Главная страница

Письма о танце и балета. Редактор перевода А. Л. Андрес


Скачать 4.03 Mb.
НазваниеРедактор перевода А. Л. Андрес
АнкорПисьма о танце и балета.pdf
Дата03.02.2017
Размер4.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПисьма о танце и балета.pdf
ТипДокументы
#1971
страница10 из 19
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19
t
рудно, сударь, чтобы не сказать невоз- можно, найти человека, который обладал бы без- упречным телосложением. Вот почему приходится то и дело встречать множество дурно сложенных танцовщиков, страдающих к тому же природными недостатками, которые им едва удается скрыть
203
ценой всевозможных ухищрений. Не сказывается ли некое роковое свойство человеческой натуры в том, что мы всегда отклоняемся от пути, всего
более нам подходящего, и часто избираем себе поприще, на котором не в силах ни преуспеть,
ни удержаться. Это-то ослепление, это незнание себя и есть причина появления всей этой толпы скверных поэтов, посредственных живопис- цев, пошлых актеров, терзающих слух музыкантов,
отвратительных танцовщиков, плясунов на прово- локе и прочих — кто их там всех разберет, су- дарь! — людей одинаково невыносимых во всех видах искусства. Займись эти люди делом им под- ходящим, они приносили бы пользу, но вне места и положения, для которого они предназна- чены самой судьбой, истинный талант их оказы- вается под спудом, уступая место притязаниям,
которые делают одного смешнее другого.
Всякий, кто намерен посвятить себя искусству танца, должен прежде всего (во всяком случае,
если он уже достиг того возраста, когда человек способен рассуждать) тщательно взвесить все до- стоинства и недостатки своего телосложения. Если природные недостатки, которые он обнаруживает у себя, таковы, что устранить их невозможно, ему следует тут же, раз и навсегда, отказаться от лелеемой мечты служить удовольствию публики.
Если же недостатки эти могут быть исправлены с помощью прилежания, беспрерывных упражне- ний, а также советов и наставлений умного, про- свещенного учителя, ему не следует пренебрегать ни одним из средств, могущих способствовать устранению этих недостатков,— вполне устрани- мых, если заняться этим своевременно, пока тело
204
не приняло еще окончательной своей формы и ор- ганизм не достиг последней ступени развития,
когда все члены закосневают, а недостатки так укореняются, что уже не поддаются исправлению.
К сожалению, мало найдется танцовщиков,
способных подвергнуть себя подобной оценке.
Одни, ослепленные самолюбием, мнят себя вовсе лишенными недостатков, другие, так сказать, за- крывают на них глаза, хотя они легко обнаружи- ваются при самом поверхностном осмотре. Они не видят у себя того, что бросается в глаза вся- кому более или менее сведущему человеку, — уди- вительно ли после этого, что они не достигают своей цели? Непропорциональное развитие от- дельных членов тела постоянно препятствует игре всех частей механизма и мешает достичь слажен- ности, которая должна приводить к их единству,
и тогда не может быть ни плавности в па, ни мяг- кости в движениях, ни изящества в позах и про- тивопоставлениях, ни соразмерности в а следовательно, ни твердости, ни ап- ломба. Вот, сударь, во что превращается танец у тех, кто заблуждается относительно своего тело- сложения и боится трезво взглянуть на себя в пору обучения или во время упражнений. Не желая обижать их, мы воздаем должное усердию, но не можем не назвать их плохими танцовщиками.
Будь у нас больше хороших учителей, воз- можно, и хорошие ученики встречались бы по- чаще. Но те, кто способны обучать, не дают уро- ков, а те, кому следовало бы самим учиться, обуре- ваемы страстью учить других. Надо ли говорить о их невнимательности к ученикам и шаблонности их преподавания? Ведь сущность танца одна —
205
возразят мне. Согласен, но разве есть один только способ наглядно ее объяснять и передавать тем,
кого обучаешь? И разве не следует идти к одной и той же цели разными путями? Не буду отрицать,
чтобы преуспеть в этом, требуется поистине про- зорливость, ибо лишь по зрелому размышлению и после тщательного изучения особенностей уче- ника возможно определить приемы, пригодные для данного типа телосложения и данной степени ода- ренности: невозможно предугадать с первого же взгляда, что подойдет одному, что не подойдет другому, и приспособить свои уроки ко всем тем разнообразным особенностям, какие являет нам природа или привычка, нередко более непо- корная, чем сама природа.
Таким образом, именно на учителя, по сути дела, возложена задача определить, какой жанр танца подходит данному ученику. А для этого нужно не только превосходно знать свое искус- ство, но еще быть способным побороть то суетное тщеславие, которое заставляет воображать, будто свойственная вам самим манера исполнения яв- ляется единственно возможной и что только она одна может нравиться публике. Ибо наставник,
предлагающий в качестве образца себя и стремя- щийся сделать из своих учеников лишь копию с того — хорошего ли, плохого ли — оригинала, ко- торым является сам, создаст более или менее сно- сную копию лишь в том случае, если ему попа- дутся ученики, обладающие точно такими же склонностями, ростом, телосложением, умом —
словом, такими же природными данными, какими обладает он.
206
Среди изъянов телосложения отмечу два основ- ных: к первому относятся ноги ко второму — ноги дугообразные. Оба этих орга- нических порока весьма распространены и в той или иной мере свойственны почти каждому, по- этому-то так редко встречаются танцовщики, со- вершенно свободные от какого-нибудь из них.
Мы говорим, что у человека иксообразные
ноги, когда у него узкие и закрытые бедра, ляжки приближены одна к другой, колени большие и, со- прикасаясь, задевают одно другое, а между ступ- нями имеется некоторое расстояние, отчего ноги,
от колен до ступней, образуют нечто вроде тре- угольника; отмечу еще громоздкость внутренней части лодыжки и высокий подъем; ахилловы су- хожилия не только сухи и тонки, но и значительно удалены от суставов.
Танцовщик с дугообразными ногами страдает противоположным недостатком. Линия ног от бе- дер до ступней представляет у него как бы дугу,—
в самом деле, бедра у него удалены друг от друга,
ляжки и колени открыты так, что, когда он сдви- гает ноги, просветы, образующиеся лишь между некоторыми, несоприкасающимися частями ног,
сливаются в один сплошной просвет и кажутся гораздо больше, чем им следовало бы быть. Люди с подобным телосложением отличаются, кроме того, длинными и плоскими ступнями; наружная часть лодыжки у них выступает, а ахилловы сухо- жилия толсты и находятся близко к сочленениям.
Эти два столь противоположных недостатка крас- норечивее всяких слов доказывают, что упражне- ния, которые пригодны для ученика, страдаю- щего первым из этих пороков, неизбежно будут
207
пагубны для того, кто вторым, и что обу- чение двух учеников, различных по сложению и статям, не может быть одинаковым. Тому, у кого иксообразные ноги, следует постоянно стремиться раздвинуть их слишком тесно примыкающие друг к другу части. Лучший способ преуспеть в этом —
разворачивать бедра и двигать ими в таком поло- жении, используя для этого способность берцовой кости свободно вращаться в ветлужной впадине тазобедренного сустава. С помощью та- кого упражнения колени будут тоже двигаться и встанут, так сказать, на свое место. Коленная ча- шечка, которая как бы самой природой предназна- чена для того, чтобы ограничивать чрезмерное раз- гибание коленного сустава, займет тогда положе- ние на перпендикуляре, как бы проведенном от кончиков пальцев, вследствие чего бедро и голень образуют прямую линию, чем обеспечивается твер- дость и устойчивость корпуса.
Другой способ искоренения этого недостатка заключается в том, чтобы постоянно держать ко- ленный сустав слегка согнутым, сохраняя види- мость крайней напряженности, на самом деле мни- мой; здесь уж, сударь, нужно предоставить дело времени и привычке; когда положение это де- лается привычным, танцовщику становится как бы невозможно принять прежнее, естественное для него, но неправильное положение без того, чтобы не испытывать нестерпимой боли и онемения в этих частях ноги.
знавал танцовщиков, так хорошо овладевших искусством скрывать этот не- достаток, что о нем нельзя было бы догадаться,
если бы он не обнаруживался во время антраша и других сильных движений. Обнаруживался же он
208
"
«Смерть Геркулеса».
— эскиз костюма Боке

8
5
s
О
\
s
to
о
И
потому, что сокращение мышц во время прыжка вызывает полное разгибание суставов и застав- ляет каждую часть ноги вернуться на свое место и принять свойственное ей от природы положе- ние: колени, таким образом, теряют выворотность и возвращаются на исходное место, что препят- ствует заноскам. Чем теснее сближены верхние части голени, тем нижние части более удалены друг от друга. Ноги, не будучи в состоянии ни
«отбивать» антраша, ни скрещиваться, как бы за- стывают в неподвижности, в то время как голени некрасиво трутся одно другое; если заноски не будут ни подрезаться, ни отбиваться, ни скрещи- ваться, они не могут обладать быстротой и бле- ском, составляющими главное их достоинство. Нет ничего труднее, на мой взгляд, чем скрывать эти недостатки, особенно в моменты энергичного ис- полнения, когда сотрясается весь механизм чело- веческого тела, когда оно подвергается сильным повторным толчкам и проделывает противополож- ные движения, требующие постоянных и разнооб- разных усилий. И если искусству удается в это время одержать верх над природой, разве не до- стоин танцовщик величайших похвал?
Тот, кто обладает телосложением такого рода,
должен отказаться от антраша, кабриолей и всех резких и сложных движений, тем более, что по- добные движения неизбежно получаются у него плохо. Ибо, поскольку он узок в бедрах или,
пользуясь языком анатомов, кости его таза мало расширены, они несколько ограничивают действие прикрепленных к ним мышц, от которых частично зависят движения корпуса. Тому, у кого эти кости обладают гораздо большей шириной, проделывать
Данай — эскиз костюма Боке
Ж.-Ж.
209
движения и сгибания значительно легче, по- тому что в этом случае мышцы прикреплены к точке, более удаленной от центра тяжести. Во- обще говоря, единственным жанром, доступным танцовщикам этого рода, является танец благород- ный и тер-а-терный. Однако, сударь, недостаток силы, свойственный танцовщикам с иксообраз- ными ногами, они явно возмещают ловкостью.
Я заметил, что даже самые простые движения от- личаются у этих танцовщиков мягкостью и бле- ском, что они легко превозмогают трудности, не требующие физических усилий, и что их прыжки всегда отличаются грацией, ибо, отталкиваясь от пола, они в равной мере используют и кончики пальцев, и сухожилия, приводящие в движение го- леностопный сустав. Вот те достоинства, которые компенсируют отсутствие у них силы. А в танце я всегда предпочту силе ловкость.
Танцовщикам с дугообразными ногами нужно лишь стараться сближать те части ног, которые слишком отстоят одна от другой, дабы уменьшить таким образом просвет между коленями. Не менее чем танцовщики с иксообразными ногами, дугооб- разные нуждаются в упражнениях для выворотно- сти бедер, и скрывать свой недостаток им еще труднее. Как правило, они бывают сильными и коренастыми, следовательно, мускулы у них отли- чаются меньшей эластичностью, а суставы сгиба- ются с меньшим изяществом. Разумеется, если этот дефект телосложения является следствием из- менения костей, то все труды будут бесполезны и усилия искусства — бессильны. Я сказал, что танцовщикам с иксообразными ногами следует во время танца держать колени несколько согнутыми;
210
танцовщики же с дугообразными вслед- ствие противоположных причин,
колени и делать заноски возможно бо- лее компактно, дабы предельное сближение ног уменьшало естественно разделяющий их просвет или интервал. Они мускулисты, проворны и бли- стательны там, где требуется больше силы, нежели ловкости — мускулисты и легки вследствие на- правления их мышечных волокон, а также проч- ности и выносливости суставных связок; проворны потому,
заноски они делают движением ско- рей нижней, нежели верхней части и выпол- няют их с большей скоростью, поскольку им не приходится очень раздвигать при каждой заноске; блистательны потому, что между частями ног, которые то сходятся, то расходятся, обра- зуются просветы, и эти просветы, сударь, пред- ставляют собой как бы светотень танца, ибо,
когда в антраша заноски выполняются без четкого скрещивания, с ударом, а, напротив, ноги только трутся одна о другую и ворочаются, — не будет света, подчеркивающего тени, а слишком стисну- тые ноги будут казаться некоей единой неотчет- ливой массой и не произведут никакого впечат- ления.
1
Они недостаточно ловки, ибо слишком полагаются на свою силу, она же препятствует верткости и непринужденности. Стоит им на
Наблюдения такого рода могут быть сделаны только теми художниками, которые всегда стараются разобраться в природе каждого эффекта, достигаемого ими в своем ис- кусстве. Наслаждаться, не стараясь вникнуть в причины доставляемого наслаждения, этим довольствуется большин- ство людей; удел наблюдательного художника — подвергать анализу подобное наслаждение, такой анализ безусловно способствует развитию его искусства.
211
мгновение утратить ее, как они делаются нелов- кими, причем не владеют даже искусством скра- дывать это с помощью тех простых движений, ко- торые, не требуя усилий, всегда дают танцовщику возможность передохнуть. Кроме того, у них очень малая эластичность, а при прыжках они редко отталкиваются носком.
Мне кажется, я открыл истинную причину этого явления: она заключается в длинных и пло- ских ступнях. Эту часть тела я сравню с рычагом второго рода, то есть с рычагом, у которого тя- жесть находится между точкой опоры и точкой приложения силы, между тем как точка опоры и точка приложения силы находятся на крайних его концах. В данном случае неподвижная точка, или точка опоры, расположена в носке, тяжесть или вес тела действует на голеностопный сустав,
а сила, поднимающая и поддерживающая этот вес,
прилагается к пятке через ахиллово сухожилие;
а так как длинная и плоская ступня представляет собой более длинный рычаг, и точка приложения силы тяжести находится дальше от точки опоры и ближе к точке приложения силы, тяжесть тела должна увеличиваться, а сила ахиллова сухожилия соответственно уменьшаться. Отсюда я делаю вы- вод, что поскольку у танцовщика с дугообразными ногами соотношение мускульной силы и силы тя- жести не столь выгодно, как у танцовщиков с ик- сообразными ногами, отличающихся высоким подъемом и силой ступни, первому труднее стано- виться на носки.
Я сделал еще одно наблюдение, сударь: недо- статки сложения, свойственные ноге на протяже- нии между тазом и ступней, обычно бывают свой-
212
ственны также руке между плечом и кистью; чаще всего плечо точно повторяет строение бедра, ло- коть — колена, а кисть — ступни. Достаточно са- мого поверхностного наблюдения, чтобы убедиться в этой истине и увидеть, что физические недо- статки, являющиеся следствием неправильного строения сочленений, за малыми исключениями,
распространяются на все конечности. Усвоив эту истину, учитель должен подсказывать ученикам соответствующие движения рук. Замечание это заслуживает особого внимания. При коротких ру- ках требуются движения, пропорциональные их длине. Чрезмерная длина руки скрадывается по- средством ее округления. Искусство состоит в том,
чтобы уметь извлечь выгоду из подобных несовер- шенств. Я знавал танцовщиков, искусно скрывав- ших чрезмерную длину своих рук с помощью по- луоборотов, при которых ракурс менял их очер- тания.
Я уже говорил, что танцовщики с иксообраз- ными ногами не отличаются силой, они худощавы и стройны; танцовщики с дугообразными ногами более сильны, плотны и мускулисты. Принято счи- тать, что плотный и коренастый человек непре- менно должен быть грузным. Это справедливо в отношении истинного веса их тела, но неверно в применении к танцу, ибо легкость не зависит ни от чего другого как от мышечной силы. Тот,
кто не обладает достаточно сильными мускулами,
всегда падает тяжело. Причина этого проста:
в момент падения слабые конечности не могут сопротивляться воздействию массы тела или его тяжести, которая тем сильнее, чем больше вы- сота, с которой оно падает, вследствие чего ноги
213
не выдерживают и подгибаются. Именно в момент расслабления и сгибания суставов мы слышим звук падения, звук, который становится значи- тельно слабее и может даже вовсе не быть слыш- ным, если тело оказывается в состоянии сохранить строго перпендикулярное положение, а его мус- кулы и сухожилия способны противостоять силе тяжести и энергично сопротивляться толчку, кото- рый мог бы им повредить.
Природа не избавила прекрасный пол от тех несовершенств, о которых я только что говорил вам. Но, по счастию, на помощь нашим танцовщи- цам приходят ухищрения искусства и форма юбок.
Панье скрывает множество недостатков, а любо- пытствующий взгляд критиков не властен под- няться достаточно высоко, чтобы обнаружить их.
Большинство танцовщиц танцует с выворотными коленями, словно у них дугообразные ноги. Вслед- ствие этой скверной привычки, а также благодаря юбкам танец их выглядит более бравурным, чем у мужчин, ибо, как я уже указывал, они выпол- няют заноски только нижней частью ноги, а по- тому делают их быстрее, чем танцовщики, кото- рые, ничего не скрывая от зрителя, вынуждены отбивать заноски ногами, вытянутыми начиная от тазобедренного сустава. А как вы понимаете, тре- буется больше времени на то, чтобы проделать движение всей ногой, нежели одной частью.
Что же касается бравурности танцовщиц, то этому немало способствует их живость, но, однако, зна- чительно меньше, чем юбки, которые, скрывая длину ног, сосредоточивают взоры зрителей на видимой их части и, следовательно, производят большее впечатление. Весь эффект заносок оказы-
214
вается, так сказать, сосредоточенным в одной точке, все это па приобретает больше живости и бравурности, глаз охватывает его целиком, внима- ние зрителя не рассеивается и ничем не отвле- кается, поскольку взору его приходится охваты- вать меньшее пространство.
Впрочем, хорошенькое личико, красивые глаза,
изящный стан и полные неги движения рук — все это, сударь, несокрушимые рифы, о которые неми- нуемо разбивается всякая критика, и неоспоримое преимущество, дающее право на снисходитель- ность зрителя, чье воображение готово возместить отсутствие удовольствия в зрительном зале меч- тами о тех удовольствиях, которые он мог бы по- лучить за его пределами.

Письмо двенадцатое
ничего более необходимого для хо- рошего танцовщика, чем выворотность — en de- hors, и нет ничего более естественного для чело- века, чем обратное положение — en dedans. С ним мы и рождаемся. Чтобы убедиться в этом, нет нужды ссылаться на пример жителей Востока,
216
Африки и всех тех народов, которые танцуют —
вернее прыгают и пляшут — без каких-либо пра- вил. Зачем идти так далеко? Взгляните на детей,
понаблюдайте поселян, и вы увидите, что ступни у них всегда завернуты внутрь. Обратное положе- ние является, следовательно, чисто условным, и это с очевидностью доказывается тем, что худож- ник погрешил бы и против природы, и против сво- его искусства, заставь он свою модель позировать с ногами, выворотными, как у танцовщика. Вы видите, стало быть, сударь, что для того чтобы изящно танцевать, грациозно двигаться и высту- пать с благородством, приходится нарушить есте- ственный порядок вещей и путем столь же дли- тельных, сколь и мучительных упражнений прину- дить свои ноги принять совсем иное положение,
чем то, которое было свойственно им при рож- дении.
Добиться выворотности ног, совершенно необ- ходимой для нашего искусства, можно лишь начав упражняться с ранних лет; это единственный спо- соб преуспеть, поскольку в детстве все наши члены еще гибки и нетрудно придать им любое направление.
Искусный садовник не станет развертывать в шпалеру выросшее на свободе старое дерево;
утратившие гибкость ветви не будут повиноваться ему и скорей сломаются, чем уступят насилию;
если ж он возьмет молодое деревцо, то при- даст ему желаемую форму; нежные ветви легко согнутся и расположатся по воле садовника; время,
сообщив ветвям твердость, закрепит форму, при- данную ей рукой человека, и каждая из них,
217
навсегда сохранив напечатление искусства, при- мет направление, ей предписанное.
Вы видите, сударь, природу удалось изменить.
Но садовнику не дано свершить второе чудо и вернуть дереву первоначальное его обличье. При- рода в каких-то сторонах своих уступчива лишь пока слаба. Когда время придает ей силу, она на- чинает сопротивляться, и покорить ее уже невоз- можно.
Отсюда мы делаем вывод, что первыми учите- лями детей являются — или, во всяком случае,
должны являться — их родители. Каких только не- достатков не обнаруживаем мы у детей, когда они попадают нам в руки! В этом виноваты их корми- лицы — скажете вы. Объяснение неубедительно и довод легковесен, это не только не оправды- вает небрежности отцов и матерей, а, напротив того, служит обвинением против них. Предполо- жим, что детей действительно плохо пеленали, но обстоятельство это тем более должно было при- их внимание к детям, ибо восемь-девять лет родительских забот должны были бы заставить позабыть об оплошностях, допущенных няньками в первые два-три года.
Но вернемся к положению en dedans. Танцов- щик, склонный к такому положению, всегда нело- вок и производит неприятное впечатление. Выво- ротность, напротив, придает непринужденность и блеск, сообщает грацию па, позициям и позам.
Добиться выворотности — дело нелегкое, ибо правильный способ выработать ее обычно неизве- стен. Большинство молодых людей, посвятивших себя танцу, убеждены, что положения этого можно добиться исключительно путем выворачивания
218
одних только ступней. Мне известно, что эта часть ноги может принять выворотное положение благо- даря своей гибкости, а также подвижности голе- ностопного сустава. Но метод этот тем более не- правилен, что смещает лодыжки и не оказывает никакого воздействия ни на колени, ни на бедра.
Кроме того, колени никак не могут достигнуть выворотного положения без участия бедер. В са- мом деле, коленям присущи всего два движения —
сгибание и разгибание. Первое относит голень на- зад, второе выпрямляет ногу. Таким образом,
нельзя достигнуть выворотного положения только в коленном суставе, и все зависит главным обра- зом от бедра, ибо только оно господствует над всеми нижележащими частями ног и властно сооб- щить им вращательное движение, которым обла- дает само; и в каком бы направлении оно ни дви- галось, колено, голень и ступня вынуждены сле- довать за ним.
Не стану говорить вам о специальном снаряде,
который называют «бедровыворачиватель»; снаряд этот неудачно придуман и неудачно устроен и не только не приносит пользы, а, напротив, калечит тех, кто им пользуется, ибо сообщает пояснице изъян еще гораздо более неприятный, чем тот, ко- торый хотят устранить с его помощью.
Самыми простыми и естественными средствами всегда являются те, которые подсказываются нам разумом и здравым смыслом, если ими можно ог- раничиться. Чтобы добиться выворотности, необ- ходимы умеренные, но непрерывные упражнения.
Единственным в этом роде упражнением, которое следует предпочесть всем остальным, является упражнение ronds и tours de en dedans или
219
en dehors и grands battements исходящие от бедра.
Эти упражнения неприметно сообщают свободу, пружинистость и гибкость, в то время как «бедровыворачиватель» способствует лишь на- пряженности движений вместо той свободы, ко- торая должна была возникнуть от его применения.
Можно ли, стесняя свободу пальцев человека,
играющего на каком-либо инструменте, научить его беглости и блестящему исполнению? Конечно,
нет. Только свободное движение кисти рук и су- ставов может сообщить ему ту беглость, быстроту,
точность и блеск, что являются душой всякого ис- полнения. Как же достичь всех этих совершенств танцовщику, который половину своей жизни стал бы проводить в колодках? Нет, сударь, пользо- ваться этим снарядом губительно. Не насилием можно исправить врожденный недостаток, а лишь временем, трудом и прилежанием.
Бывают также люди, начинающие слишком и принимающиеся за изучение танцев в том возрасте, когда пора было бы уже подумать отказе от них. Само собой разумеется, в этих случаях «бедровыворачиватель» принесет не болыие пользы, чем экзерсисы.
Я знавал людей, для которых это было тем му- чительнее, что тело их уже сформировалось, и они были лишены гибкости, которая утрачивается вместе с молодостью. Недостаток, с которым про- жили тридцать пять лет, — это недостаток уже уко- ренившийся. Поздно бороться с ним, поздно и пы- таться сделать его
Недостатки, являющиеся следствием привычки,
весьма многочисленны. То и дело приходится ви-
220
деть детей, уродующих или портящих свою фи- гуру. Одни смещают лодыжку из-за постоянной привычки стоять на одной ноге и, так сказать,
«болтать» другою, придавая ступне неприятное и искусственное положение, которое не является для них утомительным, потому что вследствие эластичности сухожилий и мышц детям доступны самые разнообразные движения. Другие ковер- кают себе колено положениями, которые почему- то предпочитают естественным,— один, вследствие привычки выставлять вперед плечо, смещает ло- патку, другой, все время находясь в неестествен- ном положении, скособочивает тело, отчего,
в конце концов, одна ляжка становится у него толще другой.
Мне никогда не удалось бы исчерпать своей темы, если бы я вздумал перечислять все недо- статки, источником которых является неправиль- ное положение тела. Недостатки эти, весьма при- скорбные для тех, кто их приобрел, поддаются исправлению только вначале. Привычка, усвоен- ная в детстве, усиливается в молодости и укоре- няется в зрелом возрасте, в старости уничтожить ее уже невозможно.
Танцовщикам, сударь, следовало бы придер- живаться тех же правил, что и древним атлетам,
соблюдая те же предосторожности, какие соблю- дали они перед тем, как идти на борьбу или на бой. Это предохранило бы танцовщиков от не- счастных случаев, являющихся на сцене такой же новостью, как и прыжки, умножившихся с тех пор, как принялись насиловать человеческую при- роду и принуждать ее к действиям, порой выхо- дящим за пределы ее возможностей. Если наше
221
искусство требует наряду с высокими качествами ума сильного и ловкого тела, то сколько же стара- ний следовало бы затратить на то, чтобы вырабо- тать в себе здоровый дух и силу воли! Чтобы стать хорошим танцовщиком, нужно быть воздержанным.
Могли ли бы английские скакуны (да простят мне это сравнение) обладать столь свойственной им резвостью и проворством, если бы за ними не было такого ухода? Пища их точнейшим образом взве- шивается, питье тщательно отмеряется, время упражнений твердо установлено, равно как и время отдыха. Если эти меры приводят к таким успеш- ным результатам у столь крепких животных, какую же пользу может оказать разумная и размеренная жизнь на существа слабые от природы, но пред- назначенные для тяжкого и изнурительного труда,
требующего сильного и крепкого телосложения.
Разрыв ахиллова сухожилия, перелом ноги,
вывих голеностопного сустава, словом, всякого рода повреждения обычно происходят у танцов- щиков вследствие трех причин: неровности под- плохо пригнанного люка, а также сала от свечей или чего-либо подобного, заставившего его поскользнуться и упасть; слишком напряженных и неумеренных упражнений, которые, сочетаясь с излишествами другого рода, расслабляют и де- лают все тело дряблым, отчего исчезает гибкость,
движения теряют непринужденность и приобре- тают какую-то сухость,— эта одеревенелость в мышцах, утрата жизненных соков, это истощение неприметно приводят к самым тяжелым ным случаям; от неловкости и порочных привычек,
а также неправильного положения которые,
будучи вытянуты вертикально вниз, в момент
222
когда тело опускается, нередко подворачиваются,
подгибаются и не выдерживают тяжести.
— вот истинная опора всего механизма нашего тела. Ваятелю грозила бы гибель его тво- рения, вздумай он дать своей статуе в качестве опоры круглую и подвижную основу, она неиз- бежно упала бы и разбилась. По этой-то причине танцовщики должны пользоваться всеми пальцами ног; расходясь, словно ветви, вширь, они значи- тельно увеличивают опорную поверхность и удер- живают тело в надлежащем и необходимом для него равновесии. Если он не раздвигает пальцы,
если не «впивается», так сказать, в подмостки,
чтобы надежно укрепиться, он неизбежно подвер- гает себя опасности: ступня теряет свою есте- ственную форму, становится выпуклой и начинает вихляться из стороны в сторону — от мизинца к большому пальцу и от большого пальца к ми- зинцу. Это подобие бортовой качки, вызванной выгнутым положением оконечности ступни, ме- шает сохранить устойчивость; лодыжки расшаты- ваются и смещаются, и вам должно быть понятно,
сударь, что в тот момент, когда тело всей своей тяжестью опускается на землю с некоторой вы- соты и не находит в нижней своей части опоры,
способной принять ее и остановить падение, оно подвергается сильному толчку. Сотрясение, испы- тываемое им при этом, наносит значительный вред всем суставам, и тот миг, когда танцовщик попы- тается найти устойчивое положение и будет делать неистовые усилия, чтобы избежать опасность, ока- жется для него роковым: либо он растянет себе связки, либо переломит кости, либо разорвет су- хожилия. Внезапный переход от расслабления
223
к сильнейшему напряжению и от сгибания к рез- кому разгибанию является, таким образом, причи- ной множества несчастных случаев, которые, без сомнения, были бы менее частыми, если бы тан- цовщики готовились, так сказать, к падению; сла- бые конечности не пытались бы тогда сопротив- ляться весу тела, которого они не в силах выдер- жать и которому не в состоянии сопротивляться.
Последствия таких неправильных положений бы- вают столь гибельны, что никакие предостере- жения не могут быть здесь излишни.
Падения, причиной которых являются неров- ные подмостки или другие непорядки такого же рода, не следует приписывать неловкости танцов- щика. Что же касается тех случаев, когда падение вызвано слабостью, утомлением после чрезмерных упражнений или образом жизни, приводящим к истощению, то предупредить их можно, лишь отказавшись от всяких излишеств и используя силы соразмерно со своими возможностями.
Страсть к сложным прыжкам — есть страсть неле- пая и бесплодная. Какой-нибудь буффон приез- жает из Италии, и тотчас же все танцующее племя бросается подражать этому безудержному ска- куну, причем самые слабые танцовщики обычно более всех других тщатся сравняться с ним и даже превзойти. Глядя, как дрыгают ногами наши тан- цовщики, впору было бы подумать, что их поразил какой-нибудь недуг, требующий для своего исце- ления неистового скакания и чудовищных прыж- ков. Мне кажется, сударь, что я вижу лягушку из басни: она лопнула, силясь раздуться, а танцов- щики ломают себе ноги и калечат себя, стремясь подражать сильному и мускулистому итальянцу.
224
Некий писатель, чье имя мне неизвестно, со- вершил грубейшую ошибку, напечатав в том изда- нии, которое всегда будет являться гордостью не только нашего отечества, но и всего нашего века,
будто прыжок есть следствие сгибания колен и их выпрямления. Это глубокое заблуждение; поднять тело вверх с помощью такого противоестествен- ного приема физически невозможно, в чем вы убе- дитесь, если попробуете согнуть колени, а затем их выпрямить. Независимо от того, будете ли вы делать эти противоположные движения быстро или медленно, мягко или напряженно, ступни ног не оторвутся при этом от земли; сгибание и вы- прямление колен не в состоянии поднять тело вверх, если те части тела, которые для этого не- обходимы, не будут приведены в действие одно- временно. Было бы разумнее сказать, что прыжок зависит от упругости мышц, приводящих в дей- ствие голеностопный сустав, и от подвижности ахиллова сухожилия, ибо можно произвести не- большой прыжок, не прибегая к сгибанию и по- следующему выпрямлению колен.
Ошибочным является также представление,
будто человек сильный, крепкого сложения дол- жен прыгать выше, нежели слабый и тонкого сло- жения. Повседневный опыт учит нас обратному.
Мы видим, с одной стороны, танцовщиков, делаю- щих сильно, battu — энергично и уверенно,
но при этом достигающих лишь весьма умерен- ного вертикального подъема, ибо взлет в сторону с наклоном корпуса есть нечто совсем иное: он является, если можно так выразиться, мнимым и зависит всецело от ловкости исполнителя. С дру- гой стороны, мы знаем людей физически слабых,
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19


написать администратору сайта