Руководство Пособие для учителей 5 классов общеобразовательных школ
Скачать 2.99 Mb.
|
“Реклама” Прием, который, как и прием “Визитная карточка”, предполагает описание предмета, лица, явления. Известно, что реклама — это информация, распро- страненная любым способом, адресованная неопре- деленному кругу лиц и направленная на создание широкой известности, привлечение внимания к объ- екту рекламирования, формирование или поддержа- ние интереса к нему и его продвижение на рынке. Функциями рекламы являются предоставление по- купателям информации о товарах и услугах, создание имиджа товаров и услуг, формирование отношения к объекту рекламирования, убеждение людей в не- обходимости совершить какие-либо действия (напр., купить товар или воспользоваться услугой); Используя прием “Реклама” на уроках, следует обра- тить внимание учащихся на то, что они должны ин- тересно, оригинально, с выгодной стороны описывать предмет, чтобы оказать воздействие на слушателей. Прием “Реклама” направлен на формирование уме- ний давать всестороннюю характеристику предмета, явления, умений синтезировать, систематизировать, обобщать информацию, использовать языковые сред- ства для образного, выразительного, “рекламного” описания предмета, лица. “Рефлексивный ринг” Прием, который можно использовать на этапе реф- лексии. Приглашаются на “ринг” два ученика, которые под- ведут итоги урока по следующим пунктам: а) эмоци- ональное состояние; б) результаты изучения темы; 392 Продолжение в) перспективы обучения; г) оценка урока. Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, вы- бирая начало фразы: а) Меня удивило …; Было интересно …; Было трудно …; б) Сегодня я узнал(а) …; Я научился(лась) …; Я понял(а), что …; У меня получилось …; Я смог(ла) …; в) Мне захотелось …; Я теперь могу …; Я попробую …; г) На уроке было … ; Урок был … . После ответов ученика другие могут обратиться к ним с вопросами для углубления рефлексии. “Ромашка Блума” Прием технологии развития критического мышле- ния, который учит создавать вопросы разного типа и отвечать на них. После прочтения и обсуждения текста, нужно поделить класс на две группы: 1-я группа составляет вопросы, 2-я группа отвечает на них. “Ромашка” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. 1. Простые вопросы: в ответах на эти вопросы нужно назвать факты, вспомнить определенную информа- цию: Что? Когда? Где? Как? Напр.: Что такое достопримечательность? Кто ввел понятие “достопримечательность”? 2. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: То есть ты говоришь, что…?, Если я правильно понял, то …?, Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …? Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи от- носительно того, что он сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей, но подразумеваемой в сообщении. Напр.: В тексте говорится, что путеводители помогут туристам построить свой маршрут? Я могу ошибаться, но, по-моему, Д. Мюррей придумал понятие “достопримечательность” для издания путеводителей? 3. интерпретационные (объясняющие) вопросы обыч- но начинаются со слова почему и направлены на уста- новление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, то он из интерпретационного вопроса “превращается” в простой. Значит, для дан- ного вопроса характерен элемент самостоятельности. 393 Продолжение Напр.: Почему туристам важно посмотреть досто- примечательности? Почему для туристов важно организовывать свое путешествие? 4. Творческие вопросы чаще всего содержат частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза: Что изменилось бы..., Что будет, если...? Как вы думаете, как будет развиваться события после ...? Напр.: Что было бы, если бы Мюррей не придумал понятие “достопримечательность”? Как вы думае- те, существовало бы понятие “достопримечатель- ность”, если бы не было туризма? Что изменилось бы, если бы не было путеводителей? 5. оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов. Напр.: Как вы относитесь к планированию путе- шествия? Как ты представляешь путеводитель по Казахстану? 6. Практические вопросы направлены на установле- ние взаимосвязи между теорией и практикой: Как можно применить...? Что можно сделать из ...? Где ты в обычной жизни можешь наблюдать...? Как бы ты поступил(а) на месте героя рассказа? Напр.: Что еще можно придумать для современного туризма? Нужен ли путеводитель современному туристу? “Синквейн” (от франц. cinquains, англ. cinquain) — стихотво- рение, состоящее из пяти нерифмованных строк, несущее синтезированную информацию. Эта форма стихосложения возникла по подобию жанру японской поэзии — хайку и танка. Синквейн — это стихотворение, написанное по сле- дующим правилам: 1-я строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2-я строка — два прилагательных, выражающих основную мысль. 3-я строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка — фраза, несущая определенный смысл. 5-я строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Приведем пример синквейна. 394 Продолжение Слово. Предмет речи — одно суще- ствительное Отзывчивое, ласковое. Признаки предмета речи — два прилагательных Любит, помогает, успокаивает. Действия предмета — три глагола Доброе слово горы свернет. Отношение к предмету — пред- ложение из четырех слов Любовь. Заключение (= суть предме- та) — существительное Лаконичность формы синквейна (всего пять строк) позволяет развивать умение обобщать информацию, излагать мысль при помощи нескольких значимых слов, емких и кратких выражений, осмысленно использовать понятия, выражать свое отношение к данной теме, проблеме, способствует развитию творческого мышления, способности анализировать и делать выводы. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание, а так- же для работы в парах. Обычно он используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и на стадии вызова. “Словесный пор трет” слова Прием, который способствует формированию умений анализировать языковую единицу, давать ей раз- ностороннюю характеристику, обобщать сведения о ней, т. е. умений синтезировать, обобщать сведения о той или иной языковой единице. По сути, ученики составляют текст-рассуждение о слове, в котором они доказывают, что оно имеет такое-то лексическое значение, относится к той или иной части речи и приводя доказательства: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические приз- наки. Такой вид задания способствует развитию научной речи обучающихся. Следует обратить внимание на то, что “словесный портрет” (“словесное рисование”) — это не просто пересказ, здесь нужно представить изображаемое более наглядно, живо, образно. Задание на составление “словесного портрета” име- ни прилагательного — это традиционное задание на морфологический разбор имени прилагательного как части речи, к которому добавлен пункт на определение лексического значения слова в данном 395 Продолжение предложении. Как и при морфологическом разборе име- ни прилагательного, при составлении его “словесного портрета” нужно дать полную грамматическую характеристику этой части речи: к какой части речи относится слово, какими морфологическими и синтаксическими (= грамматическими) признаками оно обладает, какова его роль в предложении, а также указать его значение в данном контексте. “Словесный портрет” слова, в отличие от традиционного морфологического разбора слова, позволяет проявить фантазию, использовать образные средства для его описания и др. “Снежный ком” Прием, при помощи которого можно обобщить зна- ния по теме. Учащиеся описывают какой-то предмет, явление: один начинает описание, второй — продол- жает, третий — дополняет его деталями и т. д. Ус- ловие — каждый последующий учащийся не должен повторять признаки, особенности, названные преды- дущим учащимся. В результате описание предмета, явления получается полным, исчерпывающим, раз- носторонним. Ср. фразеологизм расти как снежный ком со значением “стремительно увеличиваться в размерах”. Прием развивает умения описывать предмет через его признаки (существенные и второстепенные), оцени- вать информацию (сравнивать названные признаки предмета, находить его особенные, специфические признаки), систематизировать, обобщать информа- цию. Скульптура чувств Прием актуализации субъективного опыта, когда учащимся предлагается построить живую скульптуру на заданную тему: представить себя на месте изобра- жаемого явления, разделившись на группы, описать чувства, эмоции, ощущения с позиции загаданного явления. Собери слово Прием, который оказывает положительное влияние на развитие речи учащихся, помогает закрепить на- выки выделения морфем в слове. Учащиеся составля- ют слово, взяв указанные морфемы из разных слов. Взять приставку от слова обдумать; корень от слова ясно; суффикс глагола 2-го спряжения от слова пилить; 396 Продолжение суффикс неопределенной формы глагола от слова писать. Ответ: слово объяснить. “Согласен — не согласен” Прием, который относится к универсальным при- емам, способствующим актуализации знаний уча- щихся, активизации их мыслительной деятельности. Он формирует умения оценивать ситуацию, факты, критически относиться к информации, анализировать ее, выражать свое мнение, отношение к информации, обосновывать свою позицию “Согласен(на)” или “Не согласен(на)”. “ТаСКанализ” Прием, цель которого — помочь ученикам учиться размышлять независимо об отдельных моментах текста. ТАСК - сокращение слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ. Он включает 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в таблицу. Для упрощения задания можно использовать не полный анализ, а оставить 5 вопросов, ответы на которые не вызовут затруднений: 1. Какая тема обсуждается в стихотворении? 2. Каково основное утверждение по теме? 3. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или “перегруженные” слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их. 4. Изложите свое утверждение полностью в следую- щей форме: Несмотря на то, что … (укажите кон- трутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку … (главные причины, побуждающие верить в истин- ность основного утверждения). 5. Является ли полный тезис спорным, но в то же время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия? Использование ТАСК-анализа позволяет всесторонне проанализировать текст, учит задавать вопросы и находить ответы, лежащие за его основным содержа- нием, оценивать содержание текста. Данный метод учит формулировать собственное мнение, помогает подготовиться к дискуссии. 397 Продолжение “Телеграмма” Прием, который предполагает то, что каждый уча- щийся в краткой форме (как в телеграмме) состав- ляет текст с каким-то словом, по теме урока или на определенное правило. При этом нужно учитывать то, что телеграмма — это сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, исполь- зующему электрическую передачу информации. До конца XX века телеграмма оставалась главным спо- собом донесения срочной новости. В настоящее время она потеряла свою актуальность из-за появления множества более удобных альтернативных средств связи. Следует обратить внимание учащихся на то, что открытый характер телеграммы (в отличие от закрытого, “интимного” характера писем, в которых “можно писать что угодно”), скорость доставки, ис- пользование в исключительных случаях, плата за каждое слово — все это обусловливают использование в телеграмме минимума слов и выражений, причем официальных, однозначных. Язык телеграммы очень краткий, лаконичный, поэтому ученики должны делать краткие записи о самом важном, а также вы- разить пожелания или обращение к соседу, затем обменяться “телеграммами”. “Том и Джерри” Группа “Том” получает карточки с вопросами по теме прошлого урока, группа “Джерри” — с правильными ответами. Каждый член группы “Том” должен найти “Джерри”. Можно поделить класс на 2 команды, вы- брать одного эксперта. Дать 3-4 минуты на поиски своей пары, а затем огласить результаты, после дать слово эксперту, который должен проанализировать ответы учащихся и задать свой вопрос по теме (если ошибок нет, то он просто задает свой вопрос, который составил, пока остальные искали пары). Можно дать 3 вопроса по теме прошлого урока и три вопроса — по новой теме. Вопросы прошлого урока обсудить сразу, а вторые три — оставить на этап рефлексии. Данный прием поможет вспомнить тему прошлого урока, вы- работать навыки работы в парах. “Тонкие” и “тол стые” вопросы Прием направлен на формирование у обучающихся важного умения задавать вопросы, так как вопросы “запускают” механизм активного поиска, направляют мышление на поиск ответа, пробуждают потребность в познании. Неслучайно умение задавать вопросы за 398 Продолжение нимает одно из ведущих мест в перечне метапредмет- ных результатов коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Американский исследова- тель Алисон Кинг пришла к выводу, что “умение за- давать продуманные вопросы — это навык, которому следует обучать. Дело в том, что большинство людей обычно задают примитивные вопросы, при ответе на которые требуется лишь небольшое напряжение памяти. Только умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Этому следует учиться”. Умение задавать вопросы учит внимательному чте- нию, эффективно работать с информацией, выделять главное, обнаруживать проблемы, обобщать матери- ал, развивает внимание к деталям, расширяет кру- гозор учащихся. Тем более это важно сейчас, когда современный человек должен задавать вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в открытых источниках, ведь необходимо сформули- ровать ключевые вопросы, на которые “поисковик” даст точные ссылки. Использование приема “Тонкие” и “толстые” вопро- сы” предполагает составление таблицы из двух стол- биков: левый — “тонкие” вопросы, ответы на которые обычно однозначные, краткие, по факту, правый — “толстые” вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, обстоятельными. “Тонкие” вопросы “Толстые” вопросы Кто ... Дайте объяснение, почему ... Что ... Почему вы думаете ... Когда ... Почему вы считаете ... Может ... В чем разница ... Будет ... Предположите, что будет, если … Могли ... Что, если ... Как звали ... Что будет, если ... Было ли ... Что было бы, если … Согласны ли вы ... Верно ... Прием можно использовать при изучении новой темы (это даст представление учителю об имеющих- ся у обучающихся знаниях по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы), после 399 Продолжение изучения темы (это даст понять, что, какие фраг- менты темы требуют более тщательной проработки). “Фантазер” Прием, который можно использовать на этапе ак- туализации. Предлагается записать тему урока на доске и попросить учеников назвать пять способов применения в жизни знаний, умений по этой теме. Так учащиеся учатся сами определять стимул для изучения темы. “Фантастическая добавка ” Прием, который предусматривает перенос учебной ситуации в необычные, фантастические условия. Можно перенестись на загадочную планету: изменить значение какого-то постоянного параметра (время, год, условия жизни); придумать необычные предме- ты, фантастических животных, растения, которые совершают небывалые поступки, действия, обладают неестественными качествами; перенести литератур- ного героя в современное время. “Фишбоун” (англ. fishbone, дословно “рыбная кость”, “скелет рыбы”) — прием, который направлен на развитие критического мышления, навыков работы с информа- цией, работы в команде. Использование этого приема позволяет установить причинно-следственные взаи- мосвязи между предметом анализа и влияющими на него факторами, наглядно их представить в ранжи- рованном виде — от более важных к менее важным. В схеме “Фишбоун” представлены предложенные для обсуждения и анализа проблема, вопрос, тема (голо- ва), причины конкретных событий, явлений (верхний плавник), предположения, аргументы, факты, при- меры, подтверждающие наличие названных причин (нижний плавник), выводы, результаты обсуждения, анализа, ответ на поставленный вопрос (хвост). Работу по заполнению схемы можно проводить в ин- дивидуальной или групповой форме. Очень важно, чтобы записи на рыбном скелете были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем важнее. Сначала записываются основные причины, соответствующие большим “костям” схемы, затем в процессе обсуждения записываются менее важные причины (их можно пририсовать в виде средних “ко- стей” к большим), соответственно заполняются ниж- ние плавники. Заполнять схему нужно короткими, 400 Продолжение точными, емкими фразами — ключевыми словами, отражающими суть проблемы (это могут быть 1—2 существительных для обозначения того или иного пункта). К тому же лаконично изложенные факты вносят точность, конкретность, позволяют мыслить логично и последовательно. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкивают- ся с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, примеров, подтверждающих ее нали- чие. Это возникает вследствие того, что предположе- ний и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов, поэтому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. |