3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| ПМ.01
| Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
| 2591
|
| МДК 01.01.
| Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
| 630
| Раздел 1. МДК 01.01.01
| Методика преподавания изобразительного искусства.
| 303
| Тема 1.1.
Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства.
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Цель и задачи преподавания изобразительного искусства. Общеобразовательные и воспитательные задачи изобразительного искусства. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства.
| 4
| 1
| 2
| Формы, методы и средства обучения школьников изобразительному искусству. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство». Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников. Многофункциональность изобразительного искусства. Развитие познавательных, изобразительных, художественных и творческих способностей в практической деятельности. Восприятие и анализ произведений изобразительного искусства.
|
| 3
| Интеграция изобразительного искусства со смежными предметными областями. Интеграция основного и дополнительного художественного образования. Развитие творческой активности личности на основе интеграции предметов искусства, внедрения интерактивных технологий образования.
|
| Тема 1.2.
Основные дидактические принципы методики обучения ИЗО.
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Принцип воспитывающего обучения.
| 4
| 2
| 2
| Принцип научности, систематичности и последовательности в обучении ИЗО.
|
| 3
| Принцип наглядности.
|
| 4
| Принцип активности и сознательности в обучении ИЗО (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
|
| 5
| Принцип доступности и посильности в обучении ИЗО. Принцип прочности усвоения знаний.
|
| 6
| Принцип связи теории с практикой.
|
|
| 7
| Характеристика основных художественных принципов. Принцип целостности эмоционального освоения. Принцип постоянства связи с жизнью. Принцип единства формы и содержания. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
|
|
| Тема 1.3.
Исторический очерк развития методики преподавания изобразительного искусства.
| Содержание учебного материала
|
| 2
| 1
| Этапы развития методов обучения изобразительного искусства за рубежом.
| 4
| 2
| Художники эпохи Возрождения и их вклады в методику преподавания ИЗО.
Методические идеи Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци и др.
|
| 3
| Традиции русской художественно-педагогической школы в методике обучения ИЗО. Педагогическая деятельность художников в Российской Академии художеств.
|
| 4
| Наследие А. Сапожникова. Методические установки П. П. Чистякова: «геометральный» и «натуральный» методы. Методика Д. Н. Кардовского и др.
|
| 5
| Концепция всеобщей графической грамоты (Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин, С. П. Ломов, С.Е Игнатьев и др.). Академические принципы художественного образования – основа концепции. Ценности концепции – классическая реалистическая школа.
|
|
| 6
| Концепция приобщения к мировой художественной культуре (Б. М. Неменский). Основные принципы концепции. Художественный образ как средство формирования художественной культуры учащихся.
|
|
|
| Самостоятельная работа.
Выполнение рефератов, докладов. Изучение методической и педагогической литературы. Анализ.
| 6
|
| Тема 1.4.
Содержание программ по изобразительному искусству.
| Содержание учебного материала
|
|
| 1
| Особенности программ по изобразительному искусству. Принципы художественного образования (С.П. Ломов, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов). Суть концепции в систематическом развитии навыков художественного восприятия художественного образа и его создания в собственных художественных работах.
| 6
| 2
| 2
| Программа «Изобразительное искусство» как целостная система введения школьников в художественную культуру. Концепции программ. Программа «Изобразительное искусство 1-9 класс» В.С. Кузина.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» Б.М. Неменского. Концепция формирования целостной личности на основе гуманитарных ценностей народного искусства (Т. Я. Шпикалова).
|
| 3
| Альтернативные, авторские программы в процессе обучения школьников изобразительной деятельности в области дополнительного образования. Характеристика основных принципов. Всеобщность художественного воспитания; преподавание искусства; единство обучения и художественного творчества; единство практической деятельности и развития навыков художественного восприятия; сочетание работы на плоскости с объемно-пространственными видами художественной деятельности. Обучение учащихся способам и техникам работы художественными материалами, отражающими все богатство художественной практики; единство педагогики и искусства; развитие интереса к искусству, единство обучения и творчества.
|
| 4
| Анализ учебников по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.
|
| Тема 1.5.
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе.
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Виды и содержание учебной деятельности: формирование графических знаний, умений и навыков, изучение основ цветоведения, композиции, перспективы, способов формообразования в художественном конструировании и лепке. Основы анализа художественных произведений. Особенности и закономерности художественной обработки материалов. Освоение языка изобразительного искусства, изобразительно-выразительные средства. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и др. Приёмы работы с различными графическими материалами. Живопись. Живописные материалы. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Декоративно-прикладное искусство.
| 6
| 2
| 2
| Особенности учебной деятельности в программе «Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского. 1-4 классы»: три вида художественной деятельности – изобразительный, конструктивный художественный; связь искусства и жизни, принципы реализации учебной деятельности. Формы проведения занятий. Коллективная деятельность. Разнообразие техник и художественных материалов.
|
| 3
| Программа «Изобразительное искусство. 1-4классы» под ред. В. С. Кузина. Виды деятельности: рисование с натуры, по памяти и представлению, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа – лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
|
| 4
| Программа под ред. Т. Я. Шпикаловой. Виды деятельности учащихся - рисование с натуры, по памяти и представлению, выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм, выполнение декоративных композиций и декоративных импровизаций, моделирование и художественное конструирование из бумаги, ткани, природных материалов, лепка.
|
|
|
| Практические занятия.
| 10
|
|
| Творческие занятия, направленные на создание художественного образа в изображении
Создание художественного образа в сюжетной композиции.
Создание художественного образа в декоративной композиции.
Создание художественного образа в пейзаже
Создание художественного образа в портретной живописи и в натюрморте
|
| Тема 1.6.
Педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области изобразительной деятельности.
| Содержание учебного материала
|
| 2
| 1
| Психолого-педагогические основы творческого развития личности. Психолого-пелагогические основы индивидуально - дифференцированного подхода в обучении школьников.
| 6
| 2
| Роль тематического рисования в развитии творческих способностей учащихся. Содержание и виды тематического рисования в программах по изобразительному искусству. Методика и последовательность работы над тематической композицией. Тема и сюжет. Сюжет изображения как индивидуальное отношение к теме.
|
| 3
| Индивидуальность как проявление творческой направленности личности школьника. Творческое отношение к теме: относительная новизна и принцип выражения собственной точки зрения на тему, эмоционально-эстетическое переживание темы на основе личностно-значимого подхода, выражение в сюжете эстетического и художественного идеала.
|
| 4
| Изучение изобразительного языка искусства и адекватное использование системы изобразительно-выразительных средств для образной характеристики сюжета. Методические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках тематического рисования.
|
|
|
| Практические занятия
| 10
|
| |