право. Т. П. Шишулина правоведение
Скачать 1.11 Mb.
|
социальное регулирование понимает‑ ся как имманентный обществу и определяющий социаль‑ ный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе вы‑ деляют нижеследующие. 1. Так называемые «стихийные» регуляторы как непосредствен‑ ное проявление естественных законов природы и общества. Факто‑ ры стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масшта‑ ба, явлений экономического порядка, феноменов массового пове‑ дения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процес‑ сы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всег‑ да. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным со‑ знанием или отражается неадекватно. 2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и со‑ знанием людей. 75 4.1. Социальное регулирование. Виды социальных норм 3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирую‑ щую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической лите‑ ратуре принято считать, что стабилизация, упорядочение обществен‑ ных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регулято‑ ров выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функ‑ ционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отно‑ шений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для понимания природы действующих в обществе норм, основа‑ ний и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во‑первых, норма есть естественное со‑ стояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т. д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во‑вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества — социальная норма. Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила ра‑ боты с техническими или природными объектами), стать основа‑ нием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативно‑ сти и социального нормирования можно выделить как минимум че‑ тыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов: 1) естественные нормы, существующие в виде сформулирован‑ ного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, опре‑ деляемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука; 2) разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные пра‑ вила принято называть техническими нормами; 76 4. Понятие правового регулирования 3) правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится боль‑ шинство социальных норм; 4) правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и за‑ дачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкрет‑ ной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нор‑ мы, ритуалы и т. п. При обсуждении роли права в системе социального норматив‑ ного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как со‑ циальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обще‑ стве, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следу‑ ющие признаки: 1) они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъек‑ тов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нор‑ мы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют кон‑ кретного адресата); 2) данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной де‑ ятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяю‑ щихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и вы‑ ступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т. д. Иначе говоря, анализируемые нормы по‑разному соотносятся с волей и со‑ знанием людей, однако всегда возникают в связи с ними; 3) названные нормы регламентируют формы социального взаи‑ модействия людей, т. е. направлены на регулирование обществен‑ ных отношений, поведения в обществе; 4) они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его раз‑ вития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место 77 4.1. Социальное регулирование. Виды социальных норм в истории общества, свою историческую судьбу. Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функ‑ ционирования, являются как порождением, так и регулятором ука‑ занных процессов; 5) эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социаль‑ ной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культу‑ ра позволяет людям придать смысл миру, создать основу для сужде‑ ния о взаимодействии людей. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно за‑ метить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиат‑ ской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих од‑ ной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связан‑ ные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа. Характер же организации общества в большей мере влияет на значи‑ мость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социаль‑ ной нормативной системе. Так, в негосударственно организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах — мо‑ раль и право. Таким образом, социальные нормы представляют собой свя‑ занные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответ‑ ствующие типу культуры и характеру его организации. Из приведенного определения видно, что в юридической лите‑ ратуре социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм: 1) регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функциониро‑ вания, поддержание социальных процессов в необходимом состоя‑ нии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социаль‑ 78 4. Понятие правового регулирования ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма; 2) оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, осно‑ ванием оценки социально значимого поведения конкретных субъ‑ ектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное); 3) трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации обще‑ ственной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде соци‑ альных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транс‑ лируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через об‑ разование, воспитание, просвещение и т. д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, завися‑ щее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способа‑ ми и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из пове‑ дения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, мо‑ гут трансформироваться в сформулированные правила, а могут со‑ храняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы форми‑ руются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи фор‑ мируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм. Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систе‑ матизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятив‑ ным особенностям). По сферам действия различают нормы экономические, политиче‑ ские, религиозные, экологические и др. Границы между ними про‑ водятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования. 79 4.1. Социальное регулирование. Виды социальных норм По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то ис‑ пользуют следующие основные критерии сравнения: процесс фор‑ мирования норм; формы фиксации (существования); характер регу‑ лятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нор‑ мы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четы‑ рех характеристик. Под моралью понимаются правила поведения, складывающиеся в обществе исторически в соответствии с убеждениями и представ‑ лениями людей о добре, зле, чести, совести, порядочности, долге и справедливости, обеспечиваемые силой общественного мнения. В процессе регулирования общественных отношений мораль и пра‑ во тесно взаимодействуют. Осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние этих социальных регуляторов. Однако право и мо‑ раль в значительной степени отличаются друг от друга. Нормы морали складывались исторически, в процессе жизнедея‑ тельности людей на основе их представлений о добре, зле, справед‑ ливости; нормы права устанавливаются, изменяются и отменяются государством. Нормы морали регулируют более широкую сферу об‑ щественных отношений; право регулирует лишь наиболее важные с точки зрения государства отношения, поддающиеся внешнему кон‑ тролю. Нормы морали регулируют и те отношения, которые не под‑ даются внешнему контролю (отношения дружбы, товарищества, любви); право не может эффективно воздействовать на эту группу отношений, поскольку там трудно определить меру должного. Нор‑ мы права закрепляются в официальных документах, юридических актах, то есть имеют четкие формы своего выражения и внешнего оформления; нормы морали такой формы выражения не имеют, они живут в сознании людей. Нормы морали не содержат в себе точных детализированных правил; нормы права выступают в детализиро‑ ванной форме как свод четко сформулированных правил. Право‑ вые нормы, а точнее их исполнение, обеспечиваются так называе‑ мой принудительной силой государства; мораль опирается на силу 80 4. Понятие правового регулирования общественного мнения, нарушение моральных запретов влечет об‑ щественное воздействие в виде порицания. К корпоративным нормам относятся правила поведения, уста‑ новленные руководящими органами общественных объединений (партий, профсоюзов, молодежных, спортивных организаций и др.), закрепленные в их уставах и положениях, регулирующие отношения членства в этих организациях и направленные на решение их задач. Корпоративные нормы распространяются на членов объедине‑ ний и обеспечиваются мерами общественного воздействия. Нор‑ мы корпоративных объединений по своим свойствам и признакам близки к праву. Они формально определены, издаются в письмен‑ ном виде, принимаются коллективными структурами, но в отличие от права распространяются только на членов объединения и обеспе‑ чиваются мерами общественного воздействия. В ряде случаев кор‑ поративным нормам придается юридическое значение (с момента их санкционирования государством, например регистрации Устава общественного объединения). Обычаи — это такие социальные нормы, которые сложились в об‑ ществе в результате длительного их повторения и в силу этого ста‑ ли привычными и обязательными в жизни людей. Характерная особенность обычаев заключается в том, что они не представляют стройной системы, не взаимосвязаны друг с дру‑ гом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, ко‑ торые вошли в привычку. К обычаям тесно примыкают традиции — обобщенные формы поведения людей, в которых выражено их стремление сохранить формы поведения предыдущих поколений (обряды, юбилейные даты и т. д.). Если государство придает обы‑ чаю юридическое значение, то он становится правовым. Необхо‑ димые государству обычаи поощряются, негативные вытесняются или нейтрализуются. Под религиозными нормами понимаются правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Эти нормы регла‑ ментируют порядок проведения религиозных обрядов, организации и деятельности религиозных объединений и являются обязатель‑ ными для лиц, исповедующих ту или иную религию. Религиозные нормы распространяются только на верующих и не имеют юриди‑ ческого значения. 81 4.2. Понятие правового регулирования, его предмет и виды 4.2. Понятие правового регулирования, его предмет и виды. Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздей‑ ствия государства на общественные отношения при помощи специ‑ альных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Правовое регулирование является одним из составных элемен‑ тов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воз‑ действие правовых средств и методов на субъектов непосредствен‑ но не подпадающих под правовое регулирование. В предмет правового регулирования входят устойчивые одно‑ родные общественные отношения, которые нуждаются в упорядо‑ чивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практи‑ чески все социальные связи членов общества, законодателем всег‑ да достаточно точно определяется сфера такого регулирования и ус‑ ловные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества. Правовое регулирование имеет определенные стадии, при этом для каждой стадии характерен свой набор специальных юридиче‑ ских средств, которые в совокупности образуют механизм правово‑ го регулирования. Особенность правового регулирования как отдельного вида со‑ циального регулирования заключается в том, что воздействие на по‑ ведение людей и общественные отношения осуществляется исклю‑ чительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулировани‑ ем не считаются, они относятся к более широкому понятию — пра‑ вовое воздействие. Поэтому какое‑либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания 82 4. Понятие правового регулирования и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений. Правовое регулирование следует отличать от правового воз‑ действия. Под последним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который со‑ держательно входит в него. Помимо собственно правового регу‑ лирования правовым воздействием также охватываются экономи‑ ческие, политические и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе ока‑ зывает влияние (информационно‑правовое и воспитательно‑пра‑ вовое воздействие). Предмет правового регулирования — это совокупность обще‑ ственных отношений, на которые направлено воздействие право‑ вых средств и методов. Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприме‑ нительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокуп‑ ность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Непосредственным предметом правового регу‑ лирования выступает, прежде всего, волевое поведение людей в тех или иных областях жизнедеятельности. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирова‑ ния должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании. В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену материальными либо нематери‑ альными ценностями (экономические отношения); 2) отношения по властному управлению (политические отно‑ шения); 3) отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп). |