Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова экспертология, классификация, финансово-кредит- ная экспертиза, предмет, объект, задачи 10.17803/2311-5998.2018.47.7.162-168 S. T. VAHIDOV

  • Искусство добраи справедливости est arsboni et в номере 23115998Выпусксудебные экспертизы


    Скачать 6.2 Mb.
    НазваниеИскусство добраи справедливости est arsboni et в номере 23115998Выпусксудебные экспертизы
    Дата21.02.2022
    Размер6.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла37-37-PB-2.pdf
    ТипДокументы
    #369187
    страница23 из 38
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38
    157
    Подволоцкий И. Н, Бодров Н. Ф.
    Изображение внешности человека в искусстве и судебной экспертизе
    Обобщив содержание правовых и криминалистических характеристик отображения облика человека, можно сказать, что ключевым понятием здесь является термин изображение, смысл которого раскрывает А. М. Эрделевский:
    «Изображение любого объекта — это то, что создается из образа такого объекта. Изображаемый объект может существовать лишь в воображении изобразителя например, художник рисует персонаж литературного произведения на основе восприятия, сложившегося у него об этом персонаже после прочтения произведения, а может быть реально существующим. В случае изображения гражданина образом служит его внешний облик (внешность)»
    6
    Отсутствие правовой защиты внешности человека влечет нарушение личных прав и интересов гражданина. При этом необходимо рассматривать изображение и как материальный предмет (фотография или файл с видеозаписью, и как действие, связанное с сотворением образа (созданием модели, копии, двойника и т.п.), который ассоциируется (воспринимается) в сознании других людей как образ конкретного человека за счет повторения всех его свойств (речи, движений, манеры одеваться, морфологических параметров и пр.).
    Примером подобной ситуации может быть иск гражданина С. Михайлова к создателям художественного фильма Дублер, где образ С. Михайлова был использован в качестве прототипа для создания образа главного героя фильма. При этом, по мнению С. Михайлова, были нарушены его права, призванные охранять его личное изображение
    7
    В рассматриваемом судебном споре ответчик — нарушитель права ссылается на то, что в сюжете фильма не используется конкретное изображение (фотография) С. Михайлова. То есть его личная фотография, на демонстрацию которой требуется запрашивать разрешение, не использовалась в фильме. Главный герой фильма только схож по анатомическим, сопутствующими динамическим характеристикам с внешностью С. Михайлова. Авторы фильма утверждали, что это собирательный образ внешности современного эстрадного человека.
    Для разрешения вопроса по существу степени сравнения образа С. Михайлова в жизни ив актере фильма были использованы специальные знания в области портретной идентификации и диагностики. Подобное исследование может быть востребовано ив случае установления тождества между внешностью известного человека (артиста, политика, телеведущего и др) и его образом, который может быть использован в коммерческих целях или для создания негативного представления о конкретном человеке.
    Речь идет о создании персонального образа человека посредством художественного грима или изобразительных средств и дальнейшем тиражировании этого образа в средствах массовой информации (для художественных фильмов, юмористических пародий и т.п.) или через интернет-коммуникации для униже-
    6
    Эрделевский А. М Охрана изображения гражданина // Патенты и лицензии. 2007. № 7. С. 11—15.
    7
    По материалам гражданского процесса Пресненского районного суда г. Москвы и производства комплексной судебной видео-фототехнической и судебной портретной экспертизы. Поиску Михайлова СВ. о защите права на охрану изображения гражданина и взыскании компенсации морального вреда
    ИЗ ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКИ
    ния чести и достоинства конкретного лица. При этом задача создателя образа как рази заключается в том, чтобы совпадений типичных для данного человека признаков было как можно больше, при этом индивидуальные особенности копируемого лица осознано не воспроизводятся подражателем.
    Сам процесс установления тождества не представляет особых трудностей, поскольку имеется очевидное совпадение доминирующих признаков внешности группового значения. В облике персонажа Михаил Стасов при исполнении роли в фильме Дублер воспроизведены следующие доминирующие (наглядные) характеристики внешнего облика С. Михайлова (отмечены одноименными указателями в иллюстрационной таблице общая конфигурация лица — овальная (отм. 1);
    — вертикальная профилировка лица — носовая волосы — темные, густые, средней длины (отм. 2);
    — слабовыраженная лобная залысина (отм. 3);
    — усы — узкие, короткие, опущены вниз, соединяются с бородкой (отм. 4);
    — борода — короткая, соединенная с усами. Нижняя губа открытая (отм.5);
    — сладки — носогубные, выраженные (отм. 6);
    — лоб — выпуклый, высокий (отм. 7);
    — брови — дугообразные, широко расставленные, длинные, средней ширины
    (отм. 8);
    — скулы — малой степени выраженности (отм. 9);
    — щеки — выпуклые (отм. 10);
    — спинка носа — прямая (отм. 11);
    — кончик носа — округлый (отм. 12);
    — соотношение ширины кайм губ — нижняя шире верхней (отм. 13);
    — подбородок — выступающий (отм. 14);
    — ушные раковины — отклоненные назад, овальной формы, общего прилега- ния, средней степени оттопыренности (отм. Совокупность совпавших признаков позволяет утверждать то, что доминирующие признаки внешности СВ. Михайлова использованы при создании облика персонажа Михаил Стасов в фильме «Дублер».
    Наряду с совпадением установлено различие последующим признакам в облике Михаила Стасова» волосы челки зачесаны прямо мочка ушной раковины — малая, овальная глаза — светлого тона. В облике СВ. Михайлова — волосы челки зачесаны вправо, мочка ушной раковины — средняя, округлая глаза — темного тона.
    С целью определения совпадения сопутствующих и динамических признаков внешности СВ. Михайлова, использованных в облике персонажа Михаил Стасов при исполнении роли Михаил Стасов в фильме Дублер, было установлено сходство последующим сопутствующими динамическим признакам внешности СВ. Михайлова.
    Сходство установлено по общему визуальному впечатлению, цветовым характеристикам деталей, виду и фасону одежды (однотонная рубашка с высоким воротником стойка, однотонный темный пиджак с двухсторонними длинными лацканами, с высоким расположением уступа лацкана, втачными рукавами. Установлено также сходство по манере взаимного ношения верхней одежды (рас

    ПРАКТИКИ
    ИЗ ЭКСПЕРТНОЙ
    159
    Подволоцкий И. Н, Бодров Н. Ф.
    Изображение внешности человека в искусстве и судебной экспертизе
    Иллюстрационная таблица
    Изображения персонажа Михаил Стасов из фильма «Дублер»
    С. В. Михайлов
    ИЗ ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКИ
    стегнутый ворот мужской рубашки, широко распахнутые борта пиджака. Сходство проявляется ив манере движения распахнутыми руками, наклоне головы, положении туловища при ходьбе, манере посадки на стуле ив кресле, манере выполнения характерных жестов.
    Таким образом, по сопутствующими динамическим характеристикам внешности СВ. Михайлова было установлено, что в анализируемых фрагментах фильма Дублер СВ. Михайлов выступал прототипом для Михаила Стасова».
    Исследованием установлено также использование сходства сопутствующих характеристик внешности СВ. Михайлова (в частности, сходных элементов верхней одежды и манеры ее ношения, а также использование сходства привычных движений частями тела, характерных для манеры движений прототипа.
    Таким образом, по результатам проведенного исследования, которое было назначено судом по делу, эксперт сделал вывод Изображение гражданина С. Михайлова использовано в облике персонажа Михаил Стасов при исполнении роли Михаила Стасовав фильме Дублер. В облике персонажа Михаила
    Стасова” при оформлении образа актера С. Михайлова использовались анатомические, сопутствующие и динамические характеристики внешности гражданина С. Михайлова. Общее визуальное сходство по анатомическим, сопутствующими динамическим характеристикам внешности гр-на М. свидетельствует о том, что в фильме облик С. Михайлова выступал прототипом для облика персонажа Михаила Стасова”».
    Следует отметить, что имеет место тождество только группового характера, те. совпадение созданного образа с внешностью неограниченного множества лиц, схожих по тем или иным признакам, без установления индивидуального отождествления, чего, собственно, и добивается создатель образа. С одной стороны, он узнаваем, с другой стороны, его нельзя отождествить с конкретным человеком.
    В подобной ситуации проблема из области портретной экспертизы перетекает в область юридической коллизии, когда наступает необходимость защиты интересов конкретного человека. Юридическая коллизия состоит в том, что нет однозначного понимания термина изображение в контексте с внешним обликом конкретного человека. И если в судебной портретной экспертизе под изображением специалист понимает носитель информации о внешности человека, те. фотоизображение человека (фотографию) или видеоизображение (видеофильм с участием человека, тов общеюридическом смысле изображение — это одновременно и носитель информации, и процесс (действие).
    Подобное расширенное толкование мы находим ив справочной литературе Изображение — 1. Процесс действия по знач. глаг.: изображать (1), изобразить,
    8
    В соответствии сост Гражданского кодекса РФ регламентируется охрана изображения гражданина путем запрета на «1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей (Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс»).

    7/2018
    161
    Подволоцкий И. Н, Бодров Н. Ф.
    Изображение внешности человека в искусстве и судебной экспертизе изображаться, изобразиться. 2. То, что изображено (рисунок, скульптура, фотография и т.п.)»
    9
    Таким образом, в рамках современного толкования изображения внешности человека следует учитывать то, что к использованию изображения гражданина относится прежде всего использование образа, воспроизводящего облик человека гражданина, воспринимаемого визуально (через органы зрения) как отображение совокупности анатомических, сопутствующих и динамических характеристик элементов внешности гражданина, воспроизведенных на любом носителе информации в любой объективной форме и позволяющих выделить его (гражданина) из группы лиц со схожими характеристиками внешности.
    С экспертной точки зрения понятия внешность и внешний облик используются и как средства для установления сходства наружного вида людей, изображенных на фотографиях, и как совокупность признаков, составляющих комплекс данных о гражданине. Таким образом, объектом исследования является изображение наружного облика гражданина, а не других его свойств и характеристик таких как тембр голоса, особенности речи и пр.).
    К подобному выводу специалист в области портретных экспертиз приходит на основании специальных знаний о закономерностях отображения внешности человека на различных источниках информации, о значимых свойствах и признаках, как самого изображения (носителя информации, таки облика человека содержания информации. К числу специальных знаний относятся и сведения о методах и средствах выявления, фиксации, исследования и использования признаков внешности для решения идентификационных и диагностических задач.
    Представляется что, развитие судебной практики по единообразию реализации нормы ст. 152.1 ГК РФ, с учетом заложенного в ней смысла относительно содержания понятия охрана изображения, позволит защищать права граждан на неприкосновенность их облика.
    БИБЛИОГРАФИЯ
    1. Габитоскопия : учебник / В. А.Снетков ; отв. ред. Р. С. Белкин. — Волгоград
    НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1979. — 183 c.
    2. Габитоскопия и портретная экспертиза : учебник / А. М. Зинин, И. Н. Подво- лоцкий. — М. : Норма Инфра, 2014. — 288 с Зинин А. М Буданов С. А, Черкашина И. И Словарь основных терминов судебно-портретной экспертизы : справочное пособие. — М. : ЭКЦ МВД России с. Личные неимущественные права граждан понятие, осуществление, защита / МН. Малеина. — е изд, испр. и доп. — М. : МЗ Пресс, 2001. — 244 c.
    5. Мограбян АС Внешний облик физического лица как объект субъективного права на неприкосновенность внешнего облика // Эксперт-криминалист. —
    2011. — № 4. — С. 5—8.
    6. Эрделевский А. М Охрана изображения гражданина // Патенты и лицензии. —
    2007. — № 7. — С. 11—15.
    9
    Общий толковый словарь русского языка // URL: http://tolkslovar.ru/p23903.html (дата последнего обращения 06.03.2018).

    7/2018
    ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
    162
    СУДЕБНАЯ
    ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЗАДАЧИ
    Аннотация. В статье дается комплексное описание судебной фи-
    нансово-кредитной экспертизы как вида судебной финансово-эконо-
    мической экспертизы. На основе уже существующего понятийно-тер-
    минологического аппарата предлагается авторская формулировка понятия предмета, объекта и задач финансово-кредитной экспер-
    тизы.
    Ключевые слова экспертология, классификация, финансово-кредит-
    ная экспертиза, предмет, объект, задачи 10.17803/2311-5998.2018.47.7.162-168

    S. T. VAHIDOV,
    Press secretary of the Chechen Republic Supreme Court, graduate student
    of the Department of Forensic Examination
    of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
    sulim.vahidov@yandex.ru
    125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
    FINANCIAL AND CREDIT EXAMINATION:
    SUBJECT, OBJECT, TASKS
    Abstract. The article provides a comprehensive description of judicial finan-
    cial and credit expertise as a type of judicial financial and economic expertise.
    On the basis of the already existing conceptual and terminological appara-
    tus, the author’s formulation of the subject, object and tasks of financial and
    credit expertise is proposed.
    Keywords: expertology, classification, financial and credit examination,
    subject, object, Понятия судебной экономической экспертизы, как и понятия предмета, объекта, целей и задач судебной экономической экспертизы, в нормативных правовых актах не регламентированы в силу специфики, однако данные понятия можно встретить в современной научной литературе. Так, по мнению А. А. Савицкого, судебная экономическая экспертиза представляет собой процессуальное действие, проводимое в установленном законом порядке, основывающееся на специализированном исследовании финансово-экономических операций и их отражения на счетах бухгалтерского учета, на основании документации финансово-хозяйственной деятельности и данных бухгалтерского учета, ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
    С. Т. ВАХИДОВ,
    пресс-секретарь Верховного Суда Чеченской Республики, аспирант кафедры судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина
    (МГЮА)
    sulim.vahidov@yandex.ru
    125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
    © СТ. Вахидов, 2018

    7/2018
    УЧЕНОГО
    ТРИБУНА МОЛОДОГО
    163
    Вахидов С. Т.
    Судебная финансово-кредитная экспертиза предмет, объект, задачи осуществляемом с использованием специальных познаний в области экономики, финансов, бухгалтерского учета с целью выявления фактических данных о фи- нансово-хозяйственной деятельности организации»
    1
    В свою очередь, судебная финансово-кредитная экспертиза является разновидностью судебно-экономической экспертизы. В методических рекомендациях
    ЭКЦ МВД России она определяется как процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом-экономистом, по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области фи- нансово-кредитных отношений, поставленных перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу»
    2
    Финансово-кредитную экспертизу как отдельную категорию экспертиз впервые выделили в Министерстве внутренних дел РФ. В соответствии с приказом МВД РФ от 29.06.2005 № 511 Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ финансово-кредитная экспертиза была выделена как род судебной экспертизы в рамках класса экономических экспертиз. В МВД РФ предложили разделение судебной экономической экспертизы наследующие роды) бухгалтерскую (исследование записей бухгалтерского учета) налоговую (исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов) финансово-аналитическую (исследование финансового состояния) финансово-кредитную (исследование соблюдения принципов кредитования).
    В тоже время, согласно приложению № 1 Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России к приказу Минюста РФ от 27 декабря 2012 г. № 237 Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных су- дебно-экспертных учреждениях Минюста России (далее — Приказ Минюста РФ
    № 237) установлена отличная от вышеупомянутой классификация судебно-эко- номических экспертиз. Экономические экспертизы делятся на бухгалтерскую и финансово-экономическую
    3
    . Соответственно, можно сделать вывод, что, по мнению Минюста России, судебная финансово-кредитная экспертиза является видом финансово-экономической экспертизы.
    Мы наблюдаем разногласия по поводу классификации даже на уровне министерств, поэтому неудивительно, что теоретики также не единодушны в этом вопросе Савицкий А. А. Актуальные проблемы судебной экономической экспертизы // Законы России опыт, анализ, практика. 2015. № 10.
    2
    Мусин Н. П Судебно-экономическая экспертиза в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие. М. : ЭКЦ МВД России, 2010. С. 33—34.
    3
    Мусин Н. П Указ. соч. С. 33—34.

    7/2018
    ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
    164
    Такие ученые, как С. Г. Чаадаев, В. А. Прорвич, Г. В. Акифьева, солидарны с классификацией МВД РФ и относят судебную финансово-кредитную экспертизу к роду экономических экспертиз. С. Г. Чаадаев выделяет свою авторскую классификацию, он предлагает классифицировать экономическую экспертизу наследующие роды судебная бухгалтерская экспертиза судебная финансово-кредитная экспертиза комплексные и комиссионные судебно-экономические экспертизы
    4
    Другой точки зрения придерживаются ЕР. Россинская, А. А. Савицкий, В. В. Го- ликова, МГ. Нерсесян. Они не видят необходимости выделения финансово-кре- дитной экспертизы в отдельный род экспертизы, тем самым придерживаясь классификации Минюста. Например, ЕР. Россинская предлагала выделять в рамках экономического класса экспертиз два рода судебную бухгалтерскую и судебную финансово-экономическую экспертизы
    5
    Классификация по Приказу Минюста РФ № 237 в части отнесения судебной финансово-кредитной экспертизы в род финансово-экономических в современных реалиях видится более подходящей. В первую очередь потому, что эта классификация позволяет субъекту, назначающему экспертизу, достаточно четко и правильно определить род необходимой экспертизы, поставить корректные задачи и вопросы перед экспертом. Естественно, удобство применения на практике нельзя считать достаточным аргументом в пользу данной классификации. Поэтому следует провести более детальный анализ. Как было упомянуто выше, классифицирующими признаками в судебной экспертизе являются предмет, объект и задачи.
    Наиболее удачно определила предмет финансово-экономической экспертизы ММ. Виноградова. По ее мнению, предметом судебной финансово-экономиче- ской экспертизы являются сведения о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта (в том числе о финансовых операциях и финансовых показателях, а также фактические данные, характеризующие образование, распределение и использование на предприятии доходов, денежных средств фондов, негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению преступлений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины, исследуемые или устанавливаемые экспертом по заданию органов суда или следствия»
    6
    К сожалению, в научной литературе предмет финансово-кредитной экспертизы неопределенно исходя из практики производства данных экспертиз и вопросов, которые ставятся перед экспертами, можно определить предмет финан- сово-кредитной экспертизы как сведения о кредитных операциях и финансовых показателях деятельности хозяйствующего субъекта, а также фактические данные, характеризующие образование, распределение и использование на пред Чаадаев С. Г Чадин МВ Судебная экономическая экспертиза // Черные дыры врос- сийском законодательстве. 2008. № 1. С. 9.
    5
    Россинская ЕР Галяшина Е. И Настольная книга судьи : Судебная экспертиза. М. : Проспект, 2011. С. 416.
    6
    Виноградова ММ Теоретические и методологические основы экспертного исследования финансового состояния хозяйствующего субъекта при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. М, 2006.

    7/2018
    УЧЕНОГО
    ТРИБУНА МОЛОДОГО
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38


    написать администратору сайта