Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Власть Проспект

  • Работа. Григорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеГригорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118
    АнкорРабота
    Дата23.02.2023
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаhow_works_36.pdf
    ТипДокументы
    #952403
    страница2 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    Знак четырех
    Классическая проблема истории градостроительства – кто создает город?
    Процитирую Вячеслава Глазычева: «Существует устойчивое представление об историче- ском происхождении города от разрастающегося села. Это заблуждение. Даже в тех случаях,
    когда город возникал на месте удачно расположенной деревни или усадьбы, как это было с
    Москвой, это издревле был хорошо планируемый процесс, осуществлявшийся властью».
    То есть основателем города является власть. Для России это взгляд само собой разуме- ющийся: большинство российских городов возникали как административные центры. Однако примерно ту же идею можно найти у историков римской античной архитектуры, больших французских историков, скажем, у Жака Ле Гоффа, относительно Средних веков и, разуме- ется, историков архитектуры европейского абсолютизма.
    Но вместе с тем.
    Макс Вебер в своей книге «Город» доказывает, что город не создается властью, а, напро- тив, противостоит ей. Город – это инструмент обмена. Город образуется из рынка, рынок явля- ется его центральным элементом. Той же идеи придерживалась и Джейн Джекобс, страстный проповедник рыночной, а не административной природы города. Благодаря ей этот взгляд стал более или менее общепринятым не для историков городов, но для теоретиков. И если говорить о важнейших западных городах, как Венеция или Нью‑Йорк, или о множестве средних и мел- ких исторических городов Германии, Бельгии, Голландии – собственно всех ганзейских, – то они возникают не усилиями королей и императоров, но из рынков торговли на дальние рас- стояния.
    Но вместе с тем.
    Льюис Мамфорд, историк, философ, один из основателей урбанистики, предлагал иную точку зрения. Он считал, что основная функция города – хранение и передача культурной информации, это инструмент воспитания цивилизацией, а функции архива и обучения – это функции святилища. Основа города – святилище. Храмовые центры как ядро города мы встре- чаем прежде всего в городах ближневосточных цивилизаций – сегодня идея возникновения города из храма для этих городов является более или менее общепризнанной. Однако и в
    Средние века центром города может являться монастырь или собор. Кстати, удивительно, что
    Вебер, прославившийся открытием связи между типом хозяйства и религией, в своей книге о городе не упоминает собора. Это трудно объяснить иначе как религиозной тенденциозно- стью: не заметить собора в средневековом городе трудно. Но у него с духом капитализма была связана протестантская этика, религиозные институты католиков не были ему так интересны.
    Сегодня множество городов существуют как города-музеи, а музей – дериват храма, да и воз- никают они часто именно из городов-святилищ.
    Но вместе с тем.
    Нельзя забывать, что есть классическая марксистская точка зрения на происхождение городов. С точки зрения Маркса, разделение труда и возникновение класса рабочих (ремес- ленников) и торговцев, не связанных с сельскохозяйственным производством, есть необходи- мое условие возникновения города в любую эпоху. Эту точку зрения развивал автор термина
    «урбанистическая революция» (возникновение городов) Гордон Чайлд: он подробно просле- живает процесс возникновения отдельной группы ремесленников в неолитической деревне,
    потом отделение ремесленного и земледельческого труда от торговли и, соответственно, воз- никновение города в конце неолита. При некоторой архаичности этой системы взглядов вовсе сбросить ее со счетов трудно – все же без разделения труда города быть не может.
    Так все же кто создает город? Власть? Рынок? Церковь? Фабрика?

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    12
    У нас был историк, философ, социолог и футуролог Игорь Васильевич Бестужев-Лада. В
    1970‑е годы он для нового Генерального плана Москвы делал социологическую модель город- ского сообщества. Эта работа, к сожалению, осталась не очень востребованной – Генеральный план 1971 года был выстроен на функциональной модели города. Я позволю себе привести цитату из его интервью.
    Тогда все трудоспособное население города очень четко делилось на четыре примерно равные группы. Первая – чиновники и их обслуга. Вторая
    – наука, культура, в целом интеллигенция. Третья – рабочие. Четвертая –
    сфера обслуживания. Огромную надежду партийные деятели возлагали как раз на вторую группу, интеллигенцию. Рассчитывали, что именно благодаря ей Москва (а затем и страна) сможет плавно войти в постиндустриальный мир.
    Но исследования нашего института показали, кроме того, что 80 % ученых были заняты в ВПК, еще 12 % – в идеологическом обслуживании власти
    (марксизм-ленинизм и прочая псевдофилософия) и только 8 % занимались реальной наукой. От 60 до 90 % ученых (в зависимости от отраслей) вообще были не способны участвовать в научном процессе. То есть это был балласт,
    который затем, кстати, и стал основой перестроечных процессов. И эта группа постоянно накачивалась детьми рабочих или выходцами из провинции (как и категория начальников). В результате в среде рабочих образовался страшный дефицит рабочих рук, и с начала 70‑х годов было принято решение устроить так называемый лимит, который для Москвы составлял 80–100 тыс. человек в год. Таким образом, к началу 90‑х в Москву прибыло около 2 млн лимитчиков.
    К чиновникам, милиции и прочей обслуге власти ежегодно прибавлялось
    12–14 тыс., по своим интеллектуальным качествам они мало отличались от лимитчиков. Ни о каком вхождении Москвы в постиндустриальный мир уже не было и речи.
    Его прогноз о том, что Москва не сможет стать постиндустриальным городом, не оправ- дался, она стала довольно-таки успешным постиндустриальным городом. Правда, основа ее
    «экономики знаний и услуг», что является определяющим для этого понятия, – администра- тивный ресурс, и это несколько путает теоретические карты. Но меня интересует сам принцип анализа. Это простая эмпирика. Бестужев-Лада не подходит к исследованию жителей Москвы с какой-то социологической моделью, он не использует ни одного принятого шаблона описа- ния населения. Он не говорит, что в Москве было столько-то молодежи, пенсионеров, людей с высоким уровнем доходов, мужчин, детей. Он нестрого обрисовывает, кто чем занимался.
    И у него появляются четыре группы населения. Люди власти, интеллигенция, то, что он назвал сферой обслуживания (это, в принципе, торговля), и, наконец, рабочие. Но это ровно те, кого разные исследователи считают основателями городов.
    Не знаю, знал ли Игорь Васильевич текст, который я процитирую дальше. Подозреваю,
    что знал, но мне бы хотелось, чтобы перед нами было случайное совпадение.
    Индуистские Веды являются древнейшим памятником человечества. Ригведа, в частно- сти, датируется XVII–XI веками до н. э. Это сборник религиозных гимнов. Десятый раздел
    Ригведы посвящен сотворению мира из тела Пуруши, он называется Пуруша-Сукта. Мир изна- чально представлял собой одно антропоморфное существо, гиганта Пурушу, который принес себя в жертву и был расчленен богами таким образом, что из него возникла вся живая и нежи- вая материя. Люди были нарезаны из четырех разных частей Пуруши и образовали четыре группы. Соответствующий фрагмент гимна звучит следующим образом:
    Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    13
    Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?
    Брахманом стали его уста, руки – кшатрием,
    Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.
    Таким образом, четыре основные касты – это брахманы (жрецы, философы), кшатрии
    (воины, светские правители), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие). Бестужев-Лада переска- зал Веды.
    Мы можем проследить эти четыре группы на всем протяжении существования городской цивилизации. В Москве ХХ века они вычленяются так же легко, как в Лондоне XVIII века в картинках Хогарта, Нидерландах XVI века в картинах Брейгеля, в римском скульптурном портрете – где угодно. Они столь привычны, что им даже трудно удивиться. Но на самом деле это более чем изумительно: оказывается, горожане делятся на четыре типа так же устойчиво,
    как, скажем, люди – на мужчин и женщин.
    Если принять идеи великого французского мифолога Жоржа Дюмезиля, три касты из четырех определяют индоевропейскую цивилизацию. Пантеон индоевропейцев, по Дюмезилю,
    типологически одинаков в древнеиндийской, скандинавской и греко-римской мифологиях.
    Его ядро – это три божества: Верховный Судия, Верховный Воин и Бог Плодородия. За ними стоят три касты – жрецы, воины и земледельцы (вайшьи изначально – это и земледельцы, и торговцы). Более или менее понятно, почему нет ремесленников: индоевропейский пантеон
    – это догородская цивилизация. Кстати, мне кажется, из-за этого обстоятельства рабочие не имеют своего божественного покровителя, чем во многом определяется их поведение в городе.
    Для современной урбанистики важна тема сообществ – их изучают, описывают, воспи- тывают, вовлекают и т. д. Это интригующий процесс, но здесь есть два вопроса. Один в том,
    делятся ли все горожане на сообщества без остатка или есть такие, которые не принадлежат ни одному сообществу. Покамест байкеры, любители кактусов, болельщики, велосипедисты и прочие охватывают не больше 3 % городского населения, а остальные ни к каким сообще- ствам не приписываются. Второй – в том, чтобы определить, как ценности сообществ вли- яют на городскую среду. Еще с велосипедистами все более или менее понятно, но остальные вовсе не заявляют свои ценности в городских пространствах. Город сообществ выглядит ско- рее исследовательской утопией, чем реальностью, во всяком случае в странах, переживших индустриальную урбанизацию.
    Мне кажется, продуктивнее считать, что в городе живут не сообщества по интересам и даже не территориальные сообщества (соседи попросту не знают друг друга), а профессиональ- ные сообщества. У них есть общие ценности, общая повестка дня. Например, если умер какой- нибудь урбанист, то урбанисты узнают об этом раньше экономистов, а филологи могут и вовсе не узнать. И хотя профессиональных групп очень много, в основе они, на мой взгляд, могут быть сведены к четырем кастам, как у Бестужева-Лады. Филологи, урбанисты, философы и т. д. – это всё жрецы, а военные, чиновники и работники силовых министерств – это всё власть.
    Быть может, какая именно группа из четырех основывает город – это неправильный вопрос? Возможно город появляется тогда, когда встречаются все четыре?
    Смысл города – это не его замысел. Смысл города – это конкуренция. Город – это места обмена ценностями между четырьмя группами горожан. Улица, дом, площадь, парк, бульвар,
    квартал, памятник, школа и т. д. – это поле конкуренции, своего рода правила поведения в про- странстве, где они встречаются. Говоря словами институциональной экономики – это инсти- туты, и город есть система институтов. Каждая из групп хочет переформатировать каждый из институтов по-своему и тем самым получить конкурентные преимущества. Группы вступают в альянсы или ведут борьбу. Торгующих изгоняют из храма (и от станций метро), жрецы то славят, то проклинают власть, рабочие перестраивают мир, жрецы пытаются восстановить его

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    14
    первоначальный облик – это все бесконечно интересно. Но мне кажется, чтобы понимать суть происходящего, нужно очертить каждую из групп ценностей. Что я и попытаюсь сделать.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    15
    1. Власть
    Проспект
    Трезубец на Пьяцца-дель-Пополо в Риме, где сходятся три проспекта, Корсо, Бабуино и Рипетта, задуман Сикстом V в 1580‑е. Тогда же Андреа Палладио спроектировал первый европейский театр – театр Олимпико в Виченце. Сцена Олимпико – это схождение трех улиц в створ триумфальной арки и площадь перед ней. Можно сказать, что сцена Палладио – это
    Рим Сикста. Если учесть, что на Пьяцца-дель-Пополо еще в начале XIX века осуществляли публичные казни (что довольно эффектно описано в «Графе Монте-Кристо»), то можно пред- ставить себе, какой городской театр придумал папа Сикст.
    Проспекты театральны. Этот театр в Европе так устроен, что, где бы ни находился зри- тель, город – на сцене, и на него смотрят извне. Так же как набережная или бульвар, проспект выбрасывает вас в позицию внешнего наблюдателя, быть может, не представляющего себе хит- росплетения городского спектакля, но зато обладающего знанием о мире за его границами.
    Зритель, как бы туп он ни был, обладает горизонтом большим, чем у героя: он не умирает,
    когда опускается занавес, – напротив, тогда он начинает действовать.
    Формальное искусствознание требует различать красоту осязательную и зрительную. Там много на этом выстроено: противопоставление Ренессанса и барокко, классики и эллинизма,
    итальянского и немецкого чувства формы. Проспект – это, конечно, красота зрительная, это изобретение барокко, само слово происходит от латинского prospectus – «вид». Но в этой зри- тельной красоте есть осязательный момент. Взгляд приобретает пластику холодного оружия,
    разрезающего толщу города, и если разрез точен, то это почти физическое удовольствие.
    Проспект – это нечто, что возникает поверх. Город уже или есть физически, или мыс- лится как нечто менее существенное, что потом как-нибудь нарастет, главное – пробить про- спекты. Если город прямоугольный, выстроенный в гипподамовой системе, проспекты идут по диагонали, никак не соотнесенной с конкретным квадратом квартала. Если город «органиче- ский», то есть улицы следуют хитросплетениям рельефа и прав собственности, то проспект прямой.
    Сикст V, который, собственно, и придумал проспекты, соединил проспектами главные христианские святыни Рима и в створе каждой улицы на площади перед церковью установил обелиск – как восклицательный знак: вот, сюда иди, здесь важное место. Объяснялось это забо- той о паломниках, чтобы они не следовали лабиринтом средневековых улиц, а организованно маршировали от мощей к мощам, от чуда к чуду. Это нечто вроде «топ‑10» римских святынь,
    только не в путеводителе, а непосредственно в пространстве, рефлексия Рима на предмет выде- ления самого главного.
    Проспект – это осмысление города, резюме его пространственной структуры, выстраи- вание логики – набора аксиом и правил вывода – непосредственно в физической реальности.
    Аксиомы – главные места города, проспекты – правила вывода. Людовик XIV, второй после папы Сикста создатель трезубца проспектов, трех улиц, сходившихся в Версале (символиче- ской точкой схода была комната короля), недаром зовется королем-солнцем. XVII век – время популяризации гелиоцентрической системы, взглядов Галилея и Коперника. Для людей, дале- ких от астрономии: это такая история, что центр мирового порядка оказался вообще не на
    Земле и основание мирского порядка – не крепость, но система координат. Для утверждения такого необычного взгляда на вещи понадобилось больше ста лет, но когда он утвердился,
    надо было действовать. В Версале, помимо разнообразной солярной символики, эта сетка и проложена – сквозь поселения, леса, воду и землю. И точно так же произошло в Петербурге.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    16
    Твердью, основанием города оказывается не рельеф, не социальный порядок, не экономика, но система координат на абстрактной плоскости. Все остальное может меняться, здания – стро- иться и сноситься, люди – рождаться и умирать, но все будет происходить в этой сетке.
    Проспект – не улица. Не слишком важно, есть ли на проспекте магазин, кафе, церковь.
    Их может вообще не быть – Невский проспект сначала обозначался только линиями деревьев,
    дома достроились потом. Проспект воздействует именно как перспектива – рамой входа, струк- турой порядка по краям и точкой схода, шпилем, обелиском или триумфальной аркой. Про- спект – это городской телескоп, устройство для соизмерения города с пространством вообще.
    «Есть бесконечность бегущих проспектов с бесконечностью бегущих пересекающихся при- зраков. Весь Петербург – бесконечность проспекта, возведенного в энную степень. За Петер- бургом же – ничего нет». Это – «Петербург» Андрея Белого, переживание точное и острое.
    «Ничего нет» – это пустота пространства как категории, nihil предъявленной абстракции Кос- моса.
    Разумеется, такой проспект – это манифестация абсолютной власти. Само прорезание городской ткани прямыми есть прямое насилие, прежде всего над людьми. Отчуждение земель- ной собственности и разрушение зданий до того было обычной мерой в отношении тех, кого коммуна объявляла преступниками и изменниками, папский эдикт 1480 года приравнял к ним тех, чьи земли были нужны для общегородских нужд. Современники с ужасом описывали гра- достроительные преобразования Сикста V: «В душах многих людей, чьи виноградные поля и сады попали под линии улиц, поселился ужас и страх, ради прямых дорог головы летели с плеч». Но это власть не только над людьми. Сама земля была препятствием идеальной геомет- рии проспектов – как писал Доменико Фонтана, папа Сикст «протянул улицы от одного конца города к другому, не учитывая холмы и низменности, которые эти улицы пересекали, срезав здесь и повысив там, он сделал их ровными и потому самыми красивыми пространствами…»
    И так действовали все строители проспектов, вплоть до Муссолини, Гитлера и Сталина, про- спекты в этом смысле – незаживающие раны, нанесенные властью.
    Они не заживают в буквальном смысле. Рисунок Разума на земле работает так же, как рисунок естественного ландшафта. Чем власти больше, тем проспекты шире, и перейти с одной стороны проспекта на другую – это деяние. Жители левой стороны Ленинского проспекта –
    самые редко встречающиеся посетители Парка культуры среди москвичей. Жители Дорого- миловской полагают Сити дальним пригородом на горизонте. Проспекты работают в городе как урочища, овраги, каналы – они разделяют его на несообщающиеся части.
    И потому люди, нацеленные на органическую, естественную жизнь в городе, проспектов избегают. В позднесоветское время среди интеллигенции была распространена своеобразная игра – пересечь город, ни разу не выходя на широкие улицы. Дворами, переулками, сквери- ками, через заборы – лишь бы нигде не попасть в координаты власти. Это немного напоминает атмосферу «1984» Оруэлла: мы движемся через слепые зоны в зрении Старшего брата. Сего- дняшний урбанизм всячески пытается залечить проспекты – озеленить, обставить лавочками,
    фонарями, пересечь пешеходными переходами, все это напоминает тщательно обработанный косметикой шрам.
    Проблема в том, что проспект – не просто насилие, но насилие прельстительное. В поли- тологии принято различать две стратегии элиты – установление нужных ей правил исклю- чительно для себя или в виде всеобщего законодательства. Проспекты власть прокладывает,
    конечно, для себя; как выразился король Фердинанд Неаполитанский, «узкие улицы – это опас- ность для государства». Бенито Муссолини, разрубивший римские форумы проспектом Импе- рии (теперь Via dei Fori Imperiali), объяснял замысел так: «прямая улица не дает нам поте- ряться в меандре гамлетических сомнений»; проспект оказывался метафорой политического действия.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    17
    Но проспекты нельзя проложить так, чтобы ими могли пользоваться только король, гвар- дия и министры, а остальные их как бы не видели, – нет, они становятся частью всеобщих законов городского пространства.
    Проспект – «иное» города, он извлекает вас из органики повседневности и заставляет воспринимать его в одиночестве и извне. Но отличие в том, что это не постороннее наблюде- ние – это вы режете его взглядом, выделяете самое главное, отправляя дорогие подробности жизни на периферию зрения. Проспект – это место, где вы со смущением обнаруживаете в себе родство с абсолютной властью. Конструкция математических координат, логика и иерар- хия ценностей, рисунок Разума – это то, что делает нас людьми. Проспект – это манифестация супер-эго города.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта