Главная страница
Навигация по странице:

  • Григорий Ревзин Как устроен город. 36 эссе по философии урбанистики От автора

  • Вступление Город и его смысл

  • Работа. Григорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеГригорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118
    АнкорРабота
    Дата23.02.2023
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаhow_works_36.pdf
    ТипДокументы
    #952403
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Григорий Ревзин
    Как устроен город
    «Strelka Press»
    2019

    УДК 711.4.01
    ББК 85.118
    Ревзин Г.
    Как устроен город / Г. Ревзин — «Strelka Press», 2019
    ISBN 978-5-907163-15-7
    Город полезно уметь видеть и понимать, без этого от него трудно получать удовольствие. Иногда это касается даже родного города. Из чего состоит город? Что такое улица, переулок, площадь, бульвар, сквер, что такое зелень и вода в городе, как живут в городе власть, бизнес, культура, производство,
    торговля, как возникли кварталы и микрорайоны? Ответы на эти вопросы – в новой книге Григория Ревзина.
    УДК 711.4.01
    ББК 85.118
    ISBN 978-5-907163-15-7
    © Ревзин Г., 2019
    © Strelka Press, 2019

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    4
    Содержание
    От автора
    5
    Вступление
    7
    Город и его смысл
    7
    Знак четырех
    11 1. Власть
    15
    Проспект
    15
    Квартал
    18
    Регулярная планировка
    22
    Общественное здание
    25
    Архитектура
    28
    Власть
    31 2. Жрецы
    35
    Храм земной
    35
    Храм небесный
    39
    Памятник архитектуры
    42
    Гений
    45
    Театр
    49
    Центр и периферия
    53
    Набережная
    56
    Спорт
    59
    Жрецы
    62 3. Рабочие
    66
    Рабочие кварталы
    66
    Фабрика
    69
    Микрорайон
    73
    Школа
    77
    Гаражи
    80
    Парк
    82
    Транспорт
    85
    Рабочие
    88 4. Торговцы
    96
    Деньги
    96
    Площадь
    99
    Праздник
    102
    Универмаг
    105
    Улица
    108
    Среда
    111
    Бульвар
    114
    Торговцы
    117
    Заключение
    121
    Конкуренция
    121
    Жители
    125
    Переулок
    128

