Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Количество участников до 15 человек. Время проведения 30—50 минут. Проведение

  • Цель: развить умение участников видеть мир глазами другого, осознавать его устремления, мечты, страхи.Количество участников

  • Протокол Под общей редакцией Л. С. Кожуховской isbn 9789854767291


    Скачать 0.67 Mb.
    НазваниеПротокол Под общей редакцией Л. С. Кожуховской isbn 9789854767291
    Дата25.06.2022
    Размер0.67 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf
    ТипПротокол
    #614552
    страница7 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
    Проведение
    Педагог делает небольшой комментарий дает определение понятию комплимент и рассказывает о правилах его произнесения.
    Комплимент — лестное замечание в чей-то адрес, похвала. Ноне грубая лесть и не насмешка. Хвалят внешность, деловые качества, черты характера, но осторожно. При произнесении комплимента желательно придерживаться некоторых правил

    63 1. Смысл. Только один и положительный. Необходимо избегать двойного смысла, стараться не задеть уязвимое место. Без гипербол. Не увлекаться преувеличением, иначе можно назвать заядлого бездельника великим тружеником. Высокое мнение. Если человек убежден, что у него феноменально развито какое-либо качество, то похвала воспринимается как банальность. Без претензий. Не хвалите то, что человек не хотел бы в себе совершенствовать. Без поучений. Похвала констатирует данное качество, а не содержит рекомендации по его улучшению. Без приправ. Нельзя добавлять противоположный комментарий Руки золотые, но язык. Лучше удержаться от ложки дегтя. Лучший комплимент — на фоне антикомплимента себе. Делать комплименты лучше искренне, не забывать о теплой интонации. Начать можно так Как вам удается, Я раньше не знал, что вы, Знаешь литы, что, У тебя, Я слышал, Видно, что ты, Ты всегда, Я любуюсь тобой каждый раз, когда ты, Мне бы хотелось уметь, Где только ты научился, С удовольствием поучилась бы у тебя, Я бы хотел так, как ты...».
    Группа разбивается на пары. Один из партнеров должен сделать другому комплимент. Второй должен поблагодарить ив свою очередь, сказать комплимент партнеру. Допустимы как серьезная, таки шуточная формы комплиментов [15, с. Упражнение «Экстрасенс»
    Цель: развить умения понимания другого человека. Количество участников до 15 человек. Время проведения 30—50 минут. Материальное обеспечение листы бумаги формата А, ручки.
    Проведение
    Педагог предлагает студентам представить, что они обладают экстрасенсорными способностями (умеют читать мысли, чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, те. как он сидит, и т. п.).
    Каждый студент выбирает кого-нибудь из группы, чье состояние и мысли он будет угадывать на протяжении всего занятия. В конце занятия педагог дает 3 минуты для того, чтобы каждый изложил письменно то, о чем думал в процессе наблюдения, какие чувства испытывал тот, за кем наблюдали.
    Затем все садятся вкруг, и каждый студент по очереди рассказывает о мыслях и состоянии того человека, за кем он наблюдал. Тот, чье состояние описывали, делает свои комментарии для того, чтобы подтвердить правильность выводов или опровергнуть экстрасенса. Варианты. Педагог может предложить студентам объединиться в пары и каждому охарактеризовать состояние и мысли партнера. Студент может описать состояние соседа, который не знает, что это относится к нему. Затем члены группы должны определить, оком шла речь [15, с. 18]. Метод Зубы дареного коня»
    Цель: развить способность к эмпатии; получить информацию о том, верно ли воспринимаются желания и потребности индивида другими людьми.
    Количество участников до 15 человек. Время проведения 30—50 минут.
    Проведение
    Каждый студент получает номер.
    Педагог предлагает подарить друг другу подарки, которые действительно помогут студенту измениться, по-настоящему нужны ему и ценны для него. Студенты не ограничены в своей фантазии и способны дать имениннику то, что он хочет...
    Дарение подарков происходит по очереди, начиная с первого номера, и т. д. Для того чтобы подарить подарок, участникам необходимо внимательно посмотреть на этого студента, подумать и ответить наследующие вопросы. Какой жизненный опыту него. Что он познали понял в своей жизни. Что он ценит больше всего на свете. Кого он любит. О чем мечтает. Что же ему очень и очень нужно. Что он хотел бы получить в дар от вас Любые подарки студентом принимаются без критики — независимо оттого, понравились они или нет. Он присматривается к подарку, прислушивается к себе, оценивает необходимость каждого подарка для себя и честно говорит дарящему, насколько он попал в точку со своим подарком. Студент четко аргументирует свое мнение. Если он не желает принимать преподнесенный ему дар, объясняет, стараясь не обижать дарящего, почему он это делает, дает ответ сразу каждому студенту.
    «Дарители» не могут спорить с именинником, даже если они категорически с ним несогласны. После того как каждый из студентов получит свои подарки, педагог просит всех собраться в общий круг для обсуждения следующих вопросов. Кому из студентов удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми именинниками За счет чего это произошло. Какого типа были подарки. Какие подарки оказались самыми удачными. Каков самый оригинальный подарок. Обнаружились ли именинники, принявшие все подарки без исключения (Если да, тоне является ли причиной их всеядности нежелание обидеть дарителей. Всели сумели быть искренними. Какие подарки оказались отвергнутыми и почему. Насколько трудным было отказаться от подарков. Есть ли такие именинники, которые не приняли ни одного подарка Почему. Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались [5, с. Упражнение Я знаю, что тебе приснилось»

    Цель: развить умение участников видеть мир глазами другого, осознавать его устремления, мечты, страхи.
    Количество участников 15—20 человек. Время проведения 30—40 минут. Материальное обеспечение количество карточек одному студенту соответствует количеству присутствующих студентов.
    Проведение
    Вариант Каждому студенту выдается столько карточек, сколько присутствует человек минус одна. Педагог предлагает студентам попытаться проникнуть в мир чужого подсознания и понять его, в течение двух минут молча глядя друг на друга.
    Затем каждый студент на одной стороне карточки подписывает имя участника группы, а на другой — свой ответ на вопрос Что этот человек видит во сне. Таким образом он заполняет карточки для каждого члена группы.
    По окончании этой процедуры карточки складываются на столе педагога вверх той стороной, на которой написано имя студента. Когда все студенты закончат работу, карточки раздаются адресатам.
    Педагог предлагает поднять руки тем, кто обнаружил водной или нескольких карточках правильно угаданные сны. Педагог просит студентов, у которых предположения их товарищей о сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием их снов, все-таки поработать с этими карточками сгруппировать их по темами подумать над тем, что у них получилось.
    Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если в группе найдется хотя бы один студент, в отношении сновидений которого другим студентам удалось добиться точного попадания водном или нескольких случаях, это уже повод для анализа способов такого угадывания. Что подсказало прорицателю снов правильный ответ
    Примечание.Классификация карточек, проводимая студентами по просьбе педагога, позволяет выявить преимущественную тематику снов, приписываемых человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть особенности восприятия этого студента группой.
    Вариант Другой вариант применим тогда, когда педагог заинтересован в привлечении внимания группы к какому-то конкретному студенту с целью акцентирования на его проблемах и их разрешении или просто при необходимости осуществить «поглаживания», поднять его значимость, поддержать. В этом случае всем остальным студентам предлагается нарисовать сны этого студента. Предварительно можно провести беседу, помогающую группе пристроиться к студенту, почувствовать его [5, с. ЛИТЕРАТУРА Азаров, Ю. П Игра и труд / Ю. П. Азаров. — М, 1973.
    2.
    Амонашвили, ША. Личностно-гуманная основа педагогического процесса ША. Амонашвили. — Минск, 1990.
    3.
    Аникеева, Н. П Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М, 1987.

    67 4.
    Анисимов, ОС Развивающие игры и игротехника / ОС. Анисимов. — Новгород, 1989.
    5.
    Берн, Э Игры, в которые играют люди / Э. Берн. — М, 1988.
    6.
    Беспалько, В. П Педагогика и прогрессивные технологии обучения
    / В. П. Беспалько. — М, 1995.
    7.
    Беспалько, В. П Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес- палько. — М, 1989.
    8. Большой толковый психологический словарь в 2 т перс англ. / Артур Ребер. — М, 2001. — Т. 1.
    9.
    Вербицкий, А. А Активное обучение в высшей школе контекстный подход метод. пособие / А. А. Вербицкий. — М, 1991.
    10.
    Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения / А. Б. Воронцов. — М, 1998.
    11.
    Вульфов, Б. З Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках учеб. пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. — М, 1997.
    12.
    Вульфов, Б. З Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. — М, 1995 13.
    Вульфов, Б. З Словарь педагогических ситуаций / Б. З. Вульфов. — М,
    2001.
    14. Гражданское воспитание (из опыта работы школы-семинара Инновационные методы обучения в гражданском образовании пособие для педагогов и психологов / Л. Г. Кирилюк и др. — Минск, 2000.
    15.
    Данилова, НС Социально-психологические тренинги для студентов метод. пособие / НС. Данилова, Н. В. Чурило. — Минск, 2002.
    16.
    Дудченко, В. С Основы инновационной методологии / В. С. Дудчен- ко. — М, 1996.
    17.
    Дьяченко, МИ Психологический словарь-справочник / МИ. Дья- ченко, Л. А. Кандыбович. — Минск, 2001.
    18.
    Емельянов, ЮН Активное социально-психологическое обучение
    / ЮН. Емельянов. — Л, 1985.
    19.
    Загвязинский, В. И. Теория обучения современная интерпретация учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М,
    2001.
    20.
    Залужский, Л. В Подготовка и проведение занятий с использованием активных методов обучения / Л. В. Залужский. — Минск, 1989.
    21. Игры — обучение, тренинг, досуг в 4 кн. / под ред. В. В. Петрусин- ского. — М, 1994.
    22. Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В. В. Ве- личко и др. — е изд, доп. — Минск, 2001.
    23.
    Кашлев, С. С Организация рефлексивной деятельности студентов педагогического вуза / С. С. Кашлев // Выш. шк. — 1998. — № 2. — С. 19—23.
    24.
    Кашлев, С. С Современные технологии педагогического процесса пособие для педагогов / С. С. Кашлев. — Минск, 2002.

    68 25.
    Кларин, МВ Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследований, игры и дискуссии / МВ. Кларин // Анализ зарубежного опыта Рига, 1995.
    26.
    Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Ко- леченко. — СПб., 2001.
    27.
    Копытин, АИ Основы арт-терапии / АИ. Копытин. — СПб., 2000.
    28.
    Копытин, АИ Практикум по арт-терапии / АИ. Копытин. — СПб.,
    2000.
    29.
    Крупенин, А. Л Эффективный учитель практ. психология для педагогов А. Л. Крупенин, ИМ. Крохина. — Ростов н/Д, 1995.
    30.
    Куницына, В. Н. Межличностное общение учеб. для вузов / В. Н. Куни- цына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — СПб., 2002.
    31.
    Ладенко, И. С Философские и психологические проблемы исследования рефлексии / И. С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Новосибирск Ларли, МВ Инновации в мировой педагогике / МВ. Ларли. — Рига,
    1995.
    33.
    Левитес, Д. Г. Практика обучения современные образовательные технологии Д. Г. Левитес. — М, 1998.
    34. Межкультурное образование в школе / В. В. Величко и др. — Минск,
    2001.
    35.
    Мюллер, В Нетрадиционные методики для образования взрослых
    / В. Мюллер, С. Вигман; перс нем. Г. В. Снежинской. — М, 1998.
    36. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Минск, 1998.
    37. Обучаем иначе стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик и др. — Минск, 2003.
    38.
    Окунев, А. А Как учить неуча А. А. Окунев. — СПб., 1996.
    39.
    Пак, В. С Современные методики активизации познавательной деятельности обучаемых / В. С. Пак. — Гомель, 1996.
    40.
    Пидкасистый, ПИ Технология игры в обучении и развитии / ПИ. Пид- касистый, Ж. С. Хайдаров. — М, 1995.
    41. Практическое пособие для руководителей образовательных программ сб. методик. — Минск, 1996.
    42. Работа с текстом сб. ст. / Белорус. гос. унт, Центр проблем развития образования. — Минск, 2003. — Вып. 1.
    43. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / гл. ред. В. В. Давы- дов. — М, 1999. — Т. 2.
    44.
    Селевко, Г. К Современные образовательные технологии / Г. К. Селев- ко. — М, 1998.
    45.
    Сериков, В. В. Личностный подход в образовании концепции и технологии В. В. Сериков. — Волгоград, 1994.
    46.
    Сидоренко, Е. В Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. — СПб., 2002.

    47.
    Сизанов, АН Психологические игры какие мы на работе и дома
    / АН. Сизанов. — Минск, 1995.
    48.
    Сластенин, В. А Педагогика инновационная деятельность / В. А. Сла- стенин, Л. С. Подымова. — М, 1997.
    49. Словарь по социальной педагогике учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М, 2002.
    50.
    Сонин, В. А Психологический практикум задачи, этюды, решения
    / В. А. Сонин. — е изд. — М, 2001.
    51.
    Трофимова, З. П Игра в учебном процессе метод. пособие в 2 ч.
    / З. П. Трофимова и др. — Минск, 1995.
    52.
    Харькин, В. Н. Психолого-педагогические тренинги / В. Н. Харькин, А. Гройсман. — М, 1995.
    53.
    Цімашкова, Л. М. Педагагічныя ўмовы фарміравання камунікатыўнай кампетэнтнасці студэнтаў педагагічнага універсітэта / Л. М. Цімашкова // Вес.
    Беларус. дзярж. пед. унта. — 2000. — № 4. — С. 20—29.
    54.
    Чупракова, Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх / Р. Г. Чупракова. — М, 1991.
    55.
    Шибутани, Т Социальная психология / Т. Шибутани. — Ростов н/Д,
    1998.
    56.
    Шилова, Е. С Использование новых педагогических технологий в обучении студентов факультета педагогики и методики начального обучения
    / Е. С. Шилова // Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы материалы Междунар. науч.-практ. конф в 2 ч. — Мозырь, 2002. — Ч. 2. — С. 195—197.
    57.
    Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — М, 1994.
    58.
    Шмаков, С. А От игры к самовоспитанию сб. игр-коррекций / С. А. Шма- ков, Н. Я. Безбородова. — М, 1993.
    59.
    Щедровицкий, П. Г Введение в мыследеятельностную педагогику
    / П. Г. Щедровицкий. — Кемерово, 1990.
    60.
    Эльконин, В. Д Психология игры / В. Д. Эльконин. — М, 1986.
    ГЛАВА 2. АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРОТЕХНИКИ
    В последние годы термин образование получил более расширенное содержание, и образовательный процесс стал рассматриваться как триединый, характеризующийся усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием личности и развитием умственных и физических качеств. Вместе стем существенно изменилось и представление о характере взаимодействия участников образовательного процесса. Традиционные субъектно-объектные отношения (преподаватель S
    → студент О) изменились на субъект-субъектные (S
    → S). Роль педагога сугубо как транслятора знаний и роль обучаемого как пассивного слушателя на сцене педагогического взаимодействия более неадекватны современной социальной ситуации [57]. Педагог создает необходимые условия для активности обучаемого, направляет ее, контролирует и вместе стем способствует саморазвитию обучаемого. По мнению американского психолога А. Маслоу, образование — это процесс воспитания характера, формирования личности.
    Идеи А. Маслоу согласуются с основными принципами обучения в частности, в высшей школе ориентированность на развитие личности специалиста соответствие содержания образовательным, современными прогнозируемым тенденциям развития науки оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса активность и сознательность наглядность проблемность единство образовательных, развивающих, воспитательных функций обучения.
    Являясь творческим участником педагогического процесса, рано или поздно любой преподаватель задается одним из основных вопросов педагогики Как преподавать, за которым стоит, по сути, определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения.
    Данная глава знакомит с арт-педагогическими игротехниками, реализующими принцип субъект-субъектного взаимодействия и способными стимулировать творческую активность участников педагогического процесса. Материал позволит обогатить арсенал педагогических приемов организации учебной деятельности, раскрыть личностный потенциал его участников.
    Глава ориентирована на преподавателей, ищущих новые формы подачи учебного материала, на тех, кто открыт экспериментами инно- вациям.
    Предлагается расширенный список литературы, который не только содержит источники, использовавшиеся при подготовке главы, но и позволяет более углубленно работать над проблемой применения арт-педагогических и интерактивных технологий в учебно-воспита- тельном процессе.
    Понятие арт-педагогических игротехник
    Сравнительно недавно в нашей стране стал использоваться термин
    «арт-педагогика» и начало развиваться арт-педагогическое направление, которое вытекает из теории и практики арт-терапии. В образовательной практике его смысл заключается в обучении и воспитании посредством художественного творчества. В определенном смысле арт- педагогика противопоставлена технократическим средствам обра- зования.
    А. Маслоу, которого мы упоминали ранее, говорило том, что образование посредством искусства значимо для появления лучших людей (открытых, творческих, актуализированных, так как ориентировано на гуманистические цели Объем главы не позволяет подробно рассматривать основы использования арт-терапевтических средств в педагогике, но ключевым положением можно считать следующее арт-техники обращены к сильным сторонам личности и обладают свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека [27].
    Арт-педагогические игротехники можно определить как игровые приемы обучения с использованием средств художественной выразительности. Игра способна создать условия для оптимального проявления и всемерного развития личности участников педагогического процесса. Изобразительная деятельность, в свою очередь, является мощным средством сближения людей, развития креативности, преодоления пассивности, а также вызывает положительные эмоции, создающие необходимый фон для успешного усвоения знаний. Использование арт-техник в образовании позволяет решать следующие задачи

    72 1. Диагностика Арт-педагогические игротехники позволяют получить сведения о развитии обучаемого, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие. В процессе работы легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение каждого члена группы. Воспитание Участники учатся корректному общению, бережным отношениям со сверстниками. Данный способ построения занятий обеспечивает усвоение этики поведения. Вместе стем происходит более глубокое понимание себя, собственного внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний. Развитие Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый участник переживает успех в той или иной деятельности. Развивается чувство собственного достоинства, самоуважения. Коррекция Рабочая атмосфера позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний. Также групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений.
    Применение арт-педагогических игротехник наиболее адекватно в ситуациях, предполагающих формирование целенаправленной межличностной коммуникации активизацию мыслительных процессов эмоциональную регуляцию учебной деятельности творческую активность.
    Особенности использования арт-педагогических игротехник
    Использование арт-педагогических игротехник возможно практически при любой форме проведения занятий (лекция, семинар, практическое занятие и т. д) при условии соблюдения следующих требований. Соответствие выбранных игротехник половозрастным особенностям участников педагогического процесса. Соответствие специфике педагогической ситуации. Соответствие поставленным целями задачам развития участников педагогического процесса. Сообразность индивидуальности педагога стилю взаимодействия с обучаемыми.
    Как показала практика, использование арт-педагогических игро- техник наиболее успешно при коллективной форме организации занятия, где пространственное расположение участников соответствует представленной ниже схеме (рис. При организации учебного пространства обозначенным выше способом создаются условия активного взаимодействия, и не происходит противопоставления преподавателя группе.
    В заключение отметим некоторые трудности использования арт- педагогических игротехник. Взрослому человеку, не развивавшему целенаправленно художественные способности, довольно трудно преодолеть сопротивление, связанное с необходимостью нечто изобразить. За этим сопротивлением кроется следующая проблема художественное творчество, точнее его продукт, принято рассматривать как эстетическую, культурную ценность (этот стереотип закреплен в сознании. Для арт-педагогических игротехник эстетическая составляющая не является доминирующей, к работе не предъявляются эстетические стандарты (композиция, экспрессивность и т. д. Вышесказанное предварительно требуется донести до участников образовательного процесса. Большинство технологий и упражнений, которые вошли в эту главу, были апробированы на семинарах по педагогическими арт-педаго- гическим игротехникам в Республиканском институте высшей школы, что и сделало возможным рекомендовать их использование в других учебных заведениях республики.
    Рис. 3. Схема размещения участников занятия — преподаватель
    — студент

    74
    § 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГРОТЕХНИК НА ЭТАПЕ ЗНАКОМСТВА И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
    Любая образовательная ситуация начинается с этапа вхождения в коммуникацию. В реальной образовательной практике у преподавателя не хватает времени, а зачастую и осознания необходимости уделять внимание организации знакомства, определению общих целей и принципов работы учебной группы, оптимизации психологической атмосферы. Прекрасной иллюстрацией ко всей идее данного этапа является образ айсберга. Его видимая часть — содержание учебного процесса, методика преподавания, цели и задачи, которые ставит и решает педагог. Под водой, вне зоны внимания преподавателя, часто остается эмоциональная сфера ожидания и опасения, симпатии и антипатии, неуверенность и страхи. Мы предлагаем арт-педагогические игротехники, которые решают задачи организации знакомства, само- презентации, создания той психологической атмосферы, которая способствует наиболее эффективному решению учебных задач.
    КОПИЛКА МЕТОДОВ И УПРАЖНЕНИЙ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


    написать администратору сайта