|
Формирование ценностных ориентаций старшеклассников. МонографияАпанасенко. Теоретикометодологические основы исследования ценностных ориентаций старшеклассников в деятельности и общении 9
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций старшеклассников в деятельности и общении 1.1. Теоретическое и практическое состояние проблемы формирования ценностных ориентаций
Образование является ответом на запрос общества о своем будущем. Основные направления современных реформ в сфере образования включают демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию, информатизацию, интеграцию, многовариантность в формировании и развитии личности. Особое значение сегодня приобретает развитие способностей к саморегуляции, самоорганизации, повышение гибкости мышления, формирование способности к преодолению различных шаблонов, стереотипов и пр., что должно найти отражение в учебных программах, в концепции и программе воспитания.
Вот почему перед системой образования встают принципиально новые задачи. Необходимо отметить, что образование не может сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей. Оно формирует определенное отношение человека с окружающей его социальной, культурной и природной средой. Поэтому оно должно выполнять и такие функции, как формирование ряда новых личностных качеств: критическое отношение к себе и своим стереотипам, привычкам, осознание необходимости преодоления косных взглядов, формирование новых ценностных ориентаций, более гибкого мышления.
Как справедливо отмечал К. Маркс, человек становится субъектом в той мере, в какой перестает практически уподобляться конечному (и потому адаптивному) существу, в какой перестает быть замкнутым на свою качественную и количественную определенность, на свою специфическую меру и сущность. Человек как субъект постоянно становится, находится в абсолютном движении становления, поскольку действует не только в соответствии со своей логикой, мерой и сущностью, но в соответствии с логикой, мерой и сущностью противостоящего ему объекта (именно в этом и заключается основополагающая значимость деятельности в становлении человека). И даже являясь представителем определенной социальной группы, носителем определенного статуса и т.д., он никогда не исчерпывается этими определениями. Конечно, мера подлинно человеческого (т.е. отвечающего тенденции абсолютного движения становления) определяется как общим типом социума, в котором живет индивид, так и его собственными жизненными намерениями и целями. Таким образом, только выходя за пределы своей оконеченности, определенности наличного человеческого бытия, обусловленного культурно-историческим уровнем развития человеческого общества, индивид становится действительным Человеком, Личностью. Актуально подобный выход возможен в актах творчества, глубинной сопричастности бытию и действительной междусубъектной взаимностью. Вместе с тем, креативность предполагает радикальный выход в ситуацию, принципиально не поддающуюся контролю извне. Поэтому сегодня возрастает необходимость формирования в человеке способности к личностно-внутреннему духовному самоконтролю. Вот почему современное образование должно наполняться экологическим, гуманитарным, нравственным, ценностным, духовным содержанием. И это относится не только к подготовке специалистов-гуманитариев, но и к общеобразовательной школе, к подготовке любого специалиста, так или иначе выходящего или могущего выйти на уровень креативного отношения с миром. Научно-технические достижения последнего столетия, все больше становясь неотъемлемой частью повседневной жизнедеятельности современного общества, выводят на этот уровень практически каждого человека. Отсюда вытекает и необходимость иной качественной постановки воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе. Современное образование не может быть ценностно нейтральным.
Общеобразовательная школа советского периода уделяла значительное внимание не только подготовке учащихся к будущей профессии, но и становлению личностных и гражданских качеств выпускников. В этом общеобразовательная средняя школа имела определенные достижения. Высокий патриотизм и гражданские качества во многом были присущи выпускникам школ. Воспитанию школьников уделялось много внимания в учебном процессе, где цикл социально-гуманитарных дисциплин был призван формировать мировоззрение и ценностные установки, идеологически заданные решениями партии.
Во внеучебном процессе воспитание учащихся осуществлялось через систему общественных организаций, прежде всего пионерских и комсомольских органов. Большую роль в проведении воспитательной работы в средней школе играли культурно-досуговые, спортивные организации, которые развивали не только способности, личностные и физические качества, но и гражданские качества личности.
Вместе с тем, ценностные аспекты учебного и воспитательного процессов находились в плоскости социоцентристской ориентации, утверждавшей приоритет общественного над индивидуальным. Такая ориентация, имея корни в социально-атомистическом типе связей, превращает даже первичные узы в нечто вторичное, производное, не приемлет сущностную онтологическую общность людей.
В настоящее время, когда социоцентризм был подвергнут резкой критике, несмотря на поиск новых методологических подходов к воспитательной работе, доминирующими стали антроцентристские представления о сущности человека, на базе определения которой, строится вся воспитательная деятельность. Но такая ориентация, замыкая человека в рамках своемерия, еще больше лишает его возможности вступления в диалог с другими людьми и с миром в целом.
Поэтому остро стоит вопрос разработки не только новых форм и методов воспитания школьников, но и новых методологических подходов к психолого-педагогическим установкам, отвечающим новым социально-экономическим, духовным и образовательным условиям развития общества. По словам русского философа Г.С. Батищева сегодня настоятельно требуется: «Приоритет безусловно-ценностного отношения к миру над любыми, сколь угодно важными, но условно-локальными и исторически ограниченными началами, целями, интересами и т.п.; приоритет абсолютного над относительным, высшего над низшим, более совершенного над менее совершенным - и неукоснительное соблюдение этой смысловой иерархичности всею жизнью и каждым целостным ответственным поступком, следовательно, всею жизнью как единым сложным поступком» (Батищев Г.С. Универсалии культуры глубинного общения). Жизненного опыта сегодня в ряде случаев не хватает. Практика средних общеобразовательных заведений требует радикального пересмотра целей, принципов, идей, лежащих в основе нравственного и гражданского воспитания, психолого-педагогического обоснования процессов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества в воспитательной работе.
Сегодня резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени школьников, в интересах их позитивного воспитания и культурного развития. Среди школьников резко падает уровень культуры, идет активное их отчуждение от ценностей мировой и отечественной культуры, духовное и культурное одичание. В связи с этим актуальной становится задача формирования личности, способной к культурно-нравственному развитию и саморегуляции поведения.
С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации получило потенциальную возможность развиваться на принципах свободы, демократии и гуманизма.
Методологической базой обновления образования и процесса воспитания стали парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности – к культуре достоинства, а также материалы и документы Всесоюзного съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.).
«Сегодня, когда многие образовательные учреждения пытаются строить свою деятельность в русле детоцентристской установки, остро возникла потребность в овладении каждым педагогом личностным подходом. Изменения в методике обучения и воспитания не могут произойти без изменений в содержании и методах подготовки и переподготовки педагогов. Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания и обучения его поколений, от уровня подготовки учителя, воспитателя, преподавателя. «Учитель создает нацию» – это древнее изречение справедливо и в наши дни, как никогда раньше» («Об основных направлениях развития воспитания…» 77).
Опрос учителей г. Бийска (1999 г., средние школы № 1, 4, 20; 500 респондентов), и сельских районов (Мало-Угренево, Шубинка) показывает, что около 47% учителей пользуются авторитарными методами, демонстрируя логику своемерия. Учитель оказался неподготовленным к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса. Ибо тот, кто учится, учится прежде всего быть, а не только знать. А тот, кто учит, учит не знаниям самим по себе, а способам бытия в Мире «при этом сам, бытийствуя и одновременно зная» (См.: Хамидов А.А. Отчуждение в сфере образования // Человек в мире отчуждения. – Алматы, 1996. – С. 117-143). От педагога требуется не только высокий уровень профессионализма в работе с детьми, но и умение организовать общение, выстроить отношения с каждым учеником таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
Активность людей в обществе стимулируется, программируется и реализуется благодаря системе внебиологически выработанных механизмов, то есть того, что называется культурой.Поскольку воспитание и обучение являются частью культуры, мы в своем исследовании рассматриваем суть воспитания – в трансляции культуры как способа содействия личностному росту, как создание условий для саморазвития, самореализации и самовоспитания.
Лишь культура, задействуя рефлексивный слой человека (который более аксиологичен, чем бытийный, ибо концентрируется на ценностях, смыслах), формирует «глаз внутренний» (О. Мандельштам), ведя личность к пониманию собственного «Я». Развитие личности, ее рост и есть восхождение к духовному через присвоение культуры и понимание себя.
Деятельность учащегося, его активность направлена сегодня в основном вовне. Внутренняя же работа молодого человека по постижению своего духовного мира, осмыслению своих поступков и действий или вообще отсутствует, или занимает не столь значительное место. Ситуация требует социально развитой личности, обладающей духовным потенциалом. Важное место в ее формировании отводится учителю. Однако педагог, помогая в этом ученику, должен и сам обладать духовной культурой. Духовная культура учителя – это отраженная в гуманистических идеях причастность его к миру, которая проявляет себя в сопереживании миру как таковому, в попытках найти ответы на жизненно важные вопросы, в ответственности, которую педагог несет за становление духовной личности учащихся, способной к созиданию, активному утверждению в жизнь гуманистических идеалов. Педагог – это прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в какой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в какой способна приобщить к этим ценностям своих учеников.
Сегодняшняя ситуация в стране – процесс суверенизации и отделения в самостоятельные государства бывших союзных республик повлекла за собой серьезные изменения в самосознании ее больших и малых народов, появлению новых ценностных ориентиров во всех сферах жизни, в том числе и в художественной культуре. И это, естественно, стало отражаться в содержании учебных планов и программ образовательных учреждений бывших республик, краев, областей. Например, на научной конференции о жизни и творчестве алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина (15.01.1995 г.) под эгидой высшего законодательного органа Республики Алтай Эл-Курултая, принято решение об обязательном изучении его биографии и творческого наследия во всех образовательных учреждениях республики. Необходимо учитывать особенности культурного развития Сибири в далеком и недалеком историческом прошлом, когда общеобразовательная и специальная средняя и высшая школа практически проигнорировала тот пласт культурно-исторического наследия, который был создан многочисленными этническими группами сибиряков. Вне поля зрения образовательных учреждений оказывались ценности культуры не только национальных меньшинств, но и русскоязычного населения, создававшего здесь свою, сибирскую, художественную культуру. Традиция такого нигилистического подхода учреждений образования к сибирской культуре настолько сильна, что и до сих пор будущие учителя литературы нашего края не изучают творчество Г. Гребенщикова, В. Бахметьева, М. Чевалкова, Г. Вяткина, С. Исакова и других талантливых публицистов и поэтов Сибири конца XIX - начала XX вв.
Разработка в последние десятилетия проблемы культурного наследия, концепции личностно ориентированного образования, методики формирования ценностного отношения к прошлому позволяет по новому подойти к определению целевых установок школьного, культурного образования, к конструированию содержания курса художественной культуры, к выбору объектов изучения, к разработке методики формирования ценностных ориентаций на основе художественной культуры региона. Анализ федеральных программ и учебных планов средних школ Алтайского края показал наличие в них курса мировой и отечественной художественной культуры, но совсем незначителен курс художественной культуры региона (10-12%), хотя использование такого материала более эффективно в силу близости и доступности его для работы с учащейся молодежью. Мы исходим из убеждения, подкрепляемого историческими исследованиями, что регион Алтая обладает уникальными достижениями в развитии художественной культуры и, соответственно, имеет огромный потенциал средств эстетического воспитания и художественного образования. Необходимость введения данного курса в школах вытекает из начавшегося активного процесса гуманизации образования в России и повышения удельного веса гуманитарных дисциплин в образовании детей. Однако сразу стала ощущаться известная неподготовленность обучающихся к восприятию новой учебной дисциплины.
Во-первых, стал проявляться определенный дефицит в их интеллекте, связанный с понятийным аппаратом восприятия, суждений и оценки произведений искусства, с его узостью, неконкретностью.
Во-вторых, обнаружилась очень слабая осведомленность учащихся в историко-искусствоведческих вопросах таких видов искусства, как кино, театр, скульптура, танец, архитектура, многочисленные формы декоративно-прикладного искусства и фольклора, т.к. эти виды художественного творчества и раньше, да и теперь, еще не вошли в учебные планы и программы как объект если не последовательного изучения, то хотя бы подробного ознакомления с ними обучающихся детей.
Особенно большие трудности возникают у школьников в осознании художественной культуры как неотъемлемой составной части жизни народов, их общественного сознания, быта и т.д., то есть всей реальной истории, потому, что ретроспективный взгляд на культуру разных народов, отстраненный от их пока еще короткой личной жизни, оторванной от знакомых им конкретных природных и исторических обстоятельств, мало понятен, а значит и мало продуктивен для формирования их сознания.
Мы полагаем, что преодолению создавшихся трудностей должно способствовать изучение художественной культуры региона в форме специальных кружков, факультативов, классных часов (то есть во всей внеклассной работе) и, конечно, в учебном процессе. Такие спецкурсы или факультативы будут, во-первых, выполнять пропедевтические функции подготовки учащихся к изучению художественной культуры мира и своего народа. Ведь он будет опираться на использование художественных коллекций, отдельных художественных произведений местных краеведческих, художественных музеев, на восприятие местных памятников скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Во-вторых, преподавание художественной культуры региона раздвигает узкие рамки дисциплин эстетического цикла, который включает в себя сегодня только литературу, музыку и изобразительное искусство.
В-третьих, такой подход к художественной культуре как целому комплексу форм художественной деятельности, уходящих своими корнями в духовную и материальную жизнь наших предков, в свою очередь позволит детям лучше осознать творчество не как пустяшное время провождение, а как особый труд, как производство особых духовных ценностей, без которых не может полноценно существовать, развиваться жизнь общества и его членов.
К сожалению, в современной образовательной системе уделяется небольшое внимание изучению художественной культуры региона. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть плана определяет минимальное количество часов на изучение той или иной области знаний. Так, например, на изучение художественной культуры, в том числе и искусства, в восьмых классах выделяется лишь два часа в неделю, а в 9-11 классах – совсем не выделяется. В некоторых школах края изучение местного материала (средняя школа № 4) включен в виде отдельных тематических блоков (литература – «Наш земляк В.М. Шукшин», география – «Природа родного края», изобразительное искусство – «Художники Алтайского края»), в программах других учебных дисциплин даются рекомендации по привлечению материалов края (русский язык, история в средней школе № 17) и не более. В некоторых школах города и сел данной проблеме не уделяется внимание вовсе (средняя школа № 20, п. Первомайский и т.д.).
С целью выявления ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры в школах проводилось анкетирование. Оно показало, что большинство учащихся не знает, что можно отнести к художественной культуре региона. Из 329 человек только 87 назвали – известных людей культуры Алтая (писателя В.М. Шукшина, художника И. Гуркина, известного артиста А. Панкратова-Черного). Учителя и родители понимают важность знакомства детей с культурой региона, использование ее в учебно-воспитательном процессе школы для формирования ценностных ориентаций учащихся (100 % учителей высказались за важность и необходимость введения в учебные программы изучение художественной культуры региона). Вместе с тем наблюдение за практикой преподавания выявило несоответствие между пониманием учителями воспитательной функции изучения художественной культуры региона и их готовностью методически грамотно ее реализовать. Невысок процент учителей средних школ края, глубоко осознающих суть понятия «художественная культура» и представляющих механизмы формирования ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры региона.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью организации приобщения, знакомству учащихся с художественной культурой региона с одной стороны, а с другой – степенью готовности учителей реализовать данный процесс. Анализ всего комплекса учебных программ общеобразовательных школ г. Бийска позволил сделать ряд выводов:
в разных учебных программах содержатся сведения об истории, природе нашего края, гораздо реже встречаются разрозненные сведения о культурном наследии, включаются, но не часто, курсы по художественной культуре края; отсутствует система в формировании ценностных ориентаций школьников в деятельности и общении, используя средства художественной культуры региона; при фрагментарном введении материала художественной культуры в уроки он носит вспомогательный, иллюстрирующий, конкретизирующий характер, но не формирует систему знаний;
Изучение курса мировой художественной культуры, не используя в школьных программах материала по художественной культуре края, на наш взгляд, не позволит в полной мере формировать духовно-нравственную личность, ее ценностные ориентации. Использование материала художественной культуры края имеет не только образовательно-пропедевтическое значение как подготовка к восприятию курса мировой и отечественной художественной культуры, оно окажет положительное влияние и на формирование исторического мышления детей, открыв большой материал из прошлого и настоящего города, края. Через художественную культуру региона связь времен оказывается более конкретной. Это станет возможным, если сами факты региональной художественной культуры будут открыты учащимся в определенном социально-историческом процессе.
Изучение культуры региона будет иметь и большое воспитательное значение: заметно скажется на формировании у детей и подростков патриотических чувств, ибо в самом ярком – в художественном проявлении – предстанет перед нами регион как их малая Родина.
Таким образом, современное образование не может быть ценностно нейтральным, а потому формирование ценностных ориентаций школьников становится его насущной задачей. Однако современные антроцентристские представления о сущности человека, на базе определения которой строится воспитательная работа, замыкают человека в рамках своемерия, лишая его возможности вступления в диалог с другими людьми и с миром в целом. Это требует обращения современного образования к таким представлениям о человеке и средствам его воспитания и обучения, которые способны обеспечить его органическое включение в бытие мира и других людей. Человек как субъект постоянно становится, находится в абсолютном движении становления, поскольку действует не только в соответствии со своей логикой, мерой и сущностью, но в соответствии с логикой, мерой и сущностью противостоящего ему объекта (именно в этом и заключается основополагающая значимость деятельности в становлении человека). Поэтому для становления действительно целостной личности необходима организация ее деятельности по освоению таких объектов действительности, которые обладают такой целостностью. Это, прежде всего, объекты художественной культуры, в которых целостность мира выражена в его единичных проявлениях. К тому же, художественная культура, задействуя рефлексивный слой человека (который более аксиологичен, чем бытийный, ибо концентрируется на ценностях, смыслах), ведет личность к пониманию собственного «Я». Развитие личности, ее рост и есть восхождение к духовному через присвоение культуры и понимание себя. Вот почему художественная культура региона, отражающая культурно-исторические и природные реалии, с которыми человек, проживающий в данном регионе, сталкивается повседневно, является незаменимым средством формирования ценностных ориентаций школьников.
|
|
|