Главная страница
Навигация по странице:

  • Юлия Исаевича Айхенвальда

  • Учебник по критике. Литературная критика конца 18801910х годов общая характеристика литературной критики Се


    Скачать 445.2 Kb.
    НазваниеЛитературная критика конца 18801910х годов общая характеристика литературной критики Се
    АнкорУчебник по критике.docx
    Дата29.05.2018
    Размер445.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУчебник по критике.docx
    ТипГлава
    #19781
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    16* 243
    как педагогический материал» (1887). Общепризнанным шедевром русской поэтической прозы являются две его «Книги отражений» (1906, 1909).

    В становлении критической прозы Анненского можно четко разграничить два этапа. Первый связан с критико-педагогическими статьями, напечатанными в конце 1880-х–1890-е годы в журналах «Воспитание и обучение» и «Русская школа», посвященными творчеству А. Толстого, Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Ап. Майкова. В этих работах постепенно выстраивалась, формировалась система взглядов, приведшая в начале 1900-х годов к созданию особого нового способа литературно-критического анализа. Анненский часто использовал идеи дискурсивной критики (т. е. рассудочной, обоснованной предшествующими суждениями). К тому же педагогическая задача заставляла критика доводить мысль до логического предела, избегая при этом ассоциативных и метафорических образов, которые могли бы затруднять читательское восприятие. Сотрудничество в педагогических журналах стало для Анненского своеобразной наукой точности – и в постановке тем, и в постулировании основополагающих вопросов.

    Второй этап литературно-критического творчества Анненского связан с началом XX в. В 1906 г. вышел сборник литературно-критических статей «Книги отражений», не оцененный современниками по достоинству, но обозначивший совершенно новую и оригинальную страницу в истории русской литературно-критической жизни. Основной смысл нового подхода к интерпретации словесно-художественного текста был обозначен Анненским в «Предисловии»: «Эта книга состоит из десяти очерков. Я назвал их отражениями. Критик стоит обыкновенно вне произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только вне его, но где-то над ним. Я же писал здесь только о том, что мной владело, за чем я следовал, чему я отдавался, что я хотел сберечь в себе, сделать собою.

    Вот в каком смысле мои очерки отражения, это вовсе не метафора

    Выбор произведений обусловлен был, конечно, прежде всего самым свойством моей работы. Я брал только то, что чувствовал выше себя, и в то оке время созвучное»1.

    Обращаясь в своих критических этюдах к творчеству Гоголя, Достоевского, Тургенева, Писемского, Л. Толстого, М. Горького, Чехова, Бальмонта, Анненский говорил о неисчерпаемой многозначности про-

    Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С.5.

    244
    изведений искусства, об их вечном обновлении и эволюции во времени, а в соответствии с этим – об их истолковании, о чтении как творческом процессе. В статье «Что такое поэзия?» (1903) Анненский утверждал: «Ни одно великое произведение поэзии не остается досказанным при жизни поэта, но зато в его символах надолго остаются как бы вопросы, влекущие к себе человеческую мысль. Не только поэт, критик или артист, но даже зритель и читатель вечно творят Гамлета» '.

    Вышедшая в 1909 г. вторая «книга отражений» открывалась совсем лаконичным предисловием: «Я пишу здесь только о том, что все знают, и только о тех, которые всем нам близки.

    Я отражаю только то же, что и вы<...>

    Мои отражения сцепила, нет, даже раньше их вызвала моя давняя тревога.

    И все их проникает проблема творчества, одно волнение, с которым я, подобно вам, ищу оправдания жизни»2. Наряду с Лермонтовым, Тургеневым и Достоевским Анненский истолковывал в книге со своих субъективных позиций творчество Л.Андреева, Гейне, Шекспира и Ибсена.

    Система эстетических воззрений критика, оформленная в сложном, причудливом логическом сцеплении очерков, составивших две «Книги отражений», оказалась одновременно направлена и против морализующего начала, которое таит в себе неприкрытая тенденциозность, и против декларируемого «безразличия» к переменам в общественной жизни декадентства. Общим достоинством обеих книг современниками признавались меткость наблюдений и оригинальность суждений, при изысканном, всегда блестящем изложении. Разумеется, сложная индивидуальная иерархия аналитических приемов Аннен-ского учитывала творческий опыт Ф. Ницше, О. Уальда, других западноевропейских мыслителей и писателей, базировалась на апробированных выводах, интересных исследовательских наблюдениях различных литературоведческих, лингвистических, психологических, философских направлений.

    Критические статьи его представляют собой филигранно выполненные, тонко ассоциативные и динамичные филологические наблюдения, пронизанные авторским лиризмом, благожелательностью интонации, смысловой многоплановостью. По сути ни одна из предложенных им оценок не может быть понята вне общего контекста, созда-

    Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 205. 2Там же. С. 123.

    245
    ваемого всеми его критическими этюдами в их художественно-аналитической совокупности.

    Значительную роль в формировании принципов «новой критики» сыграла «импрессионистическая» или «имманентная» критика Юлия Исаевича Айхенвальда (1872–1928). На методологические основы литературно-критической деятельности Айхенвальда существенное влияние оказала идеалистическая философия А.Шопенгауэра, 4-томное полное собрание сочинений которого он перевел с немецкого языка. Выступления Айхенвальда сразу же оказались в центре внимания представителей разных литературных направлений. С. А.Венгеров, автор пространной статьи об Айхенвальде в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, писал: «Общепризнанными можно считать его достоинства как замечательного стилиста. У него несомненно блестящий, образный слог; его статьи нечто вроде критических стихотворений в прозе. Отсюда известная их вычурность. Приподнятость Айхенвальда, однако, органически и свободно вытекает из его восторженного отношения к литературе. Те писатели, которых он любит, представляются ему пророками; каждое слово их полно священного значения, о них надо говорить молитвенно»1.

    «Импрессионистическую» оценку личности Айхенвальда дал Б.К.Зайцев в книге «Москва»: «Юлий Исаевич был очень замкнут, очень весь «в себе». Он плохо видел, носил очки большой силы (Никогда не видел звезд. Путешествовал по Италии, но не полюбил ее: не рассмотрел. И смерти своей не увидел.) За этими очками жил глубиной и чистотой души, очень сильной и страстной, очень упорной. Литература, книги – вот его область. Он писал о писателе так, как видел его в своем уединенном сердце, только так, и в оценках бывал столь же горяч, столь же «ненаучен», как и сама жизнь. Все его писания шли из крови, пульсаций, из текучей стихии. Можно было соглашаться с ним или не соглашаться, одобрять или не одобрять его манеру, но это был художник литературной критики и, за последние десятилетия, вообще первый русский критик. Как все страстные, он бывал и пристрастен»2.

    В 1890–1900-х годах Айхенвальд публиковал работы на философские, литературные и педагогические темы во многих периодических изданиях, писал статьи для энциклопедий, для «Истории русской литературы» Д. Н. Овсянико-Куликовского, читал публичные лекции. Наибольшую Известность же приобрел как автор Литературных порт-

    Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон: Биографии. М., 1991. Т. 1. С. 120. гЗапцев Б. К. Соч.: В 3 т. М., 1993. Т.2. С 408.

    246
    ретов русских и западноевропейских писателей в книгах «Силуэты русских писателей» (1906; 1908; 1910), «Этюды о западных писателях» (1910), эссеистической книги «Пушкин» (1908; 2-е изд. 1916), сборника статей о современных русских и зарубежных писателях «Слова о словах» (1916).

    Задачи импрессионистической, или, как сам Айхенвальд ее называл, «имманентной» критики заключались в передаче впечатления, произведенного автором на проникновенного читателя. Айхенвальд исходил из того, что искусство есть нечто абсолютно самодовлеющее и потому сознательно отказывался от изучения писателя в связи с конкретными условиями места и времени, а импрессионизм не воспринимал как «эстетизм». Объективно «силуэты» писателей, нарисованные Айхенвальдом, противостояли традициям отечественной радикально-демократической критики. Признавая воспитательное значение искусства, он отвергал «утилитарные» требования к нему, считая их чуждыми иррациональной природе поэзии. Айхенвальд отрицал самую возможность построения истории литературы на каком-то едином методологическом основании. Говоря о праве критика на субъективное толкование произведения, он отводил ему роль своеобразного жреца, посредника между художником и читателем, первого и лучшего из читателей.

    Взгляды Айхенвальда на искусство особенно ярко проявились в переоценке творческого наследия Белинского и критики 60-х годов, которую он упрекал в чрезмерной публицистичности, в недостаточности художественного вкуса и непоследовательности литературных оценок.

    Октябрьскую революцию Айхенвальд откровенно не принял, о чем открыто говорил в своих книгах 1920-х годов (Наша революция. М., 1918; Лев Толстой. М, 1920; Поэты и поэтессы. М, 1922). В 1922 г. в числе других русских философов, писателей, деятелей культуры был выслан из Советской России. Писал в эмигрантской прессе об общественно-культурной жизни России на рубеже веков, о Короленко, Мамине-Сибиряке, Чехове и других писателях. Жил в Берлине, преподавал в Русском научном институте, был душой литературного кружка русских писателей-эмигрантов.

    В истории русской культуры конца XIX – начала XX в. Василий Васильевич Розанов (1856–1919) – личность самая противоречивая и вместе с тем неоспоримо талантливая, оригинально и живо мыслящая. Как никто другой из видных литераторов рубежа веков, он был откровенно отринут своими современниками. Из него сознательно,

    247
    хотя и безуспешно, неоднократно пытались сделать этакого клоуна отечественной журналистики, беспрестанно кувыркающегося и натужно смеющегося вымученными слезами над собой и другими. Русская журналистика с особым рвением набрасывалась на него и слева, и справа, награждая множеством отрицательных характеристик, среди которых были и такие: «пакостник», «дрянь», «голый Розанов», «гнилая душа», «Великий Пошляк Русской Литературы»... Его непрестанно обвиняли в беспринципности. После смерти, в советские годы, он был официально отнесен к числу наиболее опасных и потому опальных литераторов-мыслителей. Действительно, общение с текстами Розанова всегда предвещает беспокойство и некоторую неустойчивость. Истину он предпочитал любым идеологическим «направлениям». Истину выстраданную, сокровенную и оголенно, в наивной пер-возданности представленную.

    «Какого бы влияния я хотел писательством?» – вопрошал Розанов и давал ответ: «Унежить душу». И тут же добавлял: «А «убеждения». Ровно наплевать»1. Себе в заслугу Розанов ставил то, что он «ни к кому не подделывался», «никому не льстил», «и если лгал (хотя определенно не помню), то просто в то время не хотел говорить правду, ну «не хочу и не хочу». Это – дурно. Не очень и даже совсем не дурно. «Не хочу говорить правду». Что вы за дураки, что не умеете отличить правду от лжи; почему я для вас должен трудиться?»2. Наполненная противочувствиями розановская манера мышления и письма – парадоксально-диалогическая, наедине с собственной совестью и совестью мудрого, зрячего читателя, открытого к честному диалогу, способного слышать, но не слушаться, сохранять собственное достоинство и независимость понятий о жизни.

    Творчество Розанова невозможно заключить в привычные рамки четкого и внятного толкования: слишком оно тревожаще сложно и загадочно. В нем воплотились различные парадоксы и веяния российской действительности конца XIX – начала XX в. Всем строем суждений Розанов сознательно провоцировал на внутреннее раздраженное несогласие с собой. Впрочем, и сам он вступал с собой в спор, если ощущал в этом сиюминутную, страстную потребность. Отсюда внешняя отрывочность, мозаичность, калейдоскопичность и кажущаяся беспорядочность его мысли и слога. В личности бескомпромиссного публициста, откровенно субъективного литературного критика, не-

    * Розанов В. В. Мысли о литературе. М, 1989. С. 393. 2Там же. С. 393–394.

    248
    примиримого философа и весьма необычного прозаика неожиданно сошлись и сплелись почти все противоречия духовной жизни России предреволюционного периода.

    Розановым написано огромное количество статей, очерков, юбилейных слов, рецензий и заметок о Пушкине, Достоевском, Л.Толстом, Тургеневе, Страхове, Леонтьеве, Мережковском. Многократно он обращался к анализу творчества Гоголя, Некрасова, Гончарова, Чехова, М. Горького, Вл. Соловьева, Бердяева, Флоренского. В работах критика о литературе и философии получила яркое выражение плодотворная концепция ценностного подхода к словесно-художественному и этико-эстетическому наследию отечественной культуры. Этот аспект розановскои критики составляет одну из самых существенных сторон его собственного, всегда разноликого творчества, позволяющего характеризовать роль художника в литературном процессе конкретной исторической эпохи в связи с его представлениями о национальной культуре вне зависимости от той или иной идеологической направленности. При этом, как подчеркивает А.Д.Синявский, «Розанов не создатель какой-то стройной и законченной философской системы или концепции. Он оставил нам не систему, а самый процесс мысли, который ему был дороже всего. Процесс этот протекал у него и очень органично, и вместе с тем неровно, разветвленно, зигзагообразно, резкими скачками из стороны в сторону. Внутренне Розанов, как писатель и мыслитель, был целостен»1.

    1890-е годы стали периодом его становления как литературного критика, хотя еще в 1886 г. Розанов создал свой первый самостоятельный философский труд «О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания». Книга была прочитана более или менее адекватно лишь в 1900-е годы, когда автор стал уже широко известен читательской публике как историк религии, публицист и литературный критик. Но именно в первом фундаментальном произведении Розановым были намечены и сформулированы основные положения его религиозно-идеалистической концепции, чаще всего шедшей вразрез с общепринятыми воззрениями.

    Говорить о какой-либо сформировавшейся «системе» литературно-критических взглядов писателя можно лишь условно. «Слишком зыбкими и неустойчивыми были его отношения к тем или иным явлениям литературы и искусства; огромную роль играли даже такие невероятные факторы, как, скажем, настроение автора или даже внешний

    'СинявскийА. «Опавшие листья» Василия Васильевича Розанова. М, 1999. С. 3.

    249
    облик объекта критических выпадов»1, несмотря на то что у Розанова была своя концепция истории русской литературы и литературного процесса в России, резко отличающаяся от существовавших, построенная на бесконечных «оглядываниях по сторонам», на неожиданных, часто – афористически изящных и вместе пронзительных «припоминаниях» и субъективных размышлениях.

    Своеобычная «музыка» розановского слова была отчетливо заявлена уже в его ранней книге о «глубочайшем аналитике души» Достоевском «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), сразу же ставшей настольной для многих его современников. По своему характеру работа Розанова может быть с полным правом признана синтетической: она затрагивает множество побочных, параллельных и очень важных, дорогих для него тем. Размышляя над наследием Гоголя, которое ему видится противостоящим всей русской литературе, критик говорит об Гончарове, Тургеневе, Л. Толстом и вместе с тем представляет читателю основные этапы творчества Достоевского. Не случайно в розановских наблюдениях над «Братьями Карамазовыми» возникает «основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном типе, событии и т. п. » , слово «легенда», проникнутое особым пафосом. Для Розанова сам роман по сути является комментарием к «Легенде». Именно «Легенду о Великом инквизиторе» критик, как подчеркивает С. Р. Федякин, «видит (и читателя заставляет увидеть) не только как главное слово во всем творчестве Достоевского, но и как концентрацию философских усилий всей русской литературы XIX в.»3. Впоследствии так называемая «музыка мысли» станет одной из непреходящих особенностей откровенной и всегда неожиданной розановской прозы, так ярко проявившейся в «Уединенном» (1912), двух коробах «Опавших листьев» (1913, 1915), «Смертном» (1913), «Мимолетном. 1915 год», «Апокалипсисе нашего времени» (1917–1918) и других произведениях, созданных в дневниковом жанре.

    На протяжении всей критической деятельности Розанов постоянно обращается по самым разным поводам к классической и современной ему русской литературе, при этом никогда не создавая основательных и обширных исследований по истории отечественной словесности. Лишь в начале своего «писательства» он предпринял попытку

    Налепин А. Л. «Книга – это быть вместе» II Розанов В. В. Соч. М., 1990. С. 15. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1986. Т. 2. С. 168.

    Розанов В. В. Собр. соч.: Легенда о Великом инквизиторе Ф. М.Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. М., 1996. С. 640.

    250
    размышления над методологией и историей литературной критики. Результатом этих размышлений стала опубликованная в 1892 г. в журнале «Русское обозрение» программная статья «Три момента в развитии русской критики». Следует, правда, заметить, что сформулированные в ней подходы практически ни разу не были применены им на собственной практике. Возможно, это было связано с тем, что всякое индивидуальное явление прошлого и современности оценивалось критиком как положительное только в том случае, если оно оказывалось взращенным на определенном и надежном фундаменте; всякое же искажение «исторического замысла» или уже состоявшегося явления им безоговорочно отрицалось. Можно с уверенностью сказать, что восприятие русской литературы как нетленного национального богатства сохранилось у Розанова до конца дней. Примечательно, что время от времени оно оборачивалось резкими, порой несправедливыми и, как казалось, бесцеремонными и многих возмущавшими нападками на ту же литературу. Однако чаще всего это происходило от «избытка чувств», от неизмеримого максимализма субъективных требований, которые проявлял критик к изящной словесности.

    Особое место в творческом наследии Розанова занимают оригинальные, непривычные в жанровом плане мемуарно-некрологические работы. Из числа статей «памяти усопших» особенно выделяются «Памяти И.И.Каблица» (1893), «Вечная память (Н.Н.Страхов и Ю. Н. Говоруха-Отрок)» (1896), «Памяти Ф.Э.Шперка» (1897), «Памяти Вл. Соловьева» (1900). Последний некролог завершается неожиданным признанием автора, чьи творческие отношения с покойным никогда не были благополучными: «Да будет прощено некоторое личное слово, не нужное читателю, но которое нужно пишущему. Мне принадлежит о покойном несколько резких слов, прижизненно сказанных ему по поводу его идей. Неприятное в литературе, что она огорчает, что из-за нее огорчаешься. Во всяком случае теперь своевременно высказать сожаление о возможном огорчении, какое эти слова могли причинить усопшему. Хоть поздно, но можно и хочется обратить к нему не одно общее всем людям надмогильное «прощай», но и отдельное свое: «прости»..»1. Розанов внес заметный вклад в становление самого жанра некрологической статьи, которую следует рассматривать в качестве литературно-критического источника, несущего в себе ценные материалы биографического характера и важные историко-культурные сведения.

    'Розанов ВВ. Собр. соч.: О писательстве и писателях. М., 1995. С. 68.

    251
    К существенным литературно-критическим источникам следует отнести и многочисленные фельетоны, заметки и рецензии Розанова, которые главным образом печатались в газете «Новое время». Пристальный и пристрастный интерес вызывают как бы вскользь разбросанные на страницах разных книг из своеобразной серии его «опавших листьев» суждения о современной русской литературе, о писателях-классиках.

    В Розанове по сути сконцентрировались и дошли до нас со всей животрепещущей злободневностью многие ощутимые противоречия русской литературы. «Вся моя жизнь, – заключал он, – была тяжела. Свнутри греха. Извне несчастья. Одно утешение было в писательстве. Вот отчего я постоянно писал»1. Кажется, любое явление общественной, литературно-художественной и политической жизни России незамедлительно получало отклик в его разножанровых, «раздражительных» выступлениях. Без преувеличения, Розанова можно сравнить с точным зеркалом русской общественной жизни конца XIX – начала XX столетий. Связанный со многими литературными течениями и направлениями, он оказался писателем и критиком, воплотившим глубоко индивидуальное переживание литературных и жизненных впечатлений.

    Стремясь примирить непримиримое, прежде всего, разные литературные эпохи, Розанов явился одной из самых трагических фигур в русском литературном процессе. Преодолеть мучительную границу, навсегда разделившую Серебряный век с новым советским режимом, Розанов не мог. Он умер в 1919 г. от физического истощения и нравственного потрясения происходящим.


    Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С. 477.


    Глава 8

    ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1920 –НАЧАЛА 1930-х ГОДОВ

    Новая литературная эпоха. Литературная критика как источник формирования новой литературной ситуации. Пролеткульт. П. И. Лебедев-Полянский и А. А. Богданов в литературной жизни 1920-х годов. Критическая методология пролеткуштовцев. Футуристы и ЛЕФ. В. Б. Шкловский как литературный критик. «Серапионовы братья». Л. Н. Лунц.История РАПП. Литературно-критическая идеология напостовства. Г. Лелевич. Раскол в РАПП и новые тенденции в литературной критике. Л. Д. Троцкий. А. К. Воронский. Н. И. Бухарин. Споры о пролетарской культуре и позиция Е. Замятина. Кружки рабочей критики и читательская критика. «Независимые» литературные критики: О. Э. Мандельштам. «Оппозиционная» литературная критика. А. В. Луначарский. В. П. Полонский. В. Ф. Переверзев. Литературно-критическая деятельность группы «Перевал». Д. Горбов. А. Лежнев.

    Новая литературная эпоха не может начинаться в один день или час в соответствии с неким декретом. Литературная жизнь первых послереволюционных лет так или иначе вбирала в себя черты прежней литературно-общественной ситуации. Продолжалась деятельность известных литературоведов и критиков начала XX в. – А. Г. Горн-фельда, Иванова:Разумника, В.Львова-Рогачевского, К.И.Чуковского, М. О. Гершензона, Н. А. Котляревского, в печати активно выступали А. Белый, А. А. Блок, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам. Однако по разным причинам литературно-критическая деятельность этих и других авторов оборвалась вскоре после революции.

    Тем не менее их голоса звучали отчетливо, и каждый из них успел выговорить дорогие ему идеи. Так, например, Михаил Осипович Гер-шензон (1869–1925), начавший свою работу еще в 1890-е годы как историк, философ, публицист, участник знаменитого сборника

    253
    «Вехи», с 1917 г. становится одним из учредителей Всероссийского союза писателей. Он участвует в литературно-организационной работе Наркомпроса и печатает целый ряд книг, среди которых особенного внимания заслуживают: «Мечта и мысль Тургенева» (1919), «Видение поэта» (1919), «Мудрость Пушкина» (1919), «Гольфстрем» (1922), «Статьи о Пушкине» (1926). Не разделяя революционные идеи большевизма, Гершензон считал необходимым предостеречь читателей новой эпохи от наступления бездуховности. В качестве общечеловеческого идеала, способного объединить людей разной социальной ориентации на основе «жажды правды» и «врожденного совершенства», Гершензон предлагал фигуру Пушкина.

    Из наследия начала XX в. литературные критики первых лет советской власти предпочитают прежде всего
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта