Психологический
Скачать 1.96 Mb.
|
часть Упражнение 1. «Герб и девиз» Цель – активизация актуальных целей, развитие ассоциативного мышления. Продолжительность выполнения – 15 мин. Оснащение: листы чистой бумаги, карандаши и ручки. Инструкция: «Вообразите, что вы – потомок древнего рода. У вас есть свой герб и девиз. Придумайте и изобразите их. На гербе могут быть изображены традиции рода, личные достижения, актуаль- ные цели». Ориентируясь на изображенное, участники представ- ляются друг другу. Шеринг: 1. Какие трудности возникли? 2. Было ли сложно презентовать герб и девиз? 3. Чье представление вас особенно заинтересовало? 4. Представьте, что вы находитесь в чужой группе. Какие слож- ности у вас возникли бы? 198 Упражнение 2. «Знакомство в парах» Цель – развитие умений самопрезентации, формулирования от- крытых вопросов. Продолжительность выполнения – 20 мин. Инструкция. Участники сидят в общем круге. После первого при- ветствия все встают и перемещаются по комнате. После специального сигнала все останавливаются и каждый общается в течение 7 мин с тем человеком, который оказался ближе всего. Действие продолжа- ется до тех пор, пока все не перезнакомятся. В общем круге называет- ся только имя участника. Шеринг. Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения? Упражнение 3. «Имя» Цель – развитие навыков самопрезентации через образы. Продолжительность выполнения – 15 мин. Оснащение: листы чистой бумаги и карандаши. Инструкция. Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «По- думайте, каким именем вы хотели бы, чтобы вас называли в этом кру- ге. Вслушайтесь в его звучание и нарисуйте свои ассоциации». Затем участники представляются, демонстрируют свои рисунки и рассказы- вают о предъявленном имени. Упражнение 4. «Любимый герой» Цель – развитие навыков идентификации, выделение важных профессиональных и личностных качеств. Продолжительность выполнения – 30 мин. Оснащение: бейджи, бумага, маркеры, карандаши. Инструкция. Каждый участник вспоминает своего самого лю- бимого героя из фильма, сказки, спектакля, телепередачи и т. п. Он пишет имя своего героя на бейдже, чтобы окружающие могли его прочитать и понять, о ком идет речь, а также указывает источник, из которого этот герой взят. Далее участники по очереди рассказывают о герое (почему именно он их привлекает, какие качества больше все- го нравятся в нем и какие, может быть, не нравятся). На каждого уча- стника отводится в среднем 2 мин. 199 Упражнение 5. «Сам о себе» Цель – развитие способности к целеполаганию, определение ие- рархии ценностей. Продолжительность выполнения – 20 мин. Оснащение: листы чистой бумаги и карандаши. Инструкция. Каждому участнику предлагается выполнить рису- нок, отражающий его жизнь в семье. Можно нарисовать друзей, увле- чения и составить маленький рассказ на тему «Сам о себе». Упражнение 6. «Свет мой, зеркальце» Цель – развитие навыков определения социальных ролей и роле- вого поведения, умения идентифицировать себя с ролью. Продолжительность выполнения – 20 мин. Инструкция. Ведущий предлагает вспомнить строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина: Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Кто на свете всех милее, Всех румяней и белее? При помощи волшебного зеркальца царица получала информа- цию о себе. Участникам группы предоставляется время подумать и дать 10 ответов на вопрос «Кто я?». Упражнение 7. «В детстве я хотел быть…» Цель – развитие способности к целеполаганию, навыков аргу- ментации. Продолжительность выполнения – 20 мин. Оснащение: карточки и ручки. Инструкция. Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать анонимно на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемеши- вает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен вжиться в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предпо- ложить, изменилось ли это желание сейчас, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему. Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы. 200 Упражнение 8. «Самопрезентация» Цель – развитие навыков активного слушания, умения задавать вопросы. Продолжительность выполнения – 20 мин. Инструкция. Ведущий просит участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, сколько о своих лич- ностных качествах. Задача может быть уточнена. Например, участни- кам нужно назвать пять наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах. Шеринг: 1. Каково ваше главное достоинство? 2. Есть ли у вас слабости? Можете ли вы их назвать? Упражнение 9. «Правила работы в группе» Цель – развитие коммуникативного навыка Я-высказывания, вы- работка правил работы в группе. Продолжительность выполнения – 20 мин. Инструкция. Ведущий объясняет участникам основные принци- пы и особенности тренинговой формы работы. Затем они приступают к обсуждению правил работы в группе. Основные правила работы в группе: 1. Персонификация обращения и высказывания («Я предлагаю…», «Я думаю…»). 2. «Здесь и теперь». 3. Установление обратной связи. 4. Недопустимость непосредственных оценок человека (оцени- вать можно действия человека). 5. Конфиденциальность. 6. Правило «стоп». Упражнение 10. «Сказочный герой» Цель – развитие умения выделять свои сильные и слабые стороны. Продолжительность выполнения – 20 мин. 1 - й в а р и а н т Инструкция. Участники сидят в общем круге. Ведущий говорит: «Подумайте, какой из вымышленных (сказочных) героев больше дру- гих напоминает вам вас. Для этого вспомните сказки, мультфильмы, которые вы читали или видели в детстве; книги, фильмы и сериалы, 201 которые вы читаете или смотрите сейчас. А теперь припомните того героя, который является вашим антиподом (т. е. вашей противопо- ложностью). Озвучьте (представьте) свой выбор». 2 - й в а р и а н т Инструкция. Участники делятся на 2–3 микрогруппы. Члены каждой микрогруппы придумывают ситуацию, в которой оказались их герои (едут в одном купе поезда, встречают Новый год в одной компании и т. д.), и по очереди разыгрывают свои ситуации. В первый раз они играют, находясь в образах похожих на них героев, а во вто- рой – в образах героев, противоположных им. 3 - й в а р и а н т Инструкция. Участникам раздаются карточки с именами сказоч- ных героев. Они объединяются в микрогруппы по 2–3 человека, при- думывают ситуацию, в которой находятся их герои, и представляют ее в группе. Шеринг: 1. Чем может обогатить вас новая роль? 2. Насколько часто в реальной жизни вы используете возможно- сти других ролей? 3. Какие черты героя, которого вы играли, вам присущи? 4. Какие трудности возникли в микрогруппе при выполнении за- дания? Упражнение 11. «Пусть встанут те…» Цель – развитие наблюдательности. Продолжительность выполнения – 10 мин. Инструкция. Участники сидят в общем круге. Ведущий убирает свой стул и стоя дает инструкцию: «Сейчас я скажу: “Пусть встанут те…” – и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг, кто любит себя, у кого красивые глаза и т. п.). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. По- скольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он-то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…». Упражнение 12. «Найди пару» Цель – развитие наблюдательности, навыков передачи информа- ции невербальным способом. Продолжительность выполнения – 15 мин. 202 Оснащение: карточки с названиями животных. Инструкция. Участники сидят в общем круге. Ведущий обраща- ется к ним: «Сейчас я раздам вам карточки с названиями животных. Вы должны прочитать их, не показывая никому. После чего вы все по команде встаете и начинаете изображать это животное. Пользоваться можно только невербальными способами. Все названия на карточках повторяются дважды, поэтому каждое животное будет изображаться двумя участниками. Ваша задача – найти свою пару и встать рядом, ничего не обсуждая. Затем я подойду к каждой паре и задам вопрос: “Кто вы?”». Упражнение 13. «Передай эмоцию» Цель – развитие восприятия, навыков передачи информации не- вербальным способом, интерпретации полученной информации. Продолжительность выполнения – 30 мин. Инструкция: «Сейчас мы с вами выберем главного участника, который задумает какую-нибудь эмоцию, после чего все закроют гла- за. Главный участник дотронется до своего соседа, тот откроет глаза и больше не будет их закрывать до конца игры. Главный участник должен невербальными средствами изобразить задуманную эмоцию, и когда сосед поймет, что это за эмоция, он дотронется до следующе- го участника, чтобы “передать” ему ту же эмоцию, но своими мето- дами». Игра продолжается в полном молчании и в быстром темпе. По завершении круга все участники, начиная с последнего, рассказыва- ют, какую эмоцию они «получили» и «передали». Упражнение 14. «Сказочный герой-2» Цель – развитие умения идентифицировать себя с героем, навы- ков ролевого поведения, умения аргументировать. Продолжительность выполнения – 30 мин. Оснащение: 20 карточек с названиями ролей – сказочных персона- жей обоих полов (Баба-Яга, Настенька, Иван-дурак, Змей-Горыныч и др.). Инструкция. Выбирается главный игрок. Раскладываются кар- точки, и каждый выбирает ту роль, которая лучше всего, с его точки зрения, отражает характер главного игрока. Сам он тоже делает свой выбор. После этого все озвучивают роли и объясняют свое видение. То же самое проделывается еще с несколькими игроками. Эта группа игро- ков придумывает ситуацию, в которой оказались их герои, и разыгрыва- 203 ют ее. Если видение своей роли у игрока не совпало с видением его чу- жими глазами, то он должен в одной роли совместить два начала. Шеринг: 1. Насколько ваша Я-концепция совпадает с представлениями других о вас? 2. Как вас обогатила обратная связь (мнения других участников)? Упражнение 15. «Игрушки» Цель – развитие коммуникативных навыков, умения описывать важные характеристики животных. Продолжительность выполнения – 20 мин. Оснащение: игрушки. Инструкция. Участники выбирают себе по одной игрушке. Пред- ставляясь от ее лица (например, «Я – плюшевая рыжая лисичка»), они рассказывают о себе, вступают в контакт с другими игрушками. Упражнение 16. «Хвасталки» Цель – развитие навыков саморефлексии достижений. Продолжительность выполнения – 30 мин. Инструкция: «Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы успеш- ны. Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое про- изошло за последнее время, при этом не имеет значения, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1–2 мин. Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, на- сколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажете об успехе, отвечает: “Я рад за тебя!”». Шеринг: 1. Легко ли было говорить о своих успехах? 2. Узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь? 3. Легко ли было радоваться вместе с другими? 4. Как вы чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях? Упражнение 17. «Зоопарк» Цель – расширение диапазона ролевого поведения. Продолжительность выполнения – 15 мин. Инструкция: «Подумайте, на какое животное вы больше всего похожи по манере своего поведения. Изобразите это животное. А те- 204 перь назовите антипод вашего животного. Изобразите его. Невербально пообщайтесь с другими, используя не свойственные вам манеры». Шеринг. Какую сферу своей жизни вы могли бы обогатить но- вой ролью? Упражнение 18. «Крокодил» Цель – развитие наблюдательности, навыков активного слушания. Продолжительность выполнения – 20 мин. Инструкция. Участники делятся на две микрогруппы, каждая из которых загадывает слово. Затем в первую группу вызывается один участник из второй группы. Его задача – невербальными методами донести до ее членов это слово. После того, как слово отгадано, во вторую группу вызывается участник из первой. На следующем этапе можно попробовать отгадывать абстрактные слова, пословицы, цвета, названия картин и т. д. Шеринг: 1. Кому удалось лучше выразить себя и что ему в этом помогало? 2. Что мешает остальным быть яркими и раскрепощенными? Упражнение 19. «Кто это?» Цель – развитие восприятия, наблюдательности. Продолжительность выполнения – 50 мин. Оснащение: листы чистой бумаги и ручки. Инструкция. Ведущий раздает участникам по листку бумаги и просит каждого написать о себе четыре вещи, о которых немногие знают, например: 1. У меня есть собака и попугай. 2. Я люблю играть в шахматы. 3. Я очень хочу купить компьютер. 4. Я собираюсь стать агрономом. Участники подписывают эти листочки и сдают их ведущему. После этого он раздает всем чистые листы, пронумерованные по ко- личеству людей в группе, и по порядку зачитывает то, что каждый написал, а затем спрашивает: «Кто это?» Каждый должен написать свое предположение. В конце ведущий говорит правильные ответы, и выигрывает тот, у кого их больше. 205 Деловая игра «Открытие фирмы» Цель – развитие организаторских, коммуникативных способно- стей, умения презентовать рекламируемый товар, деятельность фирмы. Продолжительность выполнения – 2 ч. Оснащение: бумага, краски, фломастеры, клей, жетоны трех цветов для работы жюри, конверты с заданиями, призы для награжде- ния участников. Этапы проведения игры: 1. Подготовительный этап (знакомство с профессиями рыночной экономики). 2. Вступительное слово ведущего (ознакомление с целью и хо- дом игры). 3. Работа «филиалов фирмы». 4. Реклама «филиалов» (представление групп). 5. Предвыборная кампания «исполнительного директора фирмы». 6. Подведение итогов, награждение победителей. Подготовительный этап. За несколько дней до игры на одном из занятий учащихся знакомят с новыми профессиями рыночной эко- номики. Им выдается также список наиболее распространенных про- фессий. Участники игры выбирают себе одну профессию (в соответ- ствии со своими предпочтениями) для более глубокого самостоятель- ного знакомства, чтобы потом на игре представить ее по следующей схеме: 1. Чем занимается специалист данной профессии? 2. Какие знания и образование ему необходимы? 3. Какие профессионально важные качества требуются ему для успешной работы? 4. Где он может работать? В этом участникам игры могут помочь заранее составленные карточки с краткой характеристикой профессий. Вступительное слово ведущего. Игра начинается со вступитель- ного слова ведущего, который вводит участников в игровую ситуа- цию и знакомит с условиями игры. Примерный текст вводного слова: «Дорогие друзья, сообщаем интересную для вас информацию. Все- мирно известная фирма по рекламе “Арго” расширяется. Аналитики по маркетингу, изучив ситуацию в конкурирующих фирмах, состави- ли долгосрочный проект по открытию филиалов в разных странах. 206 Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение ва- кантных должностей специалистов для работы во вновь открываю- щихся филиалах. Президент фирмы – деловой, энергичный человек, для него работа, бизнес – превыше всего, он не теряет понапрасну ни минуты времени. И для работы в фирме требуются творческие, ини- циативные, квалифицированные специалисты, способные обеспечить процветание фирмы. Это менеджеры, коммивояжеры, агенты по рек- ламе, маркетологи, фотомодели, секретари-референты, специалисты в сфере компьютерных технологий и др. Вы все хотите устроиться на работу в эту фирму. У нас будут работать комиссии по приему на рабо- ту (куда будете входить и вы). Составьте для себя легенду и, устра- иваясь на работу, расскажите, почему вы хотите работать в этой фир- ме, где вы работали ранее, что вы умеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересовать фирму. Постарай- тесь убедить членов комиссии в ценности для фирмы вашей кандида- туры. Для работы мы разобьемся на группы (филиалы фирмы). Глава фирмы хочет в деле проверить способности потенциальных сотруд- ников. Каждая команда должна будет выполнить несколько заданий: 1) подготовить проект создания филиала (придумать его назва- ние, основной принцип работы или девиз); 2) разработать рекламу отечественных товаров (каких – покажет жребий), максимально проявляя свое творчество. Это может быть про- дукт в виде рекламного ролика, театрализованного представления, сказ- ки и т. д. с использованием рисунков, костюмов, стихов, песен и, ко- нечно, юмора; 3) предложить достойную кандидатуру менеджера на должность исполнительного директора фирмы. В конце игры мы проведем предвыборную пресс-конференцию кандидатов на эту ответственную должность. Об этом вам подробно рас- скажут консультанты в группах. С ними же вы подготовите речь для ва- шего кандидата и вопросы для его конкурентов из остальных филиалов». Затем участники игры делятся на группы по 10–15 человек (групп может быть от 3 до 8). Ведущий представляет консультантов групп. Проводится жеребьевка заданий по рекламе для «филиалов фирмы». Для этого приглашаются по одному представителю от каж- дой группы, которые вытягивают конверт с заданием. Группы расхо- дятся по аудиториям. 207 Работа «филиалов фирмы». Работу в каждой группе организует консультант. Он уточняет задание для групп и помогает учащимся быстро и эффективно построить свою работу. Порядок работы «филиала фирмы»: 1. Заполняются вакансии специалистов «филиала»: ● ведущий называет вакантное место по предварительно состав- ленному списку профессий, с которыми знакомились учащиеся: ме- неджер, референт, главный бухгалтер и т. д.; ● учащийся, готовивший информацию об этой профессии, рас- сказывает о ней. Ведущий может дополнить представленную инфор- мацию, чтобы у учащихся создалось ясное представление о содержа- нии труда и необходимых качествах специалиста; ● ведущий выясняет количество претендентов на эту вакансию в «филиале» (в конкурсе могут принимать участие все желающие); ● претенденты по очереди представляют себя как специалиста, составив о себе легенду (время представления – 1 мин); ● проводится оценка кандидатов: если кандидатов на вакансию немного (2–3 человека), то им всем дается возможность представить себя, после чего группа оценивает каждого по 3-балльной системе; если кандидатов много (5 и более), то после каждого представления все участники группы по кругу оценивают претендента. Ведущий под- считывает и ранжирует результаты и объявляет победителя, набрав- шего наибольшее число баллов. Победитель и принимается на сво- бодную вакансию. 2. После комплектования штата «филиала» группа выбирает се- бе название и девиз, под которым она собирается работать. 3. Основное задание для группы – реклама выпускаемой про- дукции. Группе дается 30 мин, в течение которых она должна подго- товить текст, плакат, клип, сказку или что-то еще, что будет реклами- ровать продукцию данного «филиала». На этом этапе работу группы организует выбранный «менеджер» (или «президент филиала»). 4. Группа выбирает своего кандидата на должность исполни- тельного директора фирмы, который будет участвовать в конкурсе, где он должен представить себя, ответить на вопросы, подготовлен- ные другими группами. 5. В конце работы группа готовит несколько каверзных вопро- сов для пресс-конференции кандидатов (по одному для каждого кан- 208 дидата от других групп). Задания в группе выполняются последова- тельно всеми участниками, либо группа разбивается на подгруппы, каждая из которых выполняет свое задание. Реклама «филиалов» (представление групп). Работа проводится в следующем порядке: 1. Все группы собираются в общем зале, где будет проходить конкурс рекламы и выборы «исполнительного директора фирмы». 2. Объявляется состав жюри: консультанты групп, учителя и по одному человеку от каждой команды. Работа жюри может строиться по любому принципу (например, оценка рекламы групп по 3-балль- ной системе с использованием разноцветных жетонов: «отлично», «хорошо», «плохо»). 3. Определяется порядок выступления групп (проводится же- ребьевка). 4. «Филиалы» представляют рекламу своей продукции. Предвыборная кампания «исполнительного директора фирмы». Все претенденты на эту должность приглашаются на сцену, садятся на приготовленные места. Затем по очереди каждый участвующий в предвыборной кампании представляет себя, знакомя со своей леген- дой, отвечает на вопросы, подготовленные другими группами. Жюри оценивает кандидатов. Подведение итогов, награждение победителей. Подводятся ито- ги работы жюри, и называются победители. Награждаются лучший «филиал» за рекламу своей продукции и вновь избранный «исполни- тельный директор», которому вручаются символические ключи от фирмы. Жюри может также вручить и другие призы (например, само- му обаятельному участнику, самому активному болельщику, приз зрительских симпатий, приз за волю к победе и т. д.) Приблизительный регламент игры: 1. Вступительное слово ведущего и начало игры – 20 мин. 2. Работа в группах – 90–120 мин. 3. Представление групп (реклама «филиалов») – 45 мин. 4. Предвыборная кампания – 45 мин. 5. Подведение итогов, награждение – 10 мин. Примерный список профессий: 1. Главный бухгалтер. 2. Референт. 209 3. Менеджер. 4. Брокер. 5. Коммивояжер. 6. Программист. 7. Фотомодель. 8. Дизайнер. 9. Художник. 10. Секретарь. 11. Экономист. 12. Дилер. 13. Специалист по рекламе. 14. Маркетолог. 15. Торговый агент. 16. Торговый консультант. 17. Инженер по сбыту. 18. Юрисконсульт. 19. Переводчик. 20. Аудитор. 21. Психолог. 22. Системный администратор. 23. Художник рекламного отдела. Аудитор (от лат. auditor – слушатель) подобно врачу, прослу- шивающему больного, не только исследует финансовый организм предприятия, отыскивая болевые точки, но и делает заключение о его состоянии. Аудитор помогает также правильно составить договор, при- вести в порядок бухгалтерскую документацию, избежать сомнитель- ной сделки, проверить надежность партнера. Брокер – торговый посредник, который не выступает самостоя- тельной стороной в сделке, а обеспечивает установление контакта между продавцом и покупателем. Он действует на основе разовых поручений, строго в пределах инструкций клиента, получая от него специальное вознаграждение. Дилер – биржевой посредник, осуществляющий операции купли- продажи только для себя и за свой счет (в отличие от брокера). Доход дилера формируется за счет разницы в ценах продавца и покупателя. Коммивояжер – разъездной представитель крупных торговых фирм, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него об- 210 разцам. Его основные функции: поиск и оценка потенциальных поку- пателей; предварительная подготовка к визиту, нахождение подхода к клиенту; презентация и демонстрация товара; преодоление возраже- ний; заключение сделки. Особенность профессии – необходимость при- нимать множество решений. Маркетолог проводит анализ спроса и конкуренции. В его функ- ции входят составление проектов исследований, включая разработку анкет и формирование выборок; анализ собранных в ходе исследова- ния данных; подготовка отчетов и представление руководству резуль- татов и рекомендаций. Наиболее типичные задачи, решаемые марке- тологом: изучение рынка, замеры потенциальных возможностей рын- ка, исследование мотивов поведения потребителей, изучение конку- рентов и уровня конкуренции, прогнозирование, анализ цен. Менеджер–профессионал самой высокой квалификации в сфе- ре управления экономикой, отлично разбирающийся в правовых и хо- зяйственных проблемах, способный находить стратегически точные управленческие решения в самой сложной обстановке. Он должен владеть также методами и средствами управления коллективом. Торговый агент по продаже товаров массового спроса сбывает широкий круг товаров, работая на посредника или оптовика. Основой его деятельности является использование каталогов, нередко большо- го формата и объема. От агента требуется умение подать себя и свою фирму, а также оказать дополнительные услуги, так как основной предлагаемый им товар часто тот же, что и у конкурентов. Художник рекламного отдела (агентства) создает макеты объ- явлений, печатной рекламы, упаковки, телевизионных рекламных ро- ликов, товарные знаки и эмблемы. Он определяет характер и размеры шрифтов, располагает текстовой материал на полосе и компонует все элементы рекламного объявления таким образом, чтобы его смогли воспроизвести граверы и печатники. Задания по рекламе для «филиалов фирмы» заключаются в том, что нужно придумать рекламу продукции в различных странах: 1) обуви фабрики «Североход» в Италии; 2) грузинского чая в Индии; 3) клюквы в Бразилии; 4) шерсти в Австралии; |