Главная страница
Навигация по странице:

  • Игровые методы обучения окружающему миру

  • Настольные игры.

  • Дидактические игры.

  • Окружающий мир часть 3. Методы обучения окружающему миру


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеМетоды обучения окружающему миру
    АнкорОкружающий мир часть 3.doc
    Дата06.05.2018
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОкружающий мир часть 3.doc
    ТипГлава
    #18955
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Проблемно-поисковые методы обучения окружающему миру

    Обучение методом открытия, поиска или исследования известно давно. Об этом писали ещё Я.А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо.

    Традиционное обучение в начальной школе опирается прежде всего на такие психические процессы, как восприятие и память. При таком подходе ученик играет «второстепенную» роль: его задача внимательно выслушать новый материал, прочитать, запомнить и воспроизвести его. Причём чем ближе к тексту ученик потом воспроизведёт материал, тем выше он получит оценку. Такое обучение называют репродуктивным или сообщающим. Естественно, что развитие школьника осуществляется при таком подходе недостаточно, у него не формируются навыки самообразования. Поэтому учёные, методисты и учителя-новаторы в начале 60-х гг. XX в. начали внедрять новые активные и интенсивные методы обучения. В этих методах школьник становился активным, заинтересованным участником обучения. Такие активные методы иначе ещё называют проблемно-поисковыми. М.Н. Скаткин выделил три таких метода: метод проблемного изложения, частично-поисковый и

    исследовательский.

    Метод проблемного изложения. Он заключается в том, что учитель, рассуждая вслух, ставит проблему и сам её решает. При этом используются иллюстрации, показываются, при необходимости, опыты. Учащиеся следят за логикой изложения. То есть по форме - это рассказ-объяснение.

    Частично-поисковый метод (или эвристический). Суть метода в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде путём прямого объяснения и иллюстрации. Детям предлагается вопрос, на который они сразу ответить не могут. Ответ можно выяснить, выполнив необходимые опыты и практические работы. Использование этого метода проходит через четыре этапа:

    1. на первом этапе ставится проблемный вопрос (задача), т. е. создаётся проблемная ситуация. Учащиеся начинают обдумывать возможные способы ответить на вопрос. На этом этапе стимулируется (возбуждается) познавательный интерес учащихся;

    30




    1. на втором этапе учащиеся высказывают возможные варианты решения задачи. Если у детей есть затруднение, то вариант дальнейшего поиска подсказывает учитель;

    2. на третьем этапе дети решают задачу по предложенному варианту'. Если цель достигнута, ответ на вопрос найден (задача решена), то переходят к следующему этапу. Если ответ не найден, то второй и третий этапы повторяют;

    3. на четвёртом этапе полученные результаты осмысливаются, делаются выводы (результаты можно соотнести с процессами, происходящими в природе, дети могут выполнять задания по использованию полученных знаний в практической деятельности).

    С использованием частично-поискового метода организуются все учебные опыты.

    Чтобы использовать частично-поисковый метод, вовсе не обязательно проводить опыты и наблюдения. Можно просто дать детям прочитать и проанализировать текст, в котором они должны найти информацию для ответа на проблемный вопрос.

    Исследовательский метод.
    Он характеризуется тем, что учащиеся, осознав проблему, сами выдвигают гипотезу, придумывают способ проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют результаты и делают выводы. То есть проблема решается полностью самостоятельно. Е[о дети младшего школьного возраста ещё не способны к такой самостоятельности. Поэтому в полной мере этот метод в начальной школе не используется.

    1. Игровые методы обучения окружающему миру

    До школы основным видом деятельности детей является игра. С приходом в школу ведущей деятельностью становится учёба. Но резкой границы в деятельности ребёнка при переходе в школу быть не должно. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому на этапе школьнрго обучения игра'должна занимать определённое место.

    Игра - это особая форма активности, деятельности человека. Есть ещё две основные формы деятельности человека - труд и учение.

    Нет единого мнения, методом или формой обучения считать игру.

    З.А. Клепинина рассматривает игру как форму организации учебной деятельности учащихся. Отличить форму от метода, по её мнению, позволяет выявление источника знаний, по которому и устанавливается метод. С её точки зрения, сама по себе игра не является источником знаний. Она лишь организует деятельность детей. Например, ребёнок играет с конструктором. В ходе игры он создаёт модель какой-то машины - моделирует машину. Процесс моделирования и даёт знания о машине. Значит, ведущим методом в данной игре является метод моделирования. В Ролевых играх, по мнению З.А. Клепининой, ведущими методами являются словесные. Н.Ф. Виноградова рассматривает игру как метод обучения.

    Большое значение игровой деятельности в процессе обучения было пРизнано не сразу. До революции вопрос об играх на уроках

    31




    естествознания не ставился. Педагоги, методисты, учёные (В.Ф. Зуев, А .Я.
    Г’ерд, К.Д. Ушинский и др.) считали лишь, что обучение должно быть занимательным, интересным. Важнейшим способом формирования интереса к учению считали применение в учебном процессе наглядности, приёма сравнения, проведение исследований, практических работ.

    После революции педагоги стали больше обращать внимание на использование игр в процессе обучения. Например, Н.К. Крупская считала, что школа недооценивает организационную роль игры. Переход от свободной игры до школы к школьным занятиям получается слишком резким. Возникает противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры в деятельности ребёнка. Поэтому следует использовать различные дидактические игры и другие занимательные материалы, особенно в I—II классах.

    В настоящее время педагогами не оспаривается уникальная возможность игры в учебном и воспитательном процессе.

    Значение игр в учебном процессе: 1) помогают активизировать

    деятельность учащихся; 2) развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение;

    1. воспитывают положительные нравственные качества; 4) поддерживают интерес к изучаемому; 5) снимают утомление у детей; 6) изученный в процессе игры материал лучше запоминается и дольше сохраняется в памяти.

    Подготовка учителя к игре. Учитель определяет: 1) цель; 2) знания, умения и навыки, которые будут проверяться и формироваться в процессе игры; 3) тему и материал, который будет использоваться во время игры («реквизит», справочные материалы и т. д.); 4) роли учащихся; 5) правила игры; 6) время игры; 7) способы подведения итогов.

    Подбирая игры к уроку, нужно учитывать их уровень сложности и доступность детям. Следует опираться на знания и умения детей. Во время игры дети должны быть внимательными, активными и не должны мешать друг другу.

    Классификация игр. Существует много вариантов классификации игр, одну из которых мы рассмотрим. Игры, используемые при обучении окружающему миру, можно разделить на следующие группы:

    1. настольные; 2) дидактические; 3) ролевые; 4) деловые;

    1. интеллектуальные.

    Настольные игры. К ним относятся ребусы, кроссворды, чайнворды и т. п. Для этих игр характерно наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность, расширяет кругозор. Играя, школьники не только развиваются, но и получают знания. В этих играх есть элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее и т. д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной

    32




    работы. Настольные игры дают возможность дифференцированно подойти к работе с учащимися.

    Настольные игры могут проводиться на одном из этапов комбинированного урока (например, на этапе проверки домашнего задания). Использование таких игр является способом переключения детей с одного вида деятельности на другой. Настольные игры можно также использовать на обобщающих и контрольных уроках.

    Рассмотрим основные виды настольных игр.

    Кроссворд.
    Слово «кроссворд» в переводе с английского означает словопересечение. Решающему кроссворд нужно заполнить буквами перекрещивающиеся ряды клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова.

    Используя кроссворды, можно найти дифференцированный подход к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. Чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

    Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т. д. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных в кроссвордах слов, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей.

    Составление кроссвордов самими учащимися также даёт большой обучающий эффект: дети систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и т. д. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов.

    Ребус - это загадка, в которой вместо слова, которое нужно отгадать, или его части поставлены знаки, нарисованы предметы, названия которых нужно отгадать, а затем - прочитать слово. В ребусах могут быть зашифрованы не только отдельные слова, но и целые фразы - пословицы, поговорки. Примеры ребусов: с 3 ж - стриж; 40 а - сорока.

    Чайнворд - Задача-головоломка, состоящая из ряда клеточек, в которые нужно вписать отгаданные слова, причём последняя буква предыдущего слова является первой буквой следующего.

    Дидактические игры. Дидактическая игра (обучающая игра) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

    Дидактическая игра имеет следующие компоненты: 1) дидактическая Цель (задача); 2) игровое правило; 3) игровое действие.

    Дидактическая цель выражена в цели игры (что учитель хочет проверить, чему научить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить).

    Игровое правило - это условия игры. Правила помогают направлять Игровой процесс. Правила обычно формируются словами «если... то...».

    Игровое действие представляет собой содержание игры. Это может Пь любое действие - какие-либо манипуляции с предметом, работа на °граниченное время и т. д.

    33




    Как считает Н.Ф. Виноградова, игра должна быть обязательным структурным элементом урока в I и II классах. В III—IV классах дидактические игры проводить по-прежнему целесообразно, но они уже не являются отдельными структурными элементами урока.

    Очень эффективны игры по экологии и охране природы. В ходе таких игр дети не только получают соответствующие знания, в них воспитывается экологическая грамотность, активизируется интерес к проблемахм защиты окружающей среды.

    Один из видов дидактической игры — конкурс-аукцион.
    Участники соревнуются в лучшем знании какой-либо темы. Например, по теме «Лес - природное сообщество» ведущий объявляет задание перечислить зверей, живущих в лесу, и выставляет разыгрываемый приз (например, набор открыток с изображением животных или растений). Например, кто-то из класса называет волка. Ведущий говорит: «Волк, раз! Волк два!», при этом ударяет молоточком по столу. Тут кто-то называет лису и т. д., пока молоток не ударит трижды. Побеждает участник, давший последним правильный ответ.

    Дидактические игры лучше организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей ещё недостаточны, а в конце, когда нужно проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения.

    Игры с правилами не очень эффективны для развития творчества детей. Связано это с особенностью процесса дидактической игры. После того как игра задана и учитель объявил игровое правило и действие, школьники уже не могут по своему усмотрению что-то менять. Если внести изменение в игру (например, поменять игровое правило), то возникает новая игра. Таким образом, в дидактической игре ничего творческого практически нет. В результате дидактическая игра - это репродуктивная деятельность, в которой используются полученные ранее знания. Следовательно, дидактическая игра ближе к учебной деятельности, а не к игровой. Именно поэтому Н.Ф. Виноградова дидактическую игру считает одним из методов обучения, а не формой.

    Ролевые игры. Ролевые игры в большей степени способствуют развитию воображения, творческого мышления, комхмуникативных ухмений. На уроках окружающего мира легко хможно создать условия для разыгрывания детьми различных ролей - растений, животных, оживших предметов. Живые и неживые объекты наделяются человеческими качествами и могут говорить и мыслить. В результате школьники, принимая на себя чью-либо роль, ставят себя на место другого. Игровая деятельность должна быть отделена от учебной, с точки зрения учащихся. При этом руководство со стороны учителя сохраняется, да и сама игра проходит в рамках урока - то же время, то же помещение, те же участники. Но всё это как бы «скрыто» от учеников и не столь важно. Ведь в данном случае учитель не «инструктор», он не указывает, как играть, а партнёр по игре. При этом сохраняются специфические компоненты игры: роли, взаимодействие между ними, игровой сюжет, игровые аксессуары и т. д.

    34




    Важно, чтобы учитель не подменял ролевую игру приёхмами, лишь внешне похожими на игровые. Например, если в урок ввести персонажей типа Незнайки, Знайки или Буратино, но ученики не будут с ними взаимодействовать, брать на себя их роли, то это не будет игрой. Если выполнение задания проверяет учитель с помощью Знайки, то это не игра, а если роль Знайки берёт на себя один из детей, то это уже игра.

    Ролевая игра - это самостоятельная, индивидуальная деятельность, даже если дети играют в коллективе. Игра всегда должна оставаться свободной, не навязанной извне деятельностью. Для ролевой игры требуется лишь интересная завязка, «толчок». Чем меньше используется игровых средств (предметов, костюмов, аксессуаров), тем больше будет проявляться детская фантазия.

    Началом игры является создание воображаемой ситуации. То есть перед детьми ставится задача на воображение: «Представьте себе...», «Как будто бы вы...», «Если бы вы были...» и т. п.

    На уроках окружающего мира можно использовать различные темы ролевых игр. Например, «Приём у врача» - дети берут на себя роли врача, медсестры и пациентов; «Поездка на север» - дети берут роли жителей Севера и их гостей; «Поездка в родной город» - дети берут роли, например, тверичан и гостей Твери.

    Важнейшим компонентом ролевой игры является взаимодействие ролей. Для нормального взаимодействия ролей дети должны уметь слушать партнёра, считаться с его мнением, изменять своё поведение в зависимости от поведения других участников игры. Помогают приобрести эти умения ролевые диапоги.
    Очень важны такие диалоги, участниками которых являются реально существующие люди. При этом дети получают опыт социального поведения, взаимоотношений с другими людьми, умение ориентироваться в различных ситуациях. Темы, которые включены в курс «Окружающий мир», позволяют организовать такие диалоги: «Поздравление бабушки с праздником», «Приглашение друзей в гости», «Вызов врача дедушке», «Разговор со справочной службой с целью узнать, когда приходит поезд, на котором приезжает папа» и т. д.

    Есть множество форм проведения ролевых игр: «сочинялки», игры- цепочки, театрализованные, сюжетно-ролевые и др.

    Небольшие ролевые игры могут быть частью так называемых «сочинялок», которых много в курсе Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» для I класса. При этом учитель даёт детям начало рассказа или сказки, а дети придумывают, сочиняют продолжение. Например, учитель предлагает детям такую «сочинялку»: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май - и заспорили, кто из них самый красивый, трудолюбивый да °огатый. Послушаем братьев и попробуем определить, кто из них прав...».

    В играх-цепочках один ученик продолжает высказывание другого. Эту форму игры можно использовать при рассмотрении тем, затрагивающих культуру взаимоотношений между людьми, этические нормы и др.

    35




    Например, учитель предлагает по цепочке назвать родственников (мама, дедушка, папа, дядя, сестра, брат и т. д.). Повторять уже сказанное нельзя.

    Другим видом ролевых игр являются театрализованные игры.
    Имеются в виду мини-спектакли на уроке. Такой спектакль связан с темой урока, а основой для него служат небольшие по объёму сказки, рассказы, стишки и другие художественные произведения. Методика работы над мини-спектаклем следующая: учитель знакомит детей с произведением, помогает распределить роли, предлагает дохма выучить слова роли, подготовить костюм или какой-то его элехмент. Спектакль проводится без специальных репетиций. Перед детьми-актёрами ставится только одна задача: сыграть свою роль так, чтобы все поняли, кто он по характеру (добрый, злой и т. д.). К примеру, для театрализованного представления можно использовать тексты Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки и других писателей.

    Ещё одним видохм ролевой игры, используемой в обучении окружающему миру, являются сюжетно-ролевые игры. В методике проведения такой игры важно: 1) внешнее оформление; 2) распределение ролей; 3) подготовка детей к игре; 4) знания об объектах игры;

    1. приближение игровой обстановки к реальной. Такие игры хорошо проводить в природе, например в лесу. Часто их приурочивают к общешкольным праздникам (например, День леса, День птиц и др.).

    Деловые игры. Примером таких игр являются игры-путешествия. При этом участники путешествуют по определённому маршруту, состоящему из этапов-станций, пешком или на воображаемом самолёте, поезде, корабле. Станциями могут быть природные сообщества своей местности, природные зоны, страны мира и т. д. На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают на вопросы и получают соответствующие очки. Кохманда, набравшая больше очков, - побеждает.

    Деловая игра развивает у детей фантазию, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

    Интеллектуальные игры. К ним относятся игры с загадками. Загадки - это иносказательные изображения предметов или явлений, которые нужно отгадать. Загадки часто имеют поэтическую форму.

    Основными видами загадок являются следующие:

    а) загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления признаков:

    На спинке иголки

    Длинные и колкие,

    А свернётся он в клубок,

    Нет ни головы, ни ног (ёж);

    б) загадки, в описании которых использованы метафоры: много рук, а нога одна (дерево);

    в) загадки-задачи, которые нужно решить. В них представлено не описание самого предмета или явления, а буквенный состав слова, его

    36




    обозначающего. Загадки-задачи могут быть нескольких форм: шарады, метаграммы, анаграммы:

    • шарады - в них нужно разгадать слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом даётся слово, объединённое в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом. Например:

    Начало - нота,

    Потом - оленя украшенье,

    А вместе - место оживлённого движенья (дорога);

    • метаграммы - задачи, основанные на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Например:

    С «б» - мучительной бываю,

    С «м» - одежду пожираю,

    С «р» - актёру я нужна,

    С «с» - для повара важна (боль - моль - роль - соль);

    • анаграммы - это загадки, в которых при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слова приобретают новое значение. Дополнять или отбрасывать буквы нельзя. Например: дорога - города, камыш - мышка, коршун - шнурок;

    Развивая мышление, загадки знакомят детей с окружающим миром. Загадки привлекают внимание к таким особенностям предметов и явлений, которые часто остаются незамеченными. Другими словами, загадки - это свод знаний об окружающем мире.

    Загадки, задаваемые в форме игры, называют викторинами.


    К интеллектуальным играм относятся также игры-аналоги телевизионных программ «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», КВН и др.

    Это далеко не полный перечень игр и игровых упражнений, которые может использовать учитель в образовательном процессе по окружающему миру. Постоянно разрабатываются новые игры: над этим работают многие учителя и методисты.

    Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Поэтому игра - это егцё и один из способов проверки знаний.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта