С широко открытыми глазами. Роб УокерС широко открытымиглазами. 131 Способ увидетьмир подругому и найти
Скачать 1.59 Mb.
|
часть того, что значит быть человеком. Иногда люди говорят, что они “ищут тишину”, словно она ушла или они потеряли ее где-то. Но это не то, что можно потерять. Тиши- на – это бескрайний горизонт, стоящий за каждым словом, которое они произнесли. Неужели они не могут ее найти? Ничего страшного, она сама найдет их». Представьте, что вы следуете духу обета молчания в ва- шей повседневной жизни. Поставьте себе задачу провести целый день, говоря только то, что вы абсолютно точно долж- ны сказать. Как часто замечают специалисты по поведению – и все, кто когда-либо был на первом свидании, – мы обыч- но относимся к «беседе» как к игре, в которой каждый ждет своей очереди заговорить. Мы упускаем из внимания ска- занное, потому что мысленно репетируем нашу следующую реплику. Что если бы вы сумели избавиться от привычки использовать каждый миг тишины для возможности высказать все, что у вас на уме? Что если бы вы бы- ли ограничены, например, пятью десятками слов в день? Я думаю, вы бы слушали людей совсем иначе. Вы бы обращали больше внимания на каждое произ- несенное слово. Вы бы прислушивались к тому, на что именно вам необходимо ответить. Вы бы узнали, что чем меньше вы говорите, тем больше слышите. Тишина – это не конец. Это катализатор, это возможность обнаружить истинное значение мира вокруг вас или внутри вашей головы. – ДИАНА КУК ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕХНИКУ SLANT ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ разгрызть гранит истории, математи- ки или литературы, если ваш беспокойный разум не сумеет сосредоточиться на лекции или дискуссии во время семина- ра. Многие педагоги подтвердят, что отсутствие сосредото- ченности – распространенная проблема, и некоторые из них, например Барри Шварц, профессор психологии Свартмор- ского колледжа и автор книги «Парадокс выбора», рекомен- дуют осознанно тренировать «мышцы внимания» у студен- тов. Одна из методик, используемых в некоторых учебных за- ведениях, называется SLANT. Эта аббревиатура расшифро- вывается как sit up (сесть прямо), lean forward (податься впе- ред), ask and answer questions (задавать вопросы и отвечать на них), nod (кивать), track (следить за говорящим). Этому правилу легко следовать на любом совещании или в разговоре. Сесть прямо и податься вперед – это само собой разуме- ется. Когда вы задаете вопросы, вы даете понять, что вовле- чены в тему, и укрепляете свое вовлечение. Кивок показы- вает, что вы понимаете, о чем речь, и углубляет связь с гово- рящим. Следить за лектором – попросту означает, что надо смотреть на того, кто говорит, что не только вежливо, но и облегчает понимание услышанного. Педагог может использовать технику SLANT, чтобы на- поминать студентам о том, как тренировать свои «мышцы внимания», пишет Шварц в колонке для Slate. Но это также удобная подсказка для нас. Вспомните эту инструкцию, ко- гда заметите, что участвуете в беседе, которая заслуживает больше внимания, чем вы ей уделяете. СЛУШАЙТЕ БЕЗ ЭГОИЗМА МЫ ВСЕ ЗНАЕМ, каково это, когда нас заставляют слу- шать, и почему порой даже лучшим из нас сложно это вы- держать. Но иногда мы можем и должны прислушиваться. Луч- ший совет, как развить способность к неэгоистичному слу- шанию, я нашел в колонке об отношениях Элизабет Берн- штейн в The Wall Street Journal, где она процитировала од- ного из своих читателей. Этот читатель был шестидесяти- летним бухгалтером, верившим в то, «что нет более ценного дара, чем искренне выслушать человека, не перебивая и не вставляя свое мнение». В чем его секрет? В дыхании. Когда он слушает, особенно если то, что он слышит, вызы- вает у него желание спорить и возражать, он начинает глубо- ко дышать. Он сослался на какое-то упражнение для снайпе- ров в десанте, но на самом деле это довольно очевидная идея, древняя практика, подкрепленная современной наукой. Глу- бокое дыхание сокращает выработку кортизола – гормона, производимого надпочечниками в стрессовые моменты. «Такое дыхание заставляет время остановиться, – утверждает читатель. – Оно обостряет слух, помогает обратить внимание на невербальные подсказки, от- крывает вас эмоциям. Таким образом, вы создаете ме- сто для себя и для других». Это, конечно, критически важный навык в отношениях. Но он полезен и при по- чти любом взаимодействии. Нет смысла притворяться, что вы внимательны, если вы и правда обращаете внимание. – СЕЛЕСТА ХЭДЛИ ПОГОВОРИТЕ С НЕЗНАКОМЦЕМ Я ОТ ПРИРОДЫ СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, так что мне никогда не приходило в голову, что развивать внима- ние можно с помощью незнакомых людей, пока это не пред- ложили несколько моих студентов. Писательница и преподавательница Кио Старк в своей книге When Strangers Meet: How People You Don’t Know Can Transform You («Встреча незнакомцев: как люди, которых вы не знаете, могут вас изменить») описывает интересный повод заговорить с незнакомцами. Она придумала остроум- ные подсказки для людей, которым по натуре такое общение трудно дается. Я не одинок. Большинство из нас, особенно в обществен- ных местах, наблюдают то, что социологи называют любез- ным невниманием , молчаливым согласием не докучать друг другу на основе своего рода взаимного договора о невмеша- тельстве. Старк советует иногда подыскивать возможность слегка нарушить это правило. Если вы видите кого-то, кто, похоже, ищет, как куда-то пройти, преодолейте желание поспешить мимо, отведя глаза. Предложите помощь. Один мой студент так поступил. Когда пожилая дама обратилась к нему со случайным замечанием о мусоре на улице, он выслушал ее и высказал свое мнение. Встреча была мимолетной, но произвела на него впечатле- ние. Если вам комфортно открываться людям в такие момен- ты, советует Старк, создавайте их самостоятельно. Задайте вопрос, сделайте комплимент, попробуйте высказать вслух «простое замечание об общем пространстве, в котором вы находитесь». Старк напоминает о типичных рисках такого поведения. Не надо мешать тому, кто спешит, не путайте комплименты с домогательствами, не будьте грубы и так далее. Но будьте открыты. Как советует Старк, важно задать во- прос, а потом затихнуть. «Дайте людям шанс самим за- полнить тишину». Это на самом деле старый фокус, из- вестный интервьюерам и репортерам, – у нас всех есть со- блазн прекратить неловкую паузу, но лучше сдержаться и дать это сделать другому человеку. «Когда люди чувствуют, что их слушают, – пишет Старк, – они уже сами не могут перестать говорить». Связь не обязательно должна быть вербальной. Самый милый пример, с которым я сталкивался, – это история, ко- торую Старк рассказала об одном из своих учеников. У него получился поэтический вариант беседы, в которой никто не произнес ни слова. Студент ехал в метро, слушая музыку в наушниках и сидя рядом с женщиной, которая делала то же самое. «Он снял наушники и предложил их ей. Она выгля- дела озадаченной, но потом сняла свои и обменялась с ним. Спустя пару минут они обменялись снова. Не сказав друг другу ни слова». ИЩИТЕ НЕЗНАКОМЦЕВ РАДИОПРОДЮСЕР ААРОН ХЕНКИН придумал очень системный подход к общению с незнакомцами. Его цель: «Встретиться со всеми, кто живет и работает в одном райо- не в Балтиморе, и взять у них интервью». Итогом стала до- кументальная передача, а также много уроков, полученных благодаря разговорам с незнакомыми ему людьми. Представьте, что вы поставили себе задачу встретиться и поговорить со всеми в вашем районе, или офисе, или там, где вы плаваете по выходным, или еще где-то. Конечно, вы не обязаны записывать ваши беседы. Само общение с незна- комцами (или едва знакомыми людьми) уже награда. ПРЕВРАТИТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕЗНАКОМЦЕМ В ИГРУ ПРЕДПОЛОЖИМ, вы так же застенчивы, как я, и не все- гда можете заставить себя обратиться к незнакомому чело- веку. Это не значит, что вам надо притворяться, будто во- круг никого нет. Не ставя никого в известность, вы можете сделать незнакомца своей музой. Известно много фотографов и других художников, изоб- ражавших незнакомцев. Но мне нравится то, что придумали художники Даниэль Корен и Ваня Хейман. Корен заметил, что ему неудобно идти в ногу с другими пешеходами, поэто- му он решил сделать из этого соревнование (соревнование, о котором знал только он). Корен и Хейман в итоге записа- ли смешное видео Walking Contest («Соревнование в ходь- бе»), превратив этот мелкий источник дискомфорта в очень близкое нам всем замечание о природе человеческого взаи- модействия. Вы получите пользу от того, что уделите незнакомцам творческое внимание. Вы и не догадываетесь, на что они спо- собны, и существует бесконечное множество способов взаи- модействовать с ними, пусть даже это взаимодействие про- исходит только в вашей собственной голове. ПОЗВОЛЬТЕ НЕЗНАКОМЦУ ВАС ВЕСТИ ДЕРЗКИЙ ПРОЕКТ Following Piece художника Вито Ак- конти был реализован им в течение нескольких недель в 1969 году. Каждый день он выбирал случайного человека и следовал за ним по Нью-Йорку. Это продолжалось, пока его объект (который понятия не имел, что происходит) не захо- дил куда-нибудь, куда Акконти попасть не мог: в жилой дом, например, или садился в машину, которая тут же уезжала. Это упражнение могло длиться несколько минут или часов – в зависимости от того, что делал незнакомец. В одном случае Акконти пришлось пойти в кино, потому что туда пошел его поднадзорный. Акконти не рассматривал свои упражнения как флирт, или заигрывание с опасностью, или вуайеризм и даже не про- являл к своим объектам особого любопытства. «Таким об- разом я заставлял себя встать из-за рабочего стола и отпра- виться в город, – признался он годами позже. – Я как будто молился людям, чтобы они увели меня куда-то, куда я сам не знал, как попасть». В 1980 году художница Софи Калле также стала следо- вать за незнакомцами, и как-то раз одному из «подопытных» ее представили на вечеринке. Мужчина упомянул, что ско- ро собирается поехать в Венецию, и она последовала за ним. Она прибыла в город и потратила несколько дней на то, что- бы его найти, после чего всюду за ним следила, пока он нако- нец ее не узнал. Эта история стала темой книги Калле Suite Vénitienne («Преследование в Венеции») о слежке и пресле- довании. Эта книга подтверждает, по словам одного крити- ка, печальную правду о том, что «мы проводим дни в наших собственных тайных и никому не известных миссиях». Чтобы последовать примеру этих художников, нужно иметь крепкие нервы и не исключать некоторый риск. Но есть в этом поиске нового и неожиданного и что-то от на- стоящего приключения. Игру Pokemon Go многие хвалили именно за то, что она поощряет игроков посещать новые ме- ста, но некоторые довольно бездумно выходили на край про- пасти, попадали в опасные подворотни, а также аварии, пре- следуя свою виртуальную добычу. Так что, пожалуй, риск от- носителен. ПРОЙДИТЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ТЬЮРИНГА ПРЕДПОЛОЖИМ, вы опасаетесь, что ваш взгляд на мир слишком узок и ограничен, что вы заперли себя в так назы- ваемой эхо-камере, в которой вы слышите только те идеи и точки зрения, с которыми и так согласны. В итоге противо- положные точки зрения вам кажутся не просто неверными, а совершенно безумными. Вы заслуживаете уважения уже потому, что задумались об этом. Важный симптом распространенного недуга, кото- рый я описал, – это полное отрицание вероятности того, что и другие точки зрения могут иметь какие-то упущенные до- стоинства. Тайлер Ковен, популярный блогер и профессор экономи- ки Университета Джорджа Мейсона, известен своей способ- ностью крайне уверенно рассуждать обо всем на свете, на- чиная с международной политики и заканчивая качеством барбекю в Техасе. Но даже он признавался, что боится запе- реться в башне из слоновой кости. И он предложил несколь- ко потенциальных решений. «Гораздо сложнее испытывать неприязнь к людям при личном общении, чем в интернете, – заметил он. – Вы мо- жете оказаться в среде, где будете в меньшинстве, и тогда вы почувствуете инстинктивную потребность не выделяться среди окружающих. Так что, если вы консерватор, проведите некоторое время с либералами. Если вы сторонник прогрес- сивных течений, посетите правую религиозную группу». Ковен, возможно, и прав в том, что такого рода личное взаимодействие – это наиболее мощная стратегия по разру- шению личной идеологической башни. Но следовать ей до- вольно тяжело, и она требует времени и ресурсов, которых у вас может не быть. Поэтому он предложил второй вариант, который, как он иронично замечает, вероятно, «менее приятный, именно по- тому, что он может оказаться эффективным». Точнее го- воря, он предлагает пройти «идеологический тест Тьюрин- га» (идею названия он приписывает своему коллеге Брайану Каплану). Оригинальный тест Тьюринга заключается в том, чтобы выявить робота или искусственный интеллект, спо- собный «притвориться» человеком. В нашем варианте необ- ходимо притвориться сторонником неприятных вам взгля- дов. «Заведите дневник, блог или отдельный анонимный акка- унт в Twitter, – советует он. – И там время от времени делай- те записи в поддержку взглядов, с которыми вы не соглас- ны. Попробуйте представить их настолько убедительными, насколько это возможно». Если вам при этом нужно «сохра- нить чувство внутреннего баланса», то вы можете делать это в форме диалога с собой, а если вы не хотите писать такое публично, то пишите офлайн и уничтожайте записи, когда они закончены. Так или иначе, потратьте время на то, «что- бы максимально убедительно выступать в поддержку проти- воположной точки зрения как минимум раз в месяц». Это возвращает нас к идеологическому тесту Тью- ринга. Способны ли вы так поддержать мнение, с ко- торым не согласны, чтобы вас приняли за своего лю- ди, которые его разделяют? Покажите вашу запись кому-нибудь из них и проверьте. Приглашение любимого человека, друга или даже незнакомца на осмысленное интервью с вами может оказаться самым важным моментом в жизни этого человека – и вас самого. – ДЭЙВ АЙСЭЙ ВОЗЬМИТЕ ИНТЕРВЬЮ У ДРУГА, ВОЗЛЮБЛЕННОГО, НЕЗНАКОМЦА ИЛИ ДАЖЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВНИКА ОРГАНИЗАЦИЯ STORYCORPS, основанная в 2003 го- ду, оказывает помощь в проведении бесед между самоор- ганизовавшимися парами лиц: друзьями, матерью и сыном, любовниками. Беседы оформляются как интервью и часто записываются в специальных помещениях StoryCorps, а за- тем сохраняются в Американском центре фольклора Биб- лиотеки конгресса. Некоторые в итоге транслируют по На- циональному государственному радио. В проекте приняли участие более сотни тысяч человек. Интервью StoryCorps – само интервью как интеллектуаль- ный конструкт – поощряет слушать лучше, потому что по- вышает ставки. Как заметил основатель проекта Дэйв Айсэй (и как знает любой журналист), структура интервью, для ко- торого обычно нужен микрофон, или диктофон, или просто ручка и блокнот, позволяет человеку, задающему вопросы, выходить за пределы тривиального. Айсэй узнал в период работы журналистом на радио, что для того, у кого берут интервью, оно часто даже более важ- но. «Уже одно то, что у него берут интервью, может озна- чать для человека очень много, – рассказывал он. – Осо- бенно это касается людей, которым говорили, что их исто- рии неважны». Когда он показал одному из своих собеседни- ков запись их беседы, ставшую книгой, человек отреагиро- вал буквально криком: «Я существую!» (Это происшествие в итоге стало одним из тех, что привело Дэйва к идее созда- ния StoryCorps.) Но может ли интервью помочь вам качественнее общать- ся, эффективнее слушать и ближе сходиться с людьми? Это зависит от того, задаете ли вы хорошие вопросы, что порой оказывается сложнее, чем вы думаете. Селеста Хэдли, радио- ведущая из Джорджии, предложила набор правил, выведен- ных на основе многолетнего опыта интервьюирования. С их помощью можно провести «хорошую беседу». Задавайте открытые вопросы, а не те, на которые можно ответить простым «да» или «нет». Вам нужно узнать глав- ное: кто, что, когда, где, почему и как. Но вы также хотите добраться до подоплеки этих фактов. Каково это было, что почувствовал ваш собеседник? Если вы слышите что-то, че- го не понимаете, не стесняйтесь в этом признаться. StoryCorps опубликовала замечательный список, состоя- щий из сотен потенциальных вопросов, разбитых на множе- ство категорий. Хотя они перечислены без особого порядка, вот первые одиннадцать. Начните с них: • Кто самый важный человек в вашей жизни? Можете ли вы рассказать о ней или о нем? • Каким был самый счастливый момент в вашей жизни? А самый печальный? • Кто оказал наибольшее влияние на вашу жизнь? Какие уроки вы получили от этого человека, чему он научил вас? • Кто в вашей жизни был к вам добрее всего? Какие самые важные уроки преподнесла вам жизнь? • Каково ваше самое раннее воспоминание? • Какое у вас самое любимое воспоминание обо мне? • Можете ли вы вспомнить какие-то смешные истории, ко- торые ваша семья рассказывает о вас? • О каких смешных случаях, воспоминаниях или людях из истории вашей жизни вы хотели бы мне рассказать? • Чем вы больше всего гордитесь? • Когда в жизни вы чувствовали себя наиболее одиноко? «Чтобы говорить об этом, нужна смелость», – счи- тает Айсэй. StoryCorps подталкивает своих участников бо- лее или менее открыто касаться вопроса смертности собе- седников. Мы разговариваем, потому что все мы умрем и хотим, чтобы от нас что-то осталось. Вот почему интервью StoryCorps, которые попадают на радио, часто производят на людей столь сильное впечатление. «Вы слышите что-то ис- креннее и чистое». Последняя инициатива StoryCorps, возможно, по- |