мартин. Мартин Хайдеггер Ницше Том I
Скачать 2.72 Mb.
|
Истина и различие «истинного» и «кажущегося» миров Итак, на данный момент мы знаем: истина есть почитание-за-истинное, а оно, по своей сути, есть перспективная и горизонтообразующая устремленность и обращенность на одинаковое и тождественное как основу постоянства. Как горизонтообразующее опостоянивание (Beständigung) в перспективе на постоянство познание составляет сущность человеческой жизни, поскольку она имеет отношение к сущему. Составляя сущностную упроченность человеческой жизни, познание является внутренним условием 272 этой жизни. Истину как почитание-за-истинное, то есть принятие-за-сущее, Ницше понимает как необходимую ценность, хотя и не самую высокую. Ницшевское истолкование сущности истины умаляет ее достоинство, и в свете предшествующего метафизического господства истинного как в себе вечно сущего и действительного такое умаление может очень удивлять. Тем не менее ницшевский метафизический проект ясен и ненавязчив: истина принадлежит жизни как опостоянивание. Сама человеческая жизнь, будучи вовлеченной в хаос, принадлежит ему, как напирающему становлению, в виде искусства. То, чего не может истина, совершает искусство: преображение живого в высшие возможности и тем самым в осуществление и свершение жизни посреди подлинно действительного — посреди хаоса. Когда Ницше здесь, то есть в кругу метафизического осмысления сущего в целом, говорит об искусстве, он имеет в виду не только искусство в узком смысле известных видов. Искусством называется любая форма преображающего, убедительного перемещения жизни в ее высшие возможности, и в этом смысле философия — тоже «искусство». Если мы хотим сказать, что для Ницше высшей ценностью является искусство, то данное высказывание только в том случае имеет смысл и право на существование, когда искусство понимается метафизически, когда остается открытым вопрос о том, какие пути преображения оказываются предпочтительными в той или иной ситуации. Какое-то время Ницше склонялся к тому, чтобы считать, что его основная метафизическая позиция определена и обоснована иерархическим противопоставлением истины и искусства. Истина придает хаосу устойчивость и удерживается в кажущемся мире в силу фиксации становящегося; искусство как преображение открывает новые возможности, освобождает становящееся в его становлении и так совершает свое движение в «истинном» мире. Тем самым совершается переиначивание платонизма. Принимая во внимание ницшевское истолкование платонизма в смысле различия «истинного мира» и «мира кажущегося» можно сказать так: истинный мир есть становящееся, в то время как кажущийся мир есть прочное и постоянное. Истинный и кажущийся миры поменялись своими местами, своим иерархическим достоинством и своим способом существования, но в этой перемене и переиначивании как раз и сохраняется различие между миром истинным и миром кажущимся. Такое переиначивание возможно только при том условии, что в основу кладется само это различие. Если бы Ницше не был мыслителем, если бы он не стоял как одинокий страж в сокровенном средоточии сущего, если бы он как «вечный курортник» на основании прочитанного в сотнях книг подытоживал бы и упорядочивал для своих образованных и необразованных современников ту или иную картину мира и мирозданий, чтобы успокоить себя самого и изгладить возникающие «противоречия», тогда он, конечно же, закрыл бы глаза на те бездны, к краю которых его привела уже представленная им картина мира. Однако он не закрыл глаза, он подошел к тому, что должен был увидеть, в последние два года своих раздумий он прошел до конца им самим проложенный и неизбежный путь. Мы почти ничего не знаем о его последних мыслях и тем более не можем осознать их подлинную значимость, введенные в заблуждение тем взглядом, уже превратившимся в догму, согласно которому Ницше со времен написания «Заратустры» больше не «развивался», а «только» пытался совершенствовать уже достигнутое. Здесь вообще неуместно вести разговор о «развитии» и создавать какое-то представление о нем, но если и думать в этом плане, тогда надо сказать, что еще не известное нам последнее «развитие» оставляет далеко позади все те потрясения, которые он пережил на пути своей мысли. Сказанное наводит на мысль о том, что в таком случае наш предыдущий рассказ о ницшевском понимании сущности истины тоже не может быть окончательным; что мы должны сделать решающий шаг на пути его мысли, который, правда, можем сделать 273 только в том случае, если знаем все, сказанное прежде, так как самый последний шаг в его сущностном определении истины не совершается внезапно. Кроме того, как это можно было бы определить задним числом, он не получается и «сам собой», но проистекает из вновь начинающейся непредвзятости мышления, так как у осмысляющего мышления есть свое собственное постоянство. Оно состоит в последовательности все более изначальных начал, в таком мышлении, которое настолько далеко от мышления научного, что здесь даже нельзя сказать, что оно ему противостоит. Если ход мысли к воле к власти раскрывает единственную мысль Ницше, тогда познание и истина только там должны ясно показать себя как форма воли к власти, где они сами осмысляются в их предельной сущности. Уже не раз указывали на своеобразную двусмысленность в ницшевском понимании истины, ту двусмысленность, которую Ницше никогда не скрывает, но которую он не может сразу же одолеть в ее внутренней бездонности. Складывается такая картина: истинное этой истины не есть истинное, так как истинное этой истины означает пред- ставленное постоянное, упроченное до уровня сущего. В направляющей перспективе, обращенной к хаосу, это прочное обнаруживается как закоснение становящегося; это закоснение превращается в отрицание устремляющегося, напирающего; таким образом, такое закоснение является отходом от подлинно действительного. В результате этого отрицания хаоса истинное как жесткое закоснение никак не отвечает подлинно действительному. Если иметь в виду хаос, то истинное этой истины никак не соразмеря- ется с ним и, таким образом, является неистинным, является заблуждением. В уже приведенном отрывке Ницше говорит об этом вполне ясно: «Истина есть вид заблуждения, без которого не мог бы существовать определенный род живых существ». («Der Wille zur Macht», n. 493; 1885). Это положение можно было бы в достаточной мере прояснить и обосновать на основании всего того, что мы уже рассмотрели. Но что же здесь двусмысленного? Самое большее, что мы еще можем сказать, звучит так: однозначное определение истины как вида заблуждения противоречит обычному, «одноколейному» повседневному мышлению; возвращаясь к грекам, можно сказать, что перед нами παράδοξον. Вновь и вновь артикулируемое истолкование истины как заблуждения, как иллюзии, как лжи и как видимости слишком однозначно. О двусмысленности можно говорить только там, где одно и то же осмысляется двояко и различно. Существенная двусмысленность, которая, таким образом, обусловливается не одной лишь небрежностью мышления и говорения, наблюдается только там, где двоякое значение одного и того же оказывается неизбежным. Однако здесь сказано ясно: «истина есть вид заблуждения», а заблуждение означает прохождение мимо истины, промах по отношению к истинному. Это действительно так, и поэтому заблуждение как бы пропускает истину. Но только не в том случае, когда в заблуждении (и в нем даже глубже, чем в истинном) истина напирает непрестанно и все более ощутимо! Заблуждение сохраняет свою соотнесенность с истинным и истиной, да и как оно могло бы упускать истину, как оно могло бы проходить мимо нее или не замечать ее, если бы ее вообще не было? Всякое заблуждение (в своей сущности) питается истиной. Таким образом, однозначно говоря о том, что истина есть вид заблуждения, Ницше должен, помимо прочего, вкладывать в понятие «заблуждения» идею упущения истины, отклонения от истины. Истина, понятая как заблуждение, определялась как нечто упроченное, постоянное, однако заблуждение, понимаемое таким образом, с необходимостью мыслит истину в значении согласия с действительным, то есть со становящимся хаосом. Истина как заблуждение есть упущение истины. Истина есть упущение истины. В недвусмысленном сущностном определении истины как заблуждения истина с необходимостью мыслится неоднозначно, то есть она мыслится двояко: то как упрочение постоянного, то как согласие с действительным. Лишь при условии понимания сущности истины как согласия истина как постоянство может быть заблуждением. Эта сущность истины, лежащая в 274 основе понятия заблуждения, является тем, что издавна в метафизическом мышлении определяется как уподобление действительному и согласование с ним, как όμοίωσις. Согласие не обязательно должно истолковываться в смысле отображающе-копирующего соответствия. Когда Ницше отрицает понятие истины как отображающего соответствия и делает это по праву, ему вовсе не обязательно тем самым отвергать понятие истины как согласия с действительным. Он ни в коем случае не отвергает это традиционное и, как может показаться, самое естественное сущностное определение истины. Оно, скорее, сохраняется как мерило в противопоставлении сущности истины как упрочения искусству, которое, будучи преображением, есть согласие со становящимся и его возможностями и которое по причине как раз этого согласия со становящимся является более высокой ценностью. Однако, говоря здесь о том, что создает искусство в его формах, Ницше упоминает не об «истине», а о видимости. Он знает, что и произведение искусства как нечто, чему присуща форма, должно улавливать становление и тем самым также становиться видимостью, однако такой «видимостью», в которой проступают и являются, то есть просвечивают, высшие возможности жизни. Поэтому понятие видимости тоже становится двусмысленным. Теперь мы оказываемся в двоякой, перекрещивающейся двусмысленности: истина как упрочение сущего (истина в виде заблуждения) и истина как согласие со становящим- ся. Однако это согласие со становящимся, достигаемое в искусстве, есть видимость, а именно видимость как мнимость (застывшее произведение не является самим становящимся) и видимость как проступание новых возможностей в этой видимости. Подобно тому как истина (в виде заблуждения) нуждается в истине как согласии, видимость как это проступание нуждается в видимости как мнимости. Все это выглядит очень сложно, если не сказать запутанно, и тем не менее все это довольно просто в своих отношениях, если допустить, что мы действительно мыслим, то есть пронизываем своим взором всю структуру сущности истины и видимости в их взаимоотношении. Но если в истине, понимаемой как заблуждение, одновременное предполагается наличие истины в смысле согласия, если, кроме того, эта истина обнаруживает себя как видимость и мнимость, то, в конечном счете, не превращается ли все в заблуждение и видимость? Все истины и виды истины суть лишь различные виды и ступени «заблужде- ний» (ср. n. 535). Тогда в действительности нет никаких истин и никакой истины. Все есть только видимость и различное по виду и степени явление (Scheinen). Необходимо идти до этих крайних пределов. Это предельное (Auβerste) не есть ничто (как могло бы предположить слабосильное мышление), и «нигилизм», который здесь возвещает о себе,— это не химера запутанного мышления, а утверждение предельной позиции, в которой метафизически понимаемая «истина» обретает последнюю глубину своей сущности. Насколько ясно Ницше просматривает этот путь, ведущий к предельной основополагающей позиции, как с исторической точки зрения он оценивает значение этого мыслительного поступка, в каком направлении ищет сущностного изменения метафизической истины,— все это показано в том отрывке, который пред- ставлен в книге «Воля к власти» (n. 749; весна—осень 1887 года; переработан весной и осенью 1888 года). Однако мы поймем его только в том случае (да и то лишь приблизительно), если до конца пройдем ницшевский путь мысли, ведущий к постижению сущности истины, потому что сейчас мы еще не там, хотя может показаться, что все уже разрешено, изничтожено и, следовательно, вообще больше не может быть ничего предельного в истолковании истины. Истина как почитание-за-истинное есть заблуждение, хотя и необходимое. Истина как согласие со становлением есть видимость, хотя и преображающая. Нет никакого «истинного мира» в смысле неизменно равного самому себе, вечно действительного. Мысль об истинном мире как о чем-то из себя во всем полагающем меру уходит в ничто. Необходимо покончить с мыслью о таким образом осмысляемом истинном мире, и тогда останется только кажущийся мир, мир как отчасти необходимая и отчасти 275 преображающая видимость: истина и искусство как основные формы, в которых проявляется явление кажущегося мира. Как обстоит дело с этим миром кажимости? Можно ли, покончив с истинным миром, говорить о том, что нам остался мир кажущийся? Как нечто может существовать в качестве остатка, если кроме него вообще ничего не существует? Не составляет ли тогда этот так называемый остаток все и целое? Не получается ли так, что в таком случае кажущийся мир есть для себя мир единственный? Как нам к нему относиться и как вести себя в нем? Наш вопрос звучит так: как быть с «кажущимся миром», который еще остается после упразднения «истинного мира»? Что здесь означает эта кажимость? Разъяснение сущности жизни в ракурсе присущего ей обеспечения постоянства привело нас к уяснению того, что для жизни прежде всего характерно наличие перспективы. Живое находится и удерживается в ракурсе своей соотнесенности с кругом тех возможностей, которые в каждом случае фиксируются таким-то и таким-то образом: как истинное, к которому приходит познание, или как «произведение» искусства. В обоих случаях это определение контуров, очерчивание горизонта есть утверждение видимости. Сформированное выглядит как действительное, но, будучи сформированным и упроченным, оно уже не хаос, а фиксированный напор. Видимость возникает в пространстве соответствующей перспективы, где в каждом случае властвует определенная точка зрения, с которой «соотносится» горизонт. Соответственно этому Ницше в 567 записи (1888 год)говорит: «Перспективность — вот что сообщает миру характер „видимости"! Да разве мир сохранился бы, если отнять у него его перспективность! Ведь тем самым у него была бы отнята и его относительность!» Однако мы спрашиваем: что случилось бы, если бы эта относительность на самом деле была отнята? Быть может, таким образом мы достигли бы абсолютного? Как будто бы через отсутствие относительного появилось столь желанное абсолютное! Но тогда почему Ницше так хлопочет о сохранении относительности? Что он под ней подразумевает? Не что иное, как происхождение перспективного из прозревающе- творческого (Durchblick—schaffende) и из ракурса предвидящей и усматривающей жизни. Здесь «относительностью» называется тот факт, что перспективный круг, очерченный по принципу горизонта, так называемый «мир» есть не что иное как творение «действия» самой жизни. Мир возникает из жизненного свершения самого живого и он есть только то и так, что и как он есть в своем возникновении. Что отсюда следует? Кажущееся мира больше нельзя понимать как видимость. Через несколько абзацев Ницше говорит: «После этого у нас не остается и тени какого-нибудь права говорить здесь о видимости...» Почему? Потому что открытие перспективы и очерчивание горизонта совершаются не на пути сообразования с существующим в себе и вообще существующим, то есть «истинным» миром. Но если больше нет никакого сообразования с истинным, нет никакой оценки, возникающей в соотнесении с ним, тогда как можно мир, возникающий из «действия» жизни, характеризовать и понимать как «видимость»? Осознавая эту невозможность, Ницше делает решающий шаг, совершить который он долго колебался, — шаг в то знание, которое должно во всей простоте так выразить все им знаемое: с упразднением «истинного мира» упраздняется и «кажущийся мир». Но что остается, если с крушением истинного мира рушится и кажущийся, а также вообще различие между ними? Заключительное предложение 567 записи (последний творческий год) дает такой ответ: «Противопоставление кажущегося и истинного мира сводится к противопоставлению „мир" и „ничто"». Истина и видимость одинаково терпят крушение; истина и ложь в равной мере упразднены. Поначалу складывается впечатление, как будто истина и видимость вместе разрешаются в ничто, как будто это разрешение означает уничтожение, уничтожение 276 означает конец, конец означает ничто, а ничто означает предельное отчуждение от бытия. Однако, думая таким образом, мы слишком торопимся и забываем о том, что истина как заблуждение есть необходимая ценность и что видимость в смысле художественного преображения есть более высокая ценность по отношению к истине. Если здесь «необходимость» означает принадлежность к сущностному составу и сущностному свершению жизни и если такая принадлежность и составляет содержание понятия «ценность», тогда ценность представляет необходимость и чем эта ценность выше по своему достоинству, тем эта необходимость глубже. Предельное изменение метафизически понятой истины Поэтому с упразднением «истинного» и «кажущегося» миров, а также различия между ними истина и видимость, познание и искусство не исчезают. Тем не менее сущность истины должна измениться. Но в каком смысле и в каком направлении? Очевидно, в том, которое определяется из направляющего проекта жизни и тем самым бытия и действительности вообще, в основе которых уже лежит упомянутое упразднение истинного и кажущегося миров и их противостояния. Вероятно, этот проект тем более достигает предела метафизического мышления в том случае, когда такое движение обретают укорененное в нем толкование и кажущееся разрешение истины. В области предельного (Auβerste) существует лишь вопрос о том, как оно переносится, постигается ли оно в своей сокровенной сущности как конец и спасается ли в чем-то соответствующем, то есть в другом начале. Однако первым делом нам надо узнать, как далеко уходит сам Ницше на своем пути в предельное. Что в этом предельном, где исчезает различие между истинным и ложным мирами, что в нем получается из основы этого различия и его исчезновения? Что теперь получается из сущности истины? Задавая этот вопрос, мы все больше осознаем необходимость обратиться к уже упомянутому отрывку, в котором Ницше намекает на направление последнего метафизического изменения истины, метафизически утвержденной как ομοίωσις. Названный отрывок представлен под номером 749 в третьей главе III книги «Воли к власти». Издатели озаглавили эту главу как «Воля к власти как общество и индивид». Первый раздел, в котором и находится данный отрывок, озаглавлен как «Общество и государство». Он гласит: «Европейским правителям на самом деле следовало бы поразмыслить над тем, могут ли они обойтись без нашей поддержки. Мы, имморалисты, на сегодняшний день единственная сила, которая не нуждается ни в каких союзниках для того, чтобы прийти к победе: тем самым мы сильнейшие среди сильных. Мы не нуждаемся даже во лжи, а какая власть может без нее обойтись? За нас сражается сильное искушение, быть может, самое сильное, которое только есть: искушение истиной. ... „Истиной"? Кто влагает это слово в мои уста? Я выплевываю его, я пренебрегаю этим горделивым словом: нет, мы не нуждаемся даже в ней, мы могли бы прийти к власти и победе и без истины. Чары, которые сражаются за нас, око Венеры, пленяющее и ослепляющее даже нашего противника,— это магия крайности, искушение дойти во всем до последнего предела: мы имморалисты — мы сами этот предел...» Здесь Ницше говорит о высшей и единственной силе самых могущественных. Они больше не нуждаются в союзниках, даже в тех, в которых обычно вообще нуждается всякая власть. Всякая власть, поскольку она есть утверждение насилия под маской права, нуждается во лжи, лицемерии, сокрытии своих замыслов под личиной якобы достойных целей, осчастливливающих ее подданных. Самые могущественные, которых имеет в виду Ницше, не нуждаются в этом союзничестве, за них сражается сама «истина», истина как искушение, причем даже истину больше не надо называть истиной, потому что в результате преодоления упомянутого метафизического различия «истина» упраздняется в 277 предельном όμοίωσις'са. За самых могущественных сражаются «чары» крайности. Благодаря совершаемому ими очарованию они уносят в другой мир и там на иной лад возвращают очарованных к самим себе. Очарование — не одурманивание, здесь оно совершается благодаря созданию того предельного, которое в равной мере окутывает очарованием как тех, кто становится на сторону истинного, так и тех, кто находит удовольствие в кажущемся. Удвоенная двусмысленность истины и видимости влечет к тому, что не есть ни первое, ни второе, ни истина, ни видимость, и что тем не менее делает возможным существование первого и второго в их двусмысленном взаимоотношении — делает возможным, но само, однако, никогда не позволяет объяснить себя из их природы. Эти самые могущественные люди, отваживающиеся на порождение самого предельного, называют самих себя «людьми предела» или «имморалистами». Правильное понимание этого слова поможет нам точнее понять природу этих людей предела, а также природу того, что ведет их предельное, в силу его чар, к победе. «Имморалист» — это слово обозначает метафизическое понятие. Под «моралью» здесь понимается не «нравственность» и не «учение о нравственности». Для Ницше «мораль» имеет широкое и существенное значение утверждения определенного идеала, причем в том смысле, что этот идеал, будучи неким сверхчувственным началом, утвержденным в идеях, являет собой мерило для всего чувственного, которое воспринимается как меньшее по значимости, малоценное и потому такое, с каким надо бороться и какое надо искоренять. Поскольку вся метафизика основывается на признании сверхчувственного мира как мира истинного и чувственного мира как мира кажущегося, вся она «моральна». Имморалист восстает против всякой метафизики, утверждающей «моральное» различие, он отвергает различие между истинным и кажущимся мирами и укорененную в нем иерархию. Фраза «мы, имморалисты» означает «мы, кто находится вне различия, которое движет метафизикой». В этом смысле надо понимать и название того сочинения, которое Ницше опубликовал в последние годы: речь идет о «По ту сторону добра и зла». Не допускать различия между истинным и кажущимся мирами, быть имморалистом значит идти в то предельное, где больше нельзя для еще неистинного и несовершенного мира определять цели и критерии, исходя из содержания истинного в себе мира. Ницше говорит о том, что «европейские правители» (творцы и водители истории и судьбы народов) должны поразмыслить над тем, могут ли они обойтись без поддержки имморалистов. Это значит, что они должны выяснить для себя, остаются ли действительными те цели, которые они ставят перед своими народами или позволяют считать таковыми, не стоит ли за лицемерной ссылкой на мораль, культурные ценности, цивилизацию и прогресс давно пришедшая в негодность метафизика. «Правителям» следовало бы поразмыслить над тем, является ли все это еще поддающимися обоснованию целями или же представляет собой только фасады, больше не поддающиеся осмыслению пережитки разрушившегося метафизического мира; им следовало бы поразмыслить о том, можно ли из «этого мира» и для него ставить какие-то цели, живо ли еще то знание, которое что-то может знать о сущности целей и их обосновании. Говоря о «европейских правителях», Ницше мыслит в контексте «большой политики»: определении местонахождения человека в мире и его сущности. Здесь «большая политика» выступает лишь как другое наименование для самобытнейшей ницшевской метафизики. Но о чем тогда размышляют имморалисты? В таком размышлении решается судьба различия между «истинным миром» и «кажущимся миром», обосновывающего саму метафизику. Это решение приводит к упразднению обоих миров и их различия. Такое упразднение требует только одного: осмыслять прежнее сущностное определение истины в контексте предельного, всерьез воспринимать те существенные последствия, с которыми сталкивается предельное мышление. 278 В 749 записи это предельное мышление перед нами, правда, выражено оно таинственным слогом, который намекает на то, что мыслитель знает о предельном понятии истины нечто еще более существенное. Понять смысл этой записи можно только после долгого и неоднократного размышления над нею и тем не менее уже при первом ее осмыслении она говорит достаточно много для того, чтобы стало ясно, что в ней речь идет о сущности истины и предельном решении по отношению к ней. Издатели книги «Воля к власти» осмысляли имеющийся у них материал слишком поверхностно или даже совсем не осмысляли его, когда, по-видимому, введенные в заблуждение первыми словами данного отрывка («Европейским правителям...»), сразу же решили, что речь здесь идет только о «государстве» и «обществе», и поместили отрывок на то совершенно неподобающее ему место, где он теперь и находится. В результате такого как будто безобидного недосмотра содержание и значимость данного отрывка оказались завуалированными, и вопрос, который решал все, вопрос, сокрытый в этом отрывке, не смог заявить о себе во всей своей полноте. Речь идет о таком вопросе: что получается, когда упраздняется различие между истинным миром и миром кажущимся? Что получается из метафизической сущности истины? Ницше дал ответ на этот вопрос в «Сумерках идолов», сочинении, которое было написано и напечатано за несколько дней до третьего сентября 1888 года, но поступило в продажу только в 1889 году, после безумия, обрушившегося на Ницше. В этом сочинении есть раздел, озаглавленный следующим образом: «Как „истинный мир" наконец стал басней. История одного заблуждения». Эта история рассказывается в шести коротких абзацах (ср. S. 240). Последний абзац гласит: «6. Мы упразднили истинный мир: какой же мир остался? Быть может, кажущийся? ... Да нет же! Вместе с истинным миром мы упразднили и кажущийся! (Полдень; мгновение самой короткой тени; конец самого долгого заблуждения; кульминация человечества; INCIPIT ZARATHUSTRA)» (VIII, S. 82/83). Здесь опять решающее заключено в скобки, а именно — положительное указание на то, что теперь есть, теперь, то есть после крушения основного метафизического различия. Ответ на наш вопрос, вопрос о том, что сталось с сущностью истины после упразднения истинного и кажущегося миров, гласит: «Incipit Zarathusira». Однако поначалу этот ответ дает нам только новый клубок вопросов. Только теперь, когда упразднилось основополагающее для западной метафизики различие, начинается Заратустра. Кто такой «Заратустра»? Мыслитель, образ которого Ницше должен был предызмыслить и выдумать, потому что он есть Предельный, а именно Предельный в истории метафизики. «Incipit Zarathustra» говорит о том, что мышлением этого мыслителя та сущность истины становится необходимой и господствующей, которую Заратустра уже выразил, «о» которой (поскольку это мышление начинается) больше нельзя говорить, потому что вследствие такой сущности истины с «Incipit» надо обходиться на уровне мысли, так как «Incipit Zarathustra» имеет и другое наименование: «Incipit tragoedia» («Die fröhliche Wissenschaft», n. 342). Опять перед нами темные слова, которые невозможно осмыслить до тех пор, пока мы не узнаем, что здесь Ницше мыслит в духе греческой трагедии, до тех пор, пока не поймем и не уясним, что она всегда (и почему всегда) начинается с «заката» ее героя. С упразднением различия между истинным и кажущимся мирами начинается закат метафизики, однако этот «закат» — не прекращение и кончина, а завершение как предельное свершение метафизики. Только высшая сущность может иметь «закат». Мы снова спрашиваем: что в этом закате получается из метафизической сущности истины? Что говорит об истине Закатывающийся, которого Ницше называет Заратустрой? Что думает Ницше о сущности истины в годы создания своего сочинения «Так говорил Заратустра» (1882-1885)? Он осмысляет сущности истины в предельном как то, что он называет «справедливостью». |