Главная страница

Общие сведения о языке и речи лекция


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеОбщие сведения о языке и речи лекция
Дата28.09.2022
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1747_Konspekt_lekcii.pdf
ТипЛекция
#701660
страница7 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
ономатопеями(от греч. onomatopeia – словотворчество, напр хныкать, хлюпать, ахнуть, чавкать, чмокать и др. Близкими к ним являются звукообразные слова, которые благодаря своему звучанию способствуют образной передаче описываемых явлений шушукать, шуршать, щебетать, шашни и др.
Ярким средством создания образности и выразительности является конвергенция (взаимодействие) фонетико-стилистических приемов. Например Этого она уже не вынесла в молчании, из ее груди посыпались слабые сухие звуки, похожие на клохтанье(В. Распутин. Последний срок) – глухой характер звуков, которые издавала старуха, передается за счет использования звукового повтора глухих согласных (аллитерация на пс, хи звукоподражательного слова клохтанье. На звуковых повторах основаны такие стилистические фигуры, как, например, звуковая анафора и звуковая эпифора: Волной вливается вольный ветер, Веет в воздушных высях весна Вей, вей, ветерок, Развивай мой венок Васильками по волнам (Я. Аким) – повтор одинаковых звуков вначале слов (звуковая анафора) в основе аллитерации Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивыми юным С. Есенин) – повтор одинаковых звуков в конце слов (звуковая эпифора), способствующий благозвучию речи. Кроме названных фонетических приемов, в стихотворных текстах можно встретить также каламбурную рифму – разновидность языковой игры, построенная на основе омонимии Говорили тиграм львы
- Эй, друзья, слыхали львы, Что не может носорог Почесать свой носорог (Я. Козловский).
Фонетико-стилистические приемы выразительности представлены не только в художественных произведениях. Используются они ив языке современной публицистики. Так, в заголовках современных газетных текстов с целью привлечения внимания часто используется рифма Иду с дырявою сумой. Свободный Радостный Живой (Комсомольская правда, 20 сент. 2002 г Им не дано предугадать, кому и где придется дать Сегодняшняя газета,
19 окт. 2002 г Пока не выпали снега – на огород давить врага Комсомольская правда, 11 окт. 2002 г На больничные подушки ляжет тот, кто ел свинушки Комсомольская правда, 15 июля 2000 г Сегодня я купил гранату
– конец родному деканату Комсомольская правда, 15 сент. 2000 г Нет лучше жениха не свете, чем парень в голубом берете Комсомольская правда авг. 2000 г. Встречается и прием парономазии – столкновения близких по звучанию слов, например Сто лет назад была растрата За что ж сейчас грядет расплата Комсомольская правда, 4 дек. 2001 г. Звучание речи должно соответствовать ее эмоциональной окраске, содержанию и образной системе текста. Наука об искусстве звуковой организации речи называется фоникой. Основным требованием, предъявляемым культурой речи, фоникой к тексту, является благозвучие (или эвфония) – наиболее приятное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков. Примером благозвучия является четверостишие МЮ. Лермонтова Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. Благозвучие создается здесь за счет преимущественного использования звонких согласных, в том числе сонорных, и гласных, способствующих музыкальности, напевности речи. На благозвучие оказывают влияние
1) частота одинаковых или близких по артикуляции звуков (на этом основаны аллитерация и ассонанс
2) преобладание в тексте коротких или длинных слов
3) сочетаемость звуков (какие это звуки, какова их последовательность и месторасположения в слове неблагозвучны, например, слова взрыв, споткнуться. Одним из выразительных средств языка является подчеркнутое неблагозвучие, например Вырастишь, - говорил он, - поймешь. Разгадаешь, отчего мы так нищи" И глухо дрожал его щербатый нож Над черствой горбушкой насущной пищи (С. Есенин) – скопление шипящих согласных, а также сочетания звуков [рб] и [рств] создают звукопись, одновременно подчеркивая драматизм описываемого явления. Все названные фонетико-стилистические приемы следует отличать от немотивированного нарушения благозвучия речи, являющегося одним из ее стилистических недочетов. Стилистические недочеты в звуковой организации речи Примером неудачного использования фонетических средств выразительности, способствующего неблагозвучию речи, может служить стихотворение К.Д. Бальмонта "Челн томленья", в котором наблюдается нагромождение одинаковых согласных звуков и сочетаний слов. "Хотя автору и нельзя отказать в мастерстве, - пишут Д.Э. Розенталь и И.Б. Голуб, - но подобная звуковая организация речи не может не казаться искусственной, а всякое насилие над языком наносит ущерб художественной форме "игра в звуки" нас отвлекает, и мы не можем серьезно углубиться в содержание произведения Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Чуждый чистым чарам счастья. Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог. Таким образом, неблагозвучие, или какофония от греч. kakos – дурной и phone – звук) связано с неоправданным употреблением звуков (их нагромождением, повторением однотипных звуков, их беспорядочным расположением) и, как считают исследователи, с утратой эстетического вкуса. Неблагозвучие создается
1) скоплением гласных (зияние Не ее ему лучше было полюбить Пророчества Исайи и Иисуса

2) повторение одинаковых гласных Обычно наши обучаемые обедают в столовой
3) повторением одинаковых согласных И су bсbа висела калашная крошка. С рыком сорвался сцепи. картуз с каркасом с голосвы смахнул, картузом в Огнева сунул
4) концентрацией шипящих Спрашивали ли вы себя вовремя очередной предвыборной кампании как часто мы слышим ложь, чувствуем фальшь в замечательнейших шокирующих всех программах будущих губернаторов, мэров, депутатов
5) повторением или употреблением рядом одинаковых в звуковом отношении частей слова Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы

6) звукосочетанием на грани двух смежных слов, трудным для произношения и неприятным для слуха Нагорных главах луч палящий Кору ль льдяную растопил, Земли ль из сердца ключ шипящий Истоки тайные пробил А. Майков)
7) случайным стечением звуков, при котором конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящим рядом слова образуют новое слово, изменяющее смысл фразы О север, север, чародей Илья тобою околдован Ф. Тютчев).
1
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. МС Случайное стечение звуков может порождать нежелательные, а порой даже непристойные, ассоциации Он взял документы и запер дело в сундуке. Такую ошибку называют какологией, или какэмфатоном. Требование благозвучия речи может нарушаться при создании сложносокращенных слов (аббревиатур. Например Это уже третий конкурс, который проводит ККФОМС за этот год Сегодняшняя газета, 21 дек. 2000 г) – аббревиатура ККФОМС (Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования) неблагозвучна, так как в ней наблюдается преобладание истечение согласных звуков, кроме того при ее прочтении возникают нежелательные ассоциации Лечение гайморита. Беспункционно.
"КГКЛАМД" Бегущая строка на ТВК, 18 дек. 2000 г) – неблагозвучие связано с преобладанием согласных звуков.
И.Б. Голуб отмечает, что "в последние десятилетия наметилсь тенденция создавать аббревиатуры, совпадающие по звучанию с несокращенными словами (типа АИСТ (автоматическая информационная станция, АМУР (автоматическая машина управления и регулирования. Закон благозвучия получил наиболее полное выражение в этом способе аббревиации. "Правда, в этих случаях, - пишет она далее, - следует избегать нежелательной омонимии, иначе звучание аббревиатуры вызовет неуместные ассоциации. Так, аббревиатура ГРОБ означает "гражданская оборона. а МУСОР – Московский уголовный сыскной отдел розыска. Добавим также, что аббревиатуры не должны быть омонимичны со словами, вызывающими ассоциации с нецензурными словами, нарушающими этическую норму, например, использование сокращенного ЕБН (Ельцин Борис Николаевич) на страницах газеты "Московский комсомолец" – в Красноярске" (см, напр, № 44. 2000 г. Не соответствует требованиям благозвучия случайная или неуместная рифма, как, например, в следующем заголовке Налетай, торопись, покупай живопись Московский Комсомолец" – в Красноярске. 6-13 сент. 2001 г – неудачная рифма, ведущая к нарушению акцентологической нормы. Использование в речи фонетико-стилистических приемов должно быть мотивированно содержанием текста, ситуацией и коммуникативным намерением (целью) автора. Особое смысловое и эстетическое значение звуковая сторона речи имеет для радио и телепередач, где ее стилистические недочеты могут привести к непониманию передаваемой информации. Виды письма Традиционно различаются следующие виды письма
1. Пиктографическое от лат. pictus – нарисованный и греч. graphō – пишу, или рисунчатое письмо. Его особенность состоит в том, что в виде рисунка или последовательности рисунков передается общий смысл целого высказывания. В наше чремя пиктография используется как вспомогательное
1
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. МС средство общения, например, в виде указателей на дорогах, а также как художественное средство (рассказы в картинках.
2. Идеографическое
( от греч. idéa – идея, образ, понятие и греч. graphō
– пишу, или письмо понятиями, которое, в отличие от пиктографического, передает смысл отдельного слова или его части в виде условного знака, отображающего то или иное понятие. В современности примером идеографического письма могут служить цифры, знаки четырех арифметических действий (плюс – "+", минус - "-", умножение - "х, деление - ":").
3. Звуковое (словесно-слоговое и затем буквенное, или фонемографиче-
ское) письмо, в основе которого сначала лежала многозначная идеограмма с дополнительными знаками, затем - знаки, передающие последовательность звуков в слоге, и, наконец, знак-буква, передающий, как правило, один звук, соответствующий фонеме или ее аллофону. Теория письма делится на две части – графику и орфографию. Графика Под графикой понимают, во-первых, совокупность начертательных средств того или иного письма (буквы алфавита в их различных видоизменениях в зависимости от шрифта и небуквенные средства знаки препинания
1
и ударения, апостроф, дефис, знаки параграфов, пробелы между словами и некторые др) и, во-вторых, раздел языкознания, изучащий соотношение между буквами и звуками (точнее – фонемами) в томили ином письме. Алфавит Совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке, называется алфавитом. В русском алфавите 33 буквы. Буквы бывают строчные (маленькие) и прописные (заглавные, большие. Буква Название Буква Название Буква Название А а А К к ка Х х ха Б б
Бэ Л л эль Ц ц цэ В в
Вэ Мм эм Ч ч че Г г
Гэ Н н эн Ш ш ша Д д
Дэ О о о Щ щ ща Ее Е П п пэ ъ твердый Отметим, что правила употребления знаков препинания не имеют отношения к графике и орфографии. Правила их расстановки на смысловой, синтаксической и интонационной основе относятся к пунктуации орфография и пунктуцация являются разделами правописания) и примыкают к синтаксису.

55 знак
Ë ë
Ë Р р эр Ы ы ы Ж ж Жэ С с эс ь мягкий знак З з
Зэ Т т тэ Э э э И и И У у у Ю ю ю Й й и краткое Ф ф эф Я я я Знания названий букв и состава алфавита необходимы для более быстрой работы со словарями, картотеками и т.п., а также для правильного прочтения аббревиатур. Соотношение между буквами, звуками и фонемами Грамотному человеку легче всего представить себе, конечно букву, - пишет В.В. Колесов. – Это нечто определенное, ясное, одна буква отличается от другой, их не спутаешь. В нашем сознании – это яркое и четкое, скажем, А. На втором плане стоит звук это более расплывчатое, нечеткое, чуть- чуть возникающее из тумана воображения звучание а. Мы, конечно же знаем, что буква и звук связаны друг с другом, однако зрительные впечатления все-таки сильнее слуховых, да и сами звуки каждый человек произносит на совй лад, не совсем так, как другие. <…> А вот что касается фонемы, тут дело еще сложнее. Фонема находится как бы на третьем плане. Это даже не пунктир в тумане, это просто сам туман, белое пятно, которое не каждый и различит. Букву можно увидеть. Звук хотя и не совсем точно, да услышишь. А фонему Фонему нельзя увидеть, да и услышать трудно она воплощется тов одном звуке, тов другом, тов третьем, не очень-то похожем на первые два. Важность буквы, звука и фонемы прямо противоположна нашему восприятию этих единиц в речи. Важнее всего фонема она помогает различать слова и части слов. Но сама по себе она не "существует, она всегда воплощается в звуках, которые в свою очередь на письме могут передаваться определенными буквами. Таким образом, "фонема всегда воплощается в звуке <…>. Это лишь в устной речи. На письме фонема обозначается буквой"
1
Итак, буквы русского алфавита - это знаки, служащие для обозначения фонема не звуков. Приведем лишь несколько аргументов 1) разные звуки могут передаваться одной и той же буквой, например, в формах слова розы и роз на месте буквы з произносятся разные звуки з - звонкий и с – глухой, но фонема перед нами одна - з, 2) в тоже время есть два случая, когда бу-
1
Колесов В.В. История русского языка в рассказах Книга для учащихся старших классов. МС ква никакой фонемы не обозначает - ъ, ь в определенных позициях, то есть когда они выступают как знак мягкости (мели мель) или как разделительный знак, указывающий, что гласную надо читать с йотом (подъем, побьем, буквы ею, я
(а в некоторых случаях и ив начале слов, после гласных букв и после букв ъ и ь бозначают слог с сочетанием фонемы и гласной, например [jаблъкъ] – яблоко, [jэл’] - ель, к лос’jа] - колосья, моа- моя,
[твоjэj] – твоей, их- их и др.
Буквосочетательный (слоговой) принцип русской графики Главным принципом русской графики является буквосочетательный, или слоговой, принцип, сущность которого заключается в том, что основной единицей письма чаще выступает не отдельная буква, а сочетание букв. Именно благодаря такому сочетанию мы узнаем, какая именно согласная фонема (твердая или мягкая) обозначается буквой. Например, в сочетании да (вода) согласная буква д обозначает дав сочетании дя этаже буква обозначает д. Иначе говоря, твердость или мягкость согласных обозначается не отдельными буквами, а сочетанием букв. Согласно буквосочетательному принципу перед гласными мягкость согласных фонем (парных по твердости-мягкости) обозначается буквами е, ë, и, ю, яма, мо, му имя, ме, мю, ми
)На конце слова или перед согласноймяг- кость согласных фонем обозначается буквой ь грязь, письмо, возьми и др При этом важно заметить, что ь для обозначения мягкости фонем пишется только в том случае, если можно посильной позиции установить, что фонема мягкая, например бросьте, так как брось косьба, так как косит. Если проверка посильной позиции дает твердость, и мягкость , то ь не ставится, например песня (без ь, так как песенный и песнопевец.
Буквосочетательный принцип используется также для обозначения :
1. Как уже было замечено, вначале слова или после гласных перед последующим гласным обозначается буквами е, и, ю, я яблоко, каюта, твоя, его.
2. Вначале слова, на конце слова или перед согласным обозначается бувой й йод, слойка, мой.
3. После ъ и ь обозначается ъ и ь с последующими е, ë, и, ю, я объем, объявление, съезд. Отступлением от буквосочетательного принципа русской графики является написание гласных после ж, ш, ц, ч, щ. Звуки ж, ш, цв русском языке всегда твердые, однако после них пишутся буквы и и е цена, жизнь, шея. Звуки ч и ш – мягкие, но после них пишутся о, аи у (чадо, чудеса,
щука).
Графические средства выразительности В настоящее время в художественных и газетно-публицистических текстах широко используется особый прием создания выразительности речи- графон. Этот прием представляет собой "стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы"
1
Способами графического выделения слова или его части, как отмечает
А.П. Сковородников, являются разные шрифтовые выделения, разрядка, курсив, дефисация, факультативные кавычки, прописные буквы вместо строчных или наоборот строчные вместо прописных, отклонение от орфографической нормы, совмещенное с переосмыслением слова, а также включение в графический облик слова элементов иных знаковых систем. Например Помните первомайскую деМОНСТРацию "голубых" профсоюзов (Красноярская газета, 25 июня 2002 г) – написание части слова прописными буквами вместо строчных, создающее смысловую многоплановость слова и усиливающее изобразительность высказывания Лидеры осуждены по страшным статьям на чудовищные сроки, не совершив ровным счетом ничего Завтра г) - разделение слова при помощи дефиса с целью подчеркнуть, выделить наиболее важную информацию Правитильство решило ба-
ротца с ашипками Комсомольская правда, 28 марта 2002 г) - отклонение от орфографических норм в газетном заголовке с целью привлечения внимания к статье и поставленной проблеме.
Графон может использоваться в функции речевой характеристики персонажа Удивленный Стрекачев сделал шаг назад Во франте с трудом узнал он писаря Филенкова, которого он не далее как сегодня утром распекал в канцелярии за безграмотно написанную бумагу, зато что слово "капуста" он писал так "копусста". Франтоватый вид этого жалкого писаря удивил Стрекачева; а удивляться было нечего. Склонность к франтовству видна в самой безграмотности Филенкова: он ведь ухитрился превратить простецкую капусту визы- скунную … копуссту. Возможно, он таки произносил со безударными с долгим [сс]. По образцу таких слов, как колосс, прогресс, процесс, компромисс. МВ. Панов отмечает, что Александр Архангельский, пародируя стихи одного поэта, писал так Мне снится, снится, снится, Мне снится чюдный сон – Шикарная девица Евангельских времен.

……………………… Мой помутился разум, И я, впадая в транс, Спел под гармонь с экстазом
Чювствительный романс.
………………………….
1
Сковородников А.П. Графон // Речевое общение Специализированный вестник / Краснояр. гос. унт Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 4 (12). Красноярск, 2002. С.

58 Любовь пронзает пятки. Я страстью весь вскипел.

Братишечка! Ребятки Я прямо оп
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


написать администратору сайта