Главная страница
Навигация по странице:

  • ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ (развитие, т.к. начало на первом этапе)

  • 3. ТРЕТИЙ ЭТАП

  • Новикова С.С. История развития социологии в России, учебное пособие. Новикова С.С. История развития социологии в России, учебное посо. Московский психологосоциальный институт С. С. Новикова история развития социологии в россии (учебное пособие)


    Скачать 2.73 Mb.
    НазваниеМосковский психологосоциальный институт С. С. Новикова история развития социологии в россии (учебное пособие)
    АнкорНовикова С.С. История развития социологии в России, учебное пособие.doc
    Дата02.03.2017
    Размер2.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНовикова С.С. История развития социологии в России, учебное посо.doc
    ТипДокументы
    #3295
    КатегорияСоциология. Политология
    страница7 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23

    ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ


    «Легальный марксизм» в лице Петра Бернгардовича СТРУВЕ (1870—1944), Сергея Николаевича БУЛГАКОВА (1871—1944), Николая Александровича БЕРДЯЕВА (1874—1948), Михаила Ивановича ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (1865—1919) и др. был своеобразным проявлением склады­вавшейся в России 90-х годов XIX века либерально-буржу­азной идеологии. В России в конце XIX века марксизм был использован буржуазными интеллигентами против мелко­буржуазной идеологии народничества в качестве важней­шего теоретического средства борьбы в отличие от того, как на Западе буржуазные идеологи открыто выступали против марксизма.

    «Легальные марксисты» выступили против народниче­ской идеологии, против — положения о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Для доказательства своих взглядов они использовали положения теории марксизма о закономерности развития капитализма и его преимущест­вах перед феодализмом. При этом они отрицали наличие антагонистических противоречий, характерных для капи­тализма и ведущих его к гибели, считали, что происходит затухание классовой борьбы, и категорически выступали против необходимости социалистической революции и дик­татуры пролетариата.

    В своих произведениях они критиковали народническую идеологию и защищали капитализм. Струве была написана книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России» (1894), статья «Моим критикам» (1896) и ряд других. Туган-Барановский — автор статей «Значение экономического фактора в истории» (1895), «Экономи­ческий фактор и идеи» (1896), книги «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898).

    «Легальные марксисты» приспосабливали к своей либе­рально-буржуазной политической программе заимство­ванные в основном из марксизма социологические и экономические идеи. Начав с признания ряда положений марксизма, они стали осуществлять свою программу под флагом якобы «критического развития» марксизма. Для борьбы с марксистской философией и социологией они ис­пользовали неокантианство, пытались отторгнуть от них диалектический материализм, требовали идеалистических обоснований социологии.

    Наиболее видным «легальным марксистом» был Струве. Вся философия истории строилась Струве на базе идеализ­ма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социаль­ные и экономические стороны общественно-экономическо­го процесса. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в России является исторической необходимо­стью, и для обоснования «прогрессивной и культурной мис­сии» капитализма в будущем пытались применять идеи марксистской социологии.

    Струве выступал защитником капитализма, отмечал его экономическую и культурную миссию, при этом старался скрыть все его социальные пороки. Он писал: «Капитализму в России принадлежит большое будущее и важная истори­ческая миссия. Задача социальной политики заключается в устранении некоторых вывихов этого развития. Социаль­ная политика может и должна сделать невозможными все эксцессы этого юного великана» /132, с.290/. Он отрицал наличие таких основных черт капитализма, как неравномерность, противоречия, классовая борьба, считая, что рав­номерность и пропорциональность являются отличительными чертами развивающегося капитализма. Струве подчеркивал: «Мы вовсе не желаем ни идеализиро­вать капиталистический строй, ни быть его адвокатом, но историческая справедливость требует указать, что крайне неравномерное распределение, задерживающее экономи­ческий прогресс, не создано капитализмом: оно перешло к нему по наследству от той эпохи или, вернее, от тех эпох хозяйственного быта, когда, по уверениям экономистов-романтиков всех стран и времен, текли молочные реки в кисельных берегах. Капитализму же принадлежит та истори­ческая заслуга, что он на фундаменте неравномерного рас­пределения создал производство, не мирящееся с этой неравномерностью и во имя своего существования ее отри­цающее» /150,с.159/.

    В своей социальной теории Струве отрицал значение классовой борьбы для развития общества. По его мнению, понятие закономерности в обществе выводится из формаль­ного согласия трансцендентального сознания людей, а не из объективных материальных начал общественного разви­тия. Выступал против данного Ф. Энгельсом определения свободы как исторической необходимости, противопостав­лял свободу закономерности и необходимости. В связи с этим Струве критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей. Принятие идей дуализма, понятий свободы и необходимо­сти привело его, как и неокантианцев, к принципиальному разграничению теоретических и практических идей. Исхо­дя из этого, материалистическое понимание истории рас­сматривалось «легальными марксистами» в качестве «объективной теории», которая не имеет совершенно ника­кого отношения к какому-либо практическому идеалу, и поэтому идеал марксистов ставился вне науки.

    «Легальные марксисты» искажали, «упрощали» маркси­стское понимание классов и классовой борьбы. Вместо де­ления общества на классы Струве ставил вопрос об абстрактной дифференциации общества на группы. Туган-Барановский опирался на распределительную теорию про­исхождения классов, считая, что классовая борьба, — это не что иное, как борьба за распределение в обществе продук­тов.

    Они считали, что ни личность, ни социальные группы, ни классы не в состоянии изменить течение предопределен­ной экономической жизни. Отрицание закона классовой борьбы в антагонистическом обществе привело «легальных марксистов» к выступлению против марксистской теории революции. Они считали, что смена капитализма другим строем возможна только в результате социальных реформ. Струве указывал, что средством осуществления прогресса в обществе являются экономические и социальные рефор­мы, а не революция.

    В 1899—1900 гг. происходит быстрая перестройка соц­иологических взглядов «легальных марксистов» в сторону последовательного идеализма. Основной причиной этой эволюции стало развертывание классовой борьбы в стране, активизация российского рабочего класса и достижение оп­ределенных успехов революционной социал-демократией. Социально-политическая эволюция «легальных маркси­стов» выразилась в полном переходе в области философии и социологии на позиции идеализма, мистицизма и рели­гии.
    ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

    (развитие, т.к. начало на первом этапе)

    В этот период также идет дальнейшее развитие ортодок­сального марксизма. Теоретиками ортодоксального марк­сизма в этот период были ПЛЕХАНОВ и Владимир Ильич УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН). Взгляды Плеханова и Ленина на ре­шение конкретных проблем общественного устройства кардинально расходились, а перед Октябрьской революцией эти расхождения привели к непримиримой борьбе.

    Ленин продолжал дальше развивать идеи Плеханова. Но в отличие от Плеханова Ленин выступил против идеалисти­ческих основ социологии народников на более позднем этапе развития народничества. В начале 90-х годов представители либерального народничества стали основ­ными противниками марксистской социологии.

    Начатая Плехановым критика идеалистических основ субъективной социологии была продолжена в ленинских работах «Что такое "друзья народа " и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народ­ничества» и др. В работе «Что такое "друзья народа"...», где Ленин критиковал субъективный метод Михайловского, из­ложены основные принципы марксистской социологии: си­стемность при изучении общества, материалистическое понимание истории и использование диалектического ме­тода при изучении социальных явлений /81, с.125—346/.

    Ленин был теоретиком и практиком марксизма, поэтому чисто социологических работ у него нет, хотя многие его работы и выступления по своему содержанию связаны с социологическими проблемами. В его работах сформулиро­ваны следующие главные установки марксистской социоло­гии: конкретный анализ конкретных ситуаций, учет всех связей и опосредований исследуемого объекта, всесторонность рассмотрения социальных явлений, выделение глав­ного, существенного в изучаемых связях, познание основ­ных механизмов общественных процессов для объяснения движущих сил и тенденций развития.

    В статье «Статистика и социология» им были изложены требования к социологическому исследованию. В ней он указывал на недопустимость какой бы то ни было умозри­тельности в науке об обществе /80, с.349—356/.

    После 90-х годов происходит признание того, что среди обширного множества общественных явлений существуют такие, которые изучает только социология (это формы «об­щественного взаимодействия», общие виды и типы общения и т.п.), и такие явления, которые она не изучает.

    Подобное понимание открывало социологии путь для самостоятельного изучения социальных объектов, вносило определенные разграничения в междисциплинарные кон­такты и дало толчок повсеместному признанию социологии представителями многих дисциплин, теперь уже не только социальных, но и биологии, географии, антропологии, фи­зиологии и т.п.

    Особо следует отметить Международный социологиче­ский институт, созданный в 1894г. Каждые три года он собирал конгрессы в столицах крупнейших европейских стран. Проведение первых Всемирных социологических конгрессов очень заинтересовало общественность, и не только тех стран, где они проходили. Участников конгрес­сов приветствовали лично президенты и министры. На За­паде социология получила все права гражданства и вышла на арену идейной борьбы.

    В последние десятилетия XIX века социология была вве­дена в программы университетов Франции, других евро­пейских стран и Америки как учебная дисциплина. В Токио и других городах начали читать первые курсы по социоло­гии.

    В конце прошлого века уже в большинстве западноевро­пейских стран были организованы кафедры социологии, возникли разные социологические общества, специальные колледжи, стали присваиваться ученые степени. Во Фран­ции уже с 1889 г. социология стала университетской дис­циплиной. Э. Дюркгейм в 1896 г. стал первым во французской истории профессором «социальной науки». В США первый факультет социологии был организован в 1892 г. К 1900 г. в 227 из 683 колледжей и университетов США уже преподавалась социология /115, с. 14—15/.

    Развитие преподавания социологии в России и на Западе шло по-разному. Правительство западных стран усматри­вало основную задачу социологии в установлении прочной «социальной гармонии», что отвечало их интересам. В этом как раз и заключалась к началу XX века идеологическая функция социологии, так как господствующие классы за­падных стран уже утратили после Парижской коммуны веру в благополучный для капитализма ход исторического процесса. Так, Вебер, имея на это полное основание, назвал социологию «дочерью величайшего жизненного кризиса».

    В России, несмотря на запреты, эта новая наука быстро развивалась, росло количество публикаций. Так, в 1897 г. вышла на русском языке работа Кареева «Введение в изу­чение социологии». Это был первый учебный обзор по соц­иологии. В библиографическом списке книг было указано 880 работ, из них русским авторам принадлежало 260. При этом необходимо отметить, что не все работы русских соц­иологов были перечислены Кареевым.

    Подготовка социологов на профессиональном уровне из-за запрета властей систематически не велась вплоть до на­чала XX в. В 90-х годах в столичном университете только для желающих Кареев читал социологические курсы. По­добные курсы читались в Петербурге (в университете, иног­да в Политехническом институте), Москве и Харькове. Но социология еще не была обязательной дисциплиной в госу­дарственных учебных заведениях, лишь в некоторых горо­дах в это время были разрешены спецкурсы только как факультативы. Несмотря на это, вопрос о необходимости введения социологического образования стал все чаще и чаще обсуждаться на страницах различных научных изда­ний. Необходимо отметить, что преподавание социологии в дореволюционной России осуществлялось энтузиастами, а так как само слово «социология» преследовалось монархи­ческим режимом, им приходилось для маскировки подлин­ного содержания науки пользоваться такими названиями, как «обществоведение», «законоведение», «введение в изу­чение права» и т.д.
    3. ТРЕТИЙ ЭТАП

    (первая четверть XX века)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23


    написать администратору сайта