Главная страница
Навигация по странице:

  • Engels F.

  • 23 Те, кто в этом сомневаются, могут ознакомиться с трудами Андреи Дворкин и Кэтрин Маккиннон.

  • Baron-Cohen S.

  • G ilder G.

  • Nietzsche F.

  • Die Kunst der Skandalisierung und die Illusi­ on der Wahrheit. Miinchen: Olzog Verlag, 2001. S. 143.

  • Ильи женина


    Скачать 4.3 Mb.
    НазваниеИльи женина
    Дата04.03.2023
    Размер4.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла-_._-.pdf
    ТипКнига
    #968162
    страница6 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    19
    W hite НС Identity and Control. Princeton: Princeton Uni­
    versity Press, 1992. P. 322.
    20 «List der Vernuft» — хитрость разума — термин Гегеля, означающий несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения которых мировой разум как бы использует частные цели людей (Философский энциклопедический словарь. М Советская энциклопедия, 1983). — Примеч. пер V . Нести ли зова н н ы е отношения полов Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со рии заключается в том, что с тех пор как тема равенства полов получила особое значение, сексуальность моделируется по мужскому образцу. Сексуальность стала производительной мощностью, которую можно оптимизировать. Мужчинам, в отличие от женщин, гораздо проще научиться оргазму. Ничто так небогато смыслами, как фаллос. Кроме того, мужская сексуальность гораздо лучше вписывается в современную повседневную жизнь, она, как любят говорить социологи, дифференцирована и находится водном ряду с работой, досугом и спортом. Никлас Луман написал в своей великолепной книге Любовь как страсть Если женщина любит, то, как говорится, это навсегда. У мужчины найдутся дела и поважнее. Если все верно, то карьеристки сегодня любят также, как мужчины.
    Фанатичные феминистки страдают абсолютным
    «фаллоцентризмом», они ценят тоже самое, что и мужчины, принципиально игнорируя все женское работу по дому и заботу о детях. Большинство мужчин в отличие от многих женщин с почтением относятся к матерями домохозяйкам. Комплекс маскулинности заставляет женщин подражать мужчинам. Карьеристки нанимают других женщин, домработниц и нянь, чтобы те выполняли презираемую ими работу. Уменьшая разницу с мужчинами, они тем самым увеличивают разницу между собой и женщинами более низкого социального положения. Социолог мог бы поэтому поводу заметить, что тем самым карьеристки лишают себя возможности удачно выйти замуж.
    Современный феминизм — это ответвление марксизма. Его учредительным документом является знаменитая работа Фридриха Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства. В ней говорится со всей ясностью о том, что первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству и, следовательно, к устранению традиционной семьи. Радикальные феминистки продолжили мысль Энгельса, считая, что только ликвидация семьи и брака может уничтожить различия между мужчинами и женщинами. Семья — кандалы, не дающие женщинам реализовать себя, брак — это проституция и изнасилование. Раньше левые убеждали рабочих в том, что их угнетают, сегодня тоже самое они объясняют домохозяйкам. Речь буквально идет об обезглавливании семьи в том смысле, в каком отец традиционно выступает как глава семьи, и о замене его андрогинным идеалом — гендерные роли взаимо­
    заменяемы.
    Борьба за равенство — это всегда борьба против семьи. Ведь семья отвечает за воспроизведение как внутренней, таки внешней асимметрии в отношениях. Рассмотрим сначала внешнюю сторону в отношениях. Экономическое неравенство растет кумулятивно. Тот, кто продуктивнее, может больше сэкономить и осуществить большие инвестиции, тем самым повысив свою продуктивность. В семье процесс усиления отклонения длится многие поколения. Поэтому все радикальные социалисты выступали за отмену института семьи.
    Похожая асимметрия прослеживается и во внутренних отношениях. Традиционная семья — это мир само собой разумеющихся и взаимоприемлемых различий между мужчиной и женщиной. В семьях приносятся асимметричные жертвы. Здесь не бывает отношений

    Engels F.
    Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und
    des Staates // Marx-Engels-Werke. Bd. 21. Berlin, 1975. S. 158. Рус. изд Маркс К, Энгельс

    Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К, Энгельс Ф Соч в 50 те изд. Т. 21. М Политиздат, 1968. С. 77.].
    23 Те, кто в этом сомневаются, могут ознакомиться с трудами Андреи Дворкин и Кэтрин Маккиннон.
    I V . Нести ли зова н н ы е отношения полов. Семейная жизнь не имеет отношения к равноценному обмену дать, чтобы взять здесь все основано на радикальном неравенстве. Тот, кто взял на себя семейные обязательства, не должен рассчитывать на значительные преимущества.
    Родительская забота стоит дорого. Растить детей и находиться в браке пока смерть не разлучит вас, сточки зрения затрачиваемых средств, требует иррациональных жертв. В итоге только родительская любовь может помешать тому, чтобы смета затрачиваемых средств была доведена до своего логического конца. Любовь — это неэкономическая категория, она требует времени. Это относится и к бесконечному терпению, которое необходимо для воспитания детей, равно как и для понимания любимого супруга.
    Десмонд Моррис имел мужество сказать, что определение брака как партнерских отношений фактически означает оскорбление брака и непонимание того, что такое любовь. Торговать и торговаться, давать, чтобы взять, словом, все то, что так характерно для современных партнерских отношений, для любви ровным счетом ничего не значит. Счастливый брак возможен благодаря двойной жертве мужчина жертвует своим призванием охотника, а женщина — своей карьерой.
    Во всем, что касается семьи, ссылки на биологию вызывают скандалы. Это относится как к отношениям между мужчиной и женщиной, таки к отношениям между родителями и детьми. Тот, кто объясняет эротические переживания, исходя из биологических различий полов, оскорбляет этим эмансипированных женщин. Тот, кто объясняет родительскую любовь биологией, обижает тех, кто либо усыновил детей, либо стал приемными родителями. Но без обращения к биологии едва ли можно понять, почему родители, как правило, так терпеливы и великодушны почему они дают без того, чтобы взять почему они терпят не Даю, чтобы и ты мне дал дат Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со обузданные желания своих детей. И прежде всего, почему те жертвы, которые приносят родители во имя своих детей, они не принесут больше ни для кого дру­
    гого.
    Классический случай усиления отклонения, те. положительной обратной связи, — это разделение труда по половому признаку. Если допустить, что биологические различия между мужчиной и женщиной в вопросах воспитания детей не проявляются слишком сильно, то все равно они приведут к тому, что разница между домашними рыночным хозяйством систематически будет отображаться на половых различиях. Если женщина лучше умеет обходиться с детьми, а мужчина вольготнее чувствует себя в конкурентной борьбе, имеет смысл, чтобы оба развивали свои умения для того, чтобы с выгодой использовать собственные способности в браке. Впрочем, это предполагает резкое разделение труда по половому признаку. Разумеется, смена ролей допустима, но только в рамках этой логики. Это имеет смысл даже в тех случаях, когда женщина без каких-либо послаблений работает телеведущей, в то время как мужчина приглядывает за ребенком. Это точно такой же, совершенно прозрачный случай разделения труда по половому признаку.
    Разделение труда по половому признаку в традиционном разделении ролей между мужчиной и женщиной, прежде всего, предполагает выгоды для обеих сторон. Солидарность супружеской пары, сильнейшее из всех альтруистических чувств, возникает именно благодаря разделению труда по половому признаку. При этом женщина берет на себя эмоциональное руководство, а мужчина — инструментальное. Женщины симпатизируют, мужчины систематизируют. В его обязанности входит обслуживание внешних границ семейной системы, в ее — внутренних. Говоря языком стереотипов

    Baron-Cohen S.
    The Essential Difference. N.Y.: Basic Books,
    2003. P. 1.
    I V . Нести ли зова н н ы е отношения полов феминистской критики, женщина заботится о доме и детях, мужчина добывает пищу на охоте.
    Разумеется, против биологического происхождения принципов разделения труда по половому признаку используются объяснения их культурного происхождения, но это ник чему нас не приведет. Именно жесткое разделение труда между мужчиной и женщиной выгодно им обоим, так как каждый из партнеров может специализироваться на каком-то конкретном типе человеческого капитала. В браках, где существует разделение труда, специализация приносит двойную выгоду. Ведь продуктивность растет в обеих областях, поэтому в вопросах воспитания детей вполне достаточно незначительных биологических различий, чтобы обосновать традиционное разделение труда на домашнее и рыночное хозяйства женщина дома, мужчина охотится за прибылью. Малейшие различия усиливают отклонения, ведущие к оппозиции полов.
    Но что случится, если женщина станет охотником Ответ дан еще в конце XIX в. Эмилем Дюркгеймом, сегодня он тоже чрезвычайно актуален Пусть разделение полового труда регрессирует ниже известной точки — и брачное сообщество исчезнет, уступив место лишь весьма эфемерным половым отношениям. Чем меньше половое разделение труда в современном обществе, тем слабее экономическая взаимность между мужчиной и женщиной и тем слабее чувства, связывающие их вместе.
    Когда-то мужчины конкурировали между собой за женщин, теперь же с женщинами. И с каждой новой победой в этой борьбе против полового разделения труда ослабевает система преимуществ, существующая благодаря половой асимметрии. Это размывает представление о половых ролях мужчины и женщины, допуская различные толкования. Перед особенно не

    D urkheim Е Uber die Teilung der sozialen Arbeit. S. 101. изд Д ю ркгейм Э. О разделении общественного труда. С. Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со. Нести ли зова н н ы е отношения полов разрешимой задачей находятся мужчины выступать в доминантной роли и одновременно конкурировать с женщинами. Эта двусмысленность делает мужчин несчастными или, как минимум, неуверенными.
    Половая эмансипация ввергла нас в ситуацию невыносимого неравенства. То, что мы называем сегодня партнерскими отношениями, не более чем площадка для осуществления беспощадной половой конкуренции. Никогда прежде влиятельными богатым не было так легко заполучить себе самых красивых и привлекательных. И никогда прежде слабым не было так тяжело удержать своего партнера. Половая конкуренция приняла злокачественные очертания, с тех пор как ее больше не сдерживают требования моногамии. Моногамия препятствовала сильным мужчинами женщинам разрушать институт семьи. А величайшая сила как рази находится у молодых и привлекательных женщин и у пожилых успешных мужчин27.
    Так как все мы являемся мужчинами или женщинами, натуралами или гомосексуалистами, красивыми или не очень, то во всех этих вопросах нет сторонних наблюдателей. Уже поэтому краткое изложение проблемы выражает критику феминизма. Это традици­
    оналистские соображения, выражающие несовременные, аутсайдерские убеждения. Но, возможно, в вопросах отношений полов не предусмотрена гармония между современностью и здравым смыслом. Половые различия — важнейшая данность нашей жизни. Благодаря Дарвину мы знаем, что эволюция оставляет различия, если они необходимы. Это позволяет мужчинами женщинам быть равными в своей инаково- сти. Такое понимание вопроса соответствует и здравому смыслу, и позициям просвещенного феминизма

    G ilder G.
    Men and Marriage. P. 58.
    93

    V. Эгалитаризм медиа

    С
    овременное общество сложно и абстрактно, ему не хватает чувствительности, поэтому его невозможно полюбить. Известный тезис Фридриха фон Хайека о том, что свободный рынок — величайшее изобретение человечества, оставляет всех равнодушными. Таким образом, здесь наблюдается острая потребность в чувствительности, необходимость в эмоциональном насыщении современного общества. Это вполне удается СМИ, которые только и делают, что постоянно освещают темы социального неравенства. Тем самым они обслуживают руссоистскую ностальгию по обществу, управляемому с помощью архаических чувств, тому самому обществу, в котором авторитарное государство создает зримую социальную справедливость».
    Социализм снова в моде. Только теперь речь идет не о классовом обществе, а о новом неравенстве, которое, с одной стороны, отсылает к порнографии чрезмерного богатства Москвы и Беверли-хиллз, ас другой — к молчаливым страданиям детского труда и существованию на пособие по безработице (Hartz-IV)1. В газетах можно прочесть о том, что средний доход в богатейших странах враз выше, чем в беднейших. Топ-менеджеры зарабатывают враз больше средних служащих. Здание социальной справедливости трещит по швам всякий раз, когда по телевидению рассказывают о том, насколько мобильным стал капитал. Честные люди превратились в дураков — ведь только дураки платят Речь идет о реформах рынка труда и порядка получения социальных пособий в 2003-2005 гг., названных по имени руководителя комиссии по их разработке Петера Хартца
    «Хартц-реформами». Последняя из них (Hartz-IV) вступила в силу в январе 2005 г. См П огорельская С Немецкое общество в процессе реформ // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 7. С. 20-29. — Примем. пер

    V . Эгалитаризм меди аналоги. Перераспределение доходов во имя равенства стало само собой разумеющимся политических требованием, ежедневно находя резонанс в СМИ. И только изредка можно услышать дополнительную информацию о том, что, например, в Германии 70% подоходного налога складывается из доходов 20% населения.
    Имманентность мира, вероятно, подразумевает исключительно социальное неравенство — поэтому равенство должно приходить извне. Перед Богом все люди равны в своей греховности. Но если Бог мертв, что тогда Уже в XIX в. можно было увидеть, что, несмотря насмерть Бога, сознание вины осталось. Оно искало для себя новые основания и нашло их в бедственном положении пролетариата, в социальном вопросе. Так появилась всемирная религия любви, сострадания и толерантности. И действительно, только чудовищное сознание вины может объяснить успех в западных странах мультикультурализма, зеленых и антикапиталистов. Социальное — эрзац-Бог нашего времени. Тот, кто ищет систему современной веры, найдет ее здесь. Она гордится кризисом как новым грехом.
    Прежде можно было сказать, что в неравенстве виновна судьба незаслуженное счастье и незаслуженное проклятье. Справиться с этим можно, лишь поверив в это. И это вопрос теодицеи, а не социальной политики. Но современные СМИ старательно поддерживают и развивают примитивные верования, обнаруживая во всем происходящем причину и виновных в каждой причине. И ответственны в этом не ответственные за программы, а сама структура СМИ. Они низводят нас, зрителей, слушателей, читателей, лишь к переживаниям мы должны наблюдать, как другие решают, наслаждаются и страдают. Ив тот момент, когда другие решают, это начинает касаться и нас. Когда другие наслаждаются, мы чувствуем себя обделенными. Когда другие страдают, это становится невыносимым для нас. По всему миру СМИ занимаются тем, что заставляют нас ощущать неравенство, вокруг которого
    Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со политики и интеллектуалы строят свои программы. Интеллектуалы считают себя нравственными авторитетами и критиками капитализма, системы или общества, которые виновны в неравенстве. Очевидно, требования отстраненной этики лучше всего переносить, находясь на позициях протестующих. В свою очередь политики со свойственным им патернализмом выступают защитниками обездоленных.
    Так же как и интеллектуалы, политики паразитируют на господстве слабых. Ведь в медийной демократии господствуют слабые, медийная демократия — этого сподство слабых, поскольку они принуждают нас к жалости эта власть причиняет боль Бесчисленные телевизионные форматы облегчают им задачу делать то, что
    Ницше называл выставленным напоказ несчастьем. Не только зрители испытывают удовольствие, возмущаясь бедствиями, показанными в передачах социаль­
    но-критической направленности, но и те самые обездоленные, которых показывают они наслаждаются жалостью к себе, восторгаясь жизнью неудачников.
    Увидеть в СМИ торжество справедливости вызывает своего рода социальное наслаждение. Телевидение удовлетворяет социальный спрос на нравственность не только развлекательными программами. В мнимой реальности криминальных сериалов преступника всегда настигнет справедливое наказание. В настоящей реальности СМИ публично пригвоздят коррумпированного политика или предпринимателя к медийному позорному столбу. СМИ инсценируют скандал, выдавая егоза демократический показательный процесс, на который так падки зрители. В медийной среде скандал заключается в поиске козла

    Nietzsche F.
    Menschliches, Allzumenschliches // Nietzsche F.
    Werke: in 3 Bd. Bd. I. Miinchen, 1966. S. 486. Рус. изд Н ицш е Ф.
    Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч в 13 т.
    Т. 2. М Культурная революция, 2011. С. 63.]
    3
    Kepplinger НМ .
    Die Kunst der Skandalisierung und die Illusi­
    on der Wahrheit. Miinchen: Olzog Verlag, 2001. S. 143.
    96

    V . Эгалитаризм меди а отпущения. При этом не имеет никакого значения, делается ли это во имя альтруистических целей или из- за подлых намерений. Наказание злодеев является общественным благом — и здесь уже все равно, лежит в основе чувство солидарности или злой умысел. Единственное, что важно — эффект социального контроля.
    Этика плакатного мира СМИ прекрасно иллюстрирует диалектику лицемерия, которую еще двести лет назад развивал Гегель. Как если бы Дидро спросил сегодня что есть благо для добродетельных людей Их нравственная агрессия является необходимым социальным механизмом защиты альтруистов. Чем дина­
    мичнее общество, тем вероятнее злоупотребления и обмани тем больше потребность в нравственности, которую мошенники всегда использовали как социальную технику контроля. Исследователи эволюции пришли к заключению, что генетический отбор обусловливает нравственную агрессию против мошенников и халявщиков. СМИ, регулирующие вопросы уважения и внимания, являются для нее идеальным инструментом. И тот выспренний тон, который можно услышать в большинстве случаев, не имеет отношения к критике, а связан с модным сегодня потоком безудержной ярости. Это позволяет сэкономить на усилиях по убеждению. Возмущение рассматривается как доказательство подлинности. Тот, кто раньше критиковал, сегодня задыхается от ярости. Это работает только потому, что поощряется медийной демократией. Ярость также демократична, как и страх, каждый может их выразить.
    Проповедники добродетели, о которых однажды высказался Вильфредо Парето, имеются сегодня не только в редакциях газет и телеканалов, но ив виртуальных сообществах и социальных сетях в Интернете. Как и прежде, все болтают и сплетничают, вот только слухи сегодня распространяются со скоростью света. Болтовня и сплетни теперь называются чатом, но, как и прежде, их функции заключаются в социальном
    Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со контроле и управляют репутацией. Точно по формуле Клауса Тиле-Дормана: Нагота уменьшает величие»4.
    Развитие медиатехнологий привело к наступлению новой эпохи, о которой священник-иезуит и исследователь средств коммуникации Уолтер Онг сказал, что она настолько очевидно и программно социальна, как никакая эпоха до нее. Электронные медиа позволили осуществить всемирную коммуникацию в реальном времени, что дает нам ощущение вездесущности. Все, что происходит в мире, имеет теперь отношение и к нами все мыс помощью радио, телевидения и Интернета заняты созданием социального смысла глобального единства5.
    Именно поэтому формы прямой демократии становятся все более привлекательными. Они возможны только благодаря СМИ и только в СМИ. Здесь уместно вспомнить растущее значение опросов общественного мнения, от которых в настоящее время зависят все политические решения. Разумеется, эта зависимость имеет свою цену. Благоразумие и наличие вкуса едва ли имеют хоть какие-то шансы в нашей культуре. Но является ли это обстоятельство основанием для критики культуры Как бы это ни было больно, мы должны научиться жить в обществе, где процветает безвкусица. Так как само понятие вкуса дискримини­
    ровано — оно недопустимо в массовых демократиях. Поэтому демократические культуры подменили вкус общественным мнением, инсценируемым в СМИ.
    При этом самая стабильная форма общественного мнения, разыгрываемого в СМИ, — это протест. Ни- клас Луман показал, что существуют две техники, с помощью которых можно очень легко запустить протестный потенциал. Одна — зонд внутреннего р а ­

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта