Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗ МНОГООБРАЗИЯ

  • 4. ОДНОСТОРОННЕЕ ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ИНТЕГРАЦИИ

  • 5. НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОСТАТОК

  • Психология аномального развития ребенка


    Скачать 5.31 Mb.
    НазваниеПсихология аномального развития ребенка
    АнкорPsikhologia_anomalnogo_razvitia_rebenka_Tom_I.doc
    Дата21.03.2018
    Размер5.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPsikhologia_anomalnogo_razvitia_rebenka_Tom_I.doc
    ТипДокументы
    #16976
    страница21 из 68
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   68


    К. Лоренц

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ13

    1. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ СЛОВАРЯ

    Когда мы пытаемся изобразить великий процесс становления жизни в согласии с его природой, мы неизменно сталкиваемся с тем, что словарный запас культурных языков сло­жился в то время, когда единственным известным видом разви­тия был онтогенез, т. е. индивидуальное развитие живого сущест­ва. В самом деле, такие слова, как Entwicklung2, Development3, Evolution4 и т. п., означают в этимологическом смысле, что разви­вается нечто, уже бывшее прежде в неразвитом или свернутом состоянии, подобно цветку внутри почки или цыпленку внутри яйца. Указанные выражения удовлетворительно описывают такие онтогенетические процессы. Но они, к несчастью, полностью от­казываются служить, когда мы пытаемся правильно изобразить сущность творческого процесса, состоящего именно в том, что все время возникает нечто совершенно новое, чего прежде попросту не было. Даже прекрасное немецкое слово Schopfung (творение)5 этимологически означает, что нечто уже существую­щее черпается из некоторого также существующего резервуара. Некоторые философы-эволюционисты, осознав недостаточность всех этих слов, ухватились за еще худшее слово «эмергенция»6, вызывающее по логике языка представление о чем-то заранее сформировавшемся и внезапно появившемся, подобно киту, вынырнувшему для вдоха на поверхность моря, которое при буквально поверхностном рассмотрении казалось пустым.

    2. ФУЛЬГУРАЦИЯ

    Философы-теисты и мистики средневековья ввели для акта сотворения нового выражение «Fulguratio», что означает

    2 Развитие (нем.). Подобно русскому слову и приводимым дальше словам, означает развертывание чего-то свернутого (от wickein — мотать, нави­вать, обертывать).—Примеч. пер.

    3 Развитие (англ.).Примеч. пер.

    4 Развитие, эволюция (от лат. evolutio — развертывание (свитка)).— При­меч. пер.

    5 Schopfung от schopfen — черпать; Schopfung означает сотворение мира и все мироздание, но Schoplwerk — водокачка.— Примеч. пер.

    6 Emergenz — философский термин, означающий внезапное появление (от лат. emergere — вынырнуть, выплыть, возникнуть).

    «вспышка молнии». Несомненно, они хотели выразить этим не­посредственное воздействие свыше, исходящее от Бога. По эти­мологической случайности — если не вследствие более глубоких неожиданных связей — этот термин гораздо лучше приведенных выше выражений описывает процесс вступления-в-существова­ние чего-то прежде не бывшего. Для естествоиспытателя Зев­сов перун — такая же электрическая искра, как и всякая дру­гая, и если, мы замечаем искру, проскочившую в неожиданном месте системы, то первое, что нам приходит на ум, это корот­кое замыкание — вновь возникшая связь.

    Когда, например, совместно включаются две независимые системы, как это изображено на приведенной рядом простой электрической модели, заимствованной из книги Бернгарда Гас-сенштейна, то при этом внезапно возникают совершенно новые системные свойства, ранее не существовавшие даже в зачаточ­ном виде. Это и есть глубокое содержание мистически звуча­щего, но вполне справедливого принципа гештальт-психологии: «Целое больше своих частей».

    Особый случай возникновения новых системных свойств (ряд примеров которого нам еще встретится в дальнейшем) состоит в следующем. В последовательности подсистем, соединенных друг с другом в линейную цепь, где каждая подсистема причинно воздействует на следующую, так что первая может быть только причиной действия, а последняя функционирует только как дей­ствие, возникает новая причинная связь, с помощью которой именно эта последняя система приобретает влияние на первую; вследствие этого причинная цепь замыкается, превращаясь в круг. С примерами таких замкнутых цепей, а именно цепей с положительной обратной связью, мы уже познакомились при рассмотрении способов получения энергии и информации. Не менее важное значение имеют круговые процессы с отрицатель­ной обратной связью; но поскольку они относятся к механиз­мам получения информации, я займусь ими подробнее в соот­ветствующем разделе. Здесь же достаточно указать следующее. Когда в крут причинных связей встроен в некотором месте «знак минус» и тем самым действие процесса уменьшается в этом ме­сте цепи тем больше, чем сильнее действие в предыдущем зве­не, то возникает эффект регулирования. Например, чем выше уровень жидкости в резервуаре карбюратора или в туалетном бачке, тем выше поднимается поплавок, перекрывая тем самым Дальнейший приток жидкости. Следствием этого процесса явля­ется постоянство уровня жидкости.

    Кибернетика и теория систем, объяснив внезапное возник­новение новых системных свойств и новых функций, устранили

    13

    1404 193



    Рис. 1. Три электрические цепи, в том числе колебательный контур (с), .ил­люстрирующие понятие «системное свойство». Полюсы батареи с элект­родвижущей силой Еои напряжением на зажимах VBсоединены провод­ником. Омическое сопротивление цепи в целом обозначается R. В случае (а) в цепь включен конденсатор емкости С, в случае (Ь),— катушка индуктив­ности L, в случае (с) — и конденсатор, и катушка. Напряжение Uможет быть измерено на двух зажимах. Графики справа показывают изменение напряжения после включения тока в нулевой момент. В случае (а) конден­сатор постепенно заряжается через сопротивление до тех пор, пока он не достигает напряжения Uo. В случае (Ь-J сила тока — вначале сдерживаемая самоиндукцией — возрастает до тех пор, пока не достигнет заданной за­коном Ома величины; при этом напряжение Uтеоретически обращается в нуль, поскольку общее сопротивление цепи заключено в Д. В случае (с) возникают затухающие колебания. Наглядно очевидно, что поведение сис­темы (с) не может быть получено простым сложением процессов (а) и (Ь), хотя можно представить себе, что (с) получается соединением (а) и (Ь). Схема действует, например, при следующих значениях величин:

    С = 0,7* 10 9F; L = 2- 103 Ну; R= 103tl; X= 1.2- 10 е.

    Последнее значение определяет также общую для всех трех кривых временную ось. (Расчет выполнил Э. У, фон Вейцзеккер.)

    неприятную видимость, будто в таких случаях происходят чуде­са. Нет совершенно ничего сверхъестественного в том, что ли­нейная причинная цепь замыкается в круг и тем самым возни­кает система, отличающаяся от всех предыдущих вовсе не сте­пенью ее свойств, а принципиально. «Fulguratio» этого рода может быть единственным по значению, в самом подлинном смысле слова эпохальным событием в эволюции.

    3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗ МНОГООБРАЗИЯ

    Как поняли многие мыслители, и философы, и есте­ствоиспытатели, прогресс в развитии жизни почти всегда дос­тигается таким образом, что некоторое число различных и ра­нее функционировавших независимо друг от друга систем ин­тегрируется в некоторое целое высшего порядка и что в процессе такой интеграции в них происходят изменения, дела­ющие их более подходящими для сотрудничества с вновь воз­никающей целой системой. Как известно, Гёте определил раз­витие как дифференциацию и подчинение частей. Людвиг фон Берталанфи с большой точностью описал этот процесс в своей теоретической биологии и привел ряд примеров. У. Г. Торп в кни­ге «Наука, человек и нравственность» весьма убедительно по­казал, что возникновение некоторого целого из многообразия раз­личных частей, которые становятся при этом еще более непохо­жими друг на друга, есть важнейший творческий принцип эволюции: «Unity out of diversity»7. Наконец, Тейяр де Шарден выразил то же в самой краткой и поэтически самой прекрас­ной форме: «Creer, c'est unir»8. Этот принцип, по-видимому, дей­ствовал уже при самом возникновении жизни.

    Творческое соединение многообразного в единое функцио­нальное целое само по себе означает усложнение живой систе­мы. Но в ходе дальнейшей эволюции новая система часто упро­щается посредством «специализации» соединившихся в нее под­систем, так как каждая из них ограничивается той функцией, которая приходится на ее долю при новом разделении труда, тогда как другие функции, которые ей также приходилось вы­полнять во время ее независимости, переходят к другим членам Целой системы. Даже клетки ганглий нашего мозга, осуществ­ляющие в совокупности высшие духовные функции, каждая в

    «Единство из многообразия» {англ.).Примеч. пер. «Творить—значит соединять» {фр.}.Примеч. пер.

    отдельности далеко уступают амебе или туфельке, причем не только в отношении отдельной функции клетки, но также и в отношении существенной информации, лежащей в основе этой функции. Амеба или инфузория располагают целым рядом ос­мысленных ответов на внешние стимулы и «знает» много важ­ных вещей об окружающем мире. Клетка ганглии «знает» лишь, когда она должна выстрелить, и даже этот выстрел она не мо­жет сделать ни сильнее, ни слабее: он должен быть лишь про­изведен или нет по принципу «все или ничего». Это «поглупе-ние» члена, встроенного в высшее целое, имеет, естественно, свой положительный смысл: оно необходимо для функции цело­го, поскольку обеспечивает однозначность передачи сообщений. «Депеша», переданная клеткой, не должна быть слабее или силь­нее в зависимости от случайного, сиюминутного состояния клет­ки, точно так же как дисциплинированный солдат не должен выполнять приказ с большей или меньшей энергией по его соб­ственному усмотрению.

    Такое упрощение первоначально независимых подсистем в ходе их интеграции в высшее целое представляет собой явление, наблюдаемое на всех ступенях эволюции. На уровне психосо­циального развития человека и его культуры оно ставит перед нами трудные проблемы. Неизбежное развитие обусловленного культурой разделения труда неудержимо ведет к возрастающей специализации во всех человеческих занятиях, и прежде всего в науке. Процесс этот приводит к тому, что, как говорит старая острота, специалист знает все больше и больше о все меньшем и меньшем и в конечном счете знает все ни о чем. Существует серьезная опасность, что специалист, которого конкуренция кол­лег вынуждает к все более детальному и более специальному знанию, будет все меньше и меньше ориентироваться в других отраслях знания, пока наконец не утратит всякое суждение о том, каковы значение и роль его собственной области в рамках большей системы отсчета, сверхличного общего знания челове­чества, составляющего достояние его культуры.

    Другой вид упрощения более высокоорганизованной систе­мы составляет то, что в человеческой общественной жизни на­зывается «улучшением организации». Так же как любая сконст­руированная человеком машина в своих первых, опытных об­разцах устроена сложнее, чем в окончательном варианте, часто упрощаются и живые системы. Взаимодействия, в частности об­мен информацией между подсистемами, упрощаются или направ­ляются на более прямые пути, ненужные исторические пере­житки устраняются или, как это называется на биологическом

    196

    языке, «рудиментируются». Особенно типично упрощение посред­ством «лучшей организации», происходящее в сверхличных, объе­диненных культурой сообществах людей.

    4. ОДНОСТОРОННЕЕ ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ИНТЕГРАЦИИ

    . Описанный выше способ интегрирования уже суще­ствующих подсистем в некоторое функциональное целое имеет своим следствием весьма своеобразное,, в известном смысле од­ностороннее отношение, равным образом существующее внут­ри организма, между его целой системой и подсистемами, а также между высшими организмами и их уже вымершими примитив­ными предками. То же отношение существует в принципе меж­ду всем живым и неорганической материей, из которой оно со­стоит. Это отношение можно выразить онтологически9 словами: целое есть все его части и продолжает этим оставаться, даже если в процессе эволюции оно обогащается вдобавок рядом но­вых системных свойств, создаваемых последовательными «фуль-гурациями». Сами подсистемы не приобретают при этом ника­ких новых и высших системных свойств, более того, в процессе уже описанного упрощения они могут даже потерять некото­рые из них. Но ни одна закономерность, присущая подсисте­мам, не нарушается их вхождением в целое, и меньше всего — закономерности, управляющие неорганической материей, из ко­торой построено все живое.

    Таким образом — ив этом состоит рассматриваемый здесь односторонний характер отношения, — целая система обладает всеми свойствами своих членов и прежде всего разделяет все их слабости, поскольку никакая цепь, разумеется, не может быть прочнее ее слабейшего звена. Но ни одна из множества подси­стем не обладает свойствами целого. Весьма сходным образом каждый высщий организм обладает большею частью свойств сво­их предков, но в то же время никакое сколь угодно точное зна­ние свойств некоторого живого существа не позволяет нам пред­сказать свойства его потомков. Это вовсе не означает, что высг шие системы не поддаются анализу и естественному объяснению. Но при этом исследователь в своих аналитических устремлени­ях никогда не должен забывать, что свойства и закономерности

    Автор применяет слово «онтологии» в его общем смысле: «теория, ка­сающаяся видов понятий и, в частности, видов абстрактных понятий, допускаемых в языковой системе».

    всей системы в целом, а также любой из ее подсистем всегда должны объясняться, исходя из свойств и закономерностей тех подсистем, которые находятся на ближайшем, низшем уровне ин­теграции. А это возможно лишь в том случае, если известна структура, соединяющая подсистемы этого уровня в высшее единство. Предполагая полное знание такой структуры, можно в принципе объяснить естественным способом, т. е. без привле­чения сверхъестественных факторов, любую, даже самую высо­коорганизованную живую систему со всеми ее функциями.

    5. НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОСТАТОК

    Впрочем, это утверждение о принципиальной объяс-нимости живого существа справедливо лишь в той мере, в ка­кой мы считаем данными нынешние структуры его тела; иначе говоря, мы поступаем при этом таким образом, как будто его историческое возникновение нас не интересует. Но как только мы задаем себе вопрос, почему определенный организм имеет данную, а не иную структуру, мы вынуждены искать важней­шие ответы в предыстории соответствующего вида. Если мы спрашиваем, почему наши уши находятся как раз на этом мес­те— по обе стороны головы, то этот вопрос допускает закон­ный каузальный10ответ: потому что мы происходим от предков, дышавших в воде и имевших в этом месте жаберную щель, так называемое брызгальце, сохранившееся при переходе к сухо­путному образу жизни в качестве проводящего воздух канала и после изменения функции используемое для слуха.

    Число чисто исторических причин, которые надо было бы знать, чтобы объяснить до конца, почему организм устроен «так, а не иначе», если не бесконечно, то, во всяком случае, настолько велико, что для человека в принципе невозможно проследить все такие цепи причинных связей, даже если бы они имели ко­нец. Таким образом, всегда остается, как говорит Макс Гарт-ман, некоторый иррациональный, или не поддающийся рациона­лизации, остаток. То обстоятельство, что эволюция произвела в Старом Свете дубы и человека, а в Австралии — эвкалипты и кенгуру, обусловлено именно этими уже не поддающимися ис­следованию причинами, которые мы обозначаем обычно песси­мистическим термином «случай».

    Каузальный, от лат. causalis — причинный.

    198

    Хотя, как надо снова и снова подчеркивать, в качестве естествоиспытателей мы не верим в чудеса, т. е. в нарушения всеобщих законов природы, мы вполне отдаем себе отчет в том, что нам никогда не удастся до конца объяснить возникновение высших живых существ из их более низкоорганизованиых пред­ков. Как подчеркнул Майкл Поланьи, высшее живое существо «несводимо» к своим более простым предкам, и живая система еще менее может быть «сведена» к неорганической материи и происходящим в ней процессам. Впрочем, в точности то же от­носится к сделанным человеком машинам, которые представля­ют поэтому хорошую иллюстрацию того, в каком смысле здесь понимается несводимость. Если имеется в виду их современ­ное, физическое устройство, то они до конца поддаются анали­зу, вплоть до идеального доказательства правильности анали­за —полной осуществимости синтеза, т. е. практического изго­товления. Но если имеется в виду их историческое, телеономное11 становление как орудий Homo sapiens, то при попытке объяс­нить, почему эти машины устроены, «так, а не иначе», мы стал­киваемся с таким же не поддающимся рационализации остат­ком, как и в случае живых систем.

    Как можно предположить, Поланьи далек от того, чтобы по­стулировать виталистические12 факторы; но чтобы полностью ис­ключить такое недоразумение, я предпочитаю говорить, что си­стема, принадлежащая более высокому уровню интеграции, не выводима из более низкой, как бы точно мы ее ни знали. Мы знаем с полной уверенностью, что высшие системы возникли из низших, что они построены из них и до сих пор содержат их в качестве составных частей. Мы знаем также с полной уве­ренностью, каковы были предыдущие стадии, из которых воз­никли высшие организмы. Но каждый акт построения представ­лял собой «Fulguratio», случившуюся в эволюции как единствен­ное, своеобразное событие, и это событие в каждом случае носило характер случайности или, если угодно, изобретения.

    Телеономный, связанный с целями, с целесообразностью. Виталистический — признающий наличие в организмах нематериальной, сверхъестественной силы («жизненная сила», «душа» и др.), управля­ющей жизненными явлениями.
    К. Лоренц
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   68


    написать администратору сайта