КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ И.В. Марченко Губкинский горно-политехнический колледж e-mail: ir.mar4enko2015@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается вопрос необходимости и возможности практического применения гуманитарных наук и некоторых видов искусств для развития профессиональных компетенций техников-электромехаников. Ключевые слова: культура, образование, гуманитарные науки, искусство, техническая специальность, профессиональные компетенции, личностные качества. 406 THE ROLE OF HUMANITARIAN EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING FUTURE TECHNICIANS I.V. Marchenko Gubkin Mining and Polytechnic College e-mail: ir.mar4enko2015@yandex.ru Abstract. The article deals with the issue of requirements and possibilities of practical application humanities and some types of art for competence development of electrical technicians. Keywords: culture, education, humanitarian science, art, technical specialty, professional competencies, personal qualities. Культура… Говоря о культуре, образовании, обычно подразумевают художественную литературу, историю, философию, искусство – картины, музыку. В лучшем случае – физическую культуру. Технические и математические науки в это понятие в общепринятом смысле не входят. Отсюда и происходит противопоставление «гуманитариев» и «технарей», «физиков» и «лириков». В прошлом веке английский физик, писатель и философ Чарльз Перси Сноу сожалел, что учѐные и литераторы не понимают (и не хотят понимать) друг друга. Пренебрегают унижают считают не важными достижения другого направления относятся к ним высокомерно. И если ещѐ учѐные, занимающиеся естественными и техническими науками, интересуются литературой, сочиняют стихи (вспомним дуэт Никитиных, знаменитые «капустники» физтеха), то гуманитарии доказывают, что математика и пр. естественные науки им не нужны, что формулы – это лишние знания, которые только забивают голову. И, возгордившись, что социогуманитарная наука общечеловеческая, унижают технарей, не забывая, однако, пользоваться современными техническими изобретениями – от айфона до посудомоечной машины. По-видимому, причина кроется в том, что в мире профессиональная специализация становится всѐ более узкой, т.к. количество информации в одной профессии настолько велико, что быть востребованным специалистом в одной области часто означает ограничить себя в других знаниях. И приходится констатировать, что, скорее всего, время учѐных-энциклопедистов, таких, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, прошло. Но в школах упорно все изучают как литературу, так и математику. И появляется новая крайность: предлагают не аттестовать ребят по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и т.д. Хотелось бы рассмотреть этот вопрос с другой стороны: нужны ли ребятам, которые видят свой путь и уже выбрали техническую специальность, гуманитарные науки с чисто практической точки зрения? Что даст им для достижения успешности в своей будущей профессии художественная литература, музыка, изобразительное искусство? Каков вклад гуманитарных дисциплин в «портфель компетенций» технарей? 407 Я преподаю в колледже электротехнические дисциплины, поэтому остановлюсь на специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Основные работы, которые должны выполнять будущие техники- электромеханики по разным направлениям – это Выполнять наладку, регулировку и проверку, осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации, организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования; составлять отчетную документацию при выполнении данных видов деятельности. Рассмотрим основные личностные качества, необходимые технику- электромеханику для успешной реализации данных компетенций. К ним относятся развитая мелкая моторика, способность к распределению внимания, музыкальный слух, способность различать цвета, образное мышление, наглядно-действенное мышление, воображение и др. Это те качества, за которые отвечает правое, "творческое" полушарие. Зачем они нужны техническому специалисту? Мелкая моторика, которая хорошо развивается при занятиях лепкой, [11] игре на музыкальных инструментах, необходима при ремонте оборудования, точной установки крепежа, пайке деталей. Одновременно развивается оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Игра на музыкальном инструменте — достаточно сложный процесс. При этом развивается умение объединять информацию, поступающую от различных органов чувств (зрения, слуха, осязания), с мелкой моторикой. [10] Т.е. способность к распределению внимания, очень важная и для техника. При работе оборудования раздаются разные звуки. Не стоит обсуждать их гармонию. Хороший техник знает «мелодию» своей установки. И часто даже небольшое изменение высоты, тональности звука свидетельствует об уже произошедших или возможных неполадках. Развивается музыкальный слух при занятиях музыкой [8] Способность различать цвета необходима для правильного подключения фаз, каждая из которых имеет определѐнный цвет, нулевого и заземляющего проводников. Конечно, в данном случае различия полутонов не требуется, но человек, не различающий цвета, является профессионально непригодным. Кроме этого, в первую очередь по цвету – различают металлы, которые являются проводниками электрического тока. По цвету можно определить температуру нагрева металла, являющегося основным материалом проводников. Образное мышление, Воображение необходимо для изучения базовых предметов электриков – и техников, и инженеров. В первую очередь электротехники. Все характеристики электрической цепи нельзя «потрогать». Это опасно для жизни. Представить магнитное поле, его силовое воздействие, которое не каждый прибор определит, можно только силой воображения. Или поэзии. Помните, у Блока: «Есть игра.. Осторожно войти, чтоб вниманье людей усыпить…» 408 И более практичное применение различных видов воображения, образного мышления – работа сложных механизмов. Мы видим, как вращается вал электродвигателя. Но как работают скрытые части двигателя, как взаимодействуют магнитные поля «увидеть» можно только с помощью воображения. Огромное влияние на развитие образного мышления и воображения, необходимого и техникам, оказывают книги. Чтение облегчает и развитие такой профессиональной компетенции, как составление отчетной документации при выполнении ремонта, технического обслуживания, где важно уметь грамотно и в нужной логической последовательности описать выполненные работы. Чтение художественной литературы и анализ характеров героев, изучение психологии, истории помогает правильно реагировать и координировать действия коллектива в разных ситуациях, гармонизировать межличностные взаимодействия. Ведь известно, что «лишь тот специалист может эффективно управлять людьми, кто умеет понять внутренний мир окружающих его личностей и руководствуется чѐткими нравственными критериями» [2]. Современное образование развивается по двум основным направлениям: профессиональная ориентация при ведущей роли конкретных знаний, умений, навыков в рамках человекоцентристского подхода, учитывающего реальные потребности личности, и еѐ развития как активного субъекта различных видов деятельности. В настоящее время, как отмечается многими исследователями, всѐ актуальнее становится проблема формирования общекультурных компетенций в том числе у будущих техников. Анализ исследований свидетельствует, что общекультурные компетенции развивают профессионально значимые личностные качества будущего специалиста. Задача технического образовательного учреждения – создать условия для целенаправленного комплексного профессионального и социально- психологического становления обучающегося. Поэтому при грамотном, последовательном и системном использовании гуманитарных дисциплин учебный процесс подготовки технических специалистов обеспечит формирование необходимых компетенций, в том числе профессиональных. Список литературы 1. Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978г. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академия, Смысл, 2007 (3-е изд., испр. и доп.) 3. Грешилова, А.В. Содержание метапредметных компетенций студентов среднего профессионального образования // Электронный научно-педагогический Восточной Сибири журнал «Magister Dixit». 2014. № 1(13). С. 174–179. 4. Тимощук Н.А. Роль гуманитарных дисциплин в формировании метапредметных компетенций будущих инженеров. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т.19, №6, 2017 5. ФГОС СПОспециальности «13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» [Электронный ресурс] 409 – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71741126/-1n.pdf (дата обращения: 28.07.2014). 6. Каузова А.Г. Развитие полифонического слуха учащегося – пианиста в процессе работы над современным репертуаром. Учебное пособие. – М., 1997 7. Кинарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2004 8. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. – М., 1990 9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2-х томах. Т.1. – М., 1985 10. https://www.ucheba.ru/ 11. http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds_28/DocLib55/Лепка%20как%20средство%20ра звития%20мелкой%20моторики.pdf ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Р.Р. Мирная Казанский государственный институт культуры e-mail: Rushanka13@gmail.com Аннотация. В статье раскрывается содержательно-процессуальная сторона феномена «исполнительская культура». Автор рассматривает исполнительскую культуру, как интеграционный сложный компонент, в процессе воспитания которого возможно применение музыкальных видов деятельности: от восприятия музыки до музыкально- ритмических движений. Исполнительская культура как феномен музыкального образования, требует основательного погружения и достижения высокого качества знаний, умений и навыков с исторической, музыковедческой, исполнительской и других сторон. В статье раскрываются отдельные аспекты воспитания исполнительской культуры учащихся. Ключевые слова: музыка, исполнительская культура, развитие, деятельность, способность, воспитание, пение, музыкальное образование. PERFORMING CULTURE AS A PHENOMENON OF MUSIC EDUCATION R.R. Mirnaya Kazan State Institute of Culture e-mail: Rushanka13@gmail.com Abstract. The article reveals the content-procedural side of the phenomenon of "performing culture". The author considers the performing culture as an integrated complex component, in the process of education of which it is possible to use musical activities: from music perception to musical and rhythmic movements. Performing culture as a phenomenon of music education requires a thorough immersion and achievement of high-quality knowledge, skills and abilities from the historical, musicological, performing and other sides. The article reveals some aspects of the education of the performing culture of students. Keywords: music, performing culture, development, activity, ability, upbringing, singing, music education. 410 Исполнительская культура музыканта является одним из основных свойств профессионализма, которое включает в себя интегрированную характеристику в способности воспроизводить музыкальный материал в его более глубоком прочтении, нежели просто в исполнении музыкального текста. Исполнительская культура – есть багаж постоянно накапливаемых знаний, в сочетании с развитием музыкального мышления и мастерства. В качестве признаков исполнительской культуры, исследователи называют: высокий уровень овладения знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства, с учѐтом технического и художественного подходов (здесь мы подразумеваем техническую подготовку исполнителя: владение основными элементами музыкального языка, средствами музыкальной выразительности и способностью воплотить в процессе исполнения эмоционально-образную сферу, донести до слушателя все виды энергии от ментальной, эмоциональной до физической со стороны художественного воплощения). Техническое мастерство музыканта (виртуозность, искусность, филигранность) должно быть равноценно художественной наполненности в воплощении музыкального материала (образность, эстетичность, красота, артистичность). Отдельные исследователи систематизируют принципы, которые лежат в основе воспитания исполнительской культуры. Согласно М.С. Осенневой это принципы: единства эмоционального и сознательного, как синтез эмоциональной отзывчивости и музыкального мышления, интуиции и логики, творческого воображения и знания средств воплощения творческого замысла; единства художественного и технического, как достижение технического совершенства исполнения в создании исполнительской трактовки произведения; единства тождества и контраста, как некая способность определять на слух стиль композитора, осознание формоообразования, средств музыкальной выразительности, законов музыкальной драматургии и др.; опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки, как интонационно-образное восприятие учащимися музыкального произведения в единстве содержания и формы, осознание средств выразительности в создании и развитии музыкальных образов в произведениях различных жанров и стилей [7, с. 36]. Основой высокого уровня исполнительской культуры является способность к созданию содержательной интерпретации в исполнении любого шедевра (в этом случае стремление к аутентичному исполнению – также будет высоким показателем мастерства). «"Стремление приблизиться" к мастерству – естественное желание, которое возникает у профессионального музыканта. Но и у слушателя возникает подобное стремление, поскольку он испытывает огромное желание стать соучастником рождающейся интерпретации, постичь еѐ «изнутри», осмыслить его глубинную сущность» [11, с. 152]. Разъяснение авторского текста через призму собственного музыкального опыта может быть только уникальным явлением. Неповторимость интерпретации всегда будет связана с профессиональным мастерством или техникой музыканта, с его способностью воспринимать информацию и 411 анализировать еѐ, с его знаниями в области музыкального искусства, с его способностью мыслить и отражать действительность, воплощая содержание музыкального произведения в художественном моменте его исполнения. Техничность и выразительность исполнения интерпретатора в толковании нотного текста способствуют раскрытию идейно-образного содержания музыки. Исполнительская интерпретация важна до момента донесения еѐ до слушателя, подчинению его творческой воле исполнителя. Способность вовлечь зрителя в музыку, погрузить в образный мир, привести к эмоциональному подъѐму – это как способ коммуникации, передачи исполнительской идеи и собственного индивидуального стиля. Фантазийность и элементы сотворчества в произведениях, где автором является другой человек, в значительной мере расширяют возможности исполнителя при условии развитого музыкально-исполнительского мышления. Наличие мышления является неотъемлемой частью воспитания исполнительской культуры. О сформированности исполнительской культуры говорит особый подход в работе с репертуаром – это художественный вкус исполнителя, стилистическое соответствие исполнения особенностям жанра – ритмике, фразировке, форме, характере звукоизвлечения и других специфических приѐмов. Например, исполняя босса-нову, исполнитель должен подготовиться к погружению в жанр, освоить специфическую ритмическую формулу, где основные ритмические акценты будут на сильные доли в отличие от свинговой музыки. Звук рекомендуется извлекать мягко без применения жесткой атаки (в пении без применения приѐмов гроул, шаут) и т.д. В работе над репертуаром мы вслед за автором М.С. Осенневой обращаемся к фундаментальным идеям, стремиться к погружению в истоки жанра (данный вид работы требует изучения истории не только самого жанра, но и биографических данных авторов и исполнителей исходного материала, особенностей музыкального периода создания произведения). «Музыкальный материал является основой накопления учащимися опыта эмоционально- ценностного отношения к действительности, музыкальных знаний и обретения навыков творческой самореализации в музыкальном искусстве» [7, с. 90]. Воспитание исполнительской культуры через репертуар, явление которое волнует всѐ музыкальное сообщество уже несколько последних десятилей. Прежде всего, это связано с ситуацией на отечественной музыкальной эстраде. При накоплении репертуара, исполнитель должен учитывать не только свои интересы, но и возможности внести что-то неповторимое, ценное в развитие жанра, то, что ещѐ не открыто. То есть, оставить след в музыкальной истории, сделать ступень в неизведанное и удивительное. А для создания нового, как известно нужно хорошо разбираться в традициях. Пытливые музыканты, в поисках звука, ритма и даже способа звукоизвлечения открыли для нас слушателей уникальный музыкальный материал и опыт, на который мы всегда ориентируемся. Качественно новый уровень в воспитании исполнительской культуры зависит от репертуара исполнителя. 412 Исполнительская культура как феномен музыкального образования интересно не только с точки зрения содержательности понятия, но и сточки зрения взаимодействия видов музыкальной деятельности в обучении. Решение задач по воспитанию исполнительской культуры и мастерства имеет определяющее значение как для развития музыкальных способностей, общей культуры человека, так и для совершенствования музыкального исполнительства в целом. В проанализированных нами работах выделены компоненты исполнительской культуры, которые содержательно обеспечивают процесс еѐ воспитания. Одним из наиболее упоминаемых компонентов в доступной методической литературе является развитие музыкального восприятия, как основного вида музыкальной деятельности человека. Б.С. Рачина рассматривает «музыкальное восприятие как аналитико-синтетическую деятельность человека», выделяя и характеризуя стадии, согласно предложенной схеме В.Белобородовой: эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, сравнение, ассоциативность, избирательность, вариативность, константность [8, с. 74]. Автор также обращается к эмпатии в расширении эмоционального опыта подростков в процессе слушания музыки и достижения ими катарсиса в процессе созерцания, осмысления услышанного [8, с. 89]. М.С. Осеннева (совместно с Л.А. Безбородовой) также передаѐт основной смысл понятия «музыкальное восприятие», − «…понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально- ритмического движения». Авторы рекомендуют начинать процесс воспитания музыкального восприятия с чувственно-эмоциональной сферы, с «суггестивно- эмоциональной» стороны вместо технической [6, с. 220]. А.Н. Зимина утверждает, что «в процессе слушания музыки в единстве c музыкально- эстетическими осуществляются и задачи всестороннего развития ребѐнка… Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, ритмического и тембрового слуха» [3, с. 79]. Об активности восприятия, и психологических механизмах восприятия, можно встретиться в работе Е.Р. Ильиной [2], исследованиями в области психологических особенностей восприятия музыкальной информации занимался Ю.А. Цагарелли [12]. Согласно нашим представлениям «музыкальное восприятие» является наиболее доступным видом деятельности для человека, несѐт стратегическое значение в формировании исполнительской культуры будущего музыканта, в особенности как репрезентация музыкально-слухового опыта культурного наследия человечества. Количество, и, не менее важное значение имеет и качество прослушанной музыки (любого характера, жанра, смысла, формы и т.д.) способны воздействовать на перцепцию слушателя, что в конечном итоге приводит к развитию музыкального мышления, появлению интереса к стилистическим особенностям некоторых жанров, приближает к идеальному звучанию (в поисках индивидуального вокального или инструментального 413 саунда, с англ. «звук, звучание»), а также приводит к аналитике, и систематизации существующих знаний в области музыкального искусства. Накопленный музыкально-слуховой опыт исполнителя это тот показатель, который в будущем становится профессиональным качеством музыканта. Воспитание исполнителя средствами музыкального восприятия всегда подталкивает к самостоятельному творческому поиску, к мыслительным операциям в оценке прослушанного материала, в разборе структурных компонентов произведения: характере, драматургии, форме, содержании. Через процесс слушания у обучающегося вырабатываются критерии удовлетворѐнности музыкой и мотивация к поиску способов самовыражения в исполнительской деятельности. Глубокое погружение в теоретический материал, с максимальным применением его в практической деятельности закономерно приводит к интересному воплощению исполнительского замысла, к уникальному исполнительскому решению. Вторым не менее важным видом музыкально-исполнительской деятельности является пение. Этот вид деятельности мы также рассмотрим с точки зрения его способности в формировании исполнительской культуры музыканта. Высокое значение пения как вида музыкальной деятельности в жизнедеятельности общества уже давно доказано историей. Более того, пение способно не только украсить жизнь, удовлетворить потребность в творческом самовыражении, освободить от психологического перенапряжения, наполнить эмоционально – занятия пением способны излечить человека духовно и физически (в истории такие примеры имеются). Например, в своей работе известный австрийский певец, органист, педагог Лео Кофлер, который занимался вопросами дыхания в XIX веке и его последователи утверждают, что с помощью разработанного им метода дыхания и комплекса дыхательных упражнений с включением необходимых элементов фонетики и артикуляции (при пении и речи) приводят к совершенствованию дыхания и помогают решать проблемы с горлом и голосом, а также способны излечить от туберкулѐза. Или другой пример. Пѐтр Гончарук в работе «Биофоника» утверждает о пользе и оздоровительной силе практики фонационного дыхания в занятиях пением, последователи его системы дыхания способны излечиться от бронхиальной астмы, заиканий, предотвратить сердечно-сосудистые заболевания и др. В контексте исследования феномена исполнительской культуры в музыкальном образовании нас интересует процесс обучения пению, а не способность человека воспроизводить его произвольно. «Понимание значимости задач и результата обучения пению – раскрытие внутреннего личностного потенциала, музыкальных и вокально-исполнительских способностей, формирование общей и исполнительской культуры – должно являться для преподавателей сольного пения основным вектором вокального творчества на занятиях» [9, с. 75]. Обучение пению – длительный творческий процесс, который содержит в себе концентрацию многих важных элементов, важных для воспитания исполнительской культуры. Во-первых, это координация и тренировка музыкального слуха, развитие музыкальности. Во-вторых, пение способно дать 414 дополнительные инструменты в развитии музыкального мышления, воображения, тренировке музыкальной памяти. Практически всегда пение притягательно. Вокальное произведение воспринимается слушателем легче, чем инструментальная музыка, этому способствуют уникальность человеческого голоса, как музыкального инструмента и текстовое содержание произведений, как вариант переживания произведения новым способом, через осмысление либретто. О наиболее важном, на наш взгляд, вкладе пения в воспитании исполнительской культуры свидетельствуют исследования Е.Р. Ильиной, Д.Е. Огороднова, Г.П. Стуловой. «Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления детской активности в различных жизненных ситуациях. Приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры» [2, с. 109]. «Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально- эстетическое развитие личности, но и на умственное. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления» [5, с. 6] «Вокальная работа – это постановка и развитие голоса, а также развитие музыкальности и артистичности учеников» [10, с. 186]. Пение, как вид музыкальной деятельности предполагает доступность и определѐнный уровень развития вокальных способностей. Музыкально-ритмические движения, как вид музыкальной деятельности также вносит уникальный вклад в формирование исполнительской культуры. Ритмика эквивалентна нашему движению, моторике, и мышечной реакции человека. В сочетании с музыкой ритмические движения как-бы отображают музыку в действии. Упражнения, музыкальные игры, детские пляски и танцы, и возможно другие виды музыкально-ритмического движения, выполняют общую задачу – слитность характера движения и музыки [6, с. 248]. Как связан этот вид деятельности с формированием исполнительской культуры музыканта? И возможно ли другое воплощение или применение этого вида в процессе воспитания музыканта. Возвратимся к работе Б.С.Рачиной [8], которая вводит новое понятие «музыкально-пластическая деятельность». Автор определяет его как разновидность полихудожественной деятельности и способа активного включения ребѐнка в музыку. При его применении в воспитании ребѐнок пропускает через себя темповые, динамические, регистровые изменения, особенности мелодического развития, фразировки, метроритмических соотношений, строения музыкальных произведений, то есть погружается в музыку через движение, таким образом, развивается творческая фантазия, воображение ребѐнка. «Музыкально-пластическая деятельность является дидактически важной частью процесса музыкального образования, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей ребѐнка, обогащает целостное восприятие музыки» [8, с. 36]. Игра на музыкальных инструментах – этот тот вид музыкальной деятельности, который с раннего возраста, и даже раньше, чем пение входит в нашу жизнь. Когда ребѐнок еще не способен петь, и говорить, он может нажимать на клавиши, стучать в барабан, махать погремушкой, дуть в дудочку. 415 Музыкальные занятия в детском саду (утренники) наполнены работой с музыкальными инструментами. Привлечение активного шумового музыкального опыта, конечно, не сформирует исполнительскую культуру, но является его маленькой составной частью. «Каждый музыкант по своему опыту знает, что зачастую от некогда исполненных музыкальных произведений остаются впечатления, чувства, которые, однако, далеко не беспредметны. Они могут служить в качестве первого «узелка» при развѐртывании целой цепочки ассоциаций» [12, с. 90]. Принято считать, что игра на музыкальных инструментах развивает творческие способности [6, с. 265]. «В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребѐнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлѐнность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность и память» [3, с. 156]. И в более взрослом возрасте занятия на фортепиано, или любом другом инструменте – это динамический вектор развития музыкальности, творческой активности, воспитания любви к искусству. Вокалист, не владеющий фортепиано, испытывает серьѐзные ограничения и неудобства, так как не может наладить систему занятий, проигрываний интонационного звукоряда, настройки вокального аппарата средствами вокально-тренировочных упражнений, проработки вокально-технических трудностей. Итак, в рамках данной статьи принята попытка охарактеризовать отдельные показатели, которые образуют структуру феномена исполнительской культуры. Виды музыкальной деятельности, такие как музыкальное восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения, закладывают основу воспитания исполнительской культуры и оказывают серьѐзное воздействие на развитие личности ребѐнка, раскрытии его творческих способностей, памяти, воображения и мышления. Список литературы 1. Грешникова А.В., Крюкова С.А. Преемственность музыкально-педагогических традиций как фактор развития исполнительской культуры / А.В.Грешникова, С.А.Крюкова // Образование и общество. – Орѐл, 2018. - № 1-2(108-109). – с.42-45 2. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2008 3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2000 4. Мигунова Н.И., Кобозева И.С. Развитие исполнительской культуры музыкально- инструментальной деятельности как научная проблема / Н.И.Мигунова, И.С.Кобозева // Международный студенческий научный вестник. – Пенза, 2015. – № 5-3. – с.471-472 5. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: учебное пособие. – 6-е изд., стер. – СПб: Издательство «Лань», Издательство «Планета музыки», 2018 6. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб.пособие для студ.нач.фак.педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 416 7. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ.учреждений выс.проф.образования / М.С.Осеннева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 8. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Учебное пособие. – СПб.: Композитор, 2015 9. Смелкова Т.Д., Савельева Ю.В. Основы обучения вокальному искусству: учебное пособие. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014 10.Стулова Г.П. Теория и методика обучения пению: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – СПб: Издательство «Лань», «Планета музыки», 2018 11.У Ниэр. Обобщение исполнительского опыта выдающихся мастеров в осуществлении процесса формирования исполнительской культуры современного музыканта / УНиэр // Научное мнение. – Санкт-Петербург, 2015. - № 3-2. – с.150-155 12.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб.: Композитор, 2008 |