Руководство Пособие для учителей 5 классов общеобразовательных школ
Скачать 2.99 Mb.
|
“Цепочка призна ков” Прием, который направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые вклю- чаются в работу на данном уроке — о признаках розы, подснежника или подсолнечника. Это прием формирует умения описывать объект через признаки, определять по заданным признакам скрытые части, составлять внутренний план действий. Первый уче- ник называет объект и его признак, второй называет другой объект с тем же значением названного при- знака и другой признак, третий называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. д. “Шесть шляп” Прием групповой познавательной активности, кото- рый помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны его восприятия и оценки. алгоритм работы с приемом 1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Эта ситуация должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа, решения. 2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию). Цвет шляпы определяет направление развития мыс- ли. Белая — нейтральная. Участники этой группы опе- рируют только фактами, т. е. доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе. Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участ- ники этой группы ищут выгоды предложенного реше- ния, обрисовывают только положительные моменты. Черная — отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. Продолжение Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситу- ации, которые могут быть самыми неожиданными. Синяя — нейтральная, оценочная. В этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценива- ют предложения всех групп и находят оптимальное решение. 402 ГлоССаРий второстепенная инфор мация в тексте Детализирует, разъясняет главную, вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации, напр., аргументы, обоснования, примеры, подробные характери- стики отдельных явлений, описания, второсте- пенные факты (из биографии писателя, истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, тол- кования) тех или иных научных, общественных явлений. Навыки вычленения в тексте главной и второсте- пенной информации позволят учащимся кратко передать содержание текста, отобрать главную, существенную информацию, исключить под- робности, детали, т. е. сжимать текст. Умение выразить содержание текста в сжатой форме, по мнению А. А. Леонтьева, является критерием осмысленности, понимания текста. Существуют следующие способы сжатия текста: 1) исключение деталей; 2) обобщение конкрет- ных, единичных явлений; 3) упрощение. При исключении в тексте выделяется главное с точки зрения выражения его основной мыс- ли, убираются детали, подробности, примеры, пояснения, описания незначительных фактов, комментарии, рассуждения, затем составляется новый текст. При обобщении вычленяются единичные факты, подбираются языковые средства их обобщенной передачи и составляется новый текст. При упрощении текста сложные конструкции за- меняются простыми, напр., можно использовать обобщающие слова, устранить лексические по- вторы, заменить часть предложения указатель- ным местоимением, синонимичными простыми конструкциями, разбить сложное предложение на простые или объединить несколько предложе- ний в одно. Иными словами, подбираются лекси- ческие и грамматические средства для связной и достаточно краткой передачи информации. Главная информация в тексте Это информация, имеющая наиболее существен- ное значение для понимания темы, основной мысли текста, идеи автора. 403 Продолжение Групповая работа Одним из эффективных способов формирования коммуникативной компетенции является орга- низация групповой деятельности, в процессе которой учащийся становится равноправным участником обучения, занимая позицию ис- следователя, учится отстаивать свое мнение, задавать вопросы, проявлять инициативу. Учи- тель должен направлять беседу, следить за тем, чтобы каждый член групп выступил в разных ролях: задал вопрос оппоненту, ответил на во- прос оппонента. Это упражнение поможет учителю проследить за тем, как учащиеся усвоили тему урока. Выска- зывая свою позицию, каждый учащийся проде- монстрирует умение строить текст-рассуждение, поскольку для выражения своего мнения учени- ку необходимо сформулировать тезис, его дока- зательства и подвести итог своего выступления. Диаграмма Чертеж, графически показывающий соотноше- ние каких-либо величин. Визуализация данных с помощью диаграммы помогает увидеть законо- мерности, строение данных, сравнить величины и увидеть их соотношение. В диаграмме, как и в других несплошных тек- стах, информация представлена невербальным способом: при помощи линий, фигур, цифровых данных. Поэтому информация воспринимается легче, чем при чтении сплошного текста, так как она представлена наглядно, в определенных закономерностях, взаимосвязях частей. Заголовок текста “Намечает собой ту доминанту, которая опреде- ляет собой построение рассказа”. Это компрес- сированное содержание текста, и его можно “метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания”. (Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследо- вания. М: КомКнига, 2006, с. 133) А. П. Чехов писал, что “вся суть... в названии книги”, а С. Д. Кржижановский считает, что “заглавие — ведущее книгу словосочетание, выдаваемое авто ром за главное книги”. Л. Н. Толстой требовал, чтобы “название вытекало из 404 Продолжение содержания рас сказа”. Л. С. Выготский в книге “Психология искусства” пишет: “назва ние да- ется рассказу, конечно, не зря, оно несет в себе раскрытие самой важ ной темы, оно намечает ту доминанту, которая определяет собой все по строение рассказа. Это понятие, введенное в эстетику Христиансеном, оказывается глубоко плодотворным, и без него решительно нельзя обой тись при анализе какой-нибудь вещи”. (Вы- готский Л. С. Психология искусства. М. 1968, с. 204) Поэтому заголовок углубляет понимание текста, организует, направляет чтение, предупреждая о теме текста, подготавливает читателя к его вос- приятию. Он в краткой, спрессованной форме отражает суть описываемых в тексте событий, привлекает к тексту внимание. Часто только по названию текста читатель решает, стоит ли тратить время на материал, несет ли он инфор- мацию, представляющую для него интерес. Как составить план текста? 1. Внимательно прочитать текст. 2. Определить тему и основную мысль текста. 3. Разделить текст на смысловые части (абзацы). Внимательно прочитать каждую часть (абзац), найти в ней ключевые слова и словосочетания. Выделить главную мысль части и озаглавить ее. 4. Записать пункты плана. Снова прочитать текст. изучающее чтение Предполагающее полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. После выполнения задания учащиеся будут учиться оценивать, ком- ментировать, пояснять информацию, делать из прочитанного вывод. Овладение данным видом чтения позволяет сформировать навык предвари- тельного определения значения слова по контек- сту, понимать логические связи в предложении и между частями текста, что может быть использо- вано в изучении других гуманитарных предметов. лингвокультурологиче ский анализ Так как он дает наиболее полное представление о том, что язык — это не только средство обще- 405 Продолжение ния и сообщения мыслей, но и способ познания культуры, истории, духа, характера народа. Лингвокультурологический аспект реализуется в учебнике при подборе текстов казахстанских авторов, описывающих быт, традиции, культу- ру, характер казахов и других народов Казах- стана, особенности их языковой картины мира. Тем самым учащимся прививается интерес и уважение к культуре, истории казахов и других народов Казахстана. Такие упражнения направлены на формирование у учащихся лингвокультурологической ком- петенции — углубленного взгляда на феномен национального языка, воплощающего в себя эстетическую, духовную, историческую память народа. несплошные тексты Тексты, в которых информация представлена вербальным (словесным) и невербальным (рисун- ки, схемы, таблицы, значки, символы, рисунки и др.) способами. К ним относятся: информаци- онные листы (расписания, прейскуранты, ката- логи); расписки, накладные, квитанции, бланки; сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, кон- тракты); реклама, объявления, приглашения, повестки; билеты, таблицы, схемы, графики, диаграммы, списки, карты, меню и др. Необходимо обратить внимание учеников на отличия сплошного текста от несплошного. Если в сплошном тексте информация представлена словесно, то в несплошном тексте, помимо слов (собственно текста), употребляются невербальные средства — рисунки, схемы, таблицы, значки, символы и др. К тому же в несплошных текстах слова, предложения не связываются граммати- чески, как в сплошных текстах. Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную компетенцию учащихся, она реализует коммуникативно-де- ятель-ностный подход: текст является комму- никативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность учащегося. Способ- ности к общению формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают 406 Продолжение новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. ознакомительное чтение Представляет собой познавательное чтение, в результате которого учащиеся могут ответить на поставленные вопросы, сделать выводы о содержании текста, синтезировать основную коммуникативную задачу текста (какую инфор- мацию он дает, какие мысли являются наиболее важными), построить собственное рассуждение по тексту. Этот вид чтения формирует “умения искать и выделять необходимую информацию в тексте, ключевые слова; ориентироваться в тексте, определять основную и второстепенную информацию, определять общеизвестные по- нятия и находить объяснения новых понятий в словарях, справочниках и других открытых ис- точниках; осмысливать цели чтения и выбирать тип чтения в зависимости от цели”. (Ковалева Г. С. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Об- щие подходы. М.: Центр ОКО ИОСО РАО, 2001. орфограмма Наличие сомнительной буквы в слове, обозна- чающей звук в слабой позиции. При работе над определением орфограммы необ- ходимо учитывать, что первый (и обязательный!) шаг в успешном овладении орфографией — уме- ние находить в звучащем слове орфограмму, т. е. формировать орфографическую зоркость. В методике обучения правописанию орфограм- мой назвали то место в слове или между словами, где нужно решить орфографическую задачу, где возникает ситуация выбора написания, когда оно не определяется произношением. Умение видеть орфограмму освобождает от тех трудно- стей, которые обычно обозначаются так: правило знаю, а где и как его применять, не знаю. Пересказ текста Устное изложение текста, создание текста на основе исходного. Пересказ, как и изложение, представляет собой вид самостоятельной учебной работы, который развивает речь, память, мышление учащихся, формирует и закрепляет навыки построения текста, орфографические и пунктуационные навыки. 407 Продолжение Как составлять пересказ текста? 1. Внимательно прочитать текст. 2. Сформулировать тему, основную мысль тек- ста. 3. Определить стиль и тип речи, особенности построения текста данного типа речи (в по- вествовании — завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении — тезис, аргументы, вывод). 4. Составить план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. 5. Написать названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов (выделение ключевых слов позволит расставить логические акценты в каждой части текста). При этом нужно отметить в каждой части плана существенное и второстепенное, важно не упу- стить каждую деталь, составляющую общую кар- тину, а также обратить внимание на то, какие средства языка использованы для их описания, чтобы передать стилистические особенности ис- ходного текста. 6. Кратко пересказать каждую часть, связать их между собой, чтобы получился текст. При этом важно передать содержание как каждой части, так и всего исходного текста в целом. (См.: Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. 5—9 классы: Посо- бие для учителя. М.: Просвещение, 1994. 224 с.) Подтекст Скрытый, отличный от прямого значения выска- зывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. В “Словаре литературоведческих терминов” дается такое определение подтекста: “Подтекст — скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев, внутреннее содержание речи. Подтекст не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении подтекст часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим 408 Продолжение событиям. Примерами мастерского использова- ния подтекста являются пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина (например, “Холодная осень”), стихотворение М. Цветаевой “Тоска по Родине!.. Давно...” (Словарь литературоведче- ских терминов / С. П. Белокурова. М., 2005). Поисковое чтение Данный вид чтения предполагает, что текст про- читывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для по- следующего ее использования в определенных целях. При выполнении задания расширяется словар- ный запас учащихся, синонимические ряды. Можно предложить учащимся, опираясь на содержание текста, своими словами объяснить, почему язык является самым удивительным и сложным орудием. Чтение текста выполняет познавательную, регу- лятивную, ценностно-ориентационную функции. 1. Познавательная функция реализуется в про- цессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (“Читаю, чтобы знать”). 2. Регулятивная функция направлена на управ- ление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (“Читаю, чтобы учиться”). 3. Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни чело- века. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня. Пословицы Учащиеся должны относиться к пословицам не как к отдельным предложениям, а видеть культурный контекст, стоящий за ними, их историческую ценность, а с другой стороны — актуальность предложенных пословиц. Часть за- дания, направленная на формирование навыков лингвистического анализа текста (поиск анто- нимов и определение их роли в пословицах, вы- 409 Продолжение яснение лексических значений отдельных слов), призвана развивать логическое мышление, рас- ширять лингвострановедческие знания. Анализ смысла пословиц служит не только развитию коммуникативной компетенции (умений строить продуманное, аргументированное высказыва- ние, формулировать собственное мнение), но и важен для морально-нравственного воспитания учащихся. Притча Небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, без морали, без прямо- го наставления. Мораль каждый извлекает из притчи сам. Достоинством притчи является четко выражен- ный сюжет. Учащиеся без труда увидят связь событий в притче, поймут логику повествования, что позволит тренировать базовые навыки и уме- ния: воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Нужно объяснить роль притч в жизни человека, чтобы учащиеся пришли к выводу о важности данного вида текста в воспитании личности, увидели возможность саморазвития при их чтении, что будет способствовать развитию интереса к чте- нию. Сформулировав основную мысль притчи, они определят ее мораль. Работа с видеоматери алами (видеофильмом, мультфильмом, видео сюжетом, видеороли ком и др.) Направлена на формирование и развитие навы- ков слушания синкретичных текстов, в которых переплетаюется текст, рисунок, пиктограмма, музыка и др. Важно научиться понимать, “читать” мульт- фильмы, видеофильмы, потому что в настоящее время появляется все больше синкретических типов текста. Использование мультфильмов, видеоматериалов на уроках русского языка по- зволяет представить живой язык “в действии”. Следует учить школьников делать записи во время просмотра видеоматериалов, с тем что бы они потом смогли ответить на вопросы по просмотренному материалу, определить тему и основную мысль, назвать ключевые слова, сло- 410 Продолжение восочетания, определить главную и второстепен- ную, известную и неизвестную информацию и др. После просмотра видеоматериалов обычно проводится беседа по вопросам, проводится ана- лиз видеофильма, мультфильма, составляется план, тезисы и т. п., выполняется пересказ и другие виды работы с аудиовизуальным текстом. Работа с рисунками, фотографиями Эффективна, так как они способствует развитию образного, логического мышления, развивают творческое воображение, наблюдательность. Ри- сунок, фотография служат стимулом, посылкой для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, для составления текстов. Словарная работа Систематическая работа над словом: определение его лексического значения, характеристика при- знаков предмета, обозначаемого словом, анализ синонимов, антонимов, омонимов, сочетамости слова с другими словами и др. “Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организо- ванная, педагогически целесообразно построен- ная работа, связанная со всеми главыми курса русского языка: грамматикой, орфографией и т. д.), — писал известный ученый-методист А. В. Текучев. (Текучев А. В. Методика пре- подавания русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1986. С.435) Для развития активного словаря учащихся необходимо регулярно проводить работу по анализу лексического значения слова, выделе- нию признаков обозначаемого словом понятия, предмета. Чтобы владеть словом, нужно знать его значение, сочетаемость слова с другими сло- вами, особенности и сферу употребления. К. Д. Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно по- нимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”. 411 Продолжение В учебнике мы систематически предлагаем ра- боту над словарной статьей слова. Словарная статья — особый вид научного текста, основная структурная единица толкового словаря. Она состоит из заглавного слова и текста, разъяс- няющего слово и описывающего его основные характеристики. Умения толковать лексическое значение слова, уточнять его, пользоваться словарями, анализировать структуру словарной статьи, ориентироваться в ней вырабатывают умения свободно, правильно, точно излагать свои мысли. |