Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение Эльфы, волшебники и великаны»

  • Количество участников не ограничено.Время проведения

  • Упражнение «Превращения»

  • Метод Скульптурные композиции»

  • Количество участников до 25 человек.Время проведения 30—60 минут.Материальное обеспечение сюжетные предметы.Проведение

  • Метод «Коллажи»

  • Материальное обеспечение листы бумаги и картона большого формата, все необходимое для рисования, ножницы, иллюстрированные журналы, клей — каждой малой группе.Проведение

  • Цель

  • Количество участников до 25 человек.Время проведения 30—60 минут.Материальное обеспечение карандаши, бланки с утверждениями каждому участнику.Проведение

  • Упражнение Скованные одной цепью»

  • Количество участников

  • Протокол Под общей редакцией Л. С. Кожуховской isbn 9789854767291


    Скачать 0.67 Mb.
    НазваниеПротокол Под общей редакцией Л. С. Кожуховской isbn 9789854767291
    Дата25.06.2022
    Размер0.67 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf
    ТипПротокол
    #614552
    страница9 из 19
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19
    Количество участников не ограничено.
    Время проведения 10—15 минут.
    Проведение
    Участники становятся в затылок друг другу. Каждый держит за талию стоящего впереди. Теперь голова дракона, те. участники, стоящие впереди, должна поймать собственный хвост (последних. Участники, стоящие в середине, должны крепко держаться друг за друга, чтобы дракон не развалился. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона они тоже должны активно двигаться.
    Упражнение Эльфы, волшебники и великаны»
    Количество участников не ограничено.
    Время проведения 10—15 минут.
    Проведение
    Игра построена на тех же основах, что и игра в кости или вытягивание жребия здесь действуют три силы, борьба которых определяет исход игры. Эльф очаровывает волшебника, волшебник заколдовывает великана, великан, наконец, ловит эльфа.
    Участники разделяются на две равночисленные группы и становятся друг против друга на расстоянии около одного метра. Все хором считают Раз, два, три, и каждая группа сразу входит в свою роль, о которой заранее договорились. Это значит, что эльфы приседают (делаются маленькими) и хихикают тонкими голосами, волшебники взмахивают руками, мечут воображаемые молнии и произносят заклинания, вроде «абракадабpa!», а великаны расправляют плечи и грозно рычат. Если окажется, что эльфы стоят прямо против великанов, то эльфы быстро поворачиваются кругом и убегают от великанов. Достигнув заранее условленного места или линии, они считаются спасшимися. Если волшебники сталкиваются с великанами, то волшебники должны не только постараться заколдовать великанов, ударяя в них молниями, но и поймать их, прежде чем великаны убегут за спасительную линию. Наконец, если эльфы сталкиваются с волшебниками, у последних почти нет шансов и они будут очарованы эльфами. Они убегают, но скорее всего, будут пойманы ловкими эльфами. Пойманные не выходят из игры, а образуют свою группу, и потому в конце игры может оказаться, что все стали членами одной большой семьи, например, великанов [38, с. Упражнение «Зеркало»

    Количество участников не ограничено.
    Время проведения 15—20 минут.
    Проведение
    Преподаватель предлагает следующую инструкцию Сейчас вам предстоит выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре 1) пришиваем пуговицу 2) собираемся в дорогу 3) печем пирог 4) выступаем в цирке. Особенность этих заданий в том, что каждое из них выбудете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, те. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Участники разбиваются на пары и приступают к выполнению заданий. Все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях в роли исполнителя ив роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников суммируются и каждый узнает об успешности своей работы в роли зеркала.
    Упражнение «Превращения»
    Количество участников не ограничено.
    Время проведения 15—20 минут.
    Проведение
    Преподаватель объясняет суть игры В руках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже ненужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями, имитируя действия с ним. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги — зеркалом, носовой платок — листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это — без единого слова. Итак, искусство пантомимы. Ведущий берет в руки некоторый предмет. В его руках он превращается в нечто совсем другое. После манипуляций ведущего, когда всем становится ясно, во что же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника
    к другому и постоянно меняет свою сущность. И все это — без единого слова. Итак, ведущий выбирает предмет и начинает его превращать. Он передает его по кругу так, чтобы волшебниками стали все. Обратите внимание на то, чтобы ваша пантомима была понятна и интересна 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    Коммуникативный компонент имеет огромное значение для качественной организации познавательной деятельности учащихся. Ключевую роль общения (наряду с совместной деятельностью) подчеркивали многие исследователи. Отметим, что общение в педагогическом процессе не сводится к передаче знаний, а выполняет гораздо более широкий спектр функций, среди которых — создание благоприятной атмосферы в группе, эмоционально-позитивное воздействие, развитие внутренней мотивации к обучению, формирование способности к сопереживанию. Вместе стем, умение управлять сотрудничеством и конструктивными взаимоотношениями в коллективе является одним из показателей педагогического мастерства преподавателя [24]. Проблемой педагогического общения зачастую является то, что иногда преподаватели, устанавливая продуктивный контакт со студентами, к сожалению, упускают значение позитивных отношений в студенческом коллективе, попросту не считая их организацию собственной задачей. По мнению С. С. Кашлева, качество учебно-воспитательной работы значительно возрастет при умении преподавателя грамотно организовать взаимодействие студентов не только в аудитории, но и за ее пределами [20].
    Арт-педагогические технологии чрезвычайно перспективны для формирования навыков коммуникации, без которых невозможно проведение групповых форм работы. Более того, только эти технологии способны вырабатывать навыки и умения в сфере невербальной коммуникации. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующие упражнения по организации общения в коллективе, прошедшие апробацию во многих студенческих аудиториях
    КОПИЛКА МЕТОДОВ И УПРАЖНЕНИЙ
    Метод Скульптурные композиции»
    Цель:пластическое самовыражение развитие навыков невербальной коммуникации.
    Количество участников до 30 человек.
    Время проведения 20—40 минут.
    Проведение
    Участники разбиваются на малые группы. П заданному ключевому слову или самостоятельно выбранному разделу (аспекту) темы участники создают живую картину — памятник, статую.
    Когда все группы выполнят это задание, участников просят запомнить свое положение в композиции, позу, жест. Затем все расходятся.
    Все участники собираются вместе. Одна из групп в течение нескольких минут показывает свою композицию, остальные смотрят. Скульптурную композицию демонстрирует вторая группа, и т. д.
    Примечание. Невербальная коммуникация особенно полезна тем группам, где языковое общение затруднено (например, в силу многонационального и многоязыкового состава группы. Возможность самовыражения получают не только участники, уверенные в своих языковых и речевых способностях. Часто сразу же после этой игры заметно оживляется и вербальная коммуникация.
    Варианты
    1. Малые группы получают задание создать статую без предварительного обсуждения кто-то один принимает определенную позу, за ним — другой, итак далее, пока все не образуют многофигурную композицию. После того как группа придумала свою композицию, участники обмениваются мнениями о том, что она означает или какие чувства вызывает в каждом из них. Группам даются разные темы или ключевые слова. Когда одна группа показывает свою композицию, все остальные угадывают ее смысл. Последовательно представляются композиции противоположного содержания (например, Отчаяние — Счастье, Угнетение —
    «Свобода»).
    Композиции не демонстрируются всем участникам, а создаются только для малой группы [38, с. 21].
    Метод «Натюрморты»
    Цель: наглядное представление точек зрения группы по одной те- ме.
    Количество участников до 25 человек.
    Время проведения 30—60 минут.
    Материальное обеспечение сюжетные предметы.
    Проведение
    Участники садятся вкруг. Преподаватель ставит или кладет в середину круга хорошо видимый предмет яблоко, тетрадь, стакан и т. д. Каждый участник держит в руке свой предмет — кольцо, ручку, часы и т. п.
    Преподаватель задает вопрос по теме (например, Насколько важна наша тема для вашей профессиональной деятельности. Участники помещают свой предмет близко (очень важна) или далеко (не очень важна) от предмета, находящегося в центре, в соответствии со своим мнением поэтому вопросу. Все, не спеша, изучают создавшийся натюрморт. Желающие высказываются, объясняют свое отношение, другие, пожеланию, задают вопросы. Преподаватель переходит к следующему вопросу (хорошо давать в виде вопросов незаконченные предложения Насколько, В какой мере. Альтернативные вопросы для этой игры не подходят.)
    Примечания. 1. При использовании этого метода распределение мнений в группе проводится без дискуссии. Благодаря таким натюрмортам выявляются аутсайдеры. Причем разбор их личности или их трудностей не требуется, достаточно рассмотреть их отношение к теме. Важным условием для этого метода является наличие доверительной атмосферы, поскольку каждый участник должен показать себя».
    Варианты
    1. Для предварительной оценки результатов все проработанные до этого времени темы или вопросы работы семинара пишутся на карточках, которые раскладываются на стульях или на полу. Каждый участник кладет рядом с карточкой, содержание которой считает лично для себя особенно существенным, свой личный предмет. Потом желающие могут дать обоснование своей оценки вопроса. Вместо помещения личных предметов на определенном расстоянии от предмета, находящегося в центре, участники сами подходят к нему ближе или отходят от него на такое расстояние, которое кажется им соответствующим их отношению. Они могут выразить свое
    отношение также каким-либо жестом или позой, мимикой например, скептически скрестить руки на груди, отвернуться, пожать плечами, и т. д.
    Метод «Коллажи»
    Цель: развитие эмоциональной сферы и навыков невербальной коммуникации.
    Количество участников без ограничений.
    Время проведения 45—90 минут.
    Материальное обеспечение листы бумаги и картона большого формата, все необходимое для рисования, ножницы, иллюстрированные журналы, клей — каждой малой группе.
    Проведение
    Участники разбиваются на малые группы. Разойдясь по отдельным помещениям для работы, они получают листы бумаги или картона большого формата, все необходимое для рисования, ножницы, иллюстрированные журналы, клей.
    Участники подбирают материал по заранее заданной теме фотографии, картинки, заголовки.
    Не обсуждая с другими, каждый участник вырезает из материалов то, что ему кажется соответствующим теме. Через 30—40 минут поиск материала заканчивается. Малые группы сообща рассматривают весь материал.
    Группа совместно располагает иллюстрации на листе так, как они затем будут наклеены. Они не наклеиваются сразу же, так как позже не будет возможности внести какие-то изменения в коллаж.
    Оформление коллажа может происходить в молчании каждый руководствуется только своими идеями, кладет на определенное место ту или иную иллюстрацию, заимствует что-то из идей других членов группы. Или, напротив, группа обсуждает свою тему и различные возможности ее наглядного представления.
    При этом может случиться, что появятся точные представления о том, какой именно иллюстрации не хватает или какая иллюстрация могла бы лучше отразить задуманное. В таком случае отдельные участники могут дополнительно обратиться к материалу и поискать необходимые иллюстрации.
    Только когда все члены группы довольны результатом, иллюстрации приклеиваются на плакат.
    Готовые коллажи вывешиваются в помещении для занятий
    Для оценки проделанной работы все участники обходят плакаты один за другим. Они перечисляют то, что видят на коллажах. При этом авторам коллажей можно задавать вопросы, обсуждаются также моменты сходства и различия разных коллажей, важнейшие содержательные аспекты по теме.
    Если помещение позволяет, коллажи остаются на стене до окончания работы семинара.
    Примечания: 1. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — коллажами можно выразить многие вопросы, связанные с темой, причем и те, которые трудно сформулировать входе дискуссий. Коллективное творчество — хорошая школа при работе над темой семинара, оно также способствует сплочению группы.
    Варианты
    1. Идеальные картины, например, семьи, досуга, профессиональной жизни, противопоставляются реалистическим. Группа выбирает определенный цвет, и для коллажа используются материалы только этого цвета. Это ограничивает возможности выбора, нов итоге создает сильный эффект [38, с. Метод «Слово-импульс»

    Цель: развить ассоциативное мышление.
    Количество участников до 25 человек.
    Время проведения 30—60 минут.
    Материальное обеспечение листы бумаги большого формата, фломастеры для каждого участника, листы бумаги большого формата для каждой малой группы.
    Проведение
    Каждый участник пишет в центре своего листа заданное преподавателем слово-импульс, связанное с определенной темой.
    Затем участники пишут вокруг этого слова все идеи, которые, на их взгляд, связаны с ним, располагая записи как лучи, идущие от центра. При этом классификация или иное упорядочивание идей не производится, задача состоит в том, чтобы набрать как можно большее количество ассоциаций.
    После этого участники подчеркивают 1—3 идеи, которые представляются им наиболее важными.
    Начинается общее обсуждение, каждый участник зачитывает подчеркнутые им слова. Преподаватель записывает их на отдельном общем листе-плакате.
    После того как всеми участниками будут названы важнейшие ассоциации, возникшие в связи со словом-импульсом, группа проводит дискуссию по основным аспектам ассоциаций.
    Примечание. Ассоциации никак не комментируются. Реакции типа Это совсем не из нашей области подавляют фантазию участников. Напротив, такой вопрос, как В чем, по вашему, выражается связь этой ассоциации с нашей темой способствует появлению новых идей.
    Принципиально важно появление любой идеи оправдано и заслуживает внимания.
    Варианты
    1. Вместо индивидуальной работы сбор идей ведется в малых группах. Не обмениваясь своими соображениями, участники записывают на общем большом листе все, что, по их мнению, связано со словом- импульсом. Записи одних участников группы будут давать стимулы другим. Важно при этом не пытаться найти ответ на какой-то вопроса развивать собственные идеи. Ноне допускается прямое влияние на ход мыслей других членов группы (например, нельзя зачеркивать написанное другими, обозначать зависимости и связи и т. п. В заключение полученная картина ассоциаций обсуждается группой, которая совместно выбирает пять наиболее значимых идей для дальнейшего представления их на общем обсуждении. Вместо обсуждения отдельных идей в малой группе или на общем собрании устраивается выставка плаката. Все участники осматривают вывешенные в аудитории плакаты и изучают представленные на них идеи, связанные с темой. Ассоциации взаимодействуют друг с другом, как при игре в домино один участник записывает свою идею, другой реагирует на нее и записывает свою, третий реагирует на эту идею и записывает далее свою, и т. д. Записи делаются по очереди.
    Метод «Коммуникация»
    Цель: диагностика компетентности в общении.
    Количество участников до 25 человек.
    Время проведения 30—60 минут.
    Материальное обеспечение карандаши, бланки с утверждениями каждому участнику.
    Проведение
    Внимательно прочитайте 10 предложений-утверждений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное по отношению к самому себе. Записывайте на своем листке порядковый номер предложений. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте в этом пункте цифру 1. Если неверным или преимущественно неверным цифру 0. Прекрасно. Подсчитайте теперь сумму проставленных вами чисел. Получилось число от 0 до 10. Это число может косвенно характеризовать вашу компетентность в области общения. Можете сравнить полученные показатели и определить самого искусного коммуникатора. Утверждения. Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
    3. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем есть на самом деле. В компании я часто оказываюсь в центре внимания. В разных ситуациях ив общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
    6. Я могу отстаивать не только тов чем я искренне убежден.
    7. Чтобы преуспеть в делах ив отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Яне всегда такой, каким кажусь. Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
    Упражнение Скованные одной цепью»
    Цель: оптимизация психологического климата в группе. Упражнение способствует расслаблению после напряженной групповой работы, приобретению навыков корпорации, а также повышению уровня активности группы.
    Количество участников 10—15 человек. В многочисленных группах возможно деление на подгруппы для выполнения задания.
    Время проведения 30—60 минут.
    Проведение
    Ведущий предлагает группе встать в одну линию плечом к плечу и щиколоткой к щиколотке. Для выполнения упражнения группа должна сконцентрироваться. Задача заключается в том, чтобы пройти
    некоторое расстояние, не разрывая контакта щиколоток. Задача считается решенной, если группа преодолела положенное расстояние, выполнив все условия.
    Примечание.По окончании упражнения команда подводит итоги. Обсуждаются стратегии выполнения задания, анализируется специфика взаимо- действия.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19


    написать администратору сайта