Статья. Гуманистические. Сборник материалов Международной научнопрактической конференции Чебоксары цнс Интерактив плюс 2020
Скачать 2.95 Mb.
|
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 166 Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации Т.С.Комарова и др.). Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Сущность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста понимается как формирование эстетического отношения посред- ством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетиче- ского опыта и является центральным, связующим понятием в системе эс- тетических знаний. Художественно-образная форма отражения действи- тельности способна формировать умение ребенка эстетически восприни- мать действительность, трансформировать её, внося творческие элементы в процесс создания разнообразных художественных образов. В художественном развитии детей центральной является способность к художественному восприятию произведения и самостоятельному созда- нию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъ- ективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью. В худо- жественной деятельности необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения кистей обеих рук или пальцев: развитие матема- тических представлений: дети получают знания о форме – круг (окруж- ность), угол; развиваем пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре, середине); упражняемся в счете, развитие сенсор- ного, цветового восприятия: дети знакомятся с цветом, с понятиями теп- лые и холодные оттенки, пробуем различать толщину нити; развитие аб- страктное мышление, творческого воображения и фантазии; развитие мелкую моторику и координацию рук; воспитание внимательности, усид- чивости, терпения, аккуратности; обучение навыкам работы с иглой, нит- кой и шилом. Одним из показателей интеллектуальной готовности детей к обучению в школе является уровень развития мелкой моторики и зрительного вос- приятия. В школе ребенок сталкивается с такой проблемой, как письмо, требующее автоматизированного навыка. Наш детский сад является со- временным дошкольным учреждением. Мы стали чаще использовать ин- новационные техники художественного творчества (изонить). На протя- жении пяти лет в старших подготовительных практикуется техника изо- нити. Главная задача -развитие мелкой моторики рук у детей, направлена на поддержку личности. Для достижения поставленных целей в работе предполагается так же решение следующих задач: выявление индивидуальных способностей де- тей в развитии мелкой моторики; создание ребёнку условий для накопле- ния двигательного и практического опыта; укрепление рук и ручной уме- лости, плавных, очных и координированных движений; подготовка руки к навыкам письма, формированию почерка; формирование у детей пред- посылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы. Творческие занятия способствуют стимулированию развития цен- тральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмо- сферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности. В подготовительной группе занятия по изонити проходят в виде кружковой Дошкольная педагогика 167 работы два раза в неделю. Количество детей,присутствующих на занятиях должно составлять 5–6 человек. Кружковая работа проводится поэтапно: 1. Знакомство детей с новым видом прикладного искусства «ИЗО- НИТЬ». 2. Цель данного этапа: заинтересовать и ознакомить с изонитью через экскурс истории, показ работ, предоставление инструментов для создания картин, сравнение работ, выполненных в процессе аппликации, лепки и кон- струирования. 3. Подготовка детей к работе с изонитью. Дети рассматривают пере- плетение нитей сначала с лицевой стороны, затем с изнаночной, сравне- ние их. Цель: показать взаимосвязь, количество отверстий и расстояние между ними. 4. Ознакомление детей с инструментами для работы в технике изо- нить. Цель: рассказать о том, как правильно пользоваться иглой, шилом, трафаретом. 5. Работа по выполнению простейших рисунков в технике «изонить». Цель: учить детей последовательно выполнять различные действия: изоб- ражение рисунка (обводка трафарета), нанесение делений (точек), прокол отверстий, направление нитей. 6. Самостоятельное выполнение детьми работ от «простого» к «слож- ному». Цель: дети начинают работать самостоятельно, развивать творче- ское воображение, дорисовывать, моделировать, развивать мелкую мото- рику. Исходя из вышесказанного, нами был составлен план тематических за- нятий, рассчитанный на одну неделю. Понедельник. Тема «Волшебная ниточка». Цель: познакомить с рабо- тами в технике «изонить», научить детей сравнивать выполненные работы в процессе аппликации и лепки, ознакомить детей с техникой безопасно- сти при работе с иглой и шилом. Вторник. Тема «Капельки дождя». Цель: учить детей отличать лице- вую и изнаночную сторону, выполнять узор угла (показать, что нити пе- ресекаются), закрепить понятие «угол». Среда. Тема «Фруктовая корзинка». Цель: развить творческое вообра- жение, умение дорисовывать изображение после вышивки углов, подби- рать соответствующие цвета и оттенки нити, соблюдая технику безопас- ности при работе с шилом и иглой. Четверг. Тема «Снежная баба». Цель: учить детей создавать сюжет- ные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Пятница. Тема «Праздничный салют». Цель: учить детей самостоя- тельно выполнять сюжет. Практика работы в ДОУ с детьми в технике «изонить» показывает, что: с каждым последующим занятием дети проявляли все больший инте- рес к выполнению работы; дети хорошо усвоили как пользоваться иглой и шилом; по итогам курса обучения выяснилось, что у 80% детей появи- лась усидчивость, творческое воображение, внимание; дети овладели гра- фическими навыками, сенсорной координацией, могут точно скопировать образец; хорошо развили мелкую моторику и координацию рук, что необ- ходимо для подготовки ребенка к школе. Работа в технике «изонить» фор- мирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 168 Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение, то есть спо- собствует разностороннему развитию личности ребенка. Список литературы 1. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-Пресс, 2008. – 89 с. 2. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: моногр. – М.: Владос, 2012. – 386 с. 3. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников: методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 48 с. 4. Торгашова Н.В. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.: Скрипторий, 2009. – 24 с. Смирнова Марина Эдуардовна воспитатель Маковецкая Галина Павловна воспитатель МБДОУ «Д/С №1 «Солнышко» пгт Вурнары, Чувашская Республика ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье обозначены этапы формирования связной речи у детей дошкольного возраста, рассмотрен каждый из периодов ее раз- вития. Авторы отмечают важность обучения ребенка диалогу для фор- мирования монологической речи в более старшем возрасте. Ключевые слова: развитие речевых навыков, речевые навыки, связная речь, монологическая речь, диалог, дошкольный возраст. «В овладении речью, – считал Л.С. Выготский, – ребенок идет от ча- сти к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений». У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное – понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, ибо именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи. В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны непол- ные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного ска- зуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ре- бенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплываю- щими на поверхность фактами из личного опыта. Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения. В психологических Дошкольная педагогика 169 исследованиях показано, что элементы связной монологической речи у детей уже в 2–3 года, а переход внешней речи во внутреннюю, ситуатив- ной – в контекстную происходит к 4–5 годам. Дети 4–5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в кол- лективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоя- тельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать во- просы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в боль- шинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения ло- гики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (сло- вами еще, потом). В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и по- правлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать во- просы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повество- вание, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увели- чивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предло- жений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически по- следовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Интенсивное овладение монологической речью начинается с 5–6 лет, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия. Наиболее сензитивным периодом для развития связной речи является пятый год жизни. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь пони- мания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжения вни- мания к содержанию и речи. Монологическая речь сложнее в лингвисти- ческом плане. Рассказ – связанное развёрнутое изложение какого-либо факта. Для рассказа ребёнок самостоятельно выбирает тему. В рассказе больше отражены личный опыт, эмоции. Дети 5–6 лет способны овладевать навыками планирования монологи- ческих высказываний. Изменение условий жизни с переходом к дошколь- ному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ре- бенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта с взрослым. Список литературы 1. Понятие связной речи, ее значение. Виды связной речи [Электронный ресурс]. – Ре- жим доступа: https://poisk-ru.ru/s10121t1.html Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 170 Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации Собылинская Светлана Дмитриевна воспитатель Первышова Анна Ивановна воспитатель Кононенко Галина Алексеевна воспитатель МБДОУ «Д/С №34» г. Белгород, Белгородская область КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» Аннотация: в статье представлен сценарий квест-игры для старших дошкольников, который поможет воспитателям сделать мероприятие интересным и запоминающимся. Ключевые слова: квест, Белгородчина, кладезь, полезные ископаемые, город первого салюта, город воинской славы, краеведческий музей. Цель:Создание условий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через квест-игру, воспитанию гражданско-патриотического чувств подрастающего поколения. Задачи: 1. Образовательные: обогащать знания детей о родном крае, углублять представления детей о животных, населяющих наш край, расширять пред- ставления о природном богатстве родного края. 2. Воспитательная: воспитывать любовь к малой родине как части большой страны – России, и чувство гордости за неё. 3. Развивающие: развивать связную речь детей, обогащать и активизи- ровать словарь детей; развивать физические качества: ловкость, быстроту, меткость, выносливость; развивать сообразительность, умение самостоя- тельно находить решение в проблемной ситуации; умение ориентиро- ваться по ДОУ. Предварительная работа: – рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением города Белгорода; – беседы о Белгороде; – «Маршрут выходного дня» – с родителями. Ожидаемый результат: дети приобрели и закрепили знания о родном городе, успешно выполнили предложенные задания, проявили инициа- тиву в выборе вида деятельности, материалов, партнёров. У детей по- явился интерес к достижению цели через преодоление препятствий, дея- тельности со взрослыми и сверстниками. Дошкольная педагогика 171 Ход квеста Ведущий (стихотворение В. Орлова «Здравствуй, Родина моя!»): Утром солнышко встает, нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою, и в тишине подпевают птицы мне. Травы шепчут мне в пути: – Ты скорей, дружок, расти! Отвечаю травам я, отвечаю ветру я, Отвечаю солнцу я: – Здравствуй, Родина моя! – Как называется наша Родина? (Россия.) – А как называется наша малая Родина? (Белгородчина, Белгородский край.) Послушайте стихотворение «Родное Белогорье» белгородского поэта Владимира Молчанова (с показом презентации): Край родной. Лесостепь. Белогорье. На земле нету края милей. Я люблю полноводие гордое Золотых черноземных полей. Из Донца всходит солнышко алое Над Осколом поет соловей. Белгородчина – Родина малая, Здесь начало России моей. Ведущий: Ребята, а вы хотите больше узнать о нашем родном крае? Вы знаете, сегодня на электронную почту нашего детского сада для нашей группы пришло необычное письмо. Давайте прочтём его вместе (на компьютере): Здравствуйте, дорогие ребята! Мы знаем, что Вы очень любознательные и хотите больше узнать о своей малой Родине. Мы сможем Вам помочь. Приглашаем Вас к себе в гости. У нас Вы узнаете и увидите уникальные памятники природы нашего края, разнообразие животного и растительного мира, историю Белго- родского края с древнейших времен и до настоящего времени. Очень Вас ждём в ………. Высылаем Вам пригласительные билеты, которые……… карте……… пройти испытания. Удачи! С нетерпением ждем встречи с вами! Директор………. Ведущий: Ребята, нас приглашают узнать и увидеть о нашем крае много интересного, но письмо местами прерывается, и мы не знаем, куда нас приглашают и где находятся пригласительные билеты. Но нам ещё предлагают карту, по которой необходимо будет пройти испытания. Ви- димо, карта и приведёт нас к разгадке письма. Карту я спечатала заранее, предлагаю её рассмотреть и отправиться по ней в путешествие. Посмотрите на карту, как вы думаете, что изображено на карте? Дети: Это схема нашего детского сада с обозначенными цифрами. Ведущий: Путешествовать мы будем по цифрам-станциям, где, я ду- маю, найдём ключи-подсказки. Ведущий: Ребята, давайте вспомним правила, которые помогут вам во время поиска. Дети: Выполнять все задания вместе, не перебивать своего товарища, помогать друг другу, работать дружно одной командой. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 172 Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации Перед началом путешествия команда рассматривает «Карту», где четко определен маршрут (очередность) посещения «станций» командой и условные обозначения, которые помогут пройти маршрут. Ведущий: Посмотрите на карту, где мы находимся сейчас и куда нам двигаться дальше. Рома, возьми карту. Как пройти к первому месту? (По стрелке прямо по коридору, завернуть направо к цифре 1.) 1. Первая станция «Природа родного края» (1-й этаж). Лесник: Здравствуйте, ребята. Вы попали на станцию «Природа род- ного края». На земле Белгородской области обитает богатый животный и растительный мир. В настоящее время на территории области известно примерно 600 видов животных. А вот какие это животные – отгадайте за- гадки и заселите в наш Белгородский лес. Кто по ёлкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка.) Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят на зиму плотины. (Бобры.) Зубато, серовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк.) Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж.) Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета! (Заяц.) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось.) Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса.) Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.) Лесник: Молодцы, ребята, всё отгадали. А какие еще животные встре- чаются в наших лесах? (Косули, дикие кабаны, куницы, хори, горностаи, норки, выдры, дикие козы, мыши и др. животные.) Лесные жители передают Вам конверт. Думаю, он Вам поможет найти отгадку. Ведущий: Давайте посмотрим, что в конверте. Это часть картинки. Я ду- маю, нам необходимо будет собрать все части, чтобы узнать, что на картинке. |