Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. П ИФАГОР

  • Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеПравославный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
    АнкорФилософия
    Дата03.10.2019
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛега В.П. История философии. Ч.1..pdf
    ТипКнига
    #88434
    страница3 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
    § 1. М
    ИЛЕТСКАЯ
    ШКОЛА
    Фалес
    Несколько слов о периодизации античной философии. Ее при- нято делить на три периода. Первый период — это досократики.
    Само это название ставит временной и тематический предел это- му периоду. Второй период — то, что можно назвать классичес- кой греческой философией: это философия Сократа, Платона и
    Аристотеля. Третий период — философия эпохи эллинизма. Элли- нистическая философия после Аристотеля представлена, главным образом, тремя школами — стоицизмом, эпикурейством и скеп- тицизмом. Кроме них, существовали перипатетическая и акаде- мическая школы, а в первые века после Р. Х. к ним добавилась неоплатоническая школа.
    Сложность реконструкции учений философов-досократиков со- стоит в том, что произведения этих философов до наших дней не дошли. Известны только цитаты из их работ, упоминаемые у дру- гих мыслителей, живших гораздо позднее, чем философы-досокра- тики. Поэтому о философии досократовского периода мы можем судить лишь по фрагментам, цитатам или просто по изложениям некоторых их мыслей. Встречаются они в первую очередь, конечно, у греческих философов — у Платона и Аристотеля, а также у мыс- лителей, живших в первые века после Р. Х., в том числе и у отцов
    Церкви. Много цитат мы находим у блаж. Августина, св. Иринея
    Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, преп. Мак- сима Исповедника и т. д. По этим фрагментам мы можем в более или менее правильной форме восстановить те философские взгля- ды, которых придерживались мыслители досократовского периода.
    Первоначально сборник фрагментов, собранных немецким фило- логом Германом Дильсом, вышел в Германии в конце XIX в. Впос- ледствии книга неоднократно переиздавалась с дополнениями, но уже под редакцией ученика Дильса — Вальтера Кранца. Первона- чальное название книги — «Фрагменты досократиков». В русском издании книга вышла под названием «Фрагменты ранних греческих

    30
    Глава II. Досократовская философия философов», потому что в нее были включены фрагменты мысли- телей, которых не принято называть досократиками, — Гомера, Ге- сиода и др. Поскольку во «Фрагментах…» часто цитируются отцы
    Церкви, то, читая эту книгу, можно определить отношение отцов
    Церкви к тому или иному мыслителю: или просто цитируют, или осуждают, или одобряют то или иное положение. Таким образом можно не только научиться понимать античную философию, но и правильно с ней работать, выработать христианское отношение к античной философии.
    Первым греческим философом по традиции считается Фалéс Ми- летский. Вообще греческая философия возникла одновременно в двух местах: в Восточной Греции (в Ионии) и на юге современной
    Италии. Иония состояла из нескольких городов-полисов, одним из которых был Милет, известный тем, что в этом городе родился
    Фалес. Основателем италийской школы является Пифагор.
    Годы жизни Фалеса, как и многих других философов того време- ни, восстановить точно невозможно. Известно, что он жил в кон- це VII — первой пол. VI в. По некоторым расчетам считается, что годы его жизни: ок. 625 — ок. 547 до Р. Х. Фалесу приписывается несколько произведений, в числе которых «О началах», «О солн- цестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология», или «Ас- трономия». Причем «Морскую астрологию» считают подложным произведением, скорее, Фалесу не принадлежащим. О жизни Фа- леса (как, впрочем, и большинства других античных философов) можно узнать из книги Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» — фактически первого иссле- дования по истории философии, написанного в начале III в. после
    Р. Х. Кроме своей научной значимости, книга Диогена Лаэртского обладает еще одним несомненным достоинством — она написана очень живым, простым языком, изобилует интересными фактами из жизни древних философов.
    Диоген Лаэртский указывает, что Фалес своей мудрости, в том числе и математике, научился в Египте
    1
    . Однако Фалес внес много нового по сравнению с тем, что знали египетские жрецы. Египтяне могли делать некоторые геометрические вычисления. Фалес же, в отличие от них, ввел некоторый элемент доказательности в гео-
    1
    Впоследствии многие христианские мыслители ( Иустин Философ, Та- тиан и др.) будут отмечать этот факт, говоря, что собственно греческой мудрости не существует, а все знание греки заимствовали у египтян, а те, в свою очередь, многое взяли у живших в свое время в Египте евреев.

    § 1. Милетская школа
    31
    метрию. В частности, он доказал несколько теорем в отношении треугольников (о равенстве треугольников по стороне и двум углам и т.д.). Внес он серьезный вклад и в астрономию — как следует из названия двух его произведений, он указал дни равноденствия и солнцестояния. Он предсказал солнечное затмение, которое слу- чилось в 585 г. до Р. Х. Хотя, как отмечают многие исследователи,
    Фалес еще не знал причину солнечных затмений и расчеты осно- вывал только на эмпирических наблюдениях, которые вели египет- ские жрецы. Фалесу также принадлежит введение календаря в 365 дней и деление его на 12 месяцев. Он пытался объяснить причину, по которой происходят разливы Нила, и т.д. Даже сам круг вопро- сов, которыми занимался Фалес, показывает, что он был энцикло- педически одаренный человек. Нас же интересуют в первую оче- редь его философские взгляды и ответ на вопрос, почему именно
    Фалес считается первым философом.
    Среди его философских положений выделяются два, которые упоминаются у Аристотеля. Первое положение: начало всех ве- щей — вода. Примерно похожее высказывание есть у Гомера, кото- рый говорил, что «Океан всему прародитель». Однако тем не менее именно Фалеса мы считаем философом, а Гомера нет. Почему? У
    Гомера Океан, вода как стихия, стоит у начала родословия богов, т. е. вода есть только генетическое начало мира. Фалес же считает, что вода есть начало онтологическое, т. е. тот элемент, та субстан- ция, которая лежит в основе всех вещей. Фалес первым поставил вопрос о субстанции, о том, что лежит в основе многообразия на- шего мира. То, что мир многообразен и полон огромного количес- тва предметов, для всех очевидно. Проблема возникает тогда, когда мы поставим вопрос: а не лежит ли в основе этого многообразия нечто единое, объединяющее все эти предметы? И если лежит, то что это такое? То, что объединяет все многообразие предметов и лежит в его основе, называют субстанцией, или по-гречески iπόστασις, что дословно можно перевести как «под-лежащее, ле- жащее под». Фалес первым поставил этот вопрос и первым дал на него ответ, сказав, что в основе всего лежит вода. На основании этого в советской литературе делался вывод (как увидим, совер- шенно необоснованный), что
    Фалес в основе своей стихийный материалист.
    Аристотель, цитируя Фалеса, размышляет, почему Фалес нача- лом всех вещей посчитал воду. Аристотель указывает, что Фалес не мог не заметить, что в основе всей жизни лежит вода: пища

    32
    Глава II. Досократовская философия содержит воду, сперма всех живых существ влажная, что все живое рождается из воды и живет за ее счет (Метафизика, I, 3).
    Второе положение Фалеса — «все полно богов» (Аристотель. О душе, А 5). Доказательство этого Фалес находил в том, что магнит притягивает к себе железо. Следовательно, поскольку душа — это двигательное начало, а магнит движет железо, то в магните есть душа. Значит, душа есть не только у живых существ, но и у вещей
    (такая концепция, приписывающая жизнь неживым предметам, называется гилозоизмом). Поэтому одушевлена вся Вселенная, так что, цитирует Фалеса Анахарсис у Плутарха, не стоит удивлять- ся тому, что «промыслом бога совершаются прекраснейшие дела»
    (Фрагменты, с. 115). Бог — это ум космоса, и космос — прекраснее всего, ибо он — творение бога. При этом можно считать, что Фалес представлял собою адепта религии Зевса, ибо иначе невозможно представить себе человека, интересующегося явлениями земного мира. Ведь для религии Диониса земной мир ложен, а истинную ценность он имеет лишь для сторонников зевсово-аполлоновой религии. Таким образом так называемый «стихийный материа- лизм» Фалеса и его учеников есть не что иное, как особенность религии Зевса—Аполлона, считавшей мир Аида царством теней, и достойным жизни (и, следовательно, и изучения) лишь мир мате- риальный.
    Анаксимандр
    Учеником Фалеса является Анаксимандр (ок. 610 — ок. 540 г. до
    Р.Х.), который также жил в Милете. Анаксимандр написал произ- ведение «О природе». Собственно, Анаксимандр первым дал такое заглавие, положив начало многочисленной череде произведений под названием «О природе» (Περo φύσεος). Поэтому философов досократовского периода, как правило, называют фисиологами, т. е. учившими о природе (не путать с физиологией, хотя греческий корень один и тот же). Даже заглавие этого произведения Анак- симандра показывает область интересов первых греческих фило- софов — это природа, а отнюдь не человек, что будет предметом интереса Сократа и последующих философов.
    Анаксимандр также поставил вопрос о первоначале всего сущего, но, в отличие от Фалеса, он назвал таким первоначалом апейрон.
    В переводе с греческого qπειρος — беспредельный. Субстантиви- рованное существительное среднего рода — τr qπειρον — означает
    «беспредельное». Дословный перевод этого термина показывает,

    § 1. Милетская школа
    33
    что Анаксимандр в поисках первоначала решил не останавливать- ся ни на одной из известных древним грекам стихий и положил в качестве первоначала всего нечто, не относящееся ни к чему.
    Аристотель так объясняет, почему Анаксимандр ввел именно
    «беспредельное» в качестве первоначала. Во-первых, начало не мо- жет быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии в конце концов будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в осно- ве всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-треть- их, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит, это начало должно быть вечно и никогда не иссякать (Аристотель.
    Физика, Г 4). Таким образом, на основе чисто рассудочных аргу- ментов Анаксимандр приходит к выводу, что первоначало всех ве- щей должно отличаться от какой-либо стихии, быть неуловимым для наших органов чувств — т. е. быть «беспредельным», апейро- ном.
    Естественнонаучные взгляды Анаксимандра не отличаются та- кой же глубиной, как его философские воззрения, хотя и он внес значительный вклад в древнегреческую науку — в частности тем, что он, как указывает Диоген Лаэртский, первым нарисовал гра- ницы моря и суши, т. е. первый нарисовал географическую карту.
    Высказывал он свои взгляды и по поводу нашего мироздания, го- воря, что Земля находится в центре всего, что Солнце по размерам не меньше Земли и есть чистый огонь, а Луна светит отраженным светом, исходящим от Солнца. Первым создал солнечные часы — гномон. Указал, что Земля ни на чем не стоит, а есть парящее тело, находящееся в центре всего. На месте же она остается вследствие равного расстояния от всех точек космоса. По форме Земля пред- ставляет из себя цилиндр, подобный мельничному жернову.
    Известно положение Анаксимандра, которое порождает разно- образные споры и домыслы: «А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение не- правды в назначенный срок времени» (3, с. 127). Из этой загадоч- ной фразы, приводимой Симпликием в «Комментарии к «Физи- ке» Аристотеля», ясно, по крайней мере, что наш мир не вечен.
    Вещи и весь мир возникают и уничтожаются. И возникновение

    34
    Глава II. Досократовская философия это связано с какой-то роковой неправдой, т. е. вычленение вещей из первоначала, из апейрона, является, по всей видимости, нару- шением некоторой гармонии. Почему это является нарушением и почему вещи оказываются должны друг другу, об этом можно только догадываться. Впоследствии эта идея вечного периодичес- кого уничтожения мира будет встречаться у многих философов, в частности у Гераклита и стоиков.
    Анаксимен
    Следующий философ, живший после Анаксимандра, — Анакси- мен. Акмэ (т. е. пик творческой деятельности, наступавший в воз- расте 40 лет) Анаксимена приходится на 546 г. Умер он, как указы- вает Диоген Лаэртский, в 528 или 525 г. до Р.Х.
    В качестве первоначала (а Анаксимена также интересовал имен- но этот вопрос, объединявший всех трех милетских философов)
    Анаксимен назвал воздух — еще один элемент, известный древ- ним грекам. Это позволяет историкам философии, как правило, делать вывод, что Анаксимен не удержался на высоте абстрактного мышления Анаксимандра
    1
    . Возможно, это действительно так. Но это еще раз показывает, насколько философия первых мыслителей была тесно сплетена с их религиозными воззрениями. Мы помним, каким образом древние понимали душу — как прохладу, дыхание, воздух. И у Анаксимена мы видим примерно тот же образ мысли.
    Он попытался определить, что же такое «беспредельное». Понят- но, что определить беспредельное, т. е. поставить беспредельному предел, невозможно. Но тем не менее Анаксимен в качестве бес- предельного нашел воздух. Воздух — это стихия, во-первых, не- видимая, во-вторых, бесформенная, а в-третьих, безграничная, т.е отвечает всем критериям беспредельного. Поэтому Анаксимен, по- лагая в качестве беспредельного воздух, по-видимому, считал, что он развивал и уточнял мысль своего учителя. Кроме того, он, как и Фалес, считал, что все полно богов и что бог есть душа мира. А что такое душа? Душа — это дыхание. И так же, как наша душа есть наше дыхание, так и душа мира есть воздух. Поэтому такой ответ Анаксимена на вопрос о первоначале явился результатом как религиозного, так и философского подходов. С одной стороны, воздух есть начало философское, т. е. «беспредельное», с другой стороны — это есть душа мира, бог. Даже более того, как указыва-
    1
    См., напр.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
    С. 132.

    § 2. Пифагор
    35
    ет блаж. Августин, Анаксимен заявляет, что все олимпийские боги возникли из воздуха. Воздух лежит в основе всего, в том числе и богов. Из воздуха посредством разряжения и сгущения образуются все остальные стихии и элементы. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые су- ществуют на земле.
    § 2. П
    ИФАГОР
    Практически одновременно с Милетской школой зарождает- ся философия и на юге Италии, в другом конце великой Эллады.
    Первым представителем италийской философии является Пифагор
    (570–500 до Р.Х.). По месту своего рождения Пифагор был ионий- цем. Он родился на острове Самос, у побережья Ионии. Затем Пи- фагор уехал в Египет набираться мудрости (возможно, по совету
    Фалеса). Говорят, что путешествовал он и по Вавилонии, некото- рые указывают, что дошел он даже до Индии, что, впрочем, весьма маловероятно. Св. Ипполит Римский в «Опровержении всех ере- сей» утверждает, что Пифагор встречался с Зороастром, у которого позаимствовал идею о двух изначальных причинах вещей. Затем он вернулся в Ионию, но когда на Самосе стал править тиран Поли- крат (в 532 г. до Р.Х.), Пифагор отправился в Италию. Там, в городе
    Кротоне, на юге полуострова он основал свою школу, которая ста- ла называться Пифагорейским союзом. О Пифагоре известно еще меньше, чем о милетских философах; это практически легендарная личность: от него не дошли ни произведения, ни фрагменты, не- ясно даже, писал ли он вообще что-нибудь. Об учении самого Пи- фагора тоже известно чрезвычайно мало, даже Аристотель, обычно подробно излагающий учения всех своих предшественников, гово- рит не о Пифагоре, а о его последователях — пифагорейцах. Только у более поздних авторов появляется какая-то информация о Пифа- горе. Но насколько ей можно доверять, неясно.
    Пифагорейский союз какое-то время был довольно влиятельной организацией, и даже утверждается, что пифагорейцы в Кротоне и в других городах пришли к власти. Однако у Пифагорейского со- юза было множество врагов, и когда к власти пришли противники пифагорейцев, то их стали беспощадно уничтожать. Говорят, что их даже сжигали вместе с домами. По одной из версий, когда в одном доме сгорели самые близкие друзья Пифагора, он покончил

    36
    Глава II. Досократовская философия жизнь самоубийством. По другой версии, Пифагор удалился в Ме- тапонт, где и умер. Пифагорейский союз существовал длительное время и после смерти Пифагора, напоминая некий монашеский союз: это были общины, членами которых могли быть и женщи- ны, что для Древней Греции было не совсем обычным и являлось значительным демократическим завоеванием, как бы вызовом об- ществу. Хотя еще Фалес (по другой версии — Сократ) говорил, что он благодарен судьбе за три вещи: за то, что он родился человеком, а не зверем; мужчиной, а не женщиной; эллином, а не варваром.
    Но у Пифагора не было такого предпочтения одного пола другому, и в Пифагорейский союз принимались также и женщины.
    Образ жизни Союза был замкнутым. С самого начала учение
    Пифагора было эзотерично, и распространять идеи Пифагора, выносить их за пределы Пифагорейского союза было строжайше запрещено. Лишь впоследствии один из последователей Пифаго- ра — Филолай, испытывая огромную денежную нужду, продал три трактата Пифагора, и лишь тогда идеи Пифагора стали известны широкой общественности. Говорят также, что Платон купил один из этих трактатов и изложил в своем собственном диалоге «Ти- мей».
    Что касается жизни членов Пифагорейского союза, то она была весьма упорядоченной. Каждый член этой общины рано утром, прежде чем встать, должен был вспомнить и представить то, что ему предстоит сегодня сделать. Затем, успокоив душу игрой на лире, он начинал занятия. День проходил в непрестанных заня- тиях, жертвоприношениях богам, купании в море, физических уп- ражнениях. Прежде чем отойти ко сну, каждый член Союза обязан был вспомнить три вещи: что он сделал за сегодняшний день, что он не сделал и что ему предстоит сделать завтра. Главное для пи- фагорейцев — это стремиться к истине, ибо только это, указывал
    Пифагор, приближает людей к богу.
    Собственно говоря, именно поэтому Пифагор считается основа- телем термина «философия». Сам Пифагор, говорят, противопос- тавил себя семи мудрецам (мудрец по-гречески — σόφος). Только бог может быть мудрецом, а себя Пифагор считал лишь любителем мудрости, человеком, стремящимся к истине
    1
    . Ведь «бог телом сво-
    1
    «Но разве не показателен для нас пример Пифагора, который, не ос- мелившись признать себя мудрым, говорил о том, что он лишь философ, т. е. любитель муд рости?» ( Августин блаж. О Троице, XIV, 1).

    § 2. Пифагор
    37
    им подобен свету, а душою — истине» ( Порфирий. Жизнь Пифаго- ра, 41). Но хотя Пифагор и не считал себя мудрецом, а лишь фи- лософом, по всей видимости, большой скромностью не отличался, ибо считал, что существует три рода разумных существ: боги, люди и существа, подобные Пифагору.
    Из положений Пифагора можно выделить следующие: во-пер- вых, учение о числе как о начале мира, во-вторых, его учение о душе и, в-третьих, его учение об образе жизни. В своем учении о душе Пифагор многое заимствовал из орфической традиции и так же, как орфики, верил в переселение душ (метемпсихоз). Люди не помнят свои предыдущие воплощения, однако сам Пифагор пом- нил их и указывал, что в первом своем воплощением на земле он был сыном бога Гермеса. Душа, следовательно, считалась бессмер- тной, и задачей человека было уподобить себя богу и таким обра- зом прервать бесконечную череду перевоплощений. Именно этому и служил весь образ жизни Пифагорейского союза.
    Но каким образом можно познать бога, перейти к созерцанию вечного неизменного бога от чувственного изменяющегося мира?
    В этом огромную роль Пифагор придавал математике. Началом всего Пифагор считал число. Пришел он к этому положению следу- ющим образом. Однажды Пифагор шел мимо кузницы и услышал, как по наковальне бьют разные молоты. Он обратил внимание на то, что молоты разной величины и разного веса издают звуки раз- ной высоты. Ему пришла в голову мысль, что даже такая, казалось бы, качественная категория, как звук, может быть привязана к оп- ределенному количеству, т. е. числу. Значит, в основе всего лежит число — именно оно является первоначалом.
    Есть и другое основание для такого вывода. Еще семь мудрецов говорили, что познать неявное можно лишь по явному. Поэтому познать скрытого бога можно лишь при помощи явленного чувс- твенного мира. Но чувственный мир неистинен. Пифагор, как и орфики, придерживался дуалистической концепции души и ма- терии, предпочитая тленной материи вечную душу. Материя, как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Поэтому нужен некий посредник между материей и бо- гом. И таким посредником является число, ибо оно есть то, что, с одной стороны, можно четко представить и сосчитать, а с дру- гой — оно непреходяще в отличие от чувственного мира.
    Музыка в античности считалась частью математики. Это позво- лило Пифагору сделать вывод о существовании так называемой

    38
    Глава II. Досократовская философия музыки сфер. Планеты при движении издают некоторый звук, каждая своей высоты. Этот звук мы не слышим лишь потому, что он имеет все время одну и ту же высоту. И поэтому мы рождаемся в этом звуке и воспринимаем его как некий фон. Всего в мире су- ществует 10 небесных тел. Число 10 было для Пифагора наиболее совершенным числом. Пифагору было известно 9 небесных тел, включая Землю, Солнце, Луну и др. Поэтому в качестве 10-го не- бесного тела он предположил некую Противоземлю. Все планеты вращаются вокруг центрального огня, который нам с Земли не ви- ден, потому что Земля повернута к нему всегда одной и той же стороной. И Противоземля также не видна, потому что она всегда находится напротив этого огня с другой стороны.
    Пифагорейская идея о числе как первоначале всего сущего до- вольно-таки сложна, и сам Пифагор часто объяснял ее на свойс- твенном ему языке. В частности, все числа он делил на четные и нечетные. Все они происходят из единицы, которая объединяет в себе все числа и является началом всего мира. Единица — это символ единства, тождества, равенства, целости. За единицей идет двоица, которая символизирует различие, неравенство, изменчи- вость, все то, что состоит из частей. Троица — это то, что имеет середину, т. е. все совершенное. А наиболее совершенным числом является десятка. Как все числа делятся на четные и нечетные, так и все в мире подчиняется этим числам. Все в мире состоит из противоположностей: нечетное — четное, предел — беспредель- ное, единое — многое, правое — левое, мужское — женское, свет- лое — темное, хорошее — плохое. Все существует в силу гармонии этих противоположностей. Когда перевешивает одна из противо- положностей, возникает отсутствие гармонии, что в человеке, в частности, проявляется как болезнь.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта