Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Жрецы Храм земной

  • Работа. Григорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеГригорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118
    АнкорРабота
    Дата23.02.2023
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаhow_works_36.pdf
    ТипДокументы
    #952403
    страница5 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    Власть
    Английское city, как и французское cité, происходит от латинского civitas. То есть город для романо-германского языкового сознания – прежде всего «общество». Возможно поэтому в европейской и американской урбанистике так важна городская социология. В русском
    «городе» важнее наличие не жителей, а ограждения. Для европейских языков огораживание тоже важно, но корень убежал в другое семантическое поле: родственным русскому «городу»
    является английское garden или немецкое Garten – «сад». Так что русские города с европей- ской точки зрения – это как бы сады. Может, поэтому они такие разлапистые.
    Впрочем, английский town происходит от кельтского dunum (земляной вал), откуда немецкое Zaun (забор) или русский «тын». Исторически огражденность – стены – является главным признаком города как такового.
    Крепость – военная вещь, и есть длинная история крепостей, определяемая эволюцией военного дела. В Новое время крепости заменяют дворцы. Это родовое имя для здания власти.
    И даже если во дворце находится не власть, это не отменяет того, что здание, если оно зовется дворцом, репрезентирует власть. Если в городе возникают дворец культуры, дворец молодежи,
    дворец спорта и т. д., это всего лишь означает, что власть в этом городе подтягивает себе леги- тимности из культуры, молодежи или от спорта.
    Начнем с дворцов. Мы более или менее четко понимаем, какие помещения должны нахо- диться в квартире, в особняке, в банке, в храме и т. д. И мы не то что не понимаем, что должно находиться во дворце, – мы не понимаем, чего там не может находиться.
    Исследователь и знаток европейских королевских и императорских дворцов Владимир
    Кокарев ввел термин «мегастегосы». Буквально это значит – большие перекрытые помещения.
    Хотя нынешняя власть в некоторых странах сильно отличается от абсолютных монархий, тем не менее даже там есть первые лица. У них есть резиденции, и из-за этого нам кажется, что,
    скажем, дворец французского короля и Большой Кремлевский дворец – это типологически схожие явления.
    Но это совсем не так. Российский президент не живет в Кремлевском дворце. Он вообще неизвестно где живет – это государственная тайна. Американский президент, в отличие от российского, живет в известном месте, Белом доме, и вместе с ним живет его семья. Но под семьей имеется в виду ограниченный круг людей. Родители жены американского президента,
    его кузены с семьями, его дяди и тети не живут в Белом доме. Большим скандалом было бы проживание вместе с американским президентом его любовниц и незаконнорожденных детей –
    а вместе с французским королем их проживали десятки. Французский социолог Пьер Бурдье в специальном эссе, посвященном происхождению французской бюрократии, показал ее генезис из «королевского дома», а этот дом – семья в родовом смысле, включающая до сотни человек.
    Но дело не только в семье. В Белом доме не живут члены американской администра- ции с семьями. Там не живет гвардия, охраняющая президентскую власть. Там не хранится государственная казна. Там нет главных национальных художественных собраний, библиотек,
    помещений для естественно-научных занятий. Нет государственного архива. Там нет тысяч обслуживающего персонала из расчета по полтора человека на каждого проживающего. Там не живут портные, парикмахеры, врачи и все прочие люди, оказывающие необходимые цивили- зованному человеку услуги. Там нет мастерских для изготовления мебели, тканей, ювелирных изделий для всего этого народа. А все это находилось в Лувре. Лувр – это примерно пять тысяч человек. Это не дом государя, а дом государства, оно все живет в одном доме. Или иначе –
    город в одном доме. Собственно, именно поэтому невозможно сказать, чего не может быть во дворце. Все, что есть в городе, может быть и во дворце, потому что это и есть город.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    32
    Что отмечает границу этого города? Фасад. За фасадом Лувра, фасадом Зимнего дворца,
    фасадом дворца Царскосельского могут скрываться самые разнообразные помещения. Однако все это вместе отделено от окружения – фасадом. Фасад – это граница, показывающая вовне некое особое качество всего, что находится за ним. Там может быть что угодно, но все особое.
    Вернемся к крепости. Смыслы крепости почти не меняются. И эти смыслы позволяют понять миф власти в городе. Есть три ритуала крепости – стены, ворота и башни, и, забегая вперед, скажу, что они сильно переживают крепость как таковую, превращаясь в городские институты.
    Стена. Это выражение деления мира на свое и чужое. Разделение «свой – чужой» – это первичное разделение для человека как стадного животного, но в городе этот навык становится занятием власти. И людей делят не один раз. Только ранние родовые крепости (как Тиринф или Микены) и крепости городов-республик имеют один пояс стен. Иерархизированные обще- ства строят крепости по принципу концентрических колец, где «более свои» выделяются из множества «своих вообще» вписанными друг в друга двумя и даже тремя линиями стен.
    Ворота. Задача крепости не сводится к разделению на своих и чужих, тут важны пра- вила перехода. Кстати, с точки зрения обороны ворота вызывают определенные сомнения. Они могут быть сложными – с воротной башней и контрбашней, подъемным мостом, «волчьей ямой», цвингером или захабом, – но они всегда видны. Конечно, есть выгоды в том, чтобы стянуть противника к одной точке, где его можно встретить во всеоружии, заранее пригото- вившись к обороне. Но, с другой стороны, при всех ухищрениях крепости (до возникновения артиллерии) чаще всего брали именно через ворота. Не вполне понятно, в чем смысл страте- гии, которая подразумевает честную демонстрацию противнику самого уязвимого места.
    Символическое значение ворот при этом совершенно очевидно. Римский ритуал возвра- щения победивших войск в город предполагал, что воины остаются вне города (на Марсовом поле), чтобы очиститься от мерзости крови и смерти, потом проходят через врата (триумфаль- ную арку) – и только после этого могут войти. То есть перед нами ритуал очищения. Его эко- номический аналог – налоговый сбор (налоговое очищение товара), юридический – пропуск,
    признание права на нахождение внутри города. Чистят разными средствами, а смысл один. За стеной – чужие, их почистили, они стали своими.
    Башня. Это прежде всего инструмент для наблюдения. И если представить себе гранди- озные усилия, необходимые для возведения башен, то становится ясно, насколько наблюдае- мость, зримость важна для власти.
    Мишель Фуко подробно описал этот эффект применительно к другой ситуации – инсти- туту тюрьмы. Его усилиями Иеремия Бентам, просветитель и либерал, превратился в главного надсмотрщика всех времен и народов, что не совсем справедливо. Но вместо долгого рассказа о связи власти и зрения достаточно процитировать принадлежащее Фуко описание Панопти- кона – придуманного Бентамом здания тюрьмы.
    По периметру – здание в форме кольца. В центре – башня…
    Основная цель паноптикона: привести заключенного в состояние сознаваемой и постоянной видимости, которая обеспечивает автоматическое функционирование власти. <…> Бентам сформулировал принцип, согласно которому власть должна быть видимой и недоступной для проверки. Видимой:
    заключенный всегда должен иметь перед глазами тень центральной башни,
    откуда за ним наблюдают. Недоступной для проверки: заключенный никогда не должен знать, наблюдают ли за ним в данный конкретный момент, но должен быть уверен, что такое наблюдение всегда возможно… Человек в здании полностью видим, но сам никогда не видит; из центральной башни

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    33
    надзиратель видит все, но сам невидим. Паноптикон действует как своего рода лаборатория власти.
    Кстати, Александр Эткинд во «Внутренней колонизации» говорит, что идея Панопти- кона пришла Бентаму в голову во время его службы на Потемкина в России – как идеальное жилище для крепостных. В описании Фуко камера Бентама становится чем-то вроде прижим- ного стекла для микроскопа. Тут важно превращение физического пространства в иное каче- ство. Это умопостигаемое пространство. Оно становится таковым под взглядом власти.
