Главная страница
Навигация по странице:

  • За пределами автоматического слушания

  • Слушание через призму системы ценностей и ради нее

  • Установление границ для слушания

  • На каком уровне вы обычно слушаете

  • Упражнение "Большие уши"

  • Пошаговая система коучинга


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеПошаговая система коучинга
    Дата02.04.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаatkinson_merilin_chois_t_rei_poshagovaia_sistema_kouchinga.pdf
    ТипКнига
    #190580
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Глава 2
    " З В У К " ВНИМАТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ
    Можешь ли ты услышать порыв моей души, когда я кричу
    от боли?
    Можешь ли ты познать мое стремление, когда я сгораю от
    стыда?
    Можешь ли ты, услышав мою историю, раздвинуть занавес?
    Можешь ли ты увидеть, где я прячусь, и устроить праздник
    моему сердцу?
    Можешь ли ты заметить, что когда мне трудно, я завожу
    старую песню?
    И при этом встать на мою сторону и позвать меня домой?
    Неизвестный

    За пределами автоматического слушания
    У всех нас были моменты, когда нас слушали люди, которым было действительно интересно, и мы могли ощутить настоящее глубокое внимание к себе. Слышать сердцем (как в стихотворении, приведенном выше) - это необыкновенное переживание для обеих сторон как слуша­
    теля, так и того, кого слушают.
    Но все же большинство людей слушают автоматически, потому что мы чаще всего заняты нашими обычными делами. Мы фильтруем то, что слышим в соответствии с тем, какой смысл в этом находим для себя. Мы прислушиваемся к тому, что говорят люди вокруг, и слушаем, ориентируясь на себя и на то, какое влияние это на нас оказывает.
    А сейчас вспомните то, как ощущается состояние, когда вы чувствуе­
    те, что вас действительно слышат. Вспомните, как это было, когда кто- то слушал вас и слышал то, что действительно важно для вас на самом глубоком уровне. Что это были за ощущения? Чувствовали ли вы, что вас принимают таким, как вы есть? Чувствовали ли вы, что этот чело­
    век вам полностью доверяет, и что вы без тени сомнения можете рас­
    крыть ему глубину вашей правды? Ощущали ли поддержку и чувство­
    вали, что к вам приходят новые силы?
    Когда вас так слушают, это дает настоящее вдохновение и силу.
    Навыки слушания являются абсолютно необходимыми для трансфор­
    мационной беседы. В коучинге все зависит от слушания, поскольку то, что мы хотим услышать, определяет состояние, при котором мы слуша­
    ем, и то, кто мы есть в отношении друг друга и друг для друга.
    Слушание через призму системы
    ценностей и ради нее
    Когда вы нацеливаетесь на то, чтобы построить глубокую связь с людьми и применять навыки взаимопонимания из главы 1, то вы гото­
    вы перейти ко второму шагу, к глубинному слушанию. То, как вы слу­
    шаете, определяет те вопросы, которые вы будете задавать, и усилива­
    ет притягательность разговора с вами. Глубинное слушание и эффек­
    тивные вопросы неразрывно связаны друг с другом.
    Хорошие вопросы, которые помогают людям находить силу внутри себя и осознавать главное, можно назвать двигателем коучинговой
    44
    беседы. Глубинное слушание является движущей силой разговора или топливом, которое позволяет находить сильные вопросы.
    Стремление человека к чему-либо можно описать как суть соедине­
    ния привычки к внутреннему слушанию и задаванию вопросов, созда­
    ющих вместе возможности для выбора. Привычный способ выбора может поддерживать или не поддерживать человека в достижении желаемого. Если мы будем глубоко слушать в каждом разговоре, то мы сможем определить эти внутренние привычки, а затем перейти к более широкому горизонту мышления, который приведет клиента к движе­
    нию в направлении реального решения.
    Слушание открывает множественные горизонты мышления - от узких личностных к очень широким и всеобъемлющим. Послушайте, например, как ваши друзья обсуждают подробности своей жизни.
    Ясно, что слушание только ради содержания или проблем будет стиму­
    лировать собеседника говорить в таком же духе о его жизни. Но если слушать людей с уважением к тому, что для них является важным, к их глубинной структуре ценностей, то вы сможете услышать их главные ценности. А через них вам удастся ощутить истинные цели человека и его внутренние ресурсы.
    Когда вы слушаете с уважением и заинтересованностью, прислуши­
    ваясь к ценностям, наиболее важным для человека, вы сможете интуи­
    тивно найти такие вопросы, которые помогут выявить еще более глубо­
    кий уровень ценностей и ключевые потребности человека. Вы сможете помочь ему исследовать свои цели и ценности. И когда вы научитесь действительно слышать трансформационное видение, которое зовет человека, то разговор станет развиваться вглубь и будут еще более важ­
    ные вопросы.
    Такое слушание отражает глубинную правду человека. И когда его действительно слышат, понимают и спрашивают на этом уровне - жизнь преображается.
    Установление границ для слушания
    Трансформационная беседа - это танец из вопросов и слушания. Вы помогаете людям, когда замечаете и используете то, что позволяет вам создать с ними настоящий трансформационный разговор! Например, вы можете слушать для того, чтобы понять, что нужно человеку прямо сейчас для его развития, и можете задавать ему открытые вопросы о
    45
    его видении или мечтах. Вам также нужно будет найти в себе ценно­
    сти, соответствующие этому, например, уважительное любопытство.
    Все это формирует конверт для слушания, новые возможности в раз­
    говоре будут реализовываться и наполнять ваш конверт вдохновляю­
    щим диалогом.
    Коуч в разговоре стремится услышать и поддержать появление той возможности, которая нужна человеку сейчас. Мы открывает путь решению или проекту, а затем прислушиваемся к первым признакам его появления. В саду нашего разума ответы появляются как ростки из семян наших убеждений о полной компетентности собеседника; наши вопросы для них подобны воде, а внимательное сосредоточенное слу­
    шание - теплым лучам солнца. В таких условиях наши собеседники растут и расцветают, как прекрасные цветы. В этой среде они возрож­
    даются со своими мечтами.
    Это и есть горизонт слушания. Нам становится интересно узнать о том, как видение будет продолжать расти и требовать открытия новых тайн. Заметьте, что когда мы отправляемся на поиски видения, у нас сразу возникают новые идеи. Когда есть глубокий интерес, все про­
    должает развиваться с новым пылом. Мы прислушиваемся к элемен­
    там эффективного завершения, и это тоже происходит замечатель­
    ным образом. То, как мы слушаем, влияет на все аспекты сказанного и сделанного.
    На каком уровне вы обычно слушаете?
    Уровни слушания были подробно описаны разными авторами. Мы рассмотрим определения нескольких из них, а именно: Лоры Уитворт,
    Кэрен и Генри Кимси-Хаус, Филлипа Сэндала, которые они дали в своей книге под названием "Развивающийся коучинг" (Co-Active Coaching).
    Эти авторы точно и четко определили процесс сознательного слушания и указали на три его уровня.
    В данной книге мы будем использовать их определение как основу, и далее расширим описание трех уровней или способов слушания с пози­
    ции коучинга, направленного на поиск решения. Цель - показать, то, как мы слушаем, что мы стремимся услышать и кто мы есть, когда слу­
    шаем. Это является навыками и пониманием, которые вы можете осво­
    ить и развить.
    46

    Уровень 1. Концентрация на содержании
    На первом уровне слушания вы слушаете автоматически на уровне содержания. Сказанные слова запускают вашу ассоциативную вну­
    треннюю обработку смысла. На первом уровне вы можете вести глубо­
    кий разговор, и здесь может быть хорошее взаимопонимание. Однако на этом уровне вы существуете для говорящего как отражение вашего внутреннего мира. Вы реагируете автоматически в зависимости от собственных внутренних процессов - то есть, вы реагируете в соответ­
    ствии со своими мыслями, чувствами или пониманием сказанного.
    Например, когда вы слышите говорящего, ваш разум может соотно­
    сить сказанное им с содержанием знакомых вам переживаний. Вы будете соглашаться или не соглашаться с собеседником и при форму­
    лировке своего ответа будете доверять или не доверять, или добавлять что-то к его мыслям.
    Здесь полезно подумать о свете прожектора. Представьте себе, как кто-то говорит в свете прожектора и делится своими мыслями и чув­
    ствами. Теперь представьте, как свет прожектора переходит на вас, и вы делитесь тем, что думаете и чувствуете по поводу сказанного собе­
    седником. Затем прожектор снова нацеливается на него, потом на вас, пока разговор не закончится. Большинство людей именно так и слу­
    шают большую часть времени. Этот стандартный метод слушания является личностным, автоматическим и рефлексивным.
    Другой хороший пример - это то, как вы смотрите телепрограммы, особенно новости. Фокус вашего внимания нацелен на телевизор, и
    слушая новости, ваш разум генерирует ответную реакцию. Когда вы слушаете, то думаете и выносите свои суждения о том, что вы чув­
    ствуете или что думаете по поводу сказанного с экрана.
    Диктор говорит: «Сегодня будет хорошая солнечная погода».
    Вы думаете: «Отлично! Позвоню подруге и приглашу ее сыграть в теннис».
    Или вы думаете: «Да уж, сегодня хорошая погода, мне как раз надо работать, а все выходные шли дожди. Вечно мне не везет!».
    На первом уровне мы можем выносить позитивные или негативные суждения о человеке, с которым мы ведем беседу. В некоторых ситуаци-
    47
    ях, особенно при длительных отношениях, этот уровень включает слу­
    шание другого человека через призму заранее сформированного суж­
    дения о нем, включая то, кем он для вас является и как он будет реаги­
    ровать на вас или отвечать вам в соответствии с вашими ожиданиями.
    Мы по-настоящему не слышим человека, а больше слышим свое сло­
    жившееся мнение о нем, которое составили заранее.
    Ваш друг говорит: «Мне очень понравился этот фильм».
    Вы думаете: «Точно! Я знал, что у тебя хороший вкус, и что тебе понравится работа режиссера и съемки».
    Или вы подумаете: «Ты все такой же. Фильм совершенно зауряд­
    ный. И у тебя вообще нет вкуса к кино».
    Муж говорит: «Сегодня я приберу двор».
    Выдумаете: «Да уж, точно! Поверю, когда увижу. Наверняка будешь тянуть до самой темноты!».
    Или вы думаете: «Как здорово! Спасибо. Мне так нравится когда у нас во дворе чисто».
    Первый уровень слушания ведется автоматически и определяется тем, что вы думаете об окружающем мире и своем месте в нем. По этой причине здесь возникает большая часть недопонимания в разговорах, поскольку слушание больше касается слушающего, чем говорящего.
    Первый уровень слушания редко помогает вести трансформационную беседу или разговор, способствующий целостному изменению.
    Например, Ларри слушает Джуди, которая рассказывает ему, как она несчастна на своей работе. Он начинает думать о том, что произойдет, если Джуди бросит эту работу. Ларри потерял работу десять лет назад, и это оказалось разрушительным для его семьи. Мысленно видя образ
    Джуди в очереди безработных, он делает свое суждение об этом образе.
    Может, она не сможет оплачивать счета. Ларри погружается в размыш­
    ления на эту тему и в свои тревоги и больше не слышит, о чем еще рас­
    сказывает Джуди. И вдруг он говорит ей: «Ты об этом пожалеешь. Ты должна радоваться тому, что тебе здесь хорошо платят».
    48

    Уровень 2. Концентрация на контексте,
    структуре и процессе слушания
    Слушание на втором уровне совсем иное. Здесь мы внимательно слу­
    шаем другого человека в соответствии с тем, что наиболее важно, и уча­
    ствуем в процессе сфокусированного внимательного слушания с пози­
    ции ценностей.
    Если снова вернуться к аналогии прожектора, то когда человек гово­
    рит, а вы слушаете на втором уровне, то свет рампы все время нацелен на говорящего. Когда он говорит, вы не позволяете своему мозгу автома­
    тически выносить хорошие или плохие суждения или личностно реаги­
    ровать на его слова. Вы направляете свой фокус внимания на то, что говорит собеседник. Это тот уровень, с которого вы обычно слушаете вашего любимого оратора, который говорит на вашу любимую тему, или участвуете в очень важной для вас беседе.
    Второй уровень слушания означает, что вы слушаете с позиции той ценности, которую можете дать этому человеку для того, чтобы он смог достичь желаемой цели в разговоре с вами. На втором уровне слушания наше внимание полностью акцентировано на собеседнике и на том, что он говорит. Ваша личная структура ценностей может основываться на том, что вы даете себе внутреннее обещание поддерживать позицию коуча в течение всего разговора и пробуждать гения внутри человека, у которого уже есть все ресурсы для достижения успеха.
    Слушание на втором уровне исходит из состояния глубокого уважения и заботы и, в свою очередь, приводит к глубокому взаимопониманию, потому что человек чувствует, что его действительно слышат. Когда мы таким образом чувствуем, что нас слышат, мы ощущаем, что нас понима­
    ют, и это дает ощущение глубокой поддержки и удовлетворенности.
    Когда вы как слушатель выключаете свой внутренний диалог - все ваши суждения, мнения и предположения - и фокусируете внимание на собеседнике, на том, что ему нужно, или на его чувствах, тогда открыва­
    ется возможность для трансформационного разговора и интегрального изменения.
    4 9

    Слушание для повышения уровня
    компетентности служит для формирования
    внутренних ресурсов
    Каковы те ключевые структуры ценностей, через которые мы можем слышать других людей? Принципы Милтона Эриксона открывают нам замечательные точки равновесия для слушания. Вы можете оказать очень большое воздействие на ваших партнеров, если будете слушать их с позиции признания их компетентности в рамках этих пяти принципов.
    Мы их уже приводили в первой книге, и приводим здесь еще раз.
    Принцип 1. Со всеми все О'кей.
    Принцип 2. У каждого человека уже есть все необходимые
    ему ресурсы для того, чтобы достичь желаемого.
    Принцип 3. Человек всегда делает наилучший выбор
    из возможных в данный момент
    Принцип 4. В основе каждого поступка лежат
    позитивные намерения.
    Принцип 5. Изменение неизбежно.
    Когда вы так будете делать, то сами увидите, как ваше слушание акти­
    визирует внутренние ресурсы людей в разговоре с вами.
    Эти принципы учат нас слышать видение ценностей наших собеседни­
    ков. При этом вы сами учитесь слышать их способность доверять себе. Вы поддерживаете их тогда, когда можете слышать их способность принимать ответственность и совершать точные действия. Больше всего вы помогаете клиенту тогда, когда слушаете с позиции тех целей, на которые направлен их проект, тех способностей, которые нужны для его реализации, и тех деталей, которые формируют хороший план. Вы учитесь задавать ключе­
    вые вопросы, поддерживающие их в достижении своего самого смелого видения, в проявлении их компетентности и умения действовать. Когда вы воспринимаете целостность человека на всех уровнях, вы естественным образом легко найдете вопросы, которые поддержат их в целостности.
    Трансформация происходит легко тогда, когда вы слушаете человека с позиции принципов Эриксона, воспринимаете его внутреннюю спо­
    собность и наличие у него ресурсов. Это означает, что вы видите то, что ваш собеседник уже в полном порядке. И когда вы так слушаете, вы также заметите следующее.
    1. Вы оставите в стороне все ваши предпочтения, суждения, мнения
    50
    и предположения относительно того, что вы думаете о ситуации, и о том, какие там возможны решения.
    2. Вы действуете как заинтересованный, заботливый и одновремен­
    но беспристрастный наблюдатель, чья единственная цель в раз­
    говоре состоит в том, чтобы поддержать собеседника в достиже­
    нии его желаемой цели.
    3. Вы заявляете о себе с позиции коуча и слушаете так, чтобы слы­
    шать человека уже целостным, сильным и совершенным.
    Когда мы слушаем с позиции полной компетентности клиента и ожидаем ее проявления, то можем увидеть глубокий и мощный процесс: человек начи­
    нает слышать то, что мы хотим услышать. То, что мы ищем, начинает про­
    являться. При глубоком слушании разговор легко становится полным смыс­
    ла. В моменте появляется энергия. Люди ныряют вглубь и начинают говорить от сердца, исходя из своей компетентности, и сами видят, как обретает форму их творческая компетентность. Они учатся входить в состояние полной ком­
    петентности, реагируя на вашу поддержку и прямой вызов. Люди вдруг нахо­
    дят свою внутреннюю мудрость и юмор. Более того, они учатся находить глу­
    бокие вопросы и глубокое слушание внутри самих себя! После такого разгово­
    ра люди уходят с ощущением, что их по-настоящему услышали.
    Слушание людей как хозяев и строителей собственного видения позволяет поддержать их самих и веру в это видение. Затем вы можете помочь им услышать голос видения и соединиться с его ощущением вну­
    три. При этом они получают доступ к своим внутренним ресурсам и ощущение единства со своей глубинной целью.
    Слушание людей как хозяев и строителей собственного видения
    позволяет поддержать их самих и веру в это видение
    Например, помните как Ларри слушал Джуди, которая говорит ему, что ей не нравится ее работа. Джуди продолжает рассказывать о том, что именно ей не нравится, и на этот раз Ларри фокусирует внимание на том, что она говорит. В результате он слышит, что Джуди выражает свое бес­
    покойство по поводу того, оставаться ли ей на этой работе или уйти. Когда
    Джуди закончила, Ларри повторяет ей то, что она только что сказала.
    Услышав позицию другого человека, она получает больше ясности о том, что сама сказала, и Джуди чувствует, что Ларри действительно ее услы­
    шал, и что ее потребности, чувства и желания для него важны.
    51

    Уровень 3. Глобальное, контекстуальное
    и формальное слушание
    Третий уровень слушания называют глобальным или контекстным слушанием, потому что на этом уровне мы стремимся построить осмыс­
    ленную, гармоничную и чистую картину жизни. Это означает, что для всего сказанного можно создать понимание вселенского или глобально­
    го контекста. Это рамка для слушания в мифологической пропорции.
    Другими словами, здесь мы слышим развитие целостной жизни.
    На третьем уровне мы замечаем намного больше, чем просто слова.
    Здесь за словами мы слышим тонкие детали интонаций, настроений, энергии и эмоций. Находясь в позиции коуча, мы поддерживаем общую перспективу целого разговора, а глобальное слушание обращает наше внимание в разговоре на общее развитие всей жизни собеседника.
    Глобальное слушание естественным образом включает в себя слуша­
    ние второго уровня и идет глубже, охватывая развитие жизни человека во времени. Мы прислушиваемся к событиям момента как к контексту для развития человека. Оно дает рамку для осознания судьбы и замыс­
    ла, а также для открытия большого видения этой жизни. Например, помните как Ларри слушал Джуди, которая говорит ему, что ей не нра­
    вится ее работа. Джуди продолжает рассказывать о том, что именно ей не нравится, и на этот раз Ларри фокусирует внимание на том, что она говорит. Он слышит, как идет вниз интонация и энергия, когда она говорит о том, что ей не нравится. И замечает, как ее слова замедляют­
    ся, когда она выражает беспокойство по поводу того, оставаться ли ей на этой работе или уйти. Ларри слышит, как интонация повышается, когда она говорит о том, что найдет новую работу, и как новая энергия появляется в ее голосе. А также слышит, как ее речь замедляется и энергия снова падает, когда Джуди говорит о переобучении на новой работе. Ларри глубоко слушает все, что она говорит. Он особенно рас­
    ширяет слушание, чтобы понять, что за человек перед ним, и то, как вся жизнь Джуди разворачивается в этом разговоре.
    Когда она замолкает, Ларри повторяет ее слова, чтобы прояснить, что она сказала и показать ей, что ее услышали, а также говорит о том, что он услышал в ее интонации и в темпе речи. Затем он просит раз­
    решения задать ей несколько вопросов. Она соглашается, и Ларри гово­
    рит: "Чего ты на самом деле хочешь, Джуди?". Он слушает, и потом снова спрашивает: "Джуди, мне интересно, что еще важно для тебя?".
    Через это слушание и вопросы она начинает понимать, в чем состоит
    52
    настоящая проблема, которую она до этого момента не могла выразить словами. Вопросы Ларри помогают развернуть обсуждение, в процессе которого проясняется большая мечта Джуди. Он внимательно прислу­
    шивается к тому, что она пока не осознает, но хочет высказать. Теперь она может облечь это в слова.
    В данном примере Ларри показал слушание третьего уровня, кото­
    рое позволило ему уловить то, что Джуди выражала за пределами свое­
    го осознанного восприятия - слова внутри слов. Начался трансформа­
    ционный разговор, поскольку Джуди стала осознавать свои скрытые мечты. Ларри глубоко вслушивался и сообщал ей то, что она говорила.
    Затем он попросил разрешения задать ей несколько вопросов. Эти вопросы выявили очень ценную информацию, доступ к которой она не могла получить самостоятельно, и помогли ей перейти на новый уро­
    вень понимания.
    Заметьте, что если бы Ларри слушал Джуди так, как будто ей было плохо и она нуждалась в его помощи, то трансформационный разговор так и не начался бы. Он слушал с более целостной позиции, с позиции принципов Эриксона; слушал отражение тона голоса Джуди и ее цель, когда задавал глубокие вопросы. Его позиция основана на предположе­
    нии, что она уже являлась полным, целостным, жизнеспособным и сильным человеком. Поскольку Ларри сознательно слушал на третьем уровне, бессознательная коммуникация между ними эффективно пере­
    дала лежащее в глубине сообщение - пожалуй, даже лучше, чем созна­
    тельную часть этого сообщения.
    Если бы Ларри продолжал думать, что Джуди нужен "ремонт" и что она не способна сама себе помочь, то вся его поза, энергия и тон голоса передали бы ей сообщение "ты поломана". Ее бессознательный разум немедленно воспринял бы это сообщение и ответил на каком-то уровне либо путем принятия защитной позиции, либо путем соглашения с ощущением поломанности, которое передалось бы ей от Ларри. И тогда трансформационный разговор не начался бы.
    Когда вы слушаете людей с той позиции, что им нужна помощь, вы посылаете сигнал тревоги, который сразу усиливает их отрицательные ограничивающие убеждения, основывающиеся на программировании в далеком детстве. Эти странные программы обычно проявляются как страхи, они сужают двери к нашим мечтам и затрудняют доступ к бес­
    сознательному. При этом мы можем слышать только то, что говорится вслух. Тогда люди начинают стараться доказать правильность своих слов и упускают возможность взаимной коммуникации на глубоком уровне и открытое слушание.
    53

    Когда коуч задает глубокие вопросы, исходя из слушания второго и третьего уровней с позиции целостности, а затем также глубоко выслу­
    шивает ответы, то он помогает человеку пойти вглубь. Вопросы, рожден­
    ные из такого глубокого слушания, будут прояснять направление, цели, ценности, убеждения, ожидания, задачи и глубокое понимание, лежа­
    щие за пределами утверждения или ситуации. Это новое понимание приносит в дар клиенту ощущение у себя корней и крыльев.
    Упражнение "Большие уши"
    Это упражнение состоит из трех разных бесед, которые вы можете провести в течение, скажем, половины дня. Вы можете сделать его за один день, если позвоните троим друзьям или родственникам.
    Представьте себе, что у вас есть комод с вещами (рубашками, носка­
    ми, варежками) и три набора наушников разных размеров, которые вы можете легко менять, поскольку они из меха.
    Представьте, что вы снимаете свои наушники и рассматриваете их.
    Первая пара - это маленькие наушники, размером с ваши обычные уши.
    Вторая - чуть больше, а третья пара - огромные наушники с большими антеннами. Хорошо рассмотрите эти большие наушники своим мыслен­
    ным взором. Можете представить, что это особая деталь вашего костюма.
    Каждая пара наушников естественно и легко соединяет вас с разными уровнями слушания: первым (содержание), вторым (структура и процесс) и третьим (глобальным). Вы всегда можете сами выбрать, какую пару надеть.
    Выберете сначала маленькие наушники и наденьте их. Это слушание первого уровня. Позвоните кому-нибудь, кого вы по привычке слушаете просто как друга. Поинтересуйтесь новостями и ответьте в своей при­
    вычной автоматической манере первого уровня. После звонка запишите то, что вы узнали о качестве этих ушей.
    Затем позвоните двум другим людям, одев наушники второго и тре­
    тьего уровней. Заранее сознательно примите характеристики каждого из уровней. Запишите, какие различия вы заметили в разговорах, когда говорили, концентрируясь на процессе и глубинном слушании.
    Это упражнение является инструментом, с помощью которого вы можете сознательно выбирать уровни слушания. Определяйте глубину слушания перед каждой коучинговой сессией, выбирайте уши, которые лучше подходят вашему клиенту и принимайтесь за работу!
    5 4

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта