право. Т. П. Шишулина правоведение
Скачать 1.11 Mb.
|
Романо-германская правовая система. Романо‑германская пра‑ вовая система — это результат эволюции римского права, никоим образом, однако, не являющийся его копией. Романо‑германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой пра‑ 66 3. Понятие права. Его система вовой системе господствующая роль отведена закону и в первую оче‑ редь кодексу. Закон служит основным, а в ряде отраслей права, на‑ пример в уголовном, и единственным источником права. Романо‑германская система права получила распространение во многих странах в результате их колонизации или же доброволь‑ ной рецепции многих правовых институтов этой системы. Становление романо‑германской правовой системы связано с эпохой Возрождения, когда в континентальной Европе стало фор‑ мироваться новое юридическое мировоззрение. Главная роль при этом принадлежала университетам. Право, которое преподавалось в университетах, стало общим для всей Европы. Эта система права сложилась в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII в., общую для всех юри‑ дическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Основой преподавания права стало римское право и наряду с ним каноническое право. И лишь значительно позднее в университетах начали преподавать национальное право. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, по‑ бедила в университетах в XVII–XVIII вв., поставив в центр любого общественного строя человека, подчеркивая его неотъемлемые «естественные права». Школа естественного права требовала, что‑ бы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Евро‑ па выработала и недостающие ей нормы публичного права, выра‑ жающие естественные права человека и гарантирующие свободу человеческой личности. Новый этап в истории романо‑германской правовой семьи на‑ чинается с XVIII в., когда началась кодификация права. Закон стал главным элементом познания права. В XIX–XX вв. кодификация получила широкое распространение во всех странах романо‑гер‑ манской правовой семьи. Это кодифицированное право и должно было применяться судами. Право, преподававшееся в университе‑ тах до кодификации, не было правом, применявшимся на практи‑ ке. Так, во Франции сразу же после революции была осуществлена наполеоновская кодификация, которая затем имела огромное вли‑ яние на многие страны Европы, а позже и за ее пределами. Кодификация имела и свои отрицательные последствия. При ко‑ дификации права была упущена из виду университетская традиция, 67 3.4. Основные правовые системы современности. Англосаксонское право. Романо-германское право которая заключалась в стремлении обучить поиску справедливого права, предложить право‑образец. После принятия национальных кодексов в европейских странах, правда в разной степени, право отождествлялось с законом. При определении природы права в нем стали видеть выражение не справедливости, а воли государства, что, например, произошло в социалистических странах. В настоящее время в странах романо‑германской правовой систе‑ мы помимо законодательства открыто признается и ведущая роль доктрины и судебной практики в формировании и эволюции права. Идет процесс возрождения идеи единого права, признается приори‑ тет международного права перед национальным законодательством. Экономическая и политическая интеграция стран Европы дает возможность сближения и правовых систем. Так, с принятием Евро‑ пейской конвенции о защите основных прав и свобод (1950) и об‑ разованием единого Европейского союза развивается «европейское право», которое самым существенным образом воздействует на го‑ сударства, входящие в Совет Европы и Европейский союз. Страны романо‑германской правовой семьи — это страны «писа‑ ного права». В настоящее время в странах континентального права основным источником права считается закон. Закон образует как бы скелет правопорядка. В системе законодательства высшую юриди‑ ческую силу имеет конституция. Конституция закрепляет систему основных прав и свобод челове‑ ка и гражданина, основы общественного и государственного строя, а также принципы организации и деятельности высших органов государственной власти. В конституциях многих стран получил за‑ крепление принцип судебного контроля над конституционностью обычных законов. Практически во всех государствах романо‑германской правовой системы приняты и действуют гражданские, гражданско‑процессу‑ альные, уголовные, уголовно‑процессуальные, административные и некоторые другие кодексы. Помимо кодексов, существует и система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы обществен‑ ных отношений. Помимо законов писаное право стран романо‑гер‑ манской правовой семьи включает и множество норм и предписа‑ ний, принимаемых органами государственной власти во исполнение законов. Законодатель, ограничиваясь изложением принципов бо‑ 68 3. Понятие права. Его система лее или менее общих норм, часть полномочий предоставляет ад‑ министративным органам для более подробной их регламентации. Источником романо‑германского права также является обычай. На современном этапе его развития применение обычая как источ‑ ника права очень ограничено по сравнению с законодательством. Обычай применяется лишь тогда, когда закон прямо отсылает к нему. Среди источников континентального права на современном этапе его развития существенно возросло значение и судебной практики. Однако здесь роль судебного прецедента не так велика, как в систе‑ ме общего права. Судебная практика действует в рамках правовых норм, установленных законодателем. Судебная практика не связа‑ на нормами, которые она сама создала, так как они не имеют обяза‑ тельного характера. Следовательно, суды не могут сослаться на них для обоснования принимаемого решения. Исключение составля‑ ют нормы судебного прецедента, создаваемые высшими судебны‑ ми инстанциями. Определенное место среди источников права занимает юриди‑ ческая доктрина. Хотя на современном этапе доктрина и уступила первенство среди источников права закону, но она продолжает ока‑ зывать существенное влияние на законодателя и в правопримени‑ тельной деятельности. Именно доктрина создает юридический ин‑ струментарий для работы юристов. В современной романо‑германской системе права получили за‑ конодательное закрепление так называемые общие принципы пра‑ ва. В определенных условиях они могут быть основанием для реше‑ ния дел при отправлении правосудия. Для правовых систем романо‑германской семьи характерно деле‑ ние права на публичное и частное. Такое деление связано с характе‑ ром регулируемых отношений: публичное право регулирует отноше‑ ния между публичной властью и управляемыми субъектами, а частное право — отношения между частными лицами. Публичное право было призвано регулировать отношения в управленческой сфере. Публичное и частное право в странах романо‑германской си‑ стемы распадается на следующие основные отрасли: конституци‑ онное право, административное право, международное право, уго‑ ловное право, процессуальное право, гражданское право, трудовое право и т. д. 69 3.4. Основные правовые системы современности. Англосаксонское право. Романо-германское право Обязательственное право в странах романо‑германской семьи считается центральным разделом гражданского права. Правовую норму во всех странах этой правовой семьи понимают как общеобязательное правило поведения, созданное законодателем на общих принципах права и имеющее высшую юридическую силу. Нормы права в странах романо‑германской правовой семьи носят абстрактный, обобщенный характер. Функцией правовой нормы яв‑ ляется лишь установление правовых рамок. Понятие правовой нормы, принятое в романо‑германской пра‑ вовой семье, является основой кодификации в том виде, в каком ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в романо‑германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопро‑ сы, возникающие на практике. В кодексе систематизированы общие правила поведения, на основе которых граждане и правоприменитель‑ ные органы могут разрешить те или иные юридические проблемы. Во многих странах континентального права установлен принцип судебного контроля над конституционностью законов. В ряде стран проверка конституционности законов возложена на специально соз‑ даваемые для этих целей конституционные суды (в Германии, Ав‑ стрии, Италии, Турции, России и др.). С учетом господствующей роли закона в системе источников пра‑ ва большое значение придается толкованию законодательных фор‑ мул, так как законодатель не может точно предусмотреть разнообра‑ зие конкретных дел, возникающих в юридической практике. Задача юристов состоит главным образом в том, чтобы при помощи различ‑ ных способов толкования найти решение, которое в каждом конкрет‑ ном случае соответствует воле законодателя. Мусульманское право. Мусульманское право — одна из само‑ стоятельных правовых систем современности, которая является ча‑ стью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испыты‑ вала бы влияния норм шариата (определенным исключением яв‑ ляется лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой дей‑ ствующих правовых норм. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («пря‑ мой путь») — это совокупность обращенных к людям обязательных 70 3. Понятие права. Его система к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и пе‑ реданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулиру‑ ют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отно‑ шениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с пра‑ вовым началом. Шариат как религиозная система законодательства был создан ран‑ ними мусульманскими учеными‑правоведами постепенно на основе главных источников ислама — Корана и Сунны. Шариат явился резуль‑ татом человеческой интерпретации этих текстов и логических постро‑ ений, сделанных на их основе. Анализ входящих в состав шариата пра‑ вил поведения позволяет представить его в качестве всеобъемлющей системы социально‑нормативного регулирования. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властя‑ ми при принятии законов, ни людьми в их действиях. История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресо‑ вал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содер‑ жащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведно‑ му для верующих. Другие юридически значимые нормы сложились в результате жизнедеятельности, поведения Пророка Мухаммада. На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы су‑ щественное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульман‑ ских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы‑ принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенци‑ ал. Юридическая доктрина и по настоящее время продолжает ока‑ зывать определенное воздействие на правовую систему стран ис‑ ламского мира. Новый этап в развитии мусульманского права связан с установ‑ лением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульман‑ ской правовой системой активизировался процесс становления за‑ конодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована. 71 3.4. Основные правовые системы современности. Англосаксонское право. Романо-германское право На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоя‑ тельством, что европейская цивилизация и культура оказывают суще‑ ственное влияние на многие мусульманские страны. С принятием ев‑ ропейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в меж‑ дународных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, прак‑ тически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некото‑ рых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право со‑ хранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют мно‑ гие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголов‑ ного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ре‑ нессанс мусульманско‑правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям. Источники мусульманского права. В основу мусульманского права легли: 1) Коран, 2) Сунна Пророка, 3) иджма и 4) кияс. Основ‑ ным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Коран — последнее по времени Божественное Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду в VII в. н. э. и адресованное всему человечеству. В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, дают‑ ся надежные ориентиры к праведному пути в жизни. Коран — важ‑ нейший памятник мировой культуры. Он состоит из 114 сур (сура — глава), а каждая сура разделяется на стихи (айаты). Книга написана рифмованной прозой, что делает ее приятной для чтения. Коран — это не только духовная книга, но и нравственно‑юри‑ дический кодекс, включающий вопросы религиозно‑нравственно‑ го, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Систематизировать различного рода по‑ становления, выносимые по разным частным случаям, — задача законоведа. 72 3. Понятие права. Его система Вторым источником мусульманского права является Сунна Про‑ рока (сборник хадисов). В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные спорные вопросы, обращаются к Сунне (предания о по‑ ведении, поступках, образе мыслей и действиях пророка Мухам‑ меда). Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX вв.). Как и Коран, Сунна содержит нормы нравственно‑юри‑ дического характера. В хадисах прежде всего представлены кон‑ кретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Авторитет преданий непоколебим, но если предание противоречит Корану, то кадий (су‑ дья) обязан следовать последнему. Если два предания противоречат друг другу, то нужно следовать тому, которое содержит позднейшее по времени действие или изречение Мухаммада. Третьим источником мусульманского права является иджма (кон‑ сенсус) — общее решение авторитетных мусульманских законоведов, составленное для разъяснения и применения Корана и Сунны. Четвер‑ тый источник мусульманского права — кияс (суждение по аналогии). Мусульманское право представляет собой целую систему очень детализированного права. Тесно связанное с религией и с цивили‑ зацией ислама, оно имеет весьма оригинальное строение. Особен‑ ность мусульманского права, отличающая его от других правовых систем, заключается в сочетании в нем религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его источников и структуры, механизма действия и правопонимания. Другая чер‑ та мусульманского права — это его тесное взаимодействие с мест‑ ными традициями и обычаями, сочетание в нем детализированных индивидуальных решений с общими принципами. В мусульманском праве получили закрепление такие естествен‑ ные права человека, как: право на жизнь, право на свободу верои‑ споведания, право на собственность, право на создание семьи, право на свободу мысли, право на образование и др. Эти права подчер‑ кивают мирскую направленность природы мусульманского права. Большое внимание в мусульманском праве придается обеспече‑ нию индивидуальных прав, в частности праву собственности, кото‑ рая не может быть отчуждена без правового основания. Мусульманское право предоставляет человеку достаточно ши‑ рокую свободу действий, закрепляя принцип: «Дозволено все, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной». Демонстрируя за‑ 73 Контрольные вопросы к теме 3 боту об индивидуальном праве, однако, мусульманское право сле‑ дит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу. В Коране четко прослеживается идея справедливости, которая должна быть положена в основу межличностных отношений и раз‑ решения споров между индивидами. Общие принципы права рассматриваются мусульманско‑право‑ вой доктриной в качестве исходных требований, ориентиров и крите‑ риев, которым должна отвечать любая правовая оценка. Они исполь‑ зуются судом для поиска и точного выбора конкретного правового решения из множества предлагаемых доктриной выводов. В этих принципах прежде всего и прослеживается собственная юридиче‑ ская природа мусульманского права. Можно говорить о том, что эти общие принципы права, которые рассматриваются мусульманско‑правовой доктриной в качестве ис‑ ходных требований, носят естественно‑правовой характер. Для мусульманского права не характерно, как для романо‑герман‑ ской правовой системы, четкое деление на публичное и частное. Од‑ нако здесь есть нормы, регулирующие отдельные публично‑право‑ вые (конституционный порядок, уголовное право, международные отношения, права человека) и частно‑правовые отношения, хотя гра‑ ница между публичным и частным правом, безусловно, не абсолют‑ на, эти области права пересекаются и взаимодействуют. Контрольные вопросы к теме 3 1. Назовите основные типы правовых систем современности. 2. Дайте общую характеристику англо‑американской системы права. 3. Какое место занимает судебный прецедент в англо‑американ‑ ской правовой системе? 4. Романо‑германская правовая система и ее особенности. 5. Место и роль закона в системе континентального права. 6. Роль и значение судебного контроля в континентальном праве. 7. Мусульманское право и его основные источники. 8. Взаимодействие российского права с другими правовыми си‑ стемами мира. |