Главная страница
Навигация по странице:

  • Занятие №3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР И ЗАДАНИЙ

  • Занятие №4. ПРАВИЛА ИГРЫ

  • Развитие социальной активности младших школьников


    Скачать 3.78 Mb.
    НазваниеРазвитие социальной активности младших школьников
    Дата29.06.2022
    Размер3.78 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаProgramma_Orlyata_Rossii.pdf
    ТипПрограмма
    #619793
    страница9 из 27
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27
    Занятие №2.
    ВЫБЕРЕМ ЛУЧШУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ
    Цель: стимулировать желание обучающихся проявлять социальную активность в подготовке интеллектуальной игры для первоклассников, формировать умения оценивать результаты и процесс собственной познавательной деятельности.
    Задачи:
    Личностные (воспитательные): формировать навыки сотрудничества в решении познавательных, коммуникативных задач.
    Метапредметные (развивающие):
    Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в команде; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
    Познавательные универсальные учебные действия: формировать умения сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и

    81 классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
    Регулятивные универсальные учебные действия: формировать рефлексивные умения – анализировать собственную деятельность и её результаты с позиции успеха/неуспеха, формировать самоконтроль и самооценку.
    Предметные (обучающие): формировать умения применять знания из различных областей в решении интеллектуальных игровых задач.
    Формы организации деятельности детей: фронтальная, парная, групповая.
    Оборудование: заготовки кроссвордов (сканвордов), логических игр
    (головоломок, геометрических игр и др.), анаграмм, игр-шуток; плакаты, карандаши, фломастеры, цветные мелки, классная доска или флипчарт; материалы для деления на группы (цветные флажки, жетоны, цветная бумага и т. п.).
    Примерный план проведения воспитательного занятия (мероприятия)
    «Выберем лучшую интеллектуальную игру»
    Таблица 2.
    №п\п
    Этап воспитательного занятия
    (мероприятия) и его задачи
    Деятельность педагога
    Деятельность обучающихся

    82 1.
    Организационно- мотивационный
    Задача этапа — создание условий ожидания предстоящего творческого процесса, понимание его значимости
    ­ интервью (о том, с какими трудностями обучающиеся сталкивались, когда учились в первом классе, в том числе с интеллектуальными, коммуникативными, организационными трудностями);
    ­ проблемная беседа
    (можем ли мы помочь первоклассникам отчасти решить эти проблемы? поможет ли нам подготовка и проведение игры сдружиться, стать умнее, весело и интересно провести вместе время)
    ­ фиксация результатов обсуждения на доске или флипчарте
    Отвечают на вопросы учителя.
    Вспоминают о первых удачах и неудачах, рассказывают о сложностях общения в новом коллективе, о желании завести друзей в первом классе, о трудных заданиях и уроках.
    Обучающиеся также могут вспомнить, что им хотелось бы подружиться с ребятами из более старших классов.
    Высказывают свое мнение, делятся сомнениями, понравится ли игра, не будет ли слишком сложно?
    Как сделать так, чтобы никто из малышей не расстроился из-за проигрыша.
    2.
    Целеполагание
    Задача этапа — содействие включенности класса в постановку целей будущего общего ДЕЛА
    ­ анализ результатов
    (педагог обращает внимание на ответы детей, обобщает, какую игру нужно разработать; возвращается к опыту детей, прожитому на прошлом занятии: у всех ли команд одинаково хорошо получилось выполнить все задания по четырем блокам и почему, подводит обучающихся к выводу о том, какую игру нужно придумать, чтобы каждый первоклассник мог бы
    Вспоминают полученный опыт, делают выводы: у кого-то большой кругозор
    (например, много читает и ему легко решать кроссворды), у других есть математические способности, которые помогают в решении логических задач и т. п.
    Делают вывод: в игре должны быть представлены разные типы интеллектуальных игр с разным уровнем сложности.

    83 проявить себя и быть успешным;
    ­ «послушать-сговориться- обсудить-предложить»
    (педагог предлагает в парах подумать, какие интеллектуальные игры знает каждый, затем предлагает объединиться по две пары и обсудить, соответствуют ли эти игры перечисленным выше требованиям, а затем подготовить ответ от каждой четверки о том, можно ли создать собственную игру, включающую все четыре типа заданий)
    Вспоминают известные игры «Что? Где? Когда?»,
    «Устами младенца», «100 к одному» и другие интеллектуальные квесты и
    КВИЗы.
    Делают вывод: нужно придумывать собственную игру
    3.
    Организация совместной деятельности
    Задача этапа — формирование привычки быть готовым к новому
    ДЕЛУ, к поиску, к определению своего места в общей деятельности
    ­ формирование команд
    (педагог предлагает подумать над заданиями для первоклассников для игры; для этого организует деление на 4-е группы
    (команды) и предлагает каждой команде придумать свое шуточное название
    («Логики» — решение логических игр;
    «Словесники» — анаграммы, разгадывание языковых и речевых загадок; «Знатоки» — решение кроссвордов и сканвордов; «Юмористы»
    — решение нелепиц, смешных заданий и пр.), затем его расшифровать и защитить);
    ­ организация работы в командах (педагог организует работу в командах, предлагает разнообразные задания исходя из логики выбранного командой названия, возможно подключение в качестве кураторов-помощников
    Самостоятельно принимают решения о работе в той или иной команде на основе оценки успешности/неуспешности в решении того или иного типа интеллектуальных задач и интереса.
    Обучающиеся обсуждают предложенные задания с позиции сложности и легкости, интереса.
    Обязательно решают их, делают вывод о том, хотят ли они его включать в игру или не хотят. Всего таких заданий каждая команда должна выбрать не менее 5.

    84 подростков, наставников, которые помогают педагогу с комплектацией заданий)
    4.
    Обсуждение результатов
    Задача этапа — анализ успеха, соизмерение поставленных задач с результатами
    ­ проблемная беседа
    (педагог обсуждает, как шла групповая работа, как дети проявили себя в работе в команде, просит выбрать командира, детям предоставляется единственная возможность самостоятельно поменять команду из-за трудностей в выполнении заданий определенного типа, потери интереса, некомфортной атмосферы)
    Включаются в обсуждение, рассказывают, что было наиболее сложно, почему, что помогало в решении задач и что мешало.
    Обсуждают в команде, что получалось и что не получалось, распределяют роли командира.
    При желании покидают команду и переходят в другую.
    5.
    Мотивация на КТД
    Задача этапа — формирование положительного эмоционального подкрепления от предыдущего поведения, вывод опыта на осознаваемый уровень как индивидуальное и коллективное осмысление прошедшего, своеобразное закрепление на дальнейшее продолжение и участие
    ­ постановка перспективных целей
    (педагог подводит школьников к выводу о необходимости на следующем занятии командам представить отобранные задания для интеллектуальной игры)
    Высказывают свои мнения, предлагают идеи
    Занятие №3.
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР И ЗАДАНИЙ
    Цель: формировать умение работать в команде, презентовать результаты общей деятельности, поддерживать мотивацию к подготовке и проведению интеллектуальной игры для первоклассников.
    Задачи:
    Личностные (воспитательные): формировать навыки сотрудничества в

    85 решении познавательных, коммуникативных задач, положительные эмоции от совместной командной работы.
    Метапредметные (развивающие):
    Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (командир, оратор, таймер, критик и др.); осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь в совместной деятельности.
    Познавательные универсальные учебные действия: формировать умения выделять главное на основе сравнения, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи
    Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умения планировать собственную деятельность, действовать по предложенному алгоритму работы.
    Предметные (обучающие): формировать умения применять знания из различных областей в решении интеллектуальных игровых задач, работать с информацией.
    Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая.
    Оборудование: плакаты, карандаши, фломастеры, цветные мелки, классная доска или флипчарт, музыкальное сопровождение.
    Примерный план проведения воспитательного занятия (мероприятия)
    «Презентация интеллектуальных игр и заданий»
    Таблица 3.
    №п\п
    Этап воспитательного занятия
    (мероприятия) и его задачи
    Деятельность педагога
    Деятельность обучающихся
    1.
    Организационно- мотивационный
    Задача этапа — формирование позитивного настроя на совместное ДЕЛО
    ­ акцентирование (педагог акцентирует важность совместного ДЕЛА, ориентирует, настраивает детей на подготовку интеллектуальной игры, подготовку материала командами для презентации выбранных заданий разных типов)
    Рассаживаются по классу по командам, готовят общее рабочее место, определяют, какой материал для презентации может пригодиться

    86 2.
    Целеполагание
    Задача этапа — содействие постановке задач командной работы и их реализации
    ­ разъяснение (помогает сформулировать задачу для команд – презентовать отобранные игры и интеллектуальные задании исходя из названий команд и предложенных для отбора игр);
    ­ работа в командах
    (организует работу в командах, предлагает выбрать/изготовить отличительные атрибуты команд, например, эрудиты
    – оправы очков из подручного материала, юмористы – галстуки- бабочки, словесники – необычные ручки, логики – значки с геометрическими фигурами)
    Определяют отличительные знаки, обсуждают их в команде.
    Изготавливают/выбирают необходимые материалы.
    Как вариант проведения этой части занятия – можно предложить найти в портфеле ненужные вещицы (обертка от конфет, трамвайный билет, ненужные черновики и др.)
    3.
    Организация совместной деятельности
    Задача этапа — способствовать формированию чувства команды, умения принимать
    ­ распределение ролей
    (для подготовки презентации педагог предлагает в команде/группе распределить роли командира, оратора, критика, таймера);
    ­
    «инструктаж» (педагог предлагает алгоритм
    В командах идет работа по алгоритму:
    1. Внимательно изучить пять отобранных заданий.
    2. Выбрать самое трудное задание из всех и отложить его.
    2.
    Выбрать самое неинтересное из

    87 личную ответственность подготовки презентации, разъясняет алгоритм работы в команде);
    ­ работа в команде/группе
    (работа организуется в соответствии с предложенным педагогом алгоритмом);
    ­
    «афиширование»
    (педагог просит команды представить задания, каждая команда представляет свое задание, рекомендуется для создания позитивного эмоционального настроя сопровождать выступления команд можно музыкой, используя музыкальное сопровождение телевизионных игр, шоу, детских песен с соответствующей тематикой) оставшихся заданий и отложить его.
    3.
    Из трех заданий выбрать самое простое и определить, кто из команды будет его представлять.
    4.
    Выбрать более сложное задание и определить, кто его будет представлять.
    5.
    Определить, кто будет представлять самое сложное задание.
    Ораторы представляют отобранные игры, обучающиеся решают задания, предложенные командами, критики помогают ораторам отвечать на вопросы класса.
    4.
    Обсуждение результатов
    Задача этапа — анализ успеха, соизмерение поставленных задач с результатами
    ­ обсуждение (педагог организует обмен мнениями, как команды выполнили задачу, как выполнили роли в командной работе, уточняет, какой команде нужна помощь в подготовке заданий, выясняет, кто её будет оказывать)
    Высказывают свое мнение, предлагают помощь, анализируют работу в команде и выполнение ролей, соотносят свои возможности и трудности выполнения задания, при необходимости обращаются за помощью к одноклассникам
    5.
    Мотивация на КТД
    Задача этапа — формирование положительного эмоционального подкрепления от предыдущего поведения
    ­ совместная постановка перспективной цели (педагог задает вопрос – можно ли объединить задания в одну игру, выслушивает мнения и идеи, предлагает на следующем занятии подумать о том, как можно это сделать)
    Высказывают свои мнения, предлагают идеи.
    Занятие №4.
    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Цель: формировать умения сотрудничать со сверстниками в условиях

    88 познавательно-творческой деятельности, уважительно относится к мнениям, отличных от собственного, проявлять дружелюбие, тактичность в обсуждении идей проведения интеллектуальной игры для первоклассников.
    Задачи:
    Личностные
    (воспитательные): формировать мотивацию к творческому труду, интерес к познавательной деятельности, понимания ценности знания и познания для решения жизненных задач.
    Метапредметные (развивающие):
    Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умения слушать собеседника и вести диалог (полилог), определять общую цель и пути ее достижения.
    Познавательные универсальные учебные действия: формировать умения выделять главное на основе сравнения, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи
    , формулировать выводы, обобщать информацию.
    Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умения планировать собственную деятельность, предлагать правила и алгоритмы проведения игры.
    Предметные (обучающие): формировать умения применять знания из различных областей в решении интеллектуальных игровых задач, работать с информацией.
    Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая.
    Оборудование: плакаты, карандаши, фломастеры, цветные мелки, классная доска или флипчарт, музыкальное сопровождение.
    Примерный план проведения воспитательного занятия (мероприятия)
    «Правила игры»
    Таблица 4.
    №п\п
    Этап воспитательного занятия
    (мероприятия) и его задачи
    Деятельность педагога
    Деятельность обучающихся
    1.
    Организационно- мотивационный
    Задача этапа — формирование общего позитивного настроя на создание правил игры
    — установка (педагог напоминает о подготовке интеллектуальной игры для первоклассников, представляет картотеку отобранных командами заданий)
    Обсуждают задания, высказывают сомнения, дают оценку проделанной работе

    89 2.
    Целеполагание
    Задача этапа — содействие включенности класса в постановку целей совместной деятельности
    ­ мозговой штурм (педагог предлагает подумать, какую игру можно провести для учеников первого класса с выбранными заданиями);
    ­
    «удивляй» (педагог задает вопрос — любят дети кататься на карусели; после ответов спрашивает, можно ли провести для первоклассников интеллектуальную игру
    «Карусель»)
    Начинают обсуждать, высказывают первые идеи.
    Приходят к выводу, что нужно учитывать возможности первоклассников
    (например, не все умеют читать и писать, малыши обижаются, если проигрывают)
    Отвечают, рассказывают, что им нравится и что не нравится в катании на карусели (весело. забавно, кружится голова, большая скорость и др.)
    Обсуждают, понравится ли такая игра первоклассникам, предлагают идеи, как это можно организовать
    3.
    Организация совместной деятельности
    Задача этапа — способствовать формированию чувства команды, нравственной привычки личной ответственности
    ­ работа в группах (педагог организует работу по группам для выполнения задания — придумать правила игры, её ход; знакомит с правилами работы: «выбрать командира команды с помощью считалки, волчка и т. п. таким способом, чтобы на эту роль был шанс
    Рассаживаются по командам, определенным ранее, выбирают командиров, распределяют другие роли в группе: секретарь, таймер, критик и др. Важно, чтобы на этом этапе дети самостоятельно выбирали необходимые роли без подсказки учителя.

    90 попасть любому ученику — время для групповой работы 10–15 минут — в команде вести записи всех предложений и идей);
    ­ афиширование (педагог по окончании времени для командной работы, просит команды представить свои идеи по организации игры
    «Карусель». Включает музыкальное сопровождение, например, из м/ф «Карусель», фиксирует предложения детей на доске;
    ­ обобщение (педагог обобщает ответы, описывает общий ход игры, просит команды вносить коррективы)
    Представляют идеи от каждой команды:
    1. Разделить первоклассников на четыре равные по количеству группы (команды).
    2. Устроить соревнование среди этих групп.
    3. Организовать пространство класса для игры, расставив столы по кругу (как в карусели).
    4. Оборудовать места для четырех остановок в игре:
    Стол Знатоков, Юмористов,
    Словесников, Логиков.
    5. Все ученики первого класса в группах проходят по кругу по выделенным остановкам 2–3 раза.
    6. На каждой остановке ограничено время для решения заданий и игр
    (оптимально 2–3 минуты).
    7. За выполнение каждого задания присваивается балл
    (жетон)
    8. Если команда выполнила задание правильно и быстро и остается время на этой остановке, за скорость присваивается еще один жетон
    . 8. Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов.
    4.
    Обсуждение результатов
    Задача этапа — анализ успеха, соизмерение поставленных задач с результатами
    ­ анализ ситуации, обсуждение (педагог организует обмен мнениями, как команды выполнили задачу, обращает внимание на распределение ролей, подводит к выводу о их причинной обусловленности с эффективностью работы команды.
    Высказывают свое мнение, предлагают помощь, анализируют работу в команде и выполнение ролей, причины успеха/неуспеха групповой работы.
    5.
    Мотивация на КТД
    Задача этапа — вывод опыта на
    ­ поручение (педагог предлагает на большой перемене зайти в класс к первоклассникам, где будет
    Высказывают свои мнения, предлагают идеи, когда и как это лучше сделать

    91 осознаваемый уровень как индивидуальное и коллективное осмысление прошедшего, своеобразное закрепление на дальнейшее продолжение и участие проводиться игра, познакомится с учителем и детьми, рассказать о задумке; поинтересоваться, хотели бы дети поиграть в такую игру, договориться о времени проведения)
    В дальнейшем педагог не напоминает о поручении и не дает конкретных инструкций, как его выполнить
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27


    написать администратору сайта