Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Практикум по наблюдению и наблюдательности е изд, переработанное и дополненное. Спб. Питер, 2008. 208 сил (Серия Практикум по психологии )
Скачать 6.22 Mb.
|
Упражнение 2 способствует закреплению знаний о типах телосложения и их использованию при наблюдении людей. Каждому участнику тренинга предлагается дать описание телосложения любого человека, заведомо знакомого другим членам группы. Важно, чтобы в описание включались только признаки телосложения. Ведущему следует так предложить задание, чтобы его выполнил, те. сделал описание, каждый. Рекомендуется дать описание вначале общих, а затем индивидуальных особенностей телосложения. Через 5–7 минут проводится проверка выполнения за- Рис. 3. Лептосом (астеник 131 131 131 131 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество дания. Каждый зачитывает составленный им портрет телосложения, остальные члены группы должны определить, кто это. Упражнение 3 направлено на знакомство с общими и отличительными признаками строения головы и лица. Начинается упражнение с сообщения ведущего, который последовательно раскрывает общие признаки строения головы и лица: форма головы, характер профиля, овал лица, размер ушей, форма носа и т. п. Для этого нужно использовать соответствующие рис. 4– 13 (рис. 5 и 6 взяты из кн H. Luck, E. Muhleitner (Демонстрация рисунков сопровождается перечислением общих признаков строения головы и лица, к которым относятся форма головы, овал лица, длина волос, форма и размер глаз, форма носа и т. п. Лучше, если некоторые из них будут записаны. Затем можно перейти к демонстрации особенных признаков строения головы и лица. При этом следует обращать внимание на то, что сообщаемая информация полезна как исходная для целенаправленного наблюдения людей. Мастерство наблюдателя состоит в умении видеть как общие, таки отличительные особенности лица. Участникам тренинга целесообразно записать основные типы формы головы, овала лица, линии роста волос, строения ушей, глаз, губ, подбородка, носа, бровей и т. п. Это достаточно большой по объему и разнообразный материал, его сложно запомнить с одного предъявления, поэтому записи некоторое время могут служить опорой для узнавания наблюдаемых у людей признаков. Полученную информацию нужно сразу включить в упражнение. Ведущий дает задание не рассматривая дополнительно своего соседа, описать строение его лица и головы, используя те признаки, о которых говорилось выше. После выполнения задания можно внимательно вглядеться в соседа, проверить свое описание, а главное внести уточнения и дополнения. Обязательно нужно зафиксировать для себя, что нового было увидено при целенаправленном разглядывании. Здесь будет уместным обратить внимание на специфику наблюдения. Можно многократно смотреть, воспринимать, ноне замечать деталей или не дифференцировать их. Благодаря наблюдению Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 132 132 132 Рис. 4. Форма головы овальная, круглая, четырехугольная Рис. 5. Профиль а) выпуклый, бровный, в) вогнутый б) в) Рис. 6. Овал лица а) треугольный, б) круглый, в) трапециевидный б) в 133 133 133 133 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество Рис. 9. Глаза поднятые, опущенные, глубоко посаженные, навыкате Рис. 8. Глаза большие, миндалевидные, маленькие Рис. 7. Волосы короткие, средние, длинные Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 134 134 134 Рис. 10. Уши большие, средние, маленькие Рис. 11. Нос с горбинкой, прямой, курносый Рис. 12. Лоб покатый, прямой, клинообразный, куполообразный, квадратный, выдающийся 135 135 135 135 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество вырабатывается умение различать малозаметное или видеть разное в сходном. Упражнения 4 и 5 предполагают, с одной стороны, закрепление знаний об общих и отличительных признаках строения головы, лица, ас другой — овладение умением выражать в слове увиденные особенности. Перед участниками занятий ставится задача дать словесное описание по портрету (рис. 14). Задание проверяется. При анализе надо оценить, в какой мере использовано знание признаков внешности человека из предыдущих упражнений. Затем упражнение видоизменяется дается словесный портрет, по которому нужно составить графический портрет, с отражением указанных в портрете признаков (рис. Обозначение словом любого из увиденных признаков или их различий переводит наблюдаемые факты на новый уровень отражения, позволяя их обобщать и более тонко дифференцировать. Изменяется и осмысленность увиденного. Благодаря слову эти признаки начинают систематизироваться и осознаваться. Упражнение 6 (контрольное, первый срез) проводится напер- вом занятии с целью использовать его результаты для оценки эффективности тренинга. Полученные на этом занятии результаты будут сопоставляться с теми, которые покажут участники тренинга при выполнении этих же упражнений на последнем занятии. Суть упражнений состоит в том, чтобы по очень небольшой информации (элементам мимики) определить то психическое состояние, которое она передает. После сообщения цели упражнения можно Рис. 13. Губы узкие, широкие, полные Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 136 136 136 Рис. 15. Пример портрета мужчины, который может быть составлен по описанию (см. описание рисунков в конце книги) Рис. 14. Портрет, к которому нужно составить словесное описание (см. описание рисунков в конце книги 137 137 137 137 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество перейти к его выполнению. Ведущий демонстрирует изображения мимики рта. Домашнее задание Подобрать рисунки, фотографии и т. пс изображением людей, различающихся телосложением, строением головы, чертами лица, учитывая при этом возможность выделить общие и особенные признаки внешности. Составить вопросы или придумать задания к этим материалам для участников тренинга. Участники внимательно их рассматривают ив соответствии сну- мерацией изображений записывают названия тех психических состояний, которые передает мимика рта (рис. 16–18). Затем демонстрируется рис. 19 с изображением мимики глаз. Задание остается прежним нужно определить, какое психическое состояние передают эти глаза. Участники занятия записывают свои наблюдения в бланк прото- кола. Бланк протокола для выполнения контрольных упражнений Первый контрольный срез Второй контрольный срез № ответ количество ошибок ответ количество ошибок Мимика рта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мимика глаз 1 2 3 4 5 6 Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 138 138 138 Рис. 16–18 . Мимика рта при различных эмоциональных состояниях (по Пидериту) 139 139 139 139 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество Истинные значения мимики сообщаются после выполнения этих заданий на последнем занятии. Они даны в описи рисунков в конце книги. Тогда же подсчитывается и количество ошибок. Упражнение 7 проводится с целью закрепления информации о строении тела, головы и лица человека. Для выполнения упражнения можно использовать рис. 20–22, на которых даны портреты мужчин. Группа делится натри подгруппы. Одна подгруппа выходит из аудитории. Ведущий демонстрирует портреты участникам тренинга. Одна из подгрупп описывает один портрет, другая — другой, третий портрет не описывает никто. Словесные портреты нужно составить так, чтобы отсутствующие члены группы могли по описанию определить, кто изображен. При анализе результатов обращается внимание на то, какие признаки оказались значимыми при идентификации портрета и его словесном описании. Если есть ошибки, то нужно проанализировать причины, которые к ним привели неточные слова для выражения признаков внешнего вида, неверное выделение признаков, отсутствие в описании существенных отличительных признаков и т. п. Домашнее задание подобрать рисунки, фотографии и т. пс изображением людей, различающихся телосложением, строением головы, чертами лица, учитывая при этом возможность выделить общие и особенные признаки внешности. Составить вопросы или придумать задания к этим материалам для участников занятия. Рис. 19. Мимика глаз при различных эмоциональных состояниях (по Пидериту) Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 140 140 140 Рис. 20. Портрет мужчины (описание см. в описи рисунков) Рис. 21. Портрет мужчины (описание там же) Рис. 22. Портрет мужчины (описание там же 141 141 141 141 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество Занятие Цель знакомство со средствами выражения психических состояний и свойств человека. Необходимый материал рис. Проведение занятия Начать занятие можно с работы по определению общих и отличительных признаков телосложения, головы, лица, используя материалы, которые подготовили участники тренинга при выполнении домашнего задания. Цель этой работы — закрепление той информации, которая получена на предшествующем занятии. Содержание второго занятия посвящено особенностям выразительных средств, которые характеризуют психические состояния или свойства человека. Существует множество внешних проявлений, доступных для наблюдения, по которым можно читать, видеть особенности внутреннего мира человека. Подробный материал, систематизирующий внешние проявления внутреннего мира человека, можно найти в книге Антона Штангля Язык тела (М, 1988). Мы же ограничимся только перечислением этих средств и краткой их характеристикой. Для знакомства с этими выразительными средствами и распознавания каждого из них предусмотрены упражнения. Походка — характеристика движений человека при ходьбе напряжение и расслабление движений, ритмичность или неритмичность движений, координация движений руки ног, амплитуда размаха руки ног, постановка ступни, наклон туловища и т. п. Важнейшие признаки походки скорость, величина шага, степень напряжения, согласованность движений рук, ноги туловища, постановка носков ступни. Наблюдения людей за различными походками привели к выделению некоторых общих типов походки быстрая, стремительная, семенящая, враскачку, прыгающая, вихляющая, шаркающая, гордая, плавная, медленная (плывущая) и т. п. Эти типы походок, как подчеркивают А. Штангль и др, имеют тесную связь с некоторыми устойчивыми свойствами человека Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 142 142 142 особенностями характера, темперамента, самооценки, а также с возрастом и полом. Например, походка враскачку чаще встречается у мужчина вихляющая — у женщин шаркающая — у пожилых, а стремительная — у молодых. Жесты — движения руки, имеющие целью передать знание (сделать сообщение, выразить чувства, отношение, осуществить воле- изъявление. Особенности жестов определяются некоторыми традиционными формами передачи этих видов информации. Например, принятые в данном социуме способы приветствия, жесты эмоциональной поддержки, выражения несогласия, горя и т. п. Так, в Полинезии приветствие выражается объятиями и потиранием спин друг друга. На Борнео мужчины в знак приветствия хватают друг друга между локтем и кистью. Хозяин дома кладет руку на плечо гостя и поглаживает его ладонью и т. п. Жесты являются одним из средств общения, и естественно, что они приобретают некоторый общий, понятный смысл для той или иной группы людей. Одновременно жесты и весьма индивидуальны, особенно в тех случаях, когда они не используются сознательно как средство общения, а являются неосознанным выражением переживаемых человеком состояний. Некоторые жесты становятся существенными характеристиками человека, по ним он даже распознается. Как правило, это жесты эмоциональных состояний потирание рук, подергивание усов, бороды, бровей, почесывание затылка, шевеление носом и т. п. Жест образуется движением руки, кисти руки, местоположением руки, направлением ладони, движением и положением пальцев. На все эти движения — образователи жеста — нужно обращать внимание, поскольку через них придается определенный смысл жесту в целом. А. Штангль приводит данные о том, что существует некоторая связь между типом телосложения и рукой. Астенический тип гибкая, нежная рука, слаборазвитые мышцы, узкие и длинные пальцы, тонкие ломающиеся ногти. Пикнический тип короткая, широкая, плотная рука, соответствует округлости типа вообще ладонь хорошо набита, как подушка, мягкая, теплая короткие, толстые пальцы. Атлетический тип большая, костлявая, мускулистая рука 143 143 143 143 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество широкая ладонь прямоугольной формы, особенно сильный палец — большой. Позы — статическое выражение внутреннего состояния человека через положение тела и его частей. При отсутствии всех других средств (вербальных, мимики, жестов) через позу можно передать не только психическое состояние, но и свое отношение и даже сообщить новость. Составляющими позы выступают положение тела и его частей по отношению друг к другу и к собеседнику, мышечное напряжение, расположение тела в пространстве. Значимыми для позы являются направления тела, рук, их развороты, голова, положение которой в некоторых позах берет на себя основную функцию в передаче информации. Направление поворота головы по отношению к телу и партнеру, тонус шейной части включаются в образование смыслового содержания позы. В отличие от вербальных средств общения, которые используются человеком преимущественно осознанно и целенаправленно, жесты, а особенно позы, часто являются неосознанным средством выражения психических состояний. Поэтому понять мотивы поведения, истинно переживаемые чувства в большей мере, чем слова, помогают невербальные средства, к которым относятся жесты и позы. Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движения рта, движения лица в области носа, а также определяется степенью подвижности этих частей лица. Выделим важнейшие мимические явления лица (по А. Штанглю). Складки на лбу горизонтальные, вертикальные (складки концентрации, одновременно вертикальные и горизонтальные, переходящие друг в друга (складки надежды»). Глаза: степень открытости — вытаращенные, полностью открытые, занавешенные, прикрытые или прищуренные, закрытые направление взгляда — прямое, боковое, снизу, сверху, блуждающий в небе, уклоняющийся движение взгляда — твердо-неопреде- ленное, спокойно-вялое, живое (беспокойное). Область носа и реакции вкуса носогубная складка (складка интенсивности, наморщивание носа (страдальческая складка»), неприятные вкусовые реакции, испытующее выражение лица Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 144 144 144 Рот степень открытости — открытый, закрытый, сжатый, стиснутый, сжимание челюстей, выдвинутая нижняя челюсть, поджатые губы впечатление — полный, мягкий, острый, твердый направление уголков рта — приподняты, опущены, растянуты, стремятся к центру рта. Смех и улыбка:полностью открытая улыбка, расслабленная улыбка, усмешка, кривая, односторонняя улыбка, сладкая улыбка, язвительная ухмылка, примитивный оскал. Степень подвижности мимики очень подвижная (быстро следующая друг за другом смена форм, малоподвижная (редкая смена форм, связь со степенью напряженности и количеством выраже- ний. Все перечисленные мимические явления должны стать предметом врдения, вычленения, дифференциации при наблюдениях за мимикой лица, поскольку именно благодаря им создается смысловое выражение мимики. На этом занятии каждое из средств выражения психических состояний человека будет рассмотрено и включено в упражнения. При этом важно сформировать у участников тренинга установку на то, что позы, мимика, жесты и т. п. являются объектами наблюдения, через которые выражается то или иное психическое состояние. Задача в том, чтобы научиться видеть каждый из этих элементов в потоке двигательной активности человека. Рис. 23. Жест 145 145 145 145 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество Упражнение 8 знакомит с различными видами жестов, направленных на передачу той или иной информации окружающим. Демонстрируются разные жесты раздумья, критической оценки, сосредоточенного внимания, сокрытия истинных намерений, удивления, защитной реакции, самодовольства, затруднения при ответе и др. Предлагается прочитать значение жеста (О чем говорит этот жеста затем выяснить, через какие элементы жеста получена данная информация. В чем отличие этого жеста от близких ему, какие детали (или одна деталь) являются существенными для изменения смысла жеста? В упражнении используются рисунки, представленные в работах, и натура. Упражнение 9. По описанию жеста воспроизвести его и определить, какое состояние он передает. Указанный в скобках ответ сообщается после выполнения упражнения 1) рука доминирующая, оскорбляющая, нападающая и активно захватывающая другой объект, согнутая в локте со сжатым кулаком, жесткая, напряженная (агрессивность 2) рука ненавязчивая, мягкая, вялая, пассивная, дирижирующая, призывающая сконцентрироваться (мягкое указание 3) рука с поднятым вверх указательным пальцем, уверенная (жест указания. (По материалам кн Чугунова Э. Си др. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. — Л Изд-во ЛГУ, Упражнение 10 знакомит с различными позами. Как ив предыдущем упражнении, ставится задача не только «прочитать» значение позы, но и осознать, через какие составляющие ее элементы поза приобретает то или иное значение. При этом элементы, создающие позу, и есть те конкретные признаки, за которыми человек наблюдает расположение туловища, тонус его мышц, соотношение в расположении туловища и головы, положение рук, положение ног, автоконтакты рук, ноги т. п. Для выполнения упражнения используются рис. Содержащуюся в рисунках информацию можно дополнить. Для этого ведущий организует игру — называет смысловое значение позы, например передайте в позе усталость или готовность ответить на приветствие, нежелание здороваться, сосредоточенность на Л. А. Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности 146 146 146 Рис. 24. Поза недоумения Рис. 25. Поза независимого пренебрежения Рис. 26. Поза смущения Рис. 27. Поза независимости 147 147 147 147 Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество своих мыслях и т. п. Участники должны выполнить задание. Преподаватель оценивает, где передача смыслового значения была точнее. Чтобы исключить влияние мимики и жестов на восприятие поз, можно выполнять задание, повернувшись спиной к группе. |