Читат_грамотность. Грамотности у младших
Скачать 1.65 Mb.
|
21 младших школьников», где разбираем основные этапы работы над проектом, и какую помощь могут оказать родители на каждом из этапов. Проекты ежегодно представляем на конференции, которая проходит в классе, где присутствуют и родители учащихся, а лучшие проекты представляем на школьной конферен- ции. Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. «Если родители сами не вовлечены в чтение, то не чи- тающие взрослые читать детей не приучат» [2]. Поэтому проводим собрания для родителей на следующие темы «Семейное чтение», «Роль книги в интел- лектуальном развитии ребёнка» и т.д. Сложившая система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения для обучения [3] способствует достижению необходимого для продол- жения образования уровня читательской грамотности выпускника начальной школы на второй ступени обучения. Литература 1. Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15 летних учащихся // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). – Б.: 2018. – 230 с. 2. Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача/ Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических ра- бот / Составитель В.Я. Аскарова — Москва: Межрегиональный центр библиотечного со- трудничества, 2007. 3. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. - Москва, 2010. Ф ОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Т.П. Сараева, учитель начальных классов, к.п.н. МБОУ лицей с. Долгоруково Липецкой области Читательская грамотность – это способность человека понимать и ис- пользовать письменные тексты, чтобы достигать учебных и жизненных целей, увеличивать объем и глубину предметных и метапредметных знаний. Оценка уровня развития читательской грамотности (исследования PISA) проходит с опорой на текст, при работе с которым учащемуся необходимо: - находить; - извлекать; - интегрировать; 22 - интерпретировать; - осмысливать и оценивать содержание и форму текста. Чтобы выявить уровень сформированности читательской грамотности, необходимо соблюдать требования к предлагаемым текстам: - информационная насыщенность и разнообразие материала; - отсутствие привязанности к содержанию конкретных образовательных областей; - соответствие возрастным особенностям школьника; - соответствие читательским и жизненным интересам школьника. Успех формирования читательской грамотности обучающихся во многом зависит от умелого сочетания традиций и новаций в образовании. По направле- нию модернизации и отношению к традиционной образовательной системе особого внимания заслуживают следующие группы технологий: - Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предме- та, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.). - Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова). - Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (на основе современных информационно- телекоммуникационных средств (В.В. Фирсов), смешанное обучение, перспек- тивно-опережающее (С.Н Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко). Какую бы технологию не выбрал учитель, необходимо помнить, что ху- дожественное произведение – это «союз волшебных звуков, чувств и дум», если воспользоваться пушкинской строкой. Каждый текст может рассматриваться как источник информации о своем времени, как воплощение определенной сис- темы взглядов, нравственных принципов и идеалов и – обязательно – как пре- красное творение человеческого духа. В этом смысле особого внимания заслу- живают продуктивные технологии, описывающие методы и приемы работы с текстом. Беседа – метод устного изложения, внешним признаком которого являет- ся чередование вопросов и ответов. Методика беседы: ясная целевая установка и логика задаваемых вопро- сов; вопросы продуманы по трудности; ответ аргументируется; с каждым во- просом учитель сначала обращается к классу, а потом – к конкретному ученику; вопросы должны быть различной трудности; включение в беседу большей час- ти класса; постоянная проверка ответов; вникать в неправильные ответы и на- правлять мысль ученика; формулировать наводящие вопросы, а не подсказы- 23 вающие; не удовлетворяться одним ответом; побуждать учащихся к сомнению; самостоятельно ставить вопросы; не задавать сразу несколько вопросов. Эвристическая беседа. Учащиеся с помощью умелой постановки вопро- сов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышле- нию подводятся к приобретению новых знаний. На один вопрос учителя следу- ет сразу несколько ответов учащихся. Катехизическая беседа. Применяется с целью контроля понимания и ус- воения учащимися полученных знаний. Служит для развития памяти и мышле- ния. На один вопрос учителя следует один правильный ответ учащихся. Герменевтическая беседа. Применяется с целью разъяснения совместно с учащимися смысла читаемого текста, результата эксперимента, экскурсии. Вырабатывается умение понимать и правильно оценивать изучаемое. Сократическая беседа.Применяется с целью научить мыслить диалек- тически, избегать категорических суждений. Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику, но будет подвергнуто со- мнению. Определяя организационно-методическую структуру работы с произве- дением на уроках литературного чтения, можно использовать методику вне- классного чтения (или её элементы) авторов Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей. Данная методика включает следующие виды читательской деятельности [1]: 1. Установка (беседа, рассказ, рассматривание страниц, анализирующее наблюдение), предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в па- мяти или сформировать представления о ведущих художественных образах произведения. 2. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью нахождения его; определение темы, круга событий. 3. Чтение, повторное чтение учителем (учениками) художественного произведения вслух (про себя), позволяющее понять его тему и идею. 4. Коллективное воссоздание прослушанного (прочитанного) текста, размышление о прослушанном (прочитанном), тексте анализ. 5. Выполнение разнообразных творческих заданий (пересказ, составле- ние плана, написание отзыва, эссе). Учитель, организующий встречу с книгой, следует важным в методиче- ском плане правилам. 1. Соблюдает основные требования знакомства с детской художественной книгой (фамилия автора и заглавие книги даны на первой странице обложки; иллюстрация по содержанию соответствует заглавию). Основные типы изда- ний: книга-произведение, книга-сборник произведений одного писателя или ряда писателей. 2. Соблюдает основные требования по рассматриванию книги: а) рас- сматриваются иллюстрации на первой и последней страницах обложки; б) на- 24 ходятся и прочитываются надписи на первой обложке; в) надписи и иллюстра- ция сопоставляются по содержанию; делается вывод-предложение, может ли в этой книге быть прослушанное произведение; г) книга рассматривается постра- нично; внимание детей фиксируется на заголовках и иллюстрациях; д) иллюст- рации к прочитанному произведению, когда оно найдено в книге, рассматрива- ются детально. 3. Соблюдает основные требования по ознакомлению с текстом произве- дения. Читать избранное произведение вслух следует просто, спокойно, при- ближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Во время чтения вслух ходить по классу нельзя, иллюстрации детям не показываются, обложка также не демонстрируется. При коллективном рассматривании книги учитель держит ее на уровне груди. Сам он стоит на одном месте, лучше всего в центре, у доски. При каждой возможности привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Любой ответ детей, если он непо- средственно связан с книгой, завершается тем, что отвечающий по вызову учи- теля выходит к доске и показывает в книге деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую он ссылается в данный момент. Работа с иллюстрацией на презента- ции практически аналогична. 4. Соблюдает основные приемы освоения произведения (воссоздание тек- ста и свободные высказывания учащихся). К ним относятся: разучивание сти- хотворений вслед за учителем и по опорным картинкам; хоровая декламация; воссоздание текста или фрагмента текста с движениями или предметами (театр «Ладошка», театр «Рукавичка», «Наш театр», «Театр двух актёров», подвижные игры с декламацией); перечитывание с элементами инсценирования, а также перечитывание или близкий к тексту пересказ с хоровой декламацией отдель- ных отрывков (повторов, песенок, присказок); участие в пересказе произведе- ния учителем: воссоздание с опорой на иллюстрацию отдельного эмоциональ- ного яркого эпизода, ответы на вопросы по ходу повествования, которые тре- буют называния персонажа или последующего события; восстановление после- довательности повествования путем правильной расстановки иллюстраций, отображающих развитие сюжета; демонстрация живой картинки; инсценирова- ние диалогов, состоящих из двух реплик; придумывание диалога (две-три реп- лики), исходя из описанного действия; свободные высказывания по содержа- нию произведений; ответ на фактуальные, а затем и подтекстовые вопросы, вы- являющие характер восприятия (что чувствовали, запомнилось, понравилось и т.д.), и вопросы, требующие воссоздания фактического содержания (Кто? Ко- гда? Где? Что? случилось?), понимания подтекста (Почему? Зачем? Для чего?). 5. Соблюдает требования по оформлению уголка (функционирует в тече- ние всего учебного года) чтения. В уголке может быть собрано 15-20 детских книг на разные темы, представлено детское творчество: сочинения, рисунки, проекты. 25 Учитель, стремящийся научить детей работе с текстом, должен быть зна- ком с технологией формирования у детей типа правильной читательской дея- тельности. Данная технология представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного осмысления (до чтения, в процессе чтения, после чтения) текста. 1 этап - работа с текстом до чтения. Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих за- даний). Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержа- нии. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из тек- ста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании. В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель, а во 3-4 классах эту работу могут выполнять дети. Примечание: Данный этап постепенно можно переносить на дом, то есть ребенок дома совершает уже привычные действия: рассматривает иллюстрацию перед текстом, читает заглавие, имя и фамилию автора, мысленно высказывает предположение о теме, героях, содержании текста. Выписывает ключевые сло- ва, задаёт вопросы автору по ходу чтения произведения. На уроке учитель начинает работу с текстом с того, что выясняет, какие предположения дети высказали до чтения, какие из них подтвердились, какие ключевые слова они выделили, какое настроение возникло при чтении. О чем думали? Что чувствовали? 2 этап - работа с текстом во время чтения. Этот этап позволяет прове- рить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором». 1. Дети самостоятельно (про себя) читают текст с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до чтения. После первичного прочтения, как правило, ставятся вопросы на выявле- ние настроения, впечатлений от первого восприятия: Какое настроение возник- ло после прочтения произведения? Какие чувства? Что понравилось? Что не понравилось? О чем подумали? Чем хотели бы поделиться? Это первый этап работы с текстом. 2. Повторное чтение обязательно вслух по абзацам, микротемам с ком- ментариями по ходу чтения. Учитель задаёт вопросы на понимание, возвращает к тексту, в котором подтверждаются те или иные наблюдения. По ходу чтения ведется словарная работа. В конкретном предложении (если текст позволяет) дети уясняют смысл слова или выражения или обращаются к словарю. Вопросы к тексту (учителя и учеников) – это вопросы к самому автору. Ответы на эти вопросы дети ищут в прочитанной части текста или в той части, которую надо только прочитать. Попутно они представляют картины, героев, 26 их поступки и внешний вид, дают характеристику, делятся ощущениями и пе- реживаниями. В этом состоит суть процесса «вчитывания». 3. Звучат уточняющие вопросы на понимание прочитанного эпизода, фрагмента. Ответом может стать заголовок к этой части текста, или важный вывод, наблюдение, народная мудрость. 4. Аналогичная работа со следующим фрагментом текста. Учитель организует аналитическое чтение произведения. Идёт диалог с текстом. Выделение ключевых слов. Для такого чтения важным является пони- мание взаимосвязи событий, определение характерных черт героев и их по- ступков, чувств, авторского отношения к происходящему. Оценочные сужде- ния подтверждаются словами из текста, личными наблюдениями. 3 этап – работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить веду- щую идею произведения. На данном этапе возможны следующие виды работ: 1. Учитель формулирует основополагающий вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Свои ответы дети подтверждают словами из текста, обращаются к другим произведениям, аналогичным ситуациям в жизни. 2. Беседа о биографии писателя после прочтения произведения позволит глубже понять замысел автора, его мировоззрение, жизненные ценности и идеалы. Рассказ о личности писателя можно чередовать с сообщениями, кото- рые дети готовят самостоятельно. Помимо сведений о жизни и творчестве авто- ра произведения, ученики должны выразить свое отношение к писателю, рас- сказать, какое представление о нём сложилось. Например, сочинить обращение к автору, где бы высказали свои чувства, отношение к произведению его авто- ру. 3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям. Разговор о загла- вии произведения, его связи с темой и главной мыслью. 4. Выполнение творческих устных и письменных заданий. Можно использовать и несколько иную последовательность работы над текстом. 1. Работа с текстом до чтения (заинтересовать, определить тему и цель, обозначить проблему). 2. Работа с текстом во время чтения: первичное восприятие, проверка первичного восприятия (эмоциональное воздействие). 3. Вторичное обращение к тексту произведения. 4. Литературоведческая пропедевтика: жанр, тема, композиция и т.д. 5. Системная работа над текстом: словарная работа, беседа, выборочное чтение, комментирование, озаглавливание частей, текста в целом. 6. Концептуальная беседа: обсуждение проблемы, соотнесение читатель- ской интерпретации (свое понимание текста) с авторской позицией, соотнесе- 27 ние идеи с пословицами, высказываниями, содержанием похожих произведе- ний, работа с иллюстрацией. 7. Творческое задание (выразительное чтение, пересказ, инсценирование, отзыв, эссе, иллюстрирование, продолжение, обращение к автору, вопросы к автору, и т.д.) На протяжении всех этапов работы над текстом звучат самые разнообраз- ные вопросы. Особое внимание нужно уделить вопросам, которые направлены на формирование читательской грамотности, способности осмысленно воспри- нимать художественный текст. Вопросы о теме и проблемах: Прочитай два текста. Беседуем с текстом. О чём эти тексты? Что их объединяет? Чем они различаются?О чем говорится в произведении? Почему оно так называется? К чему призывает автор? Придумай и запиши заголовок, который бы передавал основную мысль текста. По сюжету: Где и когда происходили события? С чего началось повест- вование? Как развивались события? Что было дальше? Расскажи, какой момент сказки изобразил художник? Какое событие главное? Что такое кульминация? Какой эпизод вас особенно взволновал? Чем закончилось? Об образах: Включаем «мысленный экран»! Какие слова помогли уви- деть картину? Какие образы передают текст? Какие образы скрывает ночная мгла? Пусть поработает воображение! Какие краски? Звуки? Запахи? Пофанта- зируй! Придумай свои сравнения (по форме, цвету, размеру, предназначению). Представляем, дополняем, наблюдаем. Кто действует в произведении? Назови героев рассказа. Кто вам понра- вился? Опишите героя. Составь небольшой рассказ о нем. Какие поступки он совершал? Определи, кто из героев текста – Ваня или Маша – начинает диалог, кто его завершает. Чем хочет поделиться герой стихотворения с другом? Какие качества говорят о зле? О добре? Как поступают такие люди? Что думает о нем автор? Случалось ли вам испытывать чувства, подобные главному герою? Что вы о нем думаете? Почему? О композиции: Из скольких частей состоит текст? Помнишь начало сказ- ки? Прочитай начало сказки. Что такое кульминация? Назови главное в каждой части. Чем заканчивается текст? Как озаглавим эту часть? О языке: Есть ли в тексте слова, которые тебе не очень понятны? Знако- мы ли тебе эти выражения? Объясни, как ты понимаешь смысл слова, выраже- ния, поговорки, пословицы, предложения. Догадайся, почему так назвали эти предметы. Подумай, как могли возникнуть эти (слова) выражения? В каком словаре можно узнать значение этого слова? Какие слова в стихотворении тебе помогают понять, что это не поздняя осень? Понятно ли тебе из текста, что оз- начает слово «кузовок»? Сможешь ли ты сам объяснить значение слова? Найди в тексте слово, которое обозначает место для хранения сена. Запиши, что озна- чает слово «крапинки» в этом тексте. В каком предложении слово употреблено |