Хрестоматия Хомской. Содержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии
Скачать 4.93 Mb.
|
с различным типом ПЛО, Примечание А — красный, желтый, коричневый, зеленый цвета Б — серый, черный, синий, фиолетовый цвета. Нейтральный запах Неприятный запах Приятный запах Группа испытуемых А БАБА Б Праворукие 53 47 60 40 74 26 Леворукие 38 62 14 86 62 38 Амбидекстры 80 20 12 88 60 40 Неприятный запах Приятный запах Группа испытуемых жесты лица жесты лица Праворукие 50 70 0 10 Леворукие 30 20 20 40 Амбидекстры 20 40 40 30 При ассоциации запахов с настроением (очень хорошим, очень плохими настроением в данный момент) подсчитывалось количество ошибочных ассоциаций запаха для каждого настроения, причем считалось, что для хорошего настроения ошибочным будет предпочтение неприятного запаха, а для плохого — приятного. Результаты для разных групп представлены в табл. Оказалось, что при ассоциации запахов с настроением праворукие допускают больше ошибочных ответов, когда оценивают плохое настроение, в то время как леворукие и амбидекстры дают ошибочные ассоциации запахов с хорошим настро Нейропсихология эмоционально личностной сферы ением. Большинство праворуких (80%) для настроения в данный момент подбирают нейтральный или приятный запахи, леворукие (60%) и амбидекстры (в этом случае выбирают неприятный запах. Таким образом, результаты ассоциации запахов с настроением свидетельствуют о сдвиге эмоциональных оценок в целому праворуких к положительному полюсу и амбидекстров — к отрицательному. Задание на ассоциации запахов с настроением в данный момент с учетом интенсивности выбранного запаха позволяет охарактеризовать самооценку испытуемых. В целом большинство испытуемых для настроения в данный момент выбирает нейтральный или приятный запахи (80%), и тот же запах выбирается для хорошего настроения (86%). Средняя интенсивность выбираемых запахов 7,3. Таким образом, общая оценка является положительной и чуть выше середины, что согласуется с результатами С. Я. Рубинштейн (1970) и других авторов по исследованию самооценки. Обращают на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Праворукие имеют способность к более точным ассоциациям приятного запаха со стимулами цветами красно желтой гаммы, жестами и выражениями лиц, отражающими положительные эмоции, а также хорошим настроением. Менее правильно ими оцениваются неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивают неприятный запах. Их ассоциации с неприятным запахом, как правило, соответствуют знаку стимула это цвета серо фиолетового диапазона спектра, жесты и выражения лиц, отражающие отрицательные эмоции, а также плохое настроение. Итак, по результатам эмоциональной оценки приятного и неприятного запахов можно говорить о предпочтительном типе эмоционального реагирования у разных групп испытуемых. Для праворуких характерен сдвиг эмоционального реагирования к положительному полюсу, у леворуких, а также амбидекстров наблюдается преобладание эмоций отрицательного знака. Исследование показало, что примененная нами методика позволяет оценивать такие параметры эмоций, как знаки интенсивность и их ассоциации с цветом, жестом, выражением лица, настроением, что может быть использовано в целях изучения индивидуальных различий эмоциональной сферы в норме. Таким образом, полученные результаты подтвердили возможность применения методики оценки запахов для исследования индивидуальных различий эмоцио Таблица Распределение ошибочных ассоциаций запахов с настроением у испытуемых с различным типом ПЛО, Настроение Группа испытуемых хорошее плохое Праворукие 25 33 Леворукие 40 0 Амбидекстры 60 16 Межполушарная организация мозга и эмоционально личностная сфера 737 нальной сферы, связанных с различным типом латеральной организации мозга. У здоровых испытуемых обнаружена связь эмоциональных оценок запахов (по знаку, интенсивности и их ассоциациям) с профилем латеральной организации мозга (ЕД. Хомская, МА. Коёкина, У трех групп испытуемых (праворуких, леворуких и амбидекстров) наблюдается предпочтительный тип эмоционального реагирования. Праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака. Для них характерен общий сдвиг эмоционального фона к положительному полюсу (те. они более «оптимистичны»). Для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака (те. они более пессимистичны. ТИПЫ ПЛО И ЭМОЦИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА Хотя понятие эмоционально личностные качества в современной психологии разработано пока недостаточно, выделение этого уровня эмоционально личностной сферы совершенно необходимо. Он включает в себя различные эмоционально личностные явления, и прежде всего те, которые анализируются с помощью психодиагностических методов тестов, построенных на самоотчетах испытуемых о своем эмоциональном состоянии. Эти методы выявляют прежде всего эмоционально личностные явления, протекающие на осознанном уровне и характеризующие эмоциональное самосознание (самочувствие, настроение, отношение к чему либо и т. п. Именно этот уровень эмоционально личностной сферы был главным объектом исследований проблемы эмоций с позиции концепции межполушарной организации мозга, о которых говорилось выше (см. разд. 1 настоящей статьи). Хотя в этих работах доминантность полушария определялась главным образом по ведущей руке (реже — поруке, ведущему уху и/или глазу, они дали богатый материал о значении межполушарной асимметрии как фактора, определяющего различные характеристики эмоционально личностной сферы. (В настоящей работе эта линия исследований была продолжена. Изучение самооценки своего эмоционального состояния (текущего и постоянного) проводилась на двух выборках испытуемых музыкантах (студенты вокального отделения Московской консерватории) и «немузыкантах» (студенты разных факультетов МГУ). Привлечение музыкантов в качестве объекта исследования проблемы «Типы ПЛО и эмоционально личностные качества было продиктовано следующими соображениями. Музыканты традиционно относятся к художественному типу личности (Художественный тип человека, 1994). Их профессия требует, с одной стороны, умения адекватно воспринимать эмоциональные стимулы и их градации, с другой — умения передать эмоции голосом (или инструментом. Специалисты говорят о существовании особых музыкальных эмоций, без которых не может состояться музыкант как профессионал (В. Н. Холопова, 1994). По определению, данному Дж. Верди, сама музыка — это выражение чувств (Дж. Верди, 1973). Б. М. Теплов считал, что способность эмоционально отзываться на музыку. составляет как бы центр музыкальности (Б. М. Теплов, Экспериментально психологические исследования абитуриентов, поступающих в театральные вузы и консерваторию, выявили у этого контингента испытуе Нейропсихология эмоционально личностной сферы мых особые эмоциональные качества. Поданным В. П. Морозова (1985), эмоциональный слух (те. способность на слух определять модальность и интенсивность эмоций, определяемый с помощью речевых высказываний, имеющих различные просодические характеристики, у музыкантов в целом лучше, чему немузыкантов. У музыкантов он в среднем равен 70–85 баллам, у немузыкантов — 60–70. Имеются большие индивидуальные различия, причем хороший эмоциональный слух» не обязательно совпадает с хорошим музыкальным слухом. У студентов Московской консерватории (400 человек) обнаружены статистически значимые различия в распознавании базальных эмоций, выраженных в речевом высказывании. Эмоция радость распознается лучше других эмоций (правильных ответов эмоция гнев — хуже других (50%). Печаль и страх занимают промежуточное положение (69,3 и 67% соответственно. У музыкантов отмечаются более высокие значения такого эмоционального качества, как эмпатия, оцениваемого по методике А. Мехрабьяна (A. Mehrabian, N. Epstein, 1972), а также невербального слуха по сравнению со случайной выборкой испытуемых (В. П. Морозов, А. Г. Васильева, Таким образом, музыканты как представители художественного типа личности обладают рядом эмоционально личностных особенностей, что делает их интересным объектом исследования по проблеме «Межполушарная асимметрия и эмоции». Методика и испытуемые Методика настоящего исследования включала две группы тестов. Первая была направлена на определение типа межполушарной организации мозга (ПЛО) с помощью стандартных тестов. Вторая — содержала задания, которые адресовались к самооценке испытуемыми своего эмоционального состояния. Это были а) стандартизированный опросник (Т. Б. Александрова и др, 1983), содержащий 109 вопросов, в том числе касающихся эмоционально личностной сферы б) метод идентификации своего состояния с одним из изображенных на картинке (эталоном) по Н. Я. Батовой (ЕД. Хомская, Н. Я. Бажова, 1992); в) тест Спилбергера, позволяющий оценить текущую (реактивную) и личностную тревожность («Практикум...», 1990). Применение данных методов должно было выявить, имеются ли различия в распределении типов ПЛО среди музыкантов (студентов консерватории) и немузы кантов (студентов МГУ, каковы особенности самооценки своего эмоционального состояния у этих двух групп испытуемых, имеется ли связь особенностей самооценки с типами ПЛО 1 Результаты А. Распределение испытуемых по видам асимметрии и типам ПЛО Сопоставлялись особенности межполушарной организации мозга у студентов МГУ (520 человек 375 мужчин, 145 женщин) и студентов Московской консерва 1 Экспериментальное исследование выполнено ИВ. Ефимовой, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколоповой. Межполушарная организация мозга и эмоционально личностная сфера 739 тории (62 человека 23 мужчины, 39 женщин. Оценка выраженности асимметрии в моторной, слухоречевой и зрительной системах показала, что указанные выше две выборки испытуемых различаются по каждому виду асимметрий. Эти различия отмечаются и у мужчин, и у женщин. Моторная (мануальная асимметрия) правостороннего типа чаще наблюдается у студентов МГУ по сравнению со студентами консерватории (больше у мужчин — 75,0 и 66,8%, чему женщин, — 47,8 и 35,9%). Амбидекстрия в моторной системе у мужчин музыкантов встречается чаще, чему немузыкантов (26,2 и 16,5% соответственно, однако особенно велика разница по симметричным отношениям у женщин музыкантов и немузыкантов (53,8 и 26,1% соответственно. Левосторонняя асимметрия у мужчин приблизительно одинакова, у женщин чаще встречается в выборке студентов МГУ (табл. Таблица Распределение показателей асимметрии в моторной, слухоречевой и зрительной системах у студентов МГУ (I — мужчин, II — женщин) и студентов Московской консерватории — мужчин, IV — женщин, Асимметрия Система Группа испытуемых правосторонняя отсутствует левостороняя I 75,7 16,5 7,8 II 47,8 26,1 26,1 III 66,8 26,2 6,9 Моторная IV 35,9 53,8 10,2 I 54,6 20,4 25,0 II 50,0 27,2 22,7 III 44,8 21,3 33,8 Слухоречевая IV 30,8 28,2 41,0 I 61,3 26,4 12,3 II . 52,2 30,4 17,4 Ill 52,4 31,7 15,9 Зрительная IV 51,3 30,8 17,9 В слухоречевой системе правосторонние показатели чаще наблюдаются у мужчин студентов МГУ, чему студентов консерватории (54,6 и Те же отношения имеют место и у женщин (50,0 и 30,8%). Амбидекстрия в слу хоречевой системе встречается приблизительно одинаково часто в обеих выборках и у мужчин, и у женщина левосторонняя асимметрия явно преобладает у музыкантов (мужчин и особенно у женщин) по сравнению с немузыкантами. У женщин музыкантов левосторонняя асимметрия встречается почтив два раза чаще, чему женщин немузыкантов (41,0 и 22,7%) (табл. В зрительной системе в целом различии между двумя выборками испытуемых выражены меньше. Однако общая тенденция сохраняется. Правосторонняя асимметрия чаще встречается у мужчин немузыкантов, чему музыкантов (63,3 и у женщин разницы нет Нейропсихология эмоционально личностной сферы Амбидекстрия несколько преобладает у мужчин музыкантов по сравнению сне музыкантами (31,7 и 26,4%); у женщин разницы нет левосторонняя асимметрия также несколько чаще встречается у мужчин музыкантов (15,9 и 12,3%); у женщин разницы нет (табл. 4). Таким образом, зрительная система по показателям асимметрии различается у двух выборок меньше, чем мануальная и слухоречевая, и различия отмечаются только у мужчин. В целом во всех трех анализаторных системах (особенно в моторной и слухо речевой) у учащихся в консерватории по сравнению с учащимися в МГУ наблюдается сдвиг в левую сторону, те. накопление симметричных и левосторонних признаков изучаемых функций. Как уже говорилось выше, моторная (мануальная) асимметрия оценивалась по балльной системе. Анализ материала показал, что максимальные значения правосторонней асимметрии (12–11 баллов) обнаруживает 24% студентов МГУ и только студентов консерватории высокие, ноне максимальные значения (10–9 баллов студентов МГУ и 33,6% — консерватории еще меньшие (8–7 баллов) — 26 и 28% соответственно а значения ниже 7 баллов среди студентов МГУ встречались у 9%, а среди студентов консерватории у 22,2%; у 14,4% музыкантов правосторонняя моторная асимметрия выражена еще меньше (6–5 баллов). Таким образом, студенты консерватории (и мужчины и женщины) отличаются от студентов МГУ меньшей выраженностью мануальной правосторонней асимметрии, меньшей частотой лиц с высокими значениями этой асимметрии, большей частотой — с низкими. Степень выраженности слухоречевой асимметрии оценивалась по четырехбалльной шкале. Анализ этого показателя выявил следующие различия между двумя выборками испытуемых сильно выраженная слухоречевая асимметрия (3–4 балла) чаще отмечается у студентов МГУ (58%), чему студентов консерватории (слабовыраженная асимметрия (2–1 балл) несколько чаще наблюдается у музыкантов и 21% соответственно, левосторонняя асимметрия (0 баллов) существенно чаще встречается у студентов консерватории по сравнению со студентами МГУ (32,6 и 21%). В целом низкие значения слухоречевой асимметрии существенно чаще встречались среди музыкантов, чем среди немузыкантов (60,4 и Распределение степеней зрительной асимметрии (оцениваемой по двухбалльной системе) — имело туже тенденцию, что и слухоречевой. У студентов консерватории симметричность зрительных функций и левосторонняя зрительная асимметрия выражены сильнее (48,5%), чему студентов МГУ (Таким образом, можно констатировать явное накопление в группе музыкантов лиц с малыми значениями правосторонней асимметрии (по всем анализаторным системам, особенно по моторной) по сравнению с симметричным распределением функций и левосторонней асимметрией. Распределение типов ПЛО среди студентов МГУ и студентов консерватории представлено в табл. 5. Видно, что группы студентов МГУ и консерватории различаются среди мужчин — студентов МГУ больше правшей и праворуких (группы А и Б, чем среди студентов консерватории. Амбидекстров, леворуких и левшей (группы В, Г и Д) больше среди студентов консерватории. Значимые различия выявлены только среди женщин амбидекстров (группа В, их больше среди студенток консерватории Межполушарная организация мозга и эмоционально личностная сфера 741 Б. Анализ эмоционального статуса В исследовании приняли участие студенты разных факультетов МГУ (160 чел.) и студенты вокального класса консерватории (66 человек). Статистическая обработка полученных данных заключалась в анализе таблиц сопряженности признаков с помощью критериях Анкетные данные показали, что большинство студентов консерватории отмечают у себя признаки эмоциональной дезадаптации. Это были жалобы на наличие тревоги, выраженное внутреннее напряжение, повышенную раздражительность, пониженное или тоскливое настроение, иногда — навязчивые страхи. Сравнение результатов заполнения анкет студентами консерватории и МГУ свидетельствовало о том, что указанные жалобы значимо чаще наблюдались у студентов вокалистов. У них же была большая выраженность эмоциональной дезадаптации в целом. Так, среди обследованных студентов консерватории 86% предъявляли одновременно более трех жалоб, свидетельствующих об эмоциональной дезадаптации. В группе студентов МГУ таких лиц было Более частыми и выраженными были у студентов консерватории и жалобы на психосоматические и вегетативные расстройства — нарушения сна, головные боли, боли в сердце сердцебиение, боли в области живота, холодные кисти и стопы и т. д. Студенты вокалисты чаще, чем студенты МГУ, одновременно предъявляли три и более жалобы. Более часты и более выражены были вегетативные и психосоматические жалобы у женщин (особенно у студенток консерватории. (Таким образом, поданным опроса, большое число студентов консерватории и МГУ имеют признаки эмоциональной, психосоматической и вегетативной дез адаптации, более выраженной — у студентов консерватории. В большей степени эти симптомы отмечаются у студенток консерватории. В. Самооценка эмоционального состояния Как уже говорилось выше, самооценка эмоционального состояния проводилась с помощью тестов Ч. Спилбергера—Ханина и Н. Я. Батовой. Изучение уровня личностной и реактивной тревожности с помощью теста Спил бергера Ханина выявило, что высокий уровень личностной тревожности имеют студентов консерватории и 41% студентов МГУ. Высокие показатели реактив Таблица Распределение типов ПЛО в двух группах испытуемых студентов МГУ (I — мужчин и II — женщин) и студентов консерватории (III — мужчин и IV — женщин, Примечание. А, Б, В, Г, Д — типы ПЛО. Тип ПЛО Группа испытуемых А Б В Г Д I 33 43 16 5 3 II 19 47 26 5 3 III 22 31 26 17 4 IV 10 31 46 8 5 Нейропсихология эмоционально личностной сферы ной тревожности также отмечаются значимо чаще у обследованных студентов вокалистов, чему студентов МГУ (34 и 18% соответственно, р < Выше представлены средние данные самооценки своего текущего состояния методом идентификации его с эталоном (картинкой, изображающей эмоции разного знака и интенсивности) по методу Н. Я. Батовой для всей выборки студентов МГУ, для «правшей» и для левшей (ЕД. Хомская, Н. Я. Батова, Средние данные по выборке музыкантов были следующими большинство испытуемых) идентифицировало свое состояние с эмоциями средней интенсивности, из них 32% — с положительными, ас отрицательными. Многие испытуемые) в качестве адекватных своему текущему эмоциональному состоянию избрали эталоны, выражающие интенсивные отрицательные (17%) или интенсивные положительные (10%) эмоции. По сравнению со студентами МГУ среди студентов консерватории в полтора раза больше лиц, оценивающих свое текущее эмоциональное состояние как очень интенсивное. Второе отличие музыкантов от немузыкантов состоит в том, что если у немузыкантов преобладает разной интенсивности положительное эмоциональное самочувствие (63%) над отрицательным, то большинство музыкантов отождествляют себя с эмоционально отрицательными эталонами (58% и 42% соответственно). Первое отличие этих двух выборок испытуемых можно интерпретировать как склонность музыкантов к более интенсивным эмоциональным переживаниям, второе каких большую склонность к отрицательным эмоциональным состояниям (по сравнению с немузыкантами). Важно отметить и третье отличие. Под влиянием просмотра неприятных картинок (эмоциональная интерференция) достаточно большое число музыкантов) изменяли показатели самооценки своего текущего эмоционального состояния. Это была замена среднеположительной оценки на средне отрицательную, среднеотрицательной на максимально отрицательную или даже умеренно положительной насильно отрицательную. Немузыканты под влиянием эмоциональной интерференции своих оценок не меняли (отмечались лишь единичные случаи). Таким образом, группу музыкантов от немузыкантов отличает также большая чувствительность самооценки к эмоциональному воздействию (интерференции). Сопоставление типов межполушарной асимметрии с эмоциональной самооценкой обнаружило, что лица с чистым правым профилем асимметрии чаще оценивают свое текущее состояние как умеренно положительное и на их оценку эмоциональные помехи не оказывают какого либо влияния. Однако улиц со смешанным типом асимметрии (подавляющее большинство, особенно у амбидекстров, леворуких и левшей, наблюдается большой разброс показателей самооценки (от максимально положительной до максимально отрицательной. Под влиянием эмоциональной помехи они могут изменить свою оценку по интенсивности и даже — по знаку. Подобная картина более типична для студентов консерватории. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что группа музыкантов (студенты консерватории) существенно отличается по распределению видов и типов межполушарной асимметрии мозга от немузыкантов (студентов МГУ того же возраста и пола. Эти различия состоят прежде всего в накоплении у музыкантов признаков амбидекстрии и доминирования правого полушария Межполушарная организация мозга и эмоционально личностная сфера |