Рабочая программа профессионального модуля пм 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства
Скачать 271.52 Kb.
|
| Анализ детских работ. Анализ творческих работ дошкольников разных возрастных групп Анализ творческих работ учащихся начальной школы Анализ творческих работ учащихся средней школы Анализ творческих работ студентов | | ||
| Самостоятельная работа. Доклад: «Развитие творческого воображения средствами ИЗО». | 10 | ||
Тема 1.7. Методы проблемного обучения. | Содержание учебного материала | | ||
1 | Проблемное обучение. | 6 | 2 | |
2 | Методы современной дидактики: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский. Основное содержание - раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения. | | ||
3 | Развитие творческих качеств личности ученика, его интеллектуального потенциала при проблемном обучении. | | ||
4 | Проблемный урок. Значение игровых приемов. Выявление и классификация проблем, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в проведении практического задания. Деятельность учащихся в прослеживании за логикой доказательств. | | ||
| Самостоятельная работа. Выполнить примеры графических работ для учащихся с изображением природных мотивов, Растений, животных в различных техниках, сформулировать к ним проблемные вопросы и дидактические задания. Форматы работ: А4 и А5. Проанализировать составленные задания, аргументировано доказать возможность и целесообразность применения своих методических разработок. | 14 | | |
Тема 1.8. Специфика работы с детьми разного возраста, с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями. | Содержание | | ||
1 | Учет возрастных особенностей учащихся – непременное условие проведения учебного процесса. | 6 | 2 | |
2 | Особенности восприятия детей младшего школьного возраста. | | ||
3 | Характер изобразительной деятельности школьников среднего возраста. | | ||
4 | Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями, девиантным поведением. Методика обучения школьников разного возраста анализу художественных произведений Методы и приемы работы с одаренными детьми. | | ||
| Практические занятия. | 12 | | |
| Приемы анализа художественного произведения различных видов искусств и ДПИ при проведении занятий. Методика анализа произведений графики Методика анализа произведений живописи Методика анализа произведений скульптуры Методика анализа произведений архитектуры Методика анализа произведений декоративно-прикладного искусства Методика анализа произведений дизайна | | ||
| Самостоятельная работа. Выполнить примеры живописных работ для учащихся с изображением пейзажей, отдельных природных мотивов, явлений природы, фауны и флоры в различных художественных техниках, сформулировать к ним проблемные вопросы и дидактические задания по теме. | 14 | ||
Тема 1.9. Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения. | Содержание учебного материала | | ||
1 | Содержание и методика обучения композиции. (На примере программ под ред. В. С. Кузина, Б.М. Неменского). Вопросы композиции в программах изучения изобразительного искусства в школе. Содержание понятия композиция. Композиция художественного произведения как единство содержания и формы. Принципы классической композиции. Основные законы композиции: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон соподчиненности композиционной структуры идейно-художественному замыслу, закон жизненности. Средства и правила композиции: ритм, выделение сюжетно-композиционного средства, симметрия-асимметрия, горизонталь и вертикаль в композиции, композиционные способы передачи пространства, диагональ; линия, тональное и живописное пятно. Виды и типы композиций. | 6 | 2 | |
2 | Содержание программ и методика обучения изображению натюрморта с натуры, по памяти, по представлению. Учебный натюрморт. Тематический натюрморт. Последовательность и содержание этапов изображения натюрморта с натуры. Композиция натюрморта, конструктивный анализ формы предметов, пропорции, масштаб. Передача объема и пространства в натюрморте средствами графики и живописи. Изучение основ изображения предметов в перспективе. Тональные отношения. Цветовые отношения Освещенность. Фактура предметов и передача материальности в натюрморте. Особенности живописи натюрморта с натуры акварелью. Особенности живописи натюрморта с натуры в технике гуаши. Композиционный натюрморт творческого характера. Светотень в натюрморте. Основные типы натюрмортных постановок и методика их преподавания. Процесс рисования учебного натюрморта и способы решения задач. Этапы работы над натюрмортом. | |||
3 | Содержание программ и методика обучения изображению портрета с натуры, по памяти, по представлению. Изображение человека в программах по изобразительному искусству. Портрет и его виды. Композиция портрета. Художественная образность портрета. Основы изобразительной грамоты в структуре содержания изучения искусства портрета. Автопортрет, портрет друга, членов семьи и литературных персонажей как выражение художественного самосознания и эстетической позиции учащихся. | |||
4 | Содержание программ и методика обучения изображению пейзажа с натуры, по памяти, по представлению. Роль и значение изображения пейзажа в художественном образовании школьников. Классификация пейзажей. Эмоционально-эстетическое воздействие пейзажа. Образ пейзажа в истории искусств. Композиция пейзажа. Перспектива пейзажа, способы выразительной передачи пространства пейзажа. Воздушная перспектива как искусство передачи тоновых и цветовых отношений в пейзаже. Набросок пейзажа. Пейзаж родной земли в содержании программ изобразительного искусства. Возрастные особенности учащихся в изображении пейзажа. Развитие художественного восприятия, образного мышления и воображения в процессе изображения пейзажа. Академическая и творческая составляющие в процессе работы над пейзажем. Переживание и художественное сопереживание. Техника работы графическими и живописными материалами. Виды пейзажа. Изучение линейной и воздушной перспективы. Изучение природных форм. Рисование деревьев. | |||
| Самостоятельная работа. Выполнить живописные этюды на передачу цветовых контрастов и нюансов в пейзаже при изображении времен года, погодных условий. | 12 | | |
Тема 1.10. Методика преподавания ИЗО в Дошкольном Образовательном Учреждении. | Содержание учебного материала | | ||
1 | Содержание учебной работы. Объем знаний и умений, планируемый в младших и средних классах. | 10 | 2 | |
2 | Особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в разных классах | |||
3 | Распределение учебного времени по видам деятельности с учетом возрастных особенностей. | | ||
4 | Объем знаний, умений и навыков по изобразительному искусству в ДОУ. Методика проведений занятий. Структура занятия в ДОУ. Методы, формы, средства проведения занятий. | | ||
| Практические занятия. | | | |
| Проанализировать репродукции произведений художников-живописцев из учебно-наглядного пособия Е. И. Коротеевой и работы младших школьников из методического фонда кабинета. Выполнить примеры живописных работ для учащихся с изображением городских, сельских и ландшафтных пейзажей с разными композиционными схемами и колористическими решениями. | 12 | ||
Тема 1.11. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста. | Содержание учебного материала | | ||
1 | Развитие художественного восприятия – задача обучения школьников изобразительному искусству. Общение средствами искусства как познание законов красоты в искусстве и действительности. Роль учителя в организации общения средствами искусства. Характеристика детей и взрослых просмотренных художественных произведений – сюжетное восприятие. Принципы развития художественного восприятия. | 6 | 2 | |
2 | Психологические закономерности восприятия - основа методики развития навыков художественного восприятия и проведения уроков восприятия изобразительного искусства. Фазность восприятия произведений искусства. Характеристика стадий процесса восприятия произведений искусства: предварительная ориентировка и общий настрой зрителя, анализ композиционных особенностей и средств создания художником художественного образа, детальное восприятие и целостная оценка картины. Селективность- выборочность, авторская позиция в создании произведения и его восприятии. Технология проведения уроков восприятия изобразительного искусства и подготовка к ним учителя. | |||
3 | Использование в уроках игровых методов. Закономерности процесса обучения, направленного на развитие творческих способностей школьников | |||
Тема 1.12. Наглядность как средство Содержание. активизации изобразительной деятельности обучающихся. | Содержание учебного материала | | ||
1 | Условия, влияющие на развитие творческой активности. Воспитание интереса к изобразительной деятельности. Использование в уроках игровых методов. Виды и типы наглядных пособий. | 6 | 2 | |
2 | Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства. Значение и особенности педагогических рисунков. Виды наглядности. Виды педагогического рисунка. Методика изготовления наглядных пособий по ИЗО. | |||
3 | Дидактические функции педагогического рисунка. Качества и свойства педагогического рисунка. Методическая последовательность выполнения педагогического рисунка при объяснении процесса изображения с натуры натюрморта. Методическая последовательность выполнения педагогического рисунка при объяснении процесса изображения иллюстрации к сказке, пейзажа, портрета и т. д. Необходимые критерии наглядности на уроках ИЗО. Применение технических средств в обучении изобразительному искусству. Дидактические функции педагогического рисунка. Творческие задачи педагогического рисования. | |||
| Практические занятия. | 12 | | |
| Выполнение таблицы «Последовательное изображение натюрморта в графике, в живописи». Отработка приемов педагогического рисунка на доске. | | ||
| Самостоятельная работа. Выполнение таблицы «Последовательное изображения портрета в живописи». | 12 | ||
|