинштейн. Он рассматривал игру как особый тип деятельности. В качестве исходной особенности, которая определяет сущность игры, [6, с. 124].
    С.Л. Рубинштейн выделил особенности её мотивов. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному, внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности ив этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравниваемая прелесть [5, с. 25]. Отсюда он определяет и основные мотивы игры действовать как взрослый. Не быть взрослым, а действовать как взрослые. Но для того, чтобы мотивы появились, необходимо отделение ребенка от взрослого в такой мере, чтобы взрослый человек стал для ребенка образцом [7, с. 85]. Глубинная сущность деятельностного подхода к игровой деятельности как средству социализации младших школьников состоит в том, что она ориентирует не только на усвоение социальных знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы социоориенти- рованного мышления, на гармонизацию социально-общего и индивидуально-особенного, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка [2, с. 99].
    Журнал Студенческий вестник
    № 1 (193), часть 1, 2022 г. Для возраста 7-10 лет ведущей деятельностью становится учение, которое определяет эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление ребенка. Исследования подтверждают, что в настоящее время сама идея и теория ведущего типа деятельности претерпевают кризис. Так, в ряде работ утверждается, что развитие ребенка происходит в комплексе деятельностей, указывая важную роль так называемых не ведущих видов деятельности труда в дошкольном возрасте, учения как взаимодействия со взрослым в дошкольном возрасте, игры в младшем школьном и подростковом возрасте. Игра ребенка выступает как деятельность, в которой развивается и формируется ребенок. Классификацию игр В.М. Григорьев строит на основании системы функций игры в воспитании и развитии человека. Он выделяет три класса игр первый – класс игр с освоением отдельных сторон культуры второй – класс игр выбора направленности третий – класс игр массовой организации [6, с. 79]. В свою очередь каждый класс подразделяется на определенные виды игр. Так, к первому классу относятся игры физической культуры (подвижные игры, эстетической культуры художественные игры, интеллектуальной культуры (познавательные игры, предметно- трудовой культуры ко второму классу относятся игры самоопределения и самоутверждения, а также игры социально- нравственной направленности (отношение к третьему классу относятся игры массовой организации [3, с. 6]. Игры массовой организации – их основным назначением является социально целесообразная интеграция и практическая организация массового участия в игровой и празднично-игровой деятельности разнообразного содержания [3, с. 66]. Игра является действенным средством социализации детей. Освоение посредством игры мира взрослых в тоже время позволяет детям непринужденно и органично войти в широкий круг проблем окружающей их действительности, безболезненно адаптироваться к новым непривычным обстоятельствам [3, с. 19]. По мнению С.А. Шмакова, знатока и организатора детских игр, сегодня редко кто из воспитателей не понимает значение игры, но лишь немногие умеют делать игру союзником своего нелегкого труда, а ведь, помимо всего прочего, игра – это проверка ребенка на опыте, так как в ней нужно самому воспитателю играть, а это не так-то легко [2, с. 89]. Специфическими требованиями к организации игровой деятельности, способствующей социализации младших школьников, являются
    1) высокая степень компетентности педагога-организатора в рассматриваемой проблеме
    2) выработка новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение
    3) высокий уровень прогнозирования педагогом типичных ситуаций затруднений школьников, путей и средств их преодоления благодаря методической и профессиональной вооруженности [4, с. 24]. Таким образом, игровая деятельность – это школа социальных чувств коллективных навыков, благодаря которой ребенок осознает социально выработанные способы познания действительности, накапливает опыт познания своих резервных возможностей, развивается и реализует себя как творческий субъект социальной действительности. Список литературы

    1. Гельфан ЕМ, Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – Москва Педагогика, 2016. – 104 с.
    2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – Москва, 2015.
    3. Еремина ЮС. К вопросу о нравственном воспитании младших школьников // Новая наука Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 8-1. – С. 36-38.
    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 720 c.
    5. Спиваковский АС. Игра – это серьезно. – Москва Просвещение, 2001. – 148 с.
    6. Эльконин ДБ. Психология игры. – Москва, 2009. – 243 с.
    Журнал Студенческий вестник
    № 1 (193), часть 1, 2022 г.
    99
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта