Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Комплекс лекций Первая неделя

  • Цель лекции: Познакомить с понятием «дидактика», возникновение и развитие дидактики, о сновные категории дидактики . План лекции

  • Дидактические взгляды Коменского

  • Дидактические взгляды Руссо

  • Дидактические взгляды Гербарта.

  • Дидактические взгляды Дистервега.

  • Обучение

  • Знания

  • Навыки

  • Содержание

  • Форма

  • современная дидактика. Современная дидактика. Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеSyllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения
    Анкорсовременная дидактика
    Дата05.02.2023
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСовременная дидактика.docx
    ТипЛекции
    #921292
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: М.: Издательский центр "Академия", 2002.


    4. Педагогика, Курс лекций, Светличная Л.В., 2019

    5. Педагогика, Учебное пособие, Плотникова И.Е., Берлева С.Ю., Филозоп А.А., Лунина И.А., Скрыльникова М.А., 2019

    6. Высшая педагогика, Система воспитания А.С. Макаренко, Зайцев В.С., 2018

    7 Педагогика, Костина Л.А., Миляева Л.М., 2018

    8. Основы педагогики, Учебно-методическое пособие, Гайнутдинова И.Р., Эйгелис Г.В., 2018

    9.Пидкасистый П.И. Педагогика

    8.Цыркун И.И.Педагогика.Дидактика Минск 2011

    9.Харламов И.Ф. М.,2003.


    10. Педагогика учебное пособие  Мешков Н.И., Харитонова И.В

    http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/763/73763/52801?p_page=11

    6. Комплекс лекций

    Первая неделя

    Тема лекции №1-2: Предмет и задачи дидактики

    Цель лекции: Познакомить с понятием «дидактика», возникновение и развитие дидактики, основные категории дидактики.

    План лекции

    Любая наука имеет свой особый предмет изучения. Дидактика как часть педагогики изучает цели, содержание, закономерности, условия, методы воспитания и развития личности .Но в предмете дидактики должны отразиться специфика именно обучения и образования.

    Мы исходим из того, что обучение-это воспитание и развитие в процессе учебной деятельности: учебно-познавательной, учебно-практической, учебном общении. Значит, предмет дидактики – воспитание и развитие личности, в процессе разных видов учебной деятельности.

    Многие исследователи утверждают, предметом дидактики выступает основное дидактическое отношение «учитель-ученик», «педагог – студент», вспоминают слова А.С.Макаренко о том, что не сам человек, а педагогические отношения являются предметом педагогики.

    Во-первых, в обучении существенное значение имеет не только общение в системе «педагог-учащийся», но и познание, выраженное в отношении «учащийся - изучаемый материал».

    Во-вторых, субъективные человеческие отношения есть не только отношения между личностями или между личностью ,но и отношения личностей.

    Важно в дидактическом плане и отношение «педагог - изучаемый материал»; ибо это связано с отбором материала ,проектированием, конструированием предстоящих актов обучения.

    Предмет дидактики, т.о., необычайно многогранен и сложен . Он включает все три субъекта обучения: учителя, ученика и обучающийся коллектив, и все основные дидактические отношения: «ученик-учитель».

    Говоря точнее, предметом дидактики является регулирование и совершенствование указанных отношений, создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования.

    Дидактика – это отрасль педагогической науки, изучающая обучение вместе с передаваемым посредством него содержанием образования. В ходе развития педагогики дидактика в большей степени приобретает статус относительно самостоятельной научной дисциплины, имеющей собственный предмет исследования. Отличный от предметов других педагогических дисциплин и смежных наук. Дидактика, как и педагогическая наука в целом, обращена к практике, к практической педагогической деятельности. Задача дидактики – не только отображать практику обучения, но и влиять на нее. Помогать учителю, преобразовывать и совершенствовать эту практику. Поэтому главная функция дидактики состоит в научном обосновании практически обучения. Следовательно, эту функцию необходимо в первую очередь учитывать при определении предмета дидактики.

    В истории педагогики и в современной педагогической литературе нет единого канонического определения предмета дидактики. Представление об обучении и о задачах его научного исследования менялось исторически. И нет основания, отвергать как неправильные те или иные определения предмета дидактики. Проблема состоит в том, чтобы соотнести представления о предмете дидактики с современным состоянием практики обучения и средств ее научного познания, а также с функцией научного познания, а также с функцией научного обоснования этой практики, которую и реализует дидактика.

    Предмет дидактики в имеющихся обобщенных трудах и пособиях кратко определяется как содержания образования и организация процесса обучения. Более полно этот предмет определяется так: это – цели, задачи, содержание, закономерности, методы, принципы обучения. Этим определением охвачена объектная сфера, на которую направлены дидактические исследования. Также определение в первом приближении достаточно. Всем этим дидактика действительно занимается. И этим же занимается не только дидактика. В целях обучения воплощается требования общества к образованию. Они отвечают на вопрос – что должен знать и уметь человек с точки зрения этих требований. Дидактика переводит эти требования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т.д.

    Если мы хотим обозначить то, чем занимается только дидактика, нужно пойти дальше. Нужно так представить предмет этой науки, чтобы в нем отдельные части большого и сложного объекта обучения были отражены в их единстве и взаимосвязи и пошли выражение в системе дидактических понятий. для того необходимо рассмотреть обучение под особым углом зрения, с позиций педагогики как общественной науки. При этом нужно учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидактики, ее функции, возможности, а главное – задачу научного обоснования практики обучения, т.е. практической деятельности учителей. Такое определение предмета дидактики позволит направить исследовательскую работу в единое русло так, чтобы такая работа одновременно и обогащал педагогическую науку, и помогала правильно организовать педагогическую практику.

    Чтобы правильно подойти к определению предмета, необходимо достаточно четко представить себе различие между двумя понятиями – «объект науки» и ее «предмет». Объект –это область исследования, а предмет – это опосредующее звено между субъектом и объектам исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиции науки, которую он представляет.

    Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педагогической сущности обучения. Поскольку дидактика науки теоретическая, а предмет теории представляет собой систему отношений. Нужно раскрыть главное, специфическое для обучения отношение. Вообще отношения, возникающие в деятельности обучения, многообразны: учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – другие учащиеся.

    Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что дидактика занимается изучением деятельности учителей и учащихся в их взаимосвязи, а также анализом включенных в эту деятельность содержательных компонентов образования и социально-материальной среды, в которой эта деятельность имеет место. Дидактика исследует не все формы поведения, а лишь целенаправленные, т.е. те, целью которых является преобразование человеческой деятельности. Результаты дидактических исследований информирует о том, как с помощью описанной системы средств и методов изменить данное состояние в требуемом направлении. Дидактика является наукой, которая не может содержать в себе только теоретические высказывания, в нее входят и дискретивные (описательные), а наряду сними объясняющие, прогностические, оценочные и практические высказывания. Следовательно, дидактику нельзя считать чисто практической или прикладной наукой, она является теоретико-практической. Как только дидактика начинает основывать свои убеждения на результатах эмпирических исследований, то сразу превращается в науку теоретико-практического характера. Именно эмпирические исследования поставляют описательный материал, позволяют открывать зависимости и одновременно конструировать целенаправленное поведение, ориентированное на создание новых форм дидактической практики.

    2. Возникновение и развитие дидактики.

    Дидактика, как и педагогика в целом, развивалась исторически, выполняя задачи, которые возникли перед школой на определенных этапах развития человеческого общества.

    По мере того как в историческом развитии человечества происходило обобщение его практического опыта в сфере труда, материальной и духовной жизни и развивались науки и искусства, возникала, укреплялась потребность в создании условий, при которых новые поколения могли бы овладеть накопленным опытом и добытыми знаниями. Эти условия на первых этапах культурного развития человечества созревали крайне медленно, что было обусловлено замедленным темпом эволюции человека в условиях примитивной трудовой деятельности. С большими трудностями формировалась и сама способность человека к учению.

    Развитие наук, рост производства и торговля вызвали непрерывное развитие обучения как особой сферы чело веской деятельности в Древнем мире и в Средние века и постепенно привели к тому, что создавались условия для возникновения теории обучения. Это произошло в XVII в., когда Яном Амосом Коменским (1592-1670) был создан капитальный труд, Великая дидактика: Ян Амос Коменский впервые выдвинул задачу – всех учить всему и дал последовательное изложение принципов и правил обучения детей; создал дидактику, которая воплотила в себе передовые идеи и проложила путь практике воспитания и обучения. В своих трудах он опирался на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626).

    Дидактика Каменского построена на идеи природосообразности восприятия (человек есть часть природы и, следовательно, подчиняется ее универсальным законам). Главная задача дидактики, по Каменскому, заключалась в том, чтобы раскрыть тот естественный порядок вещей в обучении, который всегда приводит к успеху. Предметом к познанию и изыскание способов обучения, которые соответствуют этим способностям и тем знаниям, которыми предстоит овладеть учащимся. Каменский утверждал, что усвоение знаний не происходит мгновенно, подобно зеркальному отражению. Обучение – процесс, в котором решающую роль играет чувственное восприятие вещей. Источником всех знаний человека являются ощущения. Естественно, говорил Каменский «и учить нужно так, чтобы дети, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг и совестных рассуждений, а из наблюдений окружающих их вещей, путем изучения причинных связей. В ходе обучения нужно всемирно развивать у детей органы чувств и подводить их к дальнейшим, все более тонким наблюдениям предметов и явлений внешнего мира. Значение П.А.Каменского в истории педагогики заключается в том, что раскрыв в обучении две стороны: объективную (законы обучения) и субъективную (искусно применение этих законов) и искусству преподавателя. В своем труде он сразу же отграничивает свою задачу от цели, сокращенные руководства для более легкого преподавания или изыскивает «более быстрые и краткие пути, чтобы скорее научить той или другой науке или тому или другому искусству». Таким образом, он видит свою главную задачу не в том, чтобы просто разработать еще один комплекс педагогических рецептов, а в том, чтобы дать теоретическую основу для рассмотрения всех дидактических вопросов.

    Но деятельность Каменского не сводится только к теоретической стороне. Он создал учебники и учебные пособия для учащихся и разработал методы обучения языками и науками, применение которых повысило успешность обучения.

    Влияние дидактических идей Каменского оказалось очень плодотворным в ряде стран Европы. Однако в практике обучения во многих случаях господствовали традиции средневековой школы. Обучение пошло словено-книжный характер и сводилось к механическому заучиванию текстов, главным образом, религиозного содержания. Учение заключалось в бессмысленной зубрежке не всегда понятных текстов и почти воспроизведении учащимся заучиваемого по вопросам учителя. Всемирно превозносились покорность и исполнительность. Проявление самостоятельной мысли не только не поощрялась, но и преследовалась как выражение греховной природы ребенка.

    Развитие капиталистических производственных отношений и выдвижение на арену политической жизни буржуазии и прогрессивных деятелей науки и культуры вызвало необходимость преодоления устаревших концепций обучения и создания новых, способных обеспечить подготовку молодых поколений к новым социальным условиям. На борьбу с феодализмом и отживающей свой век религиозной идеологией выступали выдающиеся мыслители и в их ряду педагогики. Коренным вопросом стал вопрос о связи обучения с жизнью, об искоренении догматизма и деспотизма в восприятии, о развитии активности детей. Горячим борцом за эти идеи был Жан Жак Руссо (1712-1778). Он выдвинул концепцию обучения, опирающегося на потребности ребенка и его непосредственные запросы. Согласно этой концепции, нельзя в угоду подготовки ребенка к будущей жизни игнорировать его потребности и интересы. Только в этих условиях происходит умственное развитие ребенка. Вопрос не в том, утверждал Руссо, чтобы он полюбил их, нужно дать ему методы, чтобы он мог изучить науки, когда вкус к ним разовьется. Истинное обучение вытекает из непосредственной жизни ребенка, а истинные учителя – это опыт и чувствование. Возможно, отрицательная сущность концепции Руссо заключается в том, что он не разработал теории обучения и не раскрыл способ практических реализаций этих идей в школах, но влияние идей Руссо для современников было очень сильным. Особое значение для развития педагогики имели его идеи о связи обучения с жизнью ребенка, об изучении природы детей и развитии их творческих сил, о подготовке к труду как естественному предназначению каждого человека.

    Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой. Высшую цель воспитания Песталоцци видит в том, чтобы пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах. Для этого он предлагает три средства: культуру сердца, развитие угла, заключающиеся в расширении круга наблюдений, в анализе наблюдений и приведении их в логические связи, в ознакомлении с языком для их выражения и нравственное развитие. Цель обучения Песталоцци – в развитии человечности. В гармоническом развитии всех сил и способностей человека, в воспитании трудолюбия. Он показал необходимость изучения техники ребенка в дидактических целях.

    Дидактические взгляды Коменского

    Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования её, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путём осязания. Если какие-либо предметы сразу схватываются несколькими чувствами».

    Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

    Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

    Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

    Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Всё предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

    Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

    Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

    Огромное значение для прочного усвоения учащимися, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятным учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчётливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

    Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении»,- писал он.

    Дидактические взгляды Руссо

    Дидактика Руссо основана на развитии у ребёнка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Всё должно быть предоставлено восприятию ребёнка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребёнка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребёнка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

    Физический труд – это неизбежная обязанность общественного человека. «Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин – это плут». Поэтому свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.

    В первую очередь ребёнок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремёсел. Эмиль живёт жизнью ремесленника, он проникает уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Труд – общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

    Эмиль теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвёртый период – период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Развращённый город не страшен теперь Эмилю, который достаточно закалён от городских соблазнов.

    Руссо, представитель того класса, который вскоре вступит в борьбу, искренне убёждён в том, что лучшие люди «третьего сословия» – это носители общечеловеческих идеалов. Надо поэтому научить Эмиля любить всех людей. И Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путём изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел. Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убеждён, что Эмиль сам придёт постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, - это религия сердца. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребёнок приходит к мысли о её творце.

    Дидактические взгляды Гербарта.

    Гербарт дал много дидактических советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. Приведём некоторые из этих советов. Ёще до школы и на начальных ступенях обучения в детях должны создаваться такие представления, которые помогают усваивать последующий учебный материал. Непосредственно, перед тем как учитель перейдёт к объяснению нового, он должен вызывать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала.

    В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать самый предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие действует утомительно. В изложении учителя должно быть связано одно с другим: несвоевременные паузы и введение посторонних элементов ( слишком примелькавшихся фраз, риторических украшений, уклонений от главной мысли, отсутствие логики и др.) нарушают свободное течение апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его лёгкость только вредит делу. «При ней апперцепция сейчас же завершается: она не даёт достаточной работы».

    Гербарт дал также ценные советы о заучивании наизусть Он правильно указывал на необходимость борьбы с забыванием изученного материала. Наиболее эффективным он считал для этого упражнение учеников путём постоянного применения заученного материала в связи с тем, что привлекает их внимание.

    Дидактические взгляды Дистервега.

    Дистервег создал дидактику развивающего обучения, её основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он, прежде всего, настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчёркивает необходимость продумывания и осознания ребёнком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Эти правила, которые в своё время ещё были сформулированы Каменским, Дистервег подвергает дальнейшей разработке, справедливо предостерегая педагога от их формального применения.

    Большое значение Дистервег придаёт сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и чётко изложить сущность дела. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» – и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладить в памяти. «Не торопись при изучении основ» – гласит одно из его правил.

    Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребёнка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.

    Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. «Всякий метод плох, - заявляет он, - если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, возбуждает в нём самодеятельность». Для начального обучения он рекомендует «элементарный», или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, даёт им возможность «искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить». По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить».

    Ян Владислав Давид.

    Вклад Давида в дидактику заключается прежде всего в его работе «Наука о вещах», изданной в 1882г.,были его материалистические убеждения. Именно они стали основой интерпретации процесса познания «природы вещей». За основу этого процесса и в качестве психологического фундамента обучения Я.В.Давид принял психический процесс, состоящий из следующих трех элементов:

    1.Восприятие внешних стимулов, таких, как впечатление и наблюдение, т.е. непосредственное познание;

    2. «Внутренняя переработка» этих стимулов, т.е. опосредованное познание, - благодаря воображению пониманию, обобщению и логическому выводу;

    3.Материальная реакция на эти стимулы, т.е. действие,- с помощью непроизвольных движений, мимики, речи, письма, поступков.

    Семилетний эксперимент, несмотря на определенное время трудностей, показал, что существуют возможности связать школу с жизнью среды, а также построить преподавание истории, природоведения и искусства, чтобы они получали «позитивное содержание и реальное значение в жизни самого ребенка» и таким образом способствовали его развитию.

    Первым в польской дидактике и одним из первых в мировой дидактике Давид выразил требование, в соответствии с которым обучение должно основываться на чувственном и интеллектуальном познании, а также практической деятельности и доказал, что только это может гарантировать эффективность обучения.

    Давид считал вещи комплексами свойств, и познание вещей ставил в зависимость от познания их частей и свойств. Именно поэтому он уделял много внимания различным, в частности механическим свойства вещей, их пространственным параметрам, таким свойствам, как упругость, твердость, гладкость, шероховатость, влажность и т.п., то есть положению, форме, расстоянию и размерам вещей, динамическим свойствам – движению, его направлению и продолжительности, росту и развитию вещи; оптическим свойствам – свету, темноте, цвету, прозрачности. В данном случае Давид развивает взгляды Коменского, Песталоцци и Гербарта, но одновременно по отношению к своим предшественникам он делает шаг вперед. Прежде всего, Давид не задерживает внимание учащихся на внешних свойствах вещи, а вводит наряду с ними процессы обобщения, создания понятий и различные формы практической деятельности. Во-вторых, он отмечал многосторонность и сложность процесса обучения. На место универсальных средств обучения – количества, формы и слова - он вводит три других средства более широкого значения: восприятие, слово, действие. При этом восприятие он понимает шире, чем Песталоцци, а именно как « получение впечатлений от самих предметов». Он учитывал, следовательно, не только количество и форму, но и динамические свойства движение - и развитие, а также оптические и акустические свойства.

    3. Основные категории дидактики.

    Основными категориями дидактики является: преподаватель, ученик, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты обучения.

    Преподавание – порядочная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочнения и практическое применение знаний.

    Учениепроцесс собственной деятельности учащихся, входе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности, совершенствуются ранее приобретенные.

    Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

    Образование – система приобретенных в процессе обучения ЗУНов и способов мышления.

    Знания – отражения познаваемого мира и мысли человека, совокупность идеи, в которой отражается теоретическое овладение определенным предметом.

    Умения – овладение способами применения знаний на практике.

    Навыки – умения, доведение до автоматизма высокой степени совершенства.

    Цель – то, к чему стремится обучение; будущее, на которое направлены его усилия.

    Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

    Организация – упорядочивание дидактики процесса по определению критериям, придания ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

    Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для ее внутренней сущности, логики и содержания.

    Метод – путь достижения цели и задач обучения.

    Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами является голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.

    Результаты – то, что достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

    В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактикой системы и технологии обучения.

    Вопросы:

    - Раскройте понятие «дидактика».

    - Расскажите историю возникновения и развития дидактики

    - Перечислите основные категории дидактики.
    Вторая неделя

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта