Статья. Гуманистические. Сборник материалов Международной научнопрактической конференции Чебоксары цнс Интерактив плюс 2020
Скачать 2.95 Mb.
|
Дошкольная педагогика 143 Результаты наблюдения показывают, что целенаправленная и система- тическая работа по данной проблеме способствует формированию инте- реса к истории Чувашии, воспитанию любви и уважения к национальной культуре всех участников педагогического процесса. Наша работа на этом не заканчивается. Для дальнейшей работы нами намечены следующие задачи: 1. Создать единое оздоровительное, образовательное пространство до- школьного учреждения и семьи. 2. Продолжать обучать детей чувашским подвижным играм; 3. Продолжать знакомство с историей возникновения игр, традици- ями, обрядами. Список литературы 1. Кожанова М.Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразую- щий фактор регионального компонента образования / М.Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005. – 120 с. 2. Кожанова М.Б. Этнопедагогика в дошкольном образовательном учреждении: тради- ции и инновации: сб. науч. трудов / М.Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2011. – 144 с. 3. Махалова И.В. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультур- ные занятия и праздники в детском саду / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары: Но- вое время, 2006. – 164 с. 4. Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6–7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная про- грамма / И.В. Махалова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 79 с. Курдюкова Ирина Михайловна воспитатель Кондратенко Юлия Николаевна инструктор по физическому воспитанию Литвин Оксана Анатольевна воспитатель МБДОУ «Д/С КВ №48 «Вишенка» г. Белгород, Белгородская область ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОГУЛКЕ Аннотация: возникновение и становление опыта работы связано с требованиями, которые нам диктует современное общество. Модерни- зированный мир, доступность новых технологий, приобщение детей к со- временным условиям жизни диктует педагогам новый стиль работы с детьми. Авторами рассмотрен гендерный подход к воспитанию до- школьников. Ключевые слова: гендерный подход, физическое развитие, двигатель- ная активность, дошкольный возраст. За годы существования в МБДОУ №48 накоплен богатый опыт, зало- жены добрые традиции, сформирована система работы по воспитанию и Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 144 Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации обучению дошкольников, развитию личности маленького человека. Но в наше время дошкольное учреждение не может не реагировать на прогрес- сивные изменения российского общества, изменяются запросы к качеству дошкольного образования. Педагогика должна отражать существенные природные закономерно- сти (в частности, об имеющих место мужском и женском начале в окру- жающем нас мире), одним из ведущих педагогических принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. К числу новаций относится идея о так называемом «разнополом физи- ческом воспитании» малышей, подразумевающем реализацию в педаго- гическом процессе мужественного начала для мальчиков и женского – для девочек. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошколь- ников на ряду с общественными тенденциями должны иметь свои различия, отражающие особенности мужского начала у мальчиков и женского у де- вочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, тон, направленность: для мальчиков – свои, для девочек – свои. Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. В американском словаре английского языка, одно из значений слова «гендер» определяется как классификация пола; пол, т.е. «гендер» – это категория, ссылающаяся на пол. Другое зна- чение данного слова – «представление». Здесь «гендер» понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории. Психолог Н.И. Абубикирова пишет: «Гендер-социальное отношение не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индиви- дуальности в терминах специфических социальных отношений». Понятие «гендер» рассматривается как социальный конструктор опре- деляемого различными нормами для мужского и женского действия, нор- мами, предписанными и воссоздаваемыми обществом. Гендерные отноше- ния – различные формы взаимосвязи людей как представителей определен- ного пола, возникающие в результате их совместной жизнедеятельности. Проблема гендерного подхода как средства реализации двигательной активности дошкольников на прогулке приобретает особое значение. К числу инноваций относится идея о так называемом разнополом физическом воспитании малышей, подразумевающем реализацию в педагогическом процессе мужского начала для мальчиков и женского начала для девочек. Давно известно, что весь животный и растительный мир, окружающий нас, делится на два космических начала: мужское и женское. Такое разде- ление наблюдается практически везде: у цветов, животных, конечно же, и у людей. Оба эти начала вечны и бесконечны, и мы не можем с этим не считаться. Большинство мальчишек вырастают вялыми, слабыми, каприз- ными, безвольными – в чем-то похожими на девочек. В то же время мно- гие девочки к выпуску в школу приобретают такие чисто мальчишеские качества как лидерство, агрессивность, смелость, бойкость. В результате мы видим детей не похожих ни на девочек, ни на мальчиков – таких сред- нерослых существ со смешанными физическим и психическим статусом. Как показывает анализ литературы и практического опыта специали- стов других дошкольных учреждений, одним из возможных способов ре- шения этого проблемы является разнополое физическое воспитание Дошкольная педагогика 145 дошкольников. Мы должны научиться видеть в детях мальчиков и дево- чек и дифференцировать педагогический процесс с помощью подвижных игр на прогулке. Ведущая педагогическая идея в гендерном подходе как в средстве реализации двигательной активности дошкольников на прогулке заключается в создании необходимых условий для развития творческого мышления, высокого уровня физических возможностей детей. В основе педагогического опыта лежат идеи Ю.И. Иванова, Э.И. Михайловой, Н.Н. Ефименко. Для разработки программы были использованы следующие понятия: ‒ гендерное воспитание, ‒ принцип двух начал в педагогическом процессе, ‒ мужественность, ‒ женственность, ‒ физическое состояние, ‒ разнополое физическое воспитание. Педагоги и ученые (Ю.И. Иванов и Э.И. Михайлова) выделяют глав- ную мысль о пользе подвижных игр: «Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Считали, что это лучшее средство от всех недугов». В наши дни работая над внедрением в ДОУ гендерного физического воспитания занимается Н.Н. Ефименко, доцент, кандидат педагогических наук; в основу опыта были положены его идеи. Углубившись в проблему гендерного подхода как средства реализации двигательной активности дошкольников на прогулке, мы обратили вни- мание на то, какое огромное значение имеет данное направление как для педагогики, так и в широком смысле для становления подрастающего по- коления, взрослого будущего нашей страны. В процессе проведенных исследований и анализа методической лите- ратуры был сделан вывод о необходимости разработки единой системы организации гендерного подхода в организации двигательной активности дошкольников на прогулке, так как прогулка – это один из важных режим- ных моментов, во время которого дети могут достаточно точно реализо- вать свои двигательные потребности. Список литературы 1. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко. – М., 1999. – С. 235–250. 2. Иванов Ю.И. Играйте на здоровье / Ю.И. Иванов, Э.И. Михайлова. – М.: Московская правда, 1991. – 61 с. 3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М., 2004. – С. 82–95. 4. Шишкина В.А. Как физкультура нужна дошкольнику / В.А. Шишкина, М.В. Ма- щенко. – М., 2000. – С. 4–6. 5. Батурина Е.Г. Сборник игр к Программе воспитания в детском саду / Е.Г. Батурина. – М., 1972. – 115 с. 6. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.М. Хриз- ман. – Минск: Пресс. – 1998. 7. Петрице И.П. О половом воспитании детей и подростков / И.П. Петрице. – М., 1990. 8. Кукулите Т.Г. Половое воспитание дошкольников в детском саду и в семье / Т.Г. Ку- кулите // Педагогический альманах: Акцидент. – 1998. – №1. – С. 3–16. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 146 Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации Лыгина Наталья Васильевна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С №59 «Ягодка» г. Тамбов, Тамбовская область РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА Аннотация: статья посвящена роли музыки в дошкольном воспита- нии. Автором представлена примерная программа этапов музыкального развития дошкольников. Ключевые слова: музыкальное воспитание, дошкольное воспитание. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической фор- мой художественного отражения действительности. Глубоко и разнооб- разно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности. Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искус- ством человек сталкивается с рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду – а в дальнейшем и в школе. Му- зыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыкальное восприятие музыки детьми является ведущим ви- дом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музы- кальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способ- ствуют развитию способностей ребенка. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и ха- рактер ее социального воздействия представляются важнейшими крите- риями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в си- стеме духовно-культурных ценностей. Дошкольный возраст очень важен для начального овладения музы- кальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности ребёнка будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для дальнейшего развития человека, его общего становления. В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения, наиболее распространенными явля- ются: наглядный, словесный и практический методы. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музы- кальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музы- кально образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидно- сти. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим ви- дам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально- ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музы- кально образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композито- рах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о спо- собах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами Дошкольная педагогика 147 деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфиче- ское влияние на музыкальное развитие дошкольников. Примерная программа этапов музыкального развития дошкольников: «Музыкальная шкатулка» Младшая возрастная группа – привлекать детей к слушанию в испол- нении педагогов, проигрывании аудиозаписей; вызывать интерес к срав- нению муз звуков со звуками окружающей среды (дождик капает, птичка поет). Приучать детей различать музыку по характеру (веселая или грустная), по виду музыкальных жанров (колыбельная, марш); разви- вать умение слушать музыку заинтересованно, эмоционально переживать ее настроение. Старшая возрастная группа – Использовать выразительные эмоцио- нальные средства, учить детей различать верхний и нижний регистры, вступление и окончание музыки, отличать запев от припева в песнях. «Песенная радуга» Младшая возрастная группа – привлекать детей к подпеванию и пе- нию вместе со взрослыми, приучать детей петь естественным голосом без напряжения, развивать умение узнавать знакомые песни с мелодией. Старшая возрастная группа – воспитывать любовь к песне, пра- вильно передавать мелодию и четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать песню. Учить петь выразительно, передавая характер зву- чания (веселый, грустный, игривый). «Весёлый хоровод» Младшая возрастная группа – в играх хороводах вызвать у детей ра- достное переживание от музыкально-двигательных действий, желание взявшись за руки вместе со взрослыми кружить в кругу, в паре, соби- раться вместе. Поощрять детей к целостному восприятию музыкального произведения. Формировать двигательные навыки ритмичного марширо- вания под музыку. Старшая возрастная группа – Привлекать детей к исполнению хоро- водов и танцев. Формировать у них способности согласованно двигаться в танце, своими движениями раскрывать характер, настроение и рисунок музыкального сопровождения. «Маленькие музыканты» Младшая возрастная группа – заинтересовывать детей шумовыми ударными игрушками-инструментами (погремушки, бубен, треугольник). Учить различать музыкальные игрушки-инструменты на слух по тембру звучания, правильно держать, запоминать их названия, осторожно распо- ряжаться, развивать эмоциональную чувствительность и интерес к ним. Старшая возрастная группа – знакомить с ударными (барабан, ме- таллофон), духовыми (флейта, труба, саксофон), клавишно-язычко- выми (гармоника, баян, аккордеон) инструментами. Научить правильно держать инструмент, дышать, играть. Развивать навыки игры на музы- кальных инструментах группами, поочерёдно и в ансамбле. «В мире музыкальных звуков» Младшая возрастная группа – способствовать развитию музыкально- сенсорных способностей, развивать способность сравнивать, различать и воспроизводить низкие и высокие интонации, громкое или тихое звучание колокольчика, определять знакомые музыкальные игрушки-инструменты по тембру их звучанию. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 148 Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации Старшая возрастная группа – различать и передавать в пении разную динамику, узнавать музыкальные инструменты или голоса детей по тембру их звучания. «Веселые развлечения» Младшая возрастная группа: – развивать способности детей средствами музыкального искусства. Устраивать утренники и развлечения в форме музыкальных игр (забавы, хороводные игры), танцевальные (с куклами, листочками, снежин- камми…), песенные (колыбельные, поем, разыгрываем). Приобщать к вос- приятию музыкальных спектаклей различных видов театрального искус- ства; – проводить утренники и развлечения с музыкальным сопровожде- нием и материалом, соответствующим временам года и проходящим праздникам. Устраивать музыкальные игры вопросов и ответов, загадок- отгадок, фестивали семейного творчества, тематические концерты, ку- кольные театры. Задачи музыкального воспитания детей касаются всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе они видоизменяются и совершен- ствуются и решаются в ходе обучения. Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить му- зыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произве- дения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жиз- ненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает бо- лее разнообразные впечатления. Разница нюансов музыки развивается у детей с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребе- нок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – дви- жение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального воспри- ятия должно осуществляться с помощью всех видов деятельности. На пер- вое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем испол- нить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разно- образные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интона- ций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный сло- варь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы не- много его знать». Усвоения любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетель- ствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают ста- ринную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расши- ряется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала му- зыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. Дошкольная педагогика 149 Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмичные движения, игру на музыкальных инструментах. Для формирования музыкально-слуховых представлений важны зна- ния о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия состоит из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на од- ной высоте. Развитие чувства ритма нуждается знании того, что музы- кальные звуки имеют различную протяженность – бывают длинными и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование це- левой оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композито- рах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительно- сти, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкаль- ными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т. д.) Музыкально-образовательная деятельность не существует изолиро- ванно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует опреде- ленных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специ- альные знания о способах, приемах исполнительства, средствах вырази- тельности. Учась пения, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразования, дыхания, дикция и т. д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваи- вают различные движения и способы их выполнения, также требует спе- циальных знаний: о неделимости характера музыки и движений, о выра- зительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, реги- стра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают назва- ния танцев, хороводов. Учась на игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной дея- тельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к об- щению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной дея- тельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать поло- жения психологии о ведущих видах деятельности, влияющие на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошколь- ном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как уже отмечалось, процесс обучения сводится к «натаскива- нию» и перестает быть развивающим. Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок не просто объектом воспитания, а становится участником |