Главная страница

Работа. Григорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118


Скачать 0.72 Mb.
НазваниеГригорий Ревзин Как устроен город Strelka Press 2019 удк 711 01 ббк 85. 118
АнкорРабота
Дата23.02.2023
Размер0.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаhow_works_36.pdf
ТипДокументы
#952403
страница15 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
Праздник
Казалось бы, очевидно, что городские праздники – наследники архаических, сельско- хозяйственных, календарных. Современные праздники привязаны к церковным, те в свою очередь – к языческим, к праздникам урожая. Праздник – дело известное. Праздник – это
«Франсуа Рабле и народная культура Средневековья» (М. Бахтин). Это институт обнуления социальной иерархии. Институт единения общины, институт превращения ее в коллективное тело. Институт отсчета социального времени.
Это правда, но есть существенное отличие. В деревне люди изначально друг другу не чужие. Половина – родственники, все друг другу знакомы. В городе никто никого не знает.
Город, как справедливо написал когда-то Макс Вебер, – это поселение изначально чужих друг другу людей. До объединения в коллективное тело тут дело не доходит, дай бог запомнить,
как соседей зовут.
Как тут вообще возможен праздник?
Эмилия Кустова, исследователь советских массовых зрелищ эпохи авангарда, так описы- вает демонстрации 1920‑х годов:
Предприятия выходили на демонстрацию, неся символы своего производства. В качестве таких символов использовались орудия труда,
станки, продукция – настоящие или в виде их увеличенных макетов.
Шли броненосцы, вагоны, печатные машины, мельницы, паровозы. Над толпой реяли колоссальные папиросы, сапоги, карандаши. В рядах демонстрации ехали автомобили и повозки, на которых разыгрывались короткие инсценировки, пантомимы, кукольные представления, «живые картины», а порой демонстрировались обычные трудовые процессы. Вот над толпой работает колесо «Русского дизеля». Вот фабрика Бебеля показывает свое скромное и нужное производство: на глазах у толпы работница делает щетку. Молочная ферма устроила на грузовике ясли, и добродушная и спокойная морда коровы смотрит вниз на толпу.
Я наткнулся на это описание в поисках аналогий для картины «Купание красного трак- тора» из открытия Олимпиады в Сочи. Гигантская голова колхозницы из «Рабочего и колхоз- ницы» Веры Мухиной, проплывшая над стадионом, немного напоминает, мне кажется, эту добродушную корову. Впрочем, описание подходит для многих событий. Сравните с памят- ным парадом, который устроил Петр Павлович Бирюков на день города в 2016 году: «Длина колонны составила около 2 км. В нее вошли более 680 единиц специальной техники, в том числе поливальные и уборочные машины, вакуумные пылесосы, мусоровозы, эвакуаторы, бето- номешалки и автокраны».
Более или менее очевидно, что этот пронос происходит из религиозных процессий. На
Сицилии, например, в зависимости от посвящения церкви, приходы в процессиях несут статуи святых или скульптурные группы, изображающие их мученичества. Скажем, в Катании, городе святой Агаты, в процессиях несут ее груди (отрезанные во время мученичества), и манифе- станты соревнуются в том, у кого они лучше и больше, а посторонних зевак кормят пирож- ными в форме тех же грудей (minne di Sant’Agata). Это немного напоминает рабочих «Русского дизеля», несших свой важный предмет.
Юрий Михайлович Лотман любил приводить в пример проект Джонатана Свифта из
«Путешествия Гулливера в Лапуту».
Для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний. Единственным неудобством

Г. Ревзин. «Как устроен город»
103
является то обстоятельство, что, в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы, собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с вещами. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов,
изнемогавших под тяжестью ноши. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу в продолжение часа; затем складывали свою утварь, помогали друг другу взваливать груз на плечи, прощались и расходились.
Эта идея, по мысли Лотмана, иллюстрировала множество аспектов знаковой логики, в частности тягу Просвещения уйти от лживости слов к честности вещей – ведь, говоря вещами,
обмануть трудно. Но отчасти действия свифтовских мудрецов напоминают городские празд- ники: кажется, что эти люди, несущие над головами экзотические предметы, таким образом разговаривают друг с другом. А может быть, и с тобой.
Наблюдающий город со стороны – до известной степени социопат, и городской праздник для него – испытание более или менее травмирующее. В параде вакуумных пылесосов, гигант- ских карандашей и груд грудей есть нечто, заставляющее почувствовать себя чужим на празд- нике жизни. Возникает ощущение, что эти несуны что-то хотят тебе продать. Не знаю, почему
Лотман об этом не упоминает, но то, что описал Свифт, больше всего похоже на процесс бар- терной торговли. Власть тебе хочет продать образ снегоуборочной машины, церковь – образ мученичества за веру. Тебя будто дергают за рукав и говорят: купи, купи, слаще не бывает.
По происхождению эти несомые предметы – вотивные дары, которые несут в храм во время религиозных процессий. «Представь же себе и то, что люди несут различную утварь,
держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева», – говорит Платон в «Государстве», поясняя свою мысль о том, что все вещи – тени своих метафизических прообразов. И мы, конечно,
живо себе это представляем, памятуя наши демонстрации. Но в жертве богам и торговле есть нечто общее. Do ut des.
Был такой великий арабский путешественник XIV века ибн Баттута. Проездом из
Алжира в Малайзию он оказался в Золотой Орде и оставил колоритное описание торговли на крайнем севере этой обширной земли.
После 40 дней пути путешественники останавливаются в земле мрака;
там они раскладывают свои товары, а сами удаляются на недалекое пространство; на следующее утро они приходят на то место, где оставили свои товары, и находят меха соболей, белок и горностаев, выложенные рядом с их товарами, как предлагаемую в обмен за товары ценность. И если владетель товаров будет доволен, то он берет меха; в противном случае оставляет их нетронутыми. Если в следующий раз сделают прибавку мехов, то он наконец принимает их взамен товаров. Таким-то образом происходит там купля- продажа: путешественники даже не знают, с кем они ведут торговлю, с людьми или духами: потому что никого они не видят в лицо.
Представьте: вечная тьма, лед, ты выкладываешь на снег свои подношения и удаляешься,
а потом боги тьмы и холода одаряют тебя соболем и горностаем. Это не очень торговля –
немного священнодействие.
Платон в том же «Государстве» прямо высказывается против того, чтобы пускать торгов- цев в город, рекомендуя построить отдельное место в отдалении. И ровно так сделано в Афи- нах, где есть сам город, а есть Пирей. Цицерон повторяет Платона, и это соответствует струк- туре римских поселений, где отдельно выделяется emporium – для купцов. Ранние европейские ярмарки располагаются не внутри города, а рядом, за стенами – их не впускают внутрь. Ино-

Г. Ревзин. «Как устроен город»
104
гда, как в будущих ганзейских городах, они образуют отдельные торговые поселения рядом с существующим городом.
Торговля – это всегда обмен с чужими. Свои друг с другом не очень и торгуют – у них все одно и то же. А чужие – всегда немного «царство тьмы». Но в городе, напомню, все чужие. Тут на празднике не только танцуют и поют похабные частушки, ублажая злых духов нестроения для конечного торжества добрых духов устроенности. Тут прежде всего торгуют, и городской праздник – это всегда ярмарка. Больше того, торговля определяет, как танцуют и поют.
Есть такой предмет – история Венеции. Там, в общем-то, грустная канва. Сначала, в V‑X
веках, – это поселения на болотах жителей Римской империи, убежавших туда, куда готы на лошадях не сумели переправиться. Потом, в X‑XIV веках, в силу промежуточного положения между Византией и Западом, – величайшая торговая республика мира. А потом – захолустье без политического влияния и денег. Зато бесконечное веселье, театр, главный публичный дом
Европы. Карнавал длился по полгода – в масках ходили на рынок, в церковь и в суд. И каждый раз, читая эту историю, думаешь, как же так: сначала Энрико Дандоло, захвативший Констан- тинополь, Леонардо Лоредано, победивший Юлия II, императора Максимилиана и Людовика
XII, великое искусство, великое богатство, а потом – одни Лучинды с Коломбинами.
Но дело в том, что торговля – это всегда немного в маске, там «никого не видят в лицо»
по самим условиям игры. И когда исчезает поток товаров, навык, культура поведения все равно остается. Ярмарка не бывает без балагана, цирка, театра. Торговля – это школа отчуждения
(сам термин alienation может означать выброс товара на рынок). Отчуждаются вещи, деньги,
обязательства, отношения. Чтобы торговать, никто ни с чем не должен быть кровно связан.
Актеры странствуют с купцами не потому, что цирк, театр, балаган и карнавал кормятся с потока покупателей. Они учат людей отчуждению от самих себя, учат, как продавать свой облик. В городе неэффективно быть самим собой. Никто не должен быть представлен во всей полноте своей личности и статуса – иначе, как это получилось в «Политике» Аристотеля, цена товара должна зависеть от личности продавца и покупателя, а так много не наторгуешь. Никто и не может быть представлен в этой полноте, ведь город – это пространство анонимности,
здесь никто не знает друг друга в лицо. Маска – это и есть анонимное лицо с характером. Это школа «частичного человека», «одномерного человека», как это определял Герберт Маркузе.
Частичный человек – это и есть роль, маска. Эти дизели, карандаши, груди, которые люди носят на демонстрациях, – те же маски, только над головой. Люди пытаются докричаться до тебя своими субститутами, чтобы сообщить, какую роль они сегодня продают.
Это и есть смысл городского праздника. Городской праздник – это ритуал предъявления чужих людей друг другу. Это постановка в «обществе спектакля», как это определял Ги Дебор.
Только по недоразумению, в силу аграрных пережитков в головах руководителей некоторых поселений, городской праздник пытаются проводить в духе «единения всех горожан». Это не праздник единения, это праздник отчуждения и обмена ролями.
Поэтому если ты чувствуешь себя чужим на этом празднике жизни – это значит, что все хорошо. Праздник удался.

Г. Ревзин. «Как устроен город»
105
Универмаг
Александр Аузан, один из главных и блестящих проповедников идей институциональной экономики в современной России, в своей книге «Экономика всего» пишет:
Когда вы приходите на рынок покупать зелень, вы торгуетесь, а когда приходите в супермаркет – не торгуетесь. Почему?
…Как ни странно, здесь действует самый что ни на есть неформальный институт, причем мы довольно точно знаем, когда и где он появился: в 1854
году в городе Париже, когда был открыт первый в мире универсальный магазин.
Когда же люди приняли на себя дополнительный запрет – не торговаться в универсальных магазинах, оказалось, что этот запрет открывает очень большие возможности. Во-первых, появились условия для крупной, массовой,
дешевой и разнообразной торговли, когда продает товар не тот, кто им владеет. Во-вторых, любой мужчина и ребенок получили возможность пойти и чего-нибудь прикупить. Фактически это стало началом потребительской революции.
1854 год – это условная датировка. Аристид Бусико, которого принято считать перво- открывателем этого типа торговли, в 1852 году стал акционером будущего магазина Au Bon
Marché, а к 1854‑му выкупил акции у своих партнеров и стал единоличным владельцем мага- зина. Он постепенно расширялся, в 1869‑м был куплен участок напротив магазина (на углу улиц Бак и де Севр) и началось строительство нового большого корпуса по проекту Густава
Эйфеля. Новый магазин открылся только в 1887 году.
Даты тут важны, поскольку есть вопросы приоритета. В 1853‑м Ксавье де Рюэль основал
Bazar de Hôtel de Ville (BHV), в 1855‑м открылся «Лувр», в 1865‑м – Le Printemps, Samaritaine был основан в 1869 году, Galeries Lafayette в 1895‑м. При этом Александр Терни Стюарт открыл в Нью‑Йорке свой Marble Palace в 1848‑м.
Однако именно в магазин Бусико пришел Эмиль Золя с замыслом романа «Дамское сча- стье», в котором он описал великую торговую революцию (в магазине хранят письмо Золя с просьбой о сотрудничестве). Похоже, именно это обеспечило приоритет Au Bon Marché в датировках.
Суть нового института Александр Аузан описал точно, выделив главное, что отличало магазин Au Bon Marché от его предшественников (и опустив массу других нововведений
Бусико – скидки, распродажи, мерчандайзинг, возврат товара, торговлю по каталогам, – кото- рые обычно перечисляются в биографиях этого гениального человека). Главное в том, что у
Бусико не торговались. Это был магазин с фиксированными ценами.
Это изобретение принципиально изменило характер торговли. Если провести аналогию с процессами, которые происходили в производстве, то смена городской лавочки с одним видом товара и десятком покупателей в день на универмаг, где можно купить все и покупают толпы, –
это то же самое, что смена мастерской ремесленника на завод. В этом смысле можно говорить об индустриализации торговли. С одним существенным отличием: в основе революции лежало не новое техническое изобретение, не паровой двигатель или ткацкий станок, а институцио- нальная новация – фиксированная цена.
У нее масса преимуществ.
Это экономия на времени трансакции: покупка могла осуществляться мгновенно по сравнению с долгим процессом взаимной торговли о цене. Это мультипликация компетен- ций торговца. Вместо хозяина лавки, который сам в процессе каждой покупки соизмеряет

Г. Ревзин. «Как устроен город»
106
свои затраты и прибыль с фигурой покупателя, возникают сотни людей, которые могут прода- вать, не имея никакой специальной коммерческой подготовки. По сравнению со средневеко- вым торговцем, который должен был знать правила бухгалтерского учета, кросс-курсы десят- ков европейских валют, ситуацию на рынке, историю своих отношений с данным конкретным клиентом, – это невероятная демократизация профессии. Все эти знания отливаются в фик- сированную цену и тиражируются произвольным количеством людей в произвольном количе- стве транзакций. Это демократизация покупателя. Само название романа «Дамское счастье»
объясняет суть революции с точки зрения покупателя. При лавочной торговле женщины были несколько поражены в правах, поход в незнакомый магазин или на рынок для благородной дамы был занятием не вполне приличным, она не должна была туда идти одна. Революция поз- волила женщинам покупать самим и публично (как, впрочем, и мужчинам). Кроме того, гер- цогиня и служанка, как это происходит в романе Золя, могут покупать в одном магазине и по одной цене – стираются социальные различия (что было скандальным нововведением Бусико,
приведшим к выходу из бизнеса его партнеров).
В результате уничтожения социальных, гендерных и профессиональных барьеров инсти- тут фиксированной цены привел к росту продаж в десятки раз – ровно так же как появление двигателя увеличивает в десятки раз эффективность производства. Универмаг на некоторое время стал самым важным архитектурным жанром. Это было место главных архитектурных новаций. В здании Верхних торговых рядов в Москве была своя электростанция и электри- ческое освещение – в этот момент остальная Москва освещалась газом. Под зданием была проложена рельсовая система грузового передвижения – при том что сами товары в магазин доставлялись на телегах с лошадьми. Тут появился лифт – его привезли прямо с Парижской всемирной выставки. Тут был создан первый в Москве общественный туалет. Тут впервые сде- лали снегоплавильные печи.
То, как работает эта фабрика, проясняет отношения между универмагом и городом. За последние сто лет в этой индустрии произошла сначала революция, а потом контрреволюция.
В великих универмагах Европы торгующей единицей была отдельная фирма. У нее были свой профиль, репутация, клиенты, реклама, история, набор товаров. Это создает идентич- ность – и позволяет покупателю приобрести идентичность, а не только одежду. Но были и неудобства: человек пришел за штанами, а штаны продаются в десяти местах, и их трудно сравнить между собой.
Американцы произвели вторую революцию в торговле – они придумали department store.
Вместо сотен фирм были придуманы отделы – департаменты. Есть отдел мужской одежды, в нем есть отдел штанов – и пожалуйста, выбирай любые. Издержки на поиски нужного товара сократились, сократилось и количество необходимых продавцов. Производительность труда резко выросла. Когда в 1953 году Анастас Микоян заново открывал ГУМ (немедленно после смерти Сталина – тот зачистил торговцев на площади так же, как и по всей стране), он перестроил магазин из классического универмага в американский department store. «Без про- давца!» – так гордо называлась одна из статей об открытии ГУМа, и это было чудо: вместо десятка прилавков – один большой торговый зал, и в нем – только, скажем, рубашки. Это,
конечно, завод нового уровня, он лучше, быстрее, эффективнее обслуживает поток.
Эффективнее обслуживает, но хуже создает. У формата великих универмагов обнару- жилось преимущество.
Когда они создавались, его не было. Они строились в старом городе, и department store в той же среде ничем им не уступал. ЦУМ, исторический «Мюр и Мерилиз», ничем не уступал
ГУМу, а ЦУМ – это department store. Однако когда возник модернистский город – неважно, в виде ли бесконечных многоквартирных домов или коттеджей, – то отдел, где висят бесконеч- ные штаны, выглядел их прямым продолжением. Он был так же безнадежно однообразен. А

Г. Ревзин. «Как устроен город»
107
классический универмаг с его сотнями фирм, кафе, он был принципиально другим простран- ством. Он сам порождает поток – такое пространство привлекает людей.
1980‑е годы – это момент контрреволюции в торговле. Это появление ТРЦ, торгово-раз- влекательного центра. Магазин вновь разделен на сотни отдельных фирменных магазинов.
Кроме этого, в него включено все, что встречается в историческом городе – рестораны, кафе,
кинотеатры, спортивные площадки, зимние сады, детские площадки, аттракционы, художе- ственные галереи и т. д. Магазин перестал быть фабрикой по производству торговли. Он стал фабрикой по производству города.
Надо сказать, это изобретение, в которое вложена масса ума. Если представить себе реальную городскую среду спального района и сравнить ее с тем, что вы имеете в торговом центре, то это земля и небо. Там всегда светло. Там прекрасный климат. Там воздух пахнет кофе, духами и деньгами. Там все в двух шагах и на каждом шагу чудо.
Но надо понимать, что это именно фабрика по производству города, а не сам город. ТРЦ
– это возгонка городской среды до состояния производства денег. Поэтому все городские про- цессы здесь усилены, интенсифицированы и оптимизированы.
К сожалению, не только те, которые приводят к увеличению оборота и прибыли.
Люди в городе чаще друг с другом не знакомы, но на конкретной улице все же образуются какие-то знакомства, сообщества, социальность. В торговом центре анонимность усиливается стократно – никто никого не знает и не интересуется узнать, это вообще лишнее. Если к вашим соседям пришли воры, есть вероятность, что вы проявите какую-то активность. В торговых центрах задерживают массу воров, но не с помощью посетителей – они этого не замечают,
и не должны, и это не их дело. В городе люди не очень чувствуют себя ответственными за его состояние – их мало интересует, если где-то треснул асфальт или погас свет, на это есть специальные службы. Но на своей улице все же, если случилось какое-то нестроение, жители начинают волноваться. А сегодня создаются специальные городские порталы, где граждане сообщают о замеченных неприятностях – и их к этому постоянно призывают. Но в торговом центре это никому не приходит в голову. Безопасность – дело не людей, а охраны, ведь если покупатели начнут думать о безопасности, они отвлекутся от покупок.
И, с другой стороны, этот концентрат городской среды бьет реальный город как хочет.
Причем бьет не в теоретическом поле конкуренции, а буквально. Это нечто вроде нейтрон- ной бомбы, которая выжигает вокруг себя любую городскую активность, кроме сна. Обычное пространство вокруг них – это пустырь под парковку, а вокруг только коробки для спален –
склады для покупателей. Ни кафе, ни лавок, ни магазинов на километры вокруг. Если бы уда- лось изобрести торговый центр, в котором покупатели могли бы и спать, опустели бы и дома.
Такое вот эффективное, очень умное и печальное изобретение.

Г. Ревзин. «Как устроен город»
108
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта