Главная страница
Навигация по странице:

  • § 6. А НАКСАГОР

  • § 7. Д РЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

  • Жизнь и произведения Демокрита

  • Учение об атомах

  • Теория познания

  • КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеПравославный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
    АнкорФилософия
    Дата03.10.2019
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛега В.П. История философии. Ч.1..pdf
    ТипКнига
    #88434
    страница5 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
    § 5. Э
    МПЕДОКЛ
    Основная задача для многих философов после элеатов, таким образом, была очевидной — доказать справедливость показаний органов чувств. Эмпедокл из Акраганта, что в Сицилии, не явля- ется в этом плане исключением.
    Эмпедокл родился в 484/490 г. до Р. Х. и прожил около 60 лет, т. е. примерно до 430 г. до Р. Х. От него осталось два произведения: «О природе» и «Очищение». Эти произведения настолько отличают- ся друг от друга, что создается впечатление, что их писали разные люди. «О природе» — это типичное натурфилософское произведе- ние, где Эмпедокл пытается ответить на вопросы, поставленные
    Зеноном и Парменидом. «Очищение» — это мистико-религиозное произведение, в котором Эмпедокл называет себя богом, вещает о разных чудесах, толкует о переселении душ и т.д. Источники дово- дят до нас, что Эмпедокл одновременно учился и у пифагорейцев, и у Парменида. Эмпедокл считал себя человеком божественного происхождения, и этот факт также получил достаточно большое освещение в доксографической литературе. Даже смерть его ове- яна ореолом тайны.
    Однажды Эмпедокл вместе со своими друзьями пошел в поле, недалеко от вулкана Этна, чтобы совершить жертвоприношение. И когда оно было принесено, они устроили пир и после пира легли почивать. Утром, когда проснулись, друзья увидели, что Эмпедокла нет. И кто-то из друзей сказал, что ночью он видел яркий свет и слышал неземной голос, который позвал Эмпедокла, и учитель ис- чез. Все поняли, что Эмпедокл был прав, называя себя богом, и ста- ли воздавать ему еще большую честь. Однако же, как указывают эти же авторы, через несколько дней после извержения вулкана в лаве была обнаружена одна из сандалий Эмпедокла. Таким образом, все решили, что Эмпедокл сам забрался на вулкан и бросился в жерло, чем объясняется и неземной голос, и сияние, которое было при из- вержении вулкана. Но, может быть, это говорят злые языки, потому что другие источники свидетельствуют, что Эмпедокл просто спот- кнулся, сломал бедро, заболел и через несколько дней скончался.
    Он был похоронен в Пелопоннесе, где ему поставлен надгробный камень.
    Как философ, Эмпедокл в трактате «О природе» говорит, что чувствам все-таки следует доверять. И то, что существует движе- ние, и то, что существует множественность вещей, — это очевид-

    § 5. Эмпедокл
    55
    ный факт, с которым следует не спорить, но на котором нужно основываться. Однако чувственные способности ограничены, ибо жизнь быстротечна, а разум наш слаб. Поэтому познать полностью все бытие человек не может. Поэтому Ксенофан и Парменид, рас- суждавшие о всем бытии, были неправы. О всем бытии рассуждать нельзя, потому что жизнь коротка и способности человека неве- лики.
    Так же, как Парменид, Эмпедокл считает, что небытие не сущес- твует. Однако, если небытие не существует, а существует лишь бы- тие, и движение при этом все-таки существует, то надо каким-то об- разом устранить те противоречия, которые возникли в философии
    Парменида. Поэтому Эмпедокл идет по пути, который проложили еще до Парменида философы, находя начало всех вещей в каких- либо стихиях. Он утверждал, что все состоит из четырех стихий.
    Не какая-либо одна стихия главенствует, является началом, но все состоит из четырех стихий. Мир состоит не только из этих стихий, он управляется всемирным законом — двумя силами, Любовью и
    Враждой. Когда побеждает Любовь, то все стихии соединяются во- едино и мир предстает как некий единый Сфайрос, Шар, т. е. то бытие, о котором и мыслил Парменид. Но в некоторый момент начинает побеждать Вражда. Элементы разъединяются, и возни- кает множественность вещей. То, что нам кажется как возникно- вение и уничтожение, в действительности есть лишь соединение и разъединение стихий. Нет ни возникновения, ни уничтожения, потому что если возникает бытие, то оно может возникнуть только из небытия, а уничтожаться вещь может только в несуществующее, что невозможно. Под действием Вражды элементы начинают раз- деляться. Потом Вражда побеждает, и наступает период, когда все элементы существуют раздельно. Потом опять появляется Любовь, она начинает все соединять воедино и в какой-то момент опять побеждает Вражду, и мир вновь становится целым, неделимым бытием. Наш мир, в котором мы живем, — это тот мир, который формируется на третьем этапе. Эмпедокл пытается, таким обра- зом, согласиться с учением Парменида, говоря, что бытие сущест- вует, но оно существует лишь тогда, когда главенствует Любовь.
    Эмпедокл впервые предложил и некую эволюционную гипотезу происхождения жизни. Вначале на земле появляются отдельные части тела: руки, ноги, головы и т.д. В результате случайного со- единения их возникают различные организмы, многие из которых неспособны выжить, ибо состоят из непропорционального коли-

    56
    Глава II. Досократовская философия чества членов — сторукие чудовища или быки с головами человека и т.д. Выживают лишь те существа, которые могут размножаться, т. е. современные двуполые животные.
    Эмпедокл пытался отстоять интересы чувственного познания, но он понимал, что без разума чувственное познание тоже недос- товерно: «Упрямо не верить неопровержимым доводам — смысл никчемных людей. Так же, как велят тебе убедительные доказа- тельства нашей Музы, так и считай, твердо признав учение в сер- дце своем». От Эмпедокла же идет основной принцип познания, которому будут следовать многие века — «подобное познается по- добным». Он же впервые высказал предположение о постоянстве скорости света.
    § 6. А
    НАКСАГОР
    Годы жизни Анаксагора — ок. 500—428 до Р.Х. Анаксагор явля- ется первым афинским философом, и сведений о его жизни доста- точно много хотя бы потому, что среди учеников Анаксагора был такой знаменитый человек, как Перикл.
    Из его учения вытекало, в частности, то, что Анаксагор отвергал тех богов, которые почитались в античной Греции. В те времена противники Анаксагора и главным образом противники Перикла издают закон, по которому каждый человек, который возводит хулу на богов, должен быть или предан смертной казни, или изгнан из
    Афин. Поскольку Анаксагор учил, что Солнце — не бог, а раскален- ный камень, по величине огромный, не меньше, как он говорил,
    Пелопоннеса, то Анаксагора стали судить. Перикл на суде встал и спросил: «Видите ли вы за мной какую-нибудь вину?» Суд сказал:
    «Нет». «Ну если вы за мной не видите никакой вины, то все, что я получил, я получил от своего учителя Анаксагора», — продолжил
    Перикл. Поэтому суд в конце концов решил вынести более мягкий приговор, и Анаксагора просто-напросто изгнали из Афин.
    Диоген Лаэртский приводит ряд свидетельств об Анаксагоре.
    Когда Анаксагору сказали, что ему нет никакого дела до родины, он ответил: «Еще какое!» — и указал рукой на небо. Когда Анакса- гору при его изгнании сказали: «Ты лишился своих граждан», — он ответил: «Это не я их лишился, а они меня».
    Из платоновской «Апологии Сократа» мы узнаем, что Сократа обвиняли в том, что он проповедовал учение Анаксагора и отри- цал богов. И Сократ, в частности, говорил, что он не признает этого обвинения, потому что об учении Анаксагора можно узнать

    § 6. Анаксагор
    57
    в любой орхестре, отдав за это не более чем одну драхму. Таким образом, сочинения Анаксагора пользовались огромной популяр- ностью, если они были в любой орхестре, в любой книжной лавке, и стоили они не так уж много.
    Учение Анаксагора можно разделить на две части: учение о го- меомериях, или о подобночастных, и учение об Уме. Анаксагор тоже пытался ответить на вопрос, поставленный Парменидом. От- вечал он в той же манере, как это было принято среди досократов- ских философов, т. е. выявляя общие первоначала всех вещей.
    Анаксагора не устраивало решение, предложенное Эмпедоклом, ибо, если признать, что все состоит из четырех элементов, то не- возможно объяснить, каким же все-таки образом из одной вещи возникает другая вещь: например, каким образом из съеденной мною морковки в конце концов возникает совершенно другая вещь — мышцы, волосы и т.д. Если все состоит из четырех эле- ментов, то нельзя объяснить, каким образом взаимное располо- жение и количественная пропорция огня, воды, земли и воздуха создает индивидуальную, необъяснимую вещь. Какое должно быть количество огня или воды, в какой они должны быть пропорции, чтобы вдруг из этого возникла та же морковка, а из другого ко- личества огня вдруг возникло яблоко? На это Анаксагор отвечает, что так нельзя ставить вопрос, потому что и сами элементы, сами стихии — сложны. Все состоит из всего. Анаксагор впервые выдви- гает положение «всё во всем». Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. Если я съедаю морковку и какая-то ее часть становит- ся моими волосами, то это значит, что мои волосы уже были в той самой морковке. И если в конце концов тело человека подверглось в земле разложению и из него потом выросла та же самая морков- ка, то это значит, что гомеомерии никуда не исчезают. Получается, что в каждой вещи содержится всё. В каждой вещи, в каждом ее элементе содержится вся Вселенная. Сама земля есть также сти- хия, но не элемент, а сложная вещь, состоящая из подобных себе гомеомерий, т. е. элементов земли.
    Однако эти элементы не разбросаны беспорядочным образом и не переходят один в другой беспорядочно, потому что все упоря- дочено и всем управляет Ум, по-гречески — Нус. Нус существует сам по себе, он прост, ни от чего не зависит, не смешан ни с одной вещью. Он содержит полное знание обо всем, и благодаря Нусу человек может познавать мир. В введении этого понятия виден огромный шаг вперед по сравнению с предыдущей философией,

    58
    Глава II. Досократовская философия ибо Анаксагор впервые поставил проблему начала и источника движения (в частности, именно к этому будут сводиться все пос- ледующие космологические доказательства бытия Бога, т. е. дока- зательства, восходящие от мира к Богу). Анаксагор впервые вводит в обиход термин «ум, нус». В дальнейшем в философии, особен- но в неоплатонической — у Плотина и Прокла, этот термин будет встречаться довольно часто.
    Сократ, в частности, так описывает свое знакомство с произве- дениями Анаксагора. Когда он взял в руки сочинения Анаксагора, то увидел, что там говорится об уме, что ум является причиной и движущей силой нашего мира, что ум все упорядочивает. Он обра- довался, стал читать дальше, думая, что наконец-то увидит ответы на мучившие его вопросы. И какое же было его разочарование, когда он увидел, что этот ум у Анаксагора остался без применения.
    За это же Анаксагора упрекал и Аристотель. То есть, вводя тер- мин «ум» («нус») в качестве некой движущей причины, Анаксагор в дальнейшем от него отказывается, считая, что ум дает некоторый толчок миру, а в дальнейшем уже никаким образом не участвует в управлении миром. В XVII в. такая концепция получила большое распространение и стала называться деизмом. Когда стала возни- кать наука и многие ученые и философы пытались каким-то об- разом примирить свои собственные наблюдения с христианским учением, то они предлагали следующий выход: Бог создал мир, дал ему законы и дальше в этот мир не вмешивается, а эти законы, созданные Богом, мы и познаем.
    Первоначально существовала смесь всех гомеомерий, затем в ней Ум стал порождать круговорот. Вследствие этого круговоро- та частицы начинают сортироваться, образуется Земля. От Земли стали отрываться камни, эти камни стали вращаться в воздухе. От вращения в воздухе, от трения о воздух они стали нагреваться. Та- ким образом образовались звезды. Огромный камень, величиной с Пелопоннес, оторвался, нагрелся и стал Солнцем. Анаксагор объяснял солнечные и лунные затмения. Солнечные затмения он объяснял тем, что между Землей и Солнцем проходит Луна.
    § 7. Д
    РЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ
    АТОМИЗМ
    К школе древнегреческого атомизма принадлежат два мыслите- ля — Левкипп и Демокрит. Левкипп был учеником Зенона Элей- ского. Акмэ Левкиппа около 450 года, т. е. он родился ок. 490 г. до

    § 7. Древнегреческий атомизм
    59
    Р. Х. и жил примерно в то самое время, что и Анаксагор. Откуда родом Левкипп, многие источники расходятся — из Элеи, Миле- та или Абдер (Абдеры — небольшой городок на севере Греции, во
    Фракии). Написал Левкипп одно произведение — «Большой ми- рострой» («Μέγας διάκοσμος»). По другим источникам, «Большой мирострой» принадлежал Демокриту.
    Жизнь и произведения Демокрита
    О Демокрите известно несколько больше. Родился он в 470 или в 460 г. в городе Абдеры и умер ок. 370 г. до Р.Х. Демокрит про- исходил из богатой семьи, получил солидную часть наследства
    (100 талантов), однако деньги эти израсходовал на путешествия.
    Он исколесил множество стран, был в Египте, в Вавилоне и даже, возможно, в Индии. Как он сам писал о себе: «Я изъездил земли больше, чем кто-либо, и беседовал с наибольшим числом мудрых людей». Всего он путешествовал около 8 лет. Был в Афинах, бе- седовал с Анаксагором, говорят, что даже с Сократом, вернулся в
    Абдеры, полностью истратив все свои деньги. По законам этого города гражданин, который истратил наследство, доставшееся ему от своих родителей, не имел права на погребение на своей роди- не. Однако Демокрит прочитал жителям города свое произведение
    «Большой мирострой», и реакция жителей была совсем другой: Де- мокрита наградили, дали ему 500 талантов, поставили в его честь статую и потом похоронили за казенный счет. Оставшееся время он жил в Абдерах, написал множество произведений по совершен- но различным отраслям знаний. Демокрит был и философом, и математиком. Его философские произведения: «Большой и малый мирострой», «Об уме», «О природе», «О чувствах» — всего около
    70 произведений. Занимался математикой, написал «Геометрию»,
    «Числа». Писал произведения об искусствах, о медицине, о земле- делии и т.д. Демокрита современники называли смеющимся фи- лософом, настолько казалось ему смешным все, что люди делают на полном серьезе.
    Судьба книг Демокрита примерно такая же, как у книг всех до- сократиков, — до нас дошли лишь фрагменты, которые изданы на русском языке отдельной книгой. Платон в свое время хотел все книги Демокрита сжечь, и лишь друзья его отговорили, сказав, что это бесполезно, потому что очень много книг Демокрита ра- зошлось по миру. Но книги до нас все-таки не дошли, остались только фрагменты. По реакции Платона, по его фрагментам и по

    60
    Глава II. Досократовская философия известности Демокрита можно сказать, что он был первым наибо- лее систематическим, наиболее последовательным философом- материалистом. Он наиболее полно изложил материалистическое понимание мира, и в первую очередь выделяется его учение об атомах.
    Учение об атомах
    На разработку теории атомного строения Демокрита во многом подвигла проблематика элейской школы. Проблема существова- ния бытия и несуществования небытия и следовавших отсюда выводов тоже волновала Демокрита. Приняв основные посыл- ки Парменида и Зенона, Демокрит делает из этих посылок со- вершенно другие выводы. Парменид и Демокрит схожи очень во многом. Так же, как и Парменид, Демокрит считает, что доводы разума следует признать главенствующими по сравнению с дово- дами чувств. И даже то, что в учении Парменида предполагалось существующим несколько имплицитно, скажем, критика чувс- твенных методов познания, у Демокрита это уже более разверну- то. Он излагает ряд аргументов, показывая, что чувства не всегда дают правильное и достоверное знание.
    Согласен Демокрит с Парменидом и в характеристике бытия — что бытие целокупно, не делится на части, бездрожно и т.д. Однако не согласен Демокрит с Парменидом в том, что небытие не существует и что чувствам совершенно нельзя доверять. По Демокриту, небытие существует, а чувства дают знание, на котором затем основывается разум. Логика у Демокрита примерно такая же, как у Парменида, только наоборот. Парменид с Зеноном рассуждали следующим об- разом: поскольку бытие существует, а небытие не существует, то нет движения и множественности вещей. Демокрит исходит из другого положения: поскольку движение и множественность вещей сущест- вуют и существует бытие, то, следовательно, существует и небытие.
    Небытие Демокрит понимал так же, как Парменид: то, что раз- деляет одно бытие от другого. Но поскольку небытие существует, то бытие приобретает несколько отличные характеристики, чем у
    Парменида. Будучи таким же целокупным, неделимым, бездрож- ным, бытие все-таки не имеет всеобъемлющий характер. Бытие для Демокрита — это атом (qτομος — досл. неразрезанный, неде- лимый). Вещи делимы, но не до бесконечности. Они делимы до некоторых неделимых далее частиц, которые так и называются — атомы. Собственно говоря, для Демокрита существуют, как он сам

    § 7. Древнегреческий атомизм
    61
    утверждал, лишь атомы и пустота. Небытие для Демокрита — это пустота, и это серьезное отличие Демокрита от Парменида. Такое небытие, как пустота, легко представить. Для Демокрита небытие есть пустота, а для Парменида — это логическая категория.
    Демокрит утверждал, что существуют лишь атомы и пустота, все остальное — в мнении (ср. у Секста Эмпирика: «По установлен- ному обычаю сладкое и по обычаю горькое, по обычаю теплое, по обычаю холодное, по обычаю цветное, в действительности же
    — атомы и пустота» (Против мат., VII, 135). В этой фразе — смысл всей философии Демокрита. О том, что атомы существуют, Демок- рит судит на основании множества различных фактов. Во-первых, вещи могут сжиматься и растягиваться (напр., губка), т. е. между частичками вещества содержится некая пустота, которая позво- ляет атомам вещества приближаться друг к другу или отдаляться.
    Однако эти атомы невидимы, потому что они чрезвычайно малы.
    Об их существовании нам говорит только разум. Другие аргументы
    Демокрита: ступени, по которым люди часто ходят, со временем стираются, от вещей исходят запахи, которые есть не что иное, как истекающие от них атомы и т.д. Во многом эта картина, конеч- но же, напоминает нам наше современное представление о мире, если оставаться на уровне конца XIX в., не беря в расчет кванто- вую механику. Однако у Демокрита есть и существенное отличие от современного представления об атомах. Атомы отличаются друг от друга. Отличаются по форме: они могут быть круглыми, угло- ватыми, с крючками. Отличаются по положению друг относитель- но друга в пространстве: они могут быть повернуты вертикально, а могут быть повернуты горизонтально. Их форма и положение в пространстве во многом определяют строение вещества. Ска- жем, атомы с крючками могут друг за друга цепляться, поэтому получается чрезвычайно прочное вещество, как, например, алмаз.
    Атомы круглые, наоборот, чрезвычайно подвижны и поэтому не могут быть единым целым. Из круглых атомов состоит, например, душа и огонь. Материально все, существуют лишь атомы и пустота.
    Каждый атом объят пустотой, в которой он совершает вечное дви- жение. Атомы двигаются вечно. Они не были когда-то созданы и никогда не исчезнут, потому что бытие вечно и не переходит в не- бытие. Атомы сталкиваются, и поэтому у каждого атома есть своя причина движения, вызванного столкновением с другими атома- ми. Атомы отличаются друг от друга лишь своими пространствен- ными характеристиками. Такие характеристики, как цвет, вкус или

    62
    Глава II. Досократовская философия запах, у атомов отсутствуют. Поскольку, кроме атомов, ничего не существует, то все остальные предметы, состоящие из атомов, так- же имеют только эти качества, т. е. форму, объем, вес, но отнюдь не вкус, не запах, не цвет, которые существуют лишь во мнении.
    И разновидности запаха и вкуса обусловлены разновидностями атомов. Атом колючий, имеющий угловатую форму, действуя на наш язык, порождает острый вкус и т.п. Поэтому ощущения вкуса или запаха порождаются от того, что атомы воздействуют на наши органы чувств. Люди сами убеждаются в том, что нет ни сладкого самого по себе, объективно сладкого, ни объективно горького, по- тому что одна и та же вещь одним кажется сладкой, другим — горь- кой. Скажем, больному желтухой мед горек, а здоровому — сладок.
    Поэтому нельзя сказать, сладок мед на самом деле или нет.
    Атомы имеют ограниченную величину, поскольку бытие не мо- жет делиться до бесконечности. Этим Демокрит отвечает на апо- рии Зенона, по которым бытие могло делиться до бесконечности.
    Поэтому и апории Зенона оказываются в логике Демокрита не- действительными. Возможна сумма какого угодно большого коли- чества атомов — ведь даже если это число велико, оно тем не менее ограничено, потому что атом имеет хоть и очень маленькую, но все же величину. Поэтому же и движение возможно, так как деление участка пути не бесконечно, и поэтому движение может начаться и закончиться
    1
    Атомы бывают не только разной формы, но и разной величины.
    Сам Демокрит пишет, что существует, может быть, атом даже ве- личиной с наш мир. Не знаю, как воспринимать эту фразу, — воз- можно, как некую дань уважения Пармениду.
    Возникновение нашего мира Демокрит тоже объясняет исхо- дя из движения атомов. Сами по себе атомы существуют вечно,
    1
    Как относиться к этому спору Зенона и Демокрита с точки зрения современной науки? В одной сноске ответ дать невозможно, поскольку проблема прерывности или непрерывности пространства поднимает ряд других вопросов: о близкодействии или дальнодействии физических сил и др., которые в физике не имеют однозначного решения. Но в целом более прав, по-видимому, Зенон. Поскольку большинство законов классической физики имеют производную по времени и по пространственным коорди- натам, то, следовательно, пространство и время в рамках ньютоновской механики недискретны. О квантово-механической неправоте Демокрита можно видеть из того, что понятие атома не удовлетворяет принципу не- определенностей Гейзенберга.

    § 7. Древнегреческий атомизм
    63
    но нынешнее многообразие мира отнюдь не вечно и возникло в результате случайного движения атомов. Однако это движение не совсем случайно, потому что атомы сталкиваются друг с другом, и в этом столкновении проявляются некие закономерности. Вначале существовало только смешение атомов. Потом атомы стали соеди- няться друг с другом. Возникло вихревое движение, и атомы стали разбегаться и собираться друг с другом по принципу сходности; так же, как пишет Демокрит, животные собираются в стаи: волк бежит к волку, ворон — к ворону, так же и атомы одного вида со- бираются вместе. Впоследствии образовались живые организмы: в земле стали появляться некоторые пузыри, вспучивания, они ло- пались и из них выходили в готовом виде различные организмы. И если в них преобладала земля, то возникали растения, если преоб- ладала вода, то возникали рыбы и животные, если воздух — то воз- никали птицы, если огонь — то возникал человек. Такая не совсем рационалистическая картина, но в философии досократиков часто мифологические картины соседствуют с философскими открыти- ями.
    Все в мире происходит согласно необходимости. Эта необхо- димость вытекает из движения атомов, из того, что сами атомы соединяются друг с другом по принципу сходности. Не только движение атомов, но и все события в мире происходят абсолютно необходимо. Допустим, человек вскапывал свой сад и нашел в нем клад. Обычно говорят, что это событие случайное, однако в этом есть своя причинность: человек, который зарыл клад, имел свои основания на то, чтобы зарыть его именно в этом месте. Человек, который копал этот сад, тоже имел какие-то свои причины копать именно здесь. Произошло пересечение двух причинно-следствен- ных цепочек, которую по незнанию истинных причин называют случайностью. Или другой пример приводит Демокрит: идет лы- сый человек, и вдруг на него с неба падает черепаха и убивает его.
    Казалось бы, что может быть более случайным, чем это событие?
    Однако и здесь, рассуждает Демокрит, событие абсолютно необ- ходимо. То, что человек стал лысым, проистекает из необходимых процессов его организма. То, что человек шел именно по этой, а не по другой дороге, также является необходимым. Летел орел и тащил в клюве черепаху, увидел внизу некоторое блестящее пятно, подумал, что это камень (обычно орлы бросают черепаху о камень, чтобы она разбилась), но вместо камня оказалась лысина. Опять же, несколько причинно-следственных цепочек — и никакой слу-

    64
    Глава II. Досократовская философия чайности. По Демокриту, случайное, т. е. беспричинное, событие невозможно. У каждого события должна быть своя причина. Чаще всего, пишет Демокрит, люди указывают на случайность вследс- твие незнания действительной причинно-следственной связи.
    Говоря, что событие произошло случайно, люди, по Демокриту, просто указывают на свое собственное незнание.
    Теория познания
    Доверяя больше разуму, Демокрит тем не менее считал перво- основой знания чувственный опыт. Все знание происходит из ис- течения атомов из тела. Атомы, исходя из тел, создают некоторые образы, или, как их называет Демокрит, идолы, которые состоят из круглых, чрезвычайно подвижных атомов, но сохраняют форму исходного тела. Истечение этих атомов и воздействие их на наши органы чувств позволяют вызывать у нас ощущения осязания, или вкуса, или запаха. Атомы, колебля воздух, вызывают ощущения звука. А идолы, которые исходят из тел, т. е. истечения из них, порождают в нас зрительное восприятие этих предметов. Поэтому мы можем видеть предметы и издали, и это отнюдь не противоре- чит атомному пониманию вещества. Наоборот, даже те явления, которые, казалось бы, не вписываются в картину мира, предло- женную Демокритом, как сновидения, галлюцинации, предчувс- твия, также объясняются Демокритом при помощи его концепции истечения образов, или идолов, из тела. Когда человек бодрствует, то на него действуют те истечения, которые активно влияют на ор- ганы чувств. Когда человек спит, его зрение, слух, другие органы чувств как бы замирают, и грубые, основные истечения на чело- века не действуют. Человек начинает воспринимать более тонкие истечения. Поэтому человек может видеть те события, которые он в нормальном, обычном состоянии не видит. Человек может предчувствовать то, что будет потом, потому что на него воздейс- твовало некоторое тонкое истечение. Таким образом объясняется все многообразие психических явлений. Даже существование бо- гов объясняется Демокритом именно так. Иногда Демокрит гово- рит, что некоторые боги — это идолы или истечения от некогда великих людей (видоизмененный евгемеризм. Евгемер считал, что боги — это обожествленные великие герои, наши предки). Демок- рит считал, например, что Зевс — это атомы огня, присутствующие во всем мире, и т.д. То есть боги также имеют атомное строение, только атомы эти круглые, не соединяются между собою и чрез-

    § 7. Древнегреческий атомизм
    65
    вычайно подвижны, поэтому неуловимы нашими органами чувств.
    Задачу философии Демокрит в этом и видел: философия должна лечить человека от суеверий и различных страхов, главным обра- зом от страха смерти. На самом деле никаких мистических сил, по Демокриту, нет, есть только атомы и пустота, а смерти бояться не надо, потому что со смертью человека атомы души выходят из тела и рассеиваются в пространстве, так что ничего за пределами нашей жизни нет. (Этот аргумент разовьет дальше один из после- дователей Демокрита — Эпикур.) Когда человек живет, то атомы души вместе с нашим дыханием выходят и входят в нас. Когда че- ловек умирает, то атомы выходят и уже не возвращаются.
    Основное место в философии Демокрита занимает учение о ми- роздании. Однако эпоха, в которую жил Демокрит, все больше тре- бовала и ответа на этические вопросы. Демокрит был современни- ком Сократа, который считал, что вся философия должна служить познанию человека, его нравственной природы. У Демокрита тоже имеется этика. Если у предыдущих досократовских философов мы видели лишь фисиологию, учение о природе, о веществе, то Де- мокрит рассуждает уже как философ эпохи Сократа, ища ответы на нравственные вопросы: каким образом следует жить человеку, каков идеал человеческой жизни. Однако этическое учение Демок- рита все же существенно отличается от мысли Сократа. Сократ положил конец философии о природе, которая бытовала до него, поставив главную задачу — задачу познания человека. И вся пос- лесократовская философия, даже если занималась предметами фи- зическими, тем не менее ставила изучение природы в подчиненное положение по отношению к изучению человека. Природу фило- софы стали изучать для того, чтобы лучше знать человека, чтобы познать, в чем смысл жизни, что есть счастье, как достичь бла- женной жизни и т.д. Поэтому Сократ являет собой некий рубеж в понимании задач философии: до Сократа природу познавали ради познания природы, после Сократа — ради познания человека. По- этому Демокрит занимает как бы промежуточное положение меж- ду философами-досократиками и философами-послесократиками.
    У него есть этика, но она не вытекает из его философии. Отличие
    Демокрита, скажем, от Эпикура, жившего после Сократа, прежде всего в этом. Эпикур считает себя учеником и последователем Де- мокрита, но тем не менее все этические положения он выводит из атомной теории. У Демокрита атомная теория, учение о познании, о причинности никоим образом не связаны с этикой.

    Глава II. Досократовская философия
    По Демокриту, смысл жизни состоит в достижении блага. Благо же иногда понимают как удовольствие. Тем не менее Демокрит не сводит его к обычному удовольствию, а видит, что главное удо- вольствие человек получает от безмятежности, от отсутствия вол- нений в душе, в том, что Демокрит называл благодушием, эвтю- мией, невозмутимостью. Достигается она умеренностью в жизни, в удовольствиях, соразмерном ведении жизни. Не надо гнаться за тленным, за земным, за мирскими благами. Не надо мечтать о том, что выше твоих сил. Следует стремиться к познанию вечных ис- тин. Как указывает сам Демокрит, он предпочел бы открытие од- ной причинной связи всем царствам в мире. Настоящее мужество у людей состоит в том, чтобы быть сильнее удовольствий, сильнее своих чувственных желаний и страстей. Таким образом, этика Де- мокрита гномична — состоит из гномов, из некоторых жизненных наблюдений, установок, максим.
    Литература
    1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо- фов. М., 1986.
    2. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Ленинград, 1970.
    3. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

    67
    Г
    Л А В А
    I I I
    КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта