Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы руководителей и стилей управления 1.2. Âñåîáùèå çàêîíû èåðàðõèè

  • И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф


    Скачать 7.92 Mb.
    НазваниеИ. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф
    Дата17.05.2023
    Размер7.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаjekonom_-teorija_-jekon_-sistemy_larionov-silvestrov_2012-876s (.pdf
    ТипУчебник
    #1136833
    страница52 из 61
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   61
    Рис. 8.2. Преобразования внутреннего треугольника через нейтральную точку
    Рис. 8.3. Преобразование внешнего треугольника через нейтральную точку са поднятия руки, но в нейтральную точку зеленого шара изме!
    нит наклон земной оси, следствием чего будет смещение со сво!
    их мест континентов, резкое изменение климата планеты,
    подъем одних участков ее поверхности и опускание других.
    Внутренний треугольник (психология управления и дей!
    ствий по реализации управленческих показаний) должен быть сопряжен (скоординирован) с внешним треугольником, соответ!
    ственно, нейтральные точки обоих треугольников должны быть сопряжены, что означает высшую степень сопряжения двух треугольников, т. е. субъектных действий людей и объектного дела, осуществляемого в результате их действий. Данное сопря!
    жение может быть представлено при помощи схемы, приведен!
    ной на рис. 8.4.

    722
    Рассмотренное выше сопряжение двух нейтральных точек —
    суть эффективных, успешных действий. Чем больше сопряже!
    ние, тем больше успех, тем выше эффективность деятельности.
    Назовем такое сопряжение делократическим сопряжением.
    Многие управленцы угадывают делократическое сопряже!
    ние в определенные периоды и добиваются успеха, а затем им уже не дается этого угадывать, и успех их покидает. Так, в на!
    чале 90!х гг. многие предприниматели и бизнесмены очень быс!
    тро сколотили значительный по их масштабам первоначальный капитал, но в последующие годы подавляющее большинство из них разорилось и оказалось вынужденным прекратить собствен!
    ное дело.
    Нарисуем такую условную схему. Успешная, эффективная стратегия социального управления состоит из единства 100 важ!
    нейших элементов (цифра выбрана условно). Их них 78 элемен!
    тов известны науке, 12 элементов еще не открыты, а 10 необхо!
    димо открывать всякий раз заново применительно к данной кон!
    кретной ситуации. Допустим, руководитель стратегического типа овладел всеми 78 элементами, к тому же открыл из 12 не!
    известных 7, а его талант позволяет находить ему от 8 до 10 эле!
    ментов, необходимых для данной конкретной ситуации. У тако!
    Рис. 8.4. Сопряжение нейтральных точек внутреннего и внешнего действия

    723
    го руководителя много больше шансов на успех, чем у менее об!
    разованного и менее талантливого. Но в определенные моменты бывают исключения, когда недостаточно образованному и ма!
    лоталантливому руководителю просто везет, как говорит пого!
    ворка — “дуракам счастье”.
    Управление, как стратегическое, так и текущее, всегда дол!
    жно быть направлено на осуществление ДЕЛА, а оно осуществ!
    ляется в постоянно меняющейся конкретной обстановке, кроме того, периодически корректируется миссия системы и ее дере!
    во целей, что также выражается в корректировке ДЕЛА.
    В этом отношении всякое дело индивидуально конкретно,
    его невозможно ограничить какими!либо формальными рамка!
    ми, которые часто не только мешают делу, но и отвлекают на себя внимание руководителя, вплоть до того, что он занимается
    имитацией дела (совещания, приказы, инструкции, отчеты и т.
    п.), не занимаясь ДЕЛОМ по существу. В данной связи заслу!
    живает внимания книга Ю. Мухина “Наука управлять людьми”,
    где он противопоставляет делократический стиль управления
    бюрократическому стилю, призывая отказаться от бюрокра!
    тической регламентации. Аргументация, в частности, такова:
    если на фронте во время боевых действий согласовывать свои поступки с вышестоящим руководителем, то результатом этого может быть только поражение в бою.
    Разумеется, отказ от излишней формализации, бюрокра!
    тизации ДЕЛА заслуживает всяческой поддержки. Однако, в отличие от открытых военных действий, где господствует толь!
    ко два критерия поведения — выжить самому и уничтожить противника, в созидательной деятельности критерии и ориен!
    тиры действуют на несколько порядков сложнее, соответствен!
    но, и много сложнее кооперация деятельности множества лю!
    дей, руководителей и исполнителей, находящихся на различ!
    ных уровнях иерархии, выполняющих разнообразные функции,
    требующие координации. Осуществлять такую координацию,
    обеспечивающую согласованные действия всех руководителей
    и исполнителей системы по всем уровням ее иерархии, невоз/

    724
    можно без формализации и известной бюрократизации как
    управленческой, так и исполнительной деятельности, одна!
    ко в необходимой мере. Формализация и бюрократизация в та!
    кой мере явление не только положительное, но и жизненно не!
    обходимое. Выход формализации и бюрократизации за рамки необходимой меры превращает их в явление отрицательное, а при гипертрофированном разрастании делает их губительны!
    ми для ДЕЛА.
    Известный немецкий ученый Маркс Вебер еще в конце
    XIX в. разработал учение о бюрократии как рациональной орга!
    низации процесса управления.
    Таким образом, исходя из того, что формализация (бюрок!
    ратизация) управления ДЕЛОМ и осуществления самого ДЕЛА
    является в разумных рамках жизненно необходимой, изобра!
    зим еще один тип внешнего треугольника, назвав его формали/
    зованным (бюрократическим) (рис. 8.5).
    Рис. 8.5. Формализованный (бюрократический) треугольник

    725
    Ранее мы вели речь о взаимном положении двух треуголь!
    ников — внутреннего и внешнего, теперь к этому наложению добавится наложение еще одного внешнего треугольника управ!
    ления, а именно формализованного (бюрократического). Взаим!
    ное положение этих трех треугольников изображает основной управленческий блок (управленческий геном) (рис. 8.6).
    Рис. 8.6. Управленческий геном, как взаимное сопряжение трех управленческих треугольников (психологического,
    делократического, формализованного)
    Выше мы раскрыли идеальную структуру управленческо!
    го генома, ей соответствует идеальный руководитель стратеги!
    ческого типа не в качестве конкретного руководителя какого!
    либо ДЕЛА, а именно в виде ИДЕАЛА, к которому необходимо стремиться каждому руководителю. Обозначим такого руково!
    дителя как ИР.

    726
    В действительности уровень идеального руководителя до!
    стигается управленцами очень редко. Часто управленцы имеют сильные стороны, сочетающиеся со слабыми, или в них даже доминируют слабые стороны. В зависимости от доминирования в руководителе системы того или иного начала психики объек!
    тивно выделяется семь типов руководителей, соответственно, и семь типов управления системой. При этом каждый тип руко!
    водителя и стиль управления являются важнейшими предпо!
    сылками стратегии управления, в особенности социального уп!
    равления (табл. 8.1).
    Таблица 8.1
    Типы руководителей и стилей управления
    1.2. Âñåîáùèå çàêîíû èåðàðõèè
    Иерархия присутствует всюду, она пронизывает мирозда!
    ние, в том числе и стратегическое управление, в частности стра!
    тегию социального управления.
    Иерархия — это совокупность уровней в системе, отлича!
    ющихся друг от друга фундаментальным качеством, отражаю!

    727
    щим сущность и природу каждого уровня, при соподчиненнос!
    ти во многих случаях одного уровня другому, наличии способа коммуникации между ними, путей перехода с одного уровня на другой.
    Иерархия в управлении — это вертикальное разделение управляющего блока системы
    1
    на уровни при подчинении ру!
    ководителей нижестоящих уровней руководителям вышестоя!
    щих уровней.
    Иерархия в социальной (или социотехнической) системе —
    это вертикальное распределение людей, входящих в систему,
    по ее иерархическим уровням исходя из значимости (ценности)
    для системы ее людей. При этом значимость может определять!
    ся на основе:
    а) способности к деятельности, полезной для системы;
    б) привилегий (материальных и нематериальных), распре!
    деляемых между членами системы;
    в) одновременно способности к эффективной деятельности и привилегий.
    В различных публикациях содержатся многообразные оп!
    ределения иерархии. В качестве примера приведем одно из них:
    “Под иерархией мы будем понимать совокупность должностей,
    позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных и наименее вознаграждаемых к наи!
    более престижным и наиболее вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уров!
    ней управления”
    2
    Можно сформулировать всеобщие законы иерархии при/
    менительно к социальным и социотехническим системам.
    I. Закон иерархии — число должностей (рабочих мест) яв!
    ляется наибольшим на низшем уровне иерархии, оно становит!
    ся все меньшим по мере перехода к каждому следующему уров!
    1
    Всякая система состоит из двух блоков — управляющего и управ!
    ляемого.
    2
    А. Н. Кравченко. Социология управления. — М.: ЮНИТИ, 1999. —
    С. 86.

    728
    ню (вплоть до единицы, если иерархия построена по принципу единоначалия, или до N высших руководителей при коллектив!
    ном руководстве).
    II. Закон иерархии — количество социальных благ, падаю!
    щих на одного индивида, всегда возрастает по мере перехода от нижестоящего к вышестоящему уровню иерархии.
    Иногда утверждается, что “…количество социальных благ,
    которые получают те, кто находится наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу”
    1
    . Однако ситуация, когда общая масса социальных благ на высшем уровне иерархии больше совокупной массы этих благ на низшем уровне иерархии, является не универсальным, а ча!
    стным случаем. Нередко общая масса социальных благ, принад!
    лежащих рядовым гражданам, больше, при том на порядок, чем масса благ, принадлежащих их правителям и отдельным, наи!
    более богатым людям, хотя на одного человека, принадлежащего к высшему уровню иерархии, падает, разумеется, неизмеримо большая величина, чем на одного человека, пребывающего на наиболее низких уровнях иерархии, тем более на самом низком.
    В книгах, изданных на Западе и рассматривающих соци!
    альные и экономические проблемы общества, как правило, вы!
    деляют редкость как первое свойство социальных благ. При этом экономическую теорию строят на постулате бесконечнос/
    ти потребностей человека и дефиците удовлетворяющих их
    благ. Этот кажущийся самим собой разумеющимся тезис, пред!
    ставляемый студентам западных вузов, а теперь и многим рос!
    сийским, как элемент высшей мудрости, на деле является:
    – банальным;
    – не соответствующим истине;
    – апологетическим (т. е. тенденциозным, пропагандистским).
    Банальность этого тезиса заключается в его принадлежно!
    сти к казалось бы самоочевидным вещам, причем эта очевид!
    ность берется в качестве краеугольного камня экономической и
    1
    А. Н. Кравченко. Указ. соч. — С. 87.

    729
    социальной теории. Если бы внешняя видимость бытия, в том числе экономического и социального, совпадала бы с сущнос!
    тью, то в таком случае всякая наука была бы излишней. Между тем наука существует для того, чтобы докопаться до сущности,
    которая часто искажается видимостью до неузнаваемости, а уже из понимания сущности выработать новый алгоритм поведения,
    соответственно сущности изменив свои цели и ценности.
    Заметим, человеку свойственны бесконечные потребности только в духовной сфере, в процессе творчества, осуществле!
    ния творчески!созидательного процесса, т. е. в сфере, где цен!
    ности взаимно умножаются (вспомним сопоставление Б. Шоу двух людей, обменявшихся яблоками и идеями, яблок останет!
    ся два, а идей — уже четыре). В материальном плане человеку объективно присущи ограниченные материальные потребнос!
    ти. И их безграничность возникает лишь тогда, когда человек пытается утвердить свою личность и возвысить ее над други!
    ми
    1
    не за счет творчества, достижений в науке, искусстве, изоб!
    ретательстве, а за счет обладания такими вещами и социальны!
    ми благами престижного порядка, которые в дефиците и отсут!
    ствуют у многих людей.
    Тезис о безграничности личных потребностей человека (под ними имеются в виду экономические потребности, ведь этот тезис присутствует только в учебниках по экономической теории) носит апологетический характер потому, что при его помощи хотят оп!
    равдать современную социально!экономическую систему стран
    Запада, в основе которой лежит безудержное потребительство
    1
    Человек, стремящийся к подлинным достижениям, стремится к ним самим по себе и в качестве раскрытия своего творчески!созидательного потенциала, он не думает при этом возвыситься над другими, возвыше!
    ние над ними возникает как следствие. Тот же, кто стремится возвысить!
    ся над другими в качестве цели жизни, раскрывает не свой творчески!
    созидательный потенциал и является рабом своего эгоизма и тщеславия.
    Если человек движим эгоизмом и тщеславием, то, действуя из таких мо!
    тивов (а не по вдохновению), он не способен создать нечто великое. Но имен!
    но величия хочет достичь раб тщеславного эгоизма.

    730
    материальных благ престижного порядка. Запад открыто провоз!
    глашает основой своей социальной системы рынок и демократию.
    Поскольку в условиях рынка демократия продается и покупается на корню, то можно ограничиться и одним рынком, без демокра!
    тии, которая превращается в маску. А вот уже основой рынка яв!
    ляется продажа товаров и услуг. И чтобы безудержно продавать,
    люди должны безудержно покупать, а для этого они должны быть психологически (в качестве главной жизненной доминанты) на!
    строены на безудержное потребительство вещей, а оно в своем бе!
    зудержном качестве в конечном итоге приводит к разрушению биосферы планеты и гибели человека как вида. Безудержность потребительству придает престижный характер потребляемых благ, а престижность по своей природе принадлежит миру психи!
    ки, потому бесконечность не принадлежит миру вещей, которые конечны, и лишь психика пытается привнести в них свое собствен!
    ное свойство!качество бесконечности. Если бы люди в своей массе ограничили свое потребление вещей лишь бытовым комфортом и материальным обеспечением здорового образа жизни, а утверж!
    дать себя стали в творчески!созидательной деятельности, уважая друг друга за мастерство, а не богатство в вещной форме, совре!
    менная западная цивилизация и ее массовая культура рухнули бы словно карточный домик.
    Оценки социального и экономического блага во многом по!
    чти полностью совпадают в мире современных западных цен!
    ностей. Западный образ жизни, его кумиры притягательны для многих людей потому, что его носители богаты именно в мате!
    риально!вещественном и денежном плане. Если богатых людей лишить их материального богатства, то их привлекательность упадет до нуля. Если люди перестанут любить богатство сверх уровня потребностей разумного человека, то престиж богатых людей даже при сохранении ими своего материального богат!
    ства также упадет до нуля.
    Оценка социального блага, его значимость, притягатель!
    ность зависят от сочетания степени нужности и степени дефи!
    цитности.

    731
    Особо важную роль во всей массе социальных благ играют
    деньги. Для одних деньги — универсальное средство для удов!
    летворения материальных потребностей (духовное озарение,
    вдохновение, великое мастерство, любовь, дружбу и другие под!
    линные ценности за деньги купить невозможно). Для других деньги — самоцель. Для третьих деньги являются средством утвердить свое “Эго” (эгоистическую скорлупу вокруг истин!
    ного “я”) в сознании других людей, создать возможно более вы!
    сокий социальный статус, обеспечить власть и престиж. Одна!
    ко власть раба (раба своего эгоизма), даже если он стал миро!
    вым диктатором или супермиллиардером, — иллюзорна. Его престиж лежит на поверхности, в своей сущности этот человек ничтожен, а потому его престиж играет роль маски.
    Со временем ценность благ меняется. Так, по мере перехо!
    да от индустриального общества к информационно!индустри!
    альному, главной ценностью становятся не вещи, в том числе машины и оборудование, а новые идеи, научно!технические и технологические разработки, которым машины и оборудование лишь придают вещную оболочку. Что касается природных бо!
    гатств, то если в XX в. главными из них были нефть и газ, то в
    XXI в. таковыми становятся лесные массивы (зеленые легкие планеты) и пресная вода, ведь человеку, чтобы жить как биоло!
    гическому существу, нужен прежде всего воздух, а затем вода.
    Качество реальной жизни человека в решающей степени зави!
    сит от качества атмосферного воздуха и наличия качественной пресной воды в достаточном количестве.
    Между прочим К. Маркс весьма оригинально определял критерий богатства будущего общества, отмечая, что мерилом
    богатства станет не необходимое рабочее время (т. е. время, в течение которого производятся предметы материального по!
    требления), а свободное время человека. Именно в свободное вре!
    мя у человека больше всего возможностей для раскрытия свое!
    го творчески!созидательного потенциала. Заметим, однако, что
    подлинное свободное время — это такое, которое обеспечено в должной мере материальным фундаментом. У бомжа масса сво!

    732
    бодного времени, но он не может им воспользоваться для рас!
    крытия своего творчески!созидательного потенциала, посколь!
    ку озабочен поисками средств существования в условиях ни!
    щеты.
    Виды богатства, в том числе и социальных благ, многооб!
    разны, начиная от самих людей и их положительных свойств и кончая окружающей природой, а также всем тем хорошим, что создано людьми. Можно порекомендовать на досуге составить классификацию видов богатства, в том числе и социальных благ.
    Люди нередко сознательно делают отдельные виды богат!
    ства дефицитными, чтобы управлять поведением других людей при помощи дефицита. Об этом удачно сказал А.И. Кравченко:
    “Искусство превратить незначительную вещь в дефицитное благо — это искусство управления”
    1
    . В этом отношении приме!
    чательна притча о бедняке и раввине. Однажды бедняк пожа!
    ловался раввину на свою тяжелую жизнь в маленьком домике.
    Раввин посоветовал ему пустить в домик на проживание овцу.
    Вскоре бедняк опять пожаловался на жизнь. Раввин посовето!
    вал пустить в дом кур и петуха. Жить стало еще трудней. Тогда раввин рекомендовал пустить в дом лошадь, потом — свинью.
    Жизнь стала совсем невыносимой для бедняка и он, уже отча!
    явшись, обратился к раввину за помощью. Раввин посоветовал разом выгнать всех животных. Через некоторое время он спро!
    сил бедняка: “Как теперь жизнь?”. “Прекрасно, — ответил тот, —
    живу и не нарадуюсь”.
    В личном плане наибольшим богатством человека являет!
    ся комфортабельное жилье, с учетом его местонахождения,
    культурно!бытового обустройства, экологии, транспортной доступности и т. п. В России есть абсолютно все ресурсы для реше!
    ния жилищной проблемы для всех граждан исходя из 40–50 кв. м площади на человека, с учетом качества жилья, обустройства территории, строительства дорог и т. п., в течение от 5 до 10 лет,
    без всякой помощи от других стран, внешних займов. “Где взять
    1
    А.Н. Кравченко. Указ соч. — С. 87.

    733
    деньги?” — может возникнуть вопрос. Деньги может выпустить государство (на то оно и государство), они активизируют массо!
    вое жилищное строительство. При этом выпущенные государ!
    ством деньги будут не пустыми бумажками, а окажутся отова!
    ренными жильем. Если так, то почему это не сделано до сих пор.
    Если бы это было сделано, то Россия стала бы потреблять боль!
    ше энергии, ресурсов, труда для удовлетворения внутренних потребностей. Это могли бы делать и другие страны мира. Но тогда США, где проживает 5% населения планеты, уже не смог!
    ли бы потреблять 45% природных ресурсов, как они это делают сейчас. И вот, чтобы сохранить такую ситуацию, они внедрили в Россию и другие страны соответствующую модель хозяйство!
    вания, которая работает для перекачивания ресурсов других стран в свою пользу. США осуществляют стратегическое уп!
    равление мировыми событиями в течение долгого периода вре!
    мени (революция в России 1917 г., переход к власти “демокра!
    тов” и распад СССР, Первая и Вторая мировые войны были про!
    финансированы мировой финансовой олигархией, прежде все!
    го из США и Англии).
    Российскому обществу необходимо осознать свой нацио!
    нально!государственный интерес и исходя из него осуществлять стратегию социального развития, а не идти в фарватере США и по их указке.
    Взаимодействие I и II всеобщих законов иерархии порож!
    дает мотивацию достижения человеком все более высоких уровней иерархии, иначе говоря — мотивационную пружину.
    Следствием этой мотивации (“пружины”) является восходящая
    мобильность, т. е. продвижение по ступеням иерархии наибо!
    лее удачливых людей, причем на каждую последующую сту!
    пень проникает относительно и абсолютно уменьшающееся чис!
    ло лиц.
    Путь по уровням иерархии в профессиональной сфере де!
    ятельности — это карьера.
    Карьера зависит от сочетания ряда факторов:
    1) мотивации человека и степени его целеустремленности;

    734 2) способностей, в особенности наличия творчески!созида!
    тельного потенциала и меры его подключения к карьерному росту;
    3) удачи, проявляющейся в сцеплении обстоятельств
    1
    ;
    4) продвижения “с черного входа”, начиная от родственной или дружеской протекции и кончая взятками и услужением высокому начальству, в том числе и организацией бань с постав!
    кой “девочек” и т. п.
    III закон иерархии — мотивация достижения, соответству!
    ющая иерархии, присуща всем людям и не ослабевает в своей интенсивности по мере продвижения снизу вверх.
    Данный закон действует как тенденция, многие люди де!
    монстрируют своим поведением исключение из этого закона,
    удовлетворяясь достигнутым уровнем иерархии.
    Более высокие ступени иерархии создают иллюзорность их особой привлекательности для людей, пребывающих на низших иерархических уровнях, так как эти люди снизу видят в основ!
    ном социальные блага, престиж, власть, возможности на высо!
    ких уровнях иерархии, но не воспринимают того, чем высоко!
    поставленные люди должны расплачиваться за занимаемые ими должности, в том числе ограничениями личных свобод, потерей свободного времени, сильной (иногда до рабства) зависимостью от отдельных людей, в том числе и теневой.
    Иллюзорность, преувеличенная привлекательность более высоких уровней иерархии, усиливает мотивацию вертикаль/
    ного достижения. Эта мотивация растет по мере усиления со!
    1
    Один сотрудник советского посольства грешил пьяными дебошами.
    Когда он, будучи пьяным, бил жену, его застал за этим советник по безо!
    пасности и принялся разнимать. В ответ дебошир его ударил. Тогда дебо!
    шира отправили в Москву, но из МИДа не уволили. Там шло сокращение штатов, и в таком случае отдел потерял бы должность. Потому дебошира оставили, ограничившись выговором. Но зато потом его уволить было нельзя. А он к тому же оказался плохим работником. От него решили из!
    бавиться, послав учиться в дипакадемию, но для этого ему нужно было повысить должность. Его повысили и дали направление на учебу. Однако он завалил экзамены и остался на прежнем месте с повышением.

    735
    циализации человека, особенно когда это усиление приводит к нарушению баланса между интравертным и экстравертным
    началом человеческой личности в пользу экстравертности. При этом удовлетворение карьерных потребностей порождает но!
    вые запросы, особенно в части престижа и власти.
    Престижное потребление является способом поглощения жизненной энергии (жизненного магнетизма) обладателями де!
    фицитных благ из тех людей, которые их лишены и чувствуют себя при этом ущемленными. Потребность в материальных бла!
    гах самих по себе ограничена обеспечением комфорта и безо!
    пасности. Потребности в них сверх этого предела обусловлены функцией престижа, которую люди налагают на потребление материальных благ, придавая ему характер престижности. А вот уже потребление человеком жизненного магнетизма за счет его выкачивания из других людей (магнетический вампиризм) —
    особая потребность, если она зарождена, то уже носит неогра!
    ниченный характер. Неограниченный характер потребления необходим и для выживания модели экономики, выбранной странами Запада. Она основана на рынке, рынок — на прода!
    жах, продажи — на потреблении. Разрастание рынка потому требует безграничности потребления материальных вещей че!
    ловеком, а вот это уже приводит к хищническому потреблению ресурсов планеты, неуклонно ухудшает состояние ее биосфе!
    ры, что в конечном итоге, если не изменить вектор развития че!
    ловеческой цивилизации, приведет человечество к гибели в эко!
    логическом коллапсе. Между прочим поглощение жизненного магнетизма из других людей осуществляли и продолжают осу!
    ществлять не через престижное потребление или обладание престижным статусом, властным постом и т. п., а через уничто!
    жение жертвы и поглощение энергии ее страдания. Древние майя приносили в жертву только за один день религиозного праздника несколько десятков тысяч людей. Этим же грешили и некоторые другие религиозные культы древности. Ряд совре!
    менных сект темного культа в глубокой тайне практикует ри!
    туальные жертвоприношения людей.

    736
    В западных учебниках по экономической теории первым,
    исходным, краеугольным тезисом является утверждение о без!
    граничности потребностей (экономических, материальных) и дефиците ресурсов для их удовлетворения. Такой тезис носит апологетический характер, пытаясь оправдать фундамент со!
    временной западной цивилизации в виде безграничного потре!
    бительства. Однако такой фундамент не соответствует ни внут!
    ренней сущности человека, его предназначению, ни сохранению самого человечества.
    Человеку свойственно увеличивать поток жизни, протека!
    ющей через него, до бесконечности, но для этого вовсе не нужно прибегать к вампиризму жизненной энергии. Человек создан по образу и подобию Бога. Источником жизни, жизненной энергии
    (жизненного магнетизма) является Бог, и человек как его Дитя
    (у человека нет никого ближе Бога, Он всегда присутствует внут!
    ри сокровенной глубины человека. Как сказано в Евангелии:
    “Как долго ты был со мной, и ты Меня не узнал”; “И Он был в мире, и мир был с Ним, но мир его не узнал”) способен из своей сокровенной сущности порождать жизненную энергию, причем неограниченно. Это происходит тогда, когда человек находит свою индивидуально!неповторимую стезю жизнедеятельности,
    на которой он раскрывает свой творчески!созидательный по!
    тенциал, который бесконечен и сродни Богу. И тогда человеку нет нужды поглощать жизненный магнетизм из других людей.
    Более того, только через раскрытие своего творчески!созида!
    тельного потенциала и никаким другим путем человек может:
    – подключиться к подлинно бесконечному источнику жиз!
    ненной энергии (пластическому океану жизни);
    – стать не только потенциально, но и актуально бессмерт!
    ным, т. е. не только как дух и душа, но и как бессмертное тело,
    созданное по образу и подобию Бога, которое не содержит в себе ни атома вещества, но способно из вещества строить себе по мере надобности материально!вещественный организм (физическое тело человека — это основы строительных лесов, при помощи которых человек может превратить свое тонкое жизненное тело,

    737
    астрально!эфирное, в бессмертное подобие своего божествен!
    ного образа, полученного от Бога в дар и на которое человек при!
    зван наложить печать своей индивидуальности;
    – стать подлинно счастливым (блаженным в истинным зна!
    чении этого слова), так как только творчески!созидательная деятельность, являющаяся выражением сокровенной сущнос!
    ти человека, которая индивидуально неповторима, может по!
    будить человека сказать самому себе: “Мгновение, остановись,
    ты прекрасно”, как это произошло с Фаустом у Гете
    1
    ;
    – найти истинную Любовь, так как на нее способны те, при!
    чем только в той мере, у кого и в какой мере раскрыта, осознана их сокровенная сущность, индивидуально!неповторимая, выра!
    жающая себя в творчески!созидательной деятельности (есть и другой равнозначный путь, когда к человеку приходит истин!
    ная Любовь и уже через это раскрывается его сокровенная сущ!
    ность и он начинает в меру такого раскрытия творить, причем под Любовью имеется в виду не секс, а духовное, сокровенное единение существ, когда “не познавший Любви не познал Бога,
    потому что Бог и есть Любовь” и когда “имеющий все знания и всю власть, так что и горы могущий двигать, но не имеющий
    Любви, ничего не имеет” — напомним эти слова Евангелия;
    – найти подлинных друзей, соратников, действительно на!
    дежных людей человек может только на почве творчески!сози!
    дательной деятельности, соответствующей их внутренней сущ!
    ности и объединяющей людей в духе и истине (этим делом мо!
    жет быть как созидательный труд, как и ратный подвиг).
    А.И. Кравченко отмечает, что “мотивацию достижения час!
    то называют законом расширения (возвышения) потребностей”,
    1
    Мефистофель заключил с Фаустом договор, согласно которому к
    Фаусту вернулась молодость, и Мефистофель удовлетворял его желания до тех пор, пока Фауст не почувствует себя счастливым и не скажет —
    мгновение остановись. Но Фауст не чувствует себя счастливым от удов!
    летворения желаний. Лишь в процессе творчества он находит себя счаст!
    ливым, но творчество не подвластно Мефистофелю, он не может забрать душу, охваченную порывом творчества.

    738
    отмечая: по мере роста усиливается мотивация достижения, ори!
    ентированная на успех, активизируется воля к достижению. Все это так, но в отношении личности, причем если ее жизненный потенциал не исчерпан сверх меры (меры восхождения вверх).
    Совсем иначе с индивидуальностью, скрытой в глубине лич!
    ности. Жизненный потенциал индивидуальности неисчерпаем,
    он бесконечен, но при достаточно высокой степени активизации этого потенциала он уже направлен не на общественное призна!
    ние (оно может быть или не быть в качестве побочного след!
    ствия), а на саму творчески!созидательную деятельность как таковую. Если претенциозный талант пытается творить ради славы, общественного признания, социального статуса, то гений творит для самого процесса творчества, не думая о том, призна!
    ют или нет его люди.
    По отношению к конкретным людям мотивация в иерар/
    хии зависит от того, как личность реагирует на препятствия:
    а) самопробуждается и преодолевает трудности (что про!
    изошло в массовом масштабе в Японии после Второй мировой войны, когда народ этой страны должен был сверхнапряжени!
    ем создать экспортный потенциал покупаемой продукции, что!
    бы от ее продажи зарабатывать валюту для покупки энергоре!
    сурсов, сырья и продовольствия, которыми обделены японцы,
    или вымирать как нация);
    б) опускает руки.
    Таким образом, в зависимости от реакции личности на труд!
    ности, препятствия образуются две модели поведения личнос/
    ти в иерархии:
    а) модель нарастающей мотивации;
    б) модель нисходящей мотивации.
    Из трех законов иерархии, рассмотренных выше, вытека!
    ет ряд следствий.
    Следствие А из законов I, II, III. Для многих людей низшие или средние уровни иерархии являются временной (промежу!
    точной) позицией в их восхождении наверх. Отсюда возникают
    два варианта поведения.

    739
    Первый вариант. Позиция и поведение временщика. Со!
    гласно его психологии, жизненным ценностям и мотивации:
    – Дело не обладает жизненной важностью, оно только сред!
    ство для достижения личного успеха;
    – ориентир не на подлинное процветание Дела, особенно в долгосрочном плане, а на достижение показателей, обеспечи!
    вающих карьерный взлет;
    – выполнение управленческих функций в качестве неиз!
    бежной тяжелой ноши, необходимой для достижения карьер!
    ного успеха;
    – отсутствие ощущения счастья в процессе работы;
    – осуществление в своей сущности труда Сизифа
    1
    Рассмотренные выше два противоположных подхода к ра!
    боте в социологии символизируются парадигмой художника и
    парадигмой обезьяны.
    Парадигма художника!творца состоит в том, что рисуемая им картина интересует его лишь до тех пор, пока он ее рисует.
    Когда картина завершена, он ее оставляет, целиком поглоща!
    ясь новой картиной, переходя на новую ступень в безграничном творчестве.
    Парадигма обезьяны заключается в работе исключительно ради награды, для потребления материальных и социальных благ, в том числе статуса и престижа.
    Согласно древним индусам, Дхарма — это предназначение человека в жизни. У человека предназначение двух видов:
    – раскрытие творчески!созидательного потенциала своей индивидуальности;
    1
    Сизиф — персонаж древнегреческой мифологии. Он был очень хи!
    тер, до того, что даже обманул саму смерть. Тогда разгневанные боги на!
    правили к нему смерть вторично и ввергли его в царство теней. Там ему установили наказание — втягивать на гору тяжелый камень. Как только камень будет установлен на вершине, Сизиф освободится. Но в самый глав!
    ный момент камень срывается, Сизиф снова принимается за работу. Так и у человека, видящего счастье в удовлетворении желаний, удовлетво!
    ренное желание тут же исчезает и не приносит счастья. Лишь творческий труд дает счастье.

    740
    – подтягивание в развитии отсталых сторон человеческой личности как строительных лесов для ее становления индиви!
    дуальности.
    Периоды истории подразделяются на “Юги”.
    “Сатья!Юга” — это эпоха процветания, когда люди раскры!
    вают свой творчески — созидательный потенциал, они от этого счастливы, а общество чрезвычайно богато, так как именно твор!
    ческий заинтересованный труд обладает наивысшей произво!
    дительностью.
    “Кали!Юга” — это эпоха, когда “сапоги тачает пирожник,
    а пироги печет сапожник”, в такую эпоху люди развивают не!
    достаточно проявленные грани индивидуальности и работают над отсталыми сторонами личности, в частности, в науку при!
    ходит много людей с отсталым интеллектом, а подлинные ин!
    теллектуалы занимаются неинтеллектуальными профессиями.
    Но все же во всех профессиях остается малая часть мастеров,
    чтобы общество не рухнуло окончательно.
    Следствие Б из законов I, II, III. Середина иерархии пред!
    ставляет собой область, на которой большинство достигших ее останавливается, мотивация восхождения у них сильно ослабе!
    вает, а у меньшинства усиливается мотивация достижения бо!
    лее высоких уровней мотивации.
    IV закон иерархии — на каждом уровне иерархии суще!
    ствует система фильтров, через которые осуществляется отбор кадров, переходящих из более низких уровней иерархии на бо!
    лее высокие; по мере восхождения по ступеням иерархии слож!
    ность и проницаемость этих фильтров возрастает, соответствен!
    но, убывает их пропускная способность.
    На протяжении последних тысячелетий и в настоящее вре!
    мя продвижение по иерархии управления осуществляется не столько благодаря творческим, интеллектуальным способнос!
    тям, таланту, нравственным качествам, сколько благодаря:
    – наследственному статусу и родственным связям;
    – “социальной мудрости”, “социальной культуре”;
    – коррупции, хитрости, изворотливости, взяткам и т. д.;

    741
    – стечению обстоятельств.
    В обществе сформировались следующие каналы вертикаль!
    ной мобильности (продвижения по уровням иерархии):
    1) деньги;
    2) армия;
    3) семья;
    4) образование;
    5) государство;
    6) партия;
    7) общественная организация;
    8) церковь;
    9) производственно!профессиональная деятельность;
    10) группа (обычно неформальная);
    11) мафия;
    12) идеологизированные тайные общества.
    Фильтры иерархии обладают двойственной природой, вы!
    ступая либо как пропуск на более высокие ступени, либо как запрет.
    Например, в США все заведующие отделами крупных фирм имеют ученую степень доктора наук, в данном случае эта степень является пропуском наверх.
    Напротив, пожилой возраст (степень доктора наук нередко сочетается с ним) часто служит препятствием для занятия мно!
    гих руководящих должностей.
    Следствие А из закона IV — экзамены для кандидатов,
    стремящихся перейти на более высокий уровень иерархии, с каждым уровнем усложняются. В данной связи следует обра!
    тить внимание на экзамены в древнем Китае для соискателей государственных должностей. В экзамене мог принять участие каждый. Выдержавший экзамен определенного уровня получал право занимать государственную должность соответствующе!
    го ранга.
    Великий китайский писатель Пу Сун Линь в рассказе “Ми!
    нистр литературного просвещения” описывает один из таких экзаменов.

    742
    Студент, участвующий в экзамене, проживал в одной комнате с молодым человеком, тонким знатоком литературы,
    отличающимся глубиной ума, быстрой сообразительностью.
    Он дал много дельных советов студенту, высоко оценил его конкурсные стихи. Однако этот студент не прошел конкурс.
    Победил его соперник. Сосед студента заявил, что стихи по!
    бедителя тошнотворны. Он взял их текст и сжег его. Видев!
    шие такое действие стали упрекать этого таинственного че!
    ловека в том, что он судит о стихах, не зная их содержания, в ответ тот стал цитировать отрывки только что сожженных стихов. В конце рассказа выясняется, что сосед студента оби!
    тал не в физическом, а в астральном (небесном) теле, а в Не!
    бесной Канцелярии он занимал должность министра литера!
    турного просвещения.
    В одной из китайских повестей главный герой вышел побе!
    дителем экзамена самого высокого уровня иерархии, что дава!
    ло ему право на занятие поста премьер!министра Китая. Одна!
    ко он отличался невероятным внешним уродством. Когда импе!
    ратор его увидел, то не пожелал назначать на должность главы правительства. Тогда победитель конкурса в отчаянии бросил!
    ся на пики стражников и переселился в тонкий мир. Там он был поставлен по велению Небесной Канцелярии во главе большого вооруженного отряда, который находил различного рода дья!
    волов в тонком мире и уничтожал их, чему и посвящена боль!
    шая часть этой китайской повести.
    Следствие Б из закона IV: излишнее ужесточение фильт!
    ров иерархии (социальных фильтров вертикальной мобильнос!
    ти) может затруднить решение задачи продвижения наверх по ступеням иерархии наиболее способных в профессиональном отношении людей. В таком случае функция продвижения на!
    верх через социальный канал превращается в дисфункцию.
    Примеры дисфункции:
    а) наличие престижных школ и вузов преимущественно для детей особо богатых родителей приводит к отсеву большей час!
    ти талантливой молодежи;

    743
    б) номенклатурный подход к укомплектованию руководя!
    щих должностей (процветал в СССР, после чего был сменен еще худшим подходом отбора высших руководителей по принципу
    “из грязи в князи” из числа случайных людей, ничем не про!
    явивших себя в положительном смысле) приводит к недопуще!
    нию многих талантливых высоконравственных людей на руко!
    водящие должности;
    в) тайные общества осуществляют отсев талантливых лю!
    дей, не прошедших фильтров послушания их лидерам и уста!
    вам (жестокость этих фильтров резко возрастает по ступеням иерархии;
    г) пирамида престижных университетов (особенно харак!
    терно для США и Великобритании) отбирает претендентов на наиболее влиятельные должности в сфере государственного и профессионального управления из числа узкого круга лиц —
    студентов этих университетов (детей из богатых семей и актив!
    ных талантливых представителей среднего класса, проводят к тому же всех через фильтры масонских лож, часто и фильтры однополой “любви”, что делает прошедших их особенно надеж!
    ными в том смысле, что объединяет их в замкнутую касту осо!
    бой половой ориентации; не случайно в Англии, например, мно!
    гие члены кабинета министров являются одновременно и масо!
    нами, и гомосексуалистами).
    Результат дисфункций фильтров вертикальной мобиль!
    ности по ступеням иерархии — вырождение управленческой элиты.
    В США в 80!е гг. среди менеджеров и рабочих проводился социологический опрос на предмет выяснения ценностных пред!
    почтений для рабочих.
    Менеджеры посчитали, что для рабочего на 1!м месте сто!
    ит заработная плата, 2!м — гарантия занятости, 3!м — условия работы. У рабочих приоритеты оказались совсем другие: 1) ува!
    жение к их труду; 2) уважение к их личности. Степень непони!
    мания менеджерами своих рабочих характеризует уровень дег!
    радации американских менеджеров.

    744
    Существует также механизм нисходящей мобильности по ступеням иерархической лестницы.
    Номенклатурный принцип подбора кадров сильно затруд!
    няет действия механизма нисходящей мобильности.
    Конкуренция активизирует этот механизм. Однако конку!
    ренция — тоже не идеальный способ решения проблемы нис!
    ходящей мобильности. В результате стечения обстоятельств конкурентной борьбы и вследствие применения в ней нечест!
    ных приемов вниз по ступеням иерархии опускаются не толь!
    ко недостаточно талантливые и в профессиональном отноше!
    нии менее эффективные менеджеры и специалисты или недо!
    статочно нравственные, но и во всех отношениях весьма дос!
    тойные люди.
    Нередко действию механизма нисходящей мобильности препятствуют те же самые рычаги, при помощи которых осу!
    ществляется вертикальная мобильность, в частности деньги
    (взятки), родственные связи, тайные общества и т. п.
    Следствие В из закона IV: чем жестче фильтры!барьеры в иерархии власти и привлекательны ее посты, тем больше число людей, неспособных подниматься наверх через результаты сво!
    ей общественно!полезной деятельности, используют обходные пути (недостаток ума компенсируется хитростью и подлостью,
    заключается выгодный для карьеры брак, оказываются разно!
    го рода личные услуги тому, кто обладает мощной “мохнатой”
    лапой, способной забросить наверх и т. д.).
    Накопление в обществе критической массы бездарных ру!
    ководителей приводит к застою, коррупции, круговой поруке.
    При этом почти закрывается (предельно затрудняется) путь наверх талантливым людям. Ведь талантливые люди в опреде!
    ленных обстоятельствах могут пропускать наверх людей без!
    дарных, а бездарные люди на высоких постах никогда не допу!
    стят наверх талантливых людей. В итоге возникает асиммет!
    рия управленческой пирамиды.
    Следствие Т из закона IV: по мере продвижения наверх по ступеням иерархии интенсифицируетсяконкуренция за долж!

    745
    ности. При этом в борьбе за продвижения наверх становятся особенно распространенными:
    – соперничество;
    – конкуренция;
    – групповая кооперация карьерных усилий (групповщина);
    – конфликты, как открытые, так и с использованием мето!
    дов “подковерной борьбы” (слухи, сплетни, “подоплеки” и “под!
    ставки”, временные коалиции на почве борьбы с общим врагом,
    “подсиживание” и т. д., вплоть до физического устранения кон!
    курента путем “заказа”).
    Между прочим подковерные методы борьбы могут быть использованы для вывода из строя целой организации. Напри!
    мер, всего один сотрудник может нашептывать время от време!
    ни заместителям руководителя о том, что все другие замы “ко!
    пают” под него. Вскоре вся организация погрязнет в междоу!
    собной борьбе замов и пойдет ко дну.
    Следствие Д из закона IV: на каждом следующем уровне иерархии усиливаются требования лояльности (патриотизма)
    к своей системе (организации).
    Следствие Е из закона IV: чем выше уровень иерархии, тем сильнее закрытость людей, пребывающих на нем.
    Закрытость группы управленцев снижает нисходящую мо!
    бильность по мере возрастания уровня иерархии, но при этом возрастает горизонтальная мобильность руководителей(“пере!
    саживание” их “из кресла в кресло” на том же уровне иерар!
    хии).
    Закрытость управленческих элит порождает тенденцию формирования корпуса руководителей по принципу клана.
    Криминальным вырождением этого принципа является мафия.
    Мафия — это псевдоклановая система (первоначально ма!
    фия зародилась в XIX столетии в Италии среди крестьян для защиты чести и достоинства своих родственников).
    Главный закон мафии — предпочитать своего чужому, ка!
    ким бы хорошим он ни был.

    746
    Можно выделить следующие принципы построения закры!
    той, особенно мафиозной, группы:
    – посвящение в общую тайну;
    – повязанность общим преступлением;
    – круговая порука;
    – общий денежный фонд (общак).
    Эти принципы распространяются также на закрытое ру!
    ководящее ядро различных организаций (например, тоталитар!
    ных сект), которые не только открыты для их пополнения но!
    выми членами (чем их больше, тем мощнее, богаче, значимее организация), но и занимаются активной вербовкой неофитов.
    Социальные фильтры, формирование положительной
    и отрицательной мотивации
    Положительная мотивация личности в отношении иерар!
    хии выражается в стремлении:
    1) получать разного рода блага, от материальных и до соци!
    альных, в том числе статусных, на занимаемом уровне иерар!
    хии;
    2) достигать удовлетворения характером творчески сози!
    дательной деятельности, которую позволяет осуществлять за!
    нимаемое место в иерархии;
    3) подняться на более высокий уровень иерархии.
    Чаще всего в положительной мотивации применительно к конкретно взятой личности имеет смешение в разной пропор!
    ции трех видов положительной мотивации, названных выше.
    Отрицательная мотивация личности в отношении иерар!
    хии выражается в опасении:
    1) лишиться части накопленных и стабильно получаемых материальных и социальных благ разного рода, в экстремаль!
    ной ситуации — всех благ;
    2) понести моральный ущерб (лишиться части или целиком престижа, уважения и т. п.);
    3) потерять занимаемое место (должность);

    747 4) закрытия доступа к продвижению вверх по ступеням иерархии;
    5) потерять свободу;
    6) ущерба здоровью;
    7) вреда близким;
    8) лишиться жизни.
    Народная мудрость блестяще выразила соотношение поло!
    жительной и отрицательной мотивации словосочетанием “кнут и пряник”. При этом подмечено преобладание положительной мотивации: “охота пуще неволи”.
    Однако в определенных ситуациях преобладает отрица!
    тельная мотивация, в частности:
    а) при невозможности продвижения наверх;
    б) неудовлетворенности занимаемым местом;
    в) движении вниз по ступеням иерархии.
    Движение вверх по иерархии предполагает:
    – притягательность более высоких уровней иерархии (мест,
    постов, должностей, статусов);
    – целеустремленность;
    – приложение значительных усилий;
    – добровольный характер, собственную инициативу.
    Движение вниз по иерархии характеризуется такими ус!
    ловиями:
    – недостаточная привлекательность для личности занима!
    емого места в иерархии и более высокого при отсутствии силь!
    ного отталкивания от нижних ступеней иерархии (например,
    проректора вуза мало привлекает как его должность, так и бо!
    лее высокие должности, и он считает для себя вполне приемле!
    мым перейти на должность профессора);
    – движение не требует усилий;
    – опускание вниз может осуществляться по воле других людей или в результате стечения обстоятельств.
    Социальные слои, группы часто пытаются создать гаран!
    тии от движения вниз по иерархии своих членов. Такими гаран!
    тиями могут быть:

    748
    – номенклатурный принцип подбора и расстановки кадров,
    чему соответствует лишь два вида мобильности — горизонталь!
    ная во всех направлениях и вертикальная по направлению толь!
    ко вверх;
    – солидарность социального слоя, касты, клана, группы и т.
    п. в поддержании своих членов и недопущении их опускания вниз по ступеням иерархии.
    Определенные условия порождают ситуацию, когда поло!
    жительная мотивация ослабевает и даже нейтрализуется, и явно преобладает отрицательная мотивация:
    а) занимаемое в иерархии место и осуществляемый на нем труд в полной мере удовлетворяют статусные запросы личнос!
    ти и обеспечивает ее жизненные стандарты, соответственно у личности отсутствует достаточно сильная мотивация для за!
    рабатывания или достижения благ и продвижения вверх по иерархии;
    б) трудности и усилия по достижению дополнительных благ в большей степени, что их отторжение превосходят привлека!
    тельность более высоких ступеней иерархии и приносимых ими благ (т. е. когда “овчинка выделки не стоит”);
    в) явно заниженная оценка труда и его результатов, осо!
    бенно тенденциозная, приводит к потере положительной моти!
    вации и создает условия для активизации отрицательной моти!
    вации, в частности в виде угрозы потери статуса, должности,
    достигнутого уровня материального благосостояния.
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   61


    написать администратору сайта