    Это сильно действует. На мой взгляд, лучший роман о природе власти – «1984» Джорджа
    Оруэлла. Там город делится на новые высотные здания, в которых располагаются министерства и жилье для членов партии, и старый город, оставшиеся домики, дворики и сараи. В высотках совсем жесткий порядок, в останках старого города посвободнее, но с высоток на всех смотрят изображения Большого Брата, причем они так устроены, что его глаза – это одновременно камеры слежения за всеми и повсюду. Большой Брат видит тебя, Большой Брат заботится о тебе, Большой Брат помнит о тебе.
    Роман вышел в 1949 году и архитектурно был воплощен в течение следующих пяти лет в реальности Москвы. МИД, Котельническая набережная, Кудринская, Красные Ворота –
    эти высотки строились в старой Москве и оставляли вокруг старые переулки, где в исчезнув- ших теперь двориках в общих квартирах проживало поднадзорное население. Отсюда фено- мен «арбатства» – недозатравленных дворовых свободолюбцев, выросших в трущобах в тени высотки МИДа. Как и у Оруэлла, свободомыслие завелось в гетто прошлого. Их ощущение города сильно передано у Бориса Слуцкого в описании кортежа товарища Сталина:
    Мы все ходили под богом.
    У бога под самым боком.
    Однажды я шел Арбатом,
    Бог ехал в пяти машинах.
    От страха почти горбата
    В своих пальтишках мышиных
    Рядом дрожала охрана.
    Было поздно и рано.
    Серело. Брезжило утро.
    Он глянул жестоко, мудро
    Своим всевидящим оком,
    Всепроницающим взглядом.
    Это око с всепроникающим взглядом и по сию пору является главным атрибутом власти,
    только оно стало механическим и больше не требует высоты. Но бесконечные камеры слеже- ния, которыми наполнены сегодняшние города и которые, вполне по Фуко, то ли наблюдают, то ли нет, но могут наблюдать, – это, так сказать, зримое и очевидное присутствие власти в городе.
    Говорить о ценностях власти можно долго, а о ее специфических ценностях трудно: как правило, она разделяет ценности жрецов, а иногда рабочих и торговцев. Но можно ставить вопрос не о природе, но о людях власти – воинах, судьях, бюрократах и т. д. и т. п. Есть ли у них общие ценности? По крайней мере одна есть: все они признают ценность насилия. Конечно,
    ценность насилия могут признавать и другие. Но могут и не признавать. Мы легко представ- ляем себе жреца или торговца, которые являются принципиальными противниками всякого насилия. Не признающего насилия офицера вообразить трудно.
    Основоположник всех видов современной критики власти Жан‑Жак Руссо бичевал все институты государства – законы, собственность, образование, культуру, науку, – используя один сокрушающий прием: он апеллировал к человеку в естественном состоянии, к природе,

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    34
    где ничего подобного не встречается. Мы бичуем вслед за ним, обнаруживая противоесте- ственность самых разных установлений. И везде, где мы сталкиваемся с противоестественно- стью, мы обнаруживаем домен власти. Образование и медицина, юриспруденция и наука, куль- тура и искусство пронизаны властью в той степени, в какой они противоестественны, в какой отделяют человека от природы.
    Наверное, самое ясное и эстетически совершенное архитектурное воплощение абсолют- ной власти – это Версаль. А самая яркая примета Версаля – это фонтаны. Фонтан – это вода,
    текущая вверх. Торжествующий манифест противоестественности.
    Человек отличается от всего остального, живого и неживого, тем, что у него есть разум.
    Это кладет между ним и окружением границу. Настолько, насколько она переживается как граница естественного, она переживается трагически. Культуру можно описать как пережива- ние этой границы – это сделал мой друг философ Михаил Аркадьев в книге «Лингвистическая катастрофа». Он выделил две стратегии работы с этой границей: восходящую, попытку найти
    Высший Разум, задумавший и сотворивший мироздание (тем самым оно становится разумным,
    и граница снимается), и нисходящую, попытку отменить свой разум и слиться с остальным миром (наркотические, экстатические, оргаистические практики). Хотя две эти интонации,
    восходящая и нисходящая, действительно организуют историю культуры, меня не покидает ощущение, что Михаил Аркадьев услышал именно их, поскольку он музыкант. Существует ведь и третья – удержание границы. Хотя ощущать себя существом противоестественным не слишком приятно, но это более или менее приемлемо по сравнению с перспективой скатиться до состояния животного.
    Человек в драке теряет голову и отдается на волю эмоций и инстинктов. Воин сохраняет разум в бою.
    Человек испытывает голод и нуждается в тепле. Воин терпит голод и холод, как будто их не существует.
    Человеку ведома усталость и необходим отдых. Воин не знает усталости и презирает отдых.
    Человек боится боли. Воин не обращает на нее внимания.
    Человек боится смерти. Воин смерти не боится.
    Отсюда вообще-то следует, что воин – не человек. Но на самом деле – не естественное существо. Не животное.
    Власть – это удержание человека от естественного, удержание от редукции к животному.
    Удерживать нужно постоянно. Появляются новые чужие – их надо дрессировать, свои оско- тиниваются – и их надо муштровать. Что такое животное и что нужно побеждать – это исто- рически подвижное дело. То, что раньше полагалось благородной доблестью – скажем, страст- ный патриотизм или подчеркнутая мужественность, – может оказаться дисквалифицирующим признаком. Но в этом случае ксенофобы или сексисты оказываются просто новыми чужими.
    Форма власти тут не важна, хотя бывает похуже и получше. Но была бы какая-нибудь,
    а чужие всегда найдутся. Они всегда среди нас, но они не вполне люди – и к ним нужно при- менять насилие, чтобы привести их в человеческое состояние или же от них избавиться. Для этого нужны границы, правила перехода и надзор.
    Отделяя своих от чужих, людей от нелюдей, разум от безумия, сознательное от бессозна- тельного, власть получает исключительное конкурентное преимущество. Она может обратить процесс в свою пользу, более того, ровно это она всегда и делает. Страж у границы естествен- ного и противоестественного получает мзду и за охрану, и за транзит.
    Однако нельзя не признать, что самая идея удержания человека на границе от животного имеет экзистенциальный смысл. Этот смысл и создает миф власти.

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    35
    2. Жрецы
    Храм земной
    Толкование Торы (Мидраш) гласит: «Земля Израиля находится посреди земли, Иеруса- лим – в центре земли Израиль, Храм – посреди Иерусалима, Святая Святых – посреди Храма,
    Ковчег Завета – посреди Святая Святых, а Скала основания, от которой берет начало миро- здание, – напротив Святая Святых».
    Это сильное переживание пространства, которое нам не дано. Не только потому, что разрушен Храм, но и потому, что разрушен город. Тот Иерусалим, который дошел до нас сегодня, – это римский город, который расположен западнее старого. А изначально это был город-храм, расположенный вдоль церемониальной оси от берега Кедрона к храмовой горе.
    В той или иной степени такое понимание храма характерно для большинства цивилиза- ций древности.
    Согласно многочисленным традициям, – пишет Мирча Элиаде, –
    творение мира началось в центре, а потому строительство города также должно исходить из центра. Ромул вырыл глубокий ров (fossa), наполнил его плодами, засыпал землей, сверху устроил алтарь (ara), а затем провел плугом линию будущих стен (designat moenia sulco [Овидий, Фасты, IV, 821–
    825]). Ров представлял собой mundus, и, как отмечает Плутарх, «этот ров называли миром (mundus), как и саму Вселенную» (Ромул, 11). Mundus был сферой пересечения, местом встречи трех уровней космоса (Макробий, Cam.,
    I, 16, 18). Возможно, первоначальной моделью Рима был квадрат, вписанный в круг: думать так нас заставляет чрезвычайно широкое распространение взаимосвязанных мотивов круга и квадрата… В самом общем смысле можно утверждать, что данная символика конкретно реализуется в трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга комплексах представлений: 1)
    в центре мира находится «священная Гора», именно там встречаются Небо и Земля; 2) всякий храм или дворец и, шире, любой священный город и любая царская резиденция уподобляются «священной Горе» и таким образом получают статус «центра»; 3) в свою очередь, храм или священный город, через которые проходит Axis mundi, рассматривается по этой причине как точка соединения Неба, Земли и Подземного царства.
    Мне кажется, мы не совсем отдаем себе отчет в последствиях такой структуры сакраль- ного. Возьмем классический греческий храм. Храмы греческой и римской античности – это,
    пожалуй, самая разработанная типология архитектуры. Выделяется семь типов прямоугольных храмов и шесть типов портиков плюс два типа ротонд. Каждый тип может существовать в пяти вариантах в зависимости от ширины интерколумния плюс еще один вариант с расширенным центральным интерколумнием. Каждый тип также может существовать в пяти ордерных вари- антах. Итого (7 × 6 + 2) × (5 + 1) × 5 = 1320. Какой фантастический словарь! Если бы у нас было
    1320 смыслов, которые соответствуют этим типам, то это был бы «метафизический разговор- ник» (языковые разговорники рассчитаны примерно на 1000 слов), посредством которого мы могли бы осмысленно беседовать с богами.
    И ничего подобного нет и в помине. Более или менее обобщенно, с массой исключений,
    удается связать тип ротонды с обозначением женского начала или с темой смерти (что уже никуда не годится в силу противоположности рождения и смерти), а про смысл прямоугольных

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    36
    храмов в зависимости от типа вообще сказать нечего. Это отсутствие значений у архитектурной формы омрачает душу семиотика самыми черными подозрениями. Человек, знающий 1500
    иероглифов, считается в Китае и в Японии элементарно грамотным – здесь люди изобрели систему, сопоставимую с иероглифическим письмом, но отказались писать.
    Все дело в том, что писать нечего. Этот тип сакрального не предполагает, что есть некий высший мир, который нужно как-то обозначить в нашей реальности, для чего необходимы 1320
    слов. Между этими мирами нет границы, это вообще один и тот же мир. Боги живут повсюду.
    «Город-храм» подразумевает не только, что храм – начало города, но и что город – про- должение храма. Город и храм не противопоставлены как профанное и сакральное простран- ство. В храме происходит некоторая концентрация мира, но в принципе город и храм – это одно и то же. Те 1320 комбинаций, которые предоставляет нам язык ордерной архитектуры, –
    это не слова, это формальные приемы эстетического упорядочивания мира ввиду божествен- ного присутствия. Поиск красоты пропорций, массы, света и тьмы, композиции, которые соот- ветствуют этому месту и времени появления бога. Так 1320 фасонов платья могут не нести никаких метафизических содержаний, но лишь по-разному окрашивать одно физическое тело.
    Оно, разумеется, преобразуется, чаще в нечто совершенное, но не для того, чтобы отде- литься от всего остального, а для того, чтобы преобразовать все остальное. Это и есть меха- низм воздействия сакрального. Этот тип храма хорошо описывает часто цитируемый фрагмент
    Мартина Хайдеггера из его эссе «Исток художественного творения».
    Стоя на своем месте, храм впервые придает вещам их вид, а людям впервые дарует взгляд на самих себя. И такой вид и такой взгляд до тех пор остается разверстым, пока творение остается творением и пока бог не оставил его. То же самое и скульптурное изображение бога, которое посвящает ему победитель игр. Бог изображается не для того, чтобы легче было принять к сведению, как он выглядит; изображение – это творение, которое дает богу пребывать, а потому само есть бог. То же самое и творение слова. В трагедии ничто не выводится и не представляется на сцене, но в ней вершится борьба новых богов против старых богов. Творение языка, воздвигаясь в сказании народа, не повествует об этой борьбе, а так преобразует сказание народа,
    что всякое существенное слово борется теперь этой борьбой и ставит перед выбором, что свято, а что скверно, что велико, а что мало, что доблестно, а что малодушно, что благородно, а что нестойко, что господин, а что слуга.
    Но важно понимать, что это совершенно не тот храм, который мы подразумеваем, про- износя это слово. Он не предполагает Небес. Он стоит на земле и землю же упорядочивает и преобразует.
    У Ричарда Краутхаймера, одного из самых знаменитых историков архитектуры ХХ века,
    есть книга «Три христианские столицы». Она посвящена Риму, Константинополю и Милану в ранний период их христианского формирования – IV‑VII века. В этот момент мы, казалось бы, должны были встретить храмы, трансформирующие города, – христианство становится государственной имперской религией. Ничего подобного не было.
    Латеранский собор в Риме, основанный Константином Великим, поставлен на окраине,
    у городской стены, в совершенно не примечательном ни в градостроительном, ни в религиоз- ном смысле месте. Там даже нет могилы какого-нибудь раннехристианского святого, хотя в
    Риме таких мест с могилой полно. У территории одно преимущество: она частная, и строи- тельство там храма никого не затрагивает (поразительная логика для императора). Развитие
    Милана определяется в этот момент ожесточенной борьбой двух партий – ортодоксов (сторон- ников решений Никейского собора 325 года, утвердившего Символ веры), во главе с еписко- пом святым Амвросием Миланским, и ариан (Миланский собор 355 года отменил решения

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    37
    Никейского и фактически произвел арианство в официальную религию империи). Никакой концепции целостного формирования города вокруг храма нет ни у той ни у другой. Только в
    Константинополе, новой императорской столице, Краутхаймер видит признаки воплощения не вполне определенного «идеального града». Но при том что церковь святой Софии Константи- нопольской осознавалась императором как новый истинный храм, созданный как альтернатива иерусалимскому («Я превзошел тебя, Соломон» – это слова Юстиниана после того, как храм был построен), программа города восходит к римской имперской образности (триумфальная колонна со статуей императора в виде Гелиоса-Христа), а не к идеям града Небесного. Речь идет о столицах, строительство которых было подчинено программе, осуществлявшейся импе- раторами. Но нигде нет мысли согласовать город и храм, храмы оставляют город, никто больше не считает, что весь город – это храм.
    Это следствие той революции в понимании сакрального, которую Карл Ясперс называл
    «осевым временем». Между нами и теми древними цивилизациями, центром которых являлся хайдеггеровский храм, стоит тысячелетие господства мировых религий. И однако мы не отно- симся к городу-храму как к занятным непонятным особенностям культа Вицлипуцли, напро- тив, это очень понятная нам идея. Некоторые градостроители считают, что в общем-то так и надо строить города.
    Я говорил о символической форме города в терминологии Кевина Линча. Процитирую его.
    Эта логика основана на том, что форма любого устойчивого поселения должна быть магической моделью Вселенной. Форма города служит установлению божественной гармонии Космоса, предполагается прямая связь человека с богами, с помощью этой связи человек обретает свое место в структуре мироздания. Боги получают должное, устраняют хаос жизни,
    а жрецы и правители обретают особое положение в обществе… Эти практики предполагают одни и те же приемы. Среди них центральная ось процессий, круг стен и врата в них, высотные доминанты, сакральный центр, связь значений главных осей с движением солнца или сменой времен года (север = холод, юг = тепло, восток = начало и рождение,
    запад = смерть и упадок), трактовка регулярной сетки как всеобъемлющего закона построения Вселенной, иерархические композиции, симметрия как выражение полярности и дуализма… Сходство приемов основано на сходстве социальных институтов: повторяющихся религиозных ритуалах, структуре власти, социальной иерархии и т. д. За этим стоят первичные ценности порядка, стабильности, господства и превыше всего отрицание времени,
    упадка, смерти и случайности.
    Линч выделял следующие свойства «сакральных городов»: 1) центральная ось процес- сий, 2) высотные доминанты, 3) сакральный центр, 4) значимые главные оси, 5) регулярная сетка как закон построения Вселенной, 6) иерархические композиции, 7) симметрия. Это очень похоже на то, что говорит Элиаде о святилищах древности. И одновременно это очень похоже на нечто хорошо нам знакомое. Это основные элементы классического европейского градостроительства. Это язык барочного Рима и классицистического Вашингтона, ампирного и эклектического Парижа, сталинской Москвы и гитлеровского Берлина. Это то, что в тради- ционном градостроительстве называется архитектурным ансамблем. Отличие только в том, что в этих городах-храмах может не быть собственно храмов. Их заменяют другие здания, вроде
    Дворца Советов или Триумфальной арки в Париже, а может вообще ничего не заменять. Сам город и является храмом, и работает ровно так же, как и хайдеггеровский храм. Он нам ясно показывает, «что господин, а что слуга».

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    38
    Как это возможно? Как может быть, чтобы цивилизация вернулась к этому архаиче- скому пониманию города? Ведь это не изобретение колеса и не выращивание пшеницы, это не навыки, которые люди не теряют никогда, – напротив, это развитый образный язык, который связан с очень выраженными историческими структурами сознания. И вдруг – через тысяче- летие – происходит возрождение города-храма.
    Есть разные предположения о том, когда именно умер Бог. Некоторые придерживаются официальной даты смерти – 1883 год, когда Ницше написал «Так говорил Заратустра». Неко- торые считают, что это произошло уже в 1802‑м, когда Пьер‑Симон Лаплас преподнес Напо- леону свою «Небесную механику» и на вопрос императора: «А где же здесь Бог?» ответил:
    «Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Кто-то указывает на 1794‑й, когда эбертисты (последова- тели Жака‑Рене Эбера) приняли культ Разума в качестве официальной религии революцион- ной Франции. Можно сказать, он долго болел и долго умирал, и знание, что с ним что-то нехо- рошо, сопровождает европейскую цивилизацию с начала Нового времени. Но так или иначе,
    после или на фоне его смерти мы сталкиваемся с принципиально новой ситуацией. Бог оставил город. Что делать?
    Я хотел бы обратить внимание на одно симпатичное качество архитектуры. Воображе- ние, мистические свидетельства и различные виды искусств живописуют нам ад с увлечением и страстью. Живопись, скульптура, литература, кино нимало не стесняются в этом вопросе и осо- бенно увлекаются темой в ситуации богооставленности. Архитекторы и градостроители тоже могли бы создать весьма впечатляющие образы. Однако город нигде и никогда, насколько мне известно, не создает пространств, которые проектировались бы как ад. Проклятых постфак- тум пространств полным-полно, а вот построенных специально инфернальных зданий, райо- нов и кварталов я не знаю. Кладбища, которые вполне могли бы представлять именно эту сто- рону мироздания, соединены со святилищами и не предполагают девиантных форм поведения,
    которые соответствовали бы сошествию во ад обычного человека с его слабостями. Даже зоны игорных домов или улицы красных фонарей не работают с этой образностью.
    Вместо ада строится нечто противоположное. До известной степени это утопическая стратегия. То, что Линч определял как символическую или, в другом месте, «небесную форму города», – это попытка установить на земле порядок небес. Мы вновь сталкиваемся с концеп- цией города-храма, попыткой обретения сакральных ценностей в самой ткани города. Градо- строительство оказывается ритуалом этой сакрализации (а архитекторы – жрецами). Коротко этот процесс можно описать одним предложением.
    На смерть Бога жрецы реагируют попыткой построить рай на земле. С точки зрения хри- стианства – это ересь под названием «хилиазм».

    Г. Ревзин. «Как устроен город»
    39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта