Упражнения_по_логике_Кириллов. Понятие виды понятий Понятие это форма мышления, отряжающая предметы в их существенных признаках
Скачать 1.78 Mb.
|
7.4. Логический анализ текстов 181 19. Предмет семиотики. 20. Совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. 21. Один из терминов суждения. 22. В математической логике - формула, для которой существует доказательство. 23. То же, что в п. 6. 24. Один из видов условно-разделительного умозаключения. 25. Умозаключение от частного знания к частному. 26. Знаковая система. 27. Логическая ошибка в определении и доказательстве. 28. Обоснованное предположение. 29. Положение, принимаемое без доказательств. 30. Суждение, противоречащее тезису. 31. Логический прием, противоположный анализу.
7.4. Логический анализ текстов Упражнение 16 В приведенных текстах выделите тезис, аргументы, вид обоснования, укажите виды суждений, разберите их по составу. 16.1. «Ты спросишь, Граттий, меня, почему же так сильно я восхищаюсь этим поэтом? Потому, что дает он моей душе отдохнуть от судебного шума, успокоить мой слух, утомленный злословием споров на форуме. Неужели ты думаешь, что может хватить у меня материала, когда ежедневно мне приходится здесь говорить по делам столь различным, если бы свой дух не воспитывал я на поэзии? Может ли выдержать ум столь напряженный труд, если бы он не нашел облегченья в занятиях этой наукой? Я, по крайней мере, открыто скажу про себя, что этим занятиям я искренно предан... За всю свою жизнь моя помощь в тяжелый момент или в трудном положении кому-либо из вас ни в деле гражданском, ни в уголовном не заставила ждать; не удержала меня ни жажда досуга, не отвлекли удовольствия, не заставил промедлить, наконец, даже сон. Поэтому кто же мне бросит слово упрека, кто справедливо решится меня уколоть, если все то время, какое иной изведет для собственных дел, для праздничных зрелищ, для других удовольствий, наконец просто для отдыха душою и телом, сколько иные истратят его на пиры без конца, на игру в кости иль мяч, - если это время я сам для себя употребляю для того, чтобы вернуться к занятиям дней моей юности? И это тем более мне должны вы позволить, что мой талант как оратора, каков бы он ни был, вырос из этих занятий, и в минуты опасности при судебных процессах он всегда, приходил на помощь друзьям»1. 16.2. «По личному мнению подсудимой), все его действия носили отпечаток энергии человека, вступившею н новую деятельность одушевленным лучшими и самыми горячими желаниями искоренить беспорядки, накопившиеся в последние десятилетия. Иначе смотрит на эти действия Харьковская палата, усматривающая в них насилие и злоупотребление властью. Среднего пути между этими двумя взглядами нет, и, по изучению существа дела, я присоединяюсь не ко взгляду Протопопова, а ко взгляду палаты. Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает облеченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказывать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя бы в очень узкой сфере, карать и миловать; для суетного самомнения отраден вид сдержанной тревоги, плохо скрытого опасения, искательных и недоумевающих взоров... Поэтому люди, относящиеся серьезно к идее о власти, получая эту власть в свои руки, 1 Марк Тулий Цицерон. Речь за поэта Архия // Римская литература в избранных переводах. М., 1939. С. 127-128. 182 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы 7.5. Ответы к чайнворду «33 логических термина» 183 обращаются с ней осторожно, а вызванные на проявление ее в благородном смущении призывают себе на память не только свои права, но также свои обязанности и нравственные задачи. Но бывают и другие люди. Обольщенные прежде всего созерцанием себя во всеоружии отмежеванной им власти, они только о ней думают и заботятся - и возбуждаются от сознания своей относительной силы. Для них власть обращается в сладкий напиток, который быстро причиняет вредное для службы опьянение. Вино власти бросилось в голову и Протопопову»1. 16.3. «Палата не приняла во внимание объяснений Протопопова о своей молодости... И правильно сделала! По закону земским начальником можно быть с 25 лет, как и мировым судьею, судеб- ным следователем и присяжным заседателем. Этот вопрос обес- печивает известный житейский опыт, вдумчивость и выдержку, необходимые для того, чтобы пользоваться властью, проявление которой отражается на судьбе других людей. Протопопов на пять лет - ему было в 1890 году 30 лет - ушел вперед от этого срока. Ко- гда же признает он себя зрелым человеком, считая 30-летний воз раст еще таким, к которому применимо мерило, созданное жизнию для молодости, смотрящей на все неопытными, отуманенными легкомысленною радостью существования глазами? Не менее не основательна и ссылка его на новизну дела и незнание, чем руково- диться в своих действиях. Приступая к новому делу по собствен ному желанию, он должен был изучить закон, который считал себя призванным исполнять. Закон этот очень не велик. На подробней шее изучение по нему своих прав и обязанностей достаточно од ной недели. Да и содержание его в большей части ничего нового не представляет для того, кто выдержал экзамен из уголовного и гра- жданского судопроизводства и должен был знать, что такое Миро вой Устав и Уложение о наказаниях. Характерные стороны народ- ного быта тоже должны быть известны подсудимому. Он мест- ный помещик, а следовательно, знаком с народом не из книжек. Не помешала же новизна дела мировым посредникам первого призыва с честью исполнить свои обязанности2. 16.4. «...Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»... Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука... Низкая культура пашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имгет низкую культуру. Люди высокой куль-туры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны 1 (езнаиис элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, ;>то не надо пояснять. К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Сою;)»., где гуманитарной культуре отведено последнее место. Посмотрите справочник Академии наук. Места русской культуре в пгм почти нет. О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. О последних, кстати сказан», было хорошо написано в предпоследнем номере «Советской культуры». И так дело обстоит как в самых крупных библиотеках» тик и в мелких, сельских. В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и начального, где» закладывается культура человека»1. 7.5. Ответы к чайнворду «33 логических термина» Аксиома. Алогизм. Альтернатива. Анализ. Аналогия. Антитезис. Аргумент. Гипотеза. Дефиниенс. Довод. Доказательство. Закон. Знак. Класс. Круг. Логика. Метод. Множество. Модус. Негатор. Оператор, Ответ. Полисиллогизм. Род. Связка. Синтез. Символ. Софизм, Субъект. Тезис. Теорема. Трилемма. Язык. 1 Речь А. Ф. Кони по делу В. Протопопова // Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. С. 171. 2 Там же. С. 185-186. 1 Лихачев Д.С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР // И* вестия, 1989. 1 июня. Содержание Предисловие 3 Глава 1. ПОНЯТИЕ
Глава 2. СУЖДЕНИЕ
Глава 3. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (выводы из простых суждений)
Глава 4. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (выводы из сложных суждений)
Глава 5. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Глава 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
Глава 7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 7.1 Основные принципы (законы) логики 162
|