Первые шаги. Образовательная программа для детей ранне го возраста Первые шаги Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. 3е изд. М. Ооо Русское слово учеб ник
![]()
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В раннем возрасте эстетическое воспитание осуществляется как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях. Роль взрослого в развитии эстетического отноше- ния ребёнка к окружающей действительности заключается не толь- ко в том, чтобы привлекать внимание ребёнка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и в вовлечении малыша в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Взрос- лый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмо- ции, привлекать ребёнка к сопереживанию и откликаться на чув- ства малыша. Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обы- денной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцвет- ные чашечки для чая или нарядная одежда малыша (бантики, вы- шивка на кармашке, красивые пуговки и пр.). Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в ко- тором находятся дети. Известно, что для восприятия и различения красивого и некрасивого чрезвычайно важное значение имеет ран- ний опыт. Групповые помещения, лестницы, коридоры детской ор- ганизации должны быть красиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, игрушки. Экспозиции следует периодически менять, обращая внимание детей на то, что нового и красивого появилось в помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике или необычные цветы в вазе, засушенные листья различных деревьев, их цвет, форма и др. Очень важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех её проявлениях (например, деревья и травка осенью и вес- ной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие подобным явлениям стихи или отрывки из них, 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 88 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 88 19.12.2018 15:48:07 19.12.2018 15:48:07 89 записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут спо- собствовать эмоциональному отклику ребёнка на окружающее, за- крепят полученные им впечатления. Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным прояв- лениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление всег- да находят у детей отклик. Любые попытки малыша выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одоб- рение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребёнка по указке педагога, для этого требует- ся особый настрой, взрослый может лишь способствовать его воз- никновению. Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет зна- комство их с произведениями искусства. Чем раньше состоится встреча ребёнка с миром искусства, тем лучше. При этом необходи- мо соблюдать меру, исходя из индивидуальных особенностей ребён- ка, его желаний, предпочтений. Для обогащения запаса детских художественных впечатлений полезно прослушивать фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются под эмоционально выразительные от- рывки музыки М. Глинки, П. Чайковского, А. Вивальди, Ж. Бизе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Подобные произведения содержат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого с ребёнком, сопут- ствовали детской жизни. Малыш познаёт окружающий мир, не только воспринимая его, но и активно действуя в нём. Уже в конце младенческого возрас- та ребёнок экспериментирует с бумагой, карандашами, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнаёт, что краска оставляет след на бумаге, игрушки издают раз- нообразные звуки. Опираясь на интерес ребёнка к этим предме- там и действиям, можно начинать его приобщение к художествен- ной деятельности. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Привлекая ребёнка к изобразительной деятельности, следует помнить, что на данном возрастном этапе главное — это интерес, удовольствие и радость малышей от процесса, а не само по себе ов- ладение умениями рисовать или лепить. Задача взрослых — вовремя 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 89 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 89 19.12.2018 15:48:07 19.12.2018 15:48:07 90 заметить и поддержать интерес ребёнка, создать условия для разви- тия изобразительной деятельности. Прежде всего необходимо создать в группе соответствующую развивающую среду, подобрать материалы для разных видов худо- жественно-эстетической деятельности. В группе должны быть ка- рандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнооб- разие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования. Так, самым маленьким детям удобнее рисовать тол- стой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совершенна мелкая мото- рика, можно предлагать и тонкие кисточки. Ребёнку следует предоставить возможность опробовать материал так, как он хочет. Например, вначале малыш может мять и рвать бу- магу, катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк, мож- но предложить материал другого свойства, цвета, величины. Важно продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его разнообразные познавательные действия. Постепенно из интереса к материалу при помощи взрослого у ребёнка возникает интерес к соответствующему действию с ним, а затем и к результату этого дей- ствия — образу предмета, явления, воплощённому в мазках, пятнах, линиях. Взрослый ведёт ребёнка от манипуляций с художественным материалом к использованию его по назначению, помогая малышу постигать различные средства выразительности, которыми можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих его пред- метов и явлений действительности. Делается это ненавязчиво, без принуждения, весело — в игре, свободной деятельности. Если жизнь ребёнка интересна, насыщена яркими впечатления- ми, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке. В иг- рах и в повседневной жизни следует развивать способность малыша замечать и узнавать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» в узоре птичку или зайку), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверх- ность глины, камня. Изобразительная деятельность даёт детям широкие возможнос- ти экспериментирования с материалом. Детям предлагается рисо- вать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щёточками, «печатками». Малы- ши могут рисовать на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 90 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 90 19.12.2018 15:48:07 19.12.2018 15:48:07 91 на дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большо- го размера можно расположить не только на столе, но и на полу с тем, чтобы дети имели возможность свободных разнообразных действий, рисуя рядом друг с другом. Один малыш выберет для ри- сования карандаш, другой захочет черкать мелком, третий — де- лать отпечатки губкой, пропитанной краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания взаимодей- ствия, подражания действиям друг друга и освоения новых мате- риалов для изобразительной деятельности. По завершении рисун- ка воспитатель может спросить у малышей, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солныш- ко, цветок, дождик и т.п.). Хорошим приёмом для стимуляции детского воображения яв- ляется «кляксография». Картинки-кляксы получаются, если, брыз- нув на бумагу краску, сложить лист пополам кляксой внутрь. Детям можно предложить угадать, что получилось, или дорисовать картин- ку, дав полную свободу своей фантазии. Для организации индивидуальной и совместной изобразитель- ной деятельности детей можно использовать заготовки. Например, вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа и предложить малышам рисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, которую дети разрисуют так, как им захочется. Хорошим при- ёмом является примакивание на бумагу губки, пропитанной крас- кой, или специальной печатки. Печатками могут служить катушки, кусочки овощей и любые подходящие предметы. В ходе занятий с художественными материалами педагоги по- буждают детей к целенаправленному изображению различных пред- метов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, можно предложить малышам нарисовать разноцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы, и т.п. При этом воспитатель помогает детям в создании предметных и сюжет- ных рисунков (например, взрослый рисует травку и стебли цветов, а детей просит пририсовать к ним головки). Педагоги откликаются на просьбы детей нарисовать картинку по их замыслу. Малыши внимательно наблюдают, как взрослый рисует киску, куклу, машинку, домик, и пытаются подражать. Воспитатель поддерживает инициативу ребёнка в создании самостоятельных ри- сунков по замыслу. Педагог побуждает детей к лепке из пластилина, глины, теста, помогая им создавать и видоизменять простые формы из этих ма- териалов. Вылепленные фигурки малыши могут раскрасить. Для 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 91 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 91 19.12.2018 15:48:07 19.12.2018 15:48:07 92 раскрашивания в группе хорошо иметь фигурки из разных мате- риалов (глины, дерева, пластмассы и пр.). В процессе занятий с пластическими материалами дети овладевают разнообразными приёмами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объёмные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой также вплетаются в игровые сюжеты, изготовлен- ные предметы и фигурки могут быть использованы для различных игр (грибочки для ёжика, пирожки для кукол, овощи и фрукты для игры в магазин и т.п.). Желательно также знакомить детей с элементарными спосо- бами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов, используя разноцветную бумагу, природный и бросо- вый материал (листья, веточки, семена, кусочки бумаги, ткани, ваты и пр.). При приобщении детей к изобразительной деятельности следует поддерживать инициативу каждого ребёнка, стремление что-либо изобразить, предоставлять право выбора материала, средств, замыс- ла. Показывая детям образцы того или иного вида деятельности, взрослые должны предоставить им возможность действовать само- стоятельно и не навязывать каждому ребёнку в группе одно и то же занятие или игру. Проведение занятий и игр с маленькими детьми лучше осущест- влять, используя комплексно различные виды художественной де- ятельности; например, рисовать под музыку или стихи; лепить пер- сонажей сказок и затем обыгрывать их. Очень важно проявлять внимательное отношение к продук- там творчества ребёнка. Такое отношение способствует развитию у ребёнка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Следу- ет поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, от- носиться с уважением к тому, что у него получилось. Желательно, чтобы экспонировались все детские работы (а не только самые луч- шие). Нельзя отбирать рисунки и поделки без разрешения малыша, лучше попросить его что-то нарисовать (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в подарок педагогу, родителям, друго- му ребёнку, предварительно спросив у автора работы: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим твоего пластилинового ёжика на выставку, чтобы все видели, как ты хоро- шо его слепил». Необходимо также привлекать и внимание детей к продуктам детского творчества. 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 92 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 92 19.12.2018 15:48:07 19.12.2018 15:48:07 93 ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Для приобщения детей к музыкальной культуре в детской орга- низации и в каждой группе должна быть создана особая музыкаль- ная среда. Музыка должна органично включаться в различные виды деятельности детей (на физкультурных занятиях, на занятиях изоб- разительной деятельностью, при проведении подвижных игр и пр.). При организации режимных моментов также хорошо использовать соответствующее музыкальное сопровождение: весёлая музыка при встрече детей, на прогулке, при проведении зарядки, колыбельная перед сном. В детской организации должен быть музыкальный зал, оснащён- ный музыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон и др.). В групповом помещении необходимо оборудовать музыкаль- ный уголок, в котором имеются детские музыкальные инструменты, такие, как бубен, барабан, трещотки, ложки, колокольчики, дудоч- ки, металлофон, и музыкальные игрушки. Экспериментируя с инструментами и другими звучащими пред- метами, малыши учатся извлекать разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, прислушиваться, подражать и имитировать звучание разных инструментов (например, барабан — «бум-бум», дудочка — «ду-ду-ду», колокольчик — «динь-динь»). Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоци- ональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми краска- ми, — это основа его будущей музыкальности. Педагоги должны создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивос- ти на музыку. Малышу нужно петь песенки, прослушивать их вместе с ним, как и фрагменты классических музыкальных произведений, произве- дений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыки следует побуждать детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, прихлопывать в ладош- ки, кружиться, подпевать. При этом педагог стремится разделить любой эмоциональный отклик ребёнка на музыку, подключается к дей ствиям детей, хвалит их. Также он может побуждать детей при- влекать к танцам под музыку игрушки — кукол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики. Воспитатель вместе с малышами может прослушать звучание разнообразных инструментов, музыкальных игрушек, акцентируя внимание детей на разнообразные характеристики их звучания: громкость, высоту, темп и др. При этом взрослый использует раз- 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 93 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 93 19.12.2018 15:48:07 19.12.2018 15:48:07 94 личные эпитеты, отражающие настроение, передаваемое музы- кальными средствами (сердитый барабан, весёлый бубен, звонкий колокольчик, грустная дудочка, озорная погремушка и т.п.). Взрос- лый побуждает малышей ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зайчики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.). При прослушивании музыкальных фрагментов воспитатель мо- жет предложить детям изобразить мимикой, движениями настрое- ние, помогает назвать его. Педагоги поддерживают интерес и побуждают детей к пению, тан- цам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответ- ствующие игры. Например, он может раздать малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и предложить всем вместе по- играть на них — получится «весёлый оркестр». Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми танцевальными движения- ми (ставить ножку на носок, кружиться, приседать, размахивать пла- точком в такт музыке). Воспитатель побуждает малышей напеть ко- лыбельную куколке, сделать зарядку зайчикам под весёлую песенку. Привлекая маленьких детей к занятиям и музыкальным играм, следует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы малыш испытывал удовольствие от предлагаемой ему деятельности. Умение правильно интонировать или, хлопая-притопывая, попадать в ритм звучащей музыки не должно быть самоцелью. Музыкальному развитию способствует участие детей в празд- никах, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Малыши могут не только смотреть, как поют и танцуют взрослые и старшие дети, но и сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах, играх). ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приобщение к театрализованной деятельности способствует ос- воению ребёнком мира человеческих чувств, коммуникативных на- выков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, в хороводах, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослы- ми. Педагоги должны использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фан- тазию ребёнка. Например, на прогулке воспитатель может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, де- 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 94 26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Ver.indd 94 19.12.2018 15:48:07 19.12.2018 15:48:07 95 тки. Давайте и мы ему улыбнёмся, поздороваемся». Он также мо- жет предложить малышам изобразить, как топает медведь, прыга- ет зайчик, летает самолётик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стишками и песенками. С настоящими театрализованными представлениями дети мо- гут познакомиться в детской организации при просмотрах детских спектаклей, цирковых представлений, спектаклей кукольного теат- ра как в постановке профессиональных артистов, так и силами пе- дагогов, родителей и старших детей. В программе содержатся инсценировки знакомых детям ска- зок, стишков, а также эпизодов их повседневной жизни. Для этого предлагается использовать разнообразные кукольные театры (би- бабо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе), а также обыкновенные игрушки. Дети привлекаются к посильному участию в инсценировках, а в последствии обсуждают с воспитате- лем увиденное. Детям раннего возраста сложно произносить текст роли полностью, но они могут произносить некоторые фразы, изоб- ражать жестами действия персонажей. Например, в «Репке» малы- ши могут «тянуть» репку, в «Курочке Рябе» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, и пищать за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инс- ценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершен- ствуют свою речь, в которой эмоциональная окраска, интонация выступает важной составляющей. Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее же- лание ребёнка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Совместное переживание детьми чувства, их стремление показать, что испытывает персонаж, помогает малышам осваивать азбуку вза- имоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок разви- вает чувства ребёнка, представления о «плохих» и «хороших» чело- веческих качествах. |