Главная страница
Навигация по странице:

  • ISSN 2308-4804. Science and world. 2021. № 4 (92). Vol. II.

  • DIAGNOSTICS OF THE PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL RESPONSE TO STRESS IN ARTISTS IN THE CONTEXT OF THE USING PROJECTIVE DRAWING PROBLEM A.G. Shisheva

  • Keywords

  • , Д.С. Чекменев 2

  • анализ. Issn 23084804science and world international scientific journal


    Скачать 2.35 Mb.
    НазваниеIssn 23084804science and world international scientific journal
    Анкоранализ
    Дата21.03.2022
    Размер2.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаScience and world № 4 (92), April, Vol. II.pdf
    ТипДокументы
    #408062
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    ISSN 2308-4804. Science and world. 2021. № 4 (92). Vol. II.
    74 Перейдем к описанию наиболее заметных диагностических признаков, присутствующих в рисунках художников и указывающих на особенности реагирования на стресс. В данной статье опустим описание тех признаков, которые существенно не различаются в группах художников и респондентов не творческих специальностей (выборки сравнения. В первую очередь отметим, что в работе с художниками мы не получили ни одного нормативного рисунка, лишенного каких-либо особенностей и диагностических признаков. Напротив, все 100 % испытуемых выразительно отразили в рисунках свои стратегии реагирования на стресс. В выборке сравнения 36 % испытуемых предложили схематичное изображение человека, состоящее из овала головы и палочек, символизирующих туловище и конечности. Художники, все 100 %, нарисовали людей несхематично, хотя сами рисунки выполнены как в набросках (44 %), таки в завершенном варианте (66 %). Таким образом, отметим, что рисунки художников обладают даже большим диагностическим потенциалом, потому, что их не сдерживают неуверенность и неловкость в рисовании. Они не только не боятся рисовать человека, но и часто умеют изображать его в разных позах и с разными выражениями лица, что дает дополнительную диагностическую информацию. Настроение и состояние в стрессовой ситуации у художников чаще меняется в сторону минорных, грустных, негативных переживаний (68 % художников и 40 % группы сравнения. То есть жизненные трудности, стресс часто снижают энергетический тонус и активность творческого человека, эмоционально подавляют его. Такой человек, вероятнее всего, инстинктивно избегает стрессов и разногласий в отношениях с людьми, стремится к компромиссами демонстрирует доброжелательное поведение. Желание избегать сложных ситуаций с людьми частично объясняет и некоторую социальную закрытость художников. У 24 % художников отмечается повышение жизненного тонуса и улучшение состояния в ситуации стресса. Но все эти 24 % испытуемых в обычных жизненных обстоятельствах демонстрируют экзальтированность, закрытость, молчаливость, зажатость, а в ситуации стресса они становятся более включенными в реальное взаимодействие с людьми и чувствуют себя более энергичными. В рисунках художников чаще (52 %), чем в выборке сравнения (32 %), отражается стратегия реагирования на стресс через снижение социальной активности, вплоть до полной изоляции уход в мир переживаний, фантазий и даже страданий. Однако, при этом, усиливается острота восприятия своего внутреннего мира, происходит некая внутренняя работа по постижению глубины и сложности мироустройства, и, главное – это состояние они считают нормальным, рабочим. Однако, с позиции оценки адаптивности реакции на стресс, эта реакция скорее неэффективная. В частности, положение тела человека, поза или действие указывают на уровень активности. Поза человека под дождем становится более пассивной у 28 % художников он сидит на скамейке, на подоконнике, лежит в гамаке, сидит под фонарем на улице, стоит на коленях и т.п. В выборке сравнения только в 8 % поза человека меняется из положения стоя в положение лежа и у 4 % в положение сидя. Поворот тела человека под дождем, указывающий на концентрацию на внутреннем мире и игнорирование социальных контактов, в рисунках художников отмечен в 36 %, а в выборке сравнения в 12 % случаев. Изменения в изображении органов чувств и частей тела указывают на стратегии когнитивного и эмоционального реагирования на стресс. Так в рисунках художников человек под дождем закрыл глаза в 32 % случаев, что может указывать на отказ от контроля и восприятия реальности, на концентрацию на своих мыслях и переживаниях. В группе сравнения таких рисунков 8 %. Исчезновение изображения ушей у человека под дождем, что указывает на отсутствие заинтересованности в сборе необходимой информации, в рисунках художников ив группе сравнения отмечено в равной мере – у 32 %. Нов выборке художников еще 28 % уши не нарисовали ни у человека, ни у человека под дождем. Можно предположить, что у художников аудиальный канал восприятия реальности ив обыденных жизненных обстоятельствах не является основным. В общем, 60 % художников в стрессовых обстоятельствах склонны игнорировать вербальную информацию, получаемую извне. В 20 % рисунков художников у человека под дождем исчезло лицо, те. отсутствуют глаза, нос, губы, а одежда из цветной (на рис. Человек) превратилась в черно-белую (на рис. Человек под дождем. То есть в стрессовой ситуации эмоциональное восприятие притупляется, коммуникации прекращаются, и объективная информация о происходящем игнорируется, не воспринимается. В данном исследовании такую стратегию продемонстрировали только художники. В группе сравнения 8 % рисунков без лица и отличает их то, что лицо не прорисовано в обоих рисунках и Человек, и Человек под дождем, те. подобное обезличивание не является реакцией на стрессовую ситуацию. Рот символизирует способность общаться, говорить. Исчезновение рта у Человека под дождем, отмечено в рисунках художников в 28 %, а выборке сравнения в 12 % случаев, и указывает на склонность замолкать и замыкаться в себе, не озвучивать свои проблемы. Изображение кистей руки пальцев связано с ощущением своей способности действовать, влиять на ситуацию, управлять, манипулировать людьми и обстоятельствами жизни, преобразовывая их в желаемом для себя направлении. В рисунках художников этот признак уверенности в себе встречается у 32 %, а в 68 % изображений Человека под дождем он отсутствует. Таким образом, можно сказать, что среди исследуемых художников значительно больше людей неуверенных в себе, в своих возможностях. О склонности к переживанию неуверенности в себе свидетельствует и отсутствие стоп в изображении человека в 24 % рисунков художников. У 12 % испытуемых художников стопы появляются в рисунке Человека

    ISSN 2308-4804. Science and world. 2021. № 4 (92). Vol. II.
    75 под дождем, то есть стрессовая ситуация побуждает их почувствовать себя более уверенно. И у 12 % стоп нет ни на одном из рисунков. Такие люди не чувствуют почву под ногами, не умеют опираться на себя, на собственные силы, не уверены в себе, нуждаются в том, чтобы их поддерживали, направляли, вели или же оставили в покое. В группе сравнения процент изображений без стоп несколько выше (32 %). Однако, здесь обращаем внимание на то, что художники наверняка умеют и пропорционально изображать человека, так чтобы ноги поместились на листе бумаги, и могут нарисовать некое подобие стопы, нов проективном рисовании пренебрегают своими умениями и достаточно свободно через рисунок демонстрируют психологические качества. Зонт, который символизирует психологическую защиту и способность позаботиться о себе в стрессовой ситуации в рисунке Человек под дождем, нарисовали только 12 % художников. Из них в 4 % случаев присутствует полноценный, раскрытый, защищающий от дождя, зонт, но человек под этим зонтом пассивен, стоит на колене и не может идти. В остальных случаях видим зонт, защищающий от солнечных лучей (неадекватная и неэффективная психологическая защита) и нераскрытый зонт, камуфлирующий катану или японский меч (скрытая, подавляемая агрессивность. То есть в анализируемой группе художников все 100 % рисунков указывают либо на несформированность защиты и неспособность найти адаптивную линию поведения в стрессе, либо на неадекватность и неэффективность психологической защиты. В выборке сравнения у 76 % испытуемых зонт присутствует на рисунке Человек под дождем, те. общая защитная стратегия актуализируется и используется. В ряде случаев (32 %) зонт не защищает, т.к. находится за головой или рядом, в вытянутой в сторону руке. У 12 % выборки сравнения зонт заменяется каким- то другим объектом, позволяющим укрыться от дождя (козырек подъезда, выступающая крыша здания, дерево, беседка. В рисунках художников подобные признаки, указывающие на способность использовать защиту, предлагаемую другими людьми или обстоятельствами, отсутствуют. Подведем итоги. Во-первых, данное исследование позволило выделить ряд психологических особенностей реагирования на стресс, проявляющихся у художников значительно ярче, чему лиц не творческих специальностей. Это высокая эмоциональная уязвимость выраженная склонность к негативным эмоциональным реакциями минорным переживаниям преобладание неадаптивных и неэффективных стратегий реагирования на стресс через реакции отчуждения, закрытости, бегства от реальности во внутренний мири в мир воображения снижение общей жизненной активности и неуверенность в своей способности повлиять на ситуацию при встрече с трудностями.
    Во-вторых, вопреки сложившемуся стереотипу о неэффективности использования рисуночных методик с художниками, исследование показало, что применение проективных рисуночных методик в диагностической работе с этой категорией клиентов информативно и целесообразно. Ни один из участвовавших в исследовании художников не демонстрировал правильного рисования. Напротив, все рисунки содержали ошибки, если можно так выразиться. Среди формальных признаков это и обрезанные краем листа ноги и не прорисованные кисти рук, непропорциональность фигуры, набросочные варианты рисования, прерывающиеся неровные линии и пр. Содержательные и информативные для данной методики признаки также представлены в рисунках в полной мере. Умение художника рисовать, само по себе не должно выступать причиной отказа от использования рисуночных проективных методик. Учитывая преимущества художников в изобразительной деятельности, разумно большее внимание уделять качеству психологического контакта и мотивированию клиента на исследование. Материал поступил в редакцию 27.03.21
    DIAGNOSTICS OF THE PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL RESPONSE TO STRESS
    IN ARTISTS IN THE CONTEXT OF THE USING PROJECTIVE DRAWING PROBLEM
    A.G. Shisheva, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychodiagnostics and Practical Psychology
    Pedagogical Institute
    Irkutsk State University, Russia
    Abstract.
    The article is devoted to the study of the psychological characteristics of the creative personality in
    the context of the problem of using the method of projective drawing in psychological work with artists.
    The results of a
    comparative analysis of the most striking differences in the responses to stress in artists and persons of non-creative
    specialties, which are manifested in the projective drawing, are described.
    The results of the research make a scientific
    contribution to the problem of studying the features of the creative personality through the use of the projective method.
    Keywords:
    projective drawing, features of the response to stress, the personality of the artist.

    ISSN 2308-4804. Science and world. 2021. № 4 (92). Vol. II.
    76
    Political sciences Политология
    УДК 321.01 СИСТЕМНЫЕ И ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА МА. Аствацатурова
    1
    , Д.С. Чекменев
    2
    1 доктор политических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра политических и этнополитических процессов,
    2
    кандидат исторических наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права
    ФГБОУ ВО Пятигорский государственный университет, Россия Аннотация. В статье выделяются и обобщаются системные и политико-управленческие условия конструирования общественно-политического дискурса. Авторами указывается на усложнение современного
    политико-управленческого процесса, что проявляется, в частности, в расширении поля публичной политики. В этой связи актуализируются вопросы, связанные с конструированием и управлением общественно-
    политического дискурса. Авторами делается вывод о том, что выделенные системные и политико-
    управленческие условия опосредовали и детерминировали процессы конструирования и управления обществен-
    но-политическим дискурсом на различных транзитных и модернизационных этапах развития российской политической системы. Ключевые слова
    общественно-политический дискурс, политический транзит, политическая модернизация, публичная политика, политические институты, взаимодействие власти и общества, гражданское общество. Некоторые вводные методологические идеи. Современный политико-управленческий процесс характеризуется многоуровневыми инновационными техниками и технологиями, а также расширением номенклатуры объектов и сфер их применения. С одной стороны, мы наблюдаем расширение публичной политики, активизацию групп социального давления на власти, повышение общественной активности на базе общечеловеческих ценностей и гуманизма [4, с. 203]. Добровольческие движения и сообщества проявляются повсеместно в мире и распространяются на все более широкие реестры проблем, противоречий, инцидентов. Гражданское общество в разных странах в разной степени и с разным успехом влияет на власть и на принятие значимых политических, бюрократических решений, с. 140]. Сегодня такое влияние усилилось и диверсифицировалось в связи с угрозами, которые принесла пандемия новой коронавирусной инфекции С, которая потребовала нового качества социальной солидарности, как и нового уровня взаимопонимания власти и общества. С другой стороны, мы видим усиление позиций политических институтов, властных и управленческих структур, которые осуществляют вторжение в экономическую сферу, сферу социального ассоциирования. Политики, чиновники, бюрократы все активнее вмешиваются в групповые и личные стратегии и тактики граждан, вероятно, стремясь максимально оптимизировать отношения государства и общества [1, с. 166]. Повсеместно мировой политический процесс отмечен такими симптомами, как укрепление нормативно-правовой базы власти, стремление власти первенствовать в публичной политике и форматировать гражданские инициативы, параллельно расширяя силовые и охранительные структуры. С учетом сложностей современных общественно-политических и политико-управленческих отношений, а также проблем и противоречий отношений государства и общества актуализируем исследовательскую проблему настоящей статьи на нескольких поисково-методологических уровнях
     первый уровень – как проблему общественно-политического дискурса,
     второй уровень – как проблему конструирования общественно-политического дискурса
     третий уровень – как проблему публичного управления конструированием общественно- политического дискурса в современной РФ. Выделение третьего уровня общей проблемы политического анализа, на наш взгляд, обусловлено рядом обстоятельств, типичных для современного российского политического процесса. Во-первых, смещение структурных элементов системы взаимодействия государства и общества в сторону усиления позиций государства. Во-вторых, централизация и вертикализация власти с ее очевидной персонификацией в лицедействующего Аствацатурова МА, Чекменев Д.С. / Astvatsaturova M.A., Chekmenev D.S., 2021

    ISSN 2308-4804. Science and world. 2021. № 4 (92). Vol. II.
    77 Президента РФ. В-третьих, конструирование сверху гражданского общества и форматирование сверху публичной политики. Данные обстоятельства не являются черным лебедями, они детерминированы сущностью российского политического процесса, содержанием политической социализации граждан РФ и особенностями их политического участия, политического действия, политической культуры. В этой связи исследовательского внимания заслуживают условия конструирования общественно-политического дискурса в публичной политике современной РФ. Главные системные условия конструирования общественно-политического дискурса в публичной политике современной РФ В качестве двух главных системных условий конструирования общественно- политического дискурса в публичной политике современной РФ выступают политический транзит и дальнейшая политическая модернизация. Здесь отметим, что содержание и политического транзита, и политической модернизации имеет суверенное российское наполнение и не может быть схематизировано, исходя из лишь классических трактовок транзита и модернизации, принятых в западной политологии и имеющих, несомненно, значительный методологический ресурс [10, с. 1679]. Однако российская постсоветская политическая действительность продуцирует самостоятельно значимые и масштабные политические институты, тенденции, закономерности [2, с. 57]. В настоящей статье мы определяем политический демократический транзит как относительно целенаправленный и относительно управляемый переход от советского социалистического государства к демократическому правовому социальному государству, демократическим принципам формирования и функционирования политической системы, который в России завершился к концу х гг. Входе политического транзита сложились основные правовые, нормативные, организационные структуры, имеющие инновационное политическое содержание и обеспечивающие развитие демократических институтов парламентаризм, выборность, многопартийность, местное самоуправление, общественно-политическое ассоциирование, гражданский контроль и др. Важнейшим следствием демократического развития российского общества выступает общественно- политический дискурс, который продуцирует публичную политику ив тоже время сам является ее продуктом. Политическую модернизацию мы определяем как процесс создания системы политических институтов, обеспечивающих реальное участие граждан страны в деятельности органов власти и управления, а также их включение в процесс разработки и реализации важнейших политико-управленческих решений [7]. Входе последовавшей за демократическим транзитом политической модернизации осуществляется
     генерирование институированных форм участия граждан в принятии и реализации политико- управленческих решений
     структурирование системы общественных организаций политической направленности и политиза- ция широких добровольческих движений
     усложнение повестки общественно-политического дискурса и вовлечение в него новых субъектов и акторов;
     геополитизация сюжетов общественно-политического дискурса в связи с прецедентами и инцидентами международной ситуации, мировыми угрозами ирисками (терроризм, гибридные войны, конфликты, экологические и техногенные катастрофы, пандемия и др
     создание креативной системы взаимодействия общества и государства, которая на определенном этапе результируется в публичной политике конструированием общественно-политического дискурса. Частные условия конструирования общественно-политического дискурса в публичной политике современной РФ. Отметим, что в качестве частных условий конструирования общественно-политического дискурса в публичной политике выступают экономико-структурные, ценностно-культурные, политико- институциональные и информационно-коммуникативные условия. Выделим особое значение политико- институциональных и информационно-коммуникативных условий конструирования общественно- политического дискурса.
    Политико-институциональные условия отражают степень демократичности системы, в частности, наличие и влияние институтов гражданского общества [9, с. 224]. Данные условия получили наиболее полную реализацию в институциональном измерении, ас точки зрения реального функционирования здесь выделяются свои особенности. Так, демократические политические институты созданы и развиваются, однако степень их эффективности (результативности) остается достаточно низкой и носящей по большей части публичный (ма- нифестационный) характер [5, с. 118]. Важнейшим политико-институциональным условием конструирования общественно-политического дискурса выступает формирование механизмов взаимодействия власти и гражданского общества. Проблема в этой сфере заключается в том, что механизмы взаимодействия институционально оформлены, однако их реальное задействование требует дополнительного стимулирования [3, с. 135]. Вместе стем, несмотря на определенные проблемы, большая часть институтов гражданского общества участвует враз- витии демократической системы. Убедительными показателями такого участия являются участие гражданских субъектов и организаций в общественном контроле над деятельностью органов власти и управления включение гражданских субъектов в нормотворческий процесс участие институтов гражданского общества в выработке политико-управленческих решений. К информационно-коммуникативным условиям мы относим структурирование новых каналов инфор- мационно-коммуникативного взаимодействия власти и общества, а также общую виртуализацию политики.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта