120073_Физическая культура и спорт в печать. Санктпетербургский государственный университет
Скачать 4.54 Mb.
|
Борьба.Точных данных о времени возникновения монгольской борьбы как своеобразного состязательного соревнования нет. Некоторые исследователи предполагают, что борьба как вид соперничества и игры, возникла еще в период каменного века, примерно тыс. лет назад. На территории Монголии самым ранним документальным источником является наскальный рисунок на горе Жавхлант (аймак Өмнөговь, или Умнуговь, 2008), на котором изображены фигуры двух борющихся людей (возраст этого петроглифа около 6 тыс. лет. По другому наскальному рисунку периода бронзового века, найденному на горе Дэл Хөнжлийн, или Хунжлийн, аймак Дундговь, 2008), можно предполагать, что на территории современной Монголии борьба стала похожа на праздник-зрелище 3 тыс. лет назад. И следы современной борьбы народов южного Прибайкалья исследователи данной проблемы находят в эпохе неолита [5, с. 3–4, 12]. За много веков такой вид состязания практически не изменился. И сегодня, как утверждают исследователи, самые массовые состязания борцов организуются вовремя Наадама. Традиционно в них участвуют 512 борцов. Монгольский вариант борьбы обладает рядом особенностей в борьбе отсутствуют весовые категории проигравший в бою выбывает из последующих схваток, имеются ограничения повремени и размерам занимаемой площади для поединка. Монгольская борьба традиционно может применять множество приемов (свыше 400). Если в схватках достигнуто не менее пяти побед, присваивается титул — начин (что означает сокол, за семь побед — «заан» (слон, за победу в девяти схватках присваивают (при условии, что победитель уже имел титул слон) звание «арслан» (лев. Самые титулованные борцы в стране издавна пользуются небывалым почетом, они уважаемы и любимы народом, и особенно своими поклонниками. Такое отношение к борцам сохранилось у монголов издревле и, как утверждают специалисты, каждый второй монгол с детских лет является поклонником этого вида спортивного состязания [1, с. 118–119]. Конные скачки Скачки на конях, которым также не одна тысяча лет, тоже пользуются большой популярностью в Монголии. Проведение массовых конных скачек традиционно считается праздником монголов, на котором испытывается выносливость участвующих в состязании лошадей. Скакунов готовят задолго до Наадама, тренируя по устоявшимся правилам, которые известны не одному поколению скотоводов-кочевников многие сотни лет. Лошадей выпасают на пастбищах с заранее подготовленным травостоем, стараясь регулировать количество выпиваемой лошадьми на водопое воды. Существенная деталь такого тренировочного периода — приучить лошадь вовремя длительной скачки не запариваться, не слишком обильно потеть на скаку. Поэтому тренировки лошадей проводили каждый день, обычно в полдень, когда самая сильная дневная жара. Часто лошадь укутывали в бараньи шкуры (в так называемую доху) ив таком виде гоняли в гору. Через несколько дней (обычно 10–12 дней) такой тренировки лошадь переставала обильно потеть, сбрасывала лишнюю жировую массу и считалась готовой к проведению ожидаемых состязаний, с. 89; 7]. Утверждают, что монгольские конные скачки аналогов в мире не имеют. Дистанции обычно составляли от 12 до 32 км, в зависимости от возрастной категории коней. По двум показателям по самой дальней дистанции для лошадей и малолетней возрастной категории всадников, то есть детей младших возрастов, монгольские конные скачки достойны быть занесенными в книгу рекордов Гиннеса. Особенностью монгольских скачек являются наездники. Это девочки и мальчики в возрасте от 4 до 12 лет, скачущие на конях, что, конечно, всегда вызывает удивление и восхищение у иностранных гостей и туристов [7]. Юные всадники громко поют «Тийнгоо» — своеобразный гимн своему коню. В песне воспеваются достоинства скакунов, способных промчаться ветром, преодолевая все препятствия на пути, прийти к финишу первым. Дети поют так самозабвенно, что невозможно без волнения слушать и видеть это необычное для гостей спортивное мероприятие. Кажется, что и кони получают дополнительный заряд энергии, которая исходит от их преданных юных друзей и настраивает их на предстоящую скачку. Известную старинную поговорку монгол рождается в седле логично дополнить словами и воспитывается в седле [7]. Отсюда, из бытия, а не только из родительских генов, берет свое начало и формируется терпеливый, стойкий характер монгола. Конь является надежным другом монгола-степняка, сопровождающим его всю жизнь [5]. Самое древнее оружие монголов Исследователи утверждают, что многочисленные кочевые племена, обитавшие южнее Байкала, впервые изобрели луки стрелы как орудие охоты, которое потом использовалось ив войнах. Можно согласиться сут- верждением, что стрельба из лука является и древнейшим видом спорта. Ныне она является одним из многих видов спортивных соревнований. Данный вид состязаний — третий вид спортивных игр в программе фестиваля. Соревнования по стрельбе на На- адаме проводятся в двух возрастных группах дети и взрослые. Расстояние от линии, на которой располагаются лучники, до линии мишеней устанавливается для детей в зависимости от возраста и пола для девочек 10 лет — расстояние в 30 м, для мальчиков м [5; 8]. Исторически стрелы длительное время делали из оленьих рогов, бамбука и местных пород ивы, березы. Конец стрелы украшен перьями. Тетиву изготавливают из крученого шелка. Наконечник такой стрелы представляет собой тупой набалдашник, полый внутри, заполняемый землей или песком для придания стреле равновесия вовремя полета. Сегодня, к сожалению, резко сократилось число мастеров, умеющих изготовлять традиционный монгольский лук. Стрелок, поразивший наибольшее число мишеней, получает звание мэргэна (меткого стрелка. Известен любопытный исторический факт, зафиксированный в источниках, о выдающихся стрелках прошлого. В Наа- даме, проводившемся приблизительно в 1219–1225 гг., стрелок по имени Есухий Мэргэн поразил цельна расстоянии в 385 саженей примерно 0,5 км. Каменная стела, увековечившая это событие, была найдена в 1918 г. и сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт- Петербурге В заключение можно сказать, что фестиваль завершается красочными представлениями артистов. В честь победителей во всех трех видах соревнований тут жена стадионе, поются восхваления, их сочиняют прямо на месте специалисты в этом жанре. Национальный праздник Наадам является предметом гордости и неотъемлемой частью своеобразной монгольской культуры. Фестиваль включен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2010 г. Разумеется, спортивная жизнь монгольского народа не ограничивается только проведением данного фестиваля. Известно, что спустя десятилетие после победы монгольской революции в е годы среди молодежи республики популярность приобретали современные для того периода виды спорта, по которым проводились соревнования. Мотивация у молодых к занятиям физкультурой и спортом значительно усилилась после утверждения по аналогии с советским комплексом ГТО) норм на значок Готов к обороне страны и промышленности. После Второй мировой войны создается Государственный комитет по делам физкультуры, ставший центральным органом по развитию физкультурного и спортивного движения в Монголии. Создавались добровольные спортивные общества и коллективы, сыгравшие большую роль в превращении физкультурно-спортивного движения в поистине массовое. Есть данные, что в настоящее время в стране активно культивируется более 30 различных видов спорта, что каждый десятый житель страны является членом МСФС (Монгольского союза физкультуры и спорта) [3]. В стране проходят различные международные состязания, в частности, по таким видам спорта, как стрельба из лука, вольная борьба, самбо, бокс, волейбол, конькобежный спорт и некоторые другие. Монгольскими спортсменами на различных международных соревнованиях завоевано много медалей разного достоинства. Литература. Бадманямбугийн Бат-Эрдэнэ. Развитие современной монгольской борьбы дис. … уч. степ. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2015. 171 с. Бира Пагва. Физическая культура и спорт как образ жизни молодежи Монголии автореф. дис. … уч. степ. канд. соц. наук. Мс. Все о спорте справочник в 3 т. М Физкультура и спорт, 1978. Т. 3. 1978. 279 с. 4. Жамбалова С. Г, Данзангийн Эрдэнебат. Монгольская лошадь в войнах и культуре монгольского народа // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11, № 1. Сер. Философия, Культурология. Манжуев Г. Н. Педагогический потенциал физической культуры и спорта традиционных праздников монгольских народов автореф. дис. … уч. степ. кан. пед. наук. Улан-Удэ, 2010. 21 с. Рэгжийбуу Нямдорж. Совершенствование системы организации соревнований по монгольской борьбе на основе инновационных подходов дис. … уч. степ. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2015. 166 с. Монголы и лошадь — любовь на века. URL: http://asiarussia.ru/news/9156 (дата обращения 26.10.2019). 8. Истоки, традиции и современный культурный облик монгольского Наадам. URL: http://asiarussia.ru/articles/3504 (дата обращения 23.09.2019). References 1. Badmanabhan Bat-Erdene. Development of modern Mongolian wrestling: PhD the- sis. Ulan-Ude, 2015, 171 p. (In Mongolian) 2. Bira Pagwa. Physical culture and sport as a way of life of young people of Mongolia. Abstract of PhD thesis. Moscow, 1992, 21 p. (In Russian) 3. All about sport: handbook: in 3 vols. С. V. V. Kukushkin. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1978, vol. 3, 1978, 279 p. (In Russian) 4. Zhambalova S. G., Danzangiin Erdenebat. The Mongolian horse in wars and cul- ture of the Mongolian people. Humanitarian vector. 2016, vol. 11, no. 1. Ser. Phi- losophy, Cultural Studies. (In Russian) 5. Manzhuev G. N. Pedagogical potential of physical culture and sports of traditional holidays of Mongolian peoples. Abstract of PhD thesis. Ulan-Ude, 2010, 21 p. (In Mongolian) 6. Regginou Niamdorzh. Improvement of the system of organization of competitions in Mongolian wrestling on the basis of innovative approaches: PhD thesis. Ulan-Ude, 2015, 166 p. (In Mongolian) 7. The Mongols and horse love story for the ages. Available at: http://asiarussia.ru/ news/9156 (accessed: 26.10.2019) (In Russian) 8. Origins, traditions and modern cultural image of Mongolian Naadam. Available at: http://asiarussia.ru/articles/3504 (accessed: 23.09.2019). (In Russian) Анализ траектории центра масс атакующего спортсмена в процессе выполнения броска боковым переворотом скручиванием в условиях отсутствия сопротивления Д. А. Матвеев, А. А. Поципун 1 , АН. Крутой, А. Г. Левицкий 3 1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2 Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург 3 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. ПФ. Лесгафта, Санкт-Петербург Аннотация. Рассмотрены построение и анализ траектории центра масс атакующего спортсмена в процессе выполнения броска боковым переворотом в условиях отсутствия сопротивления. Исследуемый бросок относится к комбинированной группе приемов. В его основе лежит две модели рычаги блок. Траектория центра масс носит колебательный характер относительно оси ординат. Результаты исследования можно использовать в учебно-тренировочном процессе спортивных школ на отделениях дзюдо, джиу-джитсу на учебно-тренировочном этапе и этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Ключевые слова боковой переворот, Te-Guruma, биомеханика спортивной борьбы of the trajectory of the tori mass center in the process of performance of throwing by te-guruma in the conditions of no resistance D. A. Matveev 1 , A. A. Potsipun 1 , A. N. Krutoy 2 , A. G. Levitsky 3 1 St. Petersburg State University, St. Petersburg 2 Russian State University of Justice, St. Petersburg 3 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg Abstract. The article analyzes the construction of the trajectory of the cent- er of mass of the attacking athlete in the process of throwing a side flip (Te-Guruma) in the absence of resistance. The studied throw belongs to the combined group of throws. In this basis lies two models: lever and block. The trajectory of the center of mass is oscillatory in nature with respect to the ordinate axis. The results of the study can be used in the educational process of sports schools in the departments of judo, jujitsu at the educa- tional stage and the stages of sports development and sportsmanship. Keywords: side-flip, Te-Guruma, biomechanics of wrestling. Броски с захватом ног являются разрешенными техническими действиями в вольной борьбе, самбо, смешанных единоборствах. Эти броски можно встретить на соревнованиях новичков и на международных турнирах самого высокого уровня, включая Олимпийские игры и чемпионаты мира. Таким образом, представляет интерес проведение биомеханического анализа этого класса бросков, направленного на выявление физической сути приемов и их подготовки. Цель исследования — провести биомеханический анализ броска боковым переворотом скручиванием. Методика исследования Для проведения биомеханического анализа использовалась классификация бросков, в соответствии с которой технические действия в борьбе в положении стоя были разделены на четыре группы пары сил, рычага, блока и комбинированную группу [1]. Фазы приема определялись в соответствии с биомеханической схемой приема, которая также была предложена авторами ранее [2]. В соответствии с ней прием разбивается на пять фаз (рис. Для проведения исследования была взята видеозапись из сети Интернет [4]. Запись была разбита на кадры. Начало координат было положено в левом верхнем углу кадра. С помощью программы Paint отмечались центры масс каждого сегмента тела (голова, туловище, бедра, голени, стопы. Затем вычислялись координаты центров масс спортсменов. Расчеты проводились по формулам Рис. 1. Биомеханическая схема приема где ξ — координата абсцисс центра тяжести системы из n тел, m n — масса го сегмента этой системы, х — координата оси абсцисс го сегмента этой системы, N — количество сегментов системы, М — общая масса системы, η — координата по оси ординат центра тяжести системы из n тел, y n — координата по оси ординат го сегмента этой системы. Спортсмены, участвующие в демонстрации или схватке, принадлежали одной весовой категории. В связи с этим масса каждого спортсмена была принята равной единице. Следовательно, масса каждого сегмента тела численно стала равна процентному значению от массы тела, хорошо известного из курса биомеханики Результаты исследования. На рис. 2 , а–е, представлено пока- дровое изображение броска боковым переворотом скручиванием. Рис. 2. Бросок боковым переворотом в условиях отсутствия сопротивления И сто ч ник (дата обращения В основе этого броска лежит две модели рычаги блок. Схематически они изображены на рис. 2, ж из. Отметим, что чаще среди видеозаписей в сети Интернет можно обнаружить демонстрацию этого броска в условиях отсутствия сопротивления исключительно за счет рычага. На рис. 3 приведена траектория центра масс атакующего спортсмена (центра масс тори) в процессе выполнения броска. Точка Е соответствует приземлению на татами. Точка Д соответствует фазе сброса. Точки В и Г соответствуют фазе работы модели, в данном случае она состоит из двух этапов точка В — этап работы рычага, точка Г — этап работы блока. Точки Бот- ражает фазу подготовки модели к работе. Точка А — фазу взятия захвата. Из рис. 2 и 3 видно, что центр масс тори относительно оси ординат совершает колебательное движение. Он сначала снижается, а потом возвращается в положение, близкое к исходному. Это характерно и для других бросков, выполненных в условиях отсутствия сопротивления, которые нами были изучены. Именно эта особенность существенно отличает бросок, проведенный в условиях отсутствия сопротивления, от броска, проведенного в условиях соревновательной схватки. В условиях соревновательной Рис. 3. Траектория центра масс тори в процессе выполнения броска боковым переворотом скручиванием схватки бросок, как правило, выполняется впадении, и траектория центра масс тори имеет характер вращения. Выводы. В процессе выполнения броска боковым переворотом скручиванием в условиях отсутствия сопротивления относительно оси ординат центр масс тори совершает колебательное движение в процессе броска. Это является отличительной особенностью большинства бросков, проводимых в условиях отсутствия сопротивления. Исследуемый бросок относится к комбинированной группе приемов. Его целесообразно изучать не ранее чем на учебно-тренировочном этапе обучения, так как на начальных этапах обучения комбинацию из двух моделей будет сложно освоить из-за недостаточной подготовленности спортсменов. Результаты исследования целесообразно использовать при построении учебно-тренировочного процесса в детско-юноше- ских спортивных школах, в студенческих спортивных секциях, также материал, полученный входе исследования, может быть включен в соответствующие разделы программ спортивных образовательных учреждений. Литература 1. Левицкий А. Г, Матвеев ДА, Поципун А. А, Ошина О. В, Холодкова О. В. Биомеханическая классификация приемов спортивной борьбы // Теория и практика физической культуры. 2017. № 10. С. 66–68. 2. Матвеев ДА, Поципун А. А, Ошина О. В, Левицкий А. Г. Биомеханические фазы выполнения приемов в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. 2018. № 6. С. 88–89. 3. Иванова Г. П, Кичайкина Н. Б, Самсонова А. В. Биомеханические методики анализа и оценки техники спортивных движений учебно-методическое пособие. СПб., СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2007. с. Levitskii, A. G., Matveev D. A., Potsipun A. A., Oshina O. V., Kholodkova O. V. Biomechanical classification of sports wrestling techniques. Theory and practice of physical culture, 2016, no. 10, pp. 66–68. (In Russian) 2. Matveev, D. A., Potsipun A. A., Oshina O. V., Levitsky A. G. Biomechanical phases of techniques fulfillment in wrestling. Theory and practice of physical culture, 2018, no. 6, pp. 88–89. (In Russian) 3. Ivanova, G. P., Kichaikina N. B., Samsonova A. V. Biomechanical methods of analy- sis and assessment of the technique of sports movements: teaching aid. St. Peters- burg, SPbGUFK named after P. F. Lesgaft Press, 2007, 62 p. (In Russian) Использование датчика ускорений (сенсор) для анализа техники гребли и снижения негативного действия кренов и дифферентов лодки на скорость движения спортивных байдарок и каноэ М. Г. Петров, Л. А. Егоренко, МВ. Баранова Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. ПФ. Лесгафта, Санкт-Петербург |