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    5
    Григорий Ревзин
    Как устроен город. 36 эссе
    по философии урбанистики
    От автора
    В 2017 году директор института «Стрелка» Варвара Мельникова предложила мне напи- сать серию очерков о современном городе для непрофессиональных медиа. Чтобы включить урбанистику в число предметов, относящихся к сфере general interest – как политика, деньги или погода. В ответ я предложил серию очерков о городе вообще. К моей большой радости, она,
    поколебавшись, согласилась. Я искренне благодарю ее как за инициативу, так и за толерантное принятие того обстоятельства, что наше слово всегда отзывается не так, как мы предугадывали.
    Елена Нусинова, главный редактор журнала Weekend и главный редактор почти всех моих текстов на протяжении последних 20 лет, счастливо для меня согласилась публиковать эти очерки в журнале. Андрей Курилкин, главный редактор издательства Strelka Press, уви- дев первый очерк, сказал: «Отлично, а потом, когда вы закончите, я соберу очерки и издам книжку». Эта счастливая перспектива в принципе маячила передо мной, пока я публиковал свои эссе, но отдаленно и необязательно. Мне была предоставлена полная свобода в выборе и тем, и последовательности очерков. Каждый, кто когда-либо попадал в такую ситуацию, пой- мет мою благодарность за атмосферу свободного комфорта, в которой я пребывал целый год.
    За нее я и расплатился по итогам работы. В один прекрасный день Елена Нусинова позвала меня к себе, предъявила мои опусы, собранные вместе, и сказала примерно следую- щее. Вот ваши очерки. Для журнала каждый из них был неплох, я их редактировала и печатала.
    Но вместе это не книжка. Вернее, это очень плохая книжка. Много повторов, нет структуры,
    читатель не понимает, куда вы его ведете и зачем. Можете отдать это Курилкину, но я бы не советовала вам так поступать. А ему это издавать.
    Я хочу поблагодарить Елену Нусинову как за благожелательную мягкость, с которой она относилась к моим текстам, пока я их писал, так и за жесткость, неожиданно обозначенную в итоге. Сдерживая слезы, я забрал свои статьи, начал их перечитывать и с мазохистским удо- вольствием обнаружил, что она совершенно права. Ничего не получилось. После этого я пере- писал весь текст – примерно на три четверти, уже как книжку.
    Я вновь передал текст Елене Нусиновой, которая на этот раз нашла его более приемле- мым. Но хорошо узнав за 20 лет совместной работы мою способность запальчиво преувеличи- вать собственную эрудицию, безобразно путать имена, места, даты и авторство цитат, катего- рически посоветовала мне обратиться к научному редактору. Я ответил не без надменности,
    что уже попросил прочитать свой текст члена-корреспондента РАН, профессора Владимира
    Седова, и он уже прочел (пользуюсь случаем выразить ему благодарность за это) и даже испра- вил две ошибки. На что Елена Нусинова ответила, что он – ваш самый старый и верный друг,
    слишком хорошо к вам относится (пользуюсь случаем выразить ему благодарность и за это тоже) и это нас ни от чего не гарантирует.
    Так в работе над этой книжкой появилась Мария Сарабьянова. Я глубоко восхищен серьезностью и ответственностью, с которыми она работала с моим текстом. Меня отчасти согревает то обстоятельство, что давным-давно аналогичную работу проделывал ее дед, Дмит- рий Владимирович Сарабьянов, бывший научным руководителем моего диплома и диссерта- ции. Невольно вспоминается античный миф о семье, которой богами помимо прочего было назначено ухаживать за рощей, вечно норовившей произвести бракованные плоды.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    6
    В исправленном виде текст, наконец, и был передан Андрею Курилкину, который отнесся к нему благосклонно, за что ему отдельная благодарность. Он, правда, выразил осторожное удивление противоречивостью текста. Получилась монография с жесткой структурой, будто учебник, но каждая ее часть – этакое импрессионистического свойства эссе с поэтическими цитатами.
    Пытаясь разрешить это противоречие, я предложил Андрею сменить название книги
    «Как устроен город» на менее менеджерское – «Поэтика города». Ведь поэтика – это и есть описание того, как устроено произведение, а некоторый привкус поэтичности в названии поз- волил бы увести ожидания читателя от градостроительного manual’а. Но не прошло. Андрей нашел такое название устаревшим, отталкивающим молодежь, а кроме того, разрушающим все договоренности. Поскольку проект с самого начала – еще с идеи Варвары Мельниковой –
    назывался «Как устроен город» и в нем менялось многое, но не имя.
    Ну что же, отмеченное Андреем противоречие действительно есть. Но прочитав множе- ство текстов о том, как устроен или как должен быть устроен город, авторы которых, возможно бессознательно, вдохновлялись воинским уставом или уголовным уложением (и даже напи- сав несколько таких же), я, пожалуй, результатом скорее удовлетворен. Если в гражданском кодексе сохраняются некоторые черты, роднящие его с чтением на weekend, то, возможно, это способно несколько подкупить читателя of general interest.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    7
    Вступление
    Город и его смысл
    Животные городов не строят, город – произведение человеческое. То есть он должен быть разумен. При этом он скорее таким не выглядит. Не только для обычного человека, натыкаю- щегося на интриги улиц, но и, как мне кажется, для людей, занимающихся городами профес- сионально. В городе масса случайного, непредсказуемого, не имеющего разумных оснований.
    То есть город – это порождение разума, которое неразумно.
    Таких вещей много. Человеческая история, политика, экономика в силу видимой абсурд- ности рождают бесконечные попытки их объяснить. Город тоже создает логики его объяснения.
    Был такой американский урбанист Кевин Линч, любимый герой Вячеслава Глазычева,
    переводившего его книги. Одна из них, «Совершенная форма в градостроительстве», начина- ется с типологии городов: город как символ, город как механизм и город как органическая форма.
    Город как символ – это город-круг, квадрат, звезда, парабола, прямая линия и т. д. Тол- кование таких символов – увлекательнейшее занятие, и история градостроительства от Вави- лона до Версаля полна таких толкований. Круг может толковаться как солярный символ, жен- ский символ, символ мировой гармонии и т. д., и это важно, но важнее то, что толкование в принципе возможно. То есть что у города есть смысл, и этот смысл кем-то задан. Символ же не может возникнуть сам собой, кто-то должен был сказать, что это символ. Город как символ предполагает автора – им может быть или правитель, или архитектор, и у нас будет случай вернуться к сходству этих фигур.
    Город как механизм – это девайс с примерно четырьмя функциями. Это жилье плюс сред- ства поддержания и воспроизводства жителей плюс производство плюс управление. С точки зрения проблемы разумности городской материи это прекрасная логика – город оказывается глубоко рациональным. Логически это похоже на город как символ, потому что девайс тоже сам собой ниоткуда не возьмется. У него тоже есть автор, только он другой. Эта модель города воз- никает довольно поздно, это порождение индустриализации (впервые ее, насколько я понимаю,
    описал Тони Гарнье в книжке «Индустриальный город», изданной в 1917 году). Можно сказать,
    что на место автора-художника или мага, который соотносил город с законами мироздания путем символических действий, здесь становится более прогрессивный и практичный автор- инженер, который уже знает эти законы и в соответствии с ними строит город как завод по производству лучшей жизни. Впрочем, вскоре наступило время тоталитарных обществ, маги вернулись и опять начали строить символические города.
    И символических, и функциональных городов существует довольно много (в особенно- сти функциональных). Однако сказать, что проблема разумности города решается через обра- щение к символической или функциональной логике, не получается. Точнее, не вполне полу- чается.
    У «авторской» логики объяснения городов есть недостаток. Авторский замысел не столько объясняет город, сколько враждует с ним. Вернее сказать, город воюет с авторским замыслом, а автор более или менее безуспешно обороняется. Когда мы говорим о некоем замысле города – Риме Ромула или Петербурге Петра, Приене Гипподама или Зеленограде
    Игоря Покровского, – то этот замысел в реальности всегда, увы, оказывается искаженным,
    непонятым и утраченным. Когда же мы говорим о видимом, актуальном произведении архи- тектора или власти в городе – сталинской Москве, османовском Париже, Риме Сикста V,
    Москве Собянина, – то это результат насилия над существующим городом, его радикальная

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    8
    трансформация. Получается, что есть отдельно замысел, а отдельно город. В таком случае
    «город» – это какая-то неразумная, необъяснимая материя, с которой борется ее смысл. Это не смысл города, а попытка привнести смысл в город.
    Но в случае с символами в силу их неясности и расплывчатости конфликт между город- ской материей и смыслом города не критичен. С функцией все хуже. Функциональная теория города делает его инструментом для изготовления чего-то. У инструментов, в отличие от про- изведений художников, есть одна особенность. Когда они устаревают, их выбрасывают. Можно,
    конечно, хранить лопату XVI века в музее этнографии или техники, но никому не придет в голову хранить все старые лопаты. Инструменты можно выбросить, но город выбросить трудно.
    И если приходится выбрасывать город, то возникает сомнение, что мы правильно вложили в него смысл.
    Многие едут полюбоваться Флоренцией, мало кому приходит в голову ехать полюбо- ваться шахтами функционального Ленинска-Кузнецкого.
    А если мы с меркой механизма подходим к городам, в которых все хорошо и куда хочется поехать, то оказывается, что это очень плохие механизмы. В них много лишнего, не объясни- мого функциональной логикой. Как будто механизм зарос какими-то мхами и лишайниками,
    переулками и закоулками, лавками и киосками. У большого градостроителя иногда возникает желание как-то это все побрить и почистить. Однако именно эта ткань нефункциональности обеспечивает городу его «невыбрасываемость» – то есть бессмысленная часть ткани города обеспечивает его жизнь. Это оскорбительно для разума.
    Отчасти в полемике с функциональной теорией города родилась идея третьей формы города – органической. Так что, хотя у нее есть некоторая предыстория в паркостроении, она тоже начинается с 1910‑х годов. Смысл здесь в допущении, что город – это не механизм, а организм. Он зарождается, развивается, стареет и, вероятно, умирает, подобно живому суще- ству, хотя вопрос о смерти города более или менее открыт. В отличие от городов, созданных на основе идеи функциональности, органические города – например, Тель‑Авив, генплан кото- рого придумал основатель органической теории города Патрик Геддес, – чувствуют себя более или менее неплохо, хотя тут нужно учитывать, что их построено значительно меньше. Тем не менее это прекрасная идея, и Линч считает, что именно органические города – лучшая форма для жизни людей.
    Недостатки этой логики – продолжение ее достоинств. Город-организм – это метафора,
    и нужно понимать не только то, чего мы достигаем, перенося на город биологические образы,
    но и что теряем. Теряем мы, разумеется, все тот же Разум. Если город и организм, то ведь довольно-таки простой. Патрик Геддес, кстати биолог по образованию, мыслил его на уровне между классами колониальных и многоклеточных – у него, если посмотреть тот же план
    Тель‑Авива, клетки города почти не дифференцированы, хотя есть некие русла городского метаболизма. Два российских градостроителя – Илья Лежава и Алексей Гутнов – существенно развили эту логику, выявив куда более сложную морфологию. Они разделили город на каркас,
    ткань и плазму на основе различий в скорости обновлений этих трех типов. Каркасы меняются веками, ткань – десятилетиями, плазма – годами. С точки зрения практической урбанистики это замечательное достижение.
    Вернусь ко второй принципиальной книге Линча, к «Образу города». Там главный инструмент – ментальные карты. Линч предлагал людям по памяти рисовать городское про- странство, в котором они живут, потом сопоставлял разные рисунки и таким образом выяснял интерсубъективный образ пространства у городских сообществ. Так родился второй ряд поня- тий о ключевых феноменах города – граница, путь, ориентир, узел и район.
    Это до известной степени ответ на вопрос, как в органическом городе присутствует чело- век разумный. Граница здесь может быть не стеной, путь – не улицей, а узел – не площадью.
    Это ментальные образы, хотя не обязательно высказанные и осознанные. Это не вполне созна-

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    9
    ние, а скорее поведение: человек, двигаясь по привычному маршруту, очень мало думает о структуре пути, действуя скорее по инерции. Но в любом случае это не органика простого многоклеточного организма.
    Вячеслав Глазычев в книге «Лицо города», написанной в соавторстве с Алексеем Гутно- вым, а точнее дописанной после его смерти, соединил два эти ряда понятий (Линча, напомню,
    он переводил). «Совмещение разных попыток понять „весь“ город позволило, во всяком слу- чае, увидеть, что у него есть „каркас“, устойчивый, мало изменяющийся за века, и есть „ткань“,
    куда более подвижная, переменчивая. Каркас способен к развитию за счет своей устойчиво- сти, тогда как городская ткань не столько развивается, сколько переживает бесчисленные мета- морфозы: перестраиваются дома, преображается структура внутриквартального пространства,
    магазины и клубы, фабрики и парки сменяют друг друга… Мы стали различать: „путь“, про- кладываемый каждым в отдельности и всеми вместе через толщу города; „ориентир“, позво- ляющий всякий момент уяснить, какую точку в системе координат города мы ощущаем под ногами. Мы увидели „район“, границы которого отнюдь не обязательно совпадают с юридиче- скими границами района или микрорайона, но он явно имеет какой-то собственный центр. Мы заново осмыслили понятие „границы“, по ту и другую сторону которой городская среда видо- изменяется ощутимым образом. И еще раз мы… осознали, что есть в городе „узлы“ – сгустки человеческой активности, у которых есть собственная энергия развития».
    Так соединять эти феномены, наверное, можно, но вообще-то это два разных понятий- ных ряда. Понятия первого ряда – это строение города как организма. Понятия второго ряда
    – это представления (или паттерны поведения) людей о городе, в котором они существуют. И
    они не очень связаны. Узлы бывают в плазме, ткани или только в каркасе? Путь совпадает с каркасом? Район – это ткань, каркас или вообще город в городе, раз у него есть граница и даже свой центр?
    Перефразируя поэта, скажем, что на подвижной лестнице Ламарка город занимает если не последнюю, то предпоследнюю ступень. Даже с учетом открытий Гутнова – Лежавы и син- теза Глазычева город как организм все равно оказывается не сложнее, скажем, медузы. Честно сказать, и до медуз далеко. Этот организм может жить, но не может думать – мозга тут нет.
    А люди, которые как раз думать могут, как-то существуют внутри этого организма, передви- гаются, скапливаются в узлах, натыкаются на границы – на правах то ли микрофлоры, то ли питательных веществ.
    Нельзя сказать, что такая органика вызывает ощущение гармонии с природой. Понятие
    «урбанист» теперь означает деятельность по обустройству городов, но изначально оно имело несколько иное значение. «Из всех российских футуристов еле-еле нашелся один урбанист. Я,
    конечно, говорю о Маяковском», – пишет Корней Чуковский. Образ города-спрута, поедаю- щего своих жителей, не то чтобы так уж редок. Он, если согласиться с Чуковским, возникает в самом начале российского урбанизма. Процитирую то стихотворение Маяковского, которое,
    видимо, имел в виду Чуковский:
    Адище города
    Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.
    Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
    над самым ухом взрывая гудки.
    А там, под вывеской, где сельди из Керчи —
    сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки.
    В дырах небоскребов, где горела руда

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    10
    и железо поездов громоздило лаз —
    крикнул аэроплан и упал туда,
    где у раненого солнца вытекал глаз.
    И тогда уже – скомкав фонарей одеяла —
    ночь излюбилась, похабна и пьяна,
    а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.
    Варианта два: или городу человеком насильственно навязан смысл, или город – некий организм, который бессознательно поедает проживающих в нем горожан. Да ведь в сущности,
    это одно и то же представление: просто в одном случае перед нами дрессированная, взнуздан- ная смыслом медуза, а в другом – медуза свободная, растущая как ей угодно. Хотелось бы все же объяснить город как человеческое пространство.